дрифт движение что это
Типы Дрифта, и многое интересное
Весь дрифт основан на избыточной поворачиваемости, а значит, является уделом заднеприводных машин. Однако и переднеприводные автомобили тоже могут дрифтовать — с использованием ручного тормоза.
Дрифт, он же дрифтинг, он же, согласно словарю, «особая техника выполнения поворота» — это прежде всего демонстрация наивысшего контроля над машиной и управлением. Это точно выверенные нажатия на педаль газа, призванные удерживать заднюю ось в состоянии заноса и вхождение в повороты в таком состоянии.
Дрифт имеет массу поклонников в Японии, к которым позже присоединились поклонники в США, а затем в Великобритании и других странах. В дрифте, в отличие от драг-рейсинга, скоростные характеристики машины играют не самую важную роль. А стиль и зрелищность вхождения в повороты делают этот вид соревнований одним из самых недорогих в автоспорте.
На каких машинах заниматься дрифтом?
Toyota и Nissan поставляют большую часть моделей, на которых ездят дрифтеры – ведь в 80-е годы, когда все начиналось, среди линейки машин именно этих двух марок было достаточное количество недорогих машин с приводом на заднюю ось (FR).
Легендарный дори-мобиль (dori – японский вариант произношения слова drift) – это Toyota Corolla Trueno в кузове AE86 (хачироку, как называют этот автомобиль японцы. «Хачи» и «року» – названия цифр 8 и 6 на японском языке). У него было хорошо сбалансированное шасси, расположенный впереди двигатель с приводом на задние колеса, легкий вес и не очень высокая мощность – всего 130 л.с. В случае с суперчарджером (двигатель 4A-GZE) – 160 л.с. Trueno AE86 был также известен тем, что выступил в главной роли в широко известном в узких кругах сериале Initial D. Этот автомобиль, на котором многие осваивали технику дрифта, до сих пор высоко ценится в Японии, несмотря на свой уже немалый возраст.
Основные представители клана Nissan в дрифте – это Silvia в кузове S13, 180SX (200SX в Великобритании) и SilEighty (автомобиль, представляющий собой 180SX с передом от Silvia S13 – у этих двух машин общая платформа, что облегчает подобные «косметические» операции). Задний привод и двигатели CA18 либо SR20DET, которыми комплектовались кузова S13, являют собой достаточно удачную комбинацию для того, чтобы колеса потеряли сцепление с дорогой. Следующее поколение Silvia (кузов S14) и 200SX не пользовалось у дрифтеров большим успехом, однако последовавший за ним кузов S15 стал «народным любимцем», как и S13. Silvia S15 Spec R с двигателем SR20DET выдает 250 л.с. мощности, а также оснащена 6-ступенчатой механической коробкой передач и дифференциалом повышенного трения (LSD).
Дрифт проводят также и на Скайлайнах – например, Skyline R34 Blitz участвует в чемпионате D1. Остальные седаны представлены в основном автомобилями марки Toyota. Хотя есть исключение – заднеприводная модификация Skyline с двигателем RB20DET. Этим же двигателем оснащаются не очень популярные в прочих видах автоспорта седаны Cefiro и Laurel.
Есть еще автомобиль Mazda RX-7 — классический задний привод в кузовах как серии FC3, так и FD3. Легкий роторный двигатель способствует почти идеальному распределению веса машины по осям. Кузова FC в Японии больше любят использовать в уличных гонках, но когда дело доходит до серьезных мероприятий с большими спонсорскими бюджетами, кузов FD обычно демонстрирует свое превосходство над предшественником. Японский чемпионат D1 Grand Prix Championship 2003 года выиграл автомобиль A’pexi FD3 RX-7.
Весь дрифт основан на избыточной поворачиваемости, а значит, является уделом заднеприводных машин. Однако и переднеприводные автомобили тоже могут дрифтовать — с использованием ручного тормоза. Опытные дрифтеры не будут просто так срывать машину в занос – при вхождении в поворот все четыре колеса должны быть в дрифте. К числу опытных (и даже более чем) дрифтеров относится Кеичи Тцучия (Keiichi Tsuchiya), также известный как Дорикин (Drift King), настоящая легенда дрифта, японский гонщик, с участием которого снято немало видео компании Best Motoring. Классикой этого видеожанра считается Drift Bible, в которой рассматриваются технические приемы дрифта. Мы тоже рассмотрим основные техники этого вида автоспорта. Вот их краткий обзор:
Дрифт с торможением (Braking Drift)
Торможение выполняется перед вхождением в поворот. Благодаря этому вес автомобиля частично переносится на переднюю ось, разгружая заднюю и позволяя ей таким образом частично потерять сцепление с поверхностью дороги. Появившийся занос затем балансируется нажатиями на педаль газа и поворотами руля.
Дрифт с колебаниями (Choku-Dori или Swaying Drift)
Медленный дрифт с раскачиванием задней части машины туда-сюда относительно оси движения, напоминающим движения маятника.
Бросание сцепления (Clutch Kick)
При использовании этой техники педаль сцепления сначала утапливается, а затем резко отпускается (то есть бросается) при приближении к повороту или во время скольжения. Бросание сцепления даст резкий рывок мощности, что приведет к срыванию задней оси в занос.
Грязевой дрифт (Dirt Drop Drift)
Задние колеса съезжают с дороги на грунтовую или покрытую грязью обочину для поддержания скольжения и вхождения в поворот на нужной скорости.
Дрифт с ручным тормозом (E-Brake/Handbrake Drift)
Здесь используется ручной тормоз, который блокирует задние колеса и способствует срыву в скольжение, которое затем балансируется рулением и педалью газа. Это один из базовых приемов дрифта.
Ложный дрифт (Feint Drift)
Резкое движение машины по направлению к внешней стороне поворота перед вхождением в сам поворот переносит ее вес в направлении этой самой внешней стороны, что позволяет начать скольжение. Этот прием широко известен в ралли под названием Scandinavian Flick и не менее широко там используется.
Переключение носком и пяткой (Heel Toe Shifting)
Дрифт подразумевает баланс и плавность. Плавное переключение передач означает, что вы можете сильнее сконцентрироваться на правильности руления и работе тормозов. Хитрость здесь заключается в том, что одной ногой можно жать на две педали одновременно – например, носком на тормоз, пяткой – на газ.
Прыжок (Jump Drift)
Дрифт с прыжком – это техника, использующаяся на соревнованиях по этому виду спорта. Колесо, находящееся на внутренней траектории поворота, отскакивает от края бордюра или неровности на трассе, перенося вес на противоположную сторону и приводя к заносу.
Сброс газа (Kansei Drift)
При вхождении в поворот на высокой скорости нога убирается с педали газа. Вес машины перебрасывается на переднюю ось, она начинает слегка скользить. Скольжение управляется рулем и педалью газа.
Долгое скольжение (Long Slide Drift)
Выполняетсянавысокойскорости. Работа ручником позволяет завершить длительное скольжение под большим углом на прямой, завершающееся вхождением в поворот.
Переизбыток мощности (Power Over)
Если ваш автомобиль обладает достаточно высокой мощностью, то полный газ при входе в поворот гарантированно обеспечит вам избыток поворачиваемости, то есть занос. Это тоже одна из базовых техник, которую многие, возможно, практиковали совершенно ненамеренно.
Дрифт на пониженной передаче (Shift Lock Drift)
Обороты двигателя падают при переключении на понижающую передачу, а затем отпускании педали сцепления. Это приводит к снижению скорости и вызывает занос.
А так же жми нравится и подписывайся!
Дрифт: от истории к… теории. И практике!
Итак, вы бодро вошли на своем переднеприводном бюджетном седане в поворот и пару метров проскользили задней осью. Вы король дрифта? Увы, но нет. Расскажем о том, что такое настоящий дрифт и чем определяется уровень продвинутости гонщика.
В предыдущей статье мы разобрались, где и как зародился дрифт, кто сформировал его как движение и как культуру, а также на чем ездили и продолжают ездить те, кто не мыслит своей жизни без движения на грани разворота. Сегодня же мы выясним, как делать это правильно, по каким критериям оцениваются заезды на соревнованиях и почему же все-таки ваш дизельный Volkswagen Passat не подходит для дрифта.
Что вообще такое — дрифт?
«Дрифт (англ. Drift) — техника прохождения поворотов и вид автоспорта, характеризующиеся прохождением поворотов с намеренным срывом задней оси и проход в управляемом заносе на максимально возможной для удержания на трассе угла скорости, требующие от автомобиля наличие задней ведущей оси». Так гласит Википедия, и мы с ней согласны.
Английская ее версия дополнительно поясняет: «Автомобиль дрифтует, когда угол увода задних колес превышает таковой у передних, причем зачастую настолько, что передние колеса направлены в сторону, противоположную повороту». Определение довольно исчерпывающее и правильное, поэтому от него и будем отталкиваться, говоря о понятии дрифта.
Зачем для дрифта задний привод и мощный мотор?
Когда я вижу «девятки» с наклейками Drift King, хочется закрыть лицо руками и убежать. Если вдруг для вас неочевидно, почему же нельзя дрифтить с передним приводом, то я поясню. В заносе, когда вы добавляете газу на переднеприводной машине, траектория движения спрямляется (передний привод вообще во многом для того и придумали), а на заднеприводной занос только «усугубляется». Но ведь этого-то нам и нужно, не так ли?
Стоит добавить, что срыв задней оси и проход поворота в управляемом заносе требуют не только наличия заднего привода, но и непрерывной пробуксовки задних колес, а это приводит нас к тому, что двигатель объемом 1.2 литра и мощностью 50-90 л.с. вряд ли обеспечит нам желаемое (без боли и страданий, но мы ведь не хотим жертв, правда?). Просто потому, что крутящий момент мотора должен быть достаточно мощным, чтобы преодолеть силу, с которой шины трусливо цепляются за асфальт.
На фото: покрышка после нескольких заездов
Чем дрифт отличается от силового скольжения?
Вернемся к нашему несчастному дизельному Пассату, который мы привели в начале как автомобиль весьма далекий от дрифта. Тут все просто. Дело в том, что он с момента своего рождения в 1973 году выпускался в основном переднеприводным, исключая редкие специальные модификации. А вот, кстати, для силового скольжения он вполне мог бы подойти.
Но в чем же разница? Само понятие силового скольжения более объемное, чем понятие дрифта, который, по сути, является одним из его видов. Однако многие называют почти любой занос дрифтом, и это — заблуждение. Силовое скольжение (пауэрслайд, от английского powerslide) возникает, когда при прохождении поворота центробежная сила, смещающая автомобиль наружу поворота, превышает силу сцепления колес с дорожным покрытием, что приводит к заносу задних или всех четырех колес.
Решающими параметрами при этом являются вовсе не тип привода или мощность двигателя, а лишь скорость автомобиля и коэффициент сцепления колес с поверхностью. Поэтому, разогнавшись на дедушкином Логане на входе в поворот на дачу (и выжив после этого), нельзя на следующий день хвастаться всем, как классно ты «дрифтанул» вчера.
На фото: автомобиль, не подходящий для дрифта
Положение передних колес при силовом скольжении также мало на что влияет, так как управляемость в нем и его исход зависят в основном от параметров, заданных на входе, таких как скорость, угол поворота руля и использование/неиспользование «ручника». Таким образом, не претендуя на абсолютную истину, мы разграничим понятия «дрифт» и «пауэрслайд» и в дальнейшем будем говорить исключительно о первом.
Учимся дрифтовать правильно
Теперь, отделив зерна от плевел, перейдем к техникам дрифта. В их классификации также весьма преуспела уже помогавшая нам ранее энциклопедия, поэтому, отбросив предрассудки, возьмем описания приемов целиком, а затем рассмотрим частные случаи.
1. Hand braking drift. Техника является наиболее простой и предпочтительной для обучения дрифту. Она позволяет исправить допущенные ошибки при недостаточной поворачиваемости колес. Для вызова заноса нужно выжать педаль сцепления, сильным рывком ручного тормоза отправить заднюю ось в занос, после чего отпустить педаль сцепления. Важно при этом поддерживать обороты двигателя при выжатом сцеплении. Основная цель — научиться выбирать скорость и силу рывка ручного тормоза в зависимости от ситуации. Возможно использование серии корректирующих траекторию рывков.
2. Clutch Kick. Резкое бросание сцепления. Благодаря быстрому выжиманию и бросанию педали сцепления при поддержании высоких оборотов двигателя, возникает кратковременный избыток мощности, который срывает заднюю ось в занос.
3. Yorin drift. Скольжение со срывом четырех колес. Торможение в повороте скольжением со сносом всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.
4. Kanteria / feint drift. Раскачка, или «xлыст». Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты. В данном случае занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую. Такая техника также используется в ралли.
5. Breaking Drift. В ходе выполнения этого приема тормоз нажимается во время вхождения в поворот, затем выжимается сцепление и включается «ручник» одновременно («ручник» нельзя держать больше секунды).
6. Dynamic drift. Осуществляется путем резкого сброса газа на въезде в длинный поворот, корректировок рулем и своевременным поддержанием заноса короткими нажатиями на тормоз без использования подгазовок.
7. Power over drift. Этот вид дрифта используется на машинах с высокой мощностью. Для входа в силовой занос нужно вывернуть руль в ту сторону, куда нужно направить машину, и нажать на газ до упора. Благодаря высокой мощности двигателя, задние колеса потеряют сцепление с дорогой. Чтобы выйти из поворота, не повредив машину, нужно отпустить газ, но не до конца, и повернуть руль в противоположную сторону.
8. Side braking drift. Боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв задних колес и машина скользит почти боком.
9. Chokudori. Обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.
10. Manji. Выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифтингу.
Словарь начинающего дрифтера
Дифференциал повышенного трения (Limited slip differential, LSD) — Осевой привод, который позволяет передавать энергию колесу при наибольшем сцеплении с дорогой. Схож с дифференциалом повышенного трения, известным под названием «post traction», который позволяет обоим ведущим колёсам блокироваться и вращаться в то же самое время.
Дрифт — во многих статьях пишут, что «дрифт это управляемый занос автомобиля при срыве задней оси колес» или «дрифтинг это вид автоспорта, целью которого является прохождение трассы в состоянии непрерывного управляемого заноса».
Но на самом деле дрифт это нечто большее. Дрифт – это культура, стиль жизни, в каком-то смысле спорт, для некоторых смысл жизни, вобщем это комплексное понятие и пусть каждый определит его сам для себя. Только не стоит называть дрифтом виляние задом на переднем приводе по мокрой дороге, одноколесные сносы на открытом дифференциале, снежные покатушки и пончики на парковках супермаркетов с зажатым ручником.
Дрифт-бокс — прибор, который устанавливается в автомобиле, по данным GPS измеряет угол и скорость автомобиля.
Занос (Drift) — Намеренное вызывание превышения пределов сцепления покрышек с дорогой, что проявляется в боковом скольжении, приводящем к условию избыточной поворачиваемости автомобиля.
Зиптай (Zipties) (стяжки) – это пластиковые хомутики, которые продаются в хозяйственных магазинах. Ими можно оторванный бампер прикрепить, или треснутый обвес заштопать, или под капотом трубки поджать. Бывают разных цветов.
Избыточная поворачиваемость (Over steer) — Чрезмерное вращение машины при повороте. Это может вызвать состояние, при котором машина находится на грани вылета с трассы.
Идеальный дрифт ( Backward entry (side breaking drift) – прием, когда происходит срыв задней оси в занос, и задняя часть автомобиля «обгоняет» переднюю, при этом достигается огромный угол заноса. Обычно backward’ы выполняются на очень большой скорости входа, в основном такую технику можно увидеть в D1GP.
Кольцо (Donut) — Водитель позволяет задним колёсам машины жечь резину, заставляя машину вращаться вокруг передних колёс.
Клач-кик (Clutch Kick) — Это технология «отправки» автомобиля в занос. Занос осуществляется за счёт сцепления: его необходимо выжать на стадии приближения автомобиля к повороту или в самом начале скольжения, затем сцепление нужно резко бросить, это обеспечит рывок привода, что нарушит сцепление с дорогой задних колёс.
Клиппинг-поинт (точка срезки) – Это контрольная точка на трассе, указывающая пилоту наиболее точное прохождение траектории, с точки зрения строителя трассы. Пилот должен проехать трассу максимально близко к клиппинг-поинтам. Клиппинг-поинты бывают внутренние и внешние.
Лошара — дрифтер, опустившийся по итогам этапа в турнирной таблице хотябы на одну строчку вниз. Безобидное прозвище, показывающее текущее положение дрифтера в рейтинге чемпионата. Обычно сопровождается еще и наклейкой на авто: » Я пр…л потому, что я Лошара». Наклейка снималась с машины сразу же после очередной победы дрифтера.
Марсель (Marseille) — Денис Трусов. Считается «отцом» дрифта в России, менеджер проекта «Формула дрифт».
Маятниковое скольжение (Choku-dori) — Занос из стороны в сторону, качающийся, обычно используется на прямых участках трека.
«Мальчик-молодец» — поощрительное обозначение дрифтера, улучшившего свое положение в турнирной таблице (поднявщегося в таблице хотябы на одну ступень вверх). Это выражение появилось в 2008 году в таблицах чемпионата Формула дрифт с легкой руки самих дрифтеров.
Недостаточная поворачиваемость (Under steer) — потеря сцепления с дорогой передними колесами, вызванная чрезмерной скоростью по отношению к углу поворота, в итоге машину выносит наружу поворота.
Парный дрифт – вид состязаний в дрифтинге, когда две машины проходят трассу одновременно. Как правило проходят по правилам «лидер-преследователь», когда одна машина едет впереди (лидер) и ее целью является оторваться от преследователя, а преследователю нужно либо обогнать лидера либо подавить расстояние между ними. Каждый гонщик на протяжении 2-х заездов является и лидером, и преследователем.
Пончик (Donut) – Водитель жжет резину на задний колесах, заставляя машину вращаться вокруг передних колёс.
Противодействие уводу автомобиля (Counter steer) — Корректирующее управление рулём, используемое для балансирования и поддержания условия избыточной поворачиваемости. (Поворачивание руля в направлении, обратном повороту, когд машина достигает избыточной поворачиваемости)
Приём «Пятка-носок» (Heel-toe shifting) — Техника, при которой сцепление нажимается левой ногой, тогда как правая нога нажимает на тормоз носком, а пятка нажимает на педаль газа для того, чтобы увеличить число оборотов двигателя перед тем, как включить понижающую передачу. Эта техника позволяет выполнять плавное включение понижающей передачи на торможении без встряски машины, что позволяет вызвать занос автомобиля из-за перераспределения массы на переднюю ось.
Раскачка (или «Хлыст») Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты (шиканы). Когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую
Резкий заворот (Off-camber) — Термин «резкий заворот» описывает повороты, на которых дорога отклоняется от внутренней стороны поворота.
Силовой занос (Powerslide) — Американский гоночный термин, который обычно используется для обозначения использования избыточной мощности для того, чтобы вызвать потерю сцепления с дорогой, приводящую к заносу.
Сильвия (Silvia) — Японская версия модели Nissan 200sx/240sx. Чаще всего используется с двигателем SR20DET, с турбонаддувом и промежуточным охладителем. Наиболее популярный во всём мире автомобиль для дрифтинга. Получил свою популярность благодаря изначальной предрасположенности к дрифту и высокой доступности тюнинга.
Тоги — извилистые горные дороги. В Японии эти дороги используют местные дрифтеры для тренировок.
Формула Дрифт —
1. Российский чемпионат по дрифту. Проводиться с 2007 года.
2. Проект продюсерского центра «KT-Production», включающий в себя чемпионат «Формула Дрифт», телевизионное шоу, фестиваль и другие элементы молодежного движения.
3. Одноименный чемпионат по дрифту в Америке.
Целующий стену (Kiss The Wall) – это можно назвать «дрифт-трюком» когда пилот скользит очень близко к отбойнику, а иногда и легонько цепляет его задним бампером.
Шикана — последовательность тесных извивающихся поворотов (обычно в форме буквы S) на дороге, используемая в автогонках и на городских улицах для намеренного замедления автомобилей. Обычно они располагаются в конце длинных прямых участков, поэтому они являются лучшими местами для обгонов в современных гонках
Фуридаши (FURIDASHI) — начало дрифта, агресивный вход в занос
Фурикаеши (FURIKAESHI) — смена направления заноса, перекладка
Тансо (ТANSO) — одиночный, квалификационный заезд, обязательная часть соревнований, в которой определяются участники, допущенные к финальной части соревнований.
Цуисо (TSUISO) – парные заезды, обязательная часть соревнований, проходящая по «олимпийской» системе, в которой определяются победитель и призеры соревнований.
Атуй (ATOOI) — автомобиль идущий вторым в TSUISO
Сенко (SENKO) — автомобиль идущий первым в TSUISO
Аникуя (ANIKUYA) — достижение максимальной оценки заезда в 100 баллов.
Drift для чайников.
Меня частенько спрашивают: «А что такое «дрифт»?»
Имеется ввиду не явление, когда дрифтом называют любой, даже неконтролируемый, занос автомобиля, а вид автоспорта! Конечно, кто-то может ответить, что в интернете можно найти огромное количество информации на эту тему. Однако, краткой и полной очень мало. Это либо экскурс в историю, либо в технические дебри либо вообще какой-то бред. И чтобы отделить котлеты от мух, придётся погуглить не один час. Вот я и решил сделать небольшой обзор о дрифте специально для тех, кому лень тратить своё время на интернет-серфинг. Итак…
ДРИФТ (зимний) ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
Давайте начнём с того, что разговор пойдёт о Дрифте как виде автоспорта. По-русски правильней, наверное, будет говорить «дрифтинг«. Очень часто «дрифтом» называют любой занос любого автомобиля, заканчивающийся в кювете, сугробе или в обнимку с придорожным столбом. Это не «дрифт»! Это банально «потеря устойчивости«! Ну не называете же Вы уличную драку «боксом»!
Дрифт как явление я бы сформулировал так: «дрифт» — это продолжительное движение автомобиля в управляемом заносе. Соответственно, считается, что занос (даже контролируемый) на переднеприводном автомобиле называть «дрифтом» нельзя. Хотя я неоднократно проезжал один полный круг в заносе на переднем приводе, но, как правило, это получалось по дуге с уменьшающимся радиусом.
Автомобили с трансмиссией 4х4 уже способны дрифтить, так как могут продолжительно ехать в управляемом заносе, но пока в спортивном «дрифте» они не используются.
Итак, автомобиль для занятий «дрифтингом» должен быть заднеприводным! Мощность для начала не менее 150-160 л.с./т. В идеале от 250 и выше. Это для первых шагов в летнем дрифте. Но в нашей стране постройку конкурентоспособного дрифт-кара может позволить себе не каждый, зато зима длится 5 месяцев в году, а потому не могла не появиться и зимняя разновидность этого вида спорта. Впрочем. зимний дрифт у нас появился ещё раньше японского. Лично я хорошо помню парный дрифт в исполнении Гольцова — Антропова на двух рыжих «Москвичах» на гонках «Казанская верста».
Бюджетный зимнего дрифта на несколько порядков меньше: требования к тягово-мощностным характеристикам машин существенно скромнее, а комплекта шин хватит не на один сезон. Да и автомобиль можно приобрести всего за пару десятков тысяч рублей. Иномарки встречаются редко — в последнее время на ледовых трассах доминируют «Жигули» и ИЖи с ними.
Шины в большинстве зимних чемпионатов используются дорожные шипованные. Доработка шипов и самих шин запрещена.
Правила проведения соревнований по дрифту зимой и летом не сильно отличаются. Соревновательная часть состоит из 2-х этапов — квалификации (по-японски Тансо) и парных заездов (Цуисо). Далее для общего развития я буду приводить некоторые японские термины, хотя не все они прижились в российском дрифте. Для соревнований обычно используется извилистый участок автодрома либо большая ровная площадка, на которой дорожными конусами, водоналивными барьерами или бетонными блоками размечается извилистая трасса, состоящая из 3-4 поворотов. Либо расчищается извилистая дорожка на льду водоёма. Задача — пройти всю эту трассу в управляемом заносе. Квалификации предшествуют продолжительные тренировки — участники вкатываются в трассу, а судьи придумывают задание. После того, как у судей созрел в головах план, они останавливают тренировку и проводят брифинг, на котором объясняют задание.
Поскольку судьи как правило сами ездить не умеют, но очень хотят увидеть крутой дрифт, поначалу задание может показаться невыполнимым, но спустя час-другой тренировок, у большинства пилотов начинает что-то получаться. Что может входить в задание?
Во-первых — способ инициации первого заноса («Фуридаши» — один из немногих, прижившихся у нас терминов). Как правило используется 2 способа — инициация с использованием ручного тормоза либо без. С «ручником» возможны 2 варианта: короткая блокировка задних колёс для срыва их в скольжение или длительная с протяжкой по прямой. Без «ручника» — чаще всего это так называемый «дальневосточный флай». Некоторые путают его с «контрсмещением». Выполняется следующим образом: в режиме разгона слегка поворачиваем руль в сторону, противоположную будущему повороту, затем резко закрываем «газ», одновременно поворачивая руль в сторону поворота. В этот момент задняя ось разгружается и начинается занос. Далее обычно должен идти инерционный дрифт — автомобиль летит несколько десятков метров по инерции без «газа» и даже, может быть, с выключенным сцеплением. Высший пилотаж — это Backward entry — прием, когда задняя часть автомобиля «обгоняет» переднюю, при этом достигается огромный угол заноса (более 90 град.).
Третье. Способ прохождения того или иного участка трассы. Варианты: инерционный дрифт, когда автомобиль скользит по инерции без тяги на колёсах или «Full trottle» — полный газ! Это уже напоминает «Powerslide» (силовой занос) за счёт пробуксовки колёс. К слову, в японском и российском дрифте не приветствуется прохождение в таком режиме всей трассы, хотя горячо любим владельцами сверхмощных автомобилей.
И вот, когда у основной массы участников, казалось бы, начинают получаться судейские задания, приходит время очередного брифинга, на котором судьи проводят разбор полётов и объясняют, как будет проходить квалификация.
проводится следующим образом: каждому участнику даётся 3 попытки. Если старт и финиш оцениваемого участка находятся в непосредственной близости друг от друга, то все 3 попытки проходят подряд, при этом первая попытка не оценивается и считается прогревочной. Если от линии финиша до старта ехать далеко, то оцениваются все три попытки, но проходят они в порядке живой очереди.
Как происходит оценка? Изначально каждый участник имеет 100 баллов, из которых за каждую ошибку судьи вычитают баллы. Судей, как правило, трое. Каждый выставляет свою оценку, а затем высчитывается среднее арифметическое. Если ни один из трёх судей не заметили ни одной ошибки, главный судья произносит: «Аникуя себе!» и тут же все дружно кричат: «Аникуя-а-а!» Но я лично за последние 7 лет такого не слышал.
Типичные ошибки, на которые обращают внимание судьи:
1. Вялое фуридаши — автомобиль плавно сваливается в занос;
2. Малый угол заноса;
3. Частые корректировки — подруливание с большой амплитудой, использование «ручника» для корректировки.
4. Непостоянный угол заноса;
5. Критическое замедление;
6. Движение на прямых колёсах или поворот колёс в сторону, противоположную заносу (дрифт передними колёсами — он же Under steer);
7. Вялые перекладки (фурикаеши — смена направления заноса) или перекладка через прямые колёса ;
8. Остановка;
9. Разворот — это как правило «0» баллов!
10. Ну и любые отклонения от судейского задания
Пока судьи подводят итоги квалификации, может быть объявлена свободная тренировка — мы это называем «мацури». Мацури проходит в свободном формате — в одном заезде можно увидеть по 3, 4, а то и 5-6 автомобилей!
По результатам квалификации составляется таблица парных заездов, где все участники, прошедшие квалификацию, делят на пары по принципу «лучший с худшим» таким образом, чтобы лидеры квалификации могли встретиться друг с другом только ближе к финалу. При числе заявившихся больше 32 это может быть таблица ТОП-32. Если участников меньше, то ТОП-24 или ТОП-16. Про ТОП-24, думаю, надо пояснить отдельно: из 24-х участников, 8 лучших автоматически проходят в ТОП-16, а среди 16-ти остальных проводится свой ТОП-16, в котором отбирается вторая 8-ка участников основного ТОП-16. Есть ещё такая хитрая система — «24 Duble ilimination», но в ней разобраться на трезвую голову слишком сложно! Итак, пары участников объявлены и начинаются
Сначала обычно даётся прогревочный круг. Затем участники возвращаются на старт. Первым стартует тот, кто показал лучший результат квалификации. В следующем заезде соперники меняются местами. Задача первого (Сенко) — ехать по судейскому заданию. Задача второго (Атуй) — ехать максимально близко к сопернику-партнёру, копируя его действия.
Разумеется, если соперник вылетает с трассы, копировать его траекторию не стоит. Более того, в этом случае вы даже имеете право его объехать и продолжить движение по трассе в роли лидера. В парных заездах сложнее всего приходится второму: если соперник быстрый, надо умудриться не отстать от него. Для достижения этой цели все средства хороши — уменьшение угла, зауживание траектории. Конечно же вы получите какие-то штрафные баллы, но главное — не допустить отставание более, чем на 4 корпуса.
Дабы дрифт не превращать в драг-рэйсинг, судьи могут обозначить «респект-зону», в которой автомобили участников должны разгоняться параллельно. Либо делается ретардер для Сенко (лидера), чтобы он не сорвался с места слишком резво. Впрочем, у быстрых машин есть свои проблемы. Ехать за медленным соперником намного труднее. Можно использовать больший угол заноса, подтормаживание ручником либо левой ногой. На видео ниже представлен один из правильных вариантов заезда с медленным Сенко. Видно, что водитель ИЖа (Атуй) на протяжении всего заезда не отпускает педали тормоза.
Оценка заезда судьями проводится двумя способами: либо распределением 10 баллов между участниками в каждом заезде, либо трасса делится на сектора и баллы проставляются за каждый сектор. Второй вариант интереснее — если пилот проехал отлично все сектора и только в последнем развернулся, а его соперник косячил всю дорогу, то есть шанс выиграть заезд. В первом же варианте разворот — это всегда 10:0.
Пилот, набравший больше баллов проходит в следующий тур (ТОП-16 или ТОП-8). Начиная с ТОП-8 обычно уже нет прогревочных кругов. А в остальном всё так же. В случае равенства результатов обоих заездов, когда судьи не могут прийти к единому мнению в выборе победителя, назначается One More Time (перезаезд). Из ТОП-8 победители попадают в ТОП-4, а там и финал недалеко. Подсчёта очков уже не требуется, по-этому награждение происходит практически сразу.
Ну вот, пожалуй и всё. Хотел сделать максимально короткое описание. Но короче не получилось. Зато, надеюсь, теперь те, кто не понимал, что такое дрифт, получили некоторое представление о нём. Здесь основной упор я делал на зимнем дрифте, поскольку за окнами зима. Конечно, настоящий дрифт с мчащимися в заносе на огромной скорости автомобилями, оставляющими за собой шлейф дыма от сгоревших покрышек — это чисто летнее зрелище! Ну а пока до первого этапа летнего дрифта далеко, действующие спортсмены не брезгуют поддерживать свой скилл в любительских зимних соревнованиях. Ну а для автолюбителей это возможность реализовать свои драйверские амбиции и сделать первые шаги в дрифте. Но дрифт — это не просто вид автоспорта! Дрифт — это своя культура, религия, если хотите! Основная задача для настоящих дрифтеров — не кубки и медали, а получение удовольствия от вождения и общения с друзьями: Drift For Fun!
Ну а теперь, если вы уже прониклись желанием принять участие в соревнованиях по зимнему дрифту и у вас остался последний вопрос: «ГДЕ и КОГДА?«, приглашаю вас в нашу группу в ВК Clubturbo Winter Drift Cup. Регистрируемся и репостим!