духовное развития человека что это

Человек духовный. Как учить ребёнка духовной жизни?

Где и как духовно раз­ви­вать ребенка, если для этого не суще­ствует ни круж­ков, ни сек­ций? А нужно ли это вообще? Об этом беседа с духов­ни­ком мос­ков­ской Свято-Вла­ди­мир­ской гим­на­зии про­то­и­е­реем Алек­сием Умин­ским.

– Отец Алек­сий, что мы назы­ваем «духов­ным развитием»?

– К сожа­ле­нию, общего пони­ма­ния того, что такое «духов­ное раз­ви­тие», навер­ное, нет: в это поня­тие каж­дый вкла­ды­вает свой смысл.

Тем не менее мно­гие роди­тели духов­ным раз­ви­тием детей зани­ма­ются, поскольку сами живут духов­ной жиз­нью и хотели бы, чтобы и их ребе­нок шел вме­сте с ними по этому пути.

Ино­гда роди­тели, не будучи сами цер­ков­ными людьми, хотят как‑то при­об­щить ребенка к пра­во­сла­вию и с этой целью запи­сы­вают его в вос­крес­ную школу или пра­во­слав­ную гим­на­зию. Но научится ли там ребе­нок духов­ной жизни само­сто­я­тельно? Вряд ли.

духовное развития человека что это. Смотреть фото духовное развития человека что это. Смотреть картинку духовное развития человека что это. Картинка про духовное развития человека что это. Фото духовное развития человека что это

Духов­ное раз­ви­тие чело­века – это такая сфера, суще­ство­ва­ние кото­рой невоз­можно без того, чтобы роди­тели сами не были бы в ней сво­ими людьми.

Это как род­ной язык: мы же не учим детей спе­ци­ально рус­скому языку, не отдаем их с рож­де­ния в спе­ци­аль­ные рус­ские школы.

Наши дети гово­рят по‑русски потому, что по‑русски гово­рят их роди­тели. Также мы не учим ребенка каким‑то осо­бым фор­мам при­ли­чия: дети легко их усва­и­вают, глядя на нас. У людей куль­тур­ных и интел­ли­гент­ных гово­рят на лите­ра­тур­ном языке, любят книги, слу­шают клас­си­че­скую музыку, потому что эту музыку слу­шают их родители.

Духов­ное раз­ви­тие ребенка скла­ды­ва­ется таким же обра­зом. Если роди­тели живут духов­ной жиз­нью, то и ребе­нок начи­нает им подражать.

–Тогда, если роди­тели еще только на пути к вере, может быть, им не стоит торо­питься и кре­стить ребенка?

– Кре­стить или не кре­стить ребенка – это не вопрос духов­но­сти. Конечно, веру­ю­щие роди­тели покре­стят ребенка. И люди, дале­кие от Церкви, могут кре­стить ребенка – но от этого духов­но­сти в их жизни не прибавится.

Дру­гое дело, что сей­час у мно­гих роди­те­лей нет опыта вос­пи­та­ния детей в вере: роди­тели при­хо­дят к Богу в доста­точно зре­лом воз­расте и свои пер­вые шаги в духов­ной жизни начи­нают делать вме­сте с детьми. Они начи­нают читать Еван­ге­лие, ходить в цер­ковь, осмыс­лять свою жизнь по‑другому, и им, конечно же, хочется, чтобы и их дети делали то же.

Вот в этой ситу­а­ции часто воз­ни­кает много оши­бок. Одна из них: вос­при­я­тие духов­ной жизни как чего‑то внешнего.

Роди­тели думают, что если ребе­нок узнает что‑то о вере, о церкви на заня­тиях, к при­меру, в вос­крес­ной школе, то он чему‑то научится. Это не так.

У духов­ной жизни дру­гие законы. Духов­ной жизни нельзя научиться внеш­ним обра­зом, ее нельзя постичь как пред­мет. Ее можно только вос­при­нять как саму жизнь.

Она дей­стви­тельно дается через вос­пи­та­ние, когда роди­тели пита­ются сами этой жиз­нью и питают этой пищей своих детей. Роди­тели должны пони­мать, что духов­ная жизнь –это не свод каких‑то жест­ких пра­вил, кото­рые дети должны выпол­нять, и не какие‑то аске­ти­че­ские упражнения.

– Неко­то­рые роди­тели в соблю­де­нии цер­ков­ных кано­нов более снис­хо­ди­тельно отно­сятся к себе, чем к детям, рас­счи­ты­вая, что более стро­гое соблю­де­ние поста или более регу­ляр­ное чте­ние молитв при­не­сет детям боль­шую пользу.

– При­хо­дится стал­ки­ваться с такими слу­ча­ями, когда роди­тели вос­при­ни­мают духов­ную жизнь исклю­чи­тельно как форму.

Пока они сами по‑настоящему не ощу­тят сла­дость жизни духов­ной, они все время будут пере­да­вать детям только ее внеш­нюю обо­лочку. Сперва ребе­нок будет ее «хра­нить», вос­при­ни­мая походы в храм и утрен­ние молитвы как некую роле­вую игру, а потом и ее отбросит.

Для ребенка важны содер­жа­тель­ные вещи: пони­ма­ние того, что такое молитва, пони­ма­ние слов молитвы, объ­яс­не­ние бого­слу­же­ния, смысла таинств, пони­ма­ние того, что такое связь чело­века и Бога.

Объ­яс­не­ние этих непро­стых вещей должно быть понят­ным ребенку и отра­жать уро­вень дет­ского вос­при­я­тия мира. Если, напри­мер, ребе­нок молится, то он дол­жен пони­мать слова молитвы, это не дол­жен быть заучен­ный текст на непо­нят­ном языке.

– То есть, сна­чала лучше научить ребенка молиться сво­ими словами?

– Необя­за­тельно. Можно исполь­зо­вать молит­во­слов, но задача роди­теля – объ­яс­нить ребенку каж­дое слово молитвы, а не под­су­нуть книжку – и читай от сих до сих.

Надо разо­брать с ребен­ком каж­дую молитву, прежде всего «Отче наш». Если дети не справ­ля­ются с цер­ков­но­сла­вян­ским тек­стом, читать ее на рус­ском языке. Для еже­днев­ного молит­вен­ного пра­вила доста­точно выбрать несколько малень­ких молитв и объ­яс­нить детям текст каж­дой из них. Этого хва­тит на доста­точно дол­гое время.

То же самое и с постом. Прежде чем застав­лять ребенка поститься, надо ему объ­яс­нить, зачем он это делает. Нужно поду­мать, что для него будет посиль­ной жерт­вой, кото­рую он смо­жет при­не­сти Богу.

Если ребе­нок идет на испо­ведь, то роди­тель дол­жен пого­во­рить с ним перед испо­ве­дью: настро­ить его, помочь ему найти для своих «гре­хов» испо­ве­даль­ные слова. Если ребе­нок идет к при­ча­стию, то дол­жен пони­мать, что он при­ни­мает, какое таин­ство про­ис­хо­дит, – это все должны объ­яс­нять ему родители.

То есть роди­тели в первую оче­редь должны сами все это знать и уметь объ­яс­нить это ребенку исходя из сво­его опыта.

Мы же не цити­руем Уго­лов­ный кодекс, когда объ­яс­няем ребенку, что такое добро и зло. Мы гово­рим сво­ими сло­вами. То же самое должно быть и в духов­ной жизни.

Чем меньше кодек­сов и больше живых слов – тем лучше.

– Есть ли какие‑то нормы для духов­ной жизни? Напри­мер, с какого воз­раста начи­нать поститься или до сколь­ких лет можно при­во­дить ребенка в храм только к причастию?

– Ника­ких норм нет: все это дол­жен роди­тель опре­де­лить для ребенка сам. Лучше начи­нать с малого и потом поне­мно­жечку при­бав­лять, чем сразу задать высо­кую планку, а потом ее снижать.

Нужно начи­нать с того, что ребенку по силам, а то и с мень­шего: чтобы какие‑то вещи ребе­нок делал про­сто из удо­воль­ствия. То, что ребе­нок делает в духов­ной жизни, должно достав­лять ему радость.

Конечно, хорошо, когда чело­век стоит всю службу не шелох­нув­шись. Но малень­кий ребе­нок так не может – и не надо от него этого требовать.

Оче­видно, что через какое‑то время он нач­нет уны­вать, а если его нач­нут еще и ругать за то, что он не умеет себя вести в храме, вряд ли он от такого посе­ще­ния церкви смо­жет полу­чить радость.

– И все же, взрос­лея, мно­гие дети «осты­вают» в вере: им не хочется больше ходить в храм, читать молит­вен­ное пра­вило, – нор­мально ли это?

– Ненор­мально: такое «охла­жде­ние» в вере как раз нередко про­ис­хо­дит у ребенка именно из‑за того, что перед ним были постав­лены непо­силь­ные задачи.

На мой взгляд, ничего не слу­чится, если под­ро­сток будет читать не так много молитв или не так строго поститься. Гораздо важ­нее, чтобы он сохра­нил на всю жизнь свое дет­ское ощу­ще­ние, что в храме ему хорошо, здесь его любят.

Бывает, конечно, и так, что повзрос­лев­шему ребенку в храме ста­но­вится скучно от того, что он не все пони­мает в бого­слу­же­нии. Вот здесь ему может помочь вос­крес­ная школа при храме.

По моему убеж­де­нию, вос­крес­ная школа должна быть ско­рее местом встречи и обще­ния дру­зей, нежели тра­ди­ци­он­ной шко­лой зна­ний с уроками-лекциями.

Обыч­ные заня­тия могут только отвра­тить ребенка от цер­ков­ной среды: он и так учится шесть дней в неделю и опять при­хо­дит учиться.

Здесь глав­ным должно стать обще­ние со сверст­ни­ками, поездки, походы, чтобы он видел, что веру­ю­щих много и это не какие‑то изгои или «белые вороны».

Вос­крес­ная школа или дет­ские орга­ни­за­ции, такие как пра­во­слав­ные сле­до­пыты, пра­во­слав­ные лагеря, необ­хо­димы, чтобы ребе­нок имел среду еди­но­мыш­лен­ни­ков, жил в Церкви пол­но­цен­ной жиз­нью: дру­жил, радо­вался, спорил.

Бывает, что роди­тели, отдав ребенка в вос­крес­ную школу, при этом сами не ходят в храм. Тогда ребе­нок ока­зы­ва­ется в стран­ном поло­же­нии: с одной сто­роны, его учат хоро­шему, но с дру­гой – он не встре­чает этому под­твер­жде­ния у себя дома.

Нельзя ска­зать, что такое уча­стие в жизни вос­крес­ной школы бес­смыс­ленно. Ситу­а­ции бывают вся­кие: иной раз дети при­во­дят в цер­ковь своих роди­те­лей, но это исклю­чи­тель­ные случаи.

– Нередко бывает такое, что какие‑то пове­ден­че­ские или пси­хи­че­ские рас­строй­ства у ребенка роди­тели при­ни­мают за духов­ные проблемы.

Кто‑то гово­рит, что надо ребенка везти на отчитку, кто‑то сове­тует чаще при­ча­щать. Что сове­ту­ете вы в таких ситуациях?

– Дей­стви­тельно, бесе­дуя с роди­те­лями, при­хо­дится стал­ки­ваться с глу­бо­ким непо­ни­ма­нием того, что дает чело­веку Цер­ковь.

Ребе­нок с про­бле­мами, кото­рые могут быть устра­нены вра­чеб­ными спо­со­бами, не лечится одними таин­ствами, и сове­то­вать в этом слу­чае только при­ча­щаться вме­сто визита к врачу – вопи­ю­щее невежество.

Пра­во­слав­ные роди­тели не должны бояться вра­чей, пси­хо­ло­гов, потому что очень мно­гие дет­ские про­блемы –это область пси­хо­ло­гии и пси­хи­ат­рии, их нужно свое­вре­менно обна­ру­жить и начать лечить. А рели­ги­оз­ный фак­тор, исполь­зо­ван­ный не по назна­че­нию, может только усу­гу­бить ситуацию.

К сожа­ле­нию, и в Церкви сей­час при­сут­ствует без­гра­мот­ность. Гос­подь на то и дал нам разум, чтобы мы исполь­зо­вали его по назначению.

Бывает, у ребенка явная пси­хи­че­ская про­блема, это может быть и форма дет­ской шизо­фре­нии, кото­рая про­яв­ляет себя в том числе и в рели­ги­оз­ных экзаль­та­циях, – а роди­тели чуть ли не счи­тают, что это у ребенка осо­бая форма святости.

– Ино­гда важ­ность духов­ного раз­ви­тия детей роди­тели пони­мают слиш­ком поздно, когда не осу­ществ­ля­ются надежды на бли­ста­тель­ное буду­щее их чада, и при­хо­дят мысли о том, как убе­речь его хотя бы «от тюрьмы да от сумы».

Что делать роди­телю в слу­чае, когда ребе­нок уже его не слушает?

– Я бы посо­ве­то­вал в первую оче­редь запа­стись тер­пе­нием. Даже если, как вам кажется, ребе­нок уже вас не слу­шает, его все равно не нужно остав­лять своей забо­той, вни­ма­нием, общением.

Вам должно быть понятно, что про­ис­хо­дит с ребен­ком, тогда при­дет и пони­ма­ние того, что делать дальше.

Одна из важ­ных форм духов­ного раз­ви­тия – это роди­тель­ская молитва. В своих молит­вах вы нико­гда не должны остав­лять сво­его ребенка.

– Но ведь бывает так, что ребе­нок сво­ими поступ­ками, пло­хими отмет­ками и т. д. вызы­вает у роди­теля лишь раз­дра­же­ние, как за него молиться тогда?

– Нужно быть реа­ли­стом по отно­ше­нию к сво­ему ребенку и видеть его таким, какой он есть, а не таким, каким нам бы его хоте­лось видеть. Когда мы видим реаль­ность вме­сто своих иде­а­лов –это и вызы­вает у нас раздражение.

Надо при­ни­мать сво­его ребенка таким, какой он есть, и не ужа­саться этому. Ребе­нок может какое‑то время втис­ки­ваться в наши пред­став­ле­ния, подыг­ры­вая нам, но потом ему это надоедает.

Это зача­стую и вызы­вает наш роди­тель­ский гнев, мы чув­ствуем, как уязв­лена наша гор­дыня. В этот момент самое время оста­но­виться и поду­мать: кого же я люблю – ребенка или свое пред­став­ле­ние о нем?

И когда мы раз­бе­ремся с этим, наше раз­дра­же­ние утих­нет и посте­пенно сме­нится теп­лой роди­тель­ской молитвой.

Оксана Севе­рина
Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №3 (59) 2014 г.

Источник

Теория духовного развития личности

Личность – субъективная проекция духовного Я в индивиде, обеспечивающая усвоение и приумножение жизненного опыта, полноту социальных отношений и способов самореализации в социуме.

Личность, как социальное Я, выступает посредником между Я духовным и Я биологическим, обеспечивая гармонизацию и удовлетворение человеческих потребностей, от низших, инстинктивных (выживания, самообеспечения, продолжения рода) – до высших (самосовершенствования, служения ближним, преумножения Добра, Красоты, Истины).

Э.А.Помыткин

Определение личности и психологическая модель развития её духовного потенциала

В отличие от животных, человек имеет не только биологические потребности, но также потребности социального Я и духовного Я. Руководствуясь биологическими инстинктами самосохранения и продолжения рода, человек является потребителем материальных благ общества и ресурсов планеты. Получаемая при этом энергия поддерживает существование его физического тела и позволяет сформироваться и проявиться личностным потребностям. Развитие личности происходит путём овладение биологической природой, преобразования натуры в культуру, естественного творчества в духовное творчество. На высших ступенях развития социальное Я интегрируется с Я духовным: через духовное творчество, служение и самоотдачу человек становится вместе с другими людьми сотворцом новых духовных ценностей, новой духовной реальности, которая трансформирует социум.

Личность, как социальное Я индивида, выполняет функцию посредничества между Я биологическим и Я духовным и обуславливает соответствующие социальные потребности в жизненном самоутверждении, профессиональном росте, самореализации в обществе. Идентификация с биологическим Я обуславливает потребности психофизиологического характера: в еде, сне, отдыхе и т.д., потребности, которые соотносятся с потреблением. Что же касается Я духовного, то соответствующие ему потребности могут кардинально отличаться от перечисленных, поскольку именно духовное Я обуславливает направленность личности на творчество, самоотдачу, служение ближним (людям, миру), утверждение Добра, Красоты, Истины.

Психологическая теория духовного развития личности

Определение духовно развитой (высокодуховной) личности следует рассматривать как проекцию существующих представлений о духовности в человека. В этом смысле целесообразно выделить два основных подхода к пониманию духовности – содержательный и функциональный.

В соответствии с содержательным подходом, духовность определяется смыслосозидающими и ценностными категориями, которые могут носить либо светский характер (красота, добро, истина – по платону), либо религиозный (вера в бога, надежда на спасение, любовь, покаяние и т.п. в христианстве).

Согласно функциональному подходу, духовность характеризуется иерархической доминантностью развитых высших психологических функций личности, к которым относят сознание, самосознание и волю (Л.С.Выготский, И.Д.Бех).

Обобщая приведенные подходы, духовно развитую личность следует рассматривать как субъекта жизнетворческой активности, направленной на осознанное самосовершенствование, носителя идеалов, ценностей и смыслов Добра, Красоты и Истины, стремящегося к гармонизации поведения и образа жизни, обогащению духовного достояния человечества результатами собственной деятельности.

Какие преобразования происходят во внутреннем мире человека в процессе развития его духовного потенциала? Как высшие психические функции взаимодействуют с более низшими – интеллектуальными и эмоциональными? Какой может быть последовательность этого процесса во времени?

Изучение процесса духовного развития

Для изучения процесса духовного развития в соотношении с другими психическими процессами целесообразно воспользоваться психологической моделью, представленной на рис.1.

При этом под актуализацией следует понимать переход от потенциального, неосознанного – к активному, осознанному и проявленному в личностных потребностях. Духовные потребности не возникают от рождения, так же, как не рождаются личностью, которой еще предстоит стать. В первые месяцы жизни ребенка более активны психофизиологические функции и процессы, которые обеспечивают физический рост тела, формирование органов и систем организма, обусловливают соответствующие потребности в физической активности, сне, еде, отдыхе, безопасности и комфорте. Эти потребности и процессы являются фундаментом личности, обусловливают соответствующие эмоциональные состояния и интеллектуальную активность.

В дальнейшем ребенок все больше проявляет базовые эмоции – «комплекс оживления», когда чувствует запах мамы, ощущает единство с ней, воспринимает ее заботу о себе, улыбается, когда узнает родных, радуется от удовольствия непосредственного общения с ними и т.д. Потребности эмоционального развития удовлетворяются далее в разнообразных формах общения (сначала невербальных, а позже – вербальных), игре, различных видах совместной деятельности.

С возрастом все большую активность приобретают интеллектуальные процессы – восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Ребенок как первооткрыватель познает собственное тело и внешний мир, проявляет интерес, задавая бесконечное количество вопросов взрослым.

Духовное Я: идеалы, смыслы, ценности

Теория духовного развития личности включает в себя удовлетворение базовых психофизиологических потребностей, которое приводит возникновению потребностей социальных – в любви, уважении, оценке со стороны значимых личностей, самоактуализации (А.Маслоу). Мышление и эмоции «возвышаются» к поиску новых возможностей самораскрытия и реализации в социуме.

Активность эмоциональных и интеллектуальных процессов личности составляет основу для формирования высших психических функций – сознания, самосознания и воли (И.Д.Бех, Л.С.Выготский), которые являются проекцией его духовного Я.

духовное развития человека что это. Смотреть фото духовное развития человека что это. Смотреть картинку духовное развития человека что это. Картинка про духовное развития человека что это. Фото духовное развития человека что это

Рис. 1. Психологическая модель развития духовного потенциала личности.

При этом, важную роль играют благоприятные внешние условия – влияние семейного воспитания, образование, референтные личности.

В процессе воспитания взрослые пытаются привлечь ребенка к самым высоким достижениям, существующим в социуме. Этот процесс успешен, если удается задействовать мотивы и психологические механизмы актуализации духовного потенциала личности.

Через общение, сказки, мифы и легенды смыслообразующие категории Добра, Красоты, Истины выступают предметом познания личности ребенка, и в случае благоприятных внутренних условий находят эмоциональный отклик, вызывают положительное эмоциональное отношение, в интеллектуальной сфере активизируют внимание, мышление, запоминаются и побуждают к развитию воображения, детской фантазии. Функциональная и содержательная согласованность между аффективной и интеллектуальной сферами приводит к формированию устойчивых мотивов духовного развития личности. Это в итоге способствует эстетическому мировосприятию и направленности, стремлению к самосовершенствованию и совершенствованию мира; гуманистическому мировосприятию и направленности; стремлению к познанию, самопознанию и самосовершенствованию; упорядочению своей жизни в соответствии с духовными принципами; достижению наиболее полной духовной самореализации.

Актуализация психологических механизмов развития

Под влиянием духовной мотивации происходит актуализация психологических механизмов развития духовного потенциала личности. Так, актуализация психологического механизма идентификации вызывает отождествление с высокодуховными личностями, с собственным духовным Я. Идентифицируя себя с героями мифов и сказок, ребенок подражает их поведению и поступкам, мысленно переносит себя в игровых ситуациях из обычного мира в мир фантазии, обустраивает этот мир как альтернативную духовную реальность.

Психологический механизм децентрации помогает освобождаться от эгоцентризма, учитывать потребности и интересы других, реализовать на личном опыте главные духовные заветы человечества, наставления духовных подвижников.

Актуализация психологического механизма рефлексии даёт возможность обращать внимание на свой внутренний мир, размышлять над своим психическим состоянием, анализировать события собственной жизни, находить жизненные смыслы, осуществлять интеграцию личностных достижений в духовный опыт человечества.

Психологический механизм трансценденции связан с вершинными переживаниями личности, стремлением к абсолютному, совершенному, условно идеальному, возвышает человека над обыденностью, способствует развитию интуиции, творчества, любви к людям и миру.

Психологический механизм осознания единства бытия способствует пониманию человеком себя как части единого целого – человеческого сообщества, природы, Вселенной, обеспечивает связь между поколениями людей, вызывает активность всех форм сознания: чувств, переживаний, мышления. Практичная теория духовного развития личности раскрывает множество аспектов.

Актуализация психологических механизмов духовного развития приводит к активности высших психических функций личности – сознания, самосознания и воли, «пробуждению» духовного Я человека, упорядочению идеалов, смыслов и ценностей.

В процесс формирования идеалов, ценностей и смыслов первыми у ребенка формируются идеалы, которыми, в большинстве случаев, выступают родители. В дальнейшем же в подростковом возрасте идеализация родителей уступает место критическому осмыслению их недостатков и преимуществ, подростки как бы пытаются выйти за пределы семьи. Актуализация духовного потенциала человека сопровождается переориентацией с личностных на трансцендентные идеалы. Так, маленькие дети отмечают, что идеалами для них служат родители («хочу быть похожим на папу, маму!»), но в дальнейшем им становится стыдно это признавать, так как они стремятся к взрослости, самостоятельности. Подростки мечтают быть похожими на молодежных лидеров, следуют поведению киногероев.

В процессе развития ребёнок начинает разделять черты человека (животных, персонажей из мультфильмов) на положительные и отрицательные, постепенно определяя, что ему в них нравится, а что – нет. Таким образом, он все больше осознает те черты, качества, которые в совокупности составляют трансцендентный идеал.

Развитие духовного потенциала

Для развития духовного потенциала чрезвычайную роль играет возможность ознакомления с духовными идеалами (как личностными, так и трансцендентными). Увлекаясь жизнью и установками духовных подвижников, и ребенок, и взрослый человек при наличии высокого духовного потенциала испытывают «родство», «сопричастность», особую духовную близость к ним. Это эмоциональное увлечение может быть достаточно мощным для ценностной переориентации, которая у многих наступает только вследствие жизненных потрясений.

Актуализация в человеке его духовного потенциала предопределяет переориентацию от потребления к самоотдаче. Доминантными для него становятся духовные ценности, в частности, гуманистические (добро, благотворительность); эстетические (красота, гармония, совершенство в природе и в человеке); экологические (чистота, сохранение планеты от экологической катастрофы); ценности самопознания (интроспекция, самосозерцание, самосознание); самосовершенствования (поиск путей и методов улучшения себя, приобретения новых положительных личностных качеств) и ценности самореализации (раскрытие собственного личностного потенциала в служении ближним, Родине, человечеству, природе, Богу).

Детские сказки и формирование смыслов

Смыслы в возрастном измерении личности формируются позже, ведь их осознание требует интеллектуальной и моральной саморефлексии, которая не под силу ребенку. Первые смыслы формируются в большинстве случаев под влиянием сказок, семейных установок. В дальнейшем же подросток подвергает сомнению усвоенное и стремится к созданию собственных смысловых ориентиров.

Основные смыслы духовного порядка связаны с важнейшими проблемами человеческого бытия, в частности, его назначением, свободой и ответственностью, самосовершенствованием и высшей духовной самореализацией.

Активизация духовного Я

Активизация, «пробуждение» духовного Я обусловливает возникновение совершенно новых для человека потребностей развития, которые он стремится понять и определить свое эмоционально-оценочное отношение к ним. Как свидетельствуют биографические данные жизни Сковороды, Матери Терезы и других подвижников, духовные потребности приходят изнутри и осознаются как зов сердца, голос совести, стремления души, жизненная необходимость, по сравнению с которой все остальное теряет смысл [8]. При этом наше внимание как интеллектуальный процесс может быть направлено и на внешний мир (через 5 органов восприятия), и на внутренний. Несоответствие между первым и вторым наводит на размышления о несовершенстве мира и собственном несовершенстве, об идеальных образцах совершенства и необходимых шагах для приближения к ним. Уравновешивание противоречий побуждает личность к раскрытию и обогащению духовного потенциала, к дальнейшему духовному развитию.

В целом духовное развитие целесообразно понимать как процесс сознательного самосовершенствования личности, который направляет человека на подчинение своего биологического и социального Я высшим идеалам, ценностям и смыслам Добра, Красоты и Истины, на гармонизацию поведения и образа жизни, обогащение духовного достояния человечества результатами собственной деятельности.

Духовные потребности личности

Духовные потребности, как зов собственного духовного Я, могут быть осознаны в любом возрасте. Однако, нередко, этому мешает избыточная активность интеллектуальной или аффективной сферы. Непрерывная интеллектуальная активность или эмоциональная несдержанность не могут трансформироваться в развитие духовного потенциала личности, поскольку духовное развитие требует иерархического подчинения процессов мышления и эмоционального реагирования процессам сознания, самосознания и воли.

В частности теория духовного развития личности говорит о том, что в функциональном измерении актуализация духовного потенциала происходит через:

В содержательном измерении актуализация духовного потенциала требует:

Общественные духовные практики

Чаще всего, человек в процессе духовного развития использует общеизвестные на протяжении тысячелетий духовные практики: различные виды сосредоточения, медитации, контроля мыслей и эмоций, молитвы для направления мышления в единое русло, аскетизм для подчинения желаний и влечений и тому подобное.

Развитие сознания является наиболее сложным процессом. Характеризуя различные качественные признаки, в речевом обороте используют такие словосочетания, как «ограниченное сознание», «эгоцентрическое сознание», «низкое сознание», «высокосознательная личность», «расширенное сознание», «бытийное сознание», «космическое сознание» и др. Безусловно, высокий духовный потенциал характеризуется особым уровнем сознания, сознательной активностью личности, проявляется в её поведении и деятельности.

духовное развития человека что это. Смотреть фото духовное развития человека что это. Смотреть картинку духовное развития человека что это. Картинка про духовное развития человека что это. Фото духовное развития человека что это

Рис.2. Психологическая модель развития сознания и ценностной ориентации личности

В методическом плане распределение сознания на качественные уровни целесообразно осуществлять, опираясь на психологическую модель развития сознания и указанные в ней уровни личностных ценностей, что представлено на рис. 2. Согласно этой модели, развитие ценностных ориентаций личности происходит поочередно, начиная с 1-го до 5-го условно определенного уровня. При этом в онтогенезе уровни отождествляются с этапами процесса духовного развития личности и осознания единства бытия. Так, еще до рождения ребенок находится в состоянии бессознательного единства с организмом матери, а теряя это единство в момент рождения, в дальнейшем стремится к его восстановлению на сущностно новом уровне.

Невозможность непосредственного восстановления единства и гармонии с организмом матери, утраченных ребёнком в момент рождения, приводит к активизации инстинктов самосохранения и выживания. Таким образом, первая ступень развития сознания – эгоцентризм – характерна для ребенка, который требует от внешнего мира внимания, заботы, любви. Наиболее актуальными для него становятся слова: “Я”, “Мне”, “Я сам”. Если человек остается на первом уровне cознания в течение дальнейшей жизни – его называют эгоистичным.

В процессе перехода на второй уровень возрастает значение заботы о близких людях – родителей, родных. Для второго уровня сознания приоритетные ценности и потребности – это ценности и потребности собственной семьи. Ребенок, подрастая, берет на себя решение семейных проблем, то есть мировоззрение расширяется до семейного круга, что сказывается на ответственности. При этом утраченное при рождении единство с организмом матери реализуется через единство семейного круга. Высказывание “хороший семьянин” соотносится именно с этим уровнем. Вместе с тем, безоговорочное утверждение правоты и ценностей только своей семьи порождает конфликты с теми, кто к этой семье не принадлежит и имеет отличную точку зрения, отстаивает другие интересы.

Личная семейная жизнь

Дальнейшее развитие сознания человека способствует пониманию того, что его личная жизнь, жизнь семьи тесно связаны с жизнью общества, нации, народа. Таким образом, улучшение общественной жизни положительно отразится также на жизни семей, из которых состоит общество. Благодаря осознанию этого факта (что, к сожалению, случается не всегда), человек “переходит” на третий уровень – к гражданской активности, государственному патриотизму, национальному самосознанию. Его не перестают волновать семейные или личные ценности, однако в случае необходимости человек может отодвинуть их на второй план, жертвуя собственным ради общего. Утраченное единство восстанавливается через любовь к родному краю, народу.

Противоречием тут может оставаться разделение людей на своих и чужих, признание интересов одной социальной группы единственно важными, что может порождать конфликты на межнациональном уровне или между различными государствами.

Следующий, четвертый, уровень – это уровень принятия и понимания другого человека независимо от его национальных признаков или веры. Принятие каждого человека как индивидуальности, признание права каждого на собственные убеждения, осознание факта, что человечество – единый взаимосвязанный организм, в котором каждый выполняет свою роль – характеризует уровень общечеловеческих ценностей. Этот уровень сознания освобождает человека из замкнутого круга «мое – чужое», «друзья – враги». Основным принципом, который присущ мировоззрению четвертого уровня, является так называемое “золотое правило” Иисуса Христа: “Не делай другим того, чего не хочешь себе”. На этом уровне утраченное единство реализуется не только в семейных и общественных отношениях, но и на уровне человечества в целом.

Процесс развития сознания

Однако, человек не отделен от природы, планетарной жизни, космоса со всеми явлениями, которые осознаются и не осознаются человеком. Вместе с тем, все космические процессы непосредственно влияют на человечество, и понимание, переживание этого факта расширяет сознание до космического масштаба. Этот уровень сознания человека характеризуется пониманием, что Вселенная – единый организм, а Земля со всеми обитающими на ней существами – его неотъемлемая часть. Из этого следует и соответствующее отношение к бытию, ко всем живым существам как к самому себе. Таким образом, пятый уровень сознания и ценностной ориентации реализует единство человека со всем организмом Вселенной.

Следует отметить, что процесс развития сознания имеет определенную закономерность: от неосознанного единства с материнским организмом, путем духовного развития человек приходит к осознанному единству с организмом Вселенной, возвращаясь к отправной точке своей жизни, но на качественно новом уровне. Сущностное отличие между приведенными на рис. 2 уровнями сознания заключается в приоритете ценностей, в направленности стремлений и потребностей человека. На первом уровне потребности направляются на себя (инстинкт самосохранения), а на пятом – человек получает естественную радость и удовлетворение от самоотдачи, от оказания помощи нуждающимся, осознания потребностей своего духовного Я. Таким образом внутреннее и внешнее становятся уравновешенными.

Когда осознание потребностей собственного духовного Я состоялось, для человека с необычайной ясностью открывается его жизненная миссия, цель и ориентиры духовного развития. Личность переориентирует внимание преимущественно на собственный духовный мир, познает не только внешние объекты, но и глубину собственной души, постигает духовное Я. По этому поводу Патанджали отмечал: «Тогда, когда умственное волнение взято под контроль, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе. Контроль за изменениями умственной активности достигается благодаря постоянным усилиям и отсутствию привязанности… Практика требует непрерывности усилий, направленных на сохранение устойчивости сознания» [4, с. 2].

Идентификации с социальными лидерами и децентрация

С.Гроф утверждал в этой связи, что «переживания духовного Я и его интимного союза с личностным Я дает ощущение расширения внутреннего пространства, универсальности и уверенности в том, что внутренний мир каким-то образом причастен к Божественной природе» [3, с. 48].

В результате развития духовного потенциала активность духовного Я направляет мышление личности на поиск новых моделей духовно направленного поведения, высшим проявлением которого является поступок-служение (И.Д.Бех) и через серию таких поступков, объединенных духовными мотивами, целью и результатами трансформируется в духовно направленную деятельность, выступает условием духовной самореализации личности.

Человек, в христианском понимании, становится «Храмом Святого Духа». Недостойное поведение становится для него недопустимым не потому, что будет кем-то осуждено, а потому, что не соответствует собственной духовной сущности, жизненным принципам. Так, в процессе консультативного взаимодействия, девушка, создающая рекламные ролики для одного престижного телевизионного канала, призналась: «Не могу больше рекламировать алкогольные изделия. Каждый раз, когда это делаю, помню, что от алкоголя ежедневно погибает около 100 человек. Не хочу быть к этому причастной».

Какие выводы?

Таким образом, процесс развития духовного потенциала приводит к существенным изменениям не только во внутреннем мире личности, но и к изменению траектории жизненного пути, способствует нахождению новых возможностей самореализации во внешнем мире.

Сравнение процесса духовного развития личности с процессом социализации позволяет констатировать, что последняя обеспечивается на практике благодаря только двум из приведенных психологических механизмов, а именно – идентификации с социальными лидерами (их нормами поведения, убеждениями) и децентрации (при условии, что в обществе не господствует идея массового эгоцентризма). В дальнейшем же, социализация и духовное развитие могут иметь кардинально отличные по направленности векторы, что обуславливает наличие выбора: жить «как принято» или поступать в соответствии с высшими смыслами и принципами.

Сформированность духовных идеалов, смыслов и ценностей, с одной стороны, а также преобладание активности высших психических функций – с другой, способствуют одухотворению всех личностных подструктур, в частности, общения, направленности, характера, самосознания, интеллекта, опыта и психофизиологических свойств – в соответствии со структурой личности, разработанной В.В.Рыбалкой [14; 15].

Доктор психологических наук, профессор Эдуард Александрович Помыткин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *