дух кротости это что

Кроткие

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Смысл этой заповеди ускользнет от нас, если мы не дадим ясный и четкий ответ на три вопроса: кто такие кроткие? что значит «наследовать землю»? и почему первым удается второе? – какова здесь, так сказать, логика исторического процесса?

дух кротости это что. Смотреть фото дух кротости это что. Смотреть картинку дух кротости это что. Картинка про дух кротости это что. Фото дух кротости это что
Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан

Слово «кроткий» – особенно в сочетании со словами «нищий» и «плачущий» первых двух заповедей блаженств – может вызвать неверные ассоциации: «притесненный», «угнетенный», «жалкий». Им, действительно, можно назвать человека, который, как говорится, «мухи не обидит»: и покорного, и незлобивого, и мягкого. Между тем смысловой акцент этого понятия несколько иной: «кроткий» – значит «укрощенный» или «укротивший себя».

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу». И действительно, кротким способен стать лишь тот, кому есть что укрощать. Подставить ударяющему вторую щеку может лишь тот, кто имеет возможность выбора действия. И лишь тому, кто не отличает добродетели целомудрия от телесной немощи старика или евнуха, может показаться, будто кротость есть «возвышенное именование робости».

Умение владеть собой считалось «царской добродетелью» задолго до возникновения христианства. В Книге притч сказано: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим».

Афинский философ Сократ выходил победителем из каждого спора. Это раздражало его собеседников. Они нередко колотили мудреца и таскали его за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили. Но он принимал все это, не противясь. «Что же ты не отвечаешь, Сократ? – спрашивали его друзья. – Мы думали, ты умеешь осадить обидчика». «Зачем? – отвечал тот. – Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд? Так и здесь: дурное воспитание входит в природу человека, с некоторых пор оно для него – то же, что для осла копыто».

Другой известный своей мудростью грек – Диоген Синопский – прямо высмеивал тех, кто, дожив до зрелости, так и не научился владеть своими страстями. Встретив олимпийского чемпиона, который волочился за гетерой, философ сказал: «Он победил многих сильных мужей. А его самого с легкостью победила обычная девка».

Кротость не имеет ничего общего с безволием и конформизмом. Скептик Пиррон славился своим умением владеть собой. Но однажды он услышал грубое слово о своей сестре и здорово поколотил обидчика. Кто-то насмешливо спросил философа: «Вот как, Пиррон? Где же твое хваленое безразличие?» «Не за счет женщины следует щеголять безразличием», – был ответ.

Пророк Исаия называет Христа образцом кротости: Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Но если измерять величие человека мерой обращенной против него злобы и количеством его врагов, приходится признать: конформиста не распяли бы под одобрение толпы.

Что значит «наследовать землю»? Наследство не есть что-то приобретенное трудами или захваченное как трофей. Наследник вступает в права владения тихо, в результате естественного хода событий. Землю наследует не наиболее яростный, а самый жизнеспособный – тот, кто лучше умеет держать удар; тот, кто последним остается стоять на ногах. Может быть, потому в Книге притч написано: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».

дух кротости это что. Смотреть фото дух кротости это что. Смотреть картинку дух кротости это что. Картинка про дух кротости это что. Фото дух кротости это что
Икона «Заповеди блаженства». XVII в.

Спаситель в Нагорной проповеди говорит, что кроткие наследуют землю. Обычно исполнение этого обещания относят ко временам будущего Небесного Царствия. Однако историческая логика уже нашего, временного мира вполне соответствует третьей заповеди блаженств. Пожалуй, самой известной художественной иллюстрацией к ней можно считать исторический роман Генрика Сенкевича «Quo vadis?», который описывает жизнь первой христианской общины Рима и гонения императора Нерона.

Апостол Петр, ведомый на казнь, обращался к языческим храмам, мимо которых проходил, со словами: «Быть вам храмами Христовыми!» Глядя на движущиеся перед его глазами толпы, говорил им: «Быть детям вашим рабами Христовыми!» Прошли века, и сам император великого Рима признал: не только лично он, но и непобедимая прежде империя оказалась бессильной перед кротостью христиан. Говорят, умирая, Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»

Источник

Два качества преображаемой личности: кротость и воздержание – особые плоды Духа Святого. Часть 3.

дух кротости это что. Смотреть фото дух кротости это что. Смотреть картинку дух кротости это что. Картинка про дух кротости это что. Фото дух кротости это чтоОни выступают как своеобразное развитие и продолжение таких качеств личности как милосердие и мудрость.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». (Гал. 5:22, 23)

«Плод Духа» — это богоданные качества, дарованные тем, кто повинуется евангелию. Когда люди слышат радостную весть об Иисусе, они осознают глубину своей греховности и величие Божьей любви. Эту любовь Бог продемонстрировал, послав Своего Сына, чтобы Он был принесён в жертву на кресте, став воплощением греха, чтобы верующие в Иисуса Христа «в Нём сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Осознав, что произошло в тот кульминационный день всей человеческой истории, услышавшие евангелие приходят к вере. Затем они подчиняются тому же повелению, которое Пётр дал иудеям, поверившим его вести в день Пятидесятницы: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). «Покаяться» — значит «изменить направление своей жизни»; человек должен подчиниться Божьей воле, признав Иисуса Господом своей жизни. «Креститься» (баптидзо) буквально означает «погрузиться», «окунуться». Крещение — это погребение в воде, в результате чего грехи покаявшегося грешника смываются спасающей кровью Христа. Помимо прощения грехов, повинующимся евангелию также даётся обетование дара пребывания в них Самого Духа.

Согласно Деян. 2:39, Духа должны были получить не только иудеи и «набожные» (Деян. 2:5), которые присутствовали в день Пятидесятницы, но также их «дети» и «все дальние». Дух даётся всем, кто покоряется евангелию, будь то иудеи или язычники. Мы, простые глиняные сосуды, не можем постичь тайны Божьего Духа и того, как Он действует. То, чему учат Писания (понимаем мы это или нет), истинно: Святой Дух нашего Бога живёт в теле христианина в качестве дара, ниспосланного Богом. Это неоспоримо. Несомненно также и то, что уверовавший и подчинивший свою волю воле Отца, покорившись Богу, преобразится, как свойственно всем, кто стал детьми Божьими (3:26–29). Он будет всё больше и больше возрастать в образ Иисуса, Сына Божьего. Таким образом, он будет проявлять те качества, которые Павел назвал «плодом Духа»: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание.

Кротость

Стих 23. Добродетель, следующая за «верой», — кротость (5:23). Хотя во всех русских версиях Библии даётся именно такой перевод, это слово праутэс может также переводиться как «мягкость» и «смирение». Хотя эти переводы отражают некоторые аспекты слова праутэс, самым предпочтительным является слово «кротость» с его давнишним, наиболее подходящим оттенком значения.

Языки со временем эволюционируют, и отдельные слова меняют и теряют какие-то аспекты своих предыдущих значений. К сожалению, слово «кротость» постепенно стало ассоциироваться со «слабостью», что совершенно чуждо значению слова праутэс. Сегодня, когда мирские люди слышат, что человека называют «кротким», они представляют себе человека робкого, застенчивого, боязливого. Но те, кто вырос с библейским пониманием слова «кротость», знакомы с его истинным смыслом, вполне соответствующим главному значению греческого слова праутэс. Для этого термина характерно не просто значение смирения, а смирения в условиях противодействия или стресса.

Отличным примером этой добродетели может служить Моисей, ибо он охарактеризован как «человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Чтобы полностью понять смысл этой характеристики, мы должны рассмотреть контекст. Сестра Моисея, Мариамь, и его брат, Аарон, выступили против него с критикой за «эфиопку», на которой он женился за много лет до того. Помимо этого, Мариамь и Аарон утверждали, что раз Бог говорил через них тоже, то они ни в чём не уступают ему и Моисей виновен в том, что возвысил себя над ними (см. Чис. 12:1, 2). В Писании ничего не говорится о том, что ответил Моисей в свою защиту, но Бог Сам сошёл в приводящем в трепет столбе облачном («Шекина» — видимое сияние славы Его присутствия) и лично вступился за Моисея, поразив Мариамь проказой (Чис. 12:4–10). После этого Моисей проявил кротость ещё и тем, что принял во внимание мольбу Аарона за их сестру и попросил Господа простить и исцелить её. Бог на просьбу Моисея ответил благосклонно, правда после того, как подверг её публичному позору (Чис. 12:11–15).

Моисей и в других случаях демонстрировал кротость. Например, когда Бог пришёл в ярость из-за неповиновения и неверия Израиля, Он предложил их всех уничтожить и произвести многочисленный народ от Моисея. Моисей, несмотря на то, что снова подвергался нападкам, просил Бога смиловаться. Он даже предложил Богу свою жизнь за непокорный народ. Возможно, именно здесь Моисей однозначно выступает как прообраз Иисуса, Спасителя, в своей готовности отдать свою жизнь за своих братьев (Исх. 32:6–14, 31, 32; см. Втор. 18:15–19).

Соответствующее прилагательное «кроткий» (праус) используется в Новом Завете в связи с Иисусом. Во время Нагорной проповеди Он заявил: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). В Своём великом приглашении, Иисус сказал о Себе: «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Помимо «мягкости», это слово несёт в себе идею силы под контролем. Цитируя, главным образом, Зах. 9:9, Матфей так описывает триумфальный въезд в Иерусалим:

«Скажите дочери Сиона: «Се, Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной»» (Мф. 21:5).

Иисус, всемогущий Мессия, въехал в Иерусалим, готовый умереть на кресте как Страдающий Раб.

Элемент напряжения, или стресса, в «кротости» (праутэс), когда она сталкивается с противодействием, или антагонизмом, не всегда очевиден, но иногда это так. Пётр призывал жён христианок быть «кротк[ими] и молчалив[ыми] дух[ом]» в общении со своими мужьями, даже с теми, «которые не покоряются слову» (1 Пет. 3:1, 4). Также и Павел обличил некоторых возгордившихся в Коринфе, спросив, прийти ли ему к ним «с жезлом… или с любовью и духом кротости?» (1 Кор. 4:21). Ещё апостол, имея в виду ситуацию противодействия, убеждал Тимофея «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:24, 25).

Воздержание

Еще один плод Духа — воздержание (энкратейа). В основе этого слова лежит греческое слово кратос, означающее «власть», «силу» или «господство». Оно представлено в таких словах, как «демократия», «автократия» и «теократия». При наличии приставки энкратейа означает «воздержание». Итак, воздержание — это сила (кратос) внутри личности (эн).

В Новом Завете слово энкратейа используется редко. Кроме 5:23, существительное встречается ещё в двух отрывках. В Деян. 24:25 Павел Феликсу «говорил о правде, о воздержании и о будущем суде», что привело иудейского правителя «в страх». Павел не просто упомянул эти вещи; он обсуждал их. Учитывая обычный стиль жизни такого влиятельного представителя самого кесаря, в данном случае скандально известного Нерона, Павел, несомненно, много мог сказать на эту тему. Он, наверняка, задел за живое совесть этого распутного язычника. Обычно воздержание не было одной из главных добродетелей высокопоставленных римских должностных лиц. Хотя имя «Феликс» означает «счастливый», это, вероятно, был один из самых несчастливых дней в жизни правителя.

Вот и Пётр во 2 Пет. 1:5–7 призывал христиан стремиться к духовному росту, добавляя к основанию, которое есть «вера», такие свойства, как «добродетель», «рассудительность», «воздержание», «терпение», «благочестие», «братолюбие» и «любовь». Хотя Пётр не дал подробный список пороков, он начал свой перечень с упоминания самой удивительной трансформации, которая когда-либо была предложена человечеству. Бог даровал «драгоценные обетования, дабы вы… сделались причастниками Божьего естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:4). Удалиться от этого возможно только через два креста: (1) крест Иисуса, который искупает человека и так меняет его волю, что тот в ответ берёт (2) свой собственный крест, умирая ко всем «делам плоти», которые он совершал до того, как познал Иисуса Христа.

Слово энкратейа стало ассоциироваться с воздержанием в области половых отношений. Хотя мы уже рассмотрели те скудные примеры использования этого существительного в Новом Завете, Павел употреблял также ещё и соответствующие глаголы и прилагательные. Глагол энкратьюомай («воздерживаться») встречается у него дважды. В 1 Кор. 7:8, 9 Павел, обсуждая тему брака и развода, пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Здесь Павел использовал слово «воздержаться» в отношении сексуальной страсти.

Другой случай употребления глагола мы обнаруживаем в 1 Кор. 9:25, где Павел говорит о самодисциплине при подготовке к атлетическим соревнованиям. Он пишет: «Все подвизающиеся воздерживаются [энкратьюомай] от всего: те — для получения венца тленного, а мы — нетленного». Этот пример приобретает особый смысл, если мы вспомним, что Коринф принимал у себя и финансировал Истмийские игры. Это был один из главных центров Пан-эллинских игр наряду с Олимпией, Дельфами и Немеей — городами, которые можно посетить и сегодня. Павел говорил не только о самом соревновании. Прежде всего, он говорил о тренировках, которые подготавливали атлетов к соревнованиям в их видах спорта. В случае Олимпийских игр участников собирали в Элисе (столица их государства на северо-западе Пелопоннеса) для особой тренировки и инструктажа относительно правил участия в соревнованиях, чтобы их выступление было как можно более выдающимся.

Их выступления были намного больше, чем просто атлетическими соревнованиями. Они подавались как жертвы, которые атлеты приносили богам, в честь которых проводились игры. В Олимпии на северной стороне стадиона возвышается высокий покрытый лесом холм, гора Кронион, где, как считалось, восседал бог отец, Зевс, в чью честь проводились соревнования, которые одновременно были и его поклонением. Павел применил это к жизни христианина, для которого важны воздержание и дисциплина, так как он отдаёт всего себя одному истинному Богу. Прилагательное энкратэс, означающее «воздержанный», появляется в Тит. 1:8. «Епископ» (старейшина) должен быть «страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (энкратэс). Он должен уметь контролировать свои «эмоции, порывы [и] желания» (Бауэр). Такая внутренняя сила необходима для того, кто служит примером для других, а также при разрешении разногласий внутри общины.

Говоря на таковых нет закона, Павел имел в виду весь список добродетелей, «плод Духа». Что означает это коротенькое утверждение? Брюс считает, что эти добродетели «относятся к области, где закону делать нечего. Закон может предписать одни формы поведения и запретить другие, но он не может заставить любить, радоваться, искать мира и так далее». Затем он цитирует С. Х. Хука, который написал:

«Виноградная лоза не приносит виноград по указу парламента; виноград — это плод виноградной лозы; так и поведение, соответствующее нормам Царства, не возникает по требованию, даже по требованию Бога, но является плодом той божественной природы, которую дарует Бог в результате того, что Он сделал во Христе и Христом».

Его пример с виноградной лозой передаёт суть того, о чём говорил Павел. Плод Духа не может законодательно появиться, как он сказал, «ни по какому требованию, даже по требованию Бога». На первый взгляд, это может показаться богохульным, но это истинно так. Это подтверждается контекстом послания к галатам, где евангелие Христа противопоставляется закону Моисея. В день Пятидесятницы началась новая эра, и Дух стал проявляться совершенно иным образом. Те, кто поверил в евангелие, отвернулся от греха и крестился во Христа, получил Святого Духа, который стал обитать лично в нём (Деян. 2:37, 38). Им была дана сила преодолевать грех так, как было совершенно недоступно тем, кто жил под Законом (Рим. 8:1–4, 12, 13; см. 7:37–39).

В том же ключе, Коул считает, что употребление слова «плод» «указывает на то, что все эти духовные качества и многие другие суть спонтанный продукт присутствия Духа Христа в сердце христианина». Метафора принесения плода — старинная, подходящая для земледельческого народа вроде израильтян. Хотя греческое слово, переведённое как «плод» (карпос), может означать любой плод, в Писании оно, в основном, применяется для обозначения плодов виноградной лозы и фруктовых деревьев. Сам Иисус сказал, что виноградную лозу или дерево (человека) узнают по плоду (делам), который они приносят (Мф. 7:16–18).

Присутствие плода Духа в жизни галатов должно было служить доказательством их духовной жизнеспособности. Характерно, что Павел не указывал на чудодейственные дары Духа в качестве признака их христианской зрелости, хотя в галатийских церквах они имелись.

Источник

Православная Жизнь

Что такое кротость? Равна ли она слабости, нерешительности, застенчивости? Почему кроткими называли совсем не кротких пророков? Как обрести эту добродетель?

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»

Кто такой кроткий человек?

Говорить о кротости так же сложно, как рассказывать о стране, в которой никогда не был: можно поделиться только теоретическими знаниями. Однако мы попытаемся разобраться в том, что она такое. Заповеди блаженства, которые нам дал Спаситель в Нагорной проповеди, выстроены как духовная лествица: невозможно перейти на следующую ступень, пока не стал на предыдущую. Господь предлагает нам постепенное восхождение по пути духовного совершенствования: сначала нужно достичь нищеты духовной, после — плача о грехах, и только потом человек может пытаться стяжать кротость.

Кто такой кроткий человек? В Ветхом Завете кротким назван Моисей: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Толкуя эти строки, Иоанн Златоуст писал: «Чтобы ты знал, насколько велика сила кротости и смиренномудрия и как одна эта добродетель может удостоить неизреченных похвал преуспевшего в ней совершенно, послушай о прославлении блаженного Моисея и о венце, который сплетен ему за эту добродетель». С другой стороны — был ли этот пророк кротким?

Точно так обстоят дела и с царём Давидом. Священное Писание подчёркивает его кротость: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1), — но мы помним такие события его жизни, как поединок с Голиафом, участие в войнах, завоевание Иерусалима, желание построить там Храм. Тоже не очень кротко.

Кротость — это не слабость

Анализируя эти и многие другие примеры, можно сделать вывод, что кротость проявляется не в застенчивости, неуверенности, закомплексованности. Богословы говорят, что кротость — это незлобие, то есть неспособность ко злу. Это христианская добродетель, выражающаяся в добре, стремлении к единению с Богом, поиске Его. Кротость — проявление мира душевного, а он есть только у человека целомудренного — такого, у которого ум, воля и чувства собраны воедино и составляют целостную личность. Можно из всего сказанного выстроить такую формулу: кротость = незлобие = целомудрие. Все наши чаяния, всё усердие должны быть направлены к тому, чтобы приобрести чувствования, какие есть в Иисусе Христе, Господе нашем. Он говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Апостол Павел тоже пишет об этом: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:6).

О каком наследстве речь?

Нужно обратить внимание на обетование, которое обещано кротким: сказано, что они «наследуют землю». О каком наследстве идёт речь? Разумеется, сказанное Спасителем не значит, что некий кроткий получит больший надел земли или что кому-то за проявление этой добродетели будет положена какая-то льгота — это, конечно, смешно. Здесь нужно вспомнить слова апостола Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Мы как люди, живущие духовной жизнью, должны понимать, что речь идёт о чём-то большем — о событиях, связанных с Апокалипсисом, Вторым пришествием Христа, Страшным судом.

Наш праотец Адам до грехопадения обладал раем и должен был всю землю превратить в один райский сад, то есть замысел о человеке у Творца был грандиозным, величественным, достойным Его. После грехопадения наши прародители были изгнаны из рая, но через Христа как Второго Адама мы можем вернуться в потерянный рай. Человек, живущий благочестиво, кающийся грешник, ищущий Бога и стремящийся ко спасению бессмертной души, будет наследником грядущего Царства Славы, Небесного Иерусалима — нового неба и новой земли, о которых пророчествует нам Откровение. Это будет обновлённый мир, в котором человек услышит призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Вот такую высокую планку надо иметь в виду, когда мы говорим о земле, которую наследуют кроткие.

С другой стороны, можно предположить, что буквальный смысл в этих словах тоже имеет место. Люди духовные, одарённые, богобоязненные редко когда нуждаются — вспомним, как об этом сказано в Псалтыри: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Мы верим, что Господь Своих не оставляет и праведники у Него под присмотром — примеров тому множество и в Ветхом, и в Новом Завете, и в книгах святых отцов, и в трудах исторических. Если человек пребывает в молитве, покаянии, смирении, Господь его хранит. Люди праведной жизни нередко получают не только небесные дары, но и земные блага — и в том есть частичное воплощение третьей заповеди блаженства.

Как достичь кротости?

Кротость — добродетель очень высокая. Обрести её сложно, к ней нужно восходить. Она невозможна без нищеты духа, к которой всё сводится. Если человек не чувствует своей слабости и немощи перед лицом греха, то он не станет просить Бога о помощи. Он будет пребывать в блаженном неведении, в самоуверенности и прелести. У него появится убеждённость в том, что он, конечно, не фунт изюма, но в целом у него всё нормально.

Это глубочайшее духовное заблуждение. Оно сродни тому, как если у человека бессимптомная четвёртая стадия рака, а он говорит: «У меня всё хорошо, ничего не беспокоит, не трогайте меня! Мне не нужны ни лечение, ни операции». Мы все находимся в таком состоянии повреждённости, и если человек заметил, что он неправ, признал, что у него есть проблемы — это колоссальный прорыв в его духовной жизни. Не надо маскироваться перед самим собой. Надо научиться говорить себе правду, признаваться в своём несовершенстве — это уже начало пути. Да, мы ещё на берегу, но это уже мужество души и хороший прогностический признак, как говорят врачи, — и значит, уже можно начинать лечение.

Чтобы пройти большой путь, надо начинать с маленьких шагов. Пусть вы ещё очень далеки от кротости, но если сможете промолчать, когда в душе кипит буря эмоций, это уже хорошо и значимо. Да, мы порой, как лётчики в тумане, идём по приборам — действуем интуитивно, по наитию. Но мы идём вперёд, и это важно. Если говорить о вещах практических, то совершенствование себя сводится к исповеди и причастию, чтению Евангелия и делам милосердия по отношению к ближним. Да, это банальные вещи, но зачем изобретать велосипед, если он уже нам дан? Потенциал, который даёт соединение со Христом через Таинство Евхаристии, ни с чем не сравним, потому что так Господь входит в человека, преображает его изнутри и даёт силы. Может ли что-то быть больше?

Протоиерей Константин Лисняк

Источник

Кротость

Кротость есть начало смирения, смирение же есть дверь бесстрастия, а чрез бесстрастие неотпадающую и совершенную любовь приобретет познавший свое естество – что он был прежде рождения и что будет по смерти (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 40).

Кротость приводит ум к познанию и рассуждению. (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 50–51).

. Кротость делает то, что человек всегда пребывает одинаковым, и при злополучных и при благополучных делал и мыслях, и не заботится ни о чести, ни о бесчестии, но и приятное и прискорбное принимает с радостию и не смущается. (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 52).

Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих (прп. Антоний Великий, 89, 64). Источник.

. Перенесение без смущения всего случающегося рождает кротость. (прп. авва Исаия, 59, 209).

Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам. блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф. 5, 5 ). Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею состязуюпщхся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким (свт. Василий Великий, 5, 249). Источник.

Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа – они называются кроткими (свт. Василий Великий, 5, 250). Источник.

Подвижник должен, как можно более, быть исполнен кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться духа кротости, а приемлющий в себя сего духа должен уподобляться приемлемому (свт. Василий Великий, 9, 353).

. И заботящимся о кротости прилично благовременное негодование. Оставаться же неподвижным или не показывать негодования, когда должно, есть признак недеятельной природы, а не кротости (свт. Василий Великий, 9, 354). Источник.

За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь (свт. Василий Великий, 9, 354).

Кроткий тот, кто не изменяется в суждениях о том, что требуется для благоугождения Богу (свт. Василий Великий, 9, 354).

Поспешите к кротости, слыша, как она ублажается, слыша, что Духом Святым говорит о ней нелживый Исаия. На ком упокою взор? Глаголет Господь: Токмо на кротком и молчаливом и трепещущаго словес Моих (ср.: Ис. 66, 2 ) (прп. Ефрем Сирин, 30, 16). Источник.

Подлинно блажен и трекратно блажен человек, в котором есть кротость. О нем Святой Спаситель и Господь подтверждает сие, говоря: блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф. 5, 5 ) (прп. Ефрем Сирин, 30, 16). Источник.

. Приобретите кротость, потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит; гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордынею, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине; всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрение, все его хвалят. Он прочь от лукавства, далек от лицемерия. Он не служит пронырству, не покоряется зависти, отвращается злоречия, не терпит наушничества, ненавидит порицателей, отвращается наушников. О блаженное богатство – кротость! Она прославляется всеми (прп. Ефрем Сирин, 30, 16–17). Источник.

Блажен человек, который с кротостью нес на себе до конца иго Владыки Христа, потому что гордыня опасна (прп. Ефрем Сирин, 30, 191–192). Источник.

. Кротость в человеке предотвращает раздражительность (прп. Ефрем Сирин, 30, 194). Источник.

Тебя ударили в ланиту? Для чего же допускаешь, чтоб другая твоя ланита оставалась без приобретения? Если первая потерпела сие непроизвольно, не велика ее заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно произвольно подставить другую ланиту, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь дело сие Богу. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом. Он – единственное неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за клянущего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? Твой долг – делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбителя твоего кротость твоя обратит к кротости же, и из врага сделает учеником, преодолев тем самым, что он взял над тобою верх (свт. Григорий Богослов, 16, 165). Источник.

. Что достойна ублажения кротость, можно всякому видеть в страсти раздражения. Ибо как скоро слово, или дело какое, или предположение какой-либо неприятности возбудит такую болезнь, кровь в сердце закипает, и душа готова подвигнуться к мщению; и как по баснословию иные снадобья изменяют наше естество в образ бессловесных животных, так и тогда человек от раздражения делается внезапно вепрем, или псом, или барсом, или другим каким подобным зверем; у него налившиеся кровью глаза, вставшие дыбом и ощетинившиеся волосы, голос суровый, речь колкая, язык, оцепеневший от страсти и неспособный служить внутренним порывам, губы недвижущиеся, не выговаривающие слов, не удерживающие во рту порождаемой страстью влаги, но безобразно вместе со звуком выплевывающие эту пену, а таковы и руки, таковы и ноги, таково все строение тела, каждый член соответствует страсти. Посему, если таков раздраженный, а имеющий в виду блаженство при помощи рассудка укрощает болезнь и выражает сие и спокойным взглядом, и тихим голосом, подобно какому-то врачу, который своим искусством врачует беснующихся до безобразия; то не скажешь ли и сам, сравнив одного с другим, что жалок и мерзок этот зверь, но достоин ублажения кроткий, кого и злоба ближнего не заставила утратить свое благообразие? (свт. Григорий Нисский, 19, 384–385). Источник.

В сердце кротком почивает премудрость. (авва Евагрий, 89, 610).

. Когда желающий обижать найдет, что обижаемый готов потерпеть более, нежели сколько ему хотелось, и, удовлетворив своей страсти, увидит, что оскорбленный с преизбытком выкалывает свое великодушие, то отойдет прочь, побежденный и посрамленный превосходством терпения; и хотя бы он был зверь и даже свирепее его, сделается потом скромнее, ясно увидев из сравнения и свою злость, и его добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 44, 137).

. Кротость не вообще хороша, но тогда, когда этого требует время, а без этого и она бывает слабостью. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 551). Источник.

Ничто так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и смиренномудрие. (свт. Иоанн Златоуст, 47, 363).

Нет ничего могущественнее кротости. Как вылитая вода погашает сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев, воспламененный сильнее огня в печи, вследствие чего происходит двоякая для нас польза, этим и сами мы обнаруживаем в себе кротость и, успокоив раздражительный дух брата, спасаем от потрясения его рассудок (свт. Иоанн Златоуст, 47, 633–634). Источник.

Мы одолеваем львов и укрощаем их нрав, и ты сомневаешься в том, можешь ли звероподобный помысл изменить в кроткий? Тогда как льву свойственна дикость по природе, кротость же противоестественна, тебе, напротив, по природе свойственна кротость и неестественна дикость. Твоя душа имеет и разум, и страх Божий, и множество пособий со всех сторон. Возможно тебе, если хочешь, быть кротким и тихим (свт. Иоанн Златоуст, 47, 740). Источник.

Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело со злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действенность, достоинство и польза (свт. Иоанн Златоуст, 48, 370).

. Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, и защищает несправедливо обижаемых, и сильно восстает против обижающих. (свт. Иоанн Златоуст, 48, 420).

Каким же образом мы можем стяжать. кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, если будем скорбеть и плакать. Душа, погруженная в такое сетование, не может ни раздражаться, ни гневаться (свт. Иоанн Златоуст, 51, 398). Источник.

Всякая добродетель хороша, но в особенности – незлобие и кротость. Она выказывает в нас людей, она отличает от зверей, она делает равными Ангелам (свт. Иоанн Златоуст, 51, 404).

. Душа похожа на некоторое уединенное место, где царствует великая тишина.

. Душа похожа на некоторую вершину горы, где веет легкий ветер и куда падает чистый луч (солнца). (свт. Иоанн Златоуст, 52, 66–67).

Человек кроткий и сам себе приятен, и остальным полезен, а гневливый – и сам себе неприятен, и прочим вреден (свт. Иоанн Златоуст, 52, 68). Источник.

. Кротость соблюдается тогда, когда мы не помышляем ничего худого против ближнего. (свт. Иоанн Златоуст, 52, 168).

Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что мало нужно (силы душевной), чтобы получать оскорбления и не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством. (свт. Иоанн Златоуст, 52, 418).

Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит и в чем ; старание необходимо потому, что с этими добродетелями смешиваются пороки: с дерзновением – дерзость, с кротостью – малодушие. Каждому должно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели. (свт. Иоанн Златоуст, 52, 418).

Если мы обнаружили кротость, то сделаемся для всех непобедимыми, и ни один человек, ни малый ни большой, не в состоянии будет причинить нам вреда. Если кто-нибудь станет говорить о тебе худо, он тебе не повредит нисколько, а себе самому нанесет величайший вред; если кто причинит тебе обиду, весь вред падет на обидчика (свт. Иоанн Златоуст, 52, 773).

Если же за несправедливость мы заплатим кротостью, то, утоливши весь гнев (врага), мы через это при нем самом как бы воссели на судилище, решающее дело в нашу пользу. (свт. Иоанн Златоуст, 54, 140). Источник.

Всякий добрый и кроткий легко привлекается к человеколюбию и не может перенести пренебрежение к находящимся в нужде, считая бедность других несчастьем для самого себя (свт. Иоанн Златоуст, 55, 387). Источник.

Не столько Бог любит род человеческий за девство, за пост, за презрение имущества, за готовность простирать руку нуждающимся, сколько за кротость и благопорядок в нравах. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 387).

. Как луч солнца, появившись, быстро прогоняет тьму, так добрый и кроткий быстро изменяет смущение и ссору в мир и тишину (свт. Иоанн Златоуст, 55, 388). Источник.

. Кроткий – отец сирот, заступник вдов, попечитель о бедности, помощник обижаемым, всюду правдив (свт. Иоанн Златоуст, 55, 388). Источник.

. Много есть добродетелей, приличествующих христианским мужам, но больше всех – кротость, потому что только сияющих ею Христос называет ревнителями Божиими. Нам следует, когда оскорбит кто-либо, или ударит, или сделает другое что ужасное, переносить все благородно со спокойною душою, помышляя о том, что кротость делает подражателями Богу. И Сам Владыка и Спаситель наш, будучи оскорбляем, получая удары, подвергаясь пригвождению, распятию на Кресте, кротко перенес иудейское безумие, и не отомстил, имея столько силы для отмщения нечестивым. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 390–391). Источник.

. Из многого и великого, чем была и украшена жизнь праведных. жизнь по доброте и кроткое отношение к обижающим прежде всего другого сделали блестящими этих мужей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 392).

Хотя бы ты творил чудеса, хотя бы воскрешал мертвых, хотя бы делал что-нибудь другое подобное, язычники никогда не будут удивляться тебе в такой мере, как видя тебя кротким, добрым и обходительным (свт. Иоанн Златоуст, 55, 484).

Кротостью называется не то только, когда кто-нибудь Кротко переносит обиды от сильных людей, но когда уступает, будучи оскорбляем и людьми, которые считаются Низшими (свт. Иоанн Златоуст, 55, 531).

. Не будь кроток с одним и дерзок с другим, а будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый, потому что в этом и состоит смирение. Можно быть кротким, и между тем раздражительным и гневливым; однако в этом нет никакой пользы, потому что одержимый гневом часто губит все (свт. Иоанн Златоуст, 55, 532–533). Источник.

Самое великое благо – кротость; приобретя ее, великий Моисей видел Бога, сколько человеку видеть можно (прп. Нил Синайский, 72, 342). Источник.

Кротость мужа поминается у Бога (см.: Пс. 131, 1 ), и душа негневливая делается храмом Святаго Духа (прп. Нил Синайский, 90, 267).

Для кроткого человека прилично верное слово, ибо он не искушает долготерпения Божия и не побеждается частым нарушением заповедей Божиих (прп, Марк Подвижник, 69, 22). Источник.

Кроткий по Богу премудрее премудрых, и смиренный сердцем сильнее сильных, ибо они разумно несут иго Христово (прп. Марк Подвижник, 69, 38). Источник.

Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым (прп. Иоанн Лествичник, 57, 88). Источник.

. Признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 89).

Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 157). Источник.

Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым.

Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренне о нем молиться.

Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся, а сама она не колеблется. Источник.

Кротость есть утверждение терпения, дверь или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного, ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс. 24, 9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святаго. На кого воззрю, глаголет Господь, токмо на кроткого и безмолвного (ср.: Ис. 66, 2 ).

Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 158). Источник.

Души кротких исполнятся разума, а гневливый ум – сожитель тьмы и неразумия (прп. Иоанн Лествичник, 57, 158). Источник.

. С кротостью тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 185).

Если облечешься в совершенную кротость и безгневие, то не много будешь трудиться, чтобы освободить ум твой от пленения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 235). Источник.

Те, которые веруют, не бывают гневливы и вздорны, но хранят кротость, подражая Господу. (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 436). Источник.

Истинно кроткий только преступления заповедей Божиих не может сносить ни в каком человеке; но и при этом он плачет о преступающих сии заповеди и грешащих, и так же искренно, как бы сам грешил (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 205). Источник.

Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство, оно называется кротость (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 521). Источник.

Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев, я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 521–522).

Что такое кротость? Кротость – смиренная преданность Богу, соединенная верою, осененная Божественною благодатию (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 190). Источник.

Один из отцов рассказывал нам о некой знатной особе из сенаторского рода, которая отправилась на поклонение святым местам. Прибыв в Кессарию, она предпочла здесь остаться и проводить жизнь в уединении. «Дай мне девицу, – стала просить она епископа, – чтобы она воспитывала меня для иноческой жизни и научила страху Божию». Избрав одну смиренную девицу, епископ приставил к ней. Спустя немного времени он спросил ее: «Ну как девица, приставленная к тебе?» «Она прекрасного поведения, – отвечала знатная женщина, – только совершенно бесполезна для души моей, потому что представляет мне действовать по произволу. Она очень скромна, а мне нужно, чтобы бранили меня и не позволяли мне исполнять мои прихоти». Тогда епископ, избрав другую, крутого нрава, приставил к ней. Та то и дело говорила ей: «Дура богатая» или бранила ее другими подобными словами. Вскоре епископ опять спрашивал: «Какова девица?» – «Вот эта воистину приносит пользу душе моей». Таким-то образом она стяжала великую кротость (102, 204–205).

Авва Сергий, игумен монастыря аввы Константина, рассказал нам: «Однажды мы путешествовали с одним святым старцем. Сбившись с пути, мы попали на засеянное поле и потоптали немного всходов. На поле тогда работал земледелец. Увидав нас, он в гневе осыпал нас бранью: «Монахи ли вы? Есть ли у вас страх Божий? Если бы вы имели пред очами страх Божий, вы бы так не поступали». «Ради Господа, никто ничего не говори!» – быстро сказал нам святой старец. Затем, обратившись к крестьянину, ответил: «Правильно, чадо мое, сказал ты. Если бы мы имели страх Божий, мы не поступали бы так». Но крестьянин продолжал гневно браниться. «Правду говоришь ты, чадо! – снова отвечал старец. – Если бы мы были истинными монахами, мы не делали бы сего. Но, ради Господа, прости нам, что мы согрешили против тебя». Тронутый этими словами, крестьянин, приблизившись, бросился к ногам старца. «Я согрешил! – воскликнул он. – Прости меня! И, ради Господа, возьмите меня с собой». И действительно, – присовокупил блаженный Сергий, – он последовал за нами и принял иноческий чин» (102, 214–215). Источник.

Один из старцев, которого и мы видели, по имени Бен, превосходил своею кротостью всех людей. Бывшие с ним братья уверяли, что ни клятва, ни ложь никогда не сходили с уст его и ни один человек никогда не видел его в гневе. Он не произносил ни одного лишнего или праздного слова. Вся жизнь его проходила в глубоком безмолвии. Нрава он был тихого, во всем уподобляясь Ангелам; в бесконечном смирении он считал себя ничтожеством. Уступая нашим усердным просьбам – преподать нам слово назидания, – сказал нам несколько слов о кротости. Однажды гиппопотам опустошал близкие по соседству страны. Земледельцы просили старца о помощи. Придя в ту местность и увидя огромного зверя, он обратился к нему со словами: «Именем Иисуса Христа запрещаю тебе опустошать эту землю!» Зверь бросился бежать, как бы гонимый Ангелом, и никогда более не появлялся там. Рассказывали нам, что подобным образом в другой раз старец прогнал крокодила. (99, 33).

Блаженный Феодорит, епископ Киррский, рассказывал: «Прожив у боголюбивого Давида целую неделю, мы не видали никакой перемены в его лице. но в глазах всегда была одна и та же скромность. Это уже довольно доказывает спокойствие его души. Но, может быть, кто-нибудь подумает, что мы видели его таким тогда, когда не было никакой причины к смущению. Посему я считаю необходимым рассказать, что там случилось при нас.

Сидел дивный Давид с нами, беседуя о любомудрии и исследуя сущность евангельской жизни. Когда происходила между нами такая беседа, некто Олимпий, по происхождению римлянин, по образу жизни достойный уважения, почтенный саном священства и по управлению занимающий второе место, пришел к нам и упрекал дивного Давида, говоря, что кротость его вредна для всех, и называя его снисходительность общим злом, а его возвышенное любомудрие не кротостью, а безумием. Он же, как будто имея адамантовую душу, принял слова его так, что нисколько не оскорбился, хотя слова эти были колки: не изменился в лице и не прервал текущего разговора, но кротким голосом и словами, выражающими спокойствие души, отослал старца того, обещая ему поправить то, что он хочет. «Я, – сказал Давид, – как видишь, беседую с пришедшими к нам, считая это своею обязанностью». Каким иным образом можно лучше показать кротость души? Тот, кому было вверено первенство, перенеся такую дерзость со стороны занимающего второе по нем место, притом в присутствии посторонних, слышащих укоризны, не потерпел никакого смущения от гнева. » (117, 72–73). Источник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *