доступность правосудия прежде всего обеспечивается тем что

Принцип доступности правосудия: правовое содержание и гарантии

Юридические науки

Похожие материалы

Сущность, содержание понятия «доступность правосудия» является объектом научных исследований, что определяет существование различных научных подходов к понятию «доступность правосудия». Так, М.И. Клеандров указывает, что правосудие можно охарактеризовать как способ осуществления государственной власти, точнее ее судебной власти. Правосудие, как это следует даже из написания этого слова, состоит из двух частей: право и суд. правый (в смысле «основанный на праве») суд, а судопроизводство и судоустройство являются неотъемлемой компонентой понятия «правосудие» [6, c. 11]. Д. Козак определял доступность правосудия как наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих право потенциальных участников процесса получить справедливое правосудие [7, c. 5].

Право на доступ к правосудию обладает универсальным характером, является объектом международно-правовой регламентации и защиты. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) являются составной частью ее правовой системы, имеют приоритет над внутринациональным российским законодательством.

В соответствии со ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 года, каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Впоследствии в статье 14 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года были воспроизведены положения статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основываясь на толковании Европейским Судом по правам человека положений Европейской Конвенции Э. Гротрайан отмечает, что положениями ее п. 1 ст. 6 закрепляется «право на суд», которое включает в себя три элемента:

Во-первых, право на рассмотрение спора независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Этот элемент включает в себя, по сути, требования к организации судебной системы.

Во-вторых, право на рассмотрение в суде споров о гражданских правах. Данный элемент содержит правило о подведомственности дел судебным органам.

В-третьих, право на доступ к правосудию. Применительно к гражданскому процессу из этого права прямо следует обязанность государства по организации судоустройства и судопроизводства с учетом положений принципа доступности правосудия.

Конституция, закрепившая принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено п. 3 ст. 46, каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ указывает в качестве одной из главных задач судопроизводства задачу по обеспечению доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также права каждого лица на справедливое публичное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.

Содержание принципа доступности правосудия составляют следующие положения:

1) доступ к суду свободен для каждого в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; 2) судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию и пересмотрено с целью исправления судебной ошибки (вступившее в законную силу судебное решение только по обстоятельствам существенного и неопровержимого характера); 3) судебные органы должны предпринимать активные действия по разрешению социально-правового конфликта в разумный срок, в том числе в процессе исполнения судебного решения.

Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет термин «каждый» (п. 1 ст. 46). Судебная защита доступна гражданам России и иностранным гражданам (п. 3 ст. 62). Имевшиеся ранее ограничения для обращения в суд за защитой своих прав военнослужащих сняты. Теперь за защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители.

Доступность судебной защиты подкрепляется обязанностью суда принять обращение к рассмотрению, отказ возможен только в случаях, предусмотренных законом.

Судебная защита осуществляется судом в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сложившаяся система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан от посягательства на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Некоторые авторы (М.С.Шакарян) выделяют следующие условия (гарантии) доступности правосудия:

Несмотря на нормативное закрепление в Конституции РФ равенства субъектов судопроизводства, обеспечение его на практике вызывает некоторые вопросы. Представляется, что это обусловлено следующими обстоятельствами: граждане имеют разный уровень образования, правовых навыков, интеллекта, финансовые возможности.

Для обеспечения полноценного участия в состязательном процессе, реального и равного доступа к правосудию стороны нуждаются в квалифицированной юридической помощи для ведения своего дела. Однако говорить о доступности правосудия в полной мере сложно, т. к. для многих граждан получить квалифицированную юридическую помощь затруднительно.

В ст. 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-ФЗ от 24 ноября 2011 г. перечислены категории граждан имеющие право на бесплатную юридическую помощь. Анализ указанной статьи выявил проблему: что делать человеку, который не подпадает под указанную в законе категорию лиц, и не имеющего средств для обращения к профессиональному специалисту? Так, например, бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам, чей среднедушевой доход на семью не превышает прожиточного минимума. Однако превышение дохода на 100 руб. делает получение такой помощи невозможным [4, c. 12].

Для большинства населения РФ возможность воспользоваться услугами адвоката по гражданским делам не обеспечена. Одной из причин является их недостаточное количество, неравномерное распределение по территории страны.

Предлагается принять следующие меры, которые позволят решить возникшие проблемы по преодолению преград к доступности правосудия.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Доступность правосудия: теория и практика *

Рассматриваются вопросы обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи для малоимущих граждан РФ в рамках работы юридических клиник вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области юриспруденции.

Ключевые слова: правосудие, доступность, юридическая помощь, юридическая клиника.

The author touches questions of maintenance of availability of the qualified legal aid for needy citizens of the Russian Federation within the limits of work of legal clinics of the higher education schools which are carrying out preparation of experts in the field of jurisprudence.

Key words: justice, availability, legal aid, legal clinic.

Для того чтобы запустить предусмотренные законом защитные механизмы, необходимо сделать защиту частных прав доступной для всех субъектов гражданско-правовых отношений вне зависимости от уровня их доходов.

На основании ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав граждан вне зависимости от каких-либо обстоятельств, в том числе имущественного положения. В конечном счете речь идет о незащищенности налогоплательщиков. Поэтому организации, оказывающие бесплатную юридическую помощь малоимущим слоям населения, должны финансироваться из бюджета, что не исключает возможности благотворительной помощи. Качество работы таких организаций можно контролировать на основе рейтинговой системы.

Оказание бесплатной юридической помощи в частноправовой сфере необходимо России, идущей по пути создания демократического правового государства, в основе которого лежит принцип равенства всех перед законом и судом.

В ракурсе изложенных рассуждений следует рассмотреть возможность оказания бесплатной юридической помощи в сфере осуществления правосудия по гражданским делам судами общей юрисдикции.

Современная модель гражданского процесса построена на основе широкого действия принципов диспозитивности и состязательности при формальном руководстве суда процессом. При этом правосудие в России должно отвечать требованию доступности. В соответствии с принципом диспозитивности обращение в суд за защитой прав и законных интересов поставлено в зависимость от инициативы обладателя нарушенного или оспариваемого субъективного права или законного интереса. Возможность обращения в суд прокурора, субъектов, от своего имени защищающих права других лиц, существенно ограничена.

Например, во втором квартале 2007 г. доля численности населения с доходами ниже прожиточного минимума составила около 29,8 млн. человек. В период экономического кризиса количество таких граждан возросло в разы.

В то же время переход к рынку, повышение ответственности за свою собственность, да и за свои права в целом, застали граждан врасплох. Очень часто документы на недвижимость, особенно на земельные участки, не оформлены, правоустанавливающие документы необходимо восстанавливать и т.п. Ситуацию во многих сферах по-другому, кроме как неразберихой, назвать сложно. Это характерно для пенсионных, трудовых отношений, отношений по оказанию медицинских услуг. Соответственно чем сложнее дело, тем выше цена юридических услуг, с ним связанных. Значит, первый вариант для многих неприемлем.

Рассмотрим второй вариант. Статья 46 Конституции РФ говорит о безусловном праве каждого на судебную защиту. Однако даже обратиться в суд не так-то просто: гражданско-правовые споры могут разрешать не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные суды, поэтому необходимо определить подведомственность спора. При этом в соответствии с правилами специальной подведомственности дел арбитражным судам (ст. 33 АПК РФ) определить орган, способный разрешить спор, достаточно трудно.

Действительно, правосудие по гражданским делам становится доступным с момента принятия искового заявления к производству судом первой инстанции: именно тогда начинают действовать принципы гражданского судопроизводства, появляются участники процесса, обязанности суда по отношению к ним. Так, согласно принципу состязательности суд разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, оказывает содействие в реализации их прав, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий (ч. 2 ст. 12 ГПК РФ). Обязанность разъяснять лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности возложена на суд в стадии подготовки дела к судебному разбирательству (п. 1 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ), стадии судебного разбирательства (ст. 165 ГПК РФ). Иными словами, лицу, чье право предполагается нарушенным, необходимо по крайней мере добиться принятия судом его заявления к производству. После этого заработает процессуальная форма, механизм, обеспечивающий доступность правосудия по гражданским делам. До момента обращения в суд лицо остается незащищенным.

Решить данную проблему можно благодаря оказанию бесплатной юридической помощи гражданам вузами. Она должна включать предварительное консультирование, разъяснение права на обращение в суд, подготовку искового или иных заявлений в суд, других документов, необходимых для представления в суд. Для такой работы можно привлекать наиболее подготовленных студентов старших курсов, руководить которыми будут преподаватели вуза. Для студентов бесплатное консультирование граждан должно засчитываться в качестве практики. Работу преподавателей необходимо оплачивать исходя из фактически затраченного времени. Например, за основу можно брать академический час и таким образом производить расчет оплаты труда.

Предоставление вузами бесплатной юридической помощи может показаться затратным, а значит, обременительным для бюджета. В то же время расходы несложно подсчитать. Если время работы бесплатной консультации устанавливать с 14 до 18 часов с понедельника по пятницу, то получается 20 часов фактически затраченного на консультации времени, или 30 академических часов. Средняя оплата одного академического часа работы преподавателя, имеющего ученую степень кандидата наук, равна 160 руб. Таким образом, на оплату труда преподавателей уйдет около 4800 руб. За один приемный день в консультацию обращается около 6 человек, за неделю примерно 30. Очевидно, что затраты бюджета на одного гражданина не так уж значительны. Представляется, что это небольшая плата за обеспечение действия принципа доступности защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Кроме того, финансируя юридическую помощь гражданам, государство экономит время собственных служащих, вынужденных бороться с юридической безграмотностью населения, тем самым выполняя не свойственные им функции.

Изложенное позволяет говорить об эффективной схеме обеспечения доступности правосудия в довольно непростых современных российских условиях. Схема не является сложной, учитывает интересы всех ее участников и способствует претворению в жизнь конституционной нормы, устанавливающей безусловное право каждого на судебную защиту.

Источник

Доступность правосудия прежде всего обеспечивается тем что

§ 20. Принцип доступности правосудия

В силу данного принципа любое заинтересованное лицо (граж­данин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), полагающее, что его права и интересы нарушены либо оспорены, вправе обратиться за судебной защитой и, используя предостав­ленные законом процессуальные средства добиваться ее осуществ­ления в судебном порядке, а государство обязано предоставить та­кую защиту.

Факторы, отрицательно влияющие на доступность правосу­дия, подразделяются в науке на две группы (по классификации И. А. Приходько):

1) факторы, связанные с правовым явлением, которое может быть определено как процессуальная недостаточность;

2) факторы, связанные с явлением, которое может быть опре­делено как процессуальная избыточность.

Первая группа включает в себя следующие факторы: 1) фактор темпоральной недостаточности (чрезмерная краткость некоторых сро­ков в процессуальном законодательстве): 2) фактор регламентацион-ной недостаточности (наличие пробелов и противоречий в процессу­альном законодательстве); 3) фактор понятийной недостаточности (отсутствие в процессуальном праве некоторых понятий, известных в иных правовых системах и международном праве; недостаточная раз­работка понятия процессуальных льгот и т.д.): 4) фактор инстанцион-ной недостаточности (отсутствие необходимого числа судебных ин­станций); 5) фактор юрисдикционной (компетенционной) недостаточности (неоправданные ограничения компетенции хозяй­ственных судов); 6) фактор монетарной недостаточности (недостаточ­ность имеющихся процессуальных средств, позволяющих устранить препятствия в получении судебной защиты, связанные с высокой сто­имостью судебного процесса); 7) фактор мотивационной недоста­точности (недостаточность в процессуальном законе приемов, ниве­лирующих отрицательную мотивацию судей к любому отягощению процесса в условиях неизменности срока рассмотрения дела).

Новым процессуальным правовым средством доступности правосудия является обязательность проведения подготовитель­ного судебного заседания. Элемент доступности правосудия про­является также в том, что действующее законодательство не ис­ключает возможности перехода от подготовительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу в судебном заседании хозяйственного суда, но обратная ситуация (исключение подгото­вительного заседания) не допускается.

К характеристикам доступного правосудия могут быть также отнесены: проведение открытого, публичного судебного заседания, публичное объявление судом принимаемых им судебных актов; опубликование судебных актов и др.

О доступности хозяйственного судопроизводства свидетель­ствуют следующие данные: в 2008 г. количество первичных обра­щений субъектов хозяйствования и государственных органов за защитой нарушенных прав и законных интересов в хозяйственные суды республики по сравнению с 2007 годом возросло на 9 % и составило 72 413 заявлений; в 2008 г. количество вторичных обра­щений в порядке обжалования принятых судебных постановлений (апелляционных, кассационных надзорных жалоб, судебных по­становлений по административному производству) превысило по­казатели 2007 г. на 16 %.

Рассматриваемый принцип в полной мере корреспондируется с принципом защиты прав, свобод и законных интересов.

178 Дегтярев, С.Л. Реализация судебной власти в гражданском судопроизводстве (теоретико-прикладные проблемы) автореф. … дис. д-ра юрид. наук / С.Л. Дегтярев. – Екатеринбург, 2008. – С. 9, 20.

Источник

Принцип доступности конституционного правосудия: понятие и значение

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных начал и гарантий такого важного принципа конституционного правосудия, как принцип доступности. Основное внимание уделяется средствам обеспечения доступности данного вида правосудия для граждан и юридических лиц.

В части 2 статьи 118 Конституции РФ[1] закреплены способы осуществления судебной власти, являющейся одной из трех независимых ветвей власти в Российской Федерации. Осуществление данного вида власти происходит через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Реализация всех вышеперечисленных форм власти выстроена на определенных началах, являющихся основными принципами. Выделяют как общие, так и специальные принципы. Первый вид – это те начала, которые затрагивают в целом правосудие (например, гласность и состязательность судебного процесса, независимость судей и т.д.), а что касается второго вида принципов, то они вторые обусловлены спецификой того или иного вида судопроизводства.

Прежде чем речь пойдет об одном из основополагающих принципов конституционного правосудия – принципе доступности, целесообразно будет рассмотреть само понятие конституционного правосудия. Указанным понятием характеризуется содержательная сторона юрисдикционной деятельности Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ) и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Осуществляется конституционное правосудие в форме конституционного судопроизводства.

Что касается специфических признаков конституционного правосудия, то среди них можно выделить следующие:

1) осуществлять конституционное правосудие могут только определенные специализированные органы, круг которых ограничен законом. При этом такие органы не имею между собой инстанционной связи;

2) в целях разрешения конституционных споров, устанавливает обстоятельства, конституционно значимые. Цель такого установления и разрешения дел – защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства;

3) исключительность предмета судебного разбирательства: КС РФ может рассматривать только вопросы о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов;

5) окончательность и неотвратимость принятых КС РФ судебных актов (т.е. они не подлежат обжалованию), которые впоследствии значительно влияют на законотворческую деятельность[2];

Рассмотрим, что же включает принцип доступности правосудия в целом, и в частности – его конституционной формы. Данный принцип означает, прежде всего, что субъектам должна обеспечиваться реальная возможность обратиться в суд за защитой своих прав, а государство должно создать для этого все необходимые условия. Но одной только доступностью подачи обращения в КС РФ данный принцип не ограничивается. Также гражданин или организация имеют право на квалифицированное рассмотрение и разрешение своего дела, а, следовательно – восстановление нарушенных прав, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Если говорить иначе, принцип доступности правосудия означает, что субъекты могут беспрепятственно использовать свое право на судебную защиту, гарантированное Конституцией.

Итак, во-первых, на основании принципа доступности устанавливается подведомственность того или иного дела КС РФ. Нормы, устанавливающие подведомственность в отношении КС РФ, закреплены в ст. 125 Конституции[1], а также в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» [3] (далее – Закон).

Правило о подведомственности отметил также сам КС РФ: граждане иные субъекты не вправе по своему усмотрению выбрать форму и порядок обращения в суд. Именно по этой причине, в целях обеспечения доступности конституционного правосудия, ведущую роль играет установление четко сформулированных в законе условий допустимости обращений.

Во-вторых, это – отсутствие необоснованных препятствий для подачи обращения в суд, а также для рассмотрения и разрешения дела по существу, как уже отмечалось выше. Ведь то, насколько доступно в государстве правосудие для ее граждан, говорит об общем уровне социальной и демократической направленности его политики, а также о том, насколько развит и реально действует механизм защиты прав граждан[4]. Из этого следует, что если лицо считает, что его права были нарушены, то оно имеет право обратиться в суд за их защитой или восстановлением, ведь закон предоставляет для этого все процессуальные средства. В свою очередь, со стороны государства, такая защита должна быть предоставлена.

В-третьих, доступность правосудия проявляется в том, что при обращении в суд отсутствуют какие-либо излишние обременения (например, значительные суммы госпошлин), которые могут стать для некоторых субъектов серьезным препятствием для реализации своего права. В качестве примера можно назвать Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. № 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»[5], который предусматривает довольно значительное чем было установлено ранее) уменьшение количества копий материалов дела, представляемых в КС РФ.

Относительно снижения финансовых обременений, приведем норму, закрепленную в ч. 1 ст. 333.23 Налогового кодекса РФ[6], устанавливающую размер госпошлины для граждан и для юридических лиц при обращении в КС РФ. Так, если жалобу подает физическое лицо, то размер пошлины составит 450 руб., а в случае подачи жалобы организацией или же при направлении запроса, ходатайства – 6750 руб. Как видим, данные сумму не являются для большинства субъектов серьезным препятствием на обращение в КС РФ.

Также следует обратить внимание на одно из положений Закона, в котором предусмотрены случаи, когда гражданин может быть освобожден от уплаты госпошлины:

— в силу решения КС РФ, при этом учитывается материальное положение субъекта: он либо полностью освобождается от ее уплаты, либо размер госпошлины может быть уменьшен, согласно ч. 2 ст. 39;

— в случае непринятия обращение к рассмотрению, а также в случае, если производство по делу было прекращено, государственная пошлина может быть возвращена, согласно ч. 4 ст. 39.

Кроме того, госпошлина может быть возмещена уплатившему ее заявителю[4]. Порядок и размер возмещения устанавливает Правительство РФ. Но право на такое возмещение заявитель будет иметь только в том случае, если те положение закона, которые он оспаривает, были признаны КС РФ не соответствующими Конституции. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 100.

Еще одним важным слагаемым доступности конституционного правосудия можно считать то, что заявитель вправе выбрать форму обращения, которая ему наиболее удобна. На основании ФКЗ от 8 июня 2015 г.[5] были внесены изменения в Закон, в соответствии с которыми, кроме как письменной формы обращения, вводятся еще и дополнительные:

— электронный формат: заявителю предложено заполнить специальную форму, содержащуюся на официальном сайте КС РФ. Порядок ее заполнения определен в Регламенте КС РФ;

— заявитель заполняет электронный документ, который подписывается при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи.

Отметим, что в вышеназванных случаях вся переписка с заявителем также возможна посредством электронной почты.

И, безусловно, важно, чтобы обратившемуся за конституционным правосудием гражданину была оказана квалифицированная юридическая помощь. Но взглянем на положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324‑ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[7], в п. 15 ч. 2 ст. 20 которого указано довольно однозначное ограничение доступности правосудия. Граждане имеют право получить юридическую помощь бесплатно (как устно в форме консультации, так и письменно – путем составления жалоб, заявлений и т.д.), только в том случае, если ими обжалуются акты органов государственной и местной власти, должностных лиц, причем такое обжалование происходит во внесудебном порядке. Полагаем, что данное положение закона является противоречащим Конституции. Кроме того, Законом в ч. 2 ст. 53[3] установлен довольно ограниченный круг представителей сторон по делу в КС РФ. Так, согласно данной статье, представительство могут осуществлять только адвокаты или лица, которые имеют ученую степень по юридической специальности, и их полномочия должны быть подтверждены в соответствующих документах.

Принцип доступности правосудия не может полноценно реализовываться, если заинтересованные лица не имеют свободного доступа к информации о деятельности органов, осуществляющих данное правосудие. Так, согласно Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. № 262‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»[8], данная информация обязательно должна размещаться на официальных сайтах органов конституционного правосудия. Кроме того, вышеназванный закон устанавливает право граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, присутствовать на открытых судебных заседаниях, также по запросу пользователей им должна предоставляться информация о деятельности органов, осуществляющих конституционное правосудие, и т.п.

Что же дает такая информационная открытость? Во-первых, управомоченные субъекты могут беспрепятственно подать обращение в соответствующий орган; во-вторых, процедура рассмотрения и разрешения дела по существу становится максимально прозрачной, а это способствует росту доверия граждан к судебной системе в целом.

Таким образом, рассмотрев особенности конституционного правосудия и один из его основополагающих принципов – доступность, отметим, что на данный момент существуют некоторые пробелы в данной сфере. Например, большая часть населения сталкивается с невозможность обратиться в КС РФ, поскольку и конституционные суды субъектов часто значительно удалены территориально от места проживания заявителей, а возможность подачи электронного обращения есть не у каждого (например, жители российской глубинки, отдаленных сел, деревень и т.д.). Кроме того, имеются необоснованные ограничения в федеральных законах: такие, как оказание юридической помощи только адвокатом и т.д., что на наш взгляд, существенно нарушает право граждан на защиту. Отметим, что вопрос о доступности правосудия, особенно – конституционного, по-прежнему остается открытым и нуждается в детальной проработке в виде усовершенствования отдельных положений законодательства.

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Аулов В. К., Казаков В. Н., Петухов Н. А., Туганов Ю. Н. Судебная власть в системе политико-правовых ценностей современного российского государства. М., 2015.

3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

4. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм: доктрина и практика. 2-е изд. М., 2016.

5. Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (последняя редакция).

7. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 324-ФЗ (последняя редакция).

8. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 N 262-ФЗ (последняя редакция).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *