духовное развития человека что это
Человек духовный. Как учить ребёнка духовной жизни?
Где и как духовно развивать ребенка, если для этого не существует ни кружков, ни секций? А нужно ли это вообще? Об этом беседа с духовником московской Свято-Владимирской гимназии протоиереем Алексием Уминским.
– Отец Алексий, что мы называем «духовным развитием»?
– К сожалению, общего понимания того, что такое «духовное развитие», наверное, нет: в это понятие каждый вкладывает свой смысл.
Тем не менее многие родители духовным развитием детей занимаются, поскольку сами живут духовной жизнью и хотели бы, чтобы и их ребенок шел вместе с ними по этому пути.
Иногда родители, не будучи сами церковными людьми, хотят как‑то приобщить ребенка к православию и с этой целью записывают его в воскресную школу или православную гимназию. Но научится ли там ребенок духовной жизни самостоятельно? Вряд ли.
Духовное развитие человека – это такая сфера, существование которой невозможно без того, чтобы родители сами не были бы в ней своими людьми.
Это как родной язык: мы же не учим детей специально русскому языку, не отдаем их с рождения в специальные русские школы.
Наши дети говорят по‑русски потому, что по‑русски говорят их родители. Также мы не учим ребенка каким‑то особым формам приличия: дети легко их усваивают, глядя на нас. У людей культурных и интеллигентных говорят на литературном языке, любят книги, слушают классическую музыку, потому что эту музыку слушают их родители.
Духовное развитие ребенка складывается таким же образом. Если родители живут духовной жизнью, то и ребенок начинает им подражать.
–Тогда, если родители еще только на пути к вере, может быть, им не стоит торопиться и крестить ребенка?
– Крестить или не крестить ребенка – это не вопрос духовности. Конечно, верующие родители покрестят ребенка. И люди, далекие от Церкви, могут крестить ребенка – но от этого духовности в их жизни не прибавится.
Другое дело, что сейчас у многих родителей нет опыта воспитания детей в вере: родители приходят к Богу в достаточно зрелом возрасте и свои первые шаги в духовной жизни начинают делать вместе с детьми. Они начинают читать Евангелие, ходить в церковь, осмыслять свою жизнь по‑другому, и им, конечно же, хочется, чтобы и их дети делали то же.
Вот в этой ситуации часто возникает много ошибок. Одна из них: восприятие духовной жизни как чего‑то внешнего.
Родители думают, что если ребенок узнает что‑то о вере, о церкви на занятиях, к примеру, в воскресной школе, то он чему‑то научится. Это не так.
У духовной жизни другие законы. Духовной жизни нельзя научиться внешним образом, ее нельзя постичь как предмет. Ее можно только воспринять как саму жизнь.
Она действительно дается через воспитание, когда родители питаются сами этой жизнью и питают этой пищей своих детей. Родители должны понимать, что духовная жизнь –это не свод каких‑то жестких правил, которые дети должны выполнять, и не какие‑то аскетические упражнения.
– Некоторые родители в соблюдении церковных канонов более снисходительно относятся к себе, чем к детям, рассчитывая, что более строгое соблюдение поста или более регулярное чтение молитв принесет детям большую пользу.
– Приходится сталкиваться с такими случаями, когда родители воспринимают духовную жизнь исключительно как форму.
Пока они сами по‑настоящему не ощутят сладость жизни духовной, они все время будут передавать детям только ее внешнюю оболочку. Сперва ребенок будет ее «хранить», воспринимая походы в храм и утренние молитвы как некую ролевую игру, а потом и ее отбросит.
Для ребенка важны содержательные вещи: понимание того, что такое молитва, понимание слов молитвы, объяснение богослужения, смысла таинств, понимание того, что такое связь человека и Бога.
Объяснение этих непростых вещей должно быть понятным ребенку и отражать уровень детского восприятия мира. Если, например, ребенок молится, то он должен понимать слова молитвы, это не должен быть заученный текст на непонятном языке.
– То есть, сначала лучше научить ребенка молиться своими словами?
– Необязательно. Можно использовать молитвослов, но задача родителя – объяснить ребенку каждое слово молитвы, а не подсунуть книжку – и читай от сих до сих.
Надо разобрать с ребенком каждую молитву, прежде всего «Отче наш». Если дети не справляются с церковнославянским текстом, читать ее на русском языке. Для ежедневного молитвенного правила достаточно выбрать несколько маленьких молитв и объяснить детям текст каждой из них. Этого хватит на достаточно долгое время.
То же самое и с постом. Прежде чем заставлять ребенка поститься, надо ему объяснить, зачем он это делает. Нужно подумать, что для него будет посильной жертвой, которую он сможет принести Богу.
Если ребенок идет на исповедь, то родитель должен поговорить с ним перед исповедью: настроить его, помочь ему найти для своих «грехов» исповедальные слова. Если ребенок идет к причастию, то должен понимать, что он принимает, какое таинство происходит, – это все должны объяснять ему родители.
То есть родители в первую очередь должны сами все это знать и уметь объяснить это ребенку исходя из своего опыта.
Мы же не цитируем Уголовный кодекс, когда объясняем ребенку, что такое добро и зло. Мы говорим своими словами. То же самое должно быть и в духовной жизни.
Чем меньше кодексов и больше живых слов – тем лучше.
– Есть ли какие‑то нормы для духовной жизни? Например, с какого возраста начинать поститься или до скольких лет можно приводить ребенка в храм только к причастию?
– Никаких норм нет: все это должен родитель определить для ребенка сам. Лучше начинать с малого и потом понемножечку прибавлять, чем сразу задать высокую планку, а потом ее снижать.
Нужно начинать с того, что ребенку по силам, а то и с меньшего: чтобы какие‑то вещи ребенок делал просто из удовольствия. То, что ребенок делает в духовной жизни, должно доставлять ему радость.
Конечно, хорошо, когда человек стоит всю службу не шелохнувшись. Но маленький ребенок так не может – и не надо от него этого требовать.
Очевидно, что через какое‑то время он начнет унывать, а если его начнут еще и ругать за то, что он не умеет себя вести в храме, вряд ли он от такого посещения церкви сможет получить радость.
– И все же, взрослея, многие дети «остывают» в вере: им не хочется больше ходить в храм, читать молитвенное правило, – нормально ли это?
– Ненормально: такое «охлаждение» в вере как раз нередко происходит у ребенка именно из‑за того, что перед ним были поставлены непосильные задачи.
На мой взгляд, ничего не случится, если подросток будет читать не так много молитв или не так строго поститься. Гораздо важнее, чтобы он сохранил на всю жизнь свое детское ощущение, что в храме ему хорошо, здесь его любят.
Бывает, конечно, и так, что повзрослевшему ребенку в храме становится скучно от того, что он не все понимает в богослужении. Вот здесь ему может помочь воскресная школа при храме.
По моему убеждению, воскресная школа должна быть скорее местом встречи и общения друзей, нежели традиционной школой знаний с уроками-лекциями.
Обычные занятия могут только отвратить ребенка от церковной среды: он и так учится шесть дней в неделю и опять приходит учиться.
Здесь главным должно стать общение со сверстниками, поездки, походы, чтобы он видел, что верующих много и это не какие‑то изгои или «белые вороны».
Воскресная школа или детские организации, такие как православные следопыты, православные лагеря, необходимы, чтобы ребенок имел среду единомышленников, жил в Церкви полноценной жизнью: дружил, радовался, спорил.
Бывает, что родители, отдав ребенка в воскресную школу, при этом сами не ходят в храм. Тогда ребенок оказывается в странном положении: с одной стороны, его учат хорошему, но с другой – он не встречает этому подтверждения у себя дома.
Нельзя сказать, что такое участие в жизни воскресной школы бессмысленно. Ситуации бывают всякие: иной раз дети приводят в церковь своих родителей, но это исключительные случаи.
– Нередко бывает такое, что какие‑то поведенческие или психические расстройства у ребенка родители принимают за духовные проблемы.
Кто‑то говорит, что надо ребенка везти на отчитку, кто‑то советует чаще причащать. Что советуете вы в таких ситуациях?
– Действительно, беседуя с родителями, приходится сталкиваться с глубоким непониманием того, что дает человеку Церковь.
Ребенок с проблемами, которые могут быть устранены врачебными способами, не лечится одними таинствами, и советовать в этом случае только причащаться вместо визита к врачу – вопиющее невежество.
Православные родители не должны бояться врачей, психологов, потому что очень многие детские проблемы –это область психологии и психиатрии, их нужно своевременно обнаружить и начать лечить. А религиозный фактор, использованный не по назначению, может только усугубить ситуацию.
К сожалению, и в Церкви сейчас присутствует безграмотность. Господь на то и дал нам разум, чтобы мы использовали его по назначению.
Бывает, у ребенка явная психическая проблема, это может быть и форма детской шизофрении, которая проявляет себя в том числе и в религиозных экзальтациях, – а родители чуть ли не считают, что это у ребенка особая форма святости.
– Иногда важность духовного развития детей родители понимают слишком поздно, когда не осуществляются надежды на блистательное будущее их чада, и приходят мысли о том, как уберечь его хотя бы «от тюрьмы да от сумы».
Что делать родителю в случае, когда ребенок уже его не слушает?
– Я бы посоветовал в первую очередь запастись терпением. Даже если, как вам кажется, ребенок уже вас не слушает, его все равно не нужно оставлять своей заботой, вниманием, общением.
Вам должно быть понятно, что происходит с ребенком, тогда придет и понимание того, что делать дальше.
Одна из важных форм духовного развития – это родительская молитва. В своих молитвах вы никогда не должны оставлять своего ребенка.
– Но ведь бывает так, что ребенок своими поступками, плохими отметками и т. д. вызывает у родителя лишь раздражение, как за него молиться тогда?
– Нужно быть реалистом по отношению к своему ребенку и видеть его таким, какой он есть, а не таким, каким нам бы его хотелось видеть. Когда мы видим реальность вместо своих идеалов –это и вызывает у нас раздражение.
Надо принимать своего ребенка таким, какой он есть, и не ужасаться этому. Ребенок может какое‑то время втискиваться в наши представления, подыгрывая нам, но потом ему это надоедает.
Это зачастую и вызывает наш родительский гнев, мы чувствуем, как уязвлена наша гордыня. В этот момент самое время остановиться и подумать: кого же я люблю – ребенка или свое представление о нем?
И когда мы разберемся с этим, наше раздражение утихнет и постепенно сменится теплой родительской молитвой.
Оксана Северина
Журнал для родителей «Виноград», №3 (59) 2014 г.
Теория духовного развития личности
Личность – субъективная проекция духовного Я в индивиде, обеспечивающая усвоение и приумножение жизненного опыта, полноту социальных отношений и способов самореализации в социуме.
Личность, как социальное Я, выступает посредником между Я духовным и Я биологическим, обеспечивая гармонизацию и удовлетворение человеческих потребностей, от низших, инстинктивных (выживания, самообеспечения, продолжения рода) – до высших (самосовершенствования, служения ближним, преумножения Добра, Красоты, Истины).
Э.А.Помыткин
Определение личности и психологическая модель развития её духовного потенциала
В отличие от животных, человек имеет не только биологические потребности, но также потребности социального Я и духовного Я. Руководствуясь биологическими инстинктами самосохранения и продолжения рода, человек является потребителем материальных благ общества и ресурсов планеты. Получаемая при этом энергия поддерживает существование его физического тела и позволяет сформироваться и проявиться личностным потребностям. Развитие личности происходит путём овладение биологической природой, преобразования натуры в культуру, естественного творчества в духовное творчество. На высших ступенях развития социальное Я интегрируется с Я духовным: через духовное творчество, служение и самоотдачу человек становится вместе с другими людьми сотворцом новых духовных ценностей, новой духовной реальности, которая трансформирует социум.
Личность, как социальное Я индивида, выполняет функцию посредничества между Я биологическим и Я духовным и обуславливает соответствующие социальные потребности в жизненном самоутверждении, профессиональном росте, самореализации в обществе. Идентификация с биологическим Я обуславливает потребности психофизиологического характера: в еде, сне, отдыхе и т.д., потребности, которые соотносятся с потреблением. Что же касается Я духовного, то соответствующие ему потребности могут кардинально отличаться от перечисленных, поскольку именно духовное Я обуславливает направленность личности на творчество, самоотдачу, служение ближним (людям, миру), утверждение Добра, Красоты, Истины.
Психологическая теория духовного развития личности
Определение духовно развитой (высокодуховной) личности следует рассматривать как проекцию существующих представлений о духовности в человека. В этом смысле целесообразно выделить два основных подхода к пониманию духовности – содержательный и функциональный.
В соответствии с содержательным подходом, духовность определяется смыслосозидающими и ценностными категориями, которые могут носить либо светский характер (красота, добро, истина – по платону), либо религиозный (вера в бога, надежда на спасение, любовь, покаяние и т.п. в христианстве).
Согласно функциональному подходу, духовность характеризуется иерархической доминантностью развитых высших психологических функций личности, к которым относят сознание, самосознание и волю (Л.С.Выготский, И.Д.Бех).
Обобщая приведенные подходы, духовно развитую личность следует рассматривать как субъекта жизнетворческой активности, направленной на осознанное самосовершенствование, носителя идеалов, ценностей и смыслов Добра, Красоты и Истины, стремящегося к гармонизации поведения и образа жизни, обогащению духовного достояния человечества результатами собственной деятельности.
Какие преобразования происходят во внутреннем мире человека в процессе развития его духовного потенциала? Как высшие психические функции взаимодействуют с более низшими – интеллектуальными и эмоциональными? Какой может быть последовательность этого процесса во времени?
Изучение процесса духовного развития
Для изучения процесса духовного развития в соотношении с другими психическими процессами целесообразно воспользоваться психологической моделью, представленной на рис.1.
При этом под актуализацией следует понимать переход от потенциального, неосознанного – к активному, осознанному и проявленному в личностных потребностях. Духовные потребности не возникают от рождения, так же, как не рождаются личностью, которой еще предстоит стать. В первые месяцы жизни ребенка более активны психофизиологические функции и процессы, которые обеспечивают физический рост тела, формирование органов и систем организма, обусловливают соответствующие потребности в физической активности, сне, еде, отдыхе, безопасности и комфорте. Эти потребности и процессы являются фундаментом личности, обусловливают соответствующие эмоциональные состояния и интеллектуальную активность.
В дальнейшем ребенок все больше проявляет базовые эмоции – «комплекс оживления», когда чувствует запах мамы, ощущает единство с ней, воспринимает ее заботу о себе, улыбается, когда узнает родных, радуется от удовольствия непосредственного общения с ними и т.д. Потребности эмоционального развития удовлетворяются далее в разнообразных формах общения (сначала невербальных, а позже – вербальных), игре, различных видах совместной деятельности.
С возрастом все большую активность приобретают интеллектуальные процессы – восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Ребенок как первооткрыватель познает собственное тело и внешний мир, проявляет интерес, задавая бесконечное количество вопросов взрослым.
Духовное Я: идеалы, смыслы, ценности
Теория духовного развития личности включает в себя удовлетворение базовых психофизиологических потребностей, которое приводит возникновению потребностей социальных – в любви, уважении, оценке со стороны значимых личностей, самоактуализации (А.Маслоу). Мышление и эмоции «возвышаются» к поиску новых возможностей самораскрытия и реализации в социуме.
Активность эмоциональных и интеллектуальных процессов личности составляет основу для формирования высших психических функций – сознания, самосознания и воли (И.Д.Бех, Л.С.Выготский), которые являются проекцией его духовного Я.
Рис. 1. Психологическая модель развития духовного потенциала личности.
При этом, важную роль играют благоприятные внешние условия – влияние семейного воспитания, образование, референтные личности.
В процессе воспитания взрослые пытаются привлечь ребенка к самым высоким достижениям, существующим в социуме. Этот процесс успешен, если удается задействовать мотивы и психологические механизмы актуализации духовного потенциала личности.
Через общение, сказки, мифы и легенды смыслообразующие категории Добра, Красоты, Истины выступают предметом познания личности ребенка, и в случае благоприятных внутренних условий находят эмоциональный отклик, вызывают положительное эмоциональное отношение, в интеллектуальной сфере активизируют внимание, мышление, запоминаются и побуждают к развитию воображения, детской фантазии. Функциональная и содержательная согласованность между аффективной и интеллектуальной сферами приводит к формированию устойчивых мотивов духовного развития личности. Это в итоге способствует эстетическому мировосприятию и направленности, стремлению к самосовершенствованию и совершенствованию мира; гуманистическому мировосприятию и направленности; стремлению к познанию, самопознанию и самосовершенствованию; упорядочению своей жизни в соответствии с духовными принципами; достижению наиболее полной духовной самореализации.
Актуализация психологических механизмов развития
Под влиянием духовной мотивации происходит актуализация психологических механизмов развития духовного потенциала личности. Так, актуализация психологического механизма идентификации вызывает отождествление с высокодуховными личностями, с собственным духовным Я. Идентифицируя себя с героями мифов и сказок, ребенок подражает их поведению и поступкам, мысленно переносит себя в игровых ситуациях из обычного мира в мир фантазии, обустраивает этот мир как альтернативную духовную реальность.
Психологический механизм децентрации помогает освобождаться от эгоцентризма, учитывать потребности и интересы других, реализовать на личном опыте главные духовные заветы человечества, наставления духовных подвижников.
Актуализация психологического механизма рефлексии даёт возможность обращать внимание на свой внутренний мир, размышлять над своим психическим состоянием, анализировать события собственной жизни, находить жизненные смыслы, осуществлять интеграцию личностных достижений в духовный опыт человечества.
Психологический механизм трансценденции связан с вершинными переживаниями личности, стремлением к абсолютному, совершенному, условно идеальному, возвышает человека над обыденностью, способствует развитию интуиции, творчества, любви к людям и миру.
Психологический механизм осознания единства бытия способствует пониманию человеком себя как части единого целого – человеческого сообщества, природы, Вселенной, обеспечивает связь между поколениями людей, вызывает активность всех форм сознания: чувств, переживаний, мышления. Практичная теория духовного развития личности раскрывает множество аспектов.
Актуализация психологических механизмов духовного развития приводит к активности высших психических функций личности – сознания, самосознания и воли, «пробуждению» духовного Я человека, упорядочению идеалов, смыслов и ценностей.
В процесс формирования идеалов, ценностей и смыслов первыми у ребенка формируются идеалы, которыми, в большинстве случаев, выступают родители. В дальнейшем же в подростковом возрасте идеализация родителей уступает место критическому осмыслению их недостатков и преимуществ, подростки как бы пытаются выйти за пределы семьи. Актуализация духовного потенциала человека сопровождается переориентацией с личностных на трансцендентные идеалы. Так, маленькие дети отмечают, что идеалами для них служат родители («хочу быть похожим на папу, маму!»), но в дальнейшем им становится стыдно это признавать, так как они стремятся к взрослости, самостоятельности. Подростки мечтают быть похожими на молодежных лидеров, следуют поведению киногероев.
В процессе развития ребёнок начинает разделять черты человека (животных, персонажей из мультфильмов) на положительные и отрицательные, постепенно определяя, что ему в них нравится, а что – нет. Таким образом, он все больше осознает те черты, качества, которые в совокупности составляют трансцендентный идеал.
Развитие духовного потенциала
Для развития духовного потенциала чрезвычайную роль играет возможность ознакомления с духовными идеалами (как личностными, так и трансцендентными). Увлекаясь жизнью и установками духовных подвижников, и ребенок, и взрослый человек при наличии высокого духовного потенциала испытывают «родство», «сопричастность», особую духовную близость к ним. Это эмоциональное увлечение может быть достаточно мощным для ценностной переориентации, которая у многих наступает только вследствие жизненных потрясений.
Актуализация в человеке его духовного потенциала предопределяет переориентацию от потребления к самоотдаче. Доминантными для него становятся духовные ценности, в частности, гуманистические (добро, благотворительность); эстетические (красота, гармония, совершенство в природе и в человеке); экологические (чистота, сохранение планеты от экологической катастрофы); ценности самопознания (интроспекция, самосозерцание, самосознание); самосовершенствования (поиск путей и методов улучшения себя, приобретения новых положительных личностных качеств) и ценности самореализации (раскрытие собственного личностного потенциала в служении ближним, Родине, человечеству, природе, Богу).
Детские сказки и формирование смыслов
Смыслы в возрастном измерении личности формируются позже, ведь их осознание требует интеллектуальной и моральной саморефлексии, которая не под силу ребенку. Первые смыслы формируются в большинстве случаев под влиянием сказок, семейных установок. В дальнейшем же подросток подвергает сомнению усвоенное и стремится к созданию собственных смысловых ориентиров.
Основные смыслы духовного порядка связаны с важнейшими проблемами человеческого бытия, в частности, его назначением, свободой и ответственностью, самосовершенствованием и высшей духовной самореализацией.
Активизация духовного Я
Активизация, «пробуждение» духовного Я обусловливает возникновение совершенно новых для человека потребностей развития, которые он стремится понять и определить свое эмоционально-оценочное отношение к ним. Как свидетельствуют биографические данные жизни Сковороды, Матери Терезы и других подвижников, духовные потребности приходят изнутри и осознаются как зов сердца, голос совести, стремления души, жизненная необходимость, по сравнению с которой все остальное теряет смысл [8]. При этом наше внимание как интеллектуальный процесс может быть направлено и на внешний мир (через 5 органов восприятия), и на внутренний. Несоответствие между первым и вторым наводит на размышления о несовершенстве мира и собственном несовершенстве, об идеальных образцах совершенства и необходимых шагах для приближения к ним. Уравновешивание противоречий побуждает личность к раскрытию и обогащению духовного потенциала, к дальнейшему духовному развитию.
В целом духовное развитие целесообразно понимать как процесс сознательного самосовершенствования личности, который направляет человека на подчинение своего биологического и социального Я высшим идеалам, ценностям и смыслам Добра, Красоты и Истины, на гармонизацию поведения и образа жизни, обогащение духовного достояния человечества результатами собственной деятельности.
Духовные потребности личности
Духовные потребности, как зов собственного духовного Я, могут быть осознаны в любом возрасте. Однако, нередко, этому мешает избыточная активность интеллектуальной или аффективной сферы. Непрерывная интеллектуальная активность или эмоциональная несдержанность не могут трансформироваться в развитие духовного потенциала личности, поскольку духовное развитие требует иерархического подчинения процессов мышления и эмоционального реагирования процессам сознания, самосознания и воли.
В частности теория духовного развития личности говорит о том, что в функциональном измерении актуализация духовного потенциала происходит через:
В содержательном измерении актуализация духовного потенциала требует:
Общественные духовные практики
Чаще всего, человек в процессе духовного развития использует общеизвестные на протяжении тысячелетий духовные практики: различные виды сосредоточения, медитации, контроля мыслей и эмоций, молитвы для направления мышления в единое русло, аскетизм для подчинения желаний и влечений и тому подобное.
Развитие сознания является наиболее сложным процессом. Характеризуя различные качественные признаки, в речевом обороте используют такие словосочетания, как «ограниченное сознание», «эгоцентрическое сознание», «низкое сознание», «высокосознательная личность», «расширенное сознание», «бытийное сознание», «космическое сознание» и др. Безусловно, высокий духовный потенциал характеризуется особым уровнем сознания, сознательной активностью личности, проявляется в её поведении и деятельности.
Рис.2. Психологическая модель развития сознания и ценностной ориентации личности
В методическом плане распределение сознания на качественные уровни целесообразно осуществлять, опираясь на психологическую модель развития сознания и указанные в ней уровни личностных ценностей, что представлено на рис. 2. Согласно этой модели, развитие ценностных ориентаций личности происходит поочередно, начиная с 1-го до 5-го условно определенного уровня. При этом в онтогенезе уровни отождествляются с этапами процесса духовного развития личности и осознания единства бытия. Так, еще до рождения ребенок находится в состоянии бессознательного единства с организмом матери, а теряя это единство в момент рождения, в дальнейшем стремится к его восстановлению на сущностно новом уровне.
Невозможность непосредственного восстановления единства и гармонии с организмом матери, утраченных ребёнком в момент рождения, приводит к активизации инстинктов самосохранения и выживания. Таким образом, первая ступень развития сознания – эгоцентризм – характерна для ребенка, который требует от внешнего мира внимания, заботы, любви. Наиболее актуальными для него становятся слова: “Я”, “Мне”, “Я сам”. Если человек остается на первом уровне cознания в течение дальнейшей жизни – его называют эгоистичным.
В процессе перехода на второй уровень возрастает значение заботы о близких людях – родителей, родных. Для второго уровня сознания приоритетные ценности и потребности – это ценности и потребности собственной семьи. Ребенок, подрастая, берет на себя решение семейных проблем, то есть мировоззрение расширяется до семейного круга, что сказывается на ответственности. При этом утраченное при рождении единство с организмом матери реализуется через единство семейного круга. Высказывание “хороший семьянин” соотносится именно с этим уровнем. Вместе с тем, безоговорочное утверждение правоты и ценностей только своей семьи порождает конфликты с теми, кто к этой семье не принадлежит и имеет отличную точку зрения, отстаивает другие интересы.
Личная семейная жизнь
Дальнейшее развитие сознания человека способствует пониманию того, что его личная жизнь, жизнь семьи тесно связаны с жизнью общества, нации, народа. Таким образом, улучшение общественной жизни положительно отразится также на жизни семей, из которых состоит общество. Благодаря осознанию этого факта (что, к сожалению, случается не всегда), человек “переходит” на третий уровень – к гражданской активности, государственному патриотизму, национальному самосознанию. Его не перестают волновать семейные или личные ценности, однако в случае необходимости человек может отодвинуть их на второй план, жертвуя собственным ради общего. Утраченное единство восстанавливается через любовь к родному краю, народу.
Противоречием тут может оставаться разделение людей на своих и чужих, признание интересов одной социальной группы единственно важными, что может порождать конфликты на межнациональном уровне или между различными государствами.
Следующий, четвертый, уровень – это уровень принятия и понимания другого человека независимо от его национальных признаков или веры. Принятие каждого человека как индивидуальности, признание права каждого на собственные убеждения, осознание факта, что человечество – единый взаимосвязанный организм, в котором каждый выполняет свою роль – характеризует уровень общечеловеческих ценностей. Этот уровень сознания освобождает человека из замкнутого круга «мое – чужое», «друзья – враги». Основным принципом, который присущ мировоззрению четвертого уровня, является так называемое “золотое правило” Иисуса Христа: “Не делай другим того, чего не хочешь себе”. На этом уровне утраченное единство реализуется не только в семейных и общественных отношениях, но и на уровне человечества в целом.
Процесс развития сознания
Однако, человек не отделен от природы, планетарной жизни, космоса со всеми явлениями, которые осознаются и не осознаются человеком. Вместе с тем, все космические процессы непосредственно влияют на человечество, и понимание, переживание этого факта расширяет сознание до космического масштаба. Этот уровень сознания человека характеризуется пониманием, что Вселенная – единый организм, а Земля со всеми обитающими на ней существами – его неотъемлемая часть. Из этого следует и соответствующее отношение к бытию, ко всем живым существам как к самому себе. Таким образом, пятый уровень сознания и ценностной ориентации реализует единство человека со всем организмом Вселенной.
Следует отметить, что процесс развития сознания имеет определенную закономерность: от неосознанного единства с материнским организмом, путем духовного развития человек приходит к осознанному единству с организмом Вселенной, возвращаясь к отправной точке своей жизни, но на качественно новом уровне. Сущностное отличие между приведенными на рис. 2 уровнями сознания заключается в приоритете ценностей, в направленности стремлений и потребностей человека. На первом уровне потребности направляются на себя (инстинкт самосохранения), а на пятом – человек получает естественную радость и удовлетворение от самоотдачи, от оказания помощи нуждающимся, осознания потребностей своего духовного Я. Таким образом внутреннее и внешнее становятся уравновешенными.
Когда осознание потребностей собственного духовного Я состоялось, для человека с необычайной ясностью открывается его жизненная миссия, цель и ориентиры духовного развития. Личность переориентирует внимание преимущественно на собственный духовный мир, познает не только внешние объекты, но и глубину собственной души, постигает духовное Я. По этому поводу Патанджали отмечал: «Тогда, когда умственное волнение взято под контроль, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе. Контроль за изменениями умственной активности достигается благодаря постоянным усилиям и отсутствию привязанности… Практика требует непрерывности усилий, направленных на сохранение устойчивости сознания» [4, с. 2].
Идентификации с социальными лидерами и децентрация
С.Гроф утверждал в этой связи, что «переживания духовного Я и его интимного союза с личностным Я дает ощущение расширения внутреннего пространства, универсальности и уверенности в том, что внутренний мир каким-то образом причастен к Божественной природе» [3, с. 48].
В результате развития духовного потенциала активность духовного Я направляет мышление личности на поиск новых моделей духовно направленного поведения, высшим проявлением которого является поступок-служение (И.Д.Бех) и через серию таких поступков, объединенных духовными мотивами, целью и результатами трансформируется в духовно направленную деятельность, выступает условием духовной самореализации личности.
Человек, в христианском понимании, становится «Храмом Святого Духа». Недостойное поведение становится для него недопустимым не потому, что будет кем-то осуждено, а потому, что не соответствует собственной духовной сущности, жизненным принципам. Так, в процессе консультативного взаимодействия, девушка, создающая рекламные ролики для одного престижного телевизионного канала, призналась: «Не могу больше рекламировать алкогольные изделия. Каждый раз, когда это делаю, помню, что от алкоголя ежедневно погибает около 100 человек. Не хочу быть к этому причастной».
Какие выводы?
Таким образом, процесс развития духовного потенциала приводит к существенным изменениям не только во внутреннем мире личности, но и к изменению траектории жизненного пути, способствует нахождению новых возможностей самореализации во внешнем мире.
Сравнение процесса духовного развития личности с процессом социализации позволяет констатировать, что последняя обеспечивается на практике благодаря только двум из приведенных психологических механизмов, а именно – идентификации с социальными лидерами (их нормами поведения, убеждениями) и децентрации (при условии, что в обществе не господствует идея массового эгоцентризма). В дальнейшем же, социализация и духовное развитие могут иметь кардинально отличные по направленности векторы, что обуславливает наличие выбора: жить «как принято» или поступать в соответствии с высшими смыслами и принципами.
Сформированность духовных идеалов, смыслов и ценностей, с одной стороны, а также преобладание активности высших психических функций – с другой, способствуют одухотворению всех личностных подструктур, в частности, общения, направленности, характера, самосознания, интеллекта, опыта и психофизиологических свойств – в соответствии со структурой личности, разработанной В.В.Рыбалкой [14; 15].
Доктор психологических наук, профессор Эдуард Александрович Помыткин.