достигнутый статус определяется тем что человек осуществил в своей жизни

Достигнутый статус определяется тем что человек осуществил в своей жизни

На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.

Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Источник

Достигнутый статус определяется тем что человек осуществил в своей жизни

Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.

Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Источник

Задания по теме «Социальные статусы и роли» для 8 класса

Задания предназначены для контроля знаний по теме «Социальные статусы и роли».

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме «Социальные статусы и роли» для 8 класса»

Обществознание, 8 класс

к теме «Социальные статусы и роли»

В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к социальным ролям. Найди и подчеркни пример, выпадающий из ряда:

ученик, отличник, читатель школьной библиотеки, восьмиклассник, староста класса.

Общей социальной ролью ребёнка и взрослого является роль

избирателя 3) футбольного болельщика

военнослужащего по контракту 4) отца семейства

Какая социальная роль может исполняться как ребёнком, так и взрослым?

судебный пристав 3) депутат парламента

машинист электропоезда 4) театральный зритель

Какой из перечисленных социальных статусов является достигнутым?

мать 2) сын академика 3) женщина 4) коренной москвич

Ролевое поведение – это

своеобразное единство социальной роли и индивидуальности её исполнения

межролевые конфликты, обусловленные противоречивыми требованиями

исполнение актёром роли на театральной сцене

личные усилия человека, направленные на приобретение определённого статуса

Верны ли следующие суждения о социальных статусах?

А) Достигнутый статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни.

Б) Некоторые статусы, приобретённые родителями, могут отрицательно влиять на судьбу детей.

верно только А 3) верны оба суждения

верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А) Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Б) Усвоение различных ролей – значительная часть процесса социализации.

верно только А 3) верны оба суждения

верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А) Характер индивида не оказывает решающего влияния на то, в какой мере его поведение соответствует ожиданиям других.

Б) Любая формальная или неформальная роль не является жёстко фиксированной моделью поведения.

верно только А 3) верны оба суждения

верно только Б 4) оба суждения неверны

В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к социальным ролям. Найди и подчеркни пример, выпадающий из ряда:

школьник, хорошист, воспитанник спортивной секции, пятиклассник, ответственный за дежурство в классе.

Какая социальная роль может равно исполняться как подростком, так и взрослым человеком?

присяжный заседатель 3) депутат парламента

водитель автобуса 4) покупатель

Социальный статус – это

положение человека в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей

ожидаемое поведение индивида

отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций

потребности и мотивы деятельности человека

Какой из перечисленных социальных статусов является предписанным?

муж 2) писатель 3) англичанин 4) бомж

Одним из критериев, которому должна отвечать социальная роль является

способность к саморегуляции и самосовершенствованию

свобода выбора, позволяющая действовать в соответствии со своими целями

соответствие социокультурным ожиданиям людей

наличие возможности удовлетворять собственные потребности и интересы

Верны ли следующие суждения о социальных статусах?

А) Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Б) Статусы, приобретённые родителями, не могут влиять на жизнь детей.

верно только А 3) верны оба суждения

верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А) Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие.

Б) В обществе существует великое множество формальных ролей.

верно только А 3) верны оба суждения

верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А) Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, классифицируются как формальные и неформальные.

Б) Ролевые ожидания могут быть как формальными, так и неформальными.

Источник

Достигнутый статус определяется тем что человек осуществил в своей жизни

Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.

Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Источник

Тема: Социальная структура.

1. Понятие социальной структуры, социального статуса и роли.

2. Социальные институты, виды институтов.

3. Общество и его типы.

1. Социальная структура – это совокупность ролей, статусов индивидов, институтов, удовлетворяющих социальные потребности. Вместе они составляют общество.

Люди сложны, поступки одного человека отличаются от поступков других людей; в различных ситуациях люди также ведут себя различным образом. Мы ведем себя отнюдь не одинаково с близкими друзьями и едва знакомыми людьми. Мы по-разному обращаемся с маленьким ребенком и своими родителями. Наше общение с любимым человеком совершенно непохоже на наши контакты с коллегами по работе.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение. Часто главный статус человека обусловлен его работой.

Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на данный вопрос многое говорит о нем.

Некоторые статусы даны от рождения. Например, человек с черным цветом кожи приобретает статус негра с момента появления на свет. Кроме того, статусы обусловлены полом, этническим происхождением, местом рождения, фамилией семьи. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит. по: Мертон, 1957). Роль музыканта полностью определяет его поведение, связанное с установленными правами и обязанностями музыканта. К ним относятся исполнение музыкальных произведений на определенном уровне мастерства, репетиции по несколько часов в день и проявление должного уважения к дирижеру.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями Министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, Р.Мертон называл ролевым набором

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. За нападение на другого человека преступника признают виновным и отправляют в тюрьму. Тот, кто паркует автомобиль в неразрешенном для стоянки месте, может быть оштрафован. Это формальные наказания. Другие наказания менее формальны. Мужчина, который напивается на вечеринке и оскорбляет хозяйку дома, не попадет в тюрьму, но его больше не пригласят в этот дом. Более того, некоторые наказания выражаются в очень завуалированной форме. Неуместное замечание может быть встречено холодным молчанием, заставляющим говорящего понять, что он допустил ошибку в разговоре. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации

Характеристика ролей.

Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

Выбор роли.

Обязательно следует отметить, что любая формальная или неформальная роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение соответствует ожиданиям других. Люди не автоматически реагируют на воздействие ролевых ожиданий. Они проявляют более активный подход. Поведение человека является продуктом уникального, свойственного только ему способа толкования и оценки ролевых ожиданий. Люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их, а затем действуют. Это означает, что зависимость между поведением индивида и ролевым ожиданием имеет неустойчивый характер; она не укладывается в рамки жестко фиксируемой, предсказуемой схемы. Некоторые социологи, сторонники символического интеракционизма и этнометодологии придают особое значение изменчивости системы «ожидание – поведение». Например, Гарфинкель (1972) критически относится к исследователям, полагающим, что индивид «одурманен культурой» и автоматически реагирует на ролевые ожидания. А. Сикорель (1972) отмечает, что люди не исполняют свои роли по заданному сценарию. В действительности они импровизируют по ходу действия.

Ролевые системы.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций (в семье, среди друзей, в какой-либо общности, в обществе), между ролями всегда существуют конфликты. Например, если мать наказывает своего сына, запретив ему пользоваться автомобилем, отцу может показаться, что наказание слишком сурово. Отсюда для отца возникает дилемма: исполняя роль мужа, он должен поддерживать решения своей жены, но как отец он должен заботиться о сыне. Какую роль следует ему играть?

Штайн и Хоффман (1978) исследовали ролевые конфликты, наблюдающиеся среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Они обнаружили, что черты характера, которые высоко ценятся среди спортсменов: твердость, независимость, эмоциональная сдержанность и стремление к победе, не соответствовали ожиданиям девушек, с которыми они встречались. Девушкам были неприятны излишняя жесткость и другие черты, которые вызывали одобрение среди спортсменов. Их больше привлекли бы искренность, глубина чувств и способность к сопереживанию.

Иногда возникает конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от работника социальной сферы ожидаются доброжелательность и отзывчивость. Однако необходимость иметь дело с бюрократами от социального обеспечения требует напористости и твердости. Эти противоречивые требования вызывают ролевую напряженность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *