дубровский чему учит это произведение очень кратко
Анализ романа «Дубровский» (А.С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019
Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.
Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Дубровский» по плану, где кратко и понятно будут обозначены основные содержательные особенности произведения. Отзыв и пересказ для читательского дневника Вы можете найти здесь.
История создания
История написания романа «Дубровский» содержит в себе весьма интересные факты, необходимые для полного понимания сюжета:
Направление и жанр
Это произведение Пушкина стало одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму. Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма.
Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость.
Композиция и конфликт
Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.
Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.
Суть: о чём роман?
Роман «Дубровский» начинается с рассказа о дружбе двух помещиков: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Троекуров имеет славу своевольного, богатого и властного человека, самодура. Но его друг — единственный, кто осмеливается возражать и отстаивать правду перед богачом.
Однажды, когда Кирилла Петрович показывал гостям своих собак, его слуга повёл себя неучтиво, высмеяв бедность Дубровского. Тот стразу же покинул поместье приятеля и выместил своё раздражение, приказав высечь мужиков Троекурова, воровавших его лес.
Троекуров, взбешённый такой дерзостью, обдумывает план мести. Воспользовавшись лазейкой в законе и утратой важного документа, он доводит дело до суда и отбирает имение Дубровского. Здоровье Андрея Гавриловича даёт сбой, его разум меркнет. В этот момент к нему приезжает его сын, Владимир. От свершившейся несправедливости юноша приходит в ярость. Старший Дубровский умирает, а в имение прибывают судебные чиновники.
Владимир решается на отчаянный поступок. Вместе со своими крестьянами, которые хотят отомстить за несправедливость, он сжигает своё родимое гнездо и становится на путь разбоя, чтобы отомстить как Троекурову, так и несправедливой государственной машине.
Спустя некоторое время уже знаменитый благородный разбойник Дубровский внедряется в дом к Троекурову под видом гувернёра. Однако неожиданно для самого себя влюбляется в его дочь – Марию. Владимир признаётся в своих чувствах и отказывается от мести, желая провести всю жизнь со своей возлюбленной.
Через некоторое время старый князь Верейский, вернувшийся из-за границы, влюбляется в Машу и просит её руки. Троекуров соглашается, и Марию против её воли выдают замуж. Дубровский пытается спасти её, но его любимая отказывается от побега, так как не может нарушить клятву, данную перед ликом Господа.
На поимку Дубровского бросают армию, но разбойники отражают нападение, после чего, уставший от борьбы Дубровский распускает свою банду и исчезает в неизвестном направлении.
Подробнее о сюжете романа Вы можете узнать в кратком содержании по главам.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика главных героев в романе «Дубровский» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Герой | Характеристика |
Владимир Андреевич Дубровский | двадцатитрёхлетний офицер и дворянин. Образованный красавец, наделённый смелостью, умом, благородством и стремлением к справедливости. Становится на путь благородного мстителя, однако под воздействием любви отрекается от мести ради счастья. В конце романа предстаёт перед нами опустошённым и усталым человеком, не усомнившимся, однако, в правильности своих поступков. |
Андрей Гаврилович Дубровский | отставной офицер, дворянин, небогатый помещик. Гордый, сильный, смелый и вспыльчивый человек, который, несмотря на всю свою силу воли, становится несчастной жертвой несправедливой системы. |
Кирилла Петрович Троекуров | самый богатый помещик в округе. Самодур и невежда, гордец и циник. Вспыльчивый человек, считающий себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог. |
Мария Кирилловна Троекурова | дочь Троекурова. Красивая, искренняя и утончённая молодая девушка. Любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек. В конце романа отказывается нарушить клятву, данную в церкви, и отвергает Дубровского, ради жизни с нелюбимым мужем. |
Князь Верейский | старый богач. Избалованный дворянин, большую часть жизни проживший в Европе. Решает жениться на Маше против её воли, несмотря на все свои изысканные манеры. |
Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:
Проблемы
Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени.
Основная идея
Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.
Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.
Чему учит?
Роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного. Мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.
Критика
Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.
Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:
«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества.
Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:
«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.)
А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:
«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)
То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:
«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)
Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.
Чему учит произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?
Повесть поэта и писателя александра Сергеевича Пушкина под названием «Дубровский» учит нас слушать свое сердце, быть верными и преданными. Находить выход из самых, на первый взгляд, безвыходных ситуаций. А также находчивости и отваги. Ведь главный герой шел наперекор всему и был верен себе и своим жизненным принципам.
Но вот незадача, Владимир оказывается влюблен в дочь Троекурова Машу. Это светлое чувство заставляет Дубровского отказаться от плана мести Троекурову, но для властей Владимир все равно остается преступником. Владимир теряет Машу, которая выходит замуж за другого, и вынужден бежать из страны.
Чему же учит нас повесть «Дубровский»?
Эта прекрасная повесть учит нас тому, что справедливости следует добиваться только законными способами, как бы не было это трудно и может быть безнадежно. Ведь попытавшись восстановить справедливость по своему усмотрению, человек невольно сам нарушает закон, становится преступником.
Так же повесть «Дубровский» учит нас тому, что иногда самые страшные беды и ссоры, начинаются с совершенно незначительного происшествия. Что гордыня является смертным грехом, который мешает людям лучше понимать друг друга.
Роман Пушкина Дубровский учит нас не ссориться по пустякам, иначе можно потерять близкого друга и стать с ним врагами, а возможно и всю жизнь сломать не только себе, но также своим детям и другим людям. Казалось бы незначительная ссора может в дальнейшем раскрутить собой череду событий, перекрывающих своей значимостью и негативом первый шаг.
Разбойником может стать человек, несправедливо обиженный кем то, разочаровавшийся в законном порядке и не нашедший защиты у правоохранителей.
В произведении «Дубровский» главный герой Владимир встречается в жизни с большой несправедливостью и тогда он решает мстить своему врагу. Но получается так, что Дубровский влюбляется в дочку заклятого врага. Это обстоятельство многое меняет, Владими решает отказаться от мести, но любимая выходит замуж за старика и Владимир вынужден бежать.
Произведение учит, что добиваться справедливости нужно законным путем, а иначе сам станешь на преступный путь и все тебя будут считать преступником.
Вспомним содержание повести Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».
Но месть, тем не менее проблем не решает и ни к чему хорошему не приводит.
В данном произведении рассматривается тема мести и прощения. Перед нами очень поучительный сюжет произведения. Учит нас прощению, нельзя держать в себе зло. а уж тем более мстить. От злости у вас чернеет душа. Нужно перестать видеть во всём плохое, отбросить всякие ссоры все сторону. Нужно обязательно решать вопросы законным путём, а ни в коем случае не поддаваться плохим эмоциям, которые в вас породила злость. Самоуправство и самосуд ни в коем случае нельзя применять. Если нет возможности простить человека, так как ваша честь под вопросом, и нужно решить какие-то проблемы или неприятности, и вы хотите всё расставить на свои места, то обязательно нужно руководствоваться законными методами. Незначительная ссора перерастает в более крупную из-за плохих качеств в человеке по отношению к другому.
Повесть Пушкина «Дубровский» учит читателя тому, что иногда нужно думать о своих поступках, не стоит быть вспыльчивым и надо уметь принимать замечания в свой адрес. Не стоит ссориться, особенно с близкими людьми и друзьями, ведь иногда эта ссора может привести к печальному итогу.
Еще автор обращает внимание на то, что стоит защищать свою честь, но делает это стоит в рамках закона. Надо при любых ситуациях сохранять собственное достоинство, но оставаться при этом человеком.
Такое произведение, как «Дубровский» написанное Пушкиным учит нас на примере главного героя Владимира Дубровского уметь здраво оценивать ситуацию, понимать, что месть это чёрное, плохое чувство, которое в ответ способно принести лишь беды. Справедливость должна восстаржествовать, но по закону, иначе мы сами можем превратиться в таких же злодеев.
Нужно уметь прощать мелочи и иногда, если этого требует жизнь, то уступать.
Насколько мне известно, все существующие повести Александра Пушкина являются достаточно поучительными, и повесть «Дубровский» тоже находится в их числе. В частности, повесть «Дубровский» учит читателей тому, что нельзя гордиться, ссориться по пустякам, а также мстить и заниматься самосудом, если есть возможность обойтись законными способами решения своих проблем.
Произведение Пушкина «Дубровский» учит нас настоящему благородству, которое выше собственной корысти и умению прощать не поддаваясь желанию отомстить. Оно учит нас любить справедливость, но при этом придерживаться закона, ведь беззаконие разрушает как судьбу человека, так и его личность и приводит к трагической гибели самую желанную и сокровенную мечту.
Став разбойником Владимир Дубровский упускает свое счастье и становится беглецом, имеющим проблемы с законом. Его собственная судьба и судьба его любимой девушки навеки разрушены безрассудным желанием мщения.
«Дубровский» читательский дневник
Всего получено оценок: 6760.
Всего получено оценок: 6760.
Краткое содержание «Дубровский» для читательского дневника
Название: Дубровский
Число страниц: 96. Пушкин А. С. «Дубровский». Издательство «Эксмо-Пресс». 2016 год
Жанр: Роман
Год написания: 1833 год
Время и место сюжета
Предположительно действие романа происходит в 30-х годах XIX века, в двух соседних поместьях – Покровском и Кистенёвке, а также в их окрестностях. Произведение названо в честь главного героя – молодого дворянина Владимира Дубровского, который ради осуществления планов мести стал разбойником.
Главные герои
Андрей Гаврилович Дубровский – отставной офицер, бедный, но честный, благородный и независимый помещик, обладающий гордым, решительным, нетерпеливым нравом.
Кирила Петрович Троекуров – богатый, влиятельный помещик со скверным, жестоким характером, самодур, властный, капризный человек.
Владимир Дубровский – сын Андрея Дубровского, юноша двадцати трёх лет, гвардейский офицер, смелый, решительный, принципиальный человек.
Маша – семнадцатилетняя дочь Троекурова, красивая, романтичная, добрая девушка, верная своему слову.
Князь Верейский – пожилой богатый аристократ, супруг Марьи Троекуровой.
Сюжет
Богатый и своенравный помещик Кирила Петрович Троекуров своими прихотями держал в страхе всю округу. Он пренебрежительно относился к людям и испытывал искреннюю симпатию только к одному человеку – ближайшему соседу и бывшему товарищу по службе Андрею Гавриловичу Дубровскому, которого высоко ценил за честный, неподкупный, прямолинейный нрав.
Однажды из-за дерзости холопа Троекурова между давними приятелями произошла ссора, которая переросла в нешуточный конфликт. Подкупив губернский суд, Троекуров, желавший доказать своё превосходство, отсудил у Дубровского его небольшое родовое имение Кистенёвку. Благородный Андрей Гаврилович не выдержал подобного предательства и лишился рассудка. Владимир Дубровский был вынужден покинуть службу и срочно приехать к тяжело больному отцу, который скончался на его руках.
Пылая жаждой мести, Владимир поджёг Кистенёвку вместе со всеми судебными приставами, съехавшимися туда для оформления сделки. После молодой человек стал предводителем разбойников, наводящих ужас на местных жадных и жестоких помещиков. Под видом гувернёра он поступил на службу в дом Троекуровых, где полюбил дочь своего обидчика – семнадцатилетнюю красавицу Машу.
Позабыв о мести, Владимир хотел связать свою судьбу с Машей, но этим планам помешал Кирила Петрович. Против воли дочери он выдал её замуж за старого князя Верейского. Несмотря на все старания, Владимиру не удалось предотвратить этот чудовищный союз. Когда свадебный кортеж возвращался из церкви, на него напали вооружённые люди Дубровского. Владимир сказал Маше, что она свободна, но девушка отказалась от его помощи, объяснив свой поступок тем, что уже дала клятву верности своему мужу и не в силах нарушить её.
Дубровский, чьи мечты на личное счастье были разрушены, распустил свою разбойничью банду и навсегда уехал за границу.
Вывод и своё мнение
Данное произведение является своеобразным протестом против продажного государственного аппарата России XIX века. Автор намеренно сопоставил двух людей с одинаковым положением и заслугами перед родиной, чтобы показать, что власть всегда будет на стороне богатых и влиятельных людей. Благородство и честь – ничего не значащие понятия для представителей закона, готовых продаться за определённое вознаграждение.
Главная мысль
Главное в жизни – честность, честь. Человек благородный не может совершать бесчестные поступки.
Авторские афоризмы
«…Я не то, что вы предполагаете…»
«…Было бы корыто, а свиньи-то будут…»
«…Роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение…»
«…На чужой рот пуговицы не нашьёшь…»
«…Плетью обуха не перешибёшь…»
«…Каков поп, таков и приход…»
Толкование непонятных слов
Ассигнации – бумажные деньги.
Вестимо – известно, конечно, само собой разумеется.
Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Дворовые – крепостные слуги, живущие в помещичьей усадьбе.
Искони – издавна, с самого начала.
Гвардия – отборная, привилегированная часть войск, отборные воинские части.
Невежда – неуч, серый, тёмный, малограмотный человек.
Поверенный – тот, кому доверены какие-либо тайны.
Спесивый – надутый, надменный, глупо напыщенный сам собою, родом, саном или богатством своим.
Шабаш – отдых, конец работе, время, свободное от дела, пора отдыха.
Чему учит повесть дубровский. О чем заставляет задуматься роман дубровский пушкина сочинение
История создания
Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.
По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и стал промышлять грабежами.
Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.
Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский».
достаточно прост – так звали главного героя романа.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.
Год написания – 1833 год.
История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.
Тема – В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых – беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести и многие другие.
Композиция – Экспозиция – описание героев и обстановки; завязка – ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация – свадьба Маши со стариком; развязка – отъезд Дубровского заграницу.
Жанр – Социальный роман.
Направление – Реализм.
Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.
Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.
Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.
Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.
Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.
Анализ произведения
В романе повествуется о любви главного героя к Марии Троекуровой. Возлюбленные были детьми двух враждующих помещиков.
Краткое содержание
Кирила Петрович Троекуров — это богатейший помещик, который своими нравом и прихотями держал в страхе всю округу, недолюбливал людей.
Единственный человек, который вызывал у него симпатию, был его сосед Андрей Гаврилович Дубровский. Это честный и неподкупный человек, за что и получил уважение со стороны. Оба мужчины овдовели и воспитывали детей. У Троекурова была дочь Мария, а у Дубровского — сын Владимир. Приятели все чаще поговаривали о женитьбе детей.
Через некоторое время между ними случился конфликт. Троекуров подкупил суд, чтобы доказать свое превосходство над соседом. Он отнял у Андрея Гавриловича его родовое имение Кистеневку. Дубровский не выдержал такого предательства и лишился рассудка. Его сыну Владимиру пришлось оставить службу, чтобы приехать к тяжелобольному отцу.
Троекурова мучила совесть, и он решил помириться с Дубровским. Только когда Андрей Гаврилович увидел врага, у него случился припадок. Владимир прогнал Троекурова, и в тот же час умер его отец.
Молодой человек стал одержим жаждой мести. Он поджег Кистеневку вместе с судебными приставами, которые приехали, чтобы оформить сделку. На Дубровского упали подозрения в поджоге и убийстве чиновников. В этот момент в губернии объявились разбойники, которые грабили помещиков. Лишь поместье Троекурова никто не трогал. Вскоре главный герой стал главарем разбойников. Их банда наводила ужас на помещиков. Причем грабили они только жестоких и жадных богачей.
Через некоторое время Дубровский устроился работать учителем в дом Троекуровых. Там он влюбился в дочь своего врага. И там же он услышал, как помещик с гостями обсуждают главаря грабителей, думают, что это Дубровский. Визитеры рассказывают, как давали ложные показания в суде против его отца. Никто не догадывался, что он все слышит. Владимир признается Марии в любви, раскрывает, кто он есть на самом деле. Он позабыл о мести, простил ее отца. Только Кирила Петрович в тот момент уже знал, что в доме ненастоящий учитель.
Против воли Маши отец выдал ее замуж за старого князя Верейского. Девушка молила родителя не делать этого, но тот не хотел слышать ее. В итоге свадьба состоялась, Владимир не успел вызволить возлюбленную. По дороге из церкви свадебный кортеж был окружен вооруженными людьми Дубровского.
Владимир сказал Марии, что она свободна, только та сообщила, что уже поздно.
Мечты и надежды главного героя на счастливую жизнь рухнули. Он распустил свою банду и уехал заграницу.
Описание героев и главная мысль
В произведении представлены как основные, так и второстепенные персонажи.
К главным героям относят следующих лиц:
В этом романе А. С. Пушкин раскрыл важные проблемы общества, актуальные до сих пор, а именно продажность чиновников и социальное неравенство.
Он показал, что власть встает на сторону богачей, для которых такие понятия, как достоинство, благородство и честь не имеют значения. В этом заключается основная идея произведения.
Помимо этого, писатель затронул вопрос покалеченных судеб детей, которые вынуждены подчиняться воле родителей. Произведение учит следующему:
Композиция
Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.
Завязкой произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.
Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.
Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.
В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.
Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.
Польза романа
Все произведения Пушкина заставляют задумываться, имеют посыл. Роман «Дубровский» является частью школьной программы по литературе, ведь он учит, что всегда необходимо отвечать за свои действия и стараться держать эмоции под контролем.
Книга насыщена человеческими отношениями. Например, Маша, полюбившая Владимира, не отказалась в итоге от ненавистного мужа, так как была девушкой чести. Предательство было ей чуждо. Некоторые критики считают, что образ девушки получился неярким и даже бледным. Но, скорее всего, Пушкин не хотел затмевать Владимира, смысл в том, чтобы она была только его фоном.
Губительные привычки Троекурова, его сластолюбие, властность, издевательство над животными — яркий пример дурного человека. Сложный характер персонажа, гордость и упрямство привели к потере единственного друга, искалечили Дубровскому-старшему и его сыну судьбу.
Владимир для автора является идеалом. Молодой мужчина показан смелым и упрямым, но в то же время слабым из-за любви к Маше. Он отказывается от своего первоначального плана (погубить Троекурова) и уезжает за границу.
Это произведение очень полезно прочитать школьникам, ведь может научить не поддаваться мимолётному настроению, взвешивать каждое слово, особенно при различных спорах, находить правильный выход из сложившихся ситуаций.
Главные герои
Кирила Петрович Троекуров
принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.
Андрей Гаврилович Дубровский
– обедневший дворянин, в чьём владении находилось сельцо Кистеневка с семью десятками крепостных душ. По характеру человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости. Опытный охотник, «тонкий ценитель псовых достоинств». Без него Кирила Петрович никогда не выходил на охоту.
. Его судьба совсем не баловала. Материнской заботы и ласки он не знал: мать умерла рано. Отец отдал семилетнего мальчика на воспитание в Петербургский кадетский корпус, по окончании которого Владимир служил в гвардии. О своём будущем молодой человек нисколько не заботился, зная, что всегда найдёт богатую невесту. Позволял различные прихоти, ни в чём себе не отказывая. Получив письмо от Егоровны, решился поехать к отцу, которого очень любил, и, если понадобится, выйти в отставку. Владимир Андреевич обладал чутким и отзывчивым сердцем. С уважением и признательностью относился к своим дворовым. В Кистенёвке его любили, и дворня с радостью встречала своего молодого хозяина. Будучи честным и справедливым, он не предпринимал никаких мер, чтобы имение осталось за ним, так как верил в справедливое решение суда. Вынужденно став разбойником, славился великодушием, умом и отвагой. Поместий своего «обидчика» не грабил, чем вызывал у окружающих удивление. При первой встрече с Машей Владимир испытывает смущение, трепет. Его изменившийся голос говорит о том, что девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Любовь к Маше помогает отказаться от мщения бывшему товарищу отца. Отныне все люди, связанные судьбой с Марьей Кирилловной, становятся для героя неприкосновенными. Ненависть уступает место прощению. В доме Троекурова все почитают его своим человеком. Смелость, отвага, решительность, находчивость – важные качества его характера, в полной мере проявившиеся в столкновении с медведем, который был застрелен верной рукой «француза». Человек искренний, Дефорж «открывает» Маше своё настоящее имя. Он не хочет, чтобы в их отношения вкралась хоть капелька лжи, таков прямолинейный характер Дубровского. При этом он осознает, что Маша может быть с ним только при самых трудных для неё жизненных обстоятельствах. Она – дочь своего отца, и живёт по законам дворянского общества, а Владимир эти законы нарушил.
– дочь Троекурова, который искренне любит её, но не всегда считается с её желаниями. Доверия между ними не существует. Маша никогда не делилась с отцом своими сокровенными чувствами. Так же, как и Владимир Дубровский, не знала материнской нежности, выросла в полном одиночестве. Всё её образование заключалось в чтении романов французских авторов. Хорошо владея французским языком, выступала в качестве переводчицы для отца. При этом грубые обороты речи всегда деликатно смягчала. Девушка талантливая, Маша обладала прекрасными музыкальными способностями. Марья Кирилловна, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала. Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие. Полюбив «молодого разбойника», Марья Кирилловна обращается к его помощи, когда отец даёт согласие на предложение князя Верейского о браке с его дочерью. Когда же Дубровский «предоставляет ей свободу», она отказывается её принять, объяснив, что чтит обряд венчания и не может пойти против него. Верная клятве перед богом, Маша остаётся с нелюбимым мужем.
Тема и идея романа «Дубровский»
Роман «Дубровский» был написан Пушкиным в 1833 году. Сюжет для ее написания подарил автору его друг Павел Нащокин, рассказав о некоем нижегородском помещике Островском, у которого было отнято имение. Несмотря на то, что Россия лесистая страна, лесные разбойники в ней не безобразничали. Каждый подобный факт жестоко пресекался властями. Но Пушкину, ознакомившемуся с произведениями Вальтера Скотта, захотелось перенести сюжет о благородном разбойнике на русскую почву. Только обыграл Пушкин события по-своему. В своем многоплановом произведении Александр Сергеевич разработал несколько одновременных тем:
В романе «Дубровский» красной нитью проходит тема чиновничьего бюрократизма и продажности. Не случайно поговорка «Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло» родилась в России. Троекуров «повернул» закон в свою сторону. Его боялись. Перед ним лебезили и ломали шапку даже те, кто по долгу службы был обязан одернуть его и поставить на место. От него ждали подачки и получали ее.
200 лет прошло. Сменилось несколько общественно-политических формаций, а сознание людей осталось на прежнем уровне. И сейчас можно видеть, как чиновничество, те же прокуратура, суды ломают шапку перед властью денег. Появились новые Троекуровы, завладевшие предприятиями, сельскохозяйственными фермами, и возомнившие себя хозяевами жизни, владельцами целых городов.
Люди не нашли защиты у закона, и потому взялись за топоры и вилы. Достаточно было только одного слова Владимира, и пламя пожара запылало бы в Покровском. Но тут вмешалась любовь.
В этом произведении Пушкин пытается рассмотреть причины появления разбойников, истоки зарождения народных войн. Пушкин в этот период занимался темой Пугачева, и она вскользь отразилась в этом многоплановом произведении. Ведь в Пугачевском бунте тоже участвовали такие же мужики, как кузнец Архип, Степан, кучер Гришка.
Правда, в этом произведении банда разбойников пропала также внезапно, как и появилась, но не стоит забывать, что произведение по некоторым сведениям осталось незавершенным, и какие планы были на своих героев у Пушкина, было только одному автору ведомо.
Идея произведения витала в воздухе – это уничтожения крепостничества. Этого требовала от царя вся прогрессивная общественность. Но царь, считавший себя прогрессистом, колебался. Ведь на крепостничестве держалось дворянское состояние и состоятельность, а дворянство оплотом и надеждой царизма. Нужно было решить вопрос так, чтобы и овцы были целы и волки сыты.
В романе Дубровский показана изнанка крепостничества. Людей, как щенят, могли продавать, сечь за малейшую провинность, за них решали, кому и на ком жениться. Пользуясь своей властью, Троекуров пользовал юных красивых девушек, а потом сам выдавал их замуж за своих крестьян. И попробуй тут не женись. В общем, крепостные крестьяне были не свободны даже в личной жизни. Но Троекуровские крестьяне гордились и бахвалились влиянием своего барина. Они воровали чужой лес, хозяйничали на соседских полях и огородах, зная, что с их барином никто не захочет тягаться, и что барин заступится за них. Крестьяне, родившиеся крепостными, воспринимали свое крепостничество как должное, они не видели иной жизни и не представляли себе, что может быть иначе.
Дубровский, как помещик по-человечески относился к своим крестьянам, не драл с них трех шкур, и понятно, что крестьяне встали горой за своих господ.
Тема любви Владимира к Маше в романе играет не последнюю роль. Любит ли Владимира Маша? Не факт. Возможно, она продолжает относиться к нему как к учителю брата. Она не воспринимает, не может воспринимать Владимира как равного себе, но готова воспользоваться его услугой. Но в ней говорит своенравный характер, стремление доказать всем, что она не ребенок, и не игрушка, а личность. Маша бравирует тем, что грозный Дубровский приедет и спасет ее.
А когда Дубровский приехал после венчания, она отказалась уезжать вместе с ним. В этом поступке кроется не чувство долга перед новоявленным мужем, а протест, теперь уже Владимиру: раз ты опоздал, я твоей никогда не буду. Хотя она свои слова облачает в маску благородства и верности. Она не произнесла слов клятвы, священник объявил ее супругой Верейского, не дождавшись ее ответа. Но в нее вселился демон противоречия. Дубровскому сказала, что она дала клятву.
Критика неоднозначно отнеслась к роману. Анна Ахматова, не разглядев всей многоплановости и объема развитых в произведении социальных проблем, назвала это произведение «неудачей Пушкина», которая могла бы стать великолепным чтивом для своего времени.
Главная мысль
Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.