драхма что это в буддизме
Дхарма (Индуизм)
В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины.
Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия».
В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. Символ дхармы — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.
Дхарма играет первостепенную роль в дхармических религиях (санатана-дхарма, будда-дхарма, джайн-дхарма, сикхизм), каждая из которых исповедует и практикует её принципы. В учениях этих религий, дхарма выступает как правильное понимание природы, или Бога как её изначального источника. [1] [2] [3] В этих религиозных традициях, индивиды, которые живут в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны (освобождения). Дхарма также используется в контексте учений и доктрин основателей дхармических религий — Гаутамы Будды и Махавиры. В традиционном индусском обществе, с его системой варнашрама-дхармы, дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида. Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом.
Содержание
Этимология
Слово «дхарма» восходит к санскриту через общий индоиранский корень дхар — «поддерживать», «удерживать», «держать», через праиндоевропейский дхер, который имеет родство с латинским frēnum — «вожжи», «седло»; и с немецкими словами «скрытый», «укрытый» (древневерхненемецкие tarni, latens); а также с dher-gh, со старославянским drъžǫ, drъžati — «держать», «обладать». Предположительно также существует этимологическое родство слова «дхарма» с латинским firmus (на английском firm).
В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».
В индуизме
Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
В «Риг-веде», вера в то, или наблюдение за тем, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведической концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей в природе, во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос.
Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в исторической ведической религии, явился естественным предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в гимнах Вед и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме.
Дхарма упоминается в следующем стихе «Риг-веды»:
О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло. [4] |
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихад-араньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной.
Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Риг-веде». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это истина в её чистом виде. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму». [5] |
В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном. [6]
Дхарма как одна из пурушартх
Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведического общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из самсары —круговорота рождения и смерти). Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.
Бог дхармы
Ямарадж, которого также называют Дхармарадж, выступает как дева, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на десяти дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также Нара-нараяна риши.
В «Махабхарате», Видура описывается как воплощение Ямараджа. [7] Также, Кунти вызывает Ямараджа и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому, Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»). [8]
В специальной литературе
В буддизме
Дхармы в буддизме
Описание дхарм изложено в третьей части буддийского канона, абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд Абхидхармакоша.
Все дхармы можно разделить на два базовых класса омраченные (сасрава) и неомраченные (анасрава).
Омраченные
Тройная классификация дхарм
Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:
Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное. [9] |
Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.
Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно:
ДХАРМА
Полезное
Смотреть что такое «ДХАРМА» в других словарях:
дхарма — учение, закон, мораль Словарь русских синонимов. дхарма сущ., кол во синонимов: 5 • долг (19) • закон … Словарь синонимов
«ДХАРМА» — термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании … Юридический словарь
ДХАРМА — (санскритское закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), Понятие древнеиндийской мысли: некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон; в более узком смысле долг, добродетель. Понятие дхармы… … Современная энциклопедия
ДХАРМА — (санскр.) 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно социальное установление для правильной жизни (долг) в этом смысле каждый человек… … Большой Энциклопедический словарь
ДХАРМА — (санскр. dharma, тиб. chos, кит. fa., яп. ho закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. истинная реальность,… … Новейший философский словарь
Дхарма — (муж.) религия, путь к Богу Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен
Дхарма — (санскр. закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий древне индийской философии. В самом общем виде некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме,… … Религиозные термины
ДХАРМА — (санскр. dharma, пали dhamma): 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» закона, морального правопорядка, добродетели. Д. в мифах либо сам сын Брахмы и один из Праджапати … Энциклопедия мифологии
Дхарма — (санскритское закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), понятие древнеиндийской мысли: некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон; в более узком смысле долг, добродетель. Понятие дхармы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Дхарма — У этого термина существуют и другие значения, см. Дхарма (значения). Дхарма, дхамма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST) индийский философский и религиозный термин, одно из важнейших понятий в … Википедия
Дхарма
В индийской национальной философии понятие дхарма объясняют как комплекс устоев, правил, догм, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной.
Это своеобразный кодекс морально-нравственных устоев, опираясь на который можно достичь совершенства. Основная цель дхармы — соединить душу с реальной жизнью, но при этом реальность должна соответствовать некоему идеальному миру.
Понятие дхармы
В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.
Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого
Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:
И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.
Дхарма в буддизме
В различных религиозных учениях дхарму объясняют по-разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого). Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.
Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.
Дхарма в индуизме
Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.
Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает
Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи. Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.
Для женщины это, прежде всего, служить желаниям мужа, быть верной и преданной, уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.
Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.
Дхарма в астрологии
С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.
Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:
Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:
Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.
Как постичь свою дхарму?
В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:
Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.
Значение колеса дхармы
Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.
Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.
Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.
Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды
А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.
Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.
Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.
Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.
Дхарма (Dharma) в Древней Индии. Что это в буддизме, определение
В основе индийской философской и религиозной мысли с древности лежит такое сложное многоаспектное понятие как Дхарма. Часть религии с её богами и ритуалами; часть истории и культуры, отражённая в исторических памятниках и жизненном укладе прошлого и нынешнего; практика в обыденной жизни – всё это Дхарма.
Понятие Дхармы в буддизме и ее виды
Дхарма – это в Древней Индии переводится как «закон» или «учение», «то, что удерживает». В буддизме она и учение, и универсальный закон, механизм, определяющий бытие в целом, и минимальный элемент самого существования.
По индийским преданиям, основы учения сформулировал сам Будда, озвучив их в своей 1-й проповеди перед учениками. Именно эта проповедь легла в основу философско-этнической базы буддизма и получила название поворота колес дхармы.
Колесо Dharma
Дхарма как учение описывает истину и открывает путь к её реализации. Истина в ней понимается как постижение подлинных закономерностей, по которым движется всё в мире – от космических законов, до человеческих горя и радости, достижений и неудач, того, что только кажется случайным.
Продвижение в сторону просветления, избавления от страстей, гнева, зависти, всего, приносящего страдания, – это и есть следование Дхарме. Понимаемая как закон, Дхарма объединяет в себе все аспекты бытия от космических до социальных (правовых, моральных и нравственных).
В более приземлённом аспекте дхарма (в этом случае она обычно пишется со строчной буквы) выступает как любой элементарный предмет, явление, мысль или качество. Успокоение непрерывного потока дхарм и достижение нирваны является одной из целей буддизма.
Дхарма и Карма
Тесно сплетено с Дхармой понятие Кармы. Если первая является универсальным космическим законом, то вторая представляет собой внешнее проявление человека в мире вместе с последствиями всех его поступков. Карма представляет собой индивидуальный закон: то, какие задачи и трудности возникают перед человеком вследствие его личных осознанных решений и действий.
И если Дхарма универсальна и едина, то Карма предполагает определённый баланс: она может быть положительной (хорошие плоды у хороших намерений), либо отрицательной (соответствующее воздаяние для негативных намерений).
Карма связана с индивидуальным выбором и индивидуальной ответственностью за выбор. Следование дхармическому пути предполагает преодоление кармы и нацелено на поддержание и восстановление мирового порядка.
Виды Дхармы
Соответственно многоаспектности понятия, многочисленными оказываются классификации Дхарм.
Так, в одном из учений, 72 элементарных дхармы (понимаемые как элементарные элементы бытия) разделяются по разным основаниям. Выделяют обусловленные, они же изменчивые, зависящие от каких-либо факторов, и необусловленные, постоянные. По включенности в процесс индивидуальных страстей: омрачённые (загрязнённые) и неомрачённые (те, которые не принадлежат обыденному опыту).
Более подробная классификация по стадиям познания истины:
Развёрнутое деление дхарм сразу по трём сущностным аспектам представлено в таблице:
Субъективные или воспринимаемые органами чувств | Объективные или присущие объектам | Воспринимаемые сознанием |
Глаза | Цвет и форма | Осознавание цвета и формы |
Уши | Звучание | Осознавание звука |
Нос | Запах | Осознавание запаха |
Язык | Вкус | Осознавание вкуса |
Органы осязания | Ощущаемое тактильно | Осознавание осязаемого |
Ум или сознание | Внечувственное | Осознавание внечувственного |
Эти мимолётные дхармы непрестанно возникают и прекращаются, образуя весь вещный мир и того, кто его воспринимает.
В более глобальном понимании Дхармы выделяют 4 подраздела в зависимости от того этапа жизненного пути, на котором находится человек:
Кроме того, в кастовом обществе для разных каст будут различные Дхармы: если кшатрию (воину) предписаны честь и доблесть, верность слову и поддержание репутации, то для брахмана (жреца) долгом будут сострадание, учёность, соблюдение обетов.
Бог Дхармы
В индуизме упоминается божество Дхармы – Дхармараджа, или «повелитель закона», который впоследствии сливается с образом бога подземного мира, повелителя мёртвых Ямы. И уже Яма сочетает в себе 2 функции, являясь одновременно персонифицированным космическим законом и «Царём правосудия», тем, кто записывает добро и зло: он закон, и он же судья.
Приписываются в древнеиндийском эпосе Яме и человеческое воплощение, и сыновья, один из которых – Юдхиштхира, «царь справедливости».
В тибетской вариации буддизма Дхармараджа рассматривается как проявление одного из сподвижников Будды Гаутамы, божества, обеспечивающего защиту и покровительство.
Колесо Дхармы
Дхармачакра, оно же «колесо закона» – символ буддизма, одна из его 8 драгоценностей с 8-ю же спицами. Каждая из спиц служит напоминанием этапов восьмеричного Пути, направленного к освобождению от страданий и остановке колеса перерождений.
Этот путь, пройденный Буддой и указанный им другим людям, включает в себя правильное развитие в трёх областях – ума, нравственности и духовной дисциплины.
Развитие происходит по спирали, где одна стадия перетекает в другую, и, как для колеса нужны все спицы, так и правильное поведение невозможно без правильных намерений или воззрений. В истории буддизма упоминается 3 поворота колеса Дхармы в соответствии с 3 циклами проповедей Будды.
Символично колесо Дхармы и для некоторых направлений индуизма и даосизма.
Историческое развитие концепции Дхармы в индуизме
Дхарма – это в Древней Индии основополагающее понятие веры и бытия, которое прошло длительный путь развития. Основы концепции Дхармы обнаруживаются в литературе, начиная с середины 1-го тысячелетия до н. э. В «Ригведе» предшествует идее Дхармы концепция риты – совокупности мировых законов, вселенского миропорядка.
Позже Дхарма перенимает на себя это значение космического закона, позволяющего богам созидать упорядоченность из хаоса.
И уже далее, в Ведах, Упанишадах, эпосе, область действия космической Дхармы расширяется и на мир человеческих законов и взаимоотношений – Дхарма становится моральным и социальным законом, сводом правил поведения, указанием пути к истине и духовному развитию.
Махабхарата фиксирует для Дхармы область действия как в материальном, так и в духовном измерениях. Бхагавадгита разделяет индивидуальную, личную и чужую Дхармы.
Многочисленные тексты формулируют принципы и законы Дхармы, определяют её суть и содержание, порой полемизируя друг с другом. Так, в школе миманса Дхарма может быть познана только через авторитетное наставничество в ведах, тогда как в адвайта-веданте познание является результатом собственных действий и опыта.
Закон и суть Дхармы на примерах
Суть Дхармы – в её всеобщности: она космический закон и истина, она же и путь к истине для каждого человека. Понимание своей Дхармы и следование ей – путь к избавлению от страданий, в этом смысле Дхарма идентична 4-м благородным буддийским истинам.
В числе универсальных законов Дхармы:
Увеличивает свои страдания, идя против Дхармы тот, кто выбирает образ жизни и сферу деятельности из соображений престижа, не обращая внимания на то, в чём действительно талантлив, кто ищет удовольствия в ущерб обязанностям, кто избегает ответственности, действуя из прихотей и мимолётных желаний.
Дхарма в современной культуре
Дхарма – это одна из 3-х буддийских драгоценностей в Древней Индии, пребывающая неизменной и в современности.
Следование Дхарме (как совершение верных поступков в правильное время должным образом и с благими намерениями) остаётся вневременной ценностью из-за своей общечеловеческой универсальности. Не только в современной Индии буддизм переживает своё возрождение, но и для всего мира его концепции, сохраняют актуальность.
Уравновешивая постмодернизм с его раздробленностью, отсутствием смысла, отрицанием целеполагания, концепция Дхармы как бы говорит о том, что есть закон, есть правила, есть смысл прикладывать усилия. Жизнь приносит страдания, но существует путь, позволяющий понять их причины и избавиться от них.
Из духовных практик и философии буддизма вырастает такая современная концепция, как осознанность или mindfulness (с соответствующей литературой и даже исследованиями) с позитивными эффектами уменьшения беспокойства, тренировкой внимательности и эмоциональной устойчивости при применении на практике.
Не обходится здесь без перегибов: продвижение Дхармы методами маркетинга, реклама практики медитаций как универсальной панацеи. Здесь открывается опасность отрыва исходного понятия от общей культуры – многовековых практик наставничества, от глубокого изучения основ.
Буддизм и его концепции уже обретают в России свою форму и нюансы, пусть это длительный и не всегда прямолинейный процесс. И здесь благом является возможность соприкоснуться с отражением изначальных концепций во всём их многообразии и полноте в живой культуре современной Индии.
Как постичь свою Дхарму?
Существует несколько источников постижения дхармического пути:
Но есть ещё один путь, когда нет возможности найти наставника, изучать книги, когда нет даже знания о концепции Дхармы: хороший человек может следовать собственному внутреннему чувству – голосу совести или нравственности, тому, к чему он чувствует побуждение, что соответствует его внутренней природе и актуальному этапу духовного развития.
Это та самая осознанность, которая важна для постижения индивидуальной Дхармы.
Как практиковать Дхарму в обычной жизни?
Дхарма – это в Древней Индии не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь человека. Практика дхармического пути в современном мире может казаться непростой задачей. Но она вовсе не требует кардинальных перемен в жизни, ухода в монастырь, ежедневного подвижничества.
Минимально достаточными являются соответствующее намерение, упорство и постоянство практики. И ещё в учении Будды указано на необходимость приспособления Дхармы к месту и времени.
Как в любом учении, в следовании Дхарме есть внешнее и внутреннее. Внешние предписания и правила дают структуры, задают образец, которому необходимо следовать.
В буддизме это восьмеричный путь, предполагающий освоение трёх ступеней:
Именно последняя ступень может быть трудна для достижения в обыденной жизни, но концепция Дхармы, понимая несовершенную природу каждого человека, не требует от него идеальности. Достаточно заходить в практике настолько далеко, насколько это возможно.
Здесь на первый план выступает внутренняя сторона, дух следования пути, соответственно, можно ошибаться, можно быть несовершенным в практике. Если Дхарма обязывает желать добра всем живущим, то она не может требовать жестокости к себе.
Достаточно быть на своём месте, выполнять своё дело, не бежать от ответственности. Не более того, что требуется от понятия «быть хорошим человеком»: не нарушать моральных запретов, поддерживать порядок вокруг себя, оказывать поддержку другим на их пути, оказывать уважение и благодарность учителям и тем, кто становится примером.
Что в конечном счете Дхарма дает человеку?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что ищет человек, обращаясь к мудрости Древней Индии:
Как значимая концепция для Древней Индии, Дхарма отражена в памятниках, жизненном укладе прошлого, том, как этот уклад преломляется в живой традиции современной Индии. Как философия и образ жизни Дхарма с любого момента открыта для постижения каждому человеку в любой культуре.
Видео о дхарме
История мировых цивилизаций: ведическая культура Индии:
- драхма что это в библии
- драхма что это такое