духовный ущерб что такое

Православная Жизнь

Нищета духовная — разве это хорошо? Лучше ведь быть духовно богатыми!

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

Разбираемся с понятием и ищем аналогии

Многим людям довольно сложно разобраться в том, что такое «духовная нищета». Мы привыкли, что нужно стремиться к интеллектуальному или духовному богатству, образованности, широкому кругозору. Что же значит — быть нищим духом? Святые отцы предлагают провести аналогию с нищими, которых мы видим вокруг себя: это люди, просящие подаяния, они не проживут без помощи других, не надеются на собственные силы и зависят от милости окружающих. В духовном плане нищий духом человек зависит от Бога и Его милости. Он знает, что все его духовные дары — от Бога.

Если человек пристально посмотрит на себя, то обнаружит, что часто его поступки бывают неискренними. Казалось бы, делаем доброе дело, но в сердце закрадывается желание благодарности, уважения, похвалы. Это происходит потому, что мы не обладаем теми достоинствами, которыми изначально по замыслу Создателя должен обладать человек. Ощущая свою нищету, понимая, что так не должно быть, что нужно быть иными, мы просим у Бога недостающие добродетели. В этом и заключается нищета духа.

Нищета духа — это дар?

Это не дар. Мы должны стяжать нищету духа. По сути, в этом и состоит наша духовная жизнь. Чтобы понять, что такое нищета духа, нужно рассмотреть её противоположность — гордость, когда человек считает себя самодостаточным, добродетельным, духовно богатым, имеющим заслуженную славу. Наблюдательный человек знает, что ум, слава, красота, достаток — это чаще всего преходящие вещи. Красивые теряют свою красоту, умные с возрастом глупеют, облечённые славой болеют и превращаются в свою же противоположность. Духовный человек может впасть в прелесть — считать себя духоносным старцем, вести за собой якобы в Царствие Небесное учеников и почитателей. Все добродетели очень зыбки.

Как только мы начинаем пристально рассматривать качества своей души, образ своих мыслей и поступков, то вдруг обнаруживаем, что, по сути, не обладаем ни добродетелями, ни святостью, ни всеми теми духовными дарованиями, которые нам так нравятся и которые мы ценим. Особенно это заметно, когда удаётся встретить человека действительно смиренного и нищего духом. Нам с ним очень легко и приятно, потому что он не превозносится, умеет по-настоящему любить, считает себя ниже других и никого не осуждает за слова и поступки. Он снисходителен, кроток и добр. В Священном Писании и Предании Церкви мы видим множество примеров тому, что все святые, которые были награждены дарами Духа Святого и могли исцелять, чудотворить, молиться, прежде стяжали нищету духа. Они испрашивали её у Бога, и Он по Своей любви им её даровал.

Наши ориентиры

Кому мы с большим желанием подадим милостыню: тому, кто нас обманывает, или тому, кто на самом деле беден и нуждается в нашей помощи? Конечно же, вторым. Так и Господь: Он с великой радостью и быстротой помогает тем, кто искренне считает себя нищим духовно. Вспомним патриарха Авраама, который был родоначальником всех верующих, пророков Моисея и Давида — это были люди особых природных дарований, но они стяжали благодатные дары через великое смирение.

Вот, к примеру, слова царя Давида: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7). В этом ряду — и Владычица наша Богородица, Которая сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), и Сам Господь, Который говорил: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) — и взошёл на Крест, когда Его оплёвывали, били, ругали, издевались. Он со смирением и кротостью принял всё, что надлежало исполнить, всё, ради чего Он был послан на землю. В этих примерах — наши ориентиры и наша опора.

Как стяжать нищету духа?

Должны ли мы всё время себя бичевать и унижать, чтобы обрести нищету духовную? Нет, это делать не обязательно, иначе может произойти так, что внешне будем выставлять себя смиренномудрыми и нищими духом, а в душе — гордиться и тщеславиться этими «добродетелями».

Чтобы обрести нищету духа, нужно всегда избегать славы, превозношения, благодарностей. Стараться поступать с теми, кто выше нас по социальному положению, с кротостью, с теми, кто равен нам — с братолюбием, с теми, кто ниже — со снисхождением. По этим индикаторам можно понять, каково наше духовное состояние, преуспели ли мы в смирении, которое можно считать синонимом нищеты духа. Благодаря им можно определить точку духовного развития, на которой мы находимся. А чтобы перейти на более высокий уровень, Господь оставил нам свои таинства. Глядя на высочайшие ориентиры в лице подвижников нашей веры, мы можем каяться и исправляться. В таинствах Господь дарует нам Свою благодать и ей восполняет всё недостающее нам. Главное — иметь смирение и просить у Него помощи.

Нищета духа невозможна без искренности перед Богом

Мы должны понимать, что к идеалу можем только стремиться. Святые отцы говорят, что достичь его не получится, и это нормально: чем выше поднимается человек в своём духовном развитии, тем лучше видит своё несовершенство. С другой стороны, Господь порой попускает падения, причём даже тем людям, которые имели определённые духовные дары. Человек, даже стяжавший какие-то добродетели, всё равно остаётся изменяемым, он не занимает духовную высоту раз и навсегда. Мудрые отцы нашей Церкви это знали.

Преподобный Макарий Великий рассказал историю о том, как один старец, обладающий даром исцеления, помогал больным тем, что просто возлагал на них руки. Слава о нём пошла великая, и он почувствовал, что погибает, потому что слава стала ему приятной. Как человек, имеющий нищету духа, он попросил у Господа, чтобы в него вселился бес. Бог попустил это, старец стал бесноватым, его даже заковали в цепи. Слава его была разрушена, но сам он исцелился, после чего продолжил своё духовное восхождение.

Мы должны понимать, что смиренномудрие и смирение — понятия разные. Смиренномудрие — это когда мы понимаем, как нужно правильно жить и поступать, а смирение — это практика. Чаще всего мы не имеем смирения, просто побуждаем себя к правильным поступкам, но оступаемся, каемся, идём дальше. Искренность перед Богом в том и состоит, чтобы адекватно оценивать себя и свои поступки. Чем объективнее и мудрее мы подходим к этому, тем больше видим своих грехов и меньше — добродетелей. Осознаём, что есть попытки их стяжать, есть добрые устремления, а достижений мало. Порой мы пытаемся обнять весь мир, берёмся за неподъёмную ношу, под которой у нас тут же подкашиваются колени — потому что оценили себя выше тех достоинств, которые у нас имеются. Но в этом есть свои плюсы: таким образом происходит стяжание нищеты духа.

Итак, подытожим: чтобы стяжать нищету духа, надо всегда иметь перед собой духовные эталоны — Христа, Пресвятую Богородицу, апостолов, святых. Нужно знать, что мешает нам быть похожими на них: это могут быть слава, самолюбие, гордыня — всё, что идёт в ущерб нашей духовной красоте. Наконец, следует определить добродетели, в которых надо возрастать. На этом пути очень помогут труды святых отцов. Поскольку заповеди блаженства — это основание всех добродетелей, то таких трудов очень много. Каждый, кто хочет в них разобраться или изучить более детально, найдёт подходящие для его ума и сердца. Надо начать читать, и если зацепило, если не хочется закрыть книгу — значит, это то, что нужно.

Источник

Деньги за нервы: адвокат объяснил, что такое моральный вред и как правильно требовать его возмещение

духовный ущерб что такое. Смотреть фото духовный ущерб что такое. Смотреть картинку духовный ущерб что такое. Картинка про духовный ущерб что такое. Фото духовный ущерб что такое

Причинение вреда гражданину позволяет ему требовать от обидчика компенсацию. Это правило установлено действующим законодательством и вроде бы не вызывает вопросов: кто виноват, тот и должен заплатить.

Когда речь идет о материальных убытках, понятно, с кого требовать возмещение и в какой сумме. Но как быть, если ущерб был причинен не только материальный? Моральный вред — понятие куда более сложное и специфичное в российском правовом поле. Что оно подразумевает? Как оценивается? Чем отличаются материальный и моральный вред? И каковы перспективы получения выплаты «за страдания» по решению суда? На эти вопросы журналисту ФАН ответила адвокат Московской коллегии адвокатов «Столичная юридическая компания» Дарья Морозова.

Что значит «причинен моральный вред»

Человек был незаконно уволен с работы. Пострадавший стал инвалидом в результате наезда автомобиля под управлением пьяного водителя. Ошибка медиков привела к инвалидности и невозможности ни продолжать профессиональную деятельность, ни жить привычной жизнью. Это лишь небольшой перечень ситуаций, в которых нарушаются гражданские права.

В каждом случае пострадавшему причинен вред и измерить его можно разными критериями. Например, при увольнении человек потерял заработок и остался без средств к существованию. И это — вред материальный, который можно исчислить деньгами: сложить неполученную за несколько месяцев зарплату и потребовать возмещения этой суммы через суд.

Увечья, полученные в результате автомобильной аварии, тоже можно оценить: пострадавший вынужден оплачивать лечение, покупать средства реабилитации. Измерить в деньгах можно и потерю трудоспособности в результате медицинской ошибки: если человек стал инвалидом, вполне можно потребовать от виновной стороны сумму, которую он недополучит из-за невозможности работать.

Но при этом нельзя говорить только о материальном ущербе, который причинили пострадавшему. Все эти ситуации сопровождаются серьезными психологическими, нравственными страданиями. Нервы, переживания, психологический дискомфорт из-за того, что жизнь изменилась и, вероятно, уже никогда не станет прежней, не добавляют ни здоровья, ни хорошего самочувствия. И в этом случае причиненный ущерб нужно рассматривать с нескольких сторон — не только финансовой, но и психологической.

духовный ущерб что такое. Смотреть фото духовный ущерб что такое. Смотреть картинку духовный ущерб что такое. Картинка про духовный ущерб что такое. Фото духовный ущерб что такое

Страдания душевные и не только

«Под моральным вредом понимают причинение человеку страданий — физических и нравственных, — комментирует адвокат Дарья Морозова. — Они нарушают здоровье, привычный комфорт и жизненный уровень, вызывают переживания. Это понятие закреплено Гражданским кодексом и все чаще используется в судебной практике».

Так как термин «моральный» подразумевает эмоциональное и психологическое состояние человека, то и причиненный ущерб рассматривают с точки зрения нравственных страданий. Это переживания, внутренний психологический дискомфорт, изменение привычного мировоззрения, что значительно влияет на качество жизни. Проявления этого дискомфорта могут быть различными: постоянные волнения и тревога, подавленность и стыд, страх или раздражительность, которые развиваются на фоне спорной ситуации.

Эмоциональное состояние не может не влиять и на состояние физическое. А в некоторых случаях, когда обидчиком был причинен физический вред, именно этот факт и становится причиной психологической подавленности, эмоционального дискомфорта. В этом случае речь идет о физических страданиях. Варианты их проявления — боль, развитие или обострение хронических заболеваний, что также укладывается в понятие морального вреда.

«Физические страдания в данном случае могут быть, но не обязательны, — уточняет адвокат Дарья Морозова. — Однако, как показывает практика, эти понятия тесно взаимосвязаны. Ведь если человеку был причинен физический вред, это неизбежно влечет душевные страдания. И наоборот, эмоциональные переживания могут негативно отразиться на здоровье: вызвать повышение артериального давления, лихорадочное состояние, болезненность».

духовный ущерб что такое. Смотреть фото духовный ущерб что такое. Смотреть картинку духовный ущерб что такое. Картинка про духовный ущерб что такое. Фото духовный ущерб что такое

В каких случаях рассматривают возмещение морального вреда

Это и нарушение авторских прав, и нарушение прав потребителя. В 2020 году предельно острой стала ситуация с незаконными увольнениями, что тоже подразумевает моральный ущерб. Нарушение тайны завещания, дискриминация гражданина, разглашение сведений, касающихся личной информации или врачебной тайны, нарушение прав в результате ненадлежащей рекламы, — все это укладывается в норму закона.

Но не всегда в этих случаях можно заявлять о вреде моральном. По закону, для этого должны сойтись три пункта:

Решают такие споры только в суде. Досудебная практика с заявлениями о компенсации морального вреда вообще не встречается, так как в России она бесперспективна. Единственный способ компенсации морального вреда, предусмотренный отечественным законодательством, — в денежной форме. Ее предусматривают как Гражданский кодекс, так и другие законы.

духовный ущерб что такое. Смотреть фото духовный ущерб что такое. Смотреть картинку духовный ущерб что такое. Картинка про духовный ущерб что такое. Фото духовный ущерб что такое

Иск о компенсации морального вреда

К обращению в суд нужно подготовиться и желательно заручиться поддержкой опытного адвоката, который поможет собрать доказательства правоты и причиненного ущерба.

«Требование о компенсации морального ущерба можно подавать как в виде отдельного иска, так и сочетать с другими требованиями в одном иске, — комментирует адвокат Дарья Морозова. — В заявлении нужно указывать, кто именно причинил вред, при каких обстоятельствах это произошло. Важно отметить, в чем выражается причиненный вред, а также привести доказательства».

Одних лишь слов о физических страданиях при этом недостаточно. В качестве подтверждения пострадавший должен предоставлять документы. Ухудшение здоровья, то есть вред физический, нужно подтверждать медицинскими справками, которые доказывают, что человек действительно обращался за медицинской помощью, и что телесные повреждения или обострение хронической болезни возникли в результате или по причине рассматриваемой конфликтной ситуации.

Эмоциональные переживания доказать сложнее, но и это возможно. Для этого можно представить справку от врача (психиатра, психотерапевта) о консультации, назначенном или проведенном лечении. В качестве подтверждения подойдут документы с места работы или учебы о снижении трудоспособности или успеваемости.

«Суд рассматривает степень страданий с учетом фактических обстоятельств, — продолжает Дарья Морозова. — Например, в 2016 году Ростовский областной суд отказал в возмещении морального вреда, так как было доказано, что телесные повреждения, причиненные ответчиком истцу, не нанесли вреда его здоровью. Также важна причинно-следственная связь. В 2013 году Алтайским краевым судом была значительно снижена заявленная сумма компенсации морального вреда, так как судебно-медицинская экспертиза не смогла однозначно подтвердить, что ухудшение здоровья истца было связано именно с действиями ответчика».

духовный ущерб что такое. Смотреть фото духовный ущерб что такое. Смотреть картинку духовный ущерб что такое. Картинка про духовный ущерб что такое. Фото духовный ущерб что такое

Практика возмещения морального вреда

По словам Дарьи Морозовой, истец не всегда должен доказывать, что ему был причинен моральный вред. В некоторых случаях достаточно подтверждения самого факта нарушения прав, чтобы убедить суд в том, что человек испытывал психологические страдания. Например, это признается «само собой разумеющимся» в трудовых спорах и логичным в спорах о защите прав потребителей. Но если пострадавший представляет доказательства, это может серьезно повлиять на сумму назначенной судом компенсации.

Не нужно подтверждать нравственные страдания и в делах о нанесении вреда здоровью или смерти. В 2010 году Верховный суд признал, что в этих случаях моральный вред считается причиненным изначально. В некоторых ситуациях отвечать рублем приходится и «без вины виноватым». Например, водителю, который в результате трагической случайности сбил пешехода. И даже если этот пешеход был пьян, выскочил на дорогу внезапно в полной темноте или переходил ее в неположенном месте, это дела не изменит. Водитель должен будет возместить моральный ущерб как владелец транспортного средства — источника повышенной опасности.

Аналогичное правило распространяется на организацию, сотрудник которой при исполнении служебных обязанностей причинил вред. Отвечать перед пострадавшим будет именно организация, а уже потом компании предстоит разбирательство с работником.

«При подаче заявления истец должен уплатить госпошлину, — уточняет Дарья Морозова. — Ее размер составляет 300 рублей. Сумма небольшая, так как подразумевается, что вред имеет неимущественный характер, несмотря на то, что взыскивается в денежной форме».

духовный ущерб что такое. Смотреть фото духовный ущерб что такое. Смотреть картинку духовный ущерб что такое. Картинка про духовный ущерб что такое. Фото духовный ущерб что такое

Размер морального вреда

На какую же сумму может претендовать пострадавший? Это главный и один из самых сложных вопросов в российской юридической практике. Никаких четких критериев, рекомендаций, коэффициентов и других ориентиров в этой сфере не существует. Назначает сумму морального вреда суд, который основывает свое решение на определенных законом факторах.

Теоретически эти факторы четкие и понятные, так как прописаны в нормативных актах. Законом предусмотрено, что суд должен обращать внимание как на фактические обстоятельства дела, так и на степень вины ответчика. Должен учесть индивидуальные особенности потерпевшего и даже то, как он действовал в момент причинения ему вреда. А еще российским судам нужно отталкиваться от разумности заявляемой суммы и ее справедливости.

Можно ли считать эти нормы конкретными? Вряд ли. Но кроме этих туманных ориентиров в отечественной судебной практике нет больше ничего. Поэтому примеры морального вреда в нашей стране столь серьезно различаются. Минимальный в истории российского судопроизводства, определенный по факту смерти человека в виде компенсации его близким, составил пять тысяч рублей. Максимальный в размере 15 млн рублей был присужден в 2015 году семейной паре из Санкт-Петербурга, которые из-за ошибки врачей потеряли при родах ребенка.

«По статистике судебного департамента Верховного суда средний размер компенсации в гражданских спорах при причинении ущерба жизни и здоровью составляет около 82 тысячи рублей, — комментирует Дарья Морозова. — Но на практике и эти суммы не встречаются. Я считаю, что даже такой размер серьезно завышен, так как в большинстве гражданских дел суды общей юрисдикции ограничиваются суммами в 5-15 тысяч рублей».

«Главная проблема, с которой сталкиваются при попытке потребовать возмещения морального вреда работнику, потребителю или при ДТП, — это отсутствие общих ориентиров для судов, на которые они могли бы опираться при назначении компенсации, — продолжает Дарья Морозова. — В США такая методика есть, в России ее нет».

духовный ущерб что такое. Смотреть фото духовный ущерб что такое. Смотреть картинку духовный ущерб что такое. Картинка про духовный ущерб что такое. Фото духовный ущерб что такое

Российская и международная практика

В США и европейских странах этот вопрос давно урегулирован. Во Франции и Италии существуют специальные методички для судей, в которых указан рекомендуемый порядок расчетов с учетом критериев дела, понижающих или повышающих коэффициентов. В Германии расчеты не унифицированы, но там регулярно публикуют сборники судебной практики, от которых и отталкиваются судьи при определении величины компенсации. В России ничего этого нет, а потому суд компенсацию морального вреда назначает по ситуации.

Российская судебная практика в этой сфере различается от региона к региону и может базироваться не только на практике конкретного суда, но даже частном мнении конкретного судьи. Поэтому примеры морального вреда даже при схожих условиях могут варьироваться в десятки и даже тысячи раз. Без действующей методики судьи могут принимать решение не только в зависимости от личного восприятия и убеждений, но и с учетом громкости дела и общественного резонанса, что наглядно продемонстрировало судебное дело Михаила Ефремова.

«Судебная практика сегодня меняется в сторону увеличения выплат, — отмечает Дарья Морозова. — Но говорить о стабильном росте пока очень рано. Кроме того, по моему мнению, основная тенденция судов — это уравнивание разных ситуаций и разных дел по цене. В определении размера присуждаемых сумм нет мотивированности, нет никакого желания хоть немного выйти за рамки сложившейся практики».

На эту ситуацию уже давно просят обратить внимание профессиональные сообщества адвокатов. В 2020 году по инициативе Ассоциации юристов России был проведен опрос россиян. Граждан спросили, какой, по их мнению, должна быть справедливая компенсация. Суммы прозвучали разные, но в среднем россияне заявили о желании видеть размер морального вреда в суммах от 2,5 до 17 миллионов рублей.

Низкие фактические выплаты беспокоят не только адвокатов и граждан. В августе 2020 года впервые в российской судебной практике Верховный суд выступил за увеличение суммы морального вреда. В результате пострадавший, заявлявший в требованиях компенсацию в 150 тысяч рублей, получил 2,3 миллиона рублей. Пока это случай единичный, но показательный. Он вызывает надежду, что практика назначения сумм компенсаций морального вреда в нашей стране, наконец, изменится.

Источник

Пять признаков разрушительных действий в духовной сфере

духовный ущерб что такое. Смотреть фото духовный ущерб что такое. Смотреть картинку духовный ущерб что такое. Картинка про духовный ущерб что такое. Фото духовный ущерб что такое

О каких признаках “духовного злоупотребления” идет речь? Как пасторы или церковные лидеры могут разрушать церковь? Что может угрожать Телу Христа?

Источники разрушительных действий в духовной сфере

Мы знаем, что ведем сражение не с людьми, но со злыми духами. Обратите внимание, как Павел описывает эту духовную битву в Еф. 6:12 – “наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной”.

У нас был бы хоть какой-то шанс победить (своими усилиями), если бы речь шла о «крови и плоти», но сражаться со злыми духами? Нет, победить их без силы Святого Духа, без брони Божьего Слова у нас нет никакого шанса! Вспомните, как Иаков сражался с Богом. Какие у него были шансы? И хотя сила сатаны и его приспешников не идет ни в какое сравнение с силою Бога, наша человеческая сила также не идет ни в какое сравнение с силою нечистых духов.

Да, мы все еще ведем духовную войну, хотя искупительный труд Христа на Голгофе обрек Врага на поражение (Ин. 12:31) и сила его уже сокрушена. Сегодня мы вовлекаемся в духовное сражение каждый раз, когда несем людям Евангелие. Поэтому мы просим Святого Духа, чтобы Он открыл глаза грешникам, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу», и верою в Христа «получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18).

Разве не в этом заключается призвание каждого христианина (Мф. 28:18-20)? Мы можем быть уверены, что если трудимся на Божьей ниве ради Его славы, то на каждом шагу будем встречаться с сопротивлением Врага. Мы входим на его территорию всякий раз, когда провозглашаем о Христе как о единственном пути к спасению (Деян. 4:12). Поэтому мы не должны удивляться проискам дьявола. Следует быть готовым к ним.

Однако, каковы признаки духовных злоупотреблений со стороны церковных лидеров и даже пасторов?

Вы заметили, что в последнее время увеличилось количество гонений на христиан? Вы заметили, что враг усилил свои атаки даже в вашей стране, вашем городе? Грустно признавать, но самые сильные гонения я испытал со стороны других верующих – из-за вещей совершенно несущественных! Конечно, ни один истинно верующий не может быть одержимым, но христиане могут сильно поддаваться внушениям Врага, который любит натравливать одних христиан на других. Можно представить что-либо более приятное для сатаны, чем когда одни верующие нападают на других? Он, должно быть, смеется от удовольствия, когда это происходит. Ведь вражда между верующими – это самый разрушительный фактор для самих христиан и для нашего свидетельства этому миру.

Я не предлагаю какой-то классификации или системы, но пытаюсь указать на наиболее очевидные, вопиющие признаки “духовных злоупотреблений”, в которых неумышленно или умышленно (такое тоже бывает) виновны пасторы, церковные лидеры. К сожалению, пасторы и церковные лидеры не застрахованы от того, чтобы причинять духовный вред членам Христова Тела. Но когда они делают это, то, по сути, нападают на Самого Христа. Савл гнал не просто христиан, но Самого Иисуса (Деян. 9:4).

Давайте, однако, дадим определение «духовному злоупотреблению». Речь идет о тех случаях, когда кто-то, занимая в церкви лидерскую должность (пастор, служитель, руководитель), злоупотребляет своим положением, тем служением, которое ему вручил Бог – т.е. манипулирует, плетет интриги, осуществляет тотальный контроль, разрушительно действует на других и понуждает их к чему-то небиблейскому, безнравственному, греховному.

Я вел душепопечительскую беседу с одним молодым человеком, и он рассказал мне, что пастор их церкви оказывал серьезное давление на нескольких одиноких женщин, понуждая их пройти с ним краткосрочный “евангелизационный тренинг”. Этот тренинг он хотел проводить с ними наедине. Они отказывались, а он обвинял их в противлении воле Божьей. Я не верил своим ушам! Очевидно, одна из них пришла к этому молодому человеку, чтобы поделиться своими страхами. Ведь пастор использовал свое положение с целью заставить этих женщин быть с ним наедине. (Так бывает, что служитель, следуя своим планам и замыслам – иногда злым, – пытается придать им вид Божьей работы). Эта история подтверждена как минимум еще двумя женщинами. Им внушили, что если они не послушают слов пастора, то потеряют отношения с Богом. Я понимаю, что этот случай является неординарным, крайним, но существует много других, менее заметных фактов духовного злоупотребления. Будет полезно знать пять их важнейших признаков.

Признак первый: “стрижка овец”

Бог осуждал через пророка Иезекииля тех лжеучителей, которые, злоупотребляя своим положением, просто выкачивали из народа деньги: “На пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли” (Иез. 34:2-3). Сегодня хватает тех пасторов, которые «стригут овец», т.е. используют свое служение для обогащения. “Они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти” (Тит. 1:11). Сегодня немало есть «пророков», цель которых – мзда. Даже диаконы могут грешить этим, поэтому написано, чтобы были «не корыстолюбивы» (1 Тим. 3:8). Чем опасно корыстолюбие? Тем, что дьяконское служение может стать средством наживы, что полностью дисквалифицирует служителя согласно установленным Богом требованиям для диаконов. И если такие требования предъявлены для диаконов, то насколько более они важны для пасторов и других церковных лидеров! Не сомневайтесь: Бог гневается, когда пастыри «пасут самих себя» (Иез. 34:8).

Признак второй: диктаторское лидерство

Вам ясно, о чем идет речь? Овец понуждают идти туда, куда идти им не нужно – все из-за прихотей горе-пастухов. У пастора должно быть сердце пастыря – нежное, мягкое, как у Христа, Кто есть Пастыреначальник. Все пастыри – слуги Великого Пастыря. Христос не груб к нам. Он не бьет нас по голове пастушеским посохом. Он не навязывается никому.

Также из-за диктаторских пасторов овцы рассеиваются и становятся легкой добычей “всякому зверю”. Никто не ищет их – какой контраст с Добрым Пастырем, Который ищет даже одну овцу, оставляя 99 (Мф. 18:12)!

Этот признак «духовного злоупотребления» касается не только пасторов, диаконов и старейшин, но также лидеров поклонения, учителей воскресных школ, членов церковного совета и всех других лидеров, когда имеет место доминирование, использование своей духовной власти для понуждения, запугивания и любой другой греховной тактики. Таковые могут сказать: “Бог сказал мне, чтобы…”. Или: “Бог дал мне откровение, и ты должен меня послушать”. «Благородные» попытки вовлечь кого-то в служение посредством такого метода – тоже «духовное злоупотребление». Отнеситесь к этому серьезно!

Признак третий: «разбавленное» Евангелие

Я знаю, что сегодня многие начинают потихоньку искажать библейский путь спасения. Это подобно философии, пронизывающей наше общество, суть которой – “к Богу ведут многие пути”. И каждый должен найти свой путь. Однако то, что кажется людям правильным, может оказаться ошибочным в глазах Бога. Библия говорит: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Пр. 14:12).

Некоторые пасторы начинают разбавлять Евангелие с целью заполнить скамьи своей церкви. Сейчас столько развелось церковных консультантов, что они могли бы потопить линкор, но они часто пытаются превратить церковь в клуб развлечений и стараются во всем угождать посетителям. Один человек, придя в нашу церковь, сказал, что некоторые стихи Нового Завета к нему “больше не применимы”. Например, он не считал себя грешником. Однако его мнение было проблематичным. Писание ясно учит, что безгрешных людей нет (1Ин. 1:8), что “все согрешили и лишены славы Божией” и “никто не ищет Бога” (Рим. 3:23). Иисус прямо говорил: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14:6). Иисус – не один из многих путей, но Единственный путь к Богу (Деян. 4:12).

Однако есть и другая крайность: сделать путь спасения весьма тяжелым посредством законнических требований. Есть риск так высоко поднять планку, что трудно будет представить, что кто-то вообще может спастись.

Признак четвертый: деноминационная исключительность

Однажды я ходил от дома к дому, предлагая людям Евангелие, и один человек из нашего города сказал мне: «Вы из неправильной церкви! Вы попадете в ад, пока являетесь членом этой… (пропускаем эпитет) церкви. Если вы не примите крещение в нашей церкви, то окажетесь в аду».

Когда я стучал в дверь его дома, то не знал, что его хозяин является пастором «особой церкви». Его выпад лишил меня дара речи. Я спросил его: “Разве Иисус не сказал, что всякий верующий в Него имеет жизнь вечную, и что всякий, кто приходит к Иисусу, не будет изгнан Им вон?” Мужчина ответил: “Все правильно. Но Он имел в виду нашу церковь!” После чего со словами “я попросту трачу с Вами время!” он перед моим лицом захлопнул дверь!

Если ваш пастор или любой другой церковный лидер твердит, что истинной является только его церковь или деноминация (а все остальные попадут в ад), это очевидный признак “духовного злоупотребления”. Представьте только, как такие люди (считающие себя единственными истинными верующими) раздуваются от гордости, с какой надменностью они смотрят на других христиан!

Признак пятый: гордость и надменность

Вспоминаю, как много лет назад я на выходных зашел в одну церковь и услышал проповедь невероятно сложную! Казалось, никто из присутствующих не понимает стоящего за кафедрой проповедника. Можно было с уверенностью сказать, что его терминология была по большей части недоступна для ума большинства сидящих. Его проповедь изобиловала такими терминами, как «библейская герменевтика», «экзегетический метод», «экзегетика вместо транслитерации» и т.д. У сидевшего рядом со мною мужчины были стеклянные глаза.

Помню также, на одном вечернем служении был разбор Библии. Один человек в зале хотел ответить на какой-то вопрос, но пастор бесцеремонно перебил его, не дав окончить мысль. После этого я боялся «вставлять свои пять копеек». В конце разбора было отведено время для вопросов и ответов, но никто не решался задавать вопросы – чтобы не показаться глупым или не нарваться на упрек.

Наверное, именно эту проблему подразумевал апостол Павел, когда писал: “Мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает” (1Кор. 8:1).

Я в своей церкви всегда говорю, что только та часть моей проповеди совершенна и безошибочна, когда я читаю библейский текст. Я могу ошибаться. Библия – никогда! Бог противится гордым, а смиренным дает благодать.

Заключение

Конечно же, существует много других «духовных злоупотреблений» — кроме тех, что я предложил выше. Берегитесь тех пасторов, которые постоянно говорят о деньгах и жаждут лишь повышения зарплаты. Берегитесь тех служителей, которые требуют для себя особых привилегий или «правят» церковью железной рукой. Удаляйтесь от тех церковных лидеров, которые разбавляют Евангелие или заявляют, что «только их церковь истинна, а все другие верующие окажутся в аду». Наконец, берегитесь тех служителей, которые настолько «наполнены собой», что для Бога просто не остается места! – гордецов, которые считают себя «чем-то» и полагают, что они выше всякой критики.

Помните о важнейших признаках «духовных злоупотреблений»!

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *