дорожно мостовое хозяйство это что
Организация производства в дорожно-мостовом хозяйстве.
Наиболее распространенным способом организации строительно-ремонтных работ в дорожно-мостовом хозяйстве является подрядный, который осуществляется специализированными предприятиями (подрядчиками) по договорам с заказчиком (администрацией города). Строительное предприятие, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный, текущий ремонт и содержание объектов дорожно-мостового хозяйства города, выступает как самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, использующая имеющиеся ресурсы для выполнения работ, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Производственно-техническая структура предприятия, занятого в сфере строительства, ремонта и содержания дорог и мостов города, представляет собой взаимосвязь подразделений и служб, которые обеспечивают последовательность всех операций, связанных с выполнением предусмотренных договором работ, в том числе:
— технологическая подготовка: определение содержания и объемов работ, разработка необходимой документации (технологических процессов, регламентов и т.д.), уточнение режимов эксплуатации машин и механизмов и др.;
— обеспечение работоспособности машин и механизмов (службы механика, энергетика);
— создание безопасных условий труда (техника безопасности);
— организация снабжения необходимыми материалами, сырьем, покупными изделиями.
Некоторые отличия и особенности производственной структуры предприятий дорожно-мостового хозяйства города связаны с правами собственности на имущество. За муниципальными унитарными предприятиями оно закрепляется на правах хозяйственного ведения, право хозяйственного ведения имущества, право собственности в этом случае принадлежит их учредителю – городской администрации. Право собственности на имущество имеют государственные и муниципальные предприятия, преобразовавшиеся в акционерные общества.
К основным производственным фондам в сфере дорожно-мостового хозяйства относятся рабочие машины и оборудование, силовые машины и оборудование, транспортные средства, производственные здания и сооружения.
К группе рабочих машин и оборудования относятся строительные машины и механизмы (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, подъемные краны и т.п.).
Силовые машины и оборудование включают генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, газогенераторы, паровые котлы, передвижные электростанции, компрессоры и т.д.
Рабочие и силовые машины и оборудование – это машины, непосредственно участвующие в строительных и ремонтных работах, подготовке строительных материалов и оказывающие влияние на выполнение объемов работ и сроки исполнения.
Транспортные средства предприятий дорожно-мостового хозяйства города представлены автомобильным транспортом, предназначенным для транспортировки людей, грузов, строительных материалов и конструкций.
Группа производственных зданий и сооружений объединяет инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса строительства и ремонта дорог и мостов.
Производственная программа предприятия дорожно-мостового хозяйства составляется в поквартальном разрезе в соответствии с климатическими условиями (продолжительностью рабочего сезона) и производственной мощностью. Объем работ в натуральном выражении определяется умножением площади эксплуатируемых дорожных покрытий на норматив работ по текущему ремонту и содержанию городских дорог.
Основными плановыми и отчетными технико-экономическими показателями в сфере городского дорожно-мостового хозяйства являются:
— площадь проложенных дорог, восстановленных или отремонтированных покрытий (м 2 );
— общая сметная стоимость работ (руб.);
— сметная прибыль (плановые накопления) в составе сметной стоимости строительной продукции (руб.).
Поиски эффективных форм контроля, способствующих улучшению состояния городских территорий и объектов инженерного назначения, привели к созданию в крупных городах специальных организаций по контролю качества дорожно-ремонтных работ – дорожных инспекций со специализированными лабораториями, осуществляющими мониторинг состояния объектов дорожно-мостового хозяйства как в процессе строительства и ремонта, так и эксплуатации. Специалистами этих подразделений на основании статистических данных контроля качества дорожно-ремонтных работ составляется реестр предприятий, выполнявших работы по муниципальному заказу. На основании нормативных документов определяются критерии оценки качества работы подрядных организаций и показатели, которые учитываются при определении категории организаций по важности выполнения работ. И те, и другие параметры учитываются при распределении между подрядчиками муниципального заказа.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав
Дорожно-мостовое хозяйство
Строительство дорог и ремонт дорог в Москве ведутся непрерывно, расширяя возможности связи между городами и внутри самой Москвы. Технология дорожного строительства постоянно совершенствуется. Это позволяет делать дороги региона выше качеством, а ремонт дорожного покрытия проводить в более короткие сроки.
Устройство автодороги. У автомобильной шоссейной дороги имеются земляное полотно, основание, одно или несколько покрытий проезжей части (дорожная одежда), обочины, мосты, средства регулирования дорожного движения.
Укладка дорог выполняется из строительного грунта и передает нагрузки от проходящих автомобилей в рассредоточенном виде на земляное полотно. Укладка асфальта может осуществляться из асфальтобетона, литого асфальта, щебня, щебня с битумной пропиткой, бетона на портландцементе, гравия или пропитанного грунта.
Асфальтовые дороги. Современное гладкое асфальтовое дорожное покрытие (шит-асфальт) состоит из тщательно подобранного по гранулометрическому составу песка, каменной (бутовой) муки и литого асфальта. Материалы смешиваются смесительной установкой при температуре ок. 175° С, при которой асфальт находится в расплавленном состоянии, смесь доставляется на место, рабочие на специальной установке производят укладку дорог, асфальтирование дорог осуществляется в горячем состоянии.
Асфальтобетонное покрытие состоит из слоев толщиной 5-7,5 см смеси (приготовленной при температуре около 175° С) взятых в нужной пропорции щебня разных размеров, песка, каменной муки и расплавленного асфальта в качестве вяжущего. Асфальтобетон и гладкий асфальт укладываются на основании из макадама или портландцементного бетона, рассчитанное на соответствующие дорожные нагрузки. Асфальтировка выполняется на надежном основании с подстилающим слоем из классифицированного материала или макадама и 2-5 слоями асфальта. В нижних слоях щебень крупнее, что повышает прочность покрытия и дает экономию, а в верхних — мельче, благодаря чему обеспечивается водонепроницаемость и износостойкость поверхности. Однако дорожная поверхность должна быть в какой-то мере шероховатой во избежание пробуксовки шин и для облегчения вытеснения воды протектором. Полная толщина дорожного покрытия зависит от несущей способности грунта и от предполагаемой транспортной нагрузки.
Асфальт можно смешивать с насыпанным на дорожное полотно щебнем непосредственно на месте строительства дорог, а затем разравнивать и укатывать. Но более предпочтительно использовать горячие смеси заводского изготовления, в которых точно выдержаны пропорции ингредиентов. На заводе щебень сушится и нагревается во вращающейся печи, а затем к нему добавляется отдельно разогретый асфальт, и все эти элементы перемешивается. Для приготовления высококачественных покрытий желательны температуры не ниже 165° С. Горячая заводская смесь быстро доставляется на место, где осуществляется асфальтировка благоустройство.
Дорожные работы проводятся по мере необходимости. Срок службы автодорог составляет 20-30 лет, мостов — от 50 до 100 лет.
Планирование:
В разработке находятся три участка Четвертого транспортного кольца: от Рязанского проспекта до шоссе Энтузиастов, от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе, от Щелковского до Открытого шоссе, сооружение транспортной развязки на пересечении Ленинградского проспекта и Фестивальной улицы (проект «Большая Ленинградка»), а также реконструкция участка Волоколамского шоссе до пересечения с Пятницким шоссе с возведением развязок. Срок разработки проектно-сметной документации по этим объектам установлен до конца этого года.
В проектирование на 2009-2010 годы включены новые проезды на Ходынском поле, реконструкция Щукинской площади, строительство Северной и Южной рокад, шести участков Четвертого транспортного кольца, южного дублера Кутузовского проспекта, реконструкция Дмитровского и Ленинградского шоссе, дороги и проезды для обслуживания ММДЦ «Москва-Сити» и другие объекты.
За счет средств городского бюджета запланировано строительство более 100 объектов коммунальной инфраструктуры. Среди них дороги, проезды, инженерные коммуникации и сооружения, которые должны появиться в районах массовой застройки: поселках Северный, Щербинка, Некрасовка, Бутово, Люберецких полях аэрации, районах Печатники (мкр. 34Е), Кузьминки (кв. 115), Можайский (кв. 95), Гольяново (мкр. 1-2), Левобережный (мкр. 2Б), Обручевский (кв. 37), Бескудниково (мкр. 6).
Основные термины
Словарь основных дорожных терминов
Общие сведения
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления.
К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях, которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств, и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
Примерная конструкция автомобильной дороги
Схема управления автомобильными дорогами общего пользования Российской Федерации
Земляное полотно и дорожные одежды
Конструкции и типы дорожных одежд
Расчет дорожных одежд
Мостовые сооружения и переходы
Различают по назначению:
по виду применяемых материалов в пролетном строении:
по уровню расположения проезжей части:
по расположению пролетного строения относительно горизонта высоких вод:
по статической схеме пролетного строения:
По статической схеме различают:
— Разместил/а 18 декабря 2016, 23:43, отредактировано 07 апреля 2018, 18:11
Дорожно мостовое хозяйство это что
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Дата введения 1999-09-01
1. Отраслевые методические рекомендации разработаны ГП РОСДОРНИИ при участии Саратовского института «ПРОЕКТМОСТРЕКОНСТРУКЦИЯ», творческого коллектива кафедры мостов МИИТа и НПФ «Инсор». В работе был использован опыт Управления автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» и других организаций.
Внесены Российским дорожным агентством.
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ в действие распоряжением Российского дорожного агентства от 30.08.99 г. N 7Р.
3. ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ.
4. Настоящие отраслевые методические рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Российского дорожного агентства.
В «Методических рекомендациях по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах» представлена классификация работ по содержанию мостовых сооружений и даны предложения по формированию службы их содержания с перечнем работ, возлагаемых на эту службу, показаны порядок взаимоотношений между Заказчиком и Подрядчиком и основные правила контроля качества выполняемых работ, изложены также требования к качеству содержания сооружений и уровни нормативных требований.
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации распространяются на содержание мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и предназначены для дорожно-эксплуатационной службы Российского дорожного агентства, в частности для мостовых подразделений Российской Федерации при организации и контроле качества работ по содержанию этих сооружений.
1.2. В документе использованы основные термины и определения, в соответствии с принятыми в мостовой терминологии (см. Дорожная терминология [2]) с учетом указанных в ВСН 24-88 [3] и ВСН 6-90 [4].
1.4. Конечной целью содержания мостовых сооружений является поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния мостовых сооружений в соответствии с ростом нагрузки и интенсивности движения по автомобильным дорогам.
1.8. В число мостовых сооружений включаются мосты через реки и суходолы, путепроводы, эстакады, виадуки и скотопрогоны, а также дорожные террасы на горных дорогах.
Длина мостового сооружения ( ) принимается по концам массивных устоев, концам боковых открылков шкафных стенок или (при их отсутствии) по концам крайних опор или балок (переходные плиты не учитываются).
1.9. Содержание наплавных мостов и паромных переправ изложено в инструкции [9].
2. Система управления мостовым хозяйством
2.1. Необходимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния мостовых сооружений обеспечивают мостовые службы, которые формируются в зависимости от плотности мостовых сооружений на дорожной сети, состава их парка и состояния, руководствуясь технико-экономическими соображениями.
Эти службы предусматривают два уровня:
— мостовое подразделение (группу) в штате аппарата Заказчика (органа управления дорожным хозяйством);
— производственное подразделение Подрядчика по содержанию мостовых сооружений, которое может быть в составе производственной дорожной службы или в виде специализированных организаций, независимо от формы собственности, имеющих лицензию на право выполнения работ по ремонту и содержанию искусственных сооружений (на конкурсной основе) по контракту. Рекомендуемый срок контракта 3-5 лет.
2.2. При содержании мостовых сооружений основными задачами службы являются:
— обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств с установленными расчетными для дороги скоростями и расчетными осевыми нагрузками, а также движения пешеходов;
— обеспечение технически исправного состояния сооружений и расчетного срока их службы при минимальных затратах труда и материально-технических ресурсов;
— систематическое улучшение транспортно-эксплуатационного состояния сооружений с учетом роста интенсивности движения и массы транспортных средств на автомобильных дорогах;
— поддержание в надлежащем состоянии внешнего вида сооружений.
2.3. Мостовая группа (отдел или подотдел) функционирует как структурное подразделение Заказчика под непосредственным подчинением у заместителя начальника или главного инженера органа управления дорожным хозяйством.
Количественный состав этой группы (отдела или подотдела) определяется на основании планируемого объема и может составлять 2-4 человека и более (примерно 2500 п.м. длины мостов на одного специалиста-мостовика).
2.4. Мостовая группа Заказчика выполняет следующие функции:
— осуществляет контроль и анализ технического состояния сооружений, закрепленных за Заказчиком, сбор информации, ведение автоматизированного банка данных о мостовых сооружениях;
— организует и, при необходимости, проводит инвентаризацию этих сооружений, диагностику и их периодическое обследование;
— анализирует режим и условия движения по ним, организует пропуск и осуществляет контроль за пропуском негабаритных и тяжеловесных грузов по искусственным сооружениям (выдает согласования и разрешения на перевоз тяжеловесных и негабаритных грузов);
— обеспечивает хранение технической документации: проектов, исполнительных и строительных документов, заключений, отчетов и актов обследований и осмотра мостов, документов по ремонту, технических паспортов на мостовые сооружения;
— разрабатывает производственную программу содержания и ремонта сооружений, определяет средства на их выполнение;
— осуществляет выбор на конкурсной основе подрядных организаций по выполнению производственной программы;
— осуществляет контроль за производственной деятельностью мостовых организаций Подрядчиков на объектах Заказчика;
— осуществляет постоянный контроль за качеством содержания сооружений и сроками выполнения работ подрядными организациями, своевременным устранением недоделок и дефектов по сданным в эксплуатацию сооружениям; проверяет работу освещения на сооружениях;
— участвует в рассмотрении и утверждении проектной документации на ремонт, реконструкцию и новое строительство искусственных сооружений;
— участвует в работе комиссий по приемке скрытых работ, в подготовке объектов к сдаче и вводу в эксплуатацию, в том числе испытаний сооружений под нагрузкой;
— оказывает организационно-техническую помощь в выполнении работ по содержанию и ремонту; участвует в организации аварийно-восстановительных работ;
— организует получение гидрометеорологических и гидрологических данных, выдает технические условия и дает разрешение на прокладку связи, линий электропередач, другие коммуникации в зоне сооружений;
— осуществляет контроль за ведением книг мостовых сооружений и журнала производства работ;
— осуществляет необходимое взаимодействие с дорожными научными организациями.
2.5. Производственные мостовые подразделения Подрядчика привлекаются для выполнения комплекса работ по содержанию мостовых сооружений, обеспечивающего их безопасную и безаварийную работу. В состав работ входит: постоянный надзор за сооружениями, постоянный уход, профилактика для предупреждения появления опасных дефектов, плановый предупредительный ремонт (ППР), организация движения по сооружениям, а также учет мостовых сооружений.
Учет мостовых сооружений у Подрядчика осуществляется путем ведения книг мостовых сооружений на все объекты и журналов производства работ по содержанию.
На мостах, находящихся в ремонте и реконструкции, Подрядчик участвует в работах по надзору за качеством ведения работ и включается в комиссию по подписанию акта скрытых работ на выполнение всего комплекса работ по устройству гидроизоляции и деформационных швов, а также работ по укладке асфальтобетонного покрытия на проезжей части и тротуарах; подключается к контролю качества ведения работ по ремонту и реконструкции сооружений на своем участке.
При приемке мостов в эксплуатацию после ремонта, реконструкции или строительства, выполненными любыми организациями, Подрядчик включается в состав Рабочей и Государственной комиссий.
Для обеспечения безопасности движения на путепроводах Подрядчик осуществляет соответствующую разметку на пролетных строениях и опорах и проводит работы по обслуживанию навигационных знаков и другой судовой сигнализации на мостах; при наличии освещения на мосту содержит все оборудование, обеспечивающее исправную его работу; при необходимости устанавливает габаритные ворота перед путепроводами на пересекаемых дорогах.
2.6. Подрядчик осуществляет весь комплекс работ по содержанию мостовых сооружений на всей их длине (см. п.1.8.) и на прилегающих к ним участках подходов длиной по 6 м с двух концов сооружения (рис.1). Зона обслуживания подмостового пространства включает по 25 м с верховой и низовой стороны от сооружения (при конусах) или длину регуляционных сооружений при их наличии. На путепроводах эта зона ограничивается шириной конуса сооружения. Очистка русла производится на длине 100 м выше и ниже по течению.
Рис.1. План проезжей части моста
Независимо от удаления от мостового сооружения Подрядчик содержит знаки организации движения по мосту (ограничения грузоподъемности, скорости движения, установки приоритетов и т.д.), знаки индивидуального проектирования (название реки), а также лестничные сходы с моста и водоотводные лотки в конусах насыпей. При больших подходах, имеющих несколько водоотводных лотков, Подрядчик содержит первый лоток от моста с каждой его стороны. Ограждения на подходах Подрядчик обслуживает на длине по 18 м с обоих концов сооружения.
2.8. Производственное мостовое подразделение Подрядчика должно иметь в своем составе:
— группу механизации (базу техники с водителями, ремонтные мастерские);
— бригады и звенья численностью в зависимости от объемов работ.
Количество бригад, звеньев и их состав может определяться при расчете нормативной численности рабочих, а специализация зависит от типа сооружения (см. приложение 1).
Могут быть созданы специализированные звенья (3-5 чел.) по содержанию крупных сооружений:
— металлических мостов длиной свыше 200 м;
— железобетонных и сталежелезобетонных мостов длиной свыше 300 м;
— деревянных мостов длиной свыше 150 м.
2.9. Специализированные звенья по содержанию могут обслуживать территориально обособленные группы сооружений. В зависимости от материала конструкций сооружения в состав звена могут входить дорожный рабочий, бетонщик, изолировщик, слесарь, маляр, плотник и пр.
2.10. В состав комплексных бригад могут входить: дорожный рабочий, бетонщик, штукатур, изолировщик, маляр, слесарь, машинист (моторист), сварщик, электрик, плотник, водитель спецавтомобиля.
Для выполнения большого объема работ специального значения (бетонных, покрасочных и т.д.) могут быть созданы специализированные звенья и бригады, численность которых определяется из объема работ.
2.11. При создании производственных мостовых подразделений или привлечении к работам по содержанию специализированных фирм Подрядчиков необходимо учитывать специфику работы этих подразделений:
— разбросанность фронта работ по дороге;
Для эффективной работы подразделений следует:
а) сформировать зону обслуживания бригадами, звеньями, исходя из целесообразности транспортировки машин, механизмов, материалов, рабочих (в пределах до 100 км) от расположения базы.
б) осуществлять планирование работ с учетом планомерной загрузки подразделений в течение всего года.
2.12. Для выполнения дорожных работ по содержанию ездового полотна на мостовых сооружениях и подходах заказчик может заключать договора с дорожными подразделениями, в ведении которых находятся дороги.
Дорожные организации могут привлекаться для очистки проезжей части, очистки и уборки подходов и конусов, расчистки русла и пропуска высоких вод.
В этом случае на мостовых сооружениях средний участок проезжей части подвергается механизированной уборке дорожными подразделениями, а подрядчик по содержанию мостового сооружения выполняет только доочистку зоны проезжей части шириной 1 м вдоль ограждения безопасности или бордюра тротуара.
Пособие «Справочное пособие дорожному (мостовому) мастеру по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах»
РОССИЙСКОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО РОСАВТОДОР
по содержанию мостовых сооружений
на автомобильных дорогах
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ
Для обеспечения беспрепятственного и безаварийного пропуска транспорта по мостам и путепроводам в условиях дефицита денежных средств приоритетным направлением в общей структуре мостостроительных работ в ближайшие годы будет не только строительство новых, но и ремонт, и содержание старых искусственных сооружений.
В этих условиях от специалистов дорожного хозяйства, запятых ремонтом и содержанием сооружений, особо требуется грамотное решение возникающих перед ними вопросов.
В пособии изложены обязанности дорожного (мостового) мастера; способы формирования производственного подразделения, им возглавляемого для выполнения работ; рассмотрен порядок ведения технического учета сооружений, их осмотра; методы оценки технического состояния сооружений; приведены характерные дефекты элементов сооружений, конструкций, причины их появления, последствия и способы их устранения; изложены требования к материалам, используемым при ремонте и содержании, а также включены материалы справочного характера, которые могут быть использованы при принятии конкретных решений в повседневной практике.
В основу пособия положены ГОСТы, СНиПы и другие действующие нормативные документы, а также научные разработки в области эксплуатации мостов.
Пособие составлено специалистами ГП «Росдорнии» и Федеральной дорожной службы России под руководством инженера Горобец Л.И.
Авторы выражают благодарность специалистам ЦНИИСа Польевко В.П. и Васильеву А.И.
ВВЕДЕНИЕ
Ремонт и содержание мостов представляет совокупность организационных и технических мероприятий, обеспечивающих сохранность (долговечность) и безопасную работу сооружения в исправном состоянии в течение его расчетного срока службы. Хотя срок службы в Российской нормативной практике еще не регламентирован его следует оценивать не менее 70-80 лет, в то время, как в Европе его нормативная величина определена в 100 лет.
Основными задачами ремонта и содержания мостовых сооружений являются:
— обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств с установленными расчетными для дороги скоростями и расчетными осевыми нагрузками, а также движения пешеходов;
— обеспечение технически исправного состояния сооружений и расчетного срока их службы при минимальных затратах труда и материально-технических ресурсов;
— систематическое улучшение транспортно-эксплуатационного состояния сооружений с учетом роста интенсивности движения и массы транспортных средств на автомобильных дорогах;
— поддержание в надежном состоянии внешнего вида сооружений.
Первичным звеном эксплуатационной службы мостов является производственное подразделение, возглавляемое дорожным (мостовым) мастером.
РАЗДЕЛ 1. СЛУЖБА ДОРОЖНОГО (МОСТОВОГО) МАСТЕРА
Обязанности дорожного (мостового) мастера
Дорожный (мостовой) мастер является ответственным лицом, обеспечивающим надежную работу мостовых сооружений на вверенном ему участке автомобильной дороги. На должность дорожного (мостового) мастера назначаются лица, имеющие специальное образование.
В своей работе дорожный (мостовой) мастер руководствуется действующими нормативами, документами по содержанию автодорожных мостов.
На дорожного (мостового) мастера возлагаются следующие обязанности:
— осуществление контроля и анализа технического состояния сооружений;
— ведение и хранение всей технической документации, связанной с осмотром, обследованием, ремонтом и содержанием сооружений;
— проведение текущих осмотров в сроки, установленные нормативными документами;
— выявление строительных и эксплуатационных дефектов, фиксирование их в натуре и в технической документации;
— организация и ведение наблюдения за изменением дефектов во времени:
— проведение контрольно-инструментальных измерений для выявления общих деформаций элементов сооружений (отдельных измерений);
— проведение подготовительных работ для проведения специального осмотра (устройство подмостей, регулирование движения на мосту, очистка от грязи и т.д.);
— определение объемов ремонтных работ по сооружению и средств на их выполнение;
— организация, обеспечение и контроль выполнения работ по надзору и содержанию;
— организация пропуска ледохода и паводковых вод;
— осуществление контроля за пропуском тяжеловесных негабаритных грузов по сооружениям;
— постоянное повышение своей квалификации, изучение поступающих нормативных документов по ремонту и содержанию искусственных сооружений.
Изложенные обязанности являются основой для разработки должностной инструкции дорожного (мостового) мастера.
Состав производственного подразделения, возглавляемого дорожным (мостовым) мастером.
Дорожный (мостовой) мастер является непосредственным руководителем специализированных звеньев, бригад по ремонту и содержанию искусственных сооружений.
Протяженность искусственных сооружений для создания специализированного звена (бригады) по их ремонту и содержанию, возглавляемого мастером назначается в зависимости от наличия искусственных сооружении и местных условий.
Количество звеньев определяется объемом трудозатрат на ремонт и содержание сооружений.
Общее выражение для определения численности рабочих под работы имеет вид:
численность рабочих в структурном подразделении;
суммарные годовые трудозатраты на виды работ для выделенной группы искусственных сооружений (соответственно для капитальных мостов, деревянных мостов)
расчетное число рабочих дней в году.
Общие трудозатраты, необходимые для расчета численности структуры службы определяются для капитальных мостов по нижеуказанной формуле, как сумма трудозатрат по всем сооружениям выделенной группы на все виды работ (без реконструкции).
число мостов в выделенной группе
коэффициент, учитывающий ширину моста и принимаемый как отношение фактической (В) ширины моста (суммарная величина габарита И ширина двух тротуаров с учетом разделительной полосы) к базовой ширине 10 м, т.е.
коэффициент условия расположения сооружения
коэффициент трудоемкости работ, равный:
коэффициент, учитывающий возраст сооружения при ППР
коэффициент сложности сооружения, применяемый:
коэффициент, учитывающий возраст сооружения при ремонте
Пример расчета численности рабочих
В качество примера рассмотрен участок автомобильной дороги, эксплуатируемый одним подразделением, на котором имеется 10 сооружений, общей протяженностью 1200 п.м.
Исходные данные по мостам и расчеты трудозатрат представлены в таблице.
В результате расчета получено:
подразделение только по содержанию мостов:
подразделение: содержание +ППР:
Разбивка общей численности рабочих по звеньям и бригадам проводится в зависимости от объемов и местоположения ремонтных работ.
Могут быть созданы специализированные звенья по содержанию крупных сооружений.:
металлических и сталежелезобетонных мостов длиной свыше 100 м
железобетонных длиной свыше 300 м
деревянных длиной свыше 150 м
или территориально обособленные группы сооружений.
Для большого объема работ создаются комплексные бригады по 9-12 человек.
на федеральной дороге
Путепровод через ж/д
Путепровод через ж/д (электофиц.)
Путепровод через а/дорогу
Путепровод через ж/д (электофиц.)
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ЗВЕНА ПО СОДЕРЖАНИЮ
В состав звена также входит машинист компрессора, силового агрегата, а также водитель спецавтомобиля «Дорожная служба».
Состав комплексных бригад
Рабочие звеньев и бригад должны пройти курс обучения по выполнению работ по содержанию и ремонту искусственных сооружений, а также руководствоваться указаниями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ. Ответственность за выполнение норм и правил техники безопасности по всем видам работ несут руководители соответствующих работ.
Оснащенность производственного подразделения
Рекомендуется примерный перечень машин, оборудования и инструмента, необходимых для выполнения всего комплекса работ по содержанию сооружений.
Наименование машин, оборудования, инструмента
Машина дорожного мастера на базе автомобиля
Автомобиль «Дорожная служба» (ЭД-314А)
Микроавтобус (типа РАФ)
для обслуживания звеньев
Грузовой автомобиль (грузоподъемность 2,5-4,0т)
Машина дорожная, комбинированная
Компрессор производительностью 5-10 м 3 /мин
Компрессор производительностью 1,0-2,5 м 3 /мин
Автомобильный кран грузоподъемностью 5-7 тн
Котел для подогрева битума
Погрузчик с емкостью ковша до 1 м 3
Экскаватор на базе трактора «Беларусь»
Вагон-бытовка или вагончик для жилья
Машина для осмотра мостов, РД-803
по числу бригад, звеньев
Передвижная электростанция, 6-10 квт
Переносные электростанции, 2-4 квт
Нарезчик швов (электрический)
Подвесные перемещаемые подмости
Сверлильная установка с набором кольцевых алмазных сверл диаметром 20-25 мм
Комплект насадок для электроинструмента (щетки, шарошки, наждачные круги)
Электроинструмент (пила, ножницы, перфоратор, молоток, дрель, гайковерт, шуруповерт, резьбонарезка и др.)
комплекты по количеству бригад
Оснащение звена (бригады) зависит от конкретного вида выполняемых работ (см. разделы «Содержание», «Профилактика», «Планово-предупредительный ремонт»).
Примерный перечень оборудования для специализированных самостоятельных бригад (ССБ)
А. Профилактика и восстановление гидроизоляции и водоотвода.
Машина дорожного мастера на базе автомобиля «Газель», «Бычок»
Автомобиль «Дорожная служба» (ЭД-314А)
Бетоносмеситель 100-150 л
Виброрейка, вибраторы площадочный и глубинный
Котел для подогрева битума
Передвижной битуморазогреватель (РД-104)
Машина сверлильная пневматическая
Оборудование для нанесения защитных слоев типа РД-601
Погрузчик одноковшовый емкостью до 1м 3
Передвижная компрессорная станция производительностью до 10 м 3 /мин
Передвижная электростанция мощи. 6-10 квт
Эмульсатор кавитационный гидродинамический, роторный
Молотки электрические и пневматические (отбойные)
Б. Ремонт и замена деформационных швов (перил, ограждений)
Машина дорожного мастера на базе автомобиля «Газель», «Бычок»
Автомобиль «Дорожная служба» (ЭД-314А)
Грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5-4,0 тн
Машина дорожная комбинированная
Компрессор производительностью до 5 м 3 /мин
Бетономешалка на 100-150 л
Передвижной битуморазогреватель (РД-104, Д-506 Б)
Погрузчик с емкостью ковша 1 м 3
Машина для ремонта поверхностных дефектов РД-802 А
Автокран грузоподъемностью 5-7 тн
Передвижная электростанция мощностью 30-60 квт
Вибраторы глубинный и площадочный
Сверлильная установка (пневматическая)
Пневматическая реверсивная щетка
В. Профилактика и ремонт сопряжений моста с насыпью
Машина дорожного мастера на базе автомобиля «Газель», «Бычок»
Автомобиль «Дорожная служба» (ЭД-314А)
Компрессор производительностью 5-10 м 3 /мин
Бетономешалка на 100-150 л
Котел для подогрева битума
Экскаватор на базе трактора «Беларусь»
Автокран грузоподъемностью 10-16 тн
Передвижная электростанция мощностью 30-60 квт
Вибраторы глубинный и площадочный
Виброрейка с шириной захвата 1,5-3,0 м
Молотки электрические и пневматические (отбойные)
Электроинструмент и пневмоинструмент
Общие положения.
обеспечение безопасного круглогодичного непрерывного и комфортного движения транспортных средств с установленными расчетными для моста и дороги скоростями и осевыми нагрузками, а также движение пешеходов;
обеспечение технически исправного состояния сооружений и расчетного срока их службы при минимальных затратах труда и материально-технических ресурсов;
систематическое улучшение транспортно-эксплуатационного состояния сооружений с учетом роста интенсивности движения и массы транспортных средств на автомобильных дорогах;
поддержание в надлежащем состоянии внешнего вида сооружений.
В состав работ по содержанию мостовых сооружений включаются:
Надзор включает: постоянный надзор, текущие, периодические и специальные осмотры (обследования) и, при необходимости, испытание сооружения. Все эти работы проводят согласно «Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» (ВСН 4-90), или других документов, ее заменяющих.
Перечень основных работ по содержанию сооружений представлен в «Классификации работ по содержанию мостовых сооружений».
Эта классификация базируется на делении мостового сооружения на четыре его основные части (мостовое полотно, пролетное строение, опоры и подмостовое пространство, включая регуляционные сооружения), каждая из которых, также подразделяется на отдельные элементы увязанные с существующим «Банком данных по мостовым сооружениям» («МОНСТР»).
Работы по уходу за сооружениями отнесены к группе, так называемых, нормативных (обязательных) работ, т.е. работ, которые выполняют на всех сооружениях постоянно в течение года (сезона). Работы нормативного (обязательного) содержания направлены, прежде всего, на поддержание сооружения в чистоте, обеспечение безопасности движения и являются обязательными независимо от типа и состояния сооружения и выполняются регулярно в соответствии с установленной периодичностью.
Нормативные (обязательные) работы оплачиваются по соответствующим установленным нормативам. Определенный уровень требований позволяет в любое время оценить качество выполнения нормативных работ по содержанию мостовых сооружений.
Периодичность работ по уходу за мостовыми сооружениями определяется действительными условиями эксплуатации и состоянием элементов конструкций и может колебаться от ежедневных работ до еженедельных и реже. Средние значения периодичности этих работ учитываются при определении денежных нормативов.
Работы выходящие за рамки нормативного (обязательного) содержания, и выполняемые при возникновении необходимости в них являются дополнительными (сверхнормативными) работами по содержанию мостового сооружения. Условно, эти работы делятся на профилактические работы и работы ППР.
Работы, отнесенные к профилактике, выполняются в течение всего срока службы сооружения с периодичностью 1-5 лет.
Планово-предупредительный ремонт (ППР), в зависимости от степени износа элементов осуществляют с периодичностью 5-10 лет.
В среднем, удельные денежные затраты на работы но содержанию для соответствующих уровней видов работ составляют:
При этом наименьшие значения затрат на уход, профилактику и ППР относятся к молодым сооружениям (срок эксплуатации не превышает 10 лет), общий износ которых составляет не более 10%. Наибольшие затраты на профилактику и ППР приходятся на сооружения, эксплуатируемые более 25 лет, и имеющие общий износ 25% и более.
При необходимости, по отдельным сооружениям в составе «нормативных» работ, по согласованию с заказчиком, может быть отнесена часть работ по профилактике, на которые должны быть установлены соответствующие нормативы денежных затрат.
Перестройка- строительство нового сооружения взамен старого (при необходимости).