дредноуты что это такое

Дредноут — история кораблей класса

Дредноуты — новый класс кораблей, который появился благодаря урокам Цусимы имя которому дал первый из класса английский линкор «Дредноут»

Уроки Цусимы

Джеки (Джон Абертнот) Фишер, ставший в 1904 году первым морским лордом британского Адмиралтейства, усвоил уроки русско-японской войны как никто иной: на всех судах адмирала Того во время Цусимского боя были «глаза» Джеки Фишера — британские наблюдатели. Только дураки учатся на своих ошибках — он учился на чужих. И сделал нужные выводы.

Фишер собрал комиссию, сформулировавшую требования Владычицы морей к своему будущему идеальному кораблю: никакого дерева в конструкции и никакого тарана, улучшенная противоторпедная защита, максимально обширная площадь брони надводного борта, в целях увеличения скорости замена поршневой системы на турбины, как можно больше крупнокалиберных орудий, система централизованного управления стрельбой с главного поста, увеличение количества малокалиберных скорострельных орудий и распределение их по всему кораблю, защищенные пункты наблюдения на мачтах.

Дредноут по имени «Дредноут»

Проект нового корабля Фишер разрабатывал — в связке с инженером Филиппом Уаттсом — задолго до того, как британское Адмиралтейство приняло решение о его постройке. Еще в 1902 у Фишера появилась идея линкора со скоростью 21 узел, несущего 12 орудий калибра 305 мм. На обсуждение в Адмиралтействе постройки «линкора будущего», состоявшееся в январе и продолжавшееся до февраля 1905 года, Фишер представил восемь вариантов!

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое«Дредноут» — схема линейного корабля

2 октября того же года на Портсмутской верфи состоялась закладка корабля, названного «Dreadnought» («Неустрашимый» или «Бесстрашный»).

Британское судостроение все силы бросило на создание этого корабля, все прочие программы Адмиралтейства временно ушли на второй план. На строительстве работало 3000 человек, рабочая неделя была шестидневной, а рабочий день длился 12 часов (с 6 утра до 18 вечера).

И Британия подтвердила свой статус главной морской державы даже в этом — строительство было закончено в абсолютно рекордный срок: год и 1 день. Между прочим, Конгресс США утвердил постройку двух линкоров типа «Южная Каролина» — дредноутов с орудиями того же калибра 305 мм — раньше Британии, в марте 1905. Но американцы умудрились промариновать строительство до… 1910 года!

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такоеЛинейный корабль «Дредноут»

«Дредноут», Корабль Его Величества, был спущен на воду 10 февраля — Его Величество Эдуард VII и провел эту торжественную церемонию. А 3 октября «Бесстрашный» был уже в строю флота короны.

Конечно, при такой скорости строительных работ корабль получился не без недостатков, и критики вызвал много — и башни-то на нем не новые, и брони много, но в ущерб толщине, и не управляется он на малых скоростях — не может войти в родной Портсмут, и усовершенствованное «воронье гнездо» —контрольно-дальномерный пункт на фок-мачте не может в ходе сражения ничего контролировать — его совершенно задымляла торчащая спереди труба. Но это казалось сущими мелочами по сравнению с самыми важными характеристиками нового корабля: огневой мощью («Бесстрашный» был оснащен десятью 305-мм орудиями, двадцатью восемью 76-мм пушками, пятью торпедными аппаратами) и скоростью, позволяющей навязывать противнику свою дистанцию боя.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое305 мм корабельное орудие

Корабль-то получился «Бесстрашный», а вот мировому морскому сообществу вмиг стало очень страшно: одним своим рождением он отправил старые броненосцы на свалку истории. Имя его стало нарицательным для класса линкоров, в класс дредноут позже будут условно включать и корабли других классов, обладающие той же особенностью: однородное вооружение из большого числа крупнокалиберных орудий.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Кто больше?

«Bigger, faster and more powerful than all previous battleships» («Больше, быстрее, мощнее прежних линкоров!») — таков был девиз Фишера после постройки «Бесстрашного». Он понимал: все уважающие себя ведущие флоты мира теперь начнут строить то же самое — или, не дай Бог, лучше. Уже в феврале 1906 был заложен следующий дредноут британской короны — «Беллерофон», а в январе 1907 — два его «брата» (точней, «сестры», по-английски такие корабли называются «sisterships», так как слово «корабль» в английском языке женского рода) «Темерер» и «Сьюперб», идентичные «Бесстрашному», но в отличие от него имеющие по 16 102-мм пушек и улучшенную противоторпедную защиту (за счет более тонкой бортовой брони).

Следующей серией стали линкоры «Сент-Винсент» (1907, на воде с 1908), «Вэнгард» и «Коллингвуд» (1910). Эти отличались увеличенной длиной орудийного ствола, но испытания показали, что это лишь утяжеляет башню и укорачивает срок службы ствола, в то время как бронебойность возрастает совсем незначительно. Решено было увеличивать огневую мощь посредством увеличения калибра. Тем не менее было создано еще три дредноута с 12-дюймовой артиллерией — «Нептун», «Геркулес», «Колосс». В них инновация заключалась в ином расположении башен с целью усиления бортового и кормового залпа. К сожалению, это ничего не принесло, кроме вреда: при ведении огня на один борт пороховой газ разрушал палубные надстройки и навесной мостик на самом стрелке…

В годы Первой мировой эти первые дредноуты уже считались «вторым рядом» Гранд-Флита, да там и находились даже в Ютландском сражении. Ведь Германия — главный морской противник Хозяйки морей — тоже вплотную занялись постройкой кораблей типа дредноут. Им было кристально ясно: отныне любая война на море — война дредноутов, а Фишер не остановится на достигнутом. Немцы построили дредноуты нескольких типов: тип «Нассау» имел 12 280-мм орудий, «Гельголанд» — 12 305 мм-орудий, «Кайзер» и «Кёниг» — по 10 305-мм орудий. Они были быстроходны и имели возможность, в отличие от «англичан», вести огонь с одного борта из всех орудий единым залпом.

Великобритания ответила постройкой кораблей типа «Orion» с 343-мм орудиями — но они, как оказалось, не отличались дальностью стрельбы. Немцы спокойно стреляли с расстояния, превышающего 11 км, а тяжелые британские снарядищи не могли предолеть и 8.

Ответом Германии стали линкоры типа «Байерн», вершина германского кораблестроения того времени, с мощной броней, 8 380-мм орудиями и дальностью стрельбы до 37, 3 км. Заложено было четыре, в Первой мировой успели поучаствовать два: «Байерн» и его sistership «Баден».

Другие мировые державы тоже заболели «дредноутной лихорадкой». Во Франции появились орудия калибра 340 мм, летящие на дистанцию 24 км, в США — 406-мм орудия с дальностью стрельбы 32 км, в Японии тот же калибр летел уже на 32,4 — 37, 04 км.

Но главное противостояние было меж Британией и Германией — и между ними же рано или поздно должна была развернуться решающая битва.

Ютландское сражение: бой без победителя

К 1916 году название германских ВМФ — Флот открытого моря — давно уже звучало несколько иронично: по-настоящему в открытом море властвовала, как и прежде, Великобритания. Германия, окруженная врагами, была фактически заблокирована с моря, и еще с начала войны британский флот «зажал» немецкий в Северном море.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такоеIron Duke — Флагманский корабль адмирала Джеллико

1916-й начался с карьерного взлета адмирала Райнхарда Шеера: прежний командующий силами Императорских ВМС Гуго фон Поль удалился с поста в конце января, и на его место назначили Шеера. Тот отлично сознавал неготовность германского флота вступить в решительный бой с британским Гранд Флитом (Grand Fleet — англ. «Большой флот») в его полном составе. Шеер выбрал политику давления на флот противника и весной 1916 совершал вылазки, точечно уничтожая вражеские эсминцы и крейсера. План его сложился к концу весны: организовать демонстративный выход линейных крейсеров к Скаггераку — «поймать» часть Гранд Флита «на живца» и уничтожить с помощью своих главных сил.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Шеер не знал о том, что благородные русские союзники подарили английскому Адмиралтейству сигнальную книгу с захваченного крейсера «Магдебург», что дало британцам возможность поработать над немецким военно-морским шифром и перехватывать радиограммы. Командующий Гранд Флита Джон Джеллико узнал о готовящейся крупной операции в Северном море и вечером 30 мая начал разворачивать Гранд Флит на северо-западе от Ютландского полуострова. И уже утром 31 мая авангард немцев (командующий адмирал Франц фон Хиппер) вступил в сражение с британским (под командованием контр-адмирала Дэвида Битти). Хиппер постарался заманить противника на юго-восток, чтоб тот столкнулся с основными силами Флота открытого моря. Но Битти вовремя обнаружил ловушку и сам отошел к своим главным силам. Около 18 часов началась большая схватка, и Шеер осознал, что Гранд Флит вполне в силах охватить и задавить его куда более малочисленный флот… Он сделал все, чтоб уклониться от боя, «занавешивая» свой отход дымами и прикрывая торпедными атаками эсминцев. Через приблизительно полтора часа ему удалось сбросить с хвоста врагов и отойти на более-менее безопасное расстояние. 1 июня еще продолжались эпизодические столкновения отдельных кораблей и соединений, но битва по сути завершилась, и все отправились зализывать раны: Флот открытого моря ушел на свою базу, Гранд Флит — на север.

Обе стороны, что любопытно, безоговорочно приписали победу себе. Британские потери были значительнее (сказались более слабая, чем у немцев, броня, менее точная стрельба и несовершенство снарядов — они содержали взрывоопасный кордит и часто разрушались при попадании). В Ютландском бою погибло три британских дредноута — «Инвинсибл», «Индефатигебл» и «Куин Мэри» (не считая других кораблей). Но… Гранд Флит в силу своего значительного состава мог позволить себе такие потери!

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Из германских дредноутов «несовместимые с жизнью» повреждения получил только флагман «Лютцов», да и то его экипаж спасся. Но Германия рисковала буквально всем своим надводным флотом.

Об итоге Ютландского сражения можно сказать так: Германия выиграла бой — Великобритания выиграла войну.

Германия не только не справилась даже с частью Гранд Флита, как планировала, но и вынуждена была сидеть на базе до окончания Первой мировой. Великобритания, хоть и получила «щелчок по носу», полностью сохранила свое господство на море. Ход войны не был переломлен, но и это оказалось на руку британцам — чем более она тянулась, тем слабей становился противник, что и привело в итоге к поражению Германии.

Видео про Ютландское сражение

Источник

Самый мощный в мире линкор

В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут».

К началу XIX века Великобритания обладала самым мощным линейным флотом в истории. В течение следующего столетия промышленная революция полностью преобразовала флот. От дерева, парусины и примитивных орудий в броню, скорость и огневую мощь. В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут».

Что такое «Дредноут»?

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Столь же эпохальным, как и его вооружение, было также использование на столь крупном корабле паротурбинной силовой установки, что впервые в истории позволило «Дредноуту» идти полным ходом в течение многих часов подряд. Для кораблей с паровыми машинами пределом считались 8 часов постоянного полного хода, и при этом их машинное отделение «превращалось в болото» из-за распыляемой для охлаждения воды и было наполнено невыносимым шумом — у паротурбоходов же даже на полном ходу «все машинное отделение было настолько чистым и сухим, как будто корабль стоял на якоре, и не слышно было даже слабого жужжания».

Каждый «Дредноут» стоил примерно вдвое больше, чем эскадренный броненосец предшествовавшего ему типа, но при этом имел над ним принципиальное превосходство по тактическим качествам — скорости, защите, эффективности стрельбы и способности к концентрации огня артиллерии. В России эти новые корабли назвали «линкорами», так как единственно эффективным строем эскадры при ведении залпового огня был строй линии. Старые эскадренные броненосцы также были включены в этот класс, однако после появления «Дредноута» в любом случае могли считаться не более, чем второсортными кораблями.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Между тем уже через пять лет и «Дредноут», и его многочисленные последователи оказались устаревшими — им на смену пришли «сверхдредноуты» с их 13,5″ (343 мм) артиллерией главного калибра, впоследствии увеличенной до 15″ (381 мм) и даже 16″ (406 мм). Первыми сверхдредноутами принято считать британские линкоры типа «Орион», также имевшие усиленное бронирование борта. За пять лет между «Дредноутом» и «Орионом» водоизмещение увеличилось на 25%, а вес бортового залпа удвоился.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Гонка вооружений

Столь привычное словосочетание в разрезе отношений между США и Россией можно также и отнести к тому, что происходило во флотах Германии и Англии в начале XX века. На появление «Дредноута» необходимо было ответить. Вслед за Англией спешно приступила к строительству дредноутов Германия. До этого английский флот по количеству линейных кораблей вдвое превосходил германский (39 против 19).

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Теперь же Германия могла соперничать с Англией в темпах строительства флота почти на равных условиях. После принятия в 1900 г. Германией «Закона о флоте» Англия, придерживавшаяся ранее правила «иметь численность флота, равную сумме флотов двух следующих за ней морских держав», и крайне обеспокоенная ростом германского флота, сделала ряд попыток заключить с Германией соглашение, которое предусматривало бы соотношение английского и германского линейных флотов в пределах 3:2. Переговоры между Англией и Германией по поводу ослабления гонки морских вооружений, тянувшиеся несколько лет, закончились безрезультатно. Тогда Англия объявила, что на закладку каждого нового германского линкора она будет отвечать закладкой двух дредноутов. К началу первой мировой войны соотношение английских и немецких дредноутов, а также линейных крейсеров, вступивших в строй и находившихся в постройке, составляло 42:26, то есть было близко к тому, которого добивалась Англия в процессе переговоров.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Строительство дредноутного флота Германия начала с создания серии линкоров типа «Нассау», состоявшей из четырех кораблей. Они были спущены на воду в 1908 г. Следующие серии линейных кораблей типа «Гельголанд», «Кайзер» и «Кёниг» также включали четыре-пять единиц (1909−1912).

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Первая серия германских линкоров была вооружена традиционной 280-мм артиллерией глав­ного калибра и скорострельными пушками калибром 150 мм, которые сохранились и на германских линкорах последующих серий. На них калибр главной артиллерии был доведен до 305 мм. Скорострельность орудий главного калибра дос­тигала 1,2−1,5 выстрела в минуту. Сохранение 280-мм калибра на первых четырех дредноутах типа «Нассау» объяснялось, с одной стороны, хорошими баллистическими свойствами этих германских пушек с длиной ствола 40 и 45 калибров, а с другой — характерной для Северного моря малой дальностью видимости, не позволявшей вести бой на большой дистанции.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Английские линейные корабли были вооружены орудиями более крупного калибра (305−343 против 280−305-мм), но уступали германским в бронировании. Короткие и широкие германские дредноуты выигрывали в массе бортовой брони, что позволяло делать на них броневой пояс выше и толще.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Различия между германскими и английскими типами линейных кораблей объяснялись целями их боевого применения. Германское военно-морское командование предполагало, что более сильный английский флот будет атаковать немецкие дредноуты непосредственно у берегов Германии. Поэтому такие важнейшие тактико-технические характеристики, как дальность плавания и скорость, считались в какой-то степени второстепенными, а бронированию уделяли первостепенное значение. В английском же флоте, стремившемся навязать противнику место, время и дистанцию боя, наоборот, придавали большее значение дальности плавания, скорости и калибру главной артиллерии.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Соперничество между Англией и Германией в гонке морских вооружений создавало благоприятные условия для политических авантюр стран, экономически менее развитых. Создав эскадру из дредноутов и линейных крейсеров, они могли рассчитывать на упрочение своего положения на мировой арене, присоединяя свою эскадру к той или иной из противоборствующих сторон. Этой политики в какой-то мере придерживалась и царская Россия, построившая четыре дредноута и заложившая такое же количество линейных крейсеров дредноутного типа.

дредноуты что это такое. Смотреть фото дредноуты что это такое. Смотреть картинку дредноуты что это такое. Картинка про дредноуты что это такое. Фото дредноуты что это такое

Флоты других государств, участвовавших в первой мировой войне, по количеству дредноутов во много раз уступали Англии и Германии. Страны, строившие дредноуты, в той или иной степени повторяли особенности германских или английских линкоров в зависимости от тактических соображений по их предполагаемому боевому использованию. Исключение, в некотором смысле, линейные корабли типа «Техас» военно-морского флота США. Они имели как мощное бронирование, так и крупный калибр главной артиллерии (356-мм).

Источник

Дредноут

«— буквально «неустрашимый». Так назвали англичане огромный по тем временам корабль с мощными машинами, с тяжелыми пушками, с прочной броней, построенный в 1906 году. Думали, и правда будут эти корабли неустрашимыми, а оказались они самыми трусливыми. Стоит такой корабль очень дорого. Выйдешь на нем в море, а там и на мине можно подорваться, и под торпедный залп попасть. Жалко! Вот и получалось, что дредноуты больше стояли в гаванях, а в море выходить боялись.»
— Капитан Врунгель

Дредноут — буквально означает «неустрашимый». Формально — допотопная разновидность линкора, корабль, имеющий класс вооружения и бронирования, достаточный для сражения с кораблями аналогичного класса (иными словами, только хардкор, только офигенно большие пушки). Является дальнейшим развитием и приведением к общему знаменателю идеи броненосца — тяжелобронированного корабля, оснащенного пёстрым спектром вооружения: минно-торпедным, разнокалиберно-пушечным и пулемётным — против всего на свете. В ходе модернизации военно-промышленного комплекса появился способ резко увеличить мощность двигательной установки, а под шумок конструкторы посчитали, что будет куда лучше, если с броненосца снять всё лишнее и напихать побольше больших пушек, а чтобы всю эту конструкцию не уничтожили, забронировать весь корпус целиком, а не только там, куда предположительно будут попадать вражеские стрелки. В итоге вместо парочки крупных пушек, двух пар средних и кучи малых у дредноута полный борт напичкан большими пушками, что существенно упрощает ведение боевых действий с точки зрения пристрелки всего этого ассортимента стволов (можно ориентироваться по всплескам воды от попадания снарядов) и тяжести последствий попадания для цели этого корабля. История таких кораблей полна иронии, на что справедливо указано в эпиграфе: формально крутейшие корабли своего времени на практике балансировали между тропами «Круто, но непрактично», «Круто, но бесполезно», «Круто, но не так, как рассчитывалось» и «Круто, но жалко тратить».

Содержание

Классификация [ править ]

Дредноут встречается двух видов:

С чего всё повелось [ править ]

Силовая установка [ править ]

Поэтому моряки долго только горестно вздыхали. К 1895 году англичанин Парсонс сумел адаптировать конструкцию турбины под установку на корабли и турбины сначала получили миноносцы и только в 1905 году их решили дать и новому броненосцу «Dreadnought» и крейсеру «Invincible». К турбинам чуть позже добавилась и смена топлива — с угля на мазут и нефть. И флот отныне был избавлен ещё от адской работы по загрузке угля на корабли и адской работы кочегаров у топок (а заодно — скорость корабля перестала зависеть от умения кочегаров: опыт показал, что от их квалификации максимальная скорость зависит очень сильно, и речь тут не о двух-трёх узлах, а о десятках процентов).

Нужно учитывать, что турбины получили не все первые дредноуты — американцы на своих первых линкорах от «Мичигана» и до «Делавера» продолжали ставить паровые машины, так как они сумели довести их до такой степени конструктивного совершенства, что они не сильно уступая турбинам по удельной мощности, здорово их превосходили по экономичности и надёжности, точно так же поступили и немцы на дредноутах типа «Нассау» и «Остфрисланд», а так же на крейсере «Блюхер». Многие преддредноуты например японцы «Сацума», «Аки» и француз «Danton» получили паровые турбины (заложены либо одновременно, либо чуть позже «Дредноута»).

Вооружение [ править ]

С 80 годов XIX века практически все броненосцы имели вооружение из двух двухорудийных [1] башен с крупнокалиберными (240—330-мм) орудиями, и многочисленную среднекалиберную (8-20 орудий калибром от 120—155 мм) артиллерию. В ходе русско-японской войны выяснилось, что на реальных дистанциях боя реальный ущерб могут нанести только орудия главного калибра, а среднекалиберная артиллерия просто бесполезна. Ещё перед русско-японской войной многие страны начали артиллерию среднего калибра заменять на более крупные пушки калибра 190—254 мм, пусть уже и не столь бесполезных, но выяснялась другая проблема. В те времена корректировка артиллерийского огня велась по «всплескам» от снарядов, а всплески от 203—254 мм снаряда уже было почти невозможно отличить от орудий главного калибра и корректировка огня стала почти невозможной. Соответственно, в начале XX века были созданы несколько проектов броненосцев нового типа, вооруженных 8-12 одинаковыми крупнокалиберными орудиями. Тот же «Dreadnought» изначально планировалось вооружить 12-254 мм орудиями.

Система центральной наводки [ править ]

Её создателем стал английский адмирал Перси Скотт, который предложил вести огонь только одновременными залпами из орудий одного калибра, по выдаваемым с центрального дальномерного поста показаниям, сам же пост расположить на самом верху мачты. Незадолго до ПМВ дредноуты стали получать даже что-то вроде механических компьютеров для баллистических расчётов.

Проблема наименования [ править ]

В английском языке для обозначения основных боевых кораблей есть слово battleship, уточнения обычно нужны только в историко-технической литературе либо когда из контекста непонятно о чём идёт речь:

По отечественной стандартизации происходило следующее: сначала были парусные линейные корабли, разделяющиеся на ранги по размерам и количеству пушек. Новые железные бронированные корабли стали именоваться броненосцами, с появлением мореходных броненосцев их стали делить на собственно броненосцы и броненосцы береговой обороны. В 1908 году броненосцы официально были переименованы в линейные корабли. Но это по бумагам, моряки их звали броненосцы и дредноуты.

К чему пришли [ править ]

Вооружение [ править ]

Пушки это самое главное, без них дредноуты не круты! Итак все поняли к 1905 году, что орудия ГК должны быть:

Вооружение самых первых дредноутов качественно ничем не отличалось от последних броненосцев, например для самого «Дредноута» орудия и башни были взяты из заделов и ремонтных запасов для последней серии броненосцев типа «Лорд Нельсон». Зато были вопросы:

Решались крайне по разному исходя из финансовых, производственных возможностей и тактических воззрений моряков каждой страны. В общем разброс был: ГК 280—410 мм, число башен 3-7, число орудий 8-14. По способу группировки башен и орудий выделяются следующие школы:

Почти тоже самое относится и к итальянским кораблям. Хотя можно было применять всю артиллерию в бортовом залпе, в продольном залпе могла участвовать только одна башня, гигантские вырезы под башни орудий в центре корпуса очень плохо влияли на прочность корабля, сектора обстрелов орудий были ограничены.

Был ещё один щекотливый момент — а на каком расстоянии господа адмиралы хотят вести бой 😕 Это было немаловажно ввиду того, что мы живём не на плоской земле и от этого напрямую зависит и требуемая высота мачт и угол подъема орудий.

Бронезащита [ править ]

Англия [ править ]

Германия [ править ]

К вопросу бронезащиты подошли очень и очень ответственно, и в итоге даже самые первые дредноуты и линейные крейсера получили 300 мм броневой пояс, у линейных крейсеров типа «Мольтке» толщина броневого пояса вообще оказалась больше, чем калибр его же орудий. В ходе Ютландского сражения германские линейные крейсера неплохо держали даже 381 мм снаряды. Единственный потерянный в ходе Ютландского сражения «Лютцов», получив почти четыре десятка снаряда калибра 305—381 мм, не имел ни одного пробития бронепояса и ни одного внутреннего взрыва. Затоплен собственной командой, на обратном пути после боя, т. к. поймал несколько торпед, и набрал столько воды, что не прошёл бы поднятия дна около Скагеррака. Слишком много неточностей в предыдущем абзаце. Первые линейные крейсера немцев, «Фон дер Танн» и «Мольтке» имели пояса в 250-мм и 270-мм соответственно, пояс «толще, чем калибр пушек» был только на «Зейдлице» (300мм против 280мм). А «Лютцов» получил не «почти четыре десятка тяжелых снарядов», а «всего лишь» 24. Что, впрочем, тоже много. Но в бою он «несколько торпед» не ловил, а нахлебался воды именно от снарядов и потом уже был добит своими эсминцами ибо не смог двигаться (от дифферента на нос винты вышли из воды). Немцам огромные проблемы доставили побортные торпедные аппараты на дредноутах, мало того что они располагались за пределами броневого пояса так ещё и запас торпед был огромен, в итоге у отлично защищённых кораблей оказалась очень неприятная «ахиллесова пята».

США [ править ]

Янки в ходе ПМВ предпочитали линейные крейсера не строить вообще. Их линейные корабли строились с минимально допустимой скоростью и манёвренностью, зато с максимально возможным вооружением и защитой. Стали создателями схемы бронирования «всё или ничего» (а может и не стали, т. к. такая схема называется и «французской»). Идея заключалась в бронировании только самых жизненно важных элементов максимально возможной бронёй: Толстый броневой пояс в 330—343 мм по ватерлинии между башнями ГК, прямо поверх него главная броневая палуба в 50-75 мм толщиной, под ней противоосколочная. Бортовая броня с обеих сторон замыкалась перемычкой (траверзом) в толщину бортовой брони. Таким образом образовывалась сплошная броневая цитадель внутри корпуса. Башни и рубка имели броню до 406 мм. Квинтэссенция этого подхода — линкоры «стандартного типа», «Big Five», т. е. корабли типов «Теннесси» и «Колорадо». А самых монструозных монстров, тип «Саут Дакота», приговорило Вашингтонское соглашение. Одна из причин такого решения — не очень высокое качество американской корабельной брони, так как её тогдашний монополист-поставщик — Вифлеемская Сталелитейная компания ещё не имела необходимого опыта прокатки и закалки брони такой толщины.

Япония [ править ]

Имела доступ практически ко всем британским военно-морским новинкам до 1918 года и более-менее повторяла её технические достижения. Неудивительно — первенец японского дредноутного флота, «Конго», был спроектирован и построен в Великобритании, а все последующие дредноуты строились под влиянием его конструкции. Так что и «Фусо», и «Исэ», и «Нагато» получили и протяжённый в оконечности бронепояс, и броневую палубу со скосами, и неплохо защищённый каземат орудий противоминного калибра… Подобно британцам они тогда не сильно заморачивались толщиной брони и поэтому «Конго» имели броневой пояс всего 203 мм толщины, хотя очень многие японские адмиралы указывали, что это нонсенс при своих же орудиях ГК в 356 мм, а предполагаемое преимущество в скорости будет весьма скоро превзойдено новейшими кораблями иных стран и требовали хотя бы 254 мм. Но «английское лобби» их превозмогло. На «Фусо» это попытались исправить, дав ему 305 мм пояс по средней палубе. Японцы фактически привнесли только два крупных нюанса — их позднейшие дредноуты, типов «Амагии», «Кии» и «Тоса» превратились из полубачных в гладкопалубные, а противоторпедные переборки получили хитрую форму, для защиты цитадели от подныривающих снарядов главного калибра. В тридцатые годы японцы модернизировали все свои корабли с максимально возможным усилением бронирования. В итоге, схема бронирования модернизированных «Нагато», «Фусо» и «Конго» стала напоминать бабушкино лоскутное одеяло — так много плит совершенно различной толщины было присобачено на смежные объемы. Что поделать, — броня сорта KC (крупповская цементированная) японского производства уступала на 5-7 % по прочности аналогичным по сортаменту броневым сталям других наций.

Россия [ править ]

После Цусимской катастрофы отечественные адмиралы и инженеры начали дуть на воду — так, практически все проекты 1900—1910-х годов имели полностью забронированный надводный борт! В условиях ограниченного возможностями отечественной судостроительной промышленности размерами кораблей, это привело к тому, что толщина брони оставляла желать лучшего — от 178 (!) до 254 мм. Инженеры попытались скомпенсировать это довольно развитой многослойностью — так, на «Севастополях» за бронепоясом в 225 (. ) мм находились ещё скосы броневой палубы в 38 мм и броневые продольные переборки 32-50 мм. И, да, они тоже имели целиком (кроме небольшого участка в корме) бронированный борт. В итоге, получились идеальные корабли для предыдущей войны — которые совершенно не боялись японской шимозы. Вот только в новой, как показала практика, фугасные снаряды вообще не оказали никакого влияния на морские эскадренные бои тяжёлых кораблей, уступив пальму первенства бронебойным и коммонам.

Следует, однако, отметить, что русские дредноуты создавались с расчетом на ведение боя на острых курсовых углах — т. е. либо гоняясь за противником, либо убегая от него — и предполагалось, что попадания в их пояса будут идти под острыми углами, сильно снижая бронепробиваемость снарядов.

Но надо отдать должное кораблестроителям и адмиралам, результаты стрельб по «Чесме» (пусть и проведённых с огромным запозданием) были приняты во внимание и от указанной выше практики решительно отказались. Собственно уже при проектировании дредноутов типа «Императрица Мария» ситуацию чуть сгладили, корабль был короче на 13 метров, что позволило увеличить толщину главного пояса до 262 мм и усилить бронирование башен ГК. При постройке «Измаилов» внести существенные изменения в броневую конструкцию возможности уже не было (хотя тут и стоит заметить, что тяжелее их были бронированы только германские крейсера — даже у наиболее защищённых британских «Лайонов» и «Тайгера» пояс был тоньше почти на сантиметр, у японских «Конго» — на три сантиметра) и пришлось ограничиться полумерами (усовершенствование системы крепления броневых плит, усиление набора позади брони, внедрение 75 мм деревянной подкладки под поясом и изменение развесовки горизонтальной брони на верхней и средней палубах). Зато при проектировании последнего русского дредноута «Император Николай I» результаты стрельб были учтены в полной мере — суммарная толщина защиты (главный пояс и скосы/внутренний пояс) достигла 345 мм, кроме того радикально изменилась система скрепления и крепления пояса.

Франция [ править ]

Французская схема бронирования была… своеобразной. Подобно русским, французские инженеры уделяли очень много внимания площади бронирования (так как считали, что решающая фаза морского сражения будет все равно идти на сравнительно небольших дистанциях) и исходили из того, что броню все равно пробьют, и надо стремиться локализовать разрушения а не избегать их. Французские дредноуты имели полный броневой пояс по ватерлини — без траверзных переборок — толстый в середине и утоньшавшийся к концам, сверху над которым находились еще верхний броневой пояс и броневой пояс полубака. Казематы вспомогательной артиллерии были включены в общую систему защиты и прикрывали основания башен ГК. Имелось три средней толщины бронепалубы (нижняя со скосами), расчитанные в основном на то, чтобы останавливать пробившие пояс снаряды, а не защищать от снарядов, падающих под большим углом. Что аукнулось уже во Вторую Мировую в Мерс-Эль-Кебире…

Применение [ править ]

Как это закончилось [ править ]

Интересные факты о дредноутах [ править ]

Космический дредноут [ править ]

Использование дредноутов [ править ]

В эпоху «средней развитости» технологий, при Империях и королях всех мастей, дредноуты — обычное дело. В предвоенное время наличие флота суперброненосцев с суперпушками создаёт мощный психологический, политический и пропагандистский эффект (своего рода инструмент «доктрины сдерживания» при отсутствии ОМП). В эпоху крупных войн, а также после войны, в эпоху торжества федераций и республик, дредноуты уже сдают свои позиции более продвинутым кораблям и являются уже не кораблями основного класса, а недоразумением на поле боя — хотя при грамотном применении всё ещё способны вырвать победу из вражеских лап, если конечно ещё не устарели морально и физически (правильно дредноуты применял Гарм Бел Иблис из старой расширенной вселенной Star Wars [13] ).

Пользуясь игровыми терминами, дредноут — это «танк», способный выдержать очень большой урон и не развалиться, однако для сражения с более современными кораблями ему требуется или поддержка хорошовооруженных кораблей, или численное преимущество на поле боя, не дающее врагу использовать энергощиты и скоростные преимущества своего флота (например, заманить вражеский флот в астероидный пояс и вывести из строя генераторы щитов вражеских кораблей с помощью торпедоносцев — а дальше долго долбить изо всех стволов). Также хорошо работает таранная тактика в качестве последнего шанса на победу. Не совсем характерный пример такого использования (потому что вопрос о принадлежности корабля к классу дредноутов остается спорным [14] ) — таран кораблём типа «Экскалибур» супероружия дракхов из спин-оффа «Вавилона 5», произведенный после того, как у корабля вышли из строя орудия главного калибра, а второй однотипный корабль промахнулся по цели.

Важно помнить, что в отличие от линкоров, «кораблей более справедливой эпохи», дредноут не имеет романтического ореола и блеска, он суров и мрачен. Иногда может пахнуть прахом ещё более давних времен. Древние дредноуты могут быть заброшенными кораблями чаще, чем другие — наверное потому, что из-за размеров их не успевают распилить на металлолом при списании.

Дредноутостроение в играх [ править ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *