два перста что значит
Почему миряне благословляют троеперстием, а священники двумя перстами?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Иерей Виктор НИКИШОВ
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Крестное знамение мирян и благословение священников, хоть и внешне немного похожие, имеют разную смысловую нагрузку и разное исполнение.
Обыкновенное крестное знамение означает молитвенное обращение к Распятому на Кресте Господу и является выражением веры всех христиан.
Крестное знамение упоминается еще в апостольские времена. Тертуллиан писал, «мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильник, одеваясь, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
Из истории Церкви Христовой известно, что вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога, и крестились они малым крестом, осеняя крестом только чело. К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест». После IV Вселенского собора (451 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, к IX веку единоперстие постепенно заменило двуперстие, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда Русь была крещена, в Византии крестились ещё двумя перстами. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Приблизительно в XI-XII веках в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием, так как двоеперстие уравнивало православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы..
Устоявшаяся практика нанесения двумя перстами (пальцами) с прижатыми тремя пальцами к ладони крестного знамения, существовала в Русской Православной Церкви до раскола, который произошел при патриархе Никоне (1605-1681) (подробнее об этом Как крестились до раскола в 1054 году?).
В современности для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: большой, указательный и средний слагаем вместе концами ровно, а безымянный и мизинец пригибаем к ладони (Как творить крестное знамение?).
И вот теперь мы возвращаемся к Вашему вопросу.
Когда нас осеняют крестным знамением священнослужители, это называется благословением. Силу священнического благословения Господь указал еще в Ветхом Завете. Облекая священников властью благословлять народ, он говорит им: «Пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».
Ветхозаветное благословение для сынов Новозаветной Церкви получило силу и значение с того времени, когда Господь Иисус Христос в день Вознесения на горе Елеонской поднял руки и благословил Своих учеников.
Подражая Спасителю, христианские пастыри также стали поднимать руки для преподания благословения верующим. Действуя властью и Именем Спасителя, они складывают пальцы так, чтобы в этом сложении изображалось Имя Иисуса Христа «Иисус Христос».
Сложенную руку православный священник поднимает вверх и благословляет изображением креста пред ним стоящих. Так вся сила благословения и освящения подается нам крестом. Во время богослужения, священник, осеняя народ крестообразно, желает ему мира, по примеру Христа: «Мир всем». В ответ на это верующие должны поклониться без крестного знамения.
На иконах некоторых святых используется именословное благословение, которым благословляют архиереи и священники. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский…
Резюмируем: миряне крестятся и благословляют пищу, родственников, складывая определенным образом пальцы, где три пальца сложенные обозначают Троицу, а два пальца прижатые к ладони – природу Христа: Божественную и человеческую. Священник же благословляет не двумя пальцами. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Также часто на иконах изображаются святые с благословляющей десницей, символично обозначая то, что при жизни они так же благословляли людей и сейчас продолжают это делать с любовью о Христе.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
ПОЧЕМУ СТАРОВЕРЫ КРЕСТЯТСЯ ДВУМЯ ПЕРСТАМИ
До 1656 года на Руси все крестились двумя перстами и этим Русская Церковь отличалась от всех Православных Церквей.
В 1656 году Патриарх Никон в Москве созвал Собор Русской Православной Церкви, на который прибыли четыре Восточные иерарха:
Макарий, Патриарх Антиохийский
Гавриил, Патриарх Сербский
Григорий Митрополит Никейский
Гедеон, Митрополит всей Молдавии.
В соборе приняло участие и русское духовенство числом 40 митрополитов, архиепископов и епископов, а так же архимандритов и игуменов русских монастырей.
Ещё за три года до собора, Патриарх Никон призвал русское духовенство креститься тремя перстами по примеру Византии. В русском духовенстве возникло недовольство и именно тогда Патриарх Никон решил и собрать этот собор, чтобы разрешить вопрос, как же правильно нужно креститься.
Этому собору предшествовал собор 1654 года, когда с патриархом Никоном в спор вступил епископ коломенский Павел. Считается, что отец епископа Павла был учителем грамматики Патриарха Никона.
В 1652 году был одним из двенадцати претендентов на престол патриарха. Патриархом по настоянию Царя Алексея Михайловича стал Никон.
Был без Соборного суда (вопреки всем церковным правилам) лишён Никоном епископской кафедры и сослан в Палеостровский монастырь. После этого Никон написал клеветническое письмо патриарху Константинопольскому Паисию I — якобы он и Иоанн Неронов составили новые молитвы и чины церковные, и развращают людей, и отделяются от соборной церкви. Введённый в заблуждение патриарх Константинопольский осудил «сторонников новшеств». Епископ Павел был сослан Никоном на Онежское озеро, в Палеостровский Рождественский монастырь, где пробыл полтора года. Условия содержания были довольно тяжёлыми, но у святителя и исповедника была возможность общаться со стекавшимися к нему мирянами и священниками, получавшими от него советы, утешение и архипастырское благословение.
Среди последователей старого обряда почитание епископа Павла как святого началось сразу же после его кончины и продолжается до сих пор.
На соборе патриарх Никон обратился с вопросом к четырём восточным иерархам о том, как надо креститься, двумя или тремя перстами, ему ответил патриарх Антиохийский Макарий:
== Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята ==
Этот ответ и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи.
В этом же году Великим постом анафема на двоеперстников была провозглашена в церквях в Неделю Торжества Православия. Решения собора были напечатаны в книге «Скрижаль», которая была принята на соборе.
Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на Большом Московском соборе 1666—1667 года, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется.
Анафемы соборов 1656 года и Большого Московского собора 1666—1667 года стали главным причинами раскола XVII века Русской Церкви на старообрядцев и на новообрядцев.
Вопрос сложение перстов был одной из причин раскола.
На Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года все решения соборов XVII века, в том числе и решение собора 1656 года, против старых обрядов были отменены:
== Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие ==
При двуперстном сложении большой палец, мизинец и безымянный палец складываются вместе; каждый палец символизирует одну из трёх ипостасей Бога: Отца, Сына и Святого Духа; а их соединение едино Божество — Святую Троицу.
Вместе с двуперстием, по мнению современных старообрядцев пришёл обычай поднимать руку ко лбу, опускать на живот и затем переносить её на правое, а потом на левое плечо. Движение руки со лба на живот символизирует сошествие Господа на землю; нахождение руки на чреве показывает вочеловечение Христа; подъём руки от живота на правое плечо изображает Вознесение Господне, а нахождение руки на левом плече — воссоединение Христа с Богом-Отцом.
Нет документальных сведений ранее IV века о том, какое перстосложение в раннехристианскую эпоху использовалось при начертании знака креста, но на основе косвенных сведений полагают, что для совершения крестного знамения использовался один палец.
Изображение двоеперстия мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III век), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV век) и т. д Однако, часть историков, начиная с Евгения Голубинского, считает древние изображения двоеперстия не перстосложением для совершения крестного знамения, а одним из ораторских жестов.
Двуперстие при совершении крестного знамения, по мнению русских исследователей XIX — начала XX века, закрепляется после Четвёртого Вселенского собора (V век), когда был выражен догмат о двух природах во Христе, — в качестве контраргумента против монофизитства.
В Русской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном.
24 февраля 1656 года, в Неделю Православия, патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Григорий торжественно в Успенском соборе прокляли тех, кто знаменовался двумя перстами.
Двоеперстие было допущено к употреблению в конце XVIII века в Российской церкви как икономия, когда было введено единоверие. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны «равночестными и равноспасительными».
Тем самым РПЦ в Советское время отменила те свои же постановления за несаблюдение которых был сожжён епископ Павел и протопоп Аввакум и тем самым отделив себя от Вселенской полноты Православия, где двуперстное сложение при крещении недопустимо.
Старообрядческое крестное знамение
Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.
Для чего христиане крестятся?
Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.
Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.
В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»
Как слагать пальцы во время крестного знамения?
Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».
Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).
Двуперстие
Откуда пошло двуперстие?
Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).
Спас Вседержитель. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.)
Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».
Почему не трехперстие?
Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.
Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы
На это можно ответить следующее:
Двуперстное крестное знамение
Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству. Перемена перстосложения является самым известным примером реформ патриарха Никона в XVII веке. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя Церковь.
О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Двуперстным крестным знамением осеняли себя все христиане от времен Исуса Христа: в Риме (со времени принятия христианства, примерно в 350 г.) до возникновения католицизма (примерно в 1054 г.), в Греции, на Руси (до раскола 1666 г.) и в других странах. Так молились апостолы, святитель Никола Чудотворец, Василий Великий, святый Иоанн Златоуст и другие святые. В катакомбах Рима, которые сохранились до настоящего времени от первых христиан (IV век), имеются фрески с изображением святых с двуперстием на правой руке: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III в.), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV в.) и т. д. В Успенском Соборе Московского Кремля хранится Крест. На Кресте у Спаса благословляющая рука сложена в двуперстие.
О двуперстном крестном знамении известно писание святых отец Мелетия Антиохийского, Славостинского епископа, и Феодорита (IV век). Во время спора с арианами люди просили представить доказательства истинности двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. Вначале он сложил три перста и не было никакого знамения. Потом он сотворил полное двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного знамения, как молния вышел огонь.
Два совокупив, три согнув и благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он испусти глас… и тако посрами еретики. (Стоглав, гл. 31)
Св. Мелетий был в большом почете в Константине граде и так учил священников благословлять людей, а мирян креститься. Истинность двуперстия подтвердил Стоглавый собор на Руси (1551 г.), осудивший неистинность проникшего в страну троеперстия:
Аще кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да будет проклят (Стоглав, гл.31).
Об истинности двуперстного перстосложения свидетельствуют также мощи святых. В Киево-Печерской Лавре до сего времени находятся нетленные мощи Илии Муромца, персты правой руки которой сложены в двуперстие. Преп. Максим Грек, известный своими многочисленными богословскими трудами, в своей книге также пишет о двуперстии.
Мощи Илии Муромца в Киево-Печерской Лавре
В русских же источниках, не говоря уж о бесчисленных иконописных изображениях, двуперстие ясно видно на грамотах, которыми обменялись великий князь тверской св. Михаил с новгородским архиепископом и со всем Новым Городом о взаимном вспоможении против общих неприятелей (1295–1302 год). Двуперстие изображено также и на печатях, которыми скреплены грамоты великих князей Иоанна Иоанновича (1356 год), Василия Иоанновича (1523 год) и первого из Романовых — Михаила Феодоровича (1613 год).
34 — печать патриарха Филарета (1628), 40 — патриаршая казенная большая печать (1662 г.)
После реформ, проведенных патриархом Никоном, вместо двуперстия было приказано знаменоваться троеперстием: складывать первых три перста во имя св. Троицы, а два последних иметь «праздными», то есть ничего ими не изображать. В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа. Троеперстие на Руси было явным новшеством, которое относительно поздно появилось у греков, они же привезли его и на Украину. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. В иконографии не было традиции его изображения. Поэтому русские люди опасались его принимать. Мало того, что троеперстие как символ оказалось гораздо менее выразительно, в нем еще содержалась и грубая неточность выражения: ибо если мы положим на себя знамение креста, изображая его тремя перстами, то получится, будто мы исповедуем, что св. Троица была распята на кресте, а не Одно из трех лиц Ее — Исус Христос по своему человечеству.
Согласно учению святых отец, нужно сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святаго Духа). Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо). Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение искажает смысл крестного знамения и оно теряет свою силу. Многие христиане осеняют себя крестным знамением слишком быстро, настолько быстро, что не успевают доносить двуперстия до положенного места на правое и левое плечо, и на живот.
От этого крестное знамение утрачивает четкое изображение креста, становится похожим на простое махание. Молящийся не успевает проговорить молитву, договаривается она уже после совершения поклона.
Мнозии неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему творят крестящися, всуе труждающеся (напрасно трудятся), тому бо маханию бесы радуются. (Стоглав, г. С. Петербург, 1997, гл. 32)
При крестном знамении надо нажимать пальцами на тело. «Помни себе и не забывай о кресте, чтобы не платие на себе крестите, но тело свое. Сего ради Крестом осеняешися, прилагай внятно руку свою, чтобы сие на теле внятно было (ощущаемо)».
Подробнее об отличиях двуперстия от троеперстия читайте в статье Старообрядческое крестное знамение.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Комментарии (3)
Отменить ответ
О СЛОЖЕНИИ ПЕРСТОВ.
«Но вот еще и другое соблажняет вас, а имянно: что мы в изображении креста не те персты слагаем, которыя персты слагаете вы. Разсудим же и о сем, подлинно ли мы с вами в том не согласны, и следует ли вам за то от нас отвращаться? Из церковной истории узнать можно, что еще в самыя Апостольския времена крестное знамение рукой на себе изображали: но как и какия к изображению сему персты слагали, о том в древних повествованиях ни мало не упоминается. Мы теперь по церковному обычаю, когда изобразуем на себе крест, слагаем три персты, соединяя вкупе большой палец, указательной, и средний: а оставшияся два к ладони пригибаем. А вы слагаете большой палец с двумя последними: а указательный и средний оставляете прямостоящими. Не можно по пальцам узнать, которое перстов сложение есть справедливее: ибо пальцы, как их ни сложить, все останутся пальцы. А ежели хочем ведать, которое перстов сложение истиннее есть: то надобно знать, которое перстов сложение согласно с верою, и которое нет: ибо вера содержится в уме и в сердце, а не в пальцах. Ежели спросить вас: для чего вы три персты большой с последними соединяете? Вы отвечаете, что сим, де, трех перстов соединением изображаем мы Святую Троицу. Очень изрядно, чтоб слагать персты, и ими изображать Святую Троицу. Опять спросить вас: что оставшимися двумя перстами указательным и средним изобразуете? вы отвечаете: что изобразуем ими два во Христе соединенныя естества, Божеское и человеческое. Очень изрядно, чтоб соединять руки персты, и изображать ими два во Христе соединенныя естества. Пускай же теперь спросите вы нас: что вы изобразуете тремя соединенными перстами, большим, указательным и средним? Мы вам тотчас отвечаем, что изобразуем ими Святую Троицу. Ежели опять спросите: что вы изобразуете оставшимися двумя последними перстами? мы вам отвечаем, что изобразуем ими два во Христе соединенныя естества. Так какое ж теперь осталось между вами и нами несогласие? нет никакова. Будем ли мы за пальцы браниться, когда в вере о Святой Троице согласны? Да вы, де, не те пальцы слагаете, говорите вы нам. Но сила не в пальцах, а сила в том, чтоб ими изображать Святую Троицу.
Но какая, де, Святая Троица в щепоти? так вы называете наше перстов сложение. На что мы говорим, что подлинно Святая Троица обитает не в пальцах, но в уме и в сердце: а только ум наш чрез сложение триех перстов изображает Святую Троицу. Подобно и в вашем перстов сложении нет Святой Троицы: а только ум ваш изображает им Святую Троицу. Не в том сила, какия б персты ни слагать, только б вера о Святой Троице была не поврежденна. А и сами вы не порицаете нас, чтоб мы не право веровали о Святой Троице. Так о чем же спорить? за что разлучаться? поистинне не зачто.
Здесь можете вы нам сказать, что ежели не в том сила, как персты ни слагать: так за чем было и вводить прежде не всеми употребляемое треперстное сложение?
На сие ответствуем, что сие зделано для того, чтоб в обычаях церковных не иметь несходства с Греческою православною церковию, от которой мы как веру так и все предания приняли. И потому праведно было, чтоб с нею во всем согласовать. А многии из Греции приезжающия знатнаго духовнаго чина люди, между тем и святейшия восточныя Патриархи зазирали, что мы будучи с ними одной веры и в совершенном соединении, в перстном сложении несходствуем. И для того разсуждено быть за справедливое и в сем обычаи с Греческою церковию совершенно согласиться. А ни мало не думано, чтоб за сие какой ни будь мог произойти спор. Ибо кто б подумал, чтоб те стали за пальцы спорить, которые в вере согласны?
На сие вы сказываете, что и в Греции, де, обычай, чтоб по нашему персты слагать, есть испорчен: а прежде, де, там того не бывало. На сие ответствуем, что нельзя сказать, чтоб в Греческой церкви перстное сложение ныне было неправое: ибо Греческой веры люди находятся во всем свете в разных местах. Ежели б перстное сложение было испорчено в так называемой собственно Греции: то могло бы оно неповрежденно остаться на многочисленных островах Средиземнаго моря, где Греческой веры людей неисчислимое множество. Ежели б оно испорчено было и на островах: то могло б цело остаться в Африке, в Египте, или в Аравии, на Синайской горе, или в Палестине, во Иерусалиме, или в Сирии, и в Анатолии. Но нет: во всех сих пространнейших странах благочестиваго исповедания Греческаго люди так персты слагают, как мы. А хотя б и во всех оных Греческой веры странах перстов сложение было испорчено: так могло б оно еще цело остаться у других народов, которые исповедания также Греческаго, а с Греками или сообщения не имеют, или весьма от них местом удаленны: например, у Болгаров, Молдавов, Волохов, Далматов, Сербов, Кроатов, Славонов, Грузинцов, также у многих православных под областию Польскою обитающих: однако все сии народы до единаго в изображении креста персты так слагают, как и мы. Так откуду же бы все сии народы приняли сей обычай? поистинне не льзя и придумать, как бы могло введено быть такое обыкновение между столь различными народами: разве сказать, что они ево от самых древних Апостольских времен приняли. И потому не возможно сказать, чтоб сложение перстов в Греческой православной церкве было не правое. Сей обычай и мы себе присвоили: однако со всем тем церковь наша веру не поставляет в пальцах, но в уме и в сердце. Ежели вера о Святей Троице есть непорочна: то какими бы пальцами ее ни изображать, нет беды спасению. А ежели кто о Святей Троице не право мудрствует: то как бы он персты ни слагал, по вашему ли или по нашему; тогда сложение перстов ничего не упользует.
Так перестаньте ж вы о сложении перстов много волноваться. Это одно упорство, чтоб в вере о Святей Троице быть согласным, а за пальцы спорить: осудит вас самая Святая Троица, что вы стоя за пальцы, любовь нарушаете: а любовь есть приятнее Святей Троице, нежели сложение перстов всех рук, сколько их ни есть на свете. Не о том много спорьте, как разделенные персты соединять: но о том больше подумайте, как бы разделенныя от церкви души соединить во едино стадо под правительство единаго Пастыря Иисуса Христа…».
УВЕЩАНИЕ к РАСКОЛЬНИКАМ. Первым тиснением в Синодальной Типографии изданное 1766 года.
http://www.stsl.ru/lib/platon6/i.php
Отцы туманов, братья бездны,
Потомки древних ариан,
Недолго праведное сердце
Тревожить будет ваш обман!
И не удержат ваши сети
Небесной молнии Христа,
Когда прострёт святой Мелетий
Два пламенеющих перста!