драматизация и инсценировка чем отличаются
Драматизация и инсценирование литературного произведения как методические приемы изучения литературы
Драма — род литературы, предназначенный для постановки на сцене. Особенность драматической формы состоит в том, что произведение можно и читать, и смотреть в театре. Режиссер, ставящий пьесу, оказывается прежде всего читателем, который воплощает свое понимание авторского текста на сцене. Сложность работы заключается в том, что в идеале режиссер должен максимально приблизиться к авторскому замыслу и найти для его воплощения в зрительных и слуховых образах наиболее адекватную форму.
Автор, каким мы его видим в эпической форме, в драме отсутствует, вернее, его присутствие сводится к минимуму, и понять замысел автора, его идею гораздо сложнее. Перед нами только персонажи, их слова (реплики) и поступки (события). Почти все, что в эпической форме передается с помощью описаний, авторских комментариев, оценок, стилистических деталей, в пьесе отсутствует, за исключением афиши и авторских ремарок. Читатель драмы должен с помощью своего жизненного опыта и воображения представить происходящие события и их участников, домыслить их судьбы и переживания, скрытые за их словами.
Драма как род литературы раньше не включалась в программы для начальной школы, да и в 5 (4) —6 классах была представлена только во внеклассном чтении сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Это объяснялось тем, что ребенок до 13—14 лет не готов к полноценному восприятию драмы в силу неразвитости воображения и трудности общения с драматическим текстом. Однако практический опыт учителей поставил эти выводы под сомнения, и в 90-х годах было убедительно доказано в целом ряде исследований, что ребенок 10 лет не только с интересом слушает пьесы и смотрит их в театре, но и готов к их чтению и осмыслению под руководством учителя. Эксперимент был перенесен и в начальную школу и дал оптимистический результат: при точном выборе драматического произведения, затрагивающего интересы ребенка, младший школьник готов и способен освоить основные представления и о драматической форме и осмыслить содержание пьесы.
Поэтому сегодня учить читать и осмыслять драму как род литературы мы пробуем уже в начальной школе на примере драматических сказок или пьес, адресованных детям младшего школьного возраста.
Все дети любят играть, и ролевые игры — одни из самых любимых: в них дети осваивают мир, учатся, перенимают опыт взрослых. Поэтому инсценирование — театральная игра — любима маленькими школьниками и доступна им.
Драматизация — перевод текста эпического произведения в драматическую форму.
Инсценирование — постановка на сцене произведениялибо написанного в драматическом жанре, либо переведенного в драматический жанр из эпического или лирического.
Подготовительным этапом на пути освоения приемов драматизации и инсценирования является выразительное чтение по ролям,где встречаются элементы и драматизации (выделение реплик персонажей и автора), и инсценирования (выразительное чтение).
Прием драматизации текста.
Эпическое произведение переводится в драматическую форму, т.е. повествование превращается в диалог, а описание и авторские комментарии либо опускаются, либо переводятся в сопровождающие действие ремарки.
Для драматизации выбирается законченный фрагмент эпического произведения или целое произведение небольшого объема, в котором присутствуют диалог и авторские комментарии, а также небольшие описания (словесные портреты героев, элементы пейзажа и т.п.).
На первом этапе обучения приему необходимо изменить текст так, чтобы в нем остались только реплики персонажей.
На втором этапе ученики учатся составлять к репликам персонажей ремарки, отражающие эмоции героев (раздраженно, с улыбкой, насмешливо), коммуникативную направленность (в сторону, глядя в глаза), силу звучания голоса (шепотом, отчетливо, громко) и значимые паузы.
На третьем этапе создаются авторские ремарки ко всему эпизоду (картине) и между репликами: краткое описание места действия, интерьера или пейзажа, появление или уход персонажа, важные звуки и действия <раздается песня, герой внимательно рассматривает картину на стене).
После завершения драматизации фрагмента эпического произведения нужно прочитать новый текст по ролям выразительно и сравнить восприятие первоначального текста с его драматизированным вариантом. Таким образом мы готовим учеников к восприятию драматической формы и формируем представление о существенных различиях эпического и драматического родов, показываем, как много может быть скрыто за маленькой ремаркой, какую роль играет при чтении драмы читательское воображение.
Этот прием направлен на развитие логического мышления младших школьников, на обнаружение авторского присутствия в тексте и авторского отношения к событиям и героям. Исчезновение автора из текста затрудняет восприятие произведения, требует дополнительной работы читательского воображения, но при этом допускает большую степень свободы. При этом текст неоднократно перечитывается, а значит, и лучше запоминается и осмысляется.
Драматизация сюжетных стихотворений
При драматизации сюжетных стихотворений текст нельзя изменять, оставляя только реплики персонажей: мы исказим ритмическую структуру текста и разрушим все произведение. Значит, следует решить, как он распределится между актерами и что в момент произнесения текста будет происходить на сцене. От сценариста требуется богатое воображение. Покажем, как проходит подготовка текста сюжетного стихотворения, на примере произведений Вадима Левина и Владимира Орлова.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Театрализованная деятельность в ДОУ
Наталья Комардина
Театрализованная деятельность в ДОУ
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Особенности театрализованных игр
Литературная или фольклорная основа их содержания.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
• дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
• осваивают способы их внешнего выражения,
• осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детский сад 2100» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Классификация театрализованных игр
Игры в кукольный театр:
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности
Инсценирование небольших сказок
Инсценироваание небольших литературных текстов
Спектакль на хореографической основе
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.
Требования к театрализованной игре
Разнообразие тематики содержания.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:
Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.
Создание атмосферы творчества.
Развитие музыкальных способностей.
Театрализованное занятие включает в себя-
Просмотр кукольных сценок.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Задачи и содержание работы.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.
От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая.», «Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:
настольного театра игрушек,
настольного плоскостного театра,
плоскостного театра на фланелеграфе,
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка.», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят:
в постепенном переходе ребенка от:
игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;
от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Задачи и содержание работы
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
• театр народной игрушки,
• театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.
Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи и содержание работы:
Первая – формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Наш детский сад реализует программу «Детский сад 2100». Одним из тем педсоветов на 2010-2011 год был педсовет на тему «Развитие речи: проблемы и пути их решения».
Был объявлен конкурс «Книжкин дом» и «Необыкновенный театр» разработано Положение о смотре-конкурсе «Книжкин дом» и «Необыкновенный театр».
Создавая новый необыкновенный театр, воспитатели провели исследовательскую работу на тему «Кукольный театр». Результат был выше запланированного. Воспитатели преследовали не только цель создания нового театра, но и его многоплановое использование.
Мы представляем вам все виды театров, которые используются в работе педагогов нашего коллектива. Многие виды театров сделаны руками самих педагогов.
Ладошковый театр
Вязанный театр
Мягкая игрушка
Конусный театр
Баночный театр
Плоскостной театр
Пальчиковый театр
Театр шагающий
Театр теней
Маски
Перчаточный театр
Театр из ложек
Театр «из нагрудников»
Платочный театр
Театр «из носка»
Театр «с посудной полки»
Кукольный театр
Апробация данных ОПЫТА РАБОТЫ позволила определить ее эффективность в развитии не только художественно-творческих способностей детей, но и личности в целом, что обеспечило хороший уровень готовности детей к школе и последующие их успехи в новом социальном статусе.
Использование игр-драматизаций в коррекционной работе. настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.
Не много об моей работе Здравствуйте, всем! вот решила наконец-то создать блог, тут я новичок, но с чего то надо начинать Я работаю музыкальным руководителем. Творчество.