дпю что за предмет
КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»
КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»
1. ВВЕДЕНИЕ
Анализ военно-геополитической обстановки показывает возросшую актуальность вопросов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в военной и информационной сферах. При этом особую важность приобретает патриотическое воспитание. Учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» позволяет эффективно осуществлять воспитание у молодёжи патриотизма, моральных качеств и идеологической убеждённости.
Законом Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” установлена обязательная подготовка граждан к военной службе, включающая допризывную подготовку в общеобразовательных учреждениях.
В Республике Беларусь воинская обязанность установлена для граждан мужского пола. С девушками в общеобразовательных учреждениях проводятся занятия по медицинской подготовке, они могут изучать допризывную подготовку по желанию. Модель параллельного обучения юношей допризывной, а девушек медицинской подготовке в настоящее время оптимальна и организационно целесообразна, она выражает социальные потребности общества.
Допризывная подготовка юношей и медицинская подготовка девушек организационно объединены в учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка». Содержание допризывной и медицинской подготовки в настоящей Концепции учитывает специфику каждого компонента учебного предмета. Организационно «Допризывная и медицинская подготовка» состоит из:
2. ИСХОДНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с национальным законодательством включает в себя получение начальных знаний в сфере вооружённой защиты государства и допризывную подготовку юношей. Предмет «Допризывная и медицинская подготовка» является основным в допризывной подготовке юношей.
Процесс формирования знаний, умений и навыков по допризывной и медицинской подготовке выполняет следующие функции:
Построение содержания учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» в общеобразовательных учреждениях строится на основных дидактических принципах:
принцип систематичности предполагает изложение учебного материала на трёх уровнях: отражения, понимания, усвоения. На уровне отражения формируется общее представление об изучаемом предмете. На уровне понимания обучаемый овладевает теорией учебного предмета. На уровне усвоения достигается связь теории с системой упражнений, практических заданий и действий. Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путём установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого;
принцип научности заключается в необходимости формирования у обучаемых системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности ученика, на характер его мыслительной деятельности;
принцип наглядности не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приёмов, обеспечивающих, с одной стороны, более чёткое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с другой стороны, формирует представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой;
принцип доступности обеспечивает успешное усвоение новых знаний и способов деятельности. Суть этого принципа состоит в том, что он отражает общенаучный принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать изучение отдельных разделов с выявления уже имеющихся, сформированных ранее, знаний, умений, навыков.
Предмет «Допризывная и медицинская подготовка» проводится с юношами и девушками X и XI классов общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, еженедельно, а также на учебно-полевом сборе для юношей и практических занятиях для девушек. Количество учебных часов, отводимых на предмет, определяется типовыми учебными планами.
Предмет «Допризывная и медицинская подготовка» создаёт условия для последующей начальной военной подготовки военнослужащих, которая, по законодательству Республики Беларусь проводится с призванными на военную службу гражданами до принятия ими Военной присяги. Основная цель допризывной подготовки в учреждениях образования состоит в педагогической проекции воспитания гражданственности и патриотизма у юношей на осознанную необходимость выполнения ими конституционного долга по защите Республики Беларусь.
Ознакомление допризывников с основами военного дела, практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов военной тематики должны способствовать формированию морально-психологической готовности к военной службе, а также приобретению первоначальных знаний и умений, которые помогут молодым воинам быстрее адаптироваться к военной службе.
При проектировании содержания медицинской подготовки предмета следует учитывать, что обучение медицинской подготовке не даёт девушкам квалификацию медицинского работника и не предоставляет им права самостоятельной медицинской или фармацевтической деятельности. В процессе занятий девушки должны научиться оказывать первую и доврачебную помощь больным и поражённым.
Основу допризывной и медицинской подготовки составляют знания и умения, полученные при выполнении приёмов, упражнений, нормативов. Для допризывной подготовки характерен ряд присущих только ей особенностей: необходимость соблюдения на всех занятиях требований воинской дисциплины и воинской вежливости; приказная форма общения, характерная для военнослужащих и военнообязанных при исполнении ими обязанностей воинской службы; выполнение требований общевоинских уставов. Эти особенности должны учитываться как при проектировании содержания предмета на уровнях нормативного и учебно-методического представления, так и в реальном учебном процессе.
В содержание допризывной подготовки включаются также вопросы действия международного гуманитарного права (МГП) в военных конфликтах, обязанностей и ответственности военнослужащих с точки зрения МГП. В основе медицинской подготовки лежит принцип привития учащимся высоких морально-психологических качеств, необходимых для выполнения благородного долга по оказанию помощи поражённым и больным.
Содержание предмета «Допризывная и медицинская подготовка» разрабатывается по принципу относительной завершённости, в основу его разработки заложен линейный подход.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели допризывной подготовки:
Одна из целей – морально-психологическая подготовка юношей к предстоящей военной службе или службе в резерве. Морально-психологическая готовность призывников к военной службе формируется не только в процессе ознакомления их с героическим прошлым белорусского народа по защите Отечества, изучения военного законодательства Республики Беларусь, но и в ходе практических занятий по овладению основами военного дела. Допризывная подготовка – это комплексный, педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс.
Другой целью допризывной подготовки является обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества. Знание основ военного дела, практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствуют достижению цели формирования морально-психологической готовности юношей к военной службе.
Задачи допризывной подготовки:
Цель медицинской подготовки – формирование у учащихся знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи, доврачебной помощи и общему уходу за больными и поражёнными.
Достижение цели обеспечивается выполнением следующих задач:
4. СОДЕРЖАНИЕ
В допризывной подготовке выделяются две содержательные линии:
В первой содержательной линии последовательно рассматриваются вопросы:
• героизм и мужество белорусского народа в борьбе за свободу и независимость Родины, нравственные принципы воинской службы и вооружённой защиты Отечества;
• военная политика Республики Беларусь; положения Конституции и военного законодательства Республики Беларусь о защите государства, воинской обязанности и воинской службе;
• история и боевые традиции белорусской армии; состав, структура, вооружение и военная техника Вооружённых Сил Республики Беларусь;
• права, обязанности и ответственность призывника;
• порядок призыва на военную службу и прохождения военной службы, службы в резерве;
• культура воинской службы.
Во второй содержательной линии даются основы военного дела по дисциплинам:
Структурно содержание допризывной подготовки представляется в пяти разделах:
Материал первых четырёх разделов выстраивается в логической последовательности, предыдущий раздел представляет обоснования для раздела последующего. Пятый раздел, представляющий содержательную линию «Основы военного дела», распределяется по всему предмету, значительная его часть приходится на учебно-полевой сбор.
Структурное построение содержания допризывной подготовки предусматривает проведение занятий как еженедельно в школе (ПТУ, ссузы), так и методом «день призывника» (1—2 дня в месяц по 6 ч) на базе центров допризывной подготовки.
В медицинской подготовке выделяются три содержательные линии:
В первой содержательной линии рассматриваются вопросы:
● общие принципы оказания первой помощи;
● реанимационные мероприятия при остановке дыхательной и сердечной деятельности;
● открытые повреждения, кровотечения, повреждения мягких тканей переломы, ожоги и отморожения, электротравмы, поражения молнией, утопление, тепловой и солнечный удары.
Вторую содержательную линию составляют вопросы:
● инфекционные и неинфекционные заболевания: причины развития заболевания, основные заболевания, первая доврачебная помощь, профилактика заболеваний;
● лекарственные препараты и лекарственные растения;
● доврачебная помощь при отравлениях: сильнодействующими ядовитыми веществами, ядовитыми растениями и грибами.
В третью содержательную линию включаются вопросы:
●общий уход за больными и поражёнными;
● медико-биологические аспекты полового воспитания;
● международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
Структурно содержание медицинской подготовки представляется в шести разделах:
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебно-методический комплекс по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» включает:
Презентация на тему: ДПЮ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
ТЕХНОГЕННАЯ ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ — НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ ОБСТАНОВКА ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПРИВЕДШАЯ К ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ, ПОВРЕЖДЕНИЮ ИЛИ РАЗРУШЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ОПАСНОСТЕЙ • нерациональное размещение потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры; • технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий; • износ средств производства, достигающий в ряде случаев предаварийного уровня; • увеличение объемов транспортировки, хранения, использования опасных или вредных веществ и материалов; • снижение профессионального уровня работников, культуры труда, уход квалифицированных специалистов из производства, проектно-конструкторской службы, прикладной науки; • низкая ответственность должностных лиц, снижение уровня производственной и технологической дисциплины; • недостаточность контроля за состоянием потенциально опасных объектов; ненадежность системы контроля за опасными или вредными факторами; • снижение уровня техники безопасности на производстве, транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве; • отсутствие нормативно-правовой базы страхования техногенных рисков.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ПО МАСШТАБУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ЧС локального характера — не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек. ЧС муниципального характера — не выходит за пределы территории одного поселения или внутри городской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек. ЧС межмуниципального характера — затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогично критериям ЧС муниципального характера.
ЧС регионального характера — не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек. ЧС межрегионального характера — затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен критериям ЧС регионального характера. ЧС федерального характера — количество пострадавших свыше 500 человек.
Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения ЧС можно подразделить:
внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т. д.); стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамические аварии с образованием волн прорыва и т. д.); умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах и т. д.); плавные (аварии на очистных сооружениях, эпидемии и т. д.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ПО ПРИРОДЕ ИСТОЧНИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ. По природе источников возникновения все ЧС подразделяются на 5 групп:
1. ЧС, связанные с возникновением аварий на опасных объектах: • аварии на атомных электростанциях (АЭС); • утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны (СЗЗ); • аварии на атомных судах с радиоактивными загрязнениями акватории порта и прибрежной территории; • аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории; • аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду; • падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности; • незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при утере источников ионизирующих излучений, аварий на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях; • аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду аварийных химически опасных веществ (АХОВ); • аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических веществ или биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.
2. ЧС, обусловленные пожарами и взрывами и их последствиями: • пожары в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и транспортных коммуникациях; • взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в т. ч. при падении летательных аппаратов); • взрывы в жилых зданиях.
3. ЧС на транспортных коммуникациях: • авиационные катастрофы; • столкновения и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене); • аварии на водных коммуникациях; • аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды; • аварии на энерго– и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.
4. ЧС, вызванные стихийными бедствиями: • землетрясения силой 5 и более баллов по 12-балльной шкале; • ураганы, смерчи, бури силой 10 и более баллов по 17-балльной шкале; • катастрофические затопления и наводнения, образовавшиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений, землетрясений, горных обвалов и оползней, паводков, половодья или нагонных явлений и цунами; • сели, оползни, обвалы, лавины, снежные заносы и карстовые явления, вызвавшие разрушения в городах, на транспортных, энергетических и других инженерных сетях, образование завалов и т. п.; • массовые, лесные и торфяные пожары, принявшие неуправляемый характер и повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения региона; • факторы риска биолого-социального характера: эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.
Допризывная подготовка и военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в Республике Узбекистан
Развитие у учащихся юношей военно-прикладных, двигательных навыков на учебных и тренировочных занятиях по допризывной подготовке. Организация работы обучаемых на практических занятиях. Классификация военно-спортивных соревновании по видам и содержанию.
Рубрика | Военное дело и гражданская оборона |
Вид | курс лекций |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.02.2018 |
Размер файла | 204,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тема 1. Допризывная подготовка и военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи перспективы и развития (воинского) в Республике Узбекистан
1. В системе подготовки допризывников и призывников к военной службе в школах и других учебных заведениях, организациях РУз.
2. ВВС РУз при прохождении личным составом срочной военной службы.
3. В школах, лицеях, на военных факультетах и кафедрах гражданских вузов РУз.
4. В специальных формированиях, передаваемых Вооруженным Силам.
Основными принципами военно-патриотического воспитания являются:
1. Принцип научной объективности.
2. Принцип конкретно-исторического подхода. Основные задачи и направления военно-патриотического воспитания учащихся.
Направления военно-патриотического воспитания:
1. Знать историю развития Узбекистана.
2. Воспитывать чувство гордости за нашу независимую, суверенную, идущую своим путем Родину.
3. Воспитывать верность к боевым и трудовым традициям узбекского народа.
5. Воспитывать чувство преданности к своим родным местам, а для этого надо знать свой край, вилоят, кишлак, что выращивает, производить на своей земле.
6. Особенно должны знать учащиеся о трудовом и боевом подвиге узбекского народа во время Второй Мировой Войны.
7. Воспитывать политические, нравственные взгляды и убеждения учащихся в духе любви и преданности к своей Родине.
Большой прогресс в подготовке военных кадров стала организация военных кафедр, готовящих военруков для общеобразовательных школ, на ведущих Вузах Республики Узбекистан.
Тема 2. От просветительства к практике главное направления в обучении учащихся основам военного дела
Вся история развития человечества представляет собой историю войн. По данным американского института социологических исследований за всю историю мировой цивилизации человечество жило в условиях мира всего 92 года. Не приходится даже одной мирной недели на столетие. К сожалению, конец XX века и начало XXI века являются одними из самых напряженных по количеству войн и военных конфликтов в мировой истории.
Начало XXI века характерно новым видом опасности международным терроризмом, что наглядно подтвердили события 11 сентября 2001 года в США.
На современном этапе исторического развития защита государства является объективной необходимостью.
Однако мы имеем славные боевые традиции. Имена Амира Темура, Джалалиддина Мангуберди, Темура Малика, Бабура, генерала Сабира Рахимова и многих-многих других выдающихся полководцев вошли в героическую историю народа.
Укрепление обороноспособности государства напрямую связано с тем, кто будет командовать подразделениями, частями, соединениями. Ведь офицеры обучают и воспитывают подчиненных, прививают им любовь к военному делу, помогают овладеть сложной военной техникой и тактикой ведения современного боя, формируют высокие морально-боевые качества.
Президент Республики Узбекистан Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами И.А.Каримов сказал:
«Нужно глубоко осознать, что руководитель это не только должность, а прежде всего ответственность в служении людям. Руководителем должен быть тот, кто работает больше всех, не жалеет себя ради счастья людей и процветания Родины».
Решающая роль в выполнении поставленных перед Вооруженными Силами задач принадлежит офицерским кадрам. В соответствии с требованиями Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова они призваны служить личным примером в исполнении воинского долга, являть собой образец поведения, мастерства, трудолюбия, дисциплинированности и исполнительности.
Вспомним неоднократно повторяемые уложения (заветы) Амира Темура, чьи военные дарования выделяют его как крупнейшего полководца и государственного деятеля:
«В управлении я всегда руководствовался кротостью, человеколюбием и терпением. Чтобы воодушевить офицеров и солдат, я не щадил никаких мер материального поощрения, входя в их нужды, я обеспечивал за собой их привязанность».
1. От своих преподавателей допризывной подготовки он требовал:
благородства мыслей и возвышенности души;
тонкого и проницательного ума;
опыта и привычки жить с солдатами;
терпимости и способности примерять;
вести себя с ровной добротой, неподкупностью и умеренностью.
Эти славные традиции особо важно развивать сегодня, когда возросла напряженность воинского труда, насыщенность войск коллективными средствами вооружения.
Офицерами не рождаются, ими становятся. Становятся, проходя через жизненные испытания, постигая тайны своей специальности, шаг за шагом овладевая сложной наукой побеждать.
Генерал Сабир Рахимов в декабре 1944 года в письме к жене писал: «Есть у меня одна мечта. Хочу, чтобы наш сын тоже стал офицером. Мы оба знаем, как трудна воинская служба. Но сколько радости приносит конечный результат, когда на глазах у командира простые люди превращаются в смелых, выносливых, преданных своему долгу воинов. Разве воспитывать таких людей не настоящее человеческое счастье? Хочу, чтобы и наш Идрис, став офицером, до конца познал это счастье.
В соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об образовании», «О подготовке национальных кадров», Концепцией военного образования проводится реформирование всей системы образования и подготовки кадров, в том числе и военных.
Наметить пути повышения эффективности военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях цель нашего исследования в квалификационной работе.
Сегодня по каждой специальности выработаны государственные стандарты, по которым определяется квалификация кадров. Для того, чтобы достичь государственных стандартов в ходе получения высшего и среднего специального образования необходима хорошая базовая подготовка в рамках среднего образования, целенаправленная военно-профессиональная ориентационная работа, которую проводят военные руководители образовательных учреждений.
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.
Подготовка офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Узбекистан осуществляется в военных училищах, дающих высшее военно-специальное образование. Все высшие военно-учебные заведения являются многопрофильными, готовящими офицеров по различным военным специальностям. В то же время выпускники получают и высшее гражданское образование с дипломом государственного образца.
В настоящее время в Республике Узбекистан функционируют и и обучают по военным специальностям следующие военно-учебные заведения:
1.ТАШКЕНТСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ТВОКУ)
2.ЧИРЧИКСКОЕ ВЫСШЕЕ ТАНКОВОЕ КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ (ЧВТКИУ)
3.САМАРКАНДСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ КОМАНДНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ (СВВАКИУ)
4. ДЖИЗАКСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ-АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ (ДВВАУ)
5.СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ТАШКЕНТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
В высшие военные училища принимаются:
-военнослужащие срочной службы независимо от своей специальности и сроков службы и военнообязанные из числа уволенных в запас военнослужащих срочной службы не старше 23 лет (на 1 сентября года поступления в ВВУЗ).
ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ
На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что военная профориентационная работа является одним из направлений деятельности преподавателя допризывной подготовки по показателям которой можно делать необходимые выводы о всей его деятельности в учебном заведении.
Основными путями повышения эффективности ВПО являются:
— постоянный рост военно-профессионального и педагогического мастерства преподавателя допризывной подготовки;
знание военным руководителем направлений образования и правил приема в военные лицеи, военно-профессиональные колледжи и другие военно-учебные заведения МО РУ;
углубленная индивидуальная работа по подготовке юношей к поступлению в военно-учебные заведения;
тесная связь образовательного учреждения с отделами по делам обороны и шефствующими воинскими частями и учреждениями;
опора на внеклассную работу: проведение факультативов, военно-спортивных соревнований «Шункорлар», создание военно-патриотических клубов;
пропаганда военной профессии через средства наглядности: создание стендов «Военно-учебные заведения МО РУ», «Выпускники образовательного учреждения на службе Родине», «Офицер профессия героическая» и др.
— тесная связь преподавателя допризывной подготовки с учителями предметниками по подготовке юношей к поступлению в военно-учебные заведения.
По опыту проведения квалификационных практик в средних образовательных учреждениях г. Ташкента можно сделать вывод, что при соблюдении вышеперечисленных требований в вопросах повышения уровня военной профориентационной работы преподавателями допризывной подготовки процент кандидатов поступивших в военно-учебные заведения возрастает.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель выпускной квалификационной работе было наметить пути повышения эффективности военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях и разработать рекомендации для преподавателей начальной допризывной подготовки молодежи по исследуемым вопросам.
Основными путями повышения эффективности ВПО являются:
— постоянный рост военно-профессионального и педагогического мастерства преподавателя допризывной подготовки;
знание военным руководителем направлений образования и правил приема в военные лицеи, военно-профессиональные колледжи и другие военно-учебные заведения МО РУ;
углубленная индивидуальная работа по подготовке юношей к поступлению в конкретные военно-учебные заведения;
тесная связь образовательного учреждения с отделами по делам обороны и шефствующими воинскими частями и учреждениями;
опора на внеклассную работу: проведение факультативов, военно-спортивных соревнований «Шункорлар», создание военно-патриотических клубов;
— пропаганда военной профессии через средства наглядности: создание стендов «Военно-учебные заведения МО РУ», «Выпускники образовательного учреждения на службе Родине», «Офицер профессия героическая» и др.
— тесная связь преподавателя допризывной подготовки с учителями предметниками по подготовке юношей к поступлению в военно-учебные заведения.
По опыту проведения квалификационных практик в средних образовательных учреждениях г. Ташкента можно сделать вывод, что при соблюдении вышеперечисленных требований в вопросах повышения уровня военно-профессиональной ориентационной работы преподавателями допризывной подготовки процент кандидатов поступивших в военно-учебные заведения возрастает.
Военные руководители образовательных учреждений в своей работе по военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи должны не только учитывать предъявляемые требования к военно-профессиональному отбору, но конкретно готовить юношей для поступления в военно-учебные заведения МО РУ в соответствии с предъявляемыми требованиями к кандидатам.
Литература
1. И.Каримов. «Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Узбекистан»., 1997.,стр.156-159.
2. Закон РУ «Об образовании». 29 августа 1997 г.
3. Национальная программа по подготовке кадров. 1997 г.
4. Закон РУ «О всеобщей воинской обязанности и военной службе». гл. II, ст. 12.
5.Концепция военного образования РУ. (Проект). 2000 г.
6. Приказ МО РУ N 69 от 20.04.95 г. «О введении правил приема в военно-учебные заведения Министерства обороны Республики Узбекистан».
7. Приказ МО РУ N137 от 20.07.94 г. «О введении в действие Положения о высших военно-образовательных учреждениях Министерства обороны Республики Узбекистан».
8. Письмо Министра обороны к офицерскому составу Вооруженных Сил Республики Узбекистан. Информационный бюллетень N10. Т., 1997 г., стр. 83-84.
9. Л.Юсупов «Сабир Рахимов. Жизнь замечательных людей» Ташкент. Изд. III ЛКСМ Уз. 1983 г., стр. 115.
11. Газета «Ватанпарвар». N 37 (1301) от 25.03.2000 г.
Тема 3. Формирование учащихся юношей основных военно-прикладных, двигательных навыков на учебных и тренировочных занятиях по допризывной подготовке
На всем пути своего исторического развития педагогическая наука развивалась вместе с развитием общества. Наряду со старыми традиционными формами и методами обучения зарождались новые, более прогрессивные, применение которых улучшало уровень усвоения все более сложного учебного материала.
Вступив на путь независимости, Республика Узбекистан начала проводить реформу всей системы образования, применительно к современным требованиям подготовки специалистов различных профилей.
В Национальной программе по подготовке кадров отмечены основные недостатки старой системы образования:
«Не демократичность, ущербность обучения, складывающаяся из целого спектра недостатков самого процесса обучения и методик преподавания в школах и других учебных заведениях, приводит к тому, что у учащихся не развивается самостоятельное мышление, отсутствует подготовленность к обдуманному, осознанному принятию решений».
«Учебный процесс ориентируется на учащихся со средним уровнем знаний, слабо используются механизмы обучения по индивидуальным учебным программам, особенно одаренной молодежи».
Реформирование содержания образовательного процесса должно проводиться на основе государственных образовательных стандартов, включающих гуманизацию образования, обучение и воспитание кадров на основе принципов национальной независимости, опоры на богатый духовный и интеллектуальный потенциал народа и общечеловеческие ценности.
Особое внимание уделяется личности обучающегося, развитию у него культа образования и знаний, общей познавательной активности, формированию самостоятельности, чувства гордости и достоинства.
В соответствии с Национальной программой внедряются прогрессивные педагогические технологии, новые учебные программы, формы и методы обучения, в том числе и по допризывной подготовке юношей.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» начальная допризывная подготовка молодежи является обязательным предметом. Она проводится в общеобразовательных школах, в средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях начиная с пред выпускного курса штатными преподавателями допризывной подготовки.
«Боевая мощь, боеспособность Вооруженных Сил складываются из множества факторов.
Базой для достижения этих качеств является высокий уровень допризывного обучения юношей в средних учебных заведениях, внедрение современных форм и методов в учебно-воспитательный процесс, активизация познавательной деятельности учащихся.
Если по многим общеобразовательным дисциплинам имеется довольно большое количество научных трудов, литературы по передаче передового опыта обучения, то по допризывной подготовке юношей эти вопросы недостаточно освещены.
УЧЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО НАЧАЛЬНОЙ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ
Начальная допризывная подготовка молодежи сложный многопрофильный предмет обучения, базирующийся на полученных ранее учащимися знаниях по общеобразовательным дисциплинам программы школьного обучения: истории, физики, химии, биологии, географии, физической культуры и т.д.
Для активизации учащихся на занятиях по НДПМ и повышения качества обучения преподавателю допризывной подготовки необходимо не только опираться на меж предметные связи начальной допризывной подготовки с другими предметами обучения, но и на психологические особенности учащихся старшего школьного возраста.
Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы или 1-3 курса средних специальных и профессиональных образовательных учреждений. К концу этого возраста юноша приобретает ту степень идейной и психической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в военно-учебном заведении.
К концу старшего школьного возраста юноши обычно достигают известной степени физической зрелости. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается половое созревание,
выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физическая и психическая зрелость наступает у юношей немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости, когда молодой человек в соответствии с Законом РУ «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» может быть призван для прохождения службы в Вооруженных Силах. Юноша признается обществом взрослым человеком.
Учебная деятельность учащихся старших классов значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассника предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности.
Для того, чтобы глубоко усваивать учебный материал по ДПЮ, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, прежде всего, связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться.
Что касается отношения учащихся старшего возраста к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Учащийся взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо осознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей армейской жизни является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.
Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши обычно определяют свой устойчивый специфический интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши после окончания школы.
Независимо от выбора профессии каждый юноша знает, что он обязан проходить службу в Вооруженных Силах РУ и должен готовить себя к выполнению этого конституционного долга.
Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний по допризывной подготовке: старший школьник активно знакомится с литературой по военным вопросам, охотно занимается в оборонно-массовых кружках, изыскивает возможность участвовать в военно-патриотических мероприятиях, встречаться с ветеранами войны и офицерами Вооруженных Сил РУ.
Все это предоставляет оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и математических, конструктивно-технических, научных способностей.
Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности.
Под влиянием специфической для старшего школьника организации учебной деятельности существенно изменяются мыслительная деятельность, характер их умственной работы. Все большее и большее значение приобретают занятия типа лекций, самостоятельное выполнение практических работ, все чаще и чаще учащимся старших классов общеобразовательных, а так же средних специальных и профессиональных образовательных учреждений приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер, что необходимо учитывать преподавателю допризывной подготовки при применении современных методов обучения для активизации учебного процесса.
Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется по сравнению с подростковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемый материал в систему. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих закономерностей окружающего мира, законов общественного развития.
Данные особенности умственного развития старшеклассников необходимо использовать при проведении занятий по начальной допризывной подготовке с использованием проблемного метода.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности учебного процесса по допризывной подготовке юношей.
Наряду с традиционными словесными, наглядными и практическими методами обучения для активизации познавательной деятельности юношей в системе допризывной подготовки широкое распространение получили современные методы обучения, базирующиеся на учете психологических особенностей старшеклассников, достижениях педагогической науки и практическом опыте лучших педагогов и военных руководителей.
а) метод проблемного изложения материала.
Юноши не смогут овладеть методами научного мышления, методами творческого подхода, если они постоянно будут находиться только в положении сторонних наблюдателей. В школе нужно давать учащимся непосредственно участвовать в творческом труде.
Как известно, не всякая ситуация становится проблемой, ею станет только та, которая вызывает потребность в умственном поиске, в открытии чего то нового. Осознание противоречий в ситуации приводит учащихся к необходимости открытия нового факта, способа действия, новой закономерности. На базе рассогласования нового с уже известными знаниями начинается поиск решения. Проблема превращается в познавательное задание.
В ходе познавательной деятельности предшествующие знания образуют область обоснованного ожидания, постоянно расширяющуюся и пополняющуюся.
Юноши в процессе проблемного обучения (аналогия процессов познания и обучения в этом случае очевидна) не просто фиксируют, запоминают то, что непосредственно видят и слышат, но и строят опережающие гипотезы и относительно толкования уже увиденного, и относительно того, что можно будет узнать в будущем.
Наличие теоретических и экспериментальных задач само по себе не делает обучение проблемным. Суть дела состоит в том, насколько удается преподавателю допризывной подготовки придать этим задачам проблемный характер. Задача становится познавательной проблемой, если она удовлетворяет следующим требованиям:
2.Вызывает познавательный интерес у учеников.
3.Опирается на прежний опыт и знания учащихся по принципу апперцепции.
При проблемном изложении учащиеся знакомятся с самим процессом поиска знаний, истины, с генезисом научного открытия. Преподаватель допризывной подготовки, поставив проблему, демонстрируя перед учащимися путь научного мышления, заставляет учеников следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска, отмечает М.Н.Скаткин.
В условиях обучения допризывной подготовке мы не должны ставить юношей в положение первооткрывателей законов природы или закономерностей общественного развития. Психологически достаточно лишь имитировать условия творческой деятельности.
При проблемном методе обучения ДПЮ юношам не сообщаются конечные выводы, а только намечается путь, по которому следует идти чтобы добыть истину, принять правильное решение.
Чтобы изучаемый материал носил проблемный характер очень важно найти такой основной вопрос, который не только бы воспринимался обучаемыми как проблема, но и взволновал бы их, вызвал у них желание и необходимость искать правильный ответ. Создание на уроке проблемной ситуации повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и тем самым способствует активизации познавательной деятельности.
Характер познавательных задач, естественно, зависит от сущности изучаемого раздела допризывной подготовки, методологии науки, сложившейся методики изучения ДПЮ в школе.
Когда учащиеся недостаточно подготовлены к решениям познавательного задания, преподаватель допризывной подготовки должен оказать им необходимую помощь. Но проблемность и в этом варианте сохраняется, если преподаватель допризывной подготовки не сразу делает вывод и обращается не только к памяти учащихся, но и к результатам их мысли. Преподаватель допризывной подготовки заставляет юношей думать вместе с ним, показывая им путь мышления, подводит их в определенному выводу.
Проблемный метод обучения применяется, как правило, на теоретических занятиях по ДПЮ при изучении разделов: вводной темы, прикладной физической подготовки, гражданской защиты и основ воинской службы.
б) метод поэтапного формирования знаний и навыков.
Установлено, что человек удерживает в памяти около 10% прочитанного, 20% услышанного и 30% увиденного. Запоминает 50% того, что видит и слышит одновременно, 70% того, что говорит и 90% того, что говорит и делает одновременно.
Поэтому метод поэтапного формирования знаний и навыков, при котором учебные задачи обязательно отрабатываются с опорой на собственную речь, является наиболее прогрессивным методом обучения.
Курс начальной допризывной подготовки молодежи является по существу практическим курсом, т.к. 75% занятий начальной допризывной подготовки это практические занятия и на большинстве из них можно применять метод поэтапного формирования знаний и навыков.
Преподаватель допризывной подготовки, используя традиционные методы обучения, рассказывает порядок выполнения действия с одновременным образцовым показом, после чего делит обучаемых на группы и раздает учебно-тренировочные карты (см. приложение N 1).
После достаточного количества выполнения приемов для запоминания, действия выполняются без голосового сопровождения (темп выполнения наращивается) и в последующем скорость выполнения приемов доводится до выполнения временного норматива (приложение 3 Программы ДПЮ «Контрольные нормативы»). Обучаемые самостоятельно оценивают выполнение приемов друг другом, указывая на ошибки. Как правило организуется соревнование по выполнению приемов на время.
Преподаватель допризывной подготовки оказывает помощь обучаемым, наблюдая за действиями групп.
Данный метод способствует поэтапному формированию знаний и навыков у учащихся, запоминанию последовательности правильных действий. Значительно увеличивается плотность занятия, а соответственно, и степень достижения учебной цели.
в) метод программированного обучения.
В современном общеобразовательных, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях имеются компьютерные классы. Однако их использование на занятиях начальной допризывной подготовки молодежи на современном этапе практически не осуществляется. На мой взгляд причинами не применения ЭВМ в процессе начальной допризывной подготовки молодежи являются:
1.Отсутствие программного обеспечения по тематике начальной допризывной подготовки молодежи;
2.Неподготовленность преподавателей к работе с учащимися в компьютерном классе.
3. Недостаточное понимание развивающих функций программированного обучения руководством образовательных учреждений.
В то же время учащиеся с большим желанием относятся к работе на компьютерах, зачастую затрачивая личные деньги в коммерческих структурах на компьютерные игры, не имеющие никакого отношения к начальной военной подготовке.
Обучающие программы, с контролем усвоения знаний, возможно, создать практически по всем теоретическим занятиям начальной допризывной подготовки молодежи.
г) метод обучения по опорным конспектам
В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности учебного процесса по допризывной подготовке юношей.
Наряду с традиционными совестными, наглядными и практическими методами обучения для активизации познавательной деятельности юношей в системе начальной допризывной подготовки широкое распространение получили современные методы обучения, базирующиеся на учете психологических особенностей старшеклассников, достижениях педагогической науки и практическом опыте лучших педагогов и военных руководителей.
Педагогическая наука разработала переход школы на новое содержание образования. Физиологи, гигиенисты, ученые методисты считают, что все дети могут успешно усвоить весь учебный материал.
Как же обстоит дело в действительности? Можно ли положа руку на сердце сказать, что каждый выпускник средней школы получает прочные знания? Мы уже свыклись с мыслью, что с 1 класса существует деление учеников на средних, слабых и сильных. Это деление сохраняется до выпуска, а количество сильных учеников только уменьшается и увеличивается количество слабых и средних. Каковы причины этого явления? Однозначно тут не ответишь.
Как идет работа по методике Шаталова (обучение по опорным конспектам) над новым материалом?
Таким образом эти семь этапов работы над сложным теоретическим материалом способствуют глубокому пониманию теоретических вопросов, рождает желание испробовать свои силы на деле, а время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, позволяет, увеличив количество решаемых задач, разобрать (подробно, всесторонне) их типы, возможные пути решения.
Метод обучения по опорным конспектам (метод Шаталова В.Ф.)состоит в том, что учебный материал преподносится обучаемым при помощи опорных конспектов, которые отражают наиболее важные его определения, наименования и связи между ними. При обучении по опорным конспектам достигается более прочное усвоение пройденного материала, сокращается время на его повторение при самостоятельной работе.
Сложный в плане запоминания теоретический материал в опорном конспекте заносится в виде сокращенных записей, знаков и других условных обозначений.
При усвоении данного материала учащимися будут задействованы не только органы слуха, но и зрения, а запись условных обозначений опорного конспекта в тетрадь превращается в практическую работу. Все это создает условия для запоминания до 90% сложного теоретического материала за очень короткое время.
В военном деле при работе командира на картах, составлении других боевых графических документов, практически применяется этот же метод, когда условными обозначениями отражаются положение и действия воюющих сторон, намечается план боевых действий и т.п.
На занятиях по допризывной подготовке юношей при применении опорных конспектов задействуется ассоциативная зрительная память учащихся.
В опорных сигналах и элемент игры, и экономия времени, и знание психологии ребят. Но главная цель- изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал (темы, раздела) стал доступен, отпечатался в долговременной памяти. При всех видах устных ответов это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе творческой.
При изучении вопросов с помощью опорных конспектов преподаватель допризывной подготовки, излагая суть вопроса, одновременно рисует опорные сигналы на доске, пользуясь заранее подготовленным опорным конспектом. Ученики зарисовывают их в свои тетради. Закончив изложение вопроса, преподаватель допризывной подготовки проводит контроль усвоения материала. Юноши, отвечают, пользуясь опорными сигналами конспекта.
Необходимо отметить, что при проведении эксперимента по изучению учащимися обязанностей солдата в бою с помощью опорного конспекта юноши почти дословно могли повторить положения Боевого Устава Сухопутных войск, изложенные на 2 страницах. И на это понадобилось всего 10 минут.
Применение данного метода требует от преподавателя начальной допризывной подготовки хорошо продуманного опорного конспекта с нанесенными опорными сигналами по содержанию вопроса.
д) соревновательный метод.
Большая эффективность соревновательного метода, применяемого на занятиях начальной допризывной подготовки молодежи, основана на психологических особенностях учащихся старшего школьного возраста самоутверждение, желание выделиться из среды окружающих, показать свою индивидуальность. И эти психологические мотивы преподаватель допризывной подготовки может с успехом использовать для повышения уровня знаний и практических навыков по допризывной подготовке.
Он направлен на то, чтобы развивать у обучаемых дух состязательности, коллективизма, стремление равняться на лучших, оказывать помощь отстающим и подтягивать их до уровня передовиков.
Учитывая то, что начальная допризывная подготовка молодежи на большинстве занятий имеет практическую направленность, а контроль практических навыков регламентируется нормативами, этот метод может и должен применяться на занятиях по прикладной физической подготовке, стрелковой подготовке, основам военного дела, основам воинской службы (строевая подготовка) и др.
Самостоятельная работа учащихся на занятии входит органической частью во все звенья учебного процесса, включая допризывную подготовку юношей. В зависимости от содержания, характера учебного материала задания могут быть простыми, непродолжительными и сложными, длительными по времени, требующими от учащихся интенсивной познавательной деятельности.
Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями и навыками, активизации умственных операций, развитию познавательной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приемам самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке не снижает руководящей роли преподавателя начальной допризывной подготовки. Правильная организация самостоятельного умственного труда учащихся требует от преподавателя большого мастерства и высокой методической подготовки. Преподаватель допризывной подготовки организует самостоятельную работу, зная особенности и конкретные затруднения отдельных юношей в ходе ее выполнения, планирует ход умственных операций, проявляя индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся, способствует накоплению определенного фонда знаний и навыков, и формированию у ребят необходимых приемов умственной деятельности, приемов анализа и синтеза, правильного соотношения, сопоставления, приемов полноценных обобщений и абстрагирования.
Современные учебники дают достаточно возможностей для сам9стоятельной работы учащихся в классе. Однако успех практического выполнения школьниками разнообразных учебных заданий зависит не только от содержания и характера учебного предмета, специфики допризывной подготовки, но и от умственного развития юношей, от их предшествующей подготовки.
Исключительно значение для правильной организации самостоятельной работы учащихся имеет рациональная постановка всей подготовительной работы преподавателя допризывной подготовки с классом, предваряющей выполнение учащимися учебного задания самостоятельно. Во время выполнения самостоятельной работы в классе, преподаватель допризывной подготовки выясняет, в чем у учеников затруднения, помогая им и вооружая умениями, которые необходимы для самостоятельного выполнения заданий.
Самостоятельная работа учащихся может с успехом проводиться в комплексе с современными методами обучения по ДПЮ: проблемным, программированного обучения, поэтапного формирования знаний и навыков, обучения по опорным конспектам, соревновательным при изучении практически всех разделов допризывной подготовки.
Включая самостоятельную работу учащихся в учебный процесс урока, мы отнюдь не считаем целесообразным упразднение домашних заданий. То, что учащиеся благодаря рационально организуемой и систематически проводимой на уроке самостоятельной работе будут лучше усваивать учебный материал, создает возможности для лучшей организации и упорядочения домашней работы.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке, рационально организуемая и систематически проводимая, не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, вырабатывает у юношей умения и навыки учебного труда, но и воспитывает у них серьезное отношение к учебным занятиям, благотворно влияет на отношение учеников к урокам допризывной подготовки, на дисциплину класса.