думаю что ваши планы не могут считаться реалистическими
При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов.
Домашняя работа № 3
1. Выберите подходящий пароним из слов, данных в скобках:
1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.
2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности.
3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него.
4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки.
5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет.
6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент.
7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака.
8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой.
9. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический).
10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический).
11. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации.
12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый).
13. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении.
14. Эти (потребительный, потребительский) продукты не пользуются (потребительный, потребительский) спросом.
15. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.
16. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс.
17. Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный).
18. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты.
19. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактический, тактичный) решения.
21. Я посмотрел ваш (фактический, фактичный) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный).
22. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.
2. Выберите нужное слово из данных в скобках:
1. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного (представления, предоставления) квартир нуждающимся.
3. Все, что касается трудностей нового дела в многоукладном сельском хозяйстве, (отписано, описано) в современных публикациях.
5. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской (отчетливости, отчетности) по экспорту.
6. Отсутствие научно (основанных, обоснованных) механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.
3. Исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, заменив неправильно употребленные слова близкими по значению:
1. Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство.
2. Прежняя практика создания и развития предприятий крупной промышленности, требующих огромных инвестиций, навечно ушла в прошлое.
3. В 1992 году возможность выхода на внешний рынок имели 400 предприятий и организаций области, реализовали эту возможность 270 участников, зафиксированных соответствующими органами.
4. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены.
5. Научные работники периодически выезжали в самые отдаленные районы республики, отыскивали художников-самоучек, приобретали возделанные их руками замечательные образцы народного творчества.
6. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным.
7. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей.
4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов:
1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.
2. Тогда механизации было очень мало.
3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.
4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.
5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику.
6. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов.
7. Корпус и крышка шестеренной клети созданы из модифицированного чугуна.
8. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению.
9. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.
5. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения:
1. Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадежное.
2. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев.
3. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования.
4. На собраниях не раз поднимался вопрос о моечной и раздатке.
5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.
6. Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: надо прежде заиметь хороших полузащитников, способных на протяжении игры действовать от своей штрафной до ворот противника, техничных, настырных и напористых.
7. Среди тройников лучше прыгнул Петров.
8. Мелкотоварный откорм завсегда убыточен.
9. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке.
6. Учитывая официальный характер фраз, взятых из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио:
а) укажите случаи «смешения стилей», прокомментируйте их; исправьте предложения;
б) найдите выражения, которые относятся к «профессионализмам». Уместно ли их употребление?
1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая Законы, указы и т.п.).
2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.
3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйствования.
4. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев.
5. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России».
7. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна.
8. Многого сейчас в бюджет не выжмешь!
9. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства.
10. Сейчас важно задействовать в качестве ключевого человеческий фактор.
11. Подвижки могут появиться уже к следующему году.
12. Сельские товаропроизводители вынуждены отвлекать прибыль на покрытие стоимости реализованной, но не оплаченной по не зависящим от них причинам продукции.
13. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации.
7. Отметьте предложения, в которых имеются нарушения логичности речи, внесите необходимые исправления:
1. За последнее время у нас увеличилось количество автопроисшествий по вине владельцев частных машин, что свидетельствует о росте нашего благосостояния.
2. Моя мама работает завскладом. Она относится к работе добродушно. Всегда на работу приходит вовремя, никогда не ссорится с рабочими.
3. Стройность системы нарушилась благодаря неорганизованности группы.
4. Букет из одного тюльпана стоит 6 рублей.
5. Борщ из свежей капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной (Из меню в столовой).
6. «Что это там такое?» – затаив дыхание, удивленно спрашивали собравшие в зале Дворца строителей.
7. «Странно, но я где-то уже видел ваше лицо» – «Действительно странно, ведь я всегда ношу его с собой».
8. Поливальная установка уже пущена в работу: взметающиеся вверх рано утром длинные струи воды не опускаются до позднего вечера, поливая луг с высеянными на нем многолетними травами.
9. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям.
10. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями.
8. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме:
1. Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы.
2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.
3. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.
9. Найдите и исправьте речевые ошибки:
1. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.
2. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.
3. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.
4. Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе.
5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях.
7. Первая трудность произошла со стройматериалами.
8. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.
9. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал для успешного проведения занятий на заочном отделении.
10. Более глубокое значение стал придавать молодой специалист технике, его требования к сохранению техники усилились.
11. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
10. В приведенных ниже предложениях устраните плеоназмы:
1. Судьба этих людей похожа одна на другую, как две капли воды.
2. Переговоры подошли к своему концу.
3. На ферме было выведено 25 тысяч штук цыплят.
4. В некоторых комнатах совершенно не застеклены форточки.
5. У московского «Спартака» более лучшее соотношение забитых и пропущенных мячей.
6. Данный участок берега нуждается в его закреплении.
7. Между нами установилось дружное взаимное понимание.
8. В мастерской занимаются выявлением, учетом и использованием имеющихся в наличии резервов.
9. Основной и самой главной задачей в работе Госавтоинспекции была и остается борьба с дорожно-транспортными нарушениями.
10. Нам мало на подготовку полчаса времени. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов и отредактируйте фразы.
11. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.
12. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.
13. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.
14. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.
15. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма.
16. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития.
17. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.
18. Мы добились столь высоких хороших результатов.
19. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.
11. Исправьте предложения, в которых допущена тавтология (скрытая и явная):
1. Впереди лидировал по-прежнему Миронов.
2. Словом, я передаю почти дословный рассказ начальника порта Находка.
3. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.
4. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важнейших торговых путей.
5. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.
6. Продолжительность процесса горения длится несколько часов.
7. Здание украшают витражи из цветного стекла.
8. Было принято решение собрать профсоюзное собрание.
9. В прошлое воскресенье жители Уфы наблюдали необычный феномен.
10. На первой странице нарисован рисунок, изображающий женщину с портфелем.
12. Укажите речевые ошибки, связанные с употреблением заимствований:
а) немотивированное употребление заимствованных слов;
б) использование без учета их значения;
в) нарушение лексической сочетаемости;
Г) совмещение стилей.
При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов.
1) Современная сибирская проза находится в эпицентре актуальных забот и тревог сегодняшнего человека.
2) Предлагаем пролонгировать договор о проведении конференции.
3) Редакция обладает эксклюзивным правом на приобретение рукописи.
4) По набережной двигалась кавалькада автомобилей.
5) Особенно пикантным было выступление П.
6) Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
7) Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум.
8) На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
9) В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско.
10) Незабываемый прецедент произошел во время поездки по Волге.
11) В ремонте здания имели место серьезные дефекты.
12) Оратор говорил очень напыщенно, что произвело на аудиторию негативный эффект.
13) Закон должен надежно защищать права тинэйджеров в России.
14) Разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля за качеством изделий.
15) На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование.
16) Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 17) Принятое решение следует квалифицировать как несовременное.
18) Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы.
19) В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы.
20) Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии.
21) Кардинальный пункт расхождений между участникам дискуссии путем компромисса был сведен на нет.
22) Идентичное решение было принято студентами 2 курса.
23) В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди.
24) Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал.
25) Все сильнее ностальгия по прекрасному.
26) Каждая из гимнасток имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы.
27) Без «паблисити нет просперити», но некоторые бизнесмены игнорируют эту истину и не заботятся о рекламе.
28) Контингент студентов растет, и надо сказать еще об одном симптоме этого факта.
29) Эту ситуацию я пролонгирую на себя.
30) Кафе, бистро, как и ателье разного профиля, должны функционировать по субботам.
31) В магазине большой выбор квалитетной обуви.
32) Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны.
33) Навстречу двигалась кавалькада машин.
34) В начале нового года магазин будет проводить эксклюзивные скидки на все товары.
35) Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены на высоком художественном уровне.
36) В ресторане всегда аншлаг.
37) На площади некая политическая партия, желающая продвинуть в выборный орган своего кандидат, устраивала народное гуляние для электората.
38) Надо выявить преференции данной категории населения.
39) Кто довел страну до криминалитета?
40) Нас просили репрезентовать некоторые материалы.
41) Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?
42) В минувший уик-энд была обезврежена банда боевиков.
43) Если вы не лимитированы во времени, приходите в наш салон.
44) Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.
45) Не будем экстраполировать вопрос инфляции.
46) Мой друг купил недавно новый байк.
47) Идентичное решение было принято студентами второго курса.
48) Конкурс модельеров прошел под патронажем мэра.
49) На заседании обсуждались деструктивные последствия наводнения.
50) Гостиница по воскресеньям приглашает на семейный бранч.
13. Определите значения следующих иностранных слов из области политики и экономики, используя словарь иностранных слов:
Русский язык и культура речи (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
12. Андрей — человек удачный, а сегодняшний день для него особенно удачлив.
13. Он проявил хозяйственную заинтересованность в решении хозяйских вопросов.
14. Думаю, что ваши планы не могут считаться реалистическими.
6. Отметьте случаи плеоназма и тавтологии, отредактируйте фразы:
2. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.
3. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.
4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.
5. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 6. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.
7. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание Соглашения о национальном согласии.
8. В отличие от становления предпринимательства в России в XIX веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство в XX в. являет более пеструю картину.
9. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.
10. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.
7. Разбейте нижеприведенные фразеологизмы по группам:
В первую голову, вверх тормашками, бить баклуши, лебединая песня, гнуть спину, сесть а галошу, мерить на свой аршин, кот наплакал, чудеса в решете, водить за нос, плыть по течению, поворачивать оглобли, перейти дорогу, отдать должное, лезть в бутылку, ободрать как липку, драть как Сидорову козу, прокрустово ложе, губа не дура, гадать на кофейной гуще, ругать на чем свет стоит, расквасить нос, знай наших, где наша не пропадала.
8. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их:
1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым.
2. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.
3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.
4. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.
5. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.
6. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.
7. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.
8. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.
9. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу.
10. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.
11. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
12. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.
9.Найдите ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов, исправьте их:
1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей.
2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.
3. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.
5. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге через Читинскую область многократно меньше, чем при морских и авиационных.
6. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза заслужила широкую известность во всем мире.
7. На протяжении 30 лет он выполнял роль кладовщика и экспедитора.
8. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.
9. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
10. Более глубокое значение стад придавать технике молодой специалист, его требования к техники усилились.
10. Восстановите текст:
Иногда я сомневаюсь в правописании слов: солом..нка, больш..нство, перево..ики, гру….ики, ра….каз..ики – этих казалось бы простых существительных. Зато в прил..гательных: кури..ый, серебр..ый, оловя….ый, кожа..ый, стари….ый, комари..ый я никогда н.. сделаю ошибки.
Еще меня тревожат наречия с приставкой «по» и частицами «не» и «ни», а именно: по..братски, по..тихоньку, ни..откуда, по..весе….ему, по..новому, по..гречески, по..латын. по..алма..атински.
Труднее всего усвоить правописание наречий потому..что они в..отличи. от существительных пишут..ся то слитно, то раздельно, то чере.. ч..рточку. По..этому следует заучить такие слова снов. сначал. по..одиночке, изредк. начист. сплош. лиш. насте…., точь..в..точь, бок..о..бок, по..долгу, чере..чур, мало..по..малу, на..миг, в..миг, по..час, тот..час, в..по..следстви. при….ти во..время, на..утро, не..в..далеке, в..дали от города, от..куда н …..возьмись.
11. Расставьте ударения:
12. Восстановите написание данных слов:
22. Н… одна упаковка
23. Решить вопрос в(общем)
24. В(последстви…) будет объявлен…о
24. В(последстви…) будет объявлен…о
25. В(продолжени…) двух дней
26. Во(время) замечен…е ошибки
7. Форс(м…ж…рные) обстоятельства
8. Налог…бл…гаемая прибыль
28. Пр…тв…рить в жизнь
10. Ком…рческая кор…спонденция
11.Согласно списк…(а? у?)
32. Сум…ируя выше (изложенное)
58. Наложен…м платеж…м
13. В(связи) с распор…жением
59. Неотъемл…мая часть
17. В(соответстви…)с договорен…стью
18. Не(обходимо) иметь в(виду)
19. В(случа…) не(прибытия)
20. По(окончани…) работ
13. Отредактируйте предложения:
1. Клуб наметил проведение широкой просветительной работы путем расширения библиотеки.
2. Завод не выполнил плана вследствие неполучения в срок необходимого сырья.
3. Непринятие надлежащих мер в условиях начинающихся заморозков не могло не привести к ухудшению роста подопытных растений.
4. Работу необходимо проводить в направлении выявления недостатков.
5. Принять такое решение его заставило непредоставление ему квартиры вопреки договоренности с администрацией завода.
6. Во исполнение Вашего распоряжения мною было проведено обследование деятельности комбината бытового обслуживания, каковой оказался недоукомплектованным штатными единицами.
7. Необходимость усиления внимания к изучению иностранных языков никем не оспаривается.
8. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже.
9. На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.
10. Коллега, который привел этот факт, оказавшийся большим знатоком вопроса, привел убедительные доводы в пользу своего утверждения.
11. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.
12. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.
13. На появляющиеся в стенгазете заметки, указывающие на непорядки в сварочном цеху, руководящие работники не обращают внимания.
14. Существовавшее до сих положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта.
15. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.
16. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
17. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе.
18. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.
19. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача.
14. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения
синтаксических норм русского языка, исправьте их:
1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом.
2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.
3. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции малых ферм и фермерских хозяйств.
4. Новый рояль стоял в комнате и был очень красивый.
5. Следует добиваться уверенности каждого за свой завтрашний день.
6. Опубликованная статья содержит краткий обзор по научным достижениям.
7. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.
8. Вследствие запланированной работы многим придется работать сверхурочно.
9. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.
10. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причинах этого.
15. Задания по теме «Официально-деловой стиль»
15.1. В последнее время в официально-деловой сфере общения появилось много новых слов.
Мэр, мэрия, департамент, коммерсант, менеджер, брокер, акция, дивиденд, спонсор, меценат.
15.3. Распределите приведённые ниже слова, словосочетания и выражения по группам:
Слова, имеющие официально-деловую окрашенность
Слова, входящие в лексику всех книжных стилей
Слова, не употребляющиеся в официально-деловом стиле
Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинёшенек, констатировать, заводище, истец, командировочное удостоверение, распорядок дня, в окрестностях города, принять к сведению, меланхоличный, делопроизводство, торжественное открытие, короткая память, мешанина, сойти с рук, новое назначение, регистрация брака, освидетельствование, лабораторные испытания, текущий ( в знач. “нынешний”), юнец, тёзка, безотлагательно, судить да рядить, уведомление, нижеследующий акт, рекламация, неустойка, чарующий, поставить в известность, попридержать язык, возможности, именуемый.
15.4. Запишите правильно слова:
Д_ректор, р_кв_зиты, пр_л_гается, об_снован(?)ый, традиц_он(?)ый, ком(?)ентировать, иниц_атива, уч(?)реждение, доверен(?)ость, об(?)яснительная записка, с_пр_водительный документ, адм_н_стратор.
15.5. Перед вами предложения и “документы”, которые вполне могут быть опубликованы под рубрикой “Нарочно не придумаешь”. Найдите в них ошибки, объясните их.
1. Благодаря драке двух моих коров из-за стойла я вынуждена была обратиться к ветеринару по причине поломки рогов одной из участниц, в результате я не вовремя сдала своё молоко (из объяснительной записки).
2. Прошу вашего разрешения довести до вашего сведения, что в вверенном вам отделе неоднократно на протяжении этого месяца по вечерам происходят весьма странные дела: пропадает мой любимый веник, мусора нет, а на подоконниках исчезли цветы и пыль. В результате вышеизложенных фактов я по вечерам лишаюсь работы и чувствую себя выбитой из сил (из заявления).
15.6. Исправьте “документы”.
Прошу вас взять с него расписку в получении денег и принесении их мне.
Председателю профсоюзного бюро
завода “Путь к сознанию”
от руководителя ансамбля
15.7. Юмористы, сатирики часто приводят (обычно в рубрике “Нарочно не придумаешь”) корявые, косноязычные, насыщенные канцеляризмами тексты из деловых бумаг, объявлений и т. д. Они действительно смешны. Попробуйте их исправить.
1) Игнорируя приказ директора и правила по технике безопасности, бык-производитель бодал на ферме пастуха
2) Факт засоляривания костюма у него случился при оступлении в яму с соляркой на расстоянии около 100 км от Москвы.
3) Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установлена высокая загрызунённость и затараканенность столовых и санитарно-бытовых помещений.
4) На вашу жалобу от 01.01.01 года сообщаю, что водитель автомашины № за обрызгивание грязью прохожих разобран на технокомиссии автоколонны, где ему вынесено решение подвергнуть углублённой проверке знаний правил уличного движения.
15.8. Выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают её более эмоциональной. Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи? Прочитайте и определите, можно ли считать деловым документом заявление, приведённое ниже.
Определите стиль речи. От какого лица ведётся повествование?
Найдите нарушения общепринятых языковых норм: а) в подборе слов (их уместность, точность, соответствие данному стилю); б) в сочетании слов ;в) в образовании форм слов; г) в построении предложения.
Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально-опасным преступником, который подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.
Тогда взбешённый неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.
Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезён домой.
Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдаче мне из казённых сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.
За счёт чего создаётся комический эффект?
Постарайтесь перестроить приведенные предложения, согласуя их с нормами официально-делового стиля.
Если хотите узнать, чем закончилась эта история, прочитайте рассказ М. Зощенко “Три документа”.
15.10. Сатирики Ильф и Петров в рассказе “Дело студента Сверановского“ показали, как об одном и том же можно сказать по-разному.
Простенькая фраза : “ Мария Ивановна сидела на диване и читала книгу, мягкий свет падал на перелистываемые страницы”.
Эта же фраза, переложенная на язык юридического документа :
« 17-го апреля сего года в два часа пополуночи, в квартире № 000 была обнаружена неизвестная гражданка, назвавшаяся Марией Ивановной, сидевшая в северо-западном углу комнаты на почти новом диване, купленном, по её заявлению, в магазине Мосдрева. В руках у неё удалось обнаружить книгу неизвестного автора, скрывавшегося под фамилией А. Толстой, каковую она, по её словам, читала, употребляя для освещения как комнаты, так равно и книги настольную штепсельную лампу с ввёрнутой в таковую электрической лампочкой силой в 25 свечей и, как утверждает экспертиза, накала в 120 вольт.»
15.11. Напишите исковое заявление в соответствие с нормами официально- делового стиля.
Уважаемые дяденьки и тётеньки из Кировского районного суда г. Казани. Помогите мне ради Бога, заберите мои денежки у Петьки Косарева, который живёт в пятом доме на ул. Мясницкой и отдайте мне обратно. Он проклятый одолжил у меня двести рубликов, жене продуктов в больницу купить, обещал до 1 мая вернуть, а сейчас уже осень и кушать хочется. Это видели и подтвердят Маша Иванова моя соседка из 5-й квартиры и Петя Митрофанов из 7-й квартиры, а живём мы вместе в доме 135 по ул. Чапаевской. Моя квартира 6-я. Защитите сироту! Я сама неграмотная, только подписываться умею. Мне заявление соседская девочка Танечка написала. Она и марочку государственную за 70 рублей приклеила. Извините за помарки, это я его своей рукой переписала.
Матрёна Сидорова дочь Петрова
15.12. Прочитайте фрагменты документов. Найдите ошибки в оформлении, фактические, логические, речевые ошибки.
1. Составлен акт о факте залития моей квартиры и ….явление в РВК…
2. Исковое заявление об истребовании вклада, неустойке морального вреда.
3. … о внесении мною 5 000 руб. суммы под 13% годовых.
4. Согласно договора…
5. После покупки колбасы в ней обнаружены следующие неисправности: зеленоватый цвет, испорченный вкус. Поскольку дефекты купленного продукта обнаружены в период гарантийного срока, я обратилась в магазин с просьбой взять его обратно и вернуть деньги.
6. Прошу взыскать с магазина моральный вред с сумме 500 рублей.
7. Данная форма документально оформлена.
8. Повестка выдана была мне в письменной форме.
9. … заключили настоящий договор о нижеследующем :
1. Предмет договора
1. «Арендодатель» обязуется предоставить место для стоянки и технического обслуживания «Арендатора».
2. «Арендатор» обязуется предоставлять автотранспорт по мере необходимости «Арендодателю».
3. Срок действия договора:
Договор вступает в силу с момента подписания, сроком на 3 года.
2. Обязательства сторон
1.1.1 Исполнитель по заявке заказчика обязуется направить к нему «Подрядчика» для трудоустройства.
Примечание: Исполнитель не несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, а также за сохранность материальных ценностей.
1.1.2 обязан выплатить «Исполнителю» определённое денежное вознаграждение в оговорённый срок.
1.1.3 обязан решать все вопросы по поводу оплаты занятий только с «Исполнителем».
Размер вознаграждения 10.000 руб.
11. Следующим студентам необходимо оплатить задолжности по оплате.
Экскурсии с посещением самых крупных городов страны: Тарту, Таллин, Нарва, Пюхтица. Стоимость поездки: 100 евро.
Программу поездки, а также всю интересующую Вас информацию (загранпаспорта, документы и прочее) Вы можете получить в Профкоме.
16. Задания по теме «Научный стиль»:
16.1. Прочитайте отрывок из работы В. Вагнера “Об окраске и мимикрии у животных”.
Можно ли утверждать, что это текст научного стиля? Почему?
Эта научная работа была написана в 1901 году, когда язык науки ещё не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Черты каких стилей можно наблюдать в этом тексте?
После выполнения всех последующих упражнений попробуйте “перевести” этот фрагмент на современный научный язык.
16.2. Определите значения глагола “считать”.
В каком значении используется этот глагол в данном тексте? О какой лексической особенности научного стиля это говорит? Найдите в тексте другие особенности этого стиля речи.
Мы ясно понимаем, что разные исследователи могут и должны по-разному представлять себе перспективы развития науки и не претендуем на провозглашение истины в последней инстанции, однако считаем полезным изложение своей точки зрения на этот важный вопрос. ( Экология. 1993 № 3 )
16.3. Проанализируйте композицию, логику построения, синтаксис следующего текста. Отметьте его лексические особенности:
Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-психологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определённых тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приёмы, операции, процедуры воздействия через мотивацию, т. е. всё то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий.
В системе современного менеджмента в качестве объекта управления рассматриваются, во-первых, организации или предприятия-товаропроизводители, во-вторых, процессы управления как явления (. ) Современный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления.
Российская федерация находится на пороге ХХI века, который будет характеризоваться высоким уровнем информатизации и компьютеризации, инновационным предпринимательством, широким применением информационных технологий менеджмента.
В экономике России будет происходить глубокий сдвиг от “управленческой” экономики к экономике “предпринимательской”. Есть основания полагать, что предпринимательская экономика из чисто американского явления распространится на другие индустриально-развитые страны, а менеджмент пойдёт по пути развития новых информационно-управленческих технологий, являющихся основой преобразования предпринимательской экономики в предпринимательское общество. ( Высшее образование в России. 1995.№2)
16.4. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами научного стиля.
1. Я написал эту статью для того, чтобы доказать.
2. Этот результат мне долго не давался.
3. Я бился над решением загадки несколько месяцев.
16.5. Составьте устойчивые словосочетания с существительными :
Слова для справок : аргументировать, давать, анализировать, выступать, обосновывать, делать, поддерживать, подводить, приходить, выражать, высказывать, составлять, сохранять, держаться, иметь, обосновывать, подкреплять, излагать, предлагать, приходить.
17. Задания по теме «Стилистическая окраска языковых средств»:
17.1. Выпишите из толкового словаря 8-10 слов с различными пометами.
Лексика, имеющая ярко выраженную функционально-стилевую окраску
Эмоционально окрашенная лексика
В ответ на Ваш запрос о начале занятий на ФПК и времени прибытия сообщаем, что начало занятий – 18 сентября 2002 года.
В соответствии с приказом ректора Вам надлежит прибыть 15 сентября 2002 года для оформления документов и получения необходимой учебной литературы.
С удовольствием выполнила твою просьбу, всё разузнала и отвечаю по порядочку на вопросы : занятия на повышающем факультете начнутся 18 сентября, но тебе надо приехать за три дня ( есть такое строгое предпи сание начальства ), чтобы все документы оформить и получить в библиотеке нужные книжки.
Ждём тебя всей семьёй.
Твоя сестричка Надя.
18.Задания по теме « Лексика и фразеология»
18.1. Определите тип речевой ошибки. Заполните таблицу.
Обоснуйте свой выбор, приведя значения неправильно использованных слов.
Употребление слова без учёта его значения
Нарушение лексической сочетаемости
Двусмысленность, вызванная употреблением многозн. слов или омонимов.
1.Фамилия появилась в газете в интерьере далеко не положительных фактов.
2. Меня в этом поддержало вышестоящее начальство.
3. Край горючего камня ( газетный заголовок).
4. А заместитель городской Думы занята решением собственных проблем.
5. Студент прослушал замечания преподавателя.
6. Меня беспокоит сама тенденция, которая происходит у нас в стране.
7. Кавалер значка «Победитель социалистического соревнования 1973 года».
8. Этот мифический проект инкриминируется ему в вину.
9. По-прежнему свирепствует СПИД, а ему на пятки наступает ещё целая когорта вирусов и бактерий.
10. На непослушных редакторов оказывалось беспрецедентное ранее давление.
18.2. Определите значение каждого слова. Образец : 1 – 2
Заседание, посвящённое обсуждению каких-либо вопросов.
Собрание членов какой-либо организации для решения хозяйственных, организационных, научных вопросов.
Общественное собрание для обсуждения политических вопросов.
Собрание представителей общественных организаций,.
Собрание международных представителей.
18.3. Составьте словосочетания, подбирая к каждому существительному прилагательное из синонимического ряда.
Заграничный Зарубежный Иностранный
18.4. Отредактируйте текст, устранив лексический повтор:
Очень важно, чтобы в муниципальных органах работали люди, которые не понаслышке знают о проблемах жителей микрорайона, люди, которые своей работой уже доказали, что они могут понять других и помочь им.
Марина Александровна Миронова – директор самой многочисленной школы в районе. По роду своей работы она каждый день сталкивается с проблемами, волнующими жителей района, именно к ней родители учеников приходят за помощью. Многим она помогла решить проблемы, связанные с образованием детей и внуков, многим помогла в непростых житейских ситуациях, вызванных жилищными проблемами, атмосферой в семье. Приходится ей решать и проблемы беженцев и переселенцев. и проблемы молодёжи, ведь её сын – студент.
На приём к адвокату пришёл человек с таким заявлением: «Сведения, распространяемые Ивановым, опорочили, оскорбили меня, подорвали мою деловую репутацию, унизили меня, это клевета. Помогите составить иск.»
Преступления, и порядок привлечения к уголовной ответственности иной.
18.5. С каким языковым явлением связана неточность высказывания.
Устраните двусмысленность, изменив контекст высказывания
Пошли на бумажную фабрику. Отправьте письмо матери в Москву. Впервые вижу такого тонкого художника. В газетах был опубликован закон об упразднении транспортных судов.
18.6. Решите орфографические проблемы, вызванные употреблением омофонов
(В) следстви… по делу отмечалось, что (в) течени… нескольких лет участок в нижнем течени… реки пустовал (в) следстви… того, что (в)последстви… здесь предполагалось строительство плотины. (В) заключени… необходимо отметить, что в заключени… экспертов было немало ошибочных данных. Он надеялся (в)тайне, что его секрет удастся сохранить (в)тайне. (В) виду необходимости всё держать под контролем приходилось иметь (в) виду множество обстоятельств. Так (же), как и вчера, он так (же) был с нами. Мы то (же) поехали на экскурсию и увидели там то (же), что и год назад. Что (бы) ни говорили, он прав: все устали, за (то)довольны. Она встала, что (бы) поблагодарить за (то) удовольствие, которое доставило пение. (От) чего тебе грустно? (От) чего зависит твоё настроение?
18.7. Найдите в предложениях слова, употреблённые без учёта их значения.
По словарю определите значение каждого члена паронимической пары:
Мы разработали методику стилистического и редакторского анализа текста, которую апробировали на определении стилистических особенностей жанров. Данные, которые предоставляют районные отделы социального обеспечения, очень важны. Калюжный не раз ловил соседних цыплят, случайно залезших в его огород. В Омутнинске был избит командировочный, у него отобранорублей. Горькое и нелицеприятное впечатление произвела телепередача на нас, сибиряков. Понятия «нация» и «преступность» не связаны между собой.
18.8. Устраните лексико-словообразовательные ошибки
Подчерк, подскользнуться, светопредставление, времяпровожденье, четырёхклассник, законопослушничество, жестокосердность, одноактовый, надсмеялся, скрали, едь, взаимообразно,
18.9. Устраните ошибки во фразеологических сочетаниях. Определите причину ошибки
1. Пропуск необходимого компонента
2. Расширение состава фразеологизма
3. Замена компонента фразеологизма
1. Умеет найти язык с покупателями, всегда внимательна.
2. Директор – мужик семи пядей в голове.
3. Посещение театра считалось смертельным грехом.
4. Родионов всё так (же) легко вешал лапшу и судебным органам.
5. Недавно районный суд поставил в этом деле окончательную точку.
6. Эти дельцы нас обвели за нос.
7. – это первое боевое крещение.
8. Руководители только и делают, что отлынивают от ответа и посылают друг к другу.
18.10. Устраните лексические ошибки в следующих предложениях:
1.Руководители предприятий являются патриотами своего города: они полностью рассчитываются с городским бюджетом.
2. Правительство запустило зачётную схему.