дракула брэма стокера о чем

Дракула (роман)

дракула брэма стокера о чем. Смотреть фото дракула брэма стокера о чем. Смотреть картинку дракула брэма стокера о чем. Картинка про дракула брэма стокера о чем. Фото дракула брэма стокера о чем
обложка первого издания

Archibald Constable and Company (UK)

«Дра́кула» (англ. Dracula ) — роман ирландского писателя Брэма Стокера, впервые опубликованный в 1897 году. Главный герой — вампир-аристократ граф Дракула. По воспоминаниям сына Брэма Стокера, отец во сне видел встающего из гроба Короля Вампиров, который послужил идеей к началу написания романа. [1] Л.Вольф выпустил огромный том иллюстрированного «Дракулы» с подробнейшими примечаниями.

Содержание

Сюжет

Лондонский юрист Джонатан Харкер отправляется в замок Дракулы, чтобы оформить документы на собственность в Лондоне, но попадает в ловушку, и ему начинает казаться, что он сходит с ума, настолько ужасно всё происходящее. Позже стечения обстоятельств приводят к тому, что что-то странное происходит и с Люси Вестенра, и объяснить это берется лишь доктор Абрахам Ван Хельсинг, потому что причина всех событий одна — древний род нежити, вампиры, в которых, казалось бы, никто уже не верит. Несмотря на все усилия, Люси, увы, спасти не удается, погибает и сумасшедший Ренфилд, как-то связанный с Дракулой… И теперь трое мужчин, любивших Люси, её лучшая подруга Мина с мужем Джонатаном Харкером и Ван Хельсинг, питающий ко всем отцовские чувства, должны отправиться в опаснейший путь, чтобы избавить Землю от тяжкой печати рода Дракулы и спасти его про́клятую душу…

Герои романа

Жанр и художественные особенности

Роман причисляли к самым различным жанровым разновидностям, чаще всего — к так называемой «литературе ужаса» и готическому роману. С композиционной точки зрения «Дракула» является эпистолярным романом: повествование складывается из писем и записей в дневниках.

Стокер изобразил вампиризм как заболевание (заразная демоническая одержимость), с оттенками секса, крови и смерти, задев чувствительные струнки в Викторианской Британии, где сифилис и туберкулёз были обычным явлением.

Успех

Хотя Стокер не был первым писателем, сделавшим вампира героем своего произведения, роман оказал исключительное влияние на складывание и популяризацию «вампирского мифа» и стал наиболее полным описанием вампира в популярной литературе до XX столетия. Огромное количество посвященных вампирам книг и фильмов, появившихся в XX и XXI веке, обязано своим существованием «Дракуле».

Работа над романом

Стокер начал работать над романом в начале весны 1890 года, уже тогда были созданы некоторые герои романа: оживающий старик, девушка, которая обняв любимого тянется к его горлу. В первоначальном замысле романа главный герой (Дракула) уже был графом, однако самого имени Дракула ещё нет. [2] Действие романа развивалось не в Трансильвании, а в Штирии.

Создание Дракулы

Однако летом этого же года замысел романа меняется — Стокер отдыхал в небольшом городке Уайтби (этот же город можно встретить в романе, этот город стал местом высадки Дракулы в образе гигантского пса на английскую землю), в библиотеке города Стокер постоянно брал книги по истории и фольклору Трансильвании, одна из которых была книга английского консула Уилкинсона о правителях Молдавии и Валахии. Он выписывает все сведения, касающиеся рода валашского князя Влада Дракулы. Многие исследователи связывают перемену в замысле романа со встречей Стокера с венгерским учёным-ориенталистом, путешественником и краеведом Арминием Вамбери, который рассказывал Стокеру о различных эпизодах истории Подунавья. [2] Сюжет романа имеет отсылку на имя этого учёного — профессор Ван Хельсинг постоянно ссылается на сведения, полученные им от близкого друга профессора Арминия из Будапешта.

Имя «Граф Дракула» было заимствованно у реально жившего человека — Влада Цепеша. Цепеш был печально известным румынским князем в XV веке. Он также был известен под именем Влад III Дракул (то есть сын дракона). Но в отличие от исторического персонажа, граф Дракула разместился в замке неподалёку от Прохода Борго в Трансильвании, и Стокер приписал этому месту сверхъестественную атмосферу, которая до сих пор сохранилась в современных историях.

Скорее всего, Стокер черпал вдохновение в ирландских мифах о кровососущих существах. На него также повлияло произведение того века «Кармилла» Шеридана ле Фаню. Ле Фаню был редактором Стокера, когда тот был театральным критиком в Дублине (Ирландия). Как и Ле Фаню, Стокер создал неотразимых женских персонажей-вампиров, например, Люси Вестенра и Невест Дракулы.

Дракула в популярной культуре

Отзывы

— А. А. Блок из письма близкому другу поэта Е. П. Иванову от 3 сентября 1908 года. [3] [4]

Источник

«Дракула» Брэма Стокера. Самый известный роман о вампирах

дракула брэма стокера о чем. Смотреть фото дракула брэма стокера о чем. Смотреть картинку дракула брэма стокера о чем. Картинка про дракула брэма стокера о чем. Фото дракула брэма стокера о чем

Создания ночи, беспощадные и обладающие нечеловеческой силой, не знающие пощады и выпивающие из своих жертв кровь – так можно описать вампиров. Вошедшие в число нечисти, которую знают от мала до велика, вампиры не одно столетие укрепились в фольклоре и культуре. И сегодня мы рассмотрим роман, который немало этому поспособствовал.

Роман Брэма Стокера «Дракула» был далеко не первым произведением о вампирах, однако, благодаря ему был создан, пожалуй, самый известный его представитель, а само имя Дракула уже давно стало нарицательным.

Содержание романа

Опубликован данный роман был в 1897 году и рассказывал о некоем графе из Трансильвании, желающем перебраться в Англию. Приехавший для обсуждения сделки по покупке недвижимости агент обнаруживает, что местные жители настороженно относятся к местности, в которой обитает граф, и во время пребывания у него замечает то, что не поддается разумному объяснению и приходит к выводу, что граф Дракула является вампиром.

В это же время в Лондоне его невеста вместе со своей лучшей подругой отдыхает в маленьком прибрежном городе, куда прибывает корабль, на котором должен был приплыть Дракула. Однако, прибывает он в одиночку. Затем наступает череда событий, в ходе которых создается команда по борьбе с вампиром, желающая уничтожить его любой ценой. Во главе – профессор Ван Хельсинг. Им предстоит пройти через многое и заплатить достаточно большую цену, чтобы достичь своей цели.

дракула брэма стокера о чем. Смотреть фото дракула брэма стокера о чем. Смотреть картинку дракула брэма стокера о чем. Картинка про дракула брэма стокера о чем. Фото дракула брэма стокера о чем

Стиль написания

Одной из наиболее интересных особенностей является тот факт, что «Дракула» – эпистолярный роман. Рассказ о событиях подаётся читателю через дневники, письма, стенограммы разговоров. Данный стиль необычен и может поначалу отпугнуть среднестатистического читателя, однако, в дальнейшем это добавляет повествованию большего интереса и позволяет читателю почувствовать себя словно историком, анализирующим документы о каком-то свершившемся событии и собирающим по крупицам всю картину произошешего.

Также отличительной чертой является неторопливость повествования. Герои Стокера совсем не похожи на современных борцов со злом, готовых броситься в любую минуту на спасение мира. Они расчетливы, неторопливы, однако, понимают, что каждая минута на счету. Персонажи осознают, что их противник умен, хитер и уже не одну сотню лет выходил победителем, а потому они анализируют каждый шаг, прежде чем его сделать. И даже несмотря на это, им было суждено понести немалые потери. Они выглядят живыми, отчего им хочется сопереживать. Их желание биться с вампиром бок о бок, готовность пожертвовать собой ради товарища и общей цели «подкупают» читателя, и благодаря этому сложно оторваться от повествования.

дракула брэма стокера о чем. Смотреть фото дракула брэма стокера о чем. Смотреть картинку дракула брэма стокера о чем. Картинка про дракула брэма стокера о чем. Фото дракула брэма стокера о чем

Вклад в культуру

Персонаж романа был списан с реально существовавшего князя Влада III Цепеша, по прозвищу Дракула. Писатель и сам об этом говорит, когда в начале книги его персонаж рассказывает агенту по недвижимости о битвах, произошедших сотни лет назад, о великом правителе Валахии, коим сам он и является, как мы узнаем из произведения в дальнейшем.

Роман не снискал славу в период своего издания, и невысокие продажи привели к тому, что умер Брэм Стокер в нужде. Рост популярности романа произошел благодаря фильму «Носферату» Фридриха Мурнау 1922 года. Однако, из-за судебных исков вдовы писателя фильм был запрещен к прокату, а его копии уничтожены.

дракула брэма стокера о чем. Смотреть фото дракула брэма стокера о чем. Смотреть картинку дракула брэма стокера о чем. Картинка про дракула брэма стокера о чем. Фото дракула брэма стокера о чем

Благодаря появлению большого количества произведений о вампирах в XX и XXI веках роман обрел ту славу и популярность, которую он заслуживает. Множество экранизаций в кино и театре, появление Дракулы в анимации, компьютерных играх и даже комиксах, являются наилучшим признанием писательских заслуг Брэма Стокера, а также сделали его персонажа по-настоящему бессмертным. Впрочем, прочтите сами. Книга определенно стоит того, чтобы ее прочитать и проникнуться историей.

Источник

«Дракула» краткое содержание

«Дракула» краткое содержание книги Брэма Стокера 1897 года. Главный герой — вампир-аристократ граф Дракула.

«Дракула» Брэм Стокер краткое содержание

«Дракула» герои:

По множеству причин, выбор пал на Англию. Дракула изучил огромное количество книг, газет и журналов по Англии. Он выучил язык, традиции, права английских подданных, а также юридические основы покупки недвижимости в Лондоне. Все, что ему оставалось сделать – это нанять адвоката. Дракула решил обратиться в небольшую адвокатскую контору мистера Хокинса.

Но мистер Хокинс приболел и, отправил в Трансильванию вместо себя своего молодого помощника – Джонатана Харкера. Дракула лично позаботился о его благополучном прибытии в свой замок, где все потенциально опасные двери были заперты с помощью магии. Прожив (по настоянию графа) месяц в замке, Джонатан уже отчетливо понял куда он попал и кем на самом деле является этот странный старик – граф Дракула. Но все бумаги и документы, необходимые для покупки заброшенного особняка в Англии уже были готовы, а лишний свидетель – ни к чему. Узнав, что в ближайшую ночь он будет растерзан кровожадными невестами вампиршами, Джонатан решился на побег из замка. Все двери закрыты и единственный способ сбежать – это прыгнуть на дно ущелья, так, по крайней мере, он надеялся спасти свою душу.

Дракула утром уже отбывал в портовый город Варну. Для этого он нанял шган (местные цыгане) и словаков. Весь багаж графа состоял из огромных ящиков с землей, внутри одного из которых лежал он сам. Земля эта была взята из часовни Кастлевании, она заряжала Дракулу энергией, когда тот спал.

У множества зевак, наблюдавших за кораблем, создалось впечатление, что судно само собой, управляемое лишь случайными взмахами мертвой руки капитана, привязанного к штурвалу, в целости и сохранности вошел в бухту. Как только шхуна причалила, Дракула принял форму волка и отправился в свой новый особняк в Карфаксе. А ящики с землей были переданы местному адвокату, которого граф заранее нанял и проинформировал, что с ними следует делать.

Выждав день, Дракула сразу же принялся за дело – копить силу, питаясь кровью невинных и заодно создавать свою новую армию вампиров. Но действовать ему надо было крайне осторожно, вызывая как можно меньше подозрений и кривотолков. Поэтому для первой своей жертвы он выбрал молодую девушку Люси Вестенра, страдающую лунатизмом (хождением во сне). Используя свои вампирские способности, Дракула ночью призвал ее к себе и начал пить ее невинную кровь. Но тут, его заметила подруга Люси – мисс Мина Мюррей, которая к тому же еще была невестой Джонатана Харкера. Тем не менее, подозрения у нее если и были, то весьма смутные.

Через несколько дней она получила известие о Джонатане, что он жив и находиться в госпитале Св. Иосифа и Девы Марии в Будапеште, где ему был поставлен диагноз «воспаление мозга» (сумасшествие). Она отправилась к нему. В этом госпитале они и поженились. О тех страшных событиях, что приключились с Джонатаном в заграничной поездке, он решил не вспоминать. А его дневник Мина запечатала и решила не читать, без крайней необходимости.

Дракула, тем временем, решил закончить то дело, которое в Уитби прервала мисс Мина: вдоволь напиться крови Люси и обратить ее в вампира. Люси, чувствуя, что во сне к ней взывает какое-то кошмарное существо, решила ближайшие несколько ночей не спать. От такого образа жизни, самочувствие ее резко ухудшилось, что очень обеспокоило ее жениха – Артура Холмвуда. И он решил обратиться за помощью к своему другу, доктору Сьюарду. Обследовав Люси, Сьюард пришел в замешательство: ясно было, что Люси страдает от потери крови, только непонятно куда делась ее кровь. Не рискнув поставить диагноз, доктор Сьюард обратился за советом к своему старому другу и учителю – профессору Ван Хелсингу.

Осмотрев Люси, Ван Хелсинг сразу заподозрил что-то неладное, но сам не решался полностью поверить в свои предположения. Пару дней спустя, когда доктор Сьюард и профессор Ван Хелсинг пришли проведать мисс Люси, они с ужасом обнаружили, что та лежит на кровати почти полностью обескровленная. Чтобы спасти ей жизнь, они сделали переливание крови. В роли донора выступил удачно подоспевший жених – Артур. Казалось, Люси стало лучше.

Через несколько дней, ее вновь находят обескровленной, на этот раз кровью пожертвовал доктор Сьюард. Вновь улучшение. Ван Хелсинг заказал цветы чеснока и обвесил ими всю комнату Люси, но ее заботливая мать, увидев, что в комнате дочери стоит невыносимый запах, выкинула их и открыла окно. На утро Люси вновь нашли при смерти. Своей кровью поделился профессор Ван Хелсинг. Запретив матери Люси, что-то трогать в комнате дочери, профессор отправился в Амстердам на несколько дней, чтобы взять необходимые инструменты и литературу.

Вдоволь напившись крови, Дракула был очень доволен, но все же его работа еще не выполнена до конца. Люси должна умереть и только тогда она станет его первой рабой в этой стране. Путь к этой цели преграждает лишь отвратительный чеснок. Такому могущественному вампиру, как Дракула не страшен ни солнечный свет, ни серебро, ни святая вода. Чеснок тем более, не помеха, но его запах вызывает резкий приступ тошноты. Граф Дракула – аристократ, и ему не пристало ежиться от этой чесночной вони. Поэтому он отправился в ближайший зоопарк и выпустил на свободу огромного волка. Контролировать животных для вампира – проще простого.

Заставив волка разбить «чесночное» окно, Дракула влетел в комнату Люси и закончил свое ужасное дело. На утро, найдя Люси полностью обескровленной, доктор Сьюард и профессор оказались в полной растерянности. Но тут им на помощь пришел друг Сьюарда и Артура, матерый охотник из Техаса – Квинси Моррис (Бельмонт по крови). Он согласился поделиться своей кровью с Люси. После этого было принято решение постоянно дежурить у ее кровати. Тем не менее, через несколько дней мисс Люси скончалась, а точнее стала вампиром. Но, что она стала носферату, понял лишь Ван Хелсинг. Люси похоронили вместе с матерью на фамильном кладбище.

Некоторое время спустя, по ночам стали пропадать дети. На утро их находили сильно ослабшими с небольшими ранками на шее. Узнав это, Ван Хелсинг окончательно уверовал в свою теорию, а вскоре заставил поверить в нее и своих друзей. Ночью они пришли на кладбище, вскрыли гроб и уничтожили Люси-вампира. Артур лично отправил ее душу на небо, вогнав осиновый кол в ее сердце. Остальное доделали доктор и профессор: отрезали голову и набили рот чесноком. Они решили на этом не останавливаться и найти того, кто сделал Люси вампиром.

Через письма Люси, Ван Хелсинг вышел на Мину Харкер и ее мужа Джонатана. Прочитав дневник мистера Харкера. Ван Хелсинг сказал, что все написанное там – чистая правда. Это словно окрылило Джонатана, и он вместе с женой решили помочь найти и уничтожить Дракулу.

Их команда, состоящая из четы Харкеров, доктора Сьюарда, профессора Ван Хелсинга, Артура Холмвуда и Квинси Морриса дружно взялась за дело. Они разложили в хронологическом порядке все имеющиеся у них дневники и записи, а также начали активный сбор информации о графе. Вскоре они выяснили месторасположение ящиков с землей из Кастлевании и принялись методично уничтожать их, освещая во имя Господа.

Дракулу взбесила такая настырность этих жалких людишек, и он отправился прямо к ним с одним лишь желанием: убивать. Обратившись в туман, он с легкостью просочился в комнату Харкеров. Кровью Мины он уже два дня как питался, поэтому решил сначала сделать ее своей рабой. Размозжить голову Харкеру он решил после, и принялся крестить своей кровью Мину. Тут в комнату ворвались их верные друзья, вооруженные святыми облатками и распятиями. Дракула оказался в крайне неудобном положении, кроме того, он почувствовал присутствие Бельмонта. Наилучшим выходом для него в данной ситуации было ретироваться в окно.

После этого происшествия, опасаясь за душу Мины, друзья с еще большим рвением принялись за уничтожение оставшихся ящиков. Вскоре все ящики, за исключением одного, были уничтожены. Узнав это, Дракула понял, что игра не стоит свеч: почти все укрытия уничтожены, да еще и потомок Бельмонтов, даже без кнута сможет с легкостью разделаться с ним вне стен Кастлевании. Лучше используя оставшийся ящик вернуться обратно в свой замок, а уж там как подобает встретить Бельмонта и его друзей.

Источник

История создания романа Дракула Брэма Стокера

«Дракула» – роман ирландского писателя Брэма Стокера, впервые опубликованный в 1897 году. Главный герой – вампир-аристократ граф Дракула.

Стокер начал работать над романом в начале весны 1890 года, когда перед ним возникли первые образы будущей книги: медленно встающий из гроба старик и девушка, которая, обняв любимого, тянется к его горлу. В первоначальной версии главный герой (Дракула) уже был графом, хотя и безымянным. Действие развивалось не в Трансильвании, а в Штирии.

Многие исследователи связывают перемену в замысле романа со встречей Стокера с венгерским ученым-ориентологом, путешественником и краеведом Арминием Вамбери, который рассказывал Стокеру о различных эпизодах истории Подунавья. [4] Сюжет романа имеет отсылку на имя этого ученого – профессор Ван Хельсинг ссылается на сведения, полученные им от близкого друга, профессора Арминия из Будапешта. [3]
Повлияло на Стокера и общение с известным ориентологом Ричардом Бертоном, переводившим на английский язык сказки «Тысяча и одна ночь» и сборник индийских сказок – в обеих книгах были легенды о вампирах. Также на Стокера большое впечатление произвела и пугающая внешность Бертона, и, прежде всего, его крупные выдающиеся вперед зубы – по словам писателя, настоящие собачьи клыки. [7]
Итак, теперь уже действие книги Стокера происходит в Трансильвании. Так как писатель никогда там не был, ему пришлось изучить эту местность, насколько возможно, а остальное выдумать. Большинство его викторианских читателей не заметили разницы, особенно учитывая то, что он выписал из путеводителей расписания поездов, названия отелей и блюдо из курицы под названием «паприка гендл». [1]

«Продвижение» Стокером Дракулы к северу – в Трансильванию – было, видимо, намеренным: у Трансильвании была репутация «земли вампиров». Венгерский фольклор о вампирах был намного богаче румынского.

Стокер также читал «Книгу оборотней» Сабина Бэринг-Гулда, содержавшую описание жизни венгерской «кровавой графини» Елизаветы Батори (1560-1614), знаменитой массовыми убийствами молодых девушек: она считала, что их кровь может вернуть ей молодость.

Вероятно, одна из причин, по которым Стокер выбрал именно Трансильванию местом действия романа, состояла в том, что для большинства западных европейцев это буквально и символически неведомая «земля за лесами» (таков перевод слова «Трансильвания»), где может быть все, что угодно, в том числе и вампиры.

Также на смещение Дракулы в Трансильванию оказала влияние и книга Эмили Джерард «Страна за лесами», которая как раз посвящена этому месту. Именно из этой книги Стокер взял румынское слово «носферату», обозначавшее «вампир».

Важно отметить, что именно в Трансильвании, согласно поверьям, находилась школа магии Шамбала, в которой верховодил сам Люцифер. На первый взгляд может показаться, что это не имеет никакого отношения к месту обитания Дракулы в романе. Но на самом деле это очень важная деталь – Дракула, согласно Стокеру, учился в этой школе, то есть был учеником самого Сатаны. [6]

Существует предположение, что на вызревание замысла романа повлияло пребывания Стокера в отдаленном шотландском замке Слэйнс. Многие критики считают, что Стокер в качестве дома Дракулы описал именно этот замок. Он много раз отдыхал недалеко от залива Круден и знал окрестности, в том числе и руины замка на холме. Он даже останавливался в замке, написав в книге: «Мы были на дворе обширного, развалившегося замка, высокие окна которого были темны и мрачны, а обломанные зубчатые стены при свете луны вытянулись в зигзагообразную линию». [1]

На замысел Стокера могли повлиять как ирландские поверья о кровососущих существах, так и знаменитая повесть Шеридана ле Фаню «Кармилла», написанная в 1872 году. Хотя, в отличие от романа Стокера, главный носитель зла у Ле Фаню – неотразимая роковая женщина; сторонники связи между произведениями указывают на сходство с Кармиллой женских персонажей Стокера (Люси Вестенра, невесты Дракулы).

Другие литературоведы усматривают связь между фабулами «Дракулы» и романа Жюля Верна «Замок в Карпатах» 1892 года, где жуткий, загадочный аристократ преследует девушку, а ее возлюбленный пытается пробраться в логово негодяя и освободить любимую от злых чар. [4]

Стоит отметить и произведение Джона Полидори «Вампир», которое стало первой историей о вампирах, написанной на английском языке. Оно также повлияло на создание романа. Не малую роль сыграла и истории всем известного Франкенштейна Мэри Шелли.

Напомним, что Стокер начал писать «Дракулу» в 1890 году, а за два года до этого Джек-Потрошитель держал в страхе весь Лондон. Жуткая атмосфера, возникшая после тех преступлений, проникла и в роман Стокера, что автор подтвердил в предисловии 1901 года к исландскому изданию «Дракулы». Отсылки Стокера объединяют этих двух пугающих персонажей таким образом, что возникает больше вопросов, чем ответов, но он, безусловно, подтверждает, что ужасные события из реального мира повлияли на мир выдуманный.

Отметим, что изначально рабочим вариантом названия романа было «Восставший из мертвых», которое позже сократили до «Восставшего». Затем, прямо перед публикацией, Стокер снова сменил название на «Дракулу». [1]

Теперь перейдем к наиболее интересному вопросу: кто же является прототипом графа Дракулы? Существует несколько версий ответа на этот вопрос.

Одним из вариантов, который наиболее известен, является образ валашского князя Влада Цепеша (Дракулы). Причина этого заключается в том, что Цепеш прославился своим пристрастием сажать врагов на кол. Ученые расходятся во мнениях о том, что было известно Стокеру о Владе; некоторые не считают, что персонаж книги имел отношение к кровожадному князю. Из рабочих записей Стокера известно, что он прочел книгу «Отчет о княжествах Валахии и Молдавии» Уильяма Уилскинсона (об этом мы говорили выше). В ней упоминаются несколько правителей по имени Дракула, включая Влада Цепеша, и описано нападение одного из них на турецких солдат. Читая эту книгу, Стокер изменил имя «Графа Вампира» на Дракулу, сделав пометку: «В переводе с валашского «ДРАКУЛА» означает «ДЬЯВОЛ»». [1]

Но есть ряд литературоведов, без каких-либо оговорок называющих имя единственного человека, которого можно считать настоящим прототипом Дракулы. И это имя… Оскар Уайльд! Бесталанный Стокер не просто как патологический графоман завидовал гению этого распутного эстета, он еще и ужасно ревновал свою жену к Уайльду и не сомневался, что отказ Флоренс делить с ним ложе связан, прежде всего, с ее неостывшими чувствами к блистательному денди. Знаменитый суд над Уайльдом состоялся в 1896 году, за год до первой публикации «Дракулы», и стал бальзамом на душу Стокера, что, впрочем, не помешало писателю лишний раз втоптать соперника в грязь доступным только литератору способом.

Это весьма чутко уловили кинематографисты. Если внимательно посмотреть первую экранизацию романа, сделанную в 1931 году, исполнитель роли Дракулы актер Бела Лугаши не только носит экстравагантные костюмы в духе Уайльда, но даже внешне чем-то напоминает писателя. Любопытно, что вплоть до копполовского «Дракулы Брэма Стокера» уайльдовский стиль в одежде Дракулы во всех кинопостановках, а их насчитывается около ста, соблюдался неукоснительно. [3]

Еще одним прототипом графа Дракулы является Генри Ирвинг, владелец театра «Лицеум» в Лондоне. Стокер был помощником, агентом и секретарем Ирвинга. В рецензии на «Биографию автора Дракулы» Барбары Белфорд про Ирвинга в «Чикаго Трибьюн» Пенелопа Месик написала: «Он, как считает Белфорд, был аристократичной, высокой, яркой и выразительной личностью с горящими глазами и длинными пальцами, чье самомнение и шарм были перенесены Стокером в сексуально неоднозначный персонаж, который может вытягивать жизнь из окружающих, но, тем не менее, источать обаяние, превращающее разрушительный для души процесс в удовольствие». Вне зависимости от того, был ли персонаж списан с него, «Дракула» не понравился Ирвингу. После того как он посмотрел пьесу по роману, Стокер спросил его мнения, на что тот ответил лишь: «Ужасно!». [1]

Кроме графа Дракулы, прототипы имеет и еще один герой произведения – профессор оккультных и философских наук Абрахам Ван Хельсинг.

Согласно общепринятому мнению, прообразом первого вампироборца является близкий друг Брэма Стокера венгерский ученый еврейского происхождения Арминий Вамбери.
Сам Стокер никогда не признавался, кто же стал прототипом его главного вампироборца. И хотя большинство считают таковым вышеупомянутого ученого, поляк Адам Венгловский другого мнения на этот счет.

Остановимся более подробно на образе Мины. Изначально Стокер задумал создать в своем романе образ девушки, обладающей свободой воли и поступков. При помощи этой героини автора дает своего рода ответ на развернувшуюся в конце XIX века дискуссию о суфражизме, движении женщин за предоставление им гражданских свобод, и в первую очередь избирательного права. [6]

Теперь обратим внимание на сцену смерти Люси. В романе «Дракула» вампирша Люси была убита собственным женихом, когда тот вскрыл гроб и пронзил ее сердце. Стокер мог для этой сцены использовать пережитый опыт своего соседа, поэта и художника Данте Габриэля Россетти. Когда его жена, Элизабет Сиддал, умерла в 1862 году, Россетти вложил в ее тетрадь с лирикой, оплетя вокруг нее рыжие волосы покойной. Затем, в 1869 году, он передумал, и для того чтобы поэт мог забрать тетрадь, однажды ночью гроб извлекли из земли. Чудовищная эксгумация (пряди волос Сиддал остались в руках у Россетти) могла прийти Стокеру на ум, когда он описывал печальную кончину Люси. [1]

И перейдем к последнему вопросу, который может представлять для нас интерес. Каковы же причины написания романа?

Во-первых, на тот момент «вампиризм» был очень популярной темой, но произведения, написанные до Стокера, не пробуждали интереса у широкой публики. В связи с этим у писателя возник соблазн написать что-то новое, что-то, что перевернет весь мир, но что-то, что было бы при этом связано с вампиризмом. Другими словами, произвести «культурный бум» в Европе и во всем мире.

Во-вторых, Брэм Стокер не скрывал, что хочет написать роман о вампире и что намерен сделать его частично историческим. В числе первых узнали об этом члены «Ордена Золотой Зари», в который входил и сам Стокер (по некоторым сведениям, он был к этой организации непричастен). Предполагают, что масоны «Ордена» предложили своему рядовому человеку Брэму Стокеру написать роман о православном князе-вампире в обмен на всемирную славу. [3]

В-третьих, напомним, что Стокеру снился сон о восставшем из мертвых вампире. Возможно, писатель хотел избавиться от этих сновидений на психическом уровне, описав все события достаточно подробно в своем романе.

И, в-четвертых, после провала своей первой книги Стокер жил достаточно бедно. И чтобы заработать себе хотя бы на кусок хлеба, он был вынужден снова взяться за литературу. Пожалуй, эту версию можно назвать наиболее вероятной.

Дракула, а вместе с ним и сам роман обретают предупреждающе-пророческое звучание в преддверии 20 века с его ярко выраженными некрофильскими устремлениями, то есть тягой к смерти, разрушению, подавлению живого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *