дпи что это для детей
Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства
Содержимое публикации
Рыбак Екатерина Александровна
МБУДО «Художественная школа» г.Благовещенск
Преподаватель Истории искусств
Декоративно прикладное искусство как вид изобразительного искусства
Или сокращенно ДПИ.
Сегодня мы с вами поговорим и декоративно-прикладном искусстве, и вы узнаете какую роль этот вид изобразительного искусства играет в нашей с вами жизни. Мы также поговорим о том, насколько свойственно человеку стремление к красоте. Как мы, люди стараемся окружить себя не только полезными, но и красивыми вещами.
Практически в каждом доме есть предметы, которые нам и служат и которые приносят нам удовольствие лишь потому, что этот предмет красив.
Декоративно прикладное искусство, является частью искусства народа, несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Оно представляет собой разнообразный по форме и назначению предметный мир повседневной жизни: посуду и одежду, мебель и ткани, игрушки и украшения.
ДПИ – это вид пластического искусства, имеющий свой особый смысл и свою декоративную образность, и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека.
ДПИ состоит из прикладного и декоративного искусства
Прикладное искусство – это произведения, к которым прикоснулась рука художника (область художественного освоения предметного мира)
Например, узор, украшение как бы «прикладывается» к предмету, делая его красивым, нарядным. Такая вещь ценится не только за то, что она просто полезна, но и за мастерство украшения. Самым древним видом украшения является орнамент – узор.
Декоративное искусство – это искусство украшать. Это искусство зародилось очень давно. Еще при родовом строе человек украшал себя браслетами, кольцами, подвесками, серьгами. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища. В этих предметах на первом месте уже стояла красота. Их польза была уже только в том, что они красивы.
Например, ковры, на которых не возлежали, а вешали на стену. Позднее такое искусство стали называть декоративным.
Декоративно-прикладное искусство классифицируется:
—по материалу (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль, эмаль, лаки)
—по технике выполнения (резьба, роспись, ковка, литье, лепка, кружевоплетение, ковроткачество и другое)
У нас в Росси традиционно сложились следующие виды ДПИ:
1. Керамика – изделия из обожженной глины. Это один из наиболее распространённых материалов в ДПИ. Разновидностями керамики являются фарфор, фаянс, майолика, терракота.
2.Резьба и роспись по дереву – это и декор изб, и роспись деревянных предметов домашней утвари(хохломская, городецкая, палехская росписи), и задорные игрушки(богородская, семеновская,федосеевская).
3. Ткачество – процесс выработки ткани из пряжи (гобелены, ковры, ручная набивка ткани)
4. Кружево – декоративное текстильное изделие ручной работы или машинной работы.
5. Вышивка – украшение одежды и бытовых предметов из ткани орнаментом или изобразительными мотивами. Славятся вышивкой саратовские, олонецкие, рязанские мастера.
6. Ковка, литье, чеканка–художественная обработка металла.
7. Изделия из стекла
Из всего, что мы с вами сегодня узнали, можно сделать вывод, что предметы прикладного искусства в первую очередь служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают настроение. Красота и их польза уравновешены и гармонически дополняют друг друга.
Предмет: беседы об искусстве
Преподаватель: Рыбак Е.А.
Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства.
Образовательная: Объяснить значение термина «ДПИ»
Развивающая: Рассказать о классификациидекоративно-прикладного искусства, о материалах,используемых в ДПИ.
— уважительно относиться к искусству;
— познакомить с особенностями ДПИ.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные (беседа), наглядный (демонстрация репродукций, просмотр видео ряда).
Оснащение урока: фотографии разных репродукций демонстрирующих декоративно – прикладное искусство
— организационный момент (отметка присутствующих, постановка целей и задач).
— Посмотрите на картину (фотографию) на экране телевизора. Как вы думаете, относится ли представленное, на экране изображение к нашей новой теме «декоративно – прикладное искусство как вид изобразительного искусства»? Это изображение, дает вам понять, что мы сегодня будем изучать ДПИ и ее роль в жизни человека. Далее постановка целей и задач с позиций компетентного подхода, с позиций обучающихся. Цели озвучены. Объяснение нового материала.
А.М.Вачьянц, Введение в мировую художественную культуру. Первая книга из серии «Вариации прекрасного», 6-е издание, Айрис пресс 2010 г., г. Москва
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве
Валентина Середина
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество
в которой раскрывается
духовный мир личности»
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Актуальность темы определена следующими аспектами:
• В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.
• Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества, НОД по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
• Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и формирует умение видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
• Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.
• Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
• Познакомить с разными видами продуктивного творчества, прикладного творчества, с разными техниками;
• Формировать умение видеть необычное в обычном;
• Развивать любознательность, воображение, творческое мышление, мелкую моторику;
• Заложить основу эстетической красоты;
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, уважение к труду других людей.
Этапы развития творческих способностей ребенка:
• І этап: Диагностирование личностных особенностей детей (наблюдения за детьми во время самостоятельной деятельности, во время НОД, беседы, изучение продуктов детского творчества);
• ІІ этап: Подготовительный (подобор литературы и информационного материала);
• ІІІ этап: Деятельностный (работа с детьми, родителями (законными представителями, проведение выставок детского творчества)
Существует великое множество видов прикладного творчества! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:
• Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
• Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
• Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
• Виды росписи: батик – рисование по ткани; витраж – роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент – повтор и чередование элементов узора.
• Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование – выжигание узора по ткани; мозаика – создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика – выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
• Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
• Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
• Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
• Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.
Виды техник декоративно прикладного творчества использованные и освоенные в процессе работы с детьми:
• Аппликация из пластилина
Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т. к. она легче по весу, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей дошкольного возраста.
Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь.
Дети принимают активное участие во Всероссийских и Международных конкурсах декоративно-прикладного творчества, где занимают призовые места.
Наша задача заинтересовать и привлечь родителей к взаимодействию по данному направлению. Достижение цели даст родителям включение в процесс образовательной деятельности с детьми и проведению совместной деятельности с ребёнком дома.
Все мы знаем, что творчество одно из самых больших удовольствий для ребенка. В нем раскрывается его внутренний мир. Ведь делая что-то своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.
Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников через поиск новых форм взаимодействия с родителями» В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.
Художественно-эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство хакасского народа «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое.
Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.
Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.
Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу: «Умелые ручки» Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу: «Умелые ручки» 1слайд. Я хочу с вами поделиться опытом кружковой работы:.
Декоративно-прикладное творчество для дошкольников
Елена Селиванова
Декоративно-прикладное творчество для дошкольников
Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов.
Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими.
В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево, по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, и овладение его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей, умение создавать их важнее для общего художественного развития ребят, воспитания эстетического и нравственного начала, приобщения к народным традициям, развития художественного вкуса.
В процессе знакомства и приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству важно сформировать у ребенка желание взаимодействовать с предметами с целью их улучшения и видоизменения; создать атмосферу, когда ребенок уверен, что он может сделать что-то новое, получив при этом положительные эмоции.
Декоративно-прикладное творчество для детей – один из способов, который в увлекательной форме позволяет раскрыть в ребенке все заложенные способности. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой.
Обучение основным направлениям и техникам строится поэтапно. Со временем ребенок все больше постигает структуру, свойства материалов с которыми он работает.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус.
Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно вооружить их техническими знаниями, развить у них трудовые умения и навыки, психологически и практически подготовить к труду, к выбору профессии,а также формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
При ознакомлении с народным искусством должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания,выделение средств выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция; развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Для ознакомления детей с народным искусством используется традиционная форма приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству как непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с народным искусством (одним или несколькими видами). НОД можно проводить в группе, на выставке, в музее дошкольного учреждения; занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации на основе народного искусства (одного или нескольких, на которых продолжается работа по ознакомлению и обучению детей декоративной деятельности;самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляют декоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх.
Рассмотрим предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы в детском саду.
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в небольшом количестве коричневый и черный.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.
При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.
Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку.
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.
2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.
Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом.Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.
Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки,которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья. Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья).
Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос.
Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку,используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Кроме росписи игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с её основной формой.
Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества.
Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями,а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки.
Это традиционное русское ремесло пользуется огромной популярностью по всему миру, и его можно сравнить с хохломой и другими славянскими художественными промыслами. Что же касается подносов, которые изготавливались в жостово, то они расписывались по уникальной технологии, благодаря которой рисунки сохраняются на протяжении многих столетий. Сегодня в российских музеях можно встретить образцы, которые создавались русскими мастерами ещё в XIX веке.
Главной отличительной особенностью подносов из жостово является удивительный контраст: яркие цветы на чёрном фоне.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно.
Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.
Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.
Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.
Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.
Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.
Прикладное творчество: работа с тканью уважаемые коллеги! Недавно, в очередной раз перечитывая образовательную программу «От рождения до школы» наткнулась на заголовок «Прикладное.
Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.