дракон в буддизме что означает
zolotayanata
Центр «ЖИВА»
Счастье, здоровье, богатство
ДРАКОН — СИМВОЛ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ В СЕБЕ ДУХ И МАТЕРИЮ.
Мои драконы.
Вы знаете, что рядом с каждым человеком есть сопровождающие его на тонком плане — это ангелы, наставники, но оказывается можно увидеть и других существ или даже сознательно призвать их в свою жизнь для помощи.
Недавно, волею случая, я познакомилась с драконом, который может помочь мне в любой сфере жизни, в которой я захочу. Сначала я не знала, что с ним делать и зачем мне это знакомство, но стала интересоваться в интернете информацией о драконах.
Информация есть совершенно разнополюсная — я выбрала ту, которая мне срезонировала, которая пришлась по сердцу:
«Дракон – это символ, объединяющий в себе дух и материю. На дальнем Востоке он олицетворяет скрытые знания, мудрость, сверхъестественную силу, божественную силу перемен и трансформации, ритмы природы, бесконечность. Он эмблема человека мудрого и благородного.
Дракон объединяет в себе все стихии: живет под землей, но может летать, так как у него есть крылья, он изрыгает огонь и одинаково хорошо может находиться как на воздухе, так и под водой.
Два дракона представляют слияние Инь- Ян.»
И последнее, заинтересовавшее меня,- часто дракона изображают с жемчужиной или пылающим шаром. В буддизме и даосизме эта жемчужина, исполняющая все желания, жемчужина совершенства – мудрость, светоч, духовная суть вселенной.
Дракон с жемчужиной мудрости, жемчужиной совершенства.
Через некоторое время после знакомства с первым драконом появился второй дракон – девочка. Я могла с ними общаться, спрашивать о моей жизни. Я узнала или, вернее, вспомнила много нового.
Вы наверное знаете, что мы живем на свете не один раз, а приходим сюда снова и снова. За многие времена жизнь изменилась до неузнаваемости.
Может быть мой рассказ будет похож на сказку,но … сказки когда-то были былью, и на земле в те времена жили драконы, они жили рядом с человеком, дружили с ним и служили ему, хотя были равноправными партнерами, а не меньшими братьями, как сегодня называют животных.
Ясфинтер.
Дракон — божественная сила перемен и трансформации.
Мой дракон добрый и приветливый. Его зовут Ясфинтер. Он пришел ко мне из давнего-давнего прошлого, он ждал меня, он верил в меня. Он такой большой и красно-коричневый, своей рукой я могу погладить его нос и морду. На ощупь кожа мягкая, бугристая, морщинистая и теплая.
Мы с ним встретились сейчас, и я вспомнила те времена, когда мы были вместе всегда в давние-давние времена, мы дружили и путешествовали, мы бросались в ущелья и парили на высоте, мы ныряли в водопад и пытались достать солнце.
Мой друг — дракон, добрый, как дедушка, он сносил все мои шалости.
Ясфинтер питается фруктами, больше всего он любит груши, такие мягкие и сочные. Фруктов в стране мечтаний много. Налетавшись вдоволь, мы останавливаемся где-нибудь на берегу реки и ищем грушевые деревья для него среди плодовых деревьев и кустов, растущих повсюду.
Мое любимое лакомство — малина, а он рыщет в поисках груш, перелетает с места на место. Наконец, находит и, наевшись порядком, растягивается на траве, погреть животик на солнышке… Потом опять полет, полет над горами, водопадами, реками, озерами и зелеными холмами.
Я могу летать с ним бесконечно. Голубые,сиреневые, розоватые солнечные блики отражаются от поверхности воды и сверкают острым лучом прямо в глаза. Я зажмуриваюсь, а ему нипочем. Не знаю, мешают ли эти яркие блики моему дракону, но он летит ровно и не подаёт виду.
В ясном-ясном небе, в его голубизне и непрекращающемся просторе нам вольготно вдвоем. Мы — друзья. С ним хорошо, надежно и наполнено внутри.
Что за энергия в нем таится?
Никаких вопросов, недоразумений, недомолвок. Слов не надо, мы просто одно целое, с одними мыслями, с одними мечтами и желаниями. Мы одно – и это так прекрасно, прекраснее всего на свете.
Мой дракон. И в этом «мой» — нет обладания, в этом «мой»– есть слияние. Удивительные переживания! Спасибо тебе, друг!
Я попросила Ясфинтера рассказать немного о себе.
Меня зовут Небо, меня зовут Земля, меня зовут Огонь и Ветер. Из этих стихий я состою. Я управляю этими энергиями в себе и могу послужить в качестве посредника между энергиями и человеком, предоставить ему пользоваться этими стихиями.
Ты любишь ветер, и тебе я предоставляю эту свободу. Свободу ветра и силу воздуха, так как сила земли в тебе, а воду и огонь ты приручила своей любовью.
Я могу принести любые энергии, которые пожелает человек. Я не оцениваю, а только служу. Бог дал мне такое задание служить человеку.
Человек всемогущ, но он всемогущ во взаимодействии со всем, в слиянии со Всем, Что Есть. Если слияние разорвалось, то человек становится слаб. Чем больше человек объединяет в себе Всё, Что Есть, тем более всемогущ человек.
Я служу, и я благодарен, я умиротворен своим служением. Это божественная миссия — служить человеку. Я могу предоставить человеку те энергии, которых ему не хватает:
Миранта.
Дракон — символ объединения Духа и Материи
Мы летим с Ясфинтером по лиловому вечернему небу, солнце скрылось, потянуло свежестью, доносятся запахи ночных фиалок и шафранов. Вдруг в стороне видится белое пятно, несущееся рядом. О чудо! Это белый дракон. Я вспомнила, это Миранта. Вот так встреча! Ну надо же! Это тоже мой давний друг.
Я хотела увидеть дракона, я хотела понять, что это за существа. Я не знала, что желания исполняются настолько полно. Они со мной теперь. Невероятное событие и бесконечная радость.
Мы с Мирантой уже далеко, но не успели оглянуться и Ясфинтер здесь. Как он это делает? Один ловкий поворот хвостом, и он стрелой догоняет нас.
Линии рек голубыми стрелками бегут туда и сюда, проносятся легкие кружева облаков над головой. И чувство восторга от непрерывного полета и вида сверху на неописуемую красоту земли: ярко-зеленую, голубую и коричневую. Головокружительный полет.
Китайский дракон — что он олицетворяет?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Наверняка каждый, кто хоть немного знаком с культурой Китая, его мифологией, знает, как почитается китайский дракон. О нем мы и хотим поговорить сегодня. В статье ниже вы найдете ответы на следующие вопросы: что значит дракон для китайцев, какой символизм несет в себе, как изображается, каких бывает видов и цветов.
Будет много интересного!
Мифический персонаж
Археологические раскопки, проводившиеся в Поднебесной, однажды выявили любопытные находки – изображения драконов. Найденные артефакты подтверждали тот факт, что с древних времен китайцы с особым уважением и любовью относились к этим мифическим существам.
Драконы всегда считались символом положительных качеств и явлений, таких как:
Подтверждение тому – огромное количество народных изречений, пословиц, мифов, связанных с драконами. В пятый день пятого месяца по лунному календарю до сих пор отмечается фестиваль драконьих лодок.
В китайской мифологии лун олицетворяет водную стихию, без которой невозможно плодородие почвы, а живет он в водоемах — реках, морях, прудах, озерах. Дракона посылают небесные божества, чтобы он помогал людям. Он приходил тогда, когда сам считал нужным, хотя позже люди стали сами взывать к нему.
В связи с этим появились обряды, способные вызывать дракона, а вместе с ним – долгожданный дождь. Китайцы жгли благовония, приносили жертвы, устраивали обрядовые танцы, чтобы лун принес им счастье. Его приход ассоциировался с грядущими переменами в жизни.
В I столетии мудрец по имени Ван Чун смог собрать все знания о драконах воедино в трактате «Лунь хэн».
Некоторые сказания гласили, что лун меняет место жительства каждый год в зависимости от сезона: летом живет в небесах, осенью – в морской пучине, а зимой – под землей. Постепенно лун обретал все большую силу и начал властвовать над богами стихий — грома, молний, ветра и дождя.
Иногда говорят не только о добрых, но и злых драконах, обитающих в горных ущельях. Они обладают невероятной силой и способны наслать на людей несчастья. Существует немало легенд, повествующих о героях, которые направились на схватку со злыми драконами, однако чаще всего лун имеет хорошее значение и добрые намерения.
Дракон – постоянный герой театра теней Китая.
По фен-шуй лун символизирует активность, мужское начало – ян, в то время как птица феникс – пассивность, женское начало, инь. Они взаимодополняют друг друга, поэтому китайцы стремятся держать у себя дома монеты или статуэтки с их изображением, которые, по их мнению, гармонизируют пространство.
В истории конца прошлого века есть один интересный случай. Жители небольшого китайского села нашли останки животного и подумали, что это никто иной как лун. По традиционному рецепту они перемололи кости в муку и стали готовить микстуры на его основе для лечения судорог, головных болей, порезов.
Об этом узнал известный профессор-палеонтолог, определивший возраст останков как 100 миллионов лет, тогда поднялся общественный резонанс, и сельчанам пришлось отдать реликвию ученым.
С 7 до 9 утра по китайскому календарю – час дракона.
Нынешние китайцы верят, что лун живет среди нас – он может менять облик, превращаясь даже в человека, поэтому не перестают поклоняться ему. Восточный гороскоп, не обошедший стороной дракона, давно известен за пределами Азии.
Даже европейцам настолько полюбился образ благородного дракона, что они делают татуировки с его изображением – как в одиночку, так и в ансамбле с фенксом, огнем, цветами, тигром и китайскими иероглифами.
Олицетворение императорской власти
Лун считался символом императоров, государства и всего китайского народа. Как показывает история, драконьи следы можно увидеть во время правления всех императорских семейств.
Лун – король зверей и всего сущего в Китае, его уважали правители, ему поклонялись простолюдины. Однако если образ дракона был замечен на одежде или личных вещах простого человека, тому грозило наказание вплоть до смертной казни.
Приставка «лун» добавлялась при обращении к некоторым правителям. Существует легенда, что великий Желтый император, покинув после смерти свое тело, превратился в дракона и улетел в небо. Также говорили, что истинный правитель должен иметь характерную родинку, по очертаниям напоминающую луна.
Внешний вид
Старые легенды и многочисленные китайские источники подробно описывают внешность дракона:
Иногда к подобному описанию добавляют шишку, которую можно заметить на макушке животного. Она помогает ему воспарять над землей, не имея крыльев.
Рост может быть разным – от одного до трехсот метров. Появляются драконы из яиц, но происходит это нечасто, иногда может пройти тысячелетие. Такое событие дает о себе знать метеоритами, стихийными бедствиями, сильными штормами.
Разновидности лунов
Породы
Китайцы насчитывают порядка сотни видов драконов. Назовем самые известные из них:
Обитает в небе, летает, стережет богов, развозит их на колесницах. Превращает каменные глыбы в золотые слитки, дышит огненным пламенем и выдыхает облака. Символизируя могущественные и властные качества, представляется сильнейшим видом.
Живя в подземелье, охраняет подземные богатства в виде драгоценных камней, металлов. Способен вызывать извержения вулканов и зарождать новые горы. В нижней части лица прячет жемчужину как олицетворение достатка, считается мудрейшим.
Земной лун, живет в глубинах воды в замке, правит водными богатствами. Часто контактирует с человечеством и даже женится на обычных женщинах, в результате чего рождаются существа – наполовину люди, наполовину драконы.
Подчиняющийся богам лун с крыльями, управляет погодой, насылая ливни, грозы, ветра.
Имеет человеческое лицо, огромный живот, синий цвет кожи. Управляет ветрами и облачностью, определяет, каким будет урожай – хорошим или плохим.
Значение по цветам
Драконов также различают по цветам, каждый из которых несет в себе определенный смысл:
Цвет дракона зависит от того, из какого золота он родился. Также по нему можно узнать, сколько лет луну: например, Хуанлуну, Чжулуну, Байлуну, Сюаньлуну – 1000, а Цзюлуну – 800.
Заключение
Образ дракона занимает ключевое место в китайской культуре начиная с древних времен. Он управляет водоемами, охраняет божеств и благоволит людям, что значит его доброту, мудрость и доброжелательность.
Внешность дракона вобрала черты многих животных. Существует более ста разных видов существ, которые различаются цветом и сферой влияния. Китайцы даже сегодня чтят драконов и свято верят, что они даруют счастье.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья вам понравилась, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!
И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы искать истину вместе.
Образ Дракона в Дзен Буддизме
Сегодня я хотела бы начать рассказ о том, какое место занимает образ дракона в Дзэн, почему так часто в монастырях Дзэн мы можем встретить его изображение. Стоит отметить, что дальневосточные драконы имеют целый ряд отличий по сравнению с европейскими драконами. Хотя драконы страшные и могущественные, но так же они считаются справедливыми, доброжелательными и приносящими богатство и удачу.
Дракон в дальневосточной традиции в первую очередь благопожелатель ный символ. Дальневосточный дракон не имеет крыльев, хотя он может летать, его стихия вода, он не извергает огонь. Дракон также считается способным изменять свою внешность и может, принимая человеческую форму, общаться с людьми.
В Китае образ дракона присутствовал в мифологии задолго до прихода буддизма, но к 9 веку н.э. дракон был включен в буддийскую иконографию в качестве защитника Будды и буддийского Учения. В таком же качестве он появляется и в японском буддизме. В Китае и Японии иероглиф «дракон» (龍, яп. рю:) часто используется в названиях храмов и монастырей, а изображения драконов украшают многие храмовые структуры. В большинстве крупных японских храмов Дзэн изображение дракона украшает потолок павильона Хондо. В Хондо обычно проводятся основные церемонии. Многие из таких изображений сейчас являются произведениями искусства, находящимися под особой охраной государства.
На иллюстрации: роспись потолка в храме Тэнрюдзи (天龍寺, “Храм Небесного Дракона”), Киото. Храм Тэнрюдзи является главным храмом ветви Тэнрюдзи в школе Риндзай, храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта потолочная роспись была создана в 1899 году и восстановлена в 1997 году. Она составляет около 18 метров в поперечнике. Дракон изображен на японской бумаге, прикрепленной к потолку. (Фото из каталога храма Тэнрюдзи).
В школе Дзэн важное место занимает легенда “Кои-но Такинобори” (дословно: “Подъем карпа по водопаду”) о том, как карп, поднимается вверх по водопаду или перепрыгивает из одного водоема в другой, находящийся выше в горах, пройдя три порога или три водоема, он проходит через то, что зовется “Драконьи врата”, и карп превращается в дракона. Эта история говорит о том, что такие качества, как мужество, усердие и настойчивость, являются необходимым и на пути к Пробуждению. Как мы можем видеть, здесь, дракон символизирует духовное пробуждение.
Во монастырях Дзэн, если позволяет территория и ландшафт, можно видеть три водоема, которые располагаются на разной высоте, их расположение отсылает нас к вышеупомянутой истории и напоминает о том, какие усилия нужно прикладывать, чтобы выйти за пределы своих заблуждений и пережить пробуждение.
В Согэндзи тоже есть три таких пруда, обычно мы видим на фотографиях только один из них, самый красивый и ухоженный, и в нем, кстати, живет много карпов кои.
На первой фотографии — свиток, изображающий прыгающего карпа кои.
На второй — изображение дракона в храме Мёсиндзи, автор Кано Таню.
Кано Танъю и живой дракон
Все в Японии знают великого художника Кано Танъю (狩野 探幽, 1602 – 1674), чьи работы и сейчас представлены в монастыре Мёсиндзи. Вот история о том, как было создано изображение великого дракона на потолке главного павильона монастыря. Этот шедевр, созданный художником, сейчас признан одним из сокровищ мирового искусства. Наставником, обучавшим дзэн в Мёсиндзи во времена Кано Танъю, был известный наст авник дзэн Гудо Тосёку дзэндзи, знаменитый учитель императора. Гудо дзэндзи слышал, что драконы, нарисованные Танъю, были настолько реалистичными, что, когда однажды упал потолок, где был изображен дракон кисти Танъю, люди посчитали, что это случилось из-за взмаха хвоста дракона. Когда обсуждался проект потолка с изображением дракона в Мёсиндзи, Гудо дзэндзи пошел домой к художнику и сказал: “Для этого особого случая я особенно хочу получить изображение дракона, созданное с живого дракона”.
Естественно, художник был вынужден пойти на попятную и ответил: “Этого я никак не мог ожидать. На самом деле, к своему стыду, я должен признать, что никогда не видел живого дракона”, — и отказался от поручения. Но Наставник дзэн, как бы то ни было, согласился, что неразумно ожидать того, что художник, никогда не видевший живого дракона, сможет нарисовать его с натуры, но попросил художника попробовать посмотреть на живого дракона, как только предоставится такая возможность. На что художник изумленно воскликнул: “А где можно увидеть живого дракона? Где они обитают?”.
“О, это совсем несложно. У меня они есть в огромном количестве. Приходи, посмотри и нарисуй!”, — ответил наставник.
Танъю радостно отправился с учителем и, когда они пришли в монастырь, спросил: “Хорошо, я тут, чтобы увидеть драконов. Где они?”.
Учитель, позволив тому обвести взглядом всю комнату, ответил: “Их здесь предостаточно, ты их не видишь? Какая жалость!”.
Художник был переполнен сожалением и, в итоге, провел следующие два года с Гудо Тосёку дзэндзи, усердно практикуя дзэн.
Однажды, что-то произошло, и он в волнении поспешил к учителю, говоря: “Вашей милостью, я смог сегодня увидеть живого дракона во плоти. ”. “О, в самом деле? Хорошо. Но, скажи-ка мне, как звучал его рев?”.
И от этого вопроса художник вновь почувствовал смятение и еще один год провел, глубоко погруженный в духовную практику. То, что он нарисовал в конце третьего года, был дракон Мёсиндзи, выдающийся шедевр в истории искусств, отличающийся своей безупречной техникой, но, что намного важнее, жизнью, которую мастер вдохнул в него. Он выглядит так, как если бы он воплощал саму великую Жизнь, охватывающую небо и землю, вселенную и человека. Это проникновение насквозь к той реальности, ради которой мастер Танъю на протяжении трех лет проливал кровь своего сердца.
Автор статьи Анна Платунова —
руководитель московской дзен буддийской сангхи Itteki Roko Zendo
Дракон в буддизме что означает
Тибетский дракон — один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому. Украшение «свирепый дракон» характерно для тибетских храмов, например для храма Джоканг в Лхасе. В Тибете существует много сказок и историй о драконах. Говорят, что, когда юный Доргзонг Ринпоче посетил Йонтен Ритро в Ронгми, Кхам, вся деревня видела девять драконов.
Одна из историй говорит об охотнике, который провалился в пещеру и не сумел выбраться оттуда. В пещере находился спящий дракон и освещал её собственным светом. Чтобы не умереть от жажды, человек стал слизывать росу с жемчужины, зажатой в драконьих лапах, и выяснил, что роса очень питательна и делает его счастливым и здоровым. Весной дракон пробудился и взлетел из пещеры, а охотник, ухватившийся за его хвост, выбрался вместе с ним.
Знаменит также полёт дракона в небеса с холма перед монастырём Нубчен в Гонджо, Кхам. Это произошло во время посещения восьмым Дорзонгом Ринпоче этого места для «интронизации» одного Ринпоче и благословения реконструированного алтаря, разрушенного во время Культурной Революции. Церемония проходила внутри храма 16-го июня 1993 года. Но большинство людей не помещалось внутри и разместилось снаружи. Вдруг кто-то увидел дракона, стремительно взлетающего в небеса с вершины холма. Как принято в Тибете и, особенно среди жителей Гонджо в радостные моменты, все закричали: «Кьи… Лха Дже Ло… Кьи… Лха Дже Ло…». Это старинный клич, означающий: «Будьте счастливы! Да будут боги победоносны!»
Когда крики достигли храма, сидящие внутри подумали, что те, кто снаружи, «пьяны от счастья» и таким образом выражают радость. Так и сказали Дорзонгу Ринпоче. В этот момент в храм вбежали и сказали, что дракон поднимается прямо в небеса с холма, расположенного рядом с монастырём. Тибетцы верят, что если загадать желание, когда видишь взлетающего дракона — обязательно сбудется. Обычно они молятся о мире и счастье всех живых существ, скандируя: «Сем че там че ла га мо сид мо йонгое».
Кончок Таши, фотограф Дорзонга Ринпоче, вышел посмотреть на это странное явление и увидел дракона, перелетающего с одной вершины на другую, виляя хвостом. Он ринулся в комнату лам, чтобы взять фотоаппарат и сфотографировать это. Но когда он вернулся, дракон уже почти целиком скрылся в облаках. И только часть хвоста была видна.
Из энциклопедии Роберта Бира
Сверхъестественные животные четырёх направлений
Четыре животных, окружающих коня ветров, — гару-да, дракон, лев и тигр — происходят из древней китайской традиции геомантии и астрологии. В Древнем Китае четыре направления приравнивались к четырём сезонам: рассветное солнце на востоке символизировало весну, полуденное солнце на юге — лето, закатное солнце на западе символизировало осень, а неосвещённые солнцем районы севера — зиму. Каждому из этих направлений приписывалось одно из четырёх «сверхъестественных», или «духовноодарённых», существ. Голубой дракон символизировал восточную четверть, красная птица солнца, или феникс, — южную четверть, белый тигр — западную четверть и черепаха, или тёмный воин, — северную четверть. Четыре цвета этих животных соотносятся с китайской геомантической мандалой четырёх секторов рая, с синим — на востоке, красным — на юге, белым — на западе, чёрным — на севере и с жёлтым, обозначающим землю, — в центре. В фэн-шуй (буквально «ветер и вода») четыре животных представляют четыре геомантических качества, или характеристики пейзажа. Эти четыре создания со своими различными характерными особенностями изначально символизировали животных четырёх квадрантов древнего китайского зодиака. Позднее их количество было увеличено, чтобы включить все двенадцать животных китайского зодиакального цикла. Три из них по-прежнему остаются — это дракон, птица и тигр.
Тибетская традиция переняла и сохранила трёх из этих четырёх животных: бирюзового дракона, красную птицу гаруда и жёлтого полосатого тигра. Черепаха, или чёрный воин, — национальная эмблема Китая была заменена белым снежным львом — национальной эмблемой Тибета. Такое сочетание цветов — синего, красного, жёлтого и белого — с зелёным конём ветров посередине соотносится с буддийским устройством мандалы, с Амогхасиддхи, представляющим зелёный элемент воздуха, в центре.
Монотеистические религии Среднего Востока и Европы представляли дракона как свирепого сатанинского монстра, охранителя сокровищ, похитителя детей и соблазнителя девственниц. Святой Михаил и святой Георгий — это архетипичные рыцари, которые разрушили животную силу дракона, подавляя все силы зла и высвобождая всё чистое, в форме детской невинности, целомудрия девы или скрытых сокровищ.
Восточный дракон рассматривается в куда более позитивном свете. Он представляет сильный принцип ян, принцип небес, изменений, энергии и созидания. Основной образ китайского дракона впервые встречается на найденных на раскопках артефактах, относящихся к периоду неолита, приблизительно к пятому тысячелетию до нашей эры. Дракон как таковой является одним из самых ранних изобразительных символов человечества. Вероятно, изначально дракон служил в качестве тотема племени, объединяя в своём образе голову свиньи с телом змеи и гривой лошади. Существует запись о том, что Жёлтый император Хуан-ди выбрал облако как свой символ, Пламенный император Янь-ди взял огонь своим символом, император Чжуан-сюй выбрал своим символом воду, император Тай-хао взял дракона как свой символ, а император Шао-хао выбрал своим символом птицу феникс. Хотя каждая из этих династий имела корни в разных племенах, их символы и по сей день можно видеть избражёнными на атрибутах императорской власти и в парчовых орнаментах.
Дракон и феникс, представляющие императора и императрицу Китая как союз небес (дракон) и земли (феникс), по мнению археологов, происходят от свиньи и фазана. Окаменелые останки динозавров найдены в Китае и часто встречаются в пустыне Гоби. Вероятнее всего, именно они навеяли нашим предкам образ гигантского змееподобного дракона.
Ранние письменные описания дракона появляются в «Каноне перемен», или «И цзин», где становится ясна неуловимая ускользающая созидательная натура дракона. Существует поверье о том, что дракон — мастер перевоплощений, что он может изменять своё обличье по своей воле. Он может становиться невидимым, уменьшаться до размеров личинки тутового шелкопряда или делать своё тело огромным, заполняя собой все небеса. Во время весеннего равноденствия он поднимается на небо, где пребывает вплоть до осеннего равноденствия, после чего спускается в глубокий омут, покрываясь грязью, и там остаётся до следующей весны. Как одно из четырёх сверхъестественных животных, лазурный, или бирюзовый, дракон представляет увеличение светового дня весной и восход на востоке.
Как и индийский нага, легендарный китайский дракон всегда ассоциировался с прогнозированием погоды, это в особенности связано с низкими кучевыми облаками, грозовыми тучами и бурями. Разветвлённые молнии вырываются из его когтей, и пламенная шаровая молния вылетает из его пасти. Голос дракона — это раскат грома, его бьющееся тело среди тёмных грозовых туч рождает град молний, а проливной дождь изливается из его искрящейся чешуи. Четыре драгоценности, которые он держит в когтях, производят росу и потоки дождя, когда он сжимает их сильнее. Для предсказания погоды также использовался панцирь черепахи, а молитвы нефритовому дракону возносились во время засухи. Ливень был известен как «живущий дракон», а торнадо или смерч — как «висящий дракон», тогда как волны прилива и подводные землетрясения рассматривались как гнев одного из четырёх драконов океана. В китайских анналах сохранилось несколько изображений, выполненных знаменитыми художниками, специализировавшимися исключительно на драконах, их просили рисовать драконов во времена засухи — обычно на четырёх стенах специального зала, возведённого недалеко от пруда дракона. Драконы были настолько реалистично нарисованы, что, говорят, будто они оживали, разрушая стены зала в неистовстве грома и дождя, и ныряли в пруд дракона. Изображение драконов стало основной формой искусства в средневековом Китае, особенно в период Пяти династий (907-960 гг. н. э.) и династии Сун (960-1279 гг. н. э.), когда сформировались отдельные школы рисования драконов и рыб.
В Китае существует более семидесяти способов написания иероглифа «дракон». Дракон может проявляться в форме девяти отдельных разновидностей: небесный, духовный, крылатый, змеевидный, рогатый, носатый, жёлтый, водный дракон и дракон, охраняющий сокровища. Говорится, что типичный дракон состоит из трёх секций и являет девять подобий. Три секции: это первая — от головы до передних лап, вторая — от передних лап до поясницы, третья — от поясницы до хвоста. Девять подобий следующие: голова дракона подобна голове верблюда; рога, как у оленя; глаза, как у демона, кролика или креветки; шея, как у змеи; чешуя, как у рыбы; живот, как у огромного моллюска или как у лягушки; уши, как у коровы; ноги и лапы, как у тигра; когти, как у орла. Помимо этого на спине у дракона хребет из восьмидесяти одного спинного зубца, подобного хребту варана, его вьющиеся волосы напоминают конскую гриву. Над верхней губой усы, как у сома, маленькая бородка свисает с подбородка, взгляд дикий. По всей морде дракона складки морщин; челюсти, колени и хвост венчают гряды заострённых зубцов. У дракона цилиндрические рога, как у оленя, а от его лап распространяются языки пламени. Он извивается среди кучевых облаков, сжимая в лапах четыре драгоценности, исполняющие желания, — четыре элемента магических достижений.
В качестве символа власти китайского императора небесный, или дворцовый, дракон изображался с пятью когтями. Министры императора носили знаки отличия, изображавшие драконов с четырьмя когтями, а чиновники более низкого ранга — с тремя когтями. Элитарность императорского пятипалого дракона с пятью когтями стала законом во времена династии Юань (1271-1368), когда император издал указ, запрещающий простым людям изображать драконов или носить одежду с их изображением. Официально только драконы с пятью пальцами признавались истинными драконами — остальные были известны как питоны (пифоны).
Магическое число девять имеет нумерологическую связь с драконом. Существует девять разновидностей дракона, девять подобий, у дракона восемьдесят один спинной зубец, и ян, или небесные линии «И цзина» формируются числом девять. Подобно этому китайский император носил одеяния с изображением девяти драконов, восемь из них были вышиты на внешней стороне одежд, а один, «скрытый дракон», был спрятан на внутренней стороне. Хотя существуют только три основных вида драконов: могущественный рогатый лун, дракон глухого грома небес, чей рык и движения вызывают гром и молнии; безрогий ли океанов и чешуйчатый чао, обитающий в горных озёрах и пещерах.
Отдельный символ, сопровождающий дракона, — это мистическая пламенная жемчужина, или «жемчужина, сияющая в ночи». Она изображается как маленькая красная или белая сфера, окружённая пламенем. Легенда гласит, что один из китайских министров исцелил раненую змею, которая на самом деле оказалась сыном царя драконов. В знак благодарности за проявленную доброту змея извергла изо рта сверкающую жемчужину и преподнесла её министру, который в свою очередь передал её императору. В императорском дворце она излучала столь мощное сияние, что «ночью стало светло, как днём». В соответствии с историческими источниками император Цянь-лун (1736-1796 гг.) носил в качестве венчающего украшения своего шлема редкую пресноводную жемчужину из реки Сунхуа.
В Китае существует поверье, что жемчужины появляются изо рта океанского дракона, в то время как в Индии считается, что жемчужины возникают из солнечного огня. В Индии есть поверье, что жемчужины защищают от вреда, который способен причинить огонь. Пара китайских драконов изображается в борьбе за обладание огненной жемчужиной или в небесной погоне за неуловимой жемчужиной. Мгновенный контакт дракона с жемчужиной вызывает вспышку молнии, которая освещает темноту мрачных облаков, являя зигзагообразную форму дракона как вспышку белого света, а раскатистый рык его голоса — как грохот грома. Пламенеющая жемчужина — это, в сущности, яйцо потенциальности, которое оплодотворяется драконом. Как символ полярности — это негативная точка или сущностное семя, которое вступает в контакт с позитивным зарядом во время электрической бури. Её стремительное а чиновники более низкого ранга — с тремя когтями. Элитарность императорского пятипалого дракона с пятью когтями стала законом во времена династии Юань (1271-1368), когда император издал указ, запрещающий простым людям изображать драконов или носить одежду с их изображением. Официально только драконы с пятью пальцами признавались истинными драконами — остальные были известны как питоны (пифоны).
Магическое число девять имеет нумерологическую связь с драконом. Существует девять разновидностей дракона, девять подобий, у дракона восемьдесят один спинной зубец, и ян, или небесные линии «И цзина» формируются числом девять. Подобно этому китайский император носил одеяния с изображением девяти драконов, восемь из них были вышиты на внешней стороне одежд, а один, «скрытый дракон», был спрятан на внутренней стороне. Хотя существуют только три основных вида драконов: могущественный рогатый лун, дракон глухого грома небес, чей рык и движения вызывают гром и молнии; безрогий ли океанов и чешуйчатый чао, обитающий в горных озёрах и пещерах.
Отдельный символ, сопровождающий дракона, — это мистическая пламенная жемчужина, или «жемчужина, сияющая в ночи». Она изображается как маленькая красная или белая сфера, окружённая пламенем. Легенда гласит, что один из китайских министров исцелил раненую змею, которая на самом деле оказалась сыном царя драконов. В знак благодарности за проявленную доброту змея извергла изо рта сверкающую жемчужину и преподнесла её министру, который в свою очередь передал её императору. В императорском дворце она излучала столь мощное сияние, что «ночью стало светло, как днём». В соответствии с историческими источниками император Цянь-лун (1736-1796 гг.) носил в качестве венчающего украшения своего шлема редкую пресноводную жемчужину из реки Сунхуа.
В Китае существует поверье, что жемчужины появляются изо рта океанского дракона, в то время как в Индии считается, что жемчужины возникают из солнечного огня. В Индии есть поверье, что жемчужины защищают от вреда, который способен причинить огонь. Пара китайских драконов изображается в борьбе за обладание огненной жемчужиной или в небесной погоне за неуловимой жемчужиной. Мгновенный контакт дракона с жемчужиной вызывает вспышку молнии, которая освещает темноту мрачных облаков, являя зигзагообразную форму дракона как вспышку белого света, а раскатистый рык его голоса — как грохот грома. Пламенеющая жемчужина — это, в сущности, яйцо потенциальности, которое оплодотворяется драконом. Как символ полярности — это негативная точка или сущностное семя, которое вступает в контакт с позитивным зарядом во время электрической бури. Её стремительное движение по небесам сопровождается вспышками молний, раздвоенные линии которых восходят на небо и нисходят на землю. Одна из формдвижение по небесам сопровождается вспышками молний, раздвоенные линии которых восходят на небо и нисходят на землю. Одна из форм молний известна как «жемчужная молния», её раздвоенный кончик делится на множество маленьких белых сфер. Огненная жемчужина определяется как шаровая молния, солнце, луна или сущность семени дракона, а «жемчужина великой награды» — как буддийская драгоценность, исполняющая желания.
В индийской традиции дракон не выделяется особенно, его качества полностью выражаются в местном индийском образе нага. Возможно, ближайшая аналогия дракона появляется в легенде о небесном змее Ври-тре, демоне дождя и засухи, с которым на протяжении длительного времени, чтобы вызвать дождь, сражается Индра. Другая ведическая легенда говорит о Мегхана-де, «рычащем в громовых тучах», который был сыном демона Раваны и однажды одолел Индру, сделавшись невидимым. Санскритский термин мегха означает «гром» и также иногда используется для обозначения дракона. Японцы адаптировали китайского дракона, который стал известен как Рю Джин, «царь морей».
В буддизме дракон — это трон и транспортное средство Вайрочаны, белого будды центра или востока. Синий бирюзовый дракон — это средство передвижения многих божеств-охранителей, воздушных божеств или божеств бурь. Также бирюзовый дракон — это охранитель сокровищ (в таком случае он определяется как змей нага).
Тибетский термин для обозначения дракона (тиб. ‘brug) связывается со звуком грома. Буддийское королевство Бутан известно в оригинальном произношении как Друк Юл, что означает «страна громогласного дракона». Её обитатели известны как друкпа, они называются так в честь линии друкпа кагью, основанной Цангпа Гьяре, который был свидетелем восхождения девяти драконов с земли на небеса в местности Ралунг, где впоследствии был. основан монастырь Ралунг (около 1180 года). Восхождение одного или нескольких драконов на небо — это всегда благоприятный знак. Даже за последнее десятилетие было отмечено несколько случаев появления драконов в Тибете, один из которых был зафиксирован на видеокамеру. В Тибете и Китае к дракону не относятся как к чисто мифологическому созданию. Появление драконов отмечалось в истории слишком часто, чтобы отнести их к мифологическим созданиям или неким исчезнувшим видам животных.
Рисунок 43. Драконы. (Из энциклопедии тибетских символов и орнаментов, автор Роберт Бир)