дотационное питание что это такое
Оплата питания сотрудников
Довольно часто работодатели проявляют по отношению к сотрудникам заботу в виде предоставления бесплатных обедов или компенсации затрат на питание. Для персонала это всегда огромный плюс, а вот для бухгалтерии порой настоящая головная боль. Основная проблема заключается в том, как правильно оформить и отразить затраты на питание налоговом учете, чтобы не вызвать лишних вопросов со стороны представителей налоговых органов.
Вопрос: Может ли предприятие промышленности расходы, связанные с оплатой питания сотрудников, учесть при исчислении налога на прибыль организаций? Надо ли данные выплаты облагать страховыми взносами?
Посмотреть ответ
Регулируем питание персонала: коллективный договор
Как говорит Трудовой кодекс РФ, для правильного и своевременного регулирования взаимоотношений по части питания между руководством организации и сотрудниками в компании должен быть разработан коллективный трудовой договор. Именно он является основным документом, призванным решить все самые насущные внутренние вопросы предприятия, в том числе правила обеспечения сотрудников бесплатными обедами и условия частичной или полной компенсации питания.
Как показывает практика, существует несколько основных способов накормить сотрудников за счет компании:
В каждом конкретном случае, компания вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант, исходя из предполагаемых затрат, количества сотрудников, налоговых обстоятельств и т.д.
Однако, стоит учесть, что везде есть свои тонкости: например, создание столовой – самый дорогой и сложный с точки зрения документального оформления путь, подходящий только для крупных предприятий.
А вот остальные способы – более распространены, поскольку подходят практически для всех коммерческих компаний, независимо от их размера и финансового состояния. Разберем их по порядку.
Компенсация питания в денежном эквиваленте
Всего есть три варианта денежных выплат сотрудникам на питание:
К сведению! Во многих компаниях работодатели проявляют лояльность по отношению к сотрудникам, разрешая им дневные чаепития за счет компании.
То есть, организация приобретает чай, кофе, воду, сладости на весь коллектив. Возникает вопрос надо ли начислять НДФЛ на стоимость приобретаемых в офис компании напитков и еды? Нет, не нужно! Поскольку доход в виде натуральных продуктов питания не прописан под каждого конкретного сотрудника, то отсутствует сам объект налогообложения. При этом НДС на все эти вкусности рассчитать все-таки будет необходимо, поскольку, со стороны работодателя, угощения считаются безвозмездной передачей товаров, а значит, являются объектом НДС.
Кейтеринг – доставка обедов в офис
Привоз обедов прямо на рабочее место приобретает в последнее время все большее распространение. Называется такая доставка – кейтеринг, и подразумевает под собой организацию питания соответствующими заведениями на выезде.
Чтобы правильно оформить такой тип питания на предприятии, нужно опять же закрепить это документально, на уровне коллективного договора. Существует три возможных варианта по проводкам кейтеринга:
Обеды по договору
Довольно часто предприятия и организации предпочитают заключать договоры на питание сотрудников с каким-то определенным заведением общественного питания. Как правило, это близлежащая столовая, кафе или буфет. При подобном сотрудничестве в договорах четко прописываются все условия предоставления услуг, в том числе время обеда, количество сотрудников, стоимость одного обеда и т.д. Денег на обеды на руки работники предприятия не получают, а для отчетности по обедам расписываются в специальных журналах и ведомостях или же предъявляют пропуск.
Расчеты между работодателем, обеспечивающим обеды персонала в данном учреждении и самим учреждением общественного питания нужно отражать в общем порядке по строке «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Кухня в офисе
В последние годы многие компании стали перестраивать один из офисных кабинетов в кухню для общего пользования персонала. Такие кухни, как правило, оборудованы всем необходимым: мойкой, мебелью, бытовой техникой, кухонной утварью.
Требования к оснащению и содержанию подобных помещений прописаны в СНиП, в частности в них говорится о том, что использовать кухни на территории офиса можно только при условии, когда количество рабочего персонала на предприятии не выше 30 человек в смену.
Если компания выбрала именно этот путь для обеспечения питания сотрудников, то в коллективном договоре следует прописать пункт о предоставлении сотрудникам данного помещения в качестве кухни. Заодно он позволит обосновать расходы на переоборудование кабинета в обеденную комнату.
Что касается бухгалтерского учета, то все покупки и затраты на кухню нужно учитывать как «Прочие расходы». В тех случаях, когда цена кухонного оборудования выше 40 тысяч рублей, при сроке его службы более года, гасить ее придется через начисление амортизации.
Таким образом, существует несколько наиболее часто встречающихся способов организации питания сотрудников работодателем во время рабочего дня. Руководство каждой компании выбирает оптимальный путь с учетом собственных возможностей и интересов персонала. Но, независимо от того, какой способ выбран, главное – не забыть прописать его суть в коллективном трудовом договоре.
Питание на работе – дотации, оплата и время
Одним из способов обеспечения эффективности трудового процесса и лояльности сотрудников является питание на работе. Дотации на питание могут значительно повысить мотивацию сотрудников, стать хорошей социальной гарантией для работников, которая позитивно скажется на уменьшении текучести кадров, а также обеспечить общее повышение экономических показателей бизнеса. При этом работодателям следует учитывать и особенности регулирования питания на работе, его оплаты и времени.
Питание на работе по Трудовому кодексу РФ – нормативы и законы
Несмотря на то, что законодательство обеспечивает определенный пакет обязательных социальных гарантий для трудящихся лиц, питание на работе по Трудовому кодексу не является обязательным для исполнения работодателем требованием, а лишь возможной опцией дополнительных компенсаций и гарантий сотрудникам. Нормативные акты, регулирующие данный вопрос, предоставляют лишь минимальную базу, от которой и следует отталкиваться работодателям. Выглядят они следующим образом:
Это – общая база правового регулирования питания работников, и так как она обладает минимальным количеством обязательных предписаний или запретов, сейчас работодатели используют множество различных механизмов для обеспечения сотрудников возможностью полноценного приема пищи в процессе трудовой деятельности.
Зачем нужно организовывать питание на работе – преимущества и задачи
Обеспечение питания работников может иметь множество целей и осуществляться работодателем в различном виде. В первую очередь, к основным задачам и преимуществам кормления трудящихся на рабочем месте можно отнести:
Как организовать питание работников в организации
Сейчас у работодателей есть в распоряжении достаточно большое количество инструментов, позволяющих наиболее эффективно и быстро организовать питание сотрудников на работе. При этом различные способы могут быть актуальны в одних условиях, и неэффективны – в других, поэтому следует выбирать их исходя из предпочтений и особенностей коллектива и общего характера трудовой деятельности. Так, наиболее популярными способами организации питания работников могут быть следующие варианты:
Варианты оплаты питания могут подразумевать абсолютно разнообразный характер предоставления работником данных возможностей. Так, питание может обеспечиваться как неоднократно в течение одного дня, так и всего несколько раз в неделю. Работодатель может как компенсировать затрат на еду сотрудников полностью, так и частично.
Талон или деньги: как правильно дотировать питание своих сотрудников?
Дотации (в денежном эквиваленте) на обед сотрудникам часто просто не достигают поставленной цели. А все потому, что HR-службы во многих организациях, практикующих выделение средств на питание персоналу, предпочитают не добавлять себе лишних хлопот и выплачивают назначенные суммы вместе с зарплатой. Результат печален: уже спустя месяц сотрудник забывает, что те самые 2-3 тысячи рублей предназначены для обедов и вовсе не являются прибавкой к окладу. В итоге либо в кабинетах офиса по-домашнему пахнет вкусными котлетами, либо время обеда растягивается на неопределенный срок, поскольку до ближайшей столовой надо добираться полчаса. HR-менеджеры недовольны, сотрудники также не испытывают радости. Деньги на обед вроде выделены, а эффект от их использования нулевой. Возникает логичный вопрос о том, что же делать в подобной ситуации. Найти решение просто, если внимательно исследовать потребности и цели обеих сторон.
Самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки – приобретение предприятием у провайдера питания талонов для своих сотрудников. В случае предоставления оператором комплексных обедов компания-работодатель должна заключить соответствующий договор. В нем отражаются условия предоставления горячего питания сотрудникам данной фирмы. Что касается схемы контроля и учета, форм актов и иных документов, работодатель и провайдер выбирают их самостоятельно. Меню обговаривается, учитываются пожелания рабочих предприятий.
Польза комплексных обедов, получаемых по талонам: сотрудники, питающиеся регулярно, болеют намного реже, количество больничных листов сокращается, повышается эффективность труда как отдельного специалиста, так и команды в целом.
Как работает дотация на питание от работодателя?
Добро пожаловать в Содексо!
Добро пожаловать в Содексо!
Зачем компании вводят дотацию?
Дотация на питание от работодателя уже давно стала символом статуса компаний, которые заботятся о здоровье своих сотрудников, ведь дотация на питание способствует повышению имиджа компании и улучшает продуктивность сотрудников.
Для того, чтобы реализовать эту инициативу наиболее эффективно и быстро, необходимо следовать нескольким простым правилам, которые помогут вам не только удовлетворить потребности всех сотрудников, но и оптимизировать некоторые бизнес-процессы в вашей компании. Например, программа корпоративного питания Содексо позволяет автоматизировать HR и бухгалтерскую отчетность, получать в удобном виде данные по использованию карт, анализировать предпочтения ваших сотрудников. Гибкие настройки программы позволяют настраивать её под индивидуальные требования вашей организации.
Определение лимитов и управление бюджетом
Итак, первый шаг – определение размера дотации. Необходимо установить бюджет для всех сотрудников компании, чтобы понять общий уровень необходимой дотации и финансирования.
Второй шаг – это гибкость в управлении бюджетом и лимиты, которые бы вы хотели бы предоставить сотрудникам с помощью карты питания Содексо.
Лимит на питание может быть настроен различными способами, в зависимости от потребностей вашей компании и может быть: ежедневным, еженедельным или ежемесячным.
Лимит также может быть установлен по обеденному времени принятому в вашей компании, по дням недели, или же настройки лимита могут быть полностью гибкими.
Сеть питания по вашим требованиям
Весь контроль находится в ваших руках. Вы можете ограничить сеть питания ресторанами и кафе в шаговой доступности от офиса. Мы также можем организовать сеть питания специально под вас в случае, если у вас есть региональные офисы или разъездные сотрудники.
Вы можете назначать различные лимиты в зависимости от должности сотрудников, характера их работы или региональной представленности. Неиспользованные денежные средства на картах сотрудников можно использовать в следующем месяце или сделать их «сгораемыми» для сотрудников, тем самым экономя выделенный бюджет.
Гибкость настроек и индивидуальное обслуживание
Вы можете самостоятельно контролировать, назначать, удалять и менять настройки лимитов, либо же отдать управление лимитами и расходами на аутсорс в Содексо.
Ежемесячная процедура пополнения карт сотрудников полностью налажена и не потребует с вашей стороны более 30-40 минут.
Наша служба поддержки клиентов всегда на связи для оперативного решения вопросов.
Мы также подготовим для вашей компании все необходимые коммуникационные материалы и памятки для сотрудников.
Другая полезная информация, а также функции проверки баланса карты, рестораны на карте города и многое другое – на сайте www.restaurantpass.ru
Почему Содексо?
Персональный подход, гибкось и клиентоориентированность – основные преимущества работы с Содексо, которые уже 55 лет позволяют нам быть лидерами в сфере услуг для качества жизни.
Присоединяйтесь к нам, и мы адаптируем под вас любое решение, которое поможет в реализации ваших целей, ведь миссия нашей компании – улучшение качества жизни сотрудников на работе и вне ее.
Дотация на обед как инструмент управления
Обычно доплата на питание воспринимается сотрудниками как прибавка к зарплате. Но возможности этого инструмента в работе с персоналом значительно шире.
Дотации на обед часто не попадают в цель, проходят мимо. И все потому, что во многих компаниях, практикующих выделение дополнительных средств на питание сотрудников, HR-службы предпочитают не добавлять себе хлопот и назначенные суммы выплачивают вместе с зарплатой. Результат печален: уже через месяц сотрудник успевает позабыть, что вот именно эти 2-3 тыс. руб. предназначены для обедов, и не являются прибавкой к зарплате. В итоге, либо в офисе по-домашнему пахнет котлетами, либо обеденное время растягивается на неопределенный срок: ведь до ближайшей столовой с вменяемыми ценами надо добираться 30 минут. HR-менеджеры недовольны. Сотрудники тоже испытывают мало радости. Дотации на обед вроде есть, но эффект от них нулевой. Возникает сакраментальный вопрос: что делать? Решение легко обнаружить, если исследовать цели и потребности обеих сторон.
Потребности HR-службы
Для HR-менеджера важно, чтобы все было как в армии: обед по расписанию, на дорогу к месту приема пищи и само питание уходит минимум времени, люди не стоят в очередях во время эпидемий гриппа, все сыты, довольны и весьма производительны, при этом организация процесса не требует хлопот. Однако если все делать по правилам, хлопот не оберешься: договор со столовой, еженедельные сверки, учет едоков, их аппетитов и ведение дополнительной документации отнимают много сил. Вот и идет HR-менеджер по проторенной дорожке монетизации дотаций на обед: и себя от дополнительной нагрузки избавляет, и заботу вроде как проявляет.
Потребности персонала
Для сотрудников важно сытно и вкусно поесть, желательно неподалеку от офиса и с гарантией свежести потребляемых блюд. Лучше бы заведения менять, потому как одно и то же меню вкупе с интерьером со временем надоедают. Еще желательнее иметь некоторую свободу выбора: например, возможность чередовать еду с доставкой с выходами в кафе\столовую.
Организованное использование дотаций на питание ― лучший компромисс
Я знаю, как объединить эти потребности и выдать компромиссное решение, которое устроило обе стороны. Собственно, решений два, все зависит от того, есть ли поблизости от офиса заведения общепита с хорошей репутацией, или нет. Важное замечание: компания привлекает специализированный сервис или фирму для организации питания сотрудников в качестве посредника-помощника.
Итак, первый вариант: каждому сотруднику выдается карточка наподобие кредитной. Такие карты могут предоставлять компании по организации корпоративного питания. На ней не хранятся деньги ― это своего рода персональный идентификатор. С этой карточкой сотрудник идет в проверенное, надежное заведение и с удовольствием обедает. Карточка используется для оплаты вместо обычной пластиковой карты в столовой/ кафе/ресторане, списанная сумма включается в общий счет компании. Одновременно с этим в облачном сервисе в личном кабинете сотрудника отображается сумма израсходованных средств и сумма доступного остатка. HR-служба имеет возможность установить временной промежуток и регион активности карточки и, посредством этого, время и длительность обеденного перерыва. Например: дотацию с карты можно потратить только с 13-00 до 15-00, лишь в рабочие дни, в заведениях не более чем в 500 метрах от офиса. Таким образом, можно следить за целевым расходованием средств, поддерживать дисциплину и регулировать время, отведенное на обед. Человек может планировать и контролировать свои расходы.
Второй вариант пригодится, если поблизости от офиса нет заведений общепита с хорошей репутацией. В этом случае речь идет о доставке обедов в офис. HR-менеджер на свой вкус и сообразно имеющемуся бюджету отбирает нескольких поставщиков или никак не ограничивает выбор персонала (комплексные обеды, популярные блюда вроде пиццы, суши, пирогов и кулинарные изыски). Сотрудники каждый день выбирают и заказывают обед через свой личный кабинет сервиса по организации офисного питания. Доставка привозит обед, все счастливы. Подводный камень в виде бесплатности доставки только при заказе выше энной суммы легко могут преодолеть сами сотрудники: несколько человек кооперируются и делают заказ в одном заведении. Также, сотрудники в преддверии какого-либо праздника могут перевести деньги из своего личного кабинета наиболее инициативному (или имениннику) и заказать вскладчину небольшой офисный банкет. Единственное, что им недоступно ― вывод наличных денег.
Преимущество для персонала: не надо отправляться на поиски подходящего кафе, имеется широкий выбор блюд в случае доставки еды в офис. У сотрудников нет вариантов, кроме как использовать дотацию по назначению, а, значит, их не мучают искушения, они сыты и вполне эффективны. Компания, которая берет на себя роль посредника в организации питания, обеспечивает строгий контроль над «качеством» заведений общепита, мониторит отзывы клиентов и рейтинг кафе и ресторанов.
Плюсы в использовании единого сервиса, а не набора ресторанов-подрядчиков: оплата питания проводится централизованно один-два раза в месяц на счет одной компанией, подключение к сервису осуществляется за один день и предоставляет доступ к большому количеству ресторанов. HR-менеджер практически полностью освобожден от дополнительных действий.
Выгоды от организации офисного питания
К сожалению, наша страна пока еще сильно отстает от европейских стран по количеству компаний, которые уделяют внимание социальному пакету, в частности, дотациям на обед сотрудников. Между тем стремление к сытости ― один из основных инстинктов, его довольно просто можно обратить на пользу компании.
У нас есть примеры, когда привычные утренние опоздания и «полчаса на раскачку» очень быстро удалось победить с помощью бесплатных завтраков, которые предлагались за час-полчаса до начала рабочего дня. Мало того, что опоздания прекратились, фактически, люди начинали рабочий день раньше: уже за завтраком понемногу включались в обсуждение текущих процессов. Кстати, снизилась заболеваемость: видно, сказалось наличие полноценного завтрака, хотя специальных исследований мы не проводили. Другая компания поступила иным образом: она стимулировала сверхурочную работу бесплатным ужином. И эффективность повысилась, и сотрудники были приятно удивлены заботой руководства.