двенадцать стульев чему учит
Смысл произведения «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова
Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» читали почти все. Также любому знакомы гениальный фильм Леонида Гайдая, снятый по этому произведению и менее удачная, по мнению большинства, сериальная версия Марка Захарова.
Существует несколько трактовок смысла популярного романа. Есть даже эзотерический вариант. 12 стульев соответствуют 12 знакам Зодиака. Каждый стул представляет конкретный знак. Крайне сомнительно, что авторы, жившие в эпоху социалистического реализма и всеобщего атеизма, имели в виду что-то подобное.
Популярной версией, которую высказывают недоброжелатели романа, к которым принадлежали многие известные писатели того времени, а некоторые поддерживают их мнение и сейчас, является та, согласно которой писатели сочиняли свое произведение в соответствии с идеологическими установками 20-30-х годов прошлого века. В данной версии есть доля рационализма. Кого высмеивают в свое романе Ильф и Петров? Представителей старого отжившего общества.
Киса Воробьянинов является пародией на членов дореволюционного дворянского общества. Отец Федор Востриков – священник, который забыв о прихожанах, бросается на поиск сокровищ. Напоминает нынешних иерархов РПЦ, не правда ли. Тайное общество «Меча и орала» показывает читателю целую когорту персонажей, от студентов-недоучек до бывших богатых купцов и предпринимателей, выставляя их в исключительно смешном свете. Эллочка людоедка – молодая женщина, которая является до предела утрированным образом прожигательницы жизни.
Вряд ли авторы ставили перед собой задачу написать социальный роман. Они просто брали типичных представителей той или иной прослойки общества и исключительно талантливо высмеивали их.
Главной фигурой в романе «12 стульев», безусловно, является Остап Бендер. Это обаятельный и остроумный жулик. Другие персонажи рассматриваются через призму его восприятия. Его оценки людей и событий лаконичны и точны, хотя иногда он и пускается в длинные рассуждения. Главный герой неоднократно подчеркивает, что с советской властью ему не по пути. С этим трудно не согласиться. Уже в те годы, не говоря уже о более позднем периоде, умные, самостоятельные и инициативные люди режиму не требовались. Нужны были мыслящие стереотипами, если не сказать тупые, готовые к беспрекословному подчинению исполнители. Либо одержимые слепым энтузиазмом романтики, которых, правда, впоследствии истребили. Первых в романе фактически нет, разве что массовик-затейник с теплохода «Скрябин» и эпизодически встречающиеся проходные персонажи. Некоторое количество романтиков-энтузиастов можно обнаружить в редакции газеты «Станок». Поскольку Ильф и Петров сами являлись журналистами, то о сотрудниках «Станка» они пишут весьма доброжелательно.
Идея романа заключается в развенчании мифа о легком обогащении. Если мимоходом Бендеру удается стричь доверчивых овец вроде мадам Грицацуевой или членов тайного общества «Меча и орала», то главная цель так и остается недостигнутой. Разумеется, авторы придумали подобную концепцию изначально. При удачном стечении обстоятельств бриллианты могли достаться Осе и Кисе буквально сразу. Но тогда бы не было и романа. Про Ильфа и Петрова можно сказать, что даже при описании пороков общества они не относятся к условно отрицательным персонажам с ненавистью, которая уже в те годы считалась неотъемлемым качеством литературы, воспевающей диктатуру пролетариата. И все благодаря врожденной интеллигентности и душевной доброте двух замечательных писателей.
8 жизненных принципов из фильма «12 стульев»
Дух авантюризма живет в каждом из нас, но многие просто боятся поддаться внутренним инстинктам и жить на полную. Очень часто слышала фразу от знакомых мне людей, что «в жизни нужно попробовать все». Живу по этому же принципу, но оглядываясь на окружающих людей, понимаю, что многие настолько привыкли жить в своей «зоне комфорта», что им сложно решиться даже на маленький шажок в сторону нестандартных событий.
Великий комбинатор, мастер провокаций, гений авантюризма, Остап Бендер – кумир многих жителей постсоветского пространства. Поток энергии, которую нельзя заглушить обыденными проблемами, дух авантюризма, который звал только вперед, желание жить ярче, веселее и свободнее – все это переполняло его и его жизнь.
И так, отмечаем 8 жизненных принципов из кинофильма «12 стульев», которые помогут тебе стать свободнее и решительнее:
1. Находчивость решает любые жизненные проблемы
Именно находчивость и смекалка находят выход из любых ситуаций за считанные минуты. Умение подстраиваться под все условия жизненных обстоятельств помогло героям фильма пройти сквозь ряд затруднительных моментов, это умение поможет и каждому из нас стать лучше, если мы научимся не опускать руки и идти вперед, чтобы стать победителями.
«А можно утром стулья, а днем деньги? – Можно, но только деньги вперед».
Помните, что вокруг нас тоже люди, главное стоять на своем и предлагать правильные для вас решения другим.
2. Стать честным мошенником не сложно,
главное не хотеть творить зло
Понятие «мошенник» не всегда значит, что человек делает плохо другим, часто это способ выживания и проживания. Мошенничать можно в мелких масштабах, чтобы развлечь себя и других. Остап Бендер умел убедить людей в том, что не было реальностью, но в том, чего бы они сами хотели. Он давал людям то, чего они хотели, а брал в замен то, что они сами отдавали. В этом нет ничего постыдного, если чувствовать грань и не переходить границы моральных законов.
Вспомним ситуацию с главной достопримечательностью Пятигорска «Провал», так вход в бесплатную заповедную зону вдруг стал по 10 копеек, люди привыкли платить за посещения интересных мест, так почему же не заплатить еще разок по привычке? Никто не пострадал, а Остапу с Кисой хватило денег для следующего этапа приключения. Так жить можно, главное уметь вертеться.
3. Всегда нужно точно знать, что ты делаешь и для чего ты это делаешь. Но жить против совести никогда нельзя
Мы иногда совсем не понимаем, почему мы поступаем так или иначе, оправдываем себя, но подсознательно все-таки знаем, что мы готовы пойти на многое из-за личной корысти и наживы.
«Он постоянно крал и постоянно стыдился»
Смысл этой фразы заложен глубже, чем каждый из нас мог изначально себе представить. Остап Бендер всегда понимал, что делал некоторые вещи неправильно, но он подсознательно находил себе оправдания, у него всегда были причины для тех или иных поступков. А некоторые люди знают, что поступаю неправильно, но продолжают жить против своей совести. Не знаю, что движет этими людьми, возможно, желание наживы? Каждый решает для себя, но против совести не «попрешь», рано или поздно она «покусает» тебя, и ты не сможешь спать спокойно.
«Заведующий богадельни очень стеснялся, когда воровал имущество из богадельни. Его совесть мучала, а он крал». Это обычный образ жизни для многих людей, и осуждать их сложно и оправдать нельзя. Тебе решать, как жить, ведь жизнь твоя, твои и грешки.
4. Продажность – это путь к провалу, а не к успеху
«Так может Вы, святой отец, партийный?»
К сожалению, вопрос продажности актуален и на сегодняшний день. Отец Федор стал образом «конкурирующий фирмы», которая без любых этических или моральных причин, готова была получить то, что по праву ей не принадлежит. Добрая сатира – никуда без нее.
Многие продают себя, предают свои принципы, чаще всего даже не ищут себе оправданий, а просто стремятся получить все деньги мира, урвать кусочек власти и стремятся манипулировать людьми. Но не в этом же счастье? Счастье в поиски баланса и душевного равновесия. И со всеми деньгами мира можно быть несчастным, но поспорить, что без денег счастье будет рядом, тоже не могу. У каждого свой путь, но продажность это точно не путь к успеху.
5. Если ты хочешь стать кем-то работай над этим.
В этой жизни ты можешь полагаться только на себя
Каждый из нас с детства помнит и знает фразу:
«Спасение утопающих, дело самих утопающих»
Ну что я могу вам сказать? К сожалению, ни так много людей, которые помогут вам в сложной ситуации. Успех вашего выживания целиком и полностью зависит от вас, от вашего желания и возможностей. Главное помнить, что паника никогда не была лучшим советчиком. Всегда нужно остановиться, сделать глубокий вдох и посмотреть на ситуацию здраво. В этом залог успеха и победы.
6. Ты не одинок, просто иногда рядом
нет любимых людей
«Мы чужие на этом празднике жизни»
Единственный серьезный момент в фильме был связан с этой фразой. И в жизни так тоже бывает, хоть раз в жизни, но каждый из нас чувствовал себя одиноким и брошенным, обессиленным и уставшим, но выход есть из любой ситуации, отчаянье – не выход, это лишь еще один шаг к тупику. В жизненных неурядицах ты можешь быть один, но это не значит, что ты одинок, это лишь значит, что сейчас ты без группы поддержки, но уже завтра с тобой будут рядом любимые люди.
7. Люди любят быть ведомыми, дайте им это
или идите в толпе
Люди верят лишь тем, кто верит в себя. Они хотят видеть уверенность в твоих силах, взглядах и ценностях. Народ хочет идти за лидером, им нужен кумир. Если ты сможешь дать им это – то ты будешь у руля.
«Больше цинизма! Людям это нравится».
Больше цинизма – и тебе не будет равных, ведь ты сможешь убедить толпу в своей правоте. Люди всегда идут за кем-то, тебе самому выбирать вести толпу или быть в толпе.
8. Самое ценное, что есть у каждого из нас – это наша жизнь. Она наш главный подарок и мы обязаны взять от нее по максимуму
Самое ценное, что есть у каждого из нас – это жизнь. И губить её на глупости, прежде всего, глупо, а потом уже непростительно. Люди должны ценить тот дар, который им дан, ведь жизнь одна и нельзя забывать, что жизнь должна быть счастливой.
«А мне моя жизнь дорога, как память».
Нельзя бояться совершить ошибку и прожить всю жизнь в чьей-то тени. Ведь завтра уже может и не быть, а вы боялись попробовать стать счастливым уже сегодня.
Теперь ваш черед…
Какие уроки вы усвоили из фильма? Что самое ценное для вас? С чем вы согласны, а с чем категорически нет? Будем рады вашему мнению в комментариях ниже.
Новое видео:
Конспект внеклассного мероприятия По роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»
Анализ романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
1. История создания произведения.
Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров (Катаев) познакомились в 1926 году, когда оба работали в газете «Гудок». Там же трудился и брат Петрова, уже известный в те времена писатель – Валентин Катаев. Именно он предложил сюжет романа «Двенадцать стульев». Предполагалось, что И. А. Ильф и Е.П. Петров напишут произведение, а В.П. Катаев – отредактирует его. Однако роману, по мнению В.П. Катаева, не требовалось никаких изменений, поэтому он отказался от своего соавторства. Произведение было построено на основе фактов, которые авторы получали, работая в газете: письма, заметки, жалобы, исходившие от реальных людей.
Произведение «Двенадцать стульев» закончено в 1927 году (год десятилетнего юбилея советской власти), и уже с января роман начинает выходить в журнале «Тридцать дней».
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Двенадцать стульев» принадлежит к жанру романа. Выделяются признаки остросатирического романа, так как все произведение проникнуто яркой сатирой. Можно отметить и признаки фельетонов, и признаки авантюрно-приключенческого романа, так как в основе произведения лежит образ плута. Это же позволяет назвать «Двенадцать стульев» плутовским романом, известным жанром во всей мировой литературе. Выделяются также признаки так называемого романа большой дороги, о чем свидетельствуют эпизоды погони за стульями и другие приключенческие сюжетные линии.
3. Название произведения и его смысл.
Роман «Двенадцать стульев» назван так, потому что в основе сюжета лежат поиски бриллиантов, которые были спрятаны в одном из двенадцати стульев.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, что позволяет увидеть объективную картину.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Роман «Двенадцать стульев» можно назвать «энциклопедией» советской жизни 20-х гг. 20 века. Главная идея произведения – показать, что советская власть пришла надолго, что любые попытки вернуться к прошлому выглядят смешно и комично.
Если сужать проблематику, то роман гласит о том, что не нужно бежать за богатствами, потому что это выглядит нелепо и смешно.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Действие романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова начинается весной 1927 года, а заканчивается осенью того же года. Год выбран неслучайно, так как 1927 год был кануном десятилетнего юбилея советской власти.
Сюжет произведения довольно прост: двое жуликов гоняются по всей стране, чтобы найти бриллианты, которые были спрятаны в обивку одного из двенадцати стульев. Такая фабула позволила авторам произведения ввести множество персонажей, сатирически высмеять их. Так, на простой сюжет И.А. Ильфу и Е.П. Петрову удалось навесить различные описания судеб многих героев с их индивидуальными характерами и чувствами. В романе изображены жулики всех типов.
7. Система образов произведения.
Система образов романа «Двенадцать стульев» отличается своей многоперсонажностью. Связано это с удачным сюжетом, который позволяет рассмотреть целую галерею образов, в основном – жуликов во всех ипостасях этого слова. Это Полесов, Кислярский, Альхен, Трубецкой, Эллочка – все они простые обыватели, которые преследуют лишь свои корыстные цели.
На фоне таких образов выделяется Бендер. Его авантюры помогают раскрывать личности всех жуликов. Бендер – находчивый человек, который знает психологию человека. Он умеет шутить, что придает произведению легкий характер.
8. Композиция произведения.
Композиция романа «Двенадцать стульев» строится на приключенческих элементах. Произведение будто строится по принципу романа-путешествия, позволяя увидеть разные уголки страны, а также позволяя без проблем переходить в повествовании от одного героя к другому.
Начинается произведение традиционным зачином «В уездном городе N», который отсылает читателей к художественным произведениям прошлого. Уже здесь обнаруживается связь романа с другими произведениями литературы.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Отличительными особенностями романа являются множество ярких персонажей, напряженные сюжетные линии. В произведении наблюдается тесная связь с эпохой.
Язык произведения афористичен, многие высказывания до сих пор остаются на устах населения. Связано это с манерой юмористично обыгрывать ситуации. «Двенадцать стульев» — это роман, который не грубо обличает сатирой, а делает это весело и смешно.
10. Отзыв о произведении.
И.А. Ильф и Е.П. Петров смогли создать гениальное произведение, которое буквально сразу полюбилось многими читателями. Легкость сюжета и юмористичный язык делают роман «Двенадцать стульев» интересным для всех времен.
Понравилось сочинение? А вот еще:
«Шутишь, парниша»: как Ильф и Петров усидели на 12 стульях
Нет смысла пересказывать сюжет этой книги, его все знают. Огромное количество остроумных фраз этого романа вошло в наш повседневный обиход. «Мы чужие на этом празднике жизни», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», «знойная женщина, мечта поэта», «ключ от квартиры, где деньги лежат», «шутишь, парниша». Написанный в 1927 году роман о погоне за сокровищами стал культовым в Советском Союзе.
Народный герой
Почему советский народ так сильно любил (и любит!) Остапа Бендера – это большой вопрос. Он ведь плут, мошенник и обманщик. Но он – наш плут. Его авантюрность и талант выходить сухим из воды были очень близки нашему человеку, который тоже всю дорогу вертится в предлагаемых властью обстоятельствах! Бендер – наследник Чичикова и такой же циничный психолог. Но только гораздо артистичнее и обаятельнее. «Мне скучно, бес!» – мог бы воскликнуть Остап Ибрагимович вслед за Фаустом.
Впрочем, он дурит головы людям вполне неприятным. Хотя некоторых жалко. Киса Воробьянинов все время огребает тумаки и шишки, он – нелепый, старый, ущербный, унылый лузер, он – «некрасивая подружка», оттеняющая красивого, энергичного Бендера. Вместе они – архетипическая пара Дон Кихот и Санчо Панса, только наоборот. Санчо здесь, конечно, Бендер, снисходительно сочувствующий иногда своему дураку Дон Кихоту, обломку старой жизни.
Удивительно, что авторам совсем не жаль было мадам Грицацуеву. А что сделала плохого пылкая вдова, жаждущая любви? Ничего. Но Бендер, пользуясь ее чувствами, тащит у нее стул, дутый браслет и все ее женские надежды. Тут обаяние Бендера явно дает течь. Спасает его то, что в книжке у Ильфа и Петрова вообще нет ни одного положительного женского образа – все какие-то жалкие дурочки. А ведь за одну только Эллочку Щукину сегодняшние адепты «новой этики» записали бы Ильфа и Петрова в сексисты и четвертовали. Как все меняется.
Лучшего Остапа Бендера в кино сыграл
Случайные гении
Великий комбинатор вошел в Старгород в половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки. Звучит победительно и многообещающе. Примерно так же его отцы-создатели «вошли» в Москву со стороны Одессы. Было это в 1923 году. Только тогда они еще не были знакомы и вообще были не Ильф и Петров, а Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев. Один был хмурый и молчаливый, другой – веселый и разговорчивый. Но обоим было по 20 с небольшим, и оба они стали писателями случайно.
Ильф в Одессе успел поработать и телефонистом, и чертежником, и токарем, и бог знает кем еще. Но потом плюнул на всю эту скуку и вступил в кружок поэтов. Евгений Катаев был младшим братом писателя Валентина Катаева и работал в Одесском угрозыске. Там были хорошие пайки и карьерные перспективы. Однажды к нему попало дело бандита Александра Козачинского. Его банда – что-то вроде «Черной кошки» – убивала и грабила склады с поездами. Когда Козачинского поймали, выяснилось, что он и Женя Катаев – друзья детства. Козачинского приговорили к расстрелу, но Евгений добился замены «вышки» на тюремный срок. После этого дела в угрозыске Евгению стало сложно, и он уехал в Москву, поближе к брату.
Ну а Ильф, поэт, к тому же влюбленный, уехал в столицу за деньгами, славой и судьбой. Там он поступил библиотекарем (позже стал литсотрудником) в газету «Гудок», где обреталась вся одесская литературная мафия во главе с вездесущим Валентином Катаевым.
Илья Ильф снимал углы и комнатки, а Евгений поселился у брата, став Петровым с его легкой руки, написав однажды под этим псевдонимом рассказ. Так, собственно, и попался на сочинительскую удочку.
Ильф и Петров познакомились в «Гудке». Как гласит легенда, в момент знакомства Илья Ильф читал в курилке железнодорожный справочник и хохотал. Через 2 месяца после этого знакомства их обоих позвал в гости Валентин Катаев, сказал: «Я буду вашим Дюма-отцом, а вы моими литературными неграми» – и предложил им идею плутовского романа. «Негры» посмотрели друг на друга и согласились. Вообще-то этот роман, сатиру про НЭП, Катаев-старший должен был написать сам, но ему было лень, он хотел скорее в Батуми, а тут парни способные простаивают. Дело пошло быстро. Как уверял Катаев, все персонажи «12 стульев» написаны с натуры. То есть со знакомых и друзей. А сам он фигурирует в образе инженера Брунса из Батуми, который говорит своей жене: «Мусик. Готов гусик?!»
Прототипом Эллочки-людоедки стала сестра первой жены Катаева, бесконечно обсуждавшая моду и шопинг. Отец Федор Востриков – это смешная пародия на Федора Достоевского, которого считали тогда реакционным писателем. Даже письма жене отец Федор подписывал «твой вечный муж Федя», как Достоевский – «твой вечный муж Достоевский». И их газета «Гудок» в романе есть, только названа «Станок».
Илья и Петров // Global Look Press
Прототипы Бендера
Интересно, что в плане романа, которым снабдил Валентин Катаев своих «негров», точно не было одного персонажа – Остапа Бендера. Ильф и Петров его придумали сами. И реальных прототипов у Бендера как минимум два. Один – это Осип Шор, красавец-атлет огромного роста, одесская знаменитость и брачный авантюрист, представлявшийся, когда нужно было, и «гроссмейстером», и «художником», и «подпольщиком». Позже Шор поработал, как и Евгений Катаев (Петров), в Одесском угро и даже в ЧК, но всю жизнь мечтал уехать в Бразилию или Аргентину, носил поэтому капитанскую фуражку и шарф. В 30-х был арестован за какие-то махинации. Было дело, Осип Шор пришел к Ильфу и Петрову и потребовал денег за то, что они с него «лепили» Остапа Бендера, но не тут-то было. Вторым прототипом Бендера был сам Валентин Катаев. Они действительно похожи – в Катаеве был и гедонизм, и авантюрность, и бандитский шик. И к тому же Катаев-старший так же «командовал парадом», как и Бендер, то есть затеял и продвигал книжку и ее двух молодых авторов, как Бендер руководил аферой с поисками бриллиантов в стульях.
В общем, вышло все так круто, что Валентин Катаев, прочитав первую главу, объявил, что «негры» больше не негры, дальше они будут всё писать сами, а ему, когда роман выйдет, подарят золотой портсигар. И вот однажды соавторы пришли к Катаеву и вручили ему увесистый пакетик. В нем был золотой портсигар с бирюзой. Но маленький, женский.
«Эти жмоты поскупились на мужской!» – хохотал Катаев. «Братишка, лопай, что дают», – ответил Петров вполне в духе Бендера, и все трое отправились в «Метрополь» пьянствовать.
Роман стал сенсацией. Ильф наконец получил комнату в коммуналке напротив храма Христа Спасителя, и к нему приехала невеста из Одессы. Петров женился, уведя невесту у Олеши. Роман и его авторы выжили и уцелели в эпоху Сталина, может, потому, что по советской реальности они прошлись как бы не всерьез. Избегая трагизма и сознательно оставаясь где-то там, в аутсайде большой литературы. Интуиция подсказывала, что только так можно избежать политических обвинений.
Материал вышел в издании «Собеседник+» №08-2020 под заголовком «Как Ильф и Петров усидели на 12 стульях».
Рецензии на книгу «Двенадцать стульев» Илья Ильф, Евгений Петров
(читал сто раз, чуть ли не наизусть знаю. Благо, фильмы посмотрел только где-то после третьего перечитывания)
Выбрав столь несложный сюжет, Ильф с Петровым одним выстрелом валят двух зайцев: хоть и сразу понятно, в котором, по счёту, стуле будут вожделенные бриллианты, читатель всё равно с интересом следит за продвижением героев, ведь каждый новый стул приближает находку, что влечёт за собой всё возрастающий накал страстей. С другой стороны, авторам не нужно особенно заморачиваться, чтобы вплести в сюжетную линию новое место действия или персонажей.
Широка география романа: уездный городок, Москва, Харьков, Крым, Грузия, Поволжье. Поскольку авторы сами, как журналисты, посещали все точки маршрута парочки махинаторов, то пейзажи, быт и вообще атмосфера передана на твёрдую пятерку. Лично я услышал и грозный рев Терека у военно-грузинской дороги, и влажную сонную тень кипариса у дачи инженера Брунса на Зелёном мысе. Да и вообще, в виду наличия отсутствия идеализированных черт характера у действующих лиц, все они получились очень реалистичными, почти живыми.
Со слогом и колким юмором у авторов тоже всё сложилось. Фразочки типа «может тебе ещё ключи от квартиры, где деньги лежат?» или «молодая была уже далеко не молода» твердо и навсегда вошли в нашу речь. Поэтому сухой и жестокий финал, завершение двумя страницами боли и разочарования трёхсот страниц надежды и оптимизма кажется, написан третьим человеком, абсолютно не похожим на Ильфа с Петровым. Но здравый смысл говорит, что по-другому всё завершиться попросту не могло.
Мне лично очень нравится роман, как и всё творчество его авторов. Это не для избранных, на форзаце русским по белому написано: «для широкого круга читателей». Искать там философское зерно или подстрочный второй смысл столь же бессмысленно,как искать в порнофильме сложный интригующий сюжет. Время, в котором могли существовать подобные люди и явления, ушло, роман сейчас кагбэ не актуален. Но это до сих пор интересно, увлекательно, смешно. А ни к чему иному авторы, вроде, и не стремились.
Белеет мой парус такой одинокий.
Но! Авторы не взяли в учёт сногсшибательную харизму этого героя, который отказался покидать страницы рождающейся книги, и твёрдо заявил ошарашенным такой наглостью авторам: «Командовать парадом буду я!» И они увлеклись предложенной персонажем игрой и поставили на него! Остапа понесло!
И перед кем же мне извиняться,
Мне уступают, я не смею отказаться,
И разве мой талант, и мой душевный жар
Не заслужили скромный гонорар.
Остап ведь в самом деле был чертовски талантлив во всем, за что бы он не брался, кем он только не был до появления в романе, и кем он только не побывал уже в качестве героя романа: пожарным инспектором был, судебным приставом был, координатором тайной организации был, художником был, даже шахматистом был. Уверен, что я упустил пару-тройку его «профессий».
Ну, а с душевными качествами. Да, он аферист и циник, но не законченный подлец, есть в нем что-то благородное и поэтическое, что подкупало и продолжает подкупать сначала героев, встреченных им на страницах книги, а затем и читателей. Вот и Кису он не бросил, хотя имел все основания «справиться с его делом сам».
И согласитесь, какая прелесть,
Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь,
Орлиный взор, напор, изящный поворот,
И прямо в руки запретный плод.
О, наслажденье скользить по краю,
Замрите, ангелы, смотрите, я играю,
Моих грехов разбор оставьте до поры,
Вы оцените красоту игры.
Может быть потому что Гомиашвили мало снимался, его Остап получился цельным и колоритным. В Бендере Миронова, к сожалению, слишком много самого Миронова. Я Миронова тоже очень люблю, это мой любимый киноартист 60-70 годов, но в нем слишком много собственной харизмы, которой он не мог не поделиться с изображаемым персонажем и поэтому его Остап слишком сильно смахивал на. администратора из «Обыкновенного чуда», помните: «Вы… привлекательны. Я… чертовски привлекателен. Чего зря время терять?«
Но я не плачу и не рыдаю,
Хотя не знаю, где найду, где потеряю,
И очень может быть, что на свою беду
Я потеряю больше, чем найду.
Конечно, в контексте обсуждения главного героя романа и его киновоплощений, нельзя не коснуться и его повзрослевшей версии из «Золотого телёнка» в исполнении Сергея Юрского, хотя хронологически тот фильм был раньше двух других.. Я почему о нем вспомнил, наверное, потому, что из всех троих Остапов, образ созданный Юрским лично мне ближе других. Кто-то со мной не согласится, но я не настаиваю, но мне было бы интересно увидеть Юрского в условиях сюжета «Двенадцати стульев».
Но в чем фильм Захарова превосходит другие, так это в музыкальном оформлении, песни в исполнении Миронова там просто чудесные, и не только про парус, которую я взял в качестве заголовка и рефрена для своей рецензии, но и остальные. Мне особенно нравится «Ах, неужели не хочется вам натыкаясь на скалы и мели, тем не менее плыть по волнам..» Но и следующие строки тоже бессмертны:
Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей,
Белеет мой парус такой одинокий
На фоне стальных кораблей.
Белеет мой парус такой одинокий
На фоне стальных кораблей.
Рецензия написана в рамках игры «Несказанные речи«
«Двенадцать стульев» — плутовской роман по классическим канонам и по не менее классическим же канонам – роман-фельетон. Поэтому читать его с каждым годом всё труднее и труднее. Почему? Да очень просто. Он промывает косточки и прилежно высмеивает реалии всего одного далёкого от нас года, а современный мир настолько от них ускакал, что мы уже и понять не можем, где смеяться. Да и не только то, где смеяться. Я старательно интересуюсь бытом того времени, но и для меня в романе есть куча вещей, которые без комментариев историков абсолютно непонятны. Почему, например, Остап Бендер был сыном именно турецкоподданного? Это не просто красочная деталь, по одной этой фразе способно развернуться целое море трактовок. Скорее всего, этот пункт значит, что папочка Остапа был таким же хитрованом, что и сынок, проживающим в районе Одессы. И был он евреем, но так как Израиль в то время был под подданством Турции, то он этим воспользовался и туда эмигрировал. Не исключено так же, что эта строчка понадобилась обоим для того, чтобы их не призвали в армию, как связанным с государством-соперником в конфликте. Всего два слова «сын турецкоподданного» — а уже вон какой пласт из биографии. И сейчас фиг ещё этот пласт раскопаешь и узнаешь, какая версия точная, а в момент издания книги все понимали эти намёки так же ясно, как сейчас фразу «президент краб». Се ля ви. Ставили меня в тупик и заставляли неистово гуглить и более бытовые мелочи. Например, шарфик, который купил себе Остап. Румынского оттенка. А что это значит? Оттенка флага Румынии? Быть того не может. И вновь зарываемся в историю Одессы 20-х годов, находим справочник по моде и узнаём, что щёгольский костюм Остапа — типичный для того времени, и шарфик румынского оттенка полагается светлого нежно-розового оттенка. А не белого, как в киношке. Справиться со всеми этими мелочами, кстати, некисло помогает хорошее издание «Двенадцати стульев», снабжённое комментариями. Но вот петрушка, в сети я такое смогла найти, но читать его не слишком удобно, а вот на бумаге — не смогла.
И ещё про издания. Недавно выпустили полную версию «Двенадцати стульев», которая распухла примерно на треть объёма. Так вот я её почитала тоже в своё время и могу точно сказать: это только для фанатов. Если брать её читать сразу, то искрящееся юмором произведение значительно потухнет, потому что вырезали, в основном, действительно тягомотные вещи, ненужные рассуждения и воду.
Ну да ладно, вернёмся к книге. Не знаю, насколько верны легенды, связанные с написанием книги. Сюжет, в общем-то, не отличается оригинальностью. Двенадцать стульев, в одном — сокровище, плут ищет это сокровище, встречая на своём пути щедрые препятствия, которые рассыпает советская действительность. Но если слегка абсурдная советчина постоянно ставит палки в колёса плуту, то она же и толкает его вперёд. Ведь не будь брешей в системе советского уклада, не будь люди воспитаны именно такими, то не смог бы он выкручиваться, чтобы двигаться вперёд. У плута, как водится, есть нелепый помощник, есть видимость соперничества (хотя куда уж там отцу Фёдору, который неизменно видится мне эдаким Кураевым), много женщин и омарохайямовский подход к жизни. Впрочем, возвращаясь к первому предложению моего отзыва — плутовской роман построен по классическому канону. А значит о внутреннем мире героя мы не узнаем ничего. Ни его мысли, ни мысли третьего лица, то бишь автора. Мы можем только пытаться домыслить, но и это непросто, когда на книжных страницах только экшен-экшен-экшен.
И так получается, что авантюрист Бендер нам очень симпатичен. Авторы не говорят нам, что он плох, поэтому мы вольны наделить его всеми романтическими фантазиями и трактовками, которые только придут в нашу голову. Особенно же Бендер приятен тем, что все свои хитрованские штучки проворачивает не где-то среди рыцарей и королей, а под носом простых дядей Петей и тётей Машей. И хотя при зрелом рассуждении становится понятно, что Бендер человечишка так себе, нет-нет да проскочит мыслишка, что в нём бурлят трикстеровские страсти, сокрыта где-то мировая справедливость, и он своими плутнями несёт гармонию в однобокую советскую систему. Эдакий мировой пассионарный огонёк, который чуть-чуть подпаливает неповоротливую толстую тушку государства.
Я не исключаю варианта, что ещё через десяток лет популярность «Двенадцати стульев» и вовсе сойдёт на нет, даже экранизации не смогут сохранить искру интереса. Грустно, но неизбежно. Хотя и вечные темы в романе тоже высмеиваются.
Ну и напоследок благодарность человеку, который прочитал мне эту книгу от корки до корки по скайпу. Сама я читаю очень быстро, а тут был взят идеальный темп для того, чтобы успеть обдумать каждое слово, нагуглить каждый непонятный момент… И просто понаслаждаться тем, как за смуглого улыбчивого южанина Бендера 27 лет от роду читает смуглый улыбчивый южанин того же возраста. Однако-с резонанс!