двухконтурная валютная система что такое
Гениальное изобретение сталинских экономистов — двухконтурная денежная система
Вот смотрите какой парадокс капиталистической экономики: в стране ИКС есть кирпич, бетон, земля, рабочие руки, умные головы, словом есть всё, чтобы строить много-много жилых домов, в которых население нуждается. При этом дома почти не строятся. Спросите почему? А нет инвестора! — ответят вам.
Ребята, чтобы построить дом вам не деньги нужны, а кирпичи. Раз у вас кирпичи есть а нужные вам дома не строятся, значит «в консерватории что-то не так».
А как же без рыночных инвестиций? — спросите вы.
Ответ на этот вопрос есть в нашей истории. В сталинские времена индустриализация была проведена при практически полном отсутствии рыночного инвестирования. Внутренние возможности рыночного финансирования были совсем скудными а заграница не очень спешила помогать. Как писал А. Зверев в книге «Записки министра» (финансов) : «Коммунистическая партия отвергла возможность получения иностранных займов на грабительских условиях, а на «человеческих» капиталисты не хотели нам давать». По некоторым оценкам (1, 2) западные кредиты составляли порядка 3-4% капиталовложений во время первой пятилетки (а позже уже и не надо было), так что особой роли они не сыграли.
При этом индустриализация прошла фантастическими темпами.
Рыночные инвестиции (получались государством за счет зерновой монополии) во время индустриализации: первая пятилетка, первый год =38%, второй год=18%, третий год и далее=0%! Рост промышленности: первая пятилетка=+1500 новых заводов и предприятий, вторая пятилетка=+4000 новых заводов и предприятий. Это какой-то кошмар для либерально-рыночного экономиста: инвестиции сокращаются до нуля, а экономика растёт и растёт.
Как же работала при этом финансовая система, как финансистам удалось построить систему без «всемогущего инвестора».
Во время кредитной реформы 1929-30 годов в СССР была построена двухконтурная денежная система.
Безналичные и наличные деньги были взаимно неконвертируемыми. Безналичные деньги обеспечивали функционирование строительства, промышленности, сельского хозяйства независимо от рыночного спроса-предложения. Наличные деньги обеспечивали рыночные операции.
По сути это была экономика с двумя разными типами денег, функции которых были разными. Наличные деньги могли выполнять все общепринятые функции денег внутри страны, но применимость этих денег фактически была ограничена розничной торговлей. Функции безналичных денег были урезаны — у них была отнята функция накопления и функция создания сокровищ. В условиях социалистической экономики, которая не ставит целью получение прибыли эти функции оказались просто вредными. Лишенные этих функций безналичные деньги могли работать только в рамках социалистического сегмента экономики. Вне этого сегмента безналичные деньги просто не существовали. Их бесполезно было красть потому что их нельзя потратить на рынке. Ими нельзя дать взятку по той же причине. Эти деньги можно было использовать только по их прямому назначению — для обеспечения экономических операций между предприятиями.
Рейтинг топ блогов рунета
В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.
Реклама
Двухконтурная финансовая система. В чём фишка?
Сами инвестиционные деньги перевести нельзя. Да, эти бумажки не конвертируемы. Но вот нажиться с их помощью и получить деньги потребительские вполне можно.
Недавно мне тут отрывки закидывали из книжки «талант Бережкова» про советскую жизнь. И даже там был способ. Предлагалось взять зарплату «ценными на рынке материалами».
Итак, представим, что я директор госпредприятия «АвтоТаз» при Кунгурове. У меня есть куча инвестиционного бабла, которое надо конвертировать в бабло потребительское. Я могу купить трактор и продать его на рынке, получив живые потребительские бабки. Я могу построить себе дом из материалов, купленных на инвестиционные деньги. Даже больше, я могу купить строительный 3Д-принтер полностью на спизженные инвест-деньги и отпечатать себе домик в одно лицо. Бесплатно. Я могу сделать это за потребительские деньги. Я могу, как директор «автоваза» заключить контракт на поставку запчастей с частным предприятием своего сына\племянника\любовницы. В котором будет стоять оборудование. конечно, закупленное на спизженные инвест-деньги. Кстати, так и сейчас многие поступают. А расплачиваться с частным предприятием придёться только потреб-деньгами. Ибо инвест-деньги он не оценит.
В общем, есть как минимум, два варианта:
1. Продать на рынке товар, купленный за инвест-деньги. То есть конвертация Деньги-Товар-Деньги. При современных биржах это ничуть не сложнее обмена валют.
2. Пустить инвест-деньги в рост и получить частный «честный» доход.
Скажете, что тогда моё предприятие АвтоТаз с таким подходом обанкротится и понесёт убытки? Што, правда? Закроете автомобильный гигант или другое предприятие ВПК? Или всё-таки докапитализируете? Надо же помогать отечественному производителю, госкорпорации и единственному автозаводу)) Сами мы неконкурентноспособные)) Закрыть? Оставить страну без автомобилей? Вы серьёзно? А, ну есть ещё опасность, что зицпредседателя из бухгалтерии посадят, но как-то пофиг. Эта опасность и сейчас есть.
В общем, напрямую деньги украсть нельзя, но их можно провернуть, что не так уж сложно.
Вот только нужны ли вообще в едином плановом хозяйстве деньги? Ведь предприятие работает по плану, оно может вести свою деятельность в натуральных показателях, потребляя сырьё и выдавая продукцию. Зачем деньги, если сырьё, станки и прочее можно запросить из наличных запасов Госплана(то есть таких же госпредприятий?). Особенно, если экономикой будет управлять ОГАС. Какие проблемы решат инвест-деньги? Для оплаты труда нужны потреб-деньги. Для оплаты импортных комплектующих нужна валюта. А для того, для чего нужны инвест-деньги, то есть для взаиморасчётов внутри Единого Народного Хозяйства деньги-то и не нужны. Ибо можно обойтись вполне натуральным обменом. Скажете, это будет не равноценный обмен, вроде я взял у лесхоза доски на строительство госзавода и не заплатил? И что? Лесхоз такое же госпредприятие. Просто доски государства перехали на другой склад и были использованы государством. Тем более, что лесорубам этими деньгами всё равно не заплатишь. Им нужны потреб-деньги, а не инвест-деньги. В общем великого смысла не вижу.
Да и система инвест-денег не выглядит сбалансированной. Допустим, завод выпускает подшипники. Продать он их может только госпредприятиям, выпускающим автомобили, трактора и тд. В итоге этот завод работает исключительно за инвест-деньги(подшипник отдельно мало кому нужен), а заводы, выпускающие конечную продукцию, купаются в потреб-деньгах.
Но если всё же реализовывать идею двухконтурной финансовой системы, то считаю, что для инвест-денег подошли бы технологии блокчейна, которые отражают всю историю каждой копейки. Куда она и от кого попала. А для потреб-денег предложил бы деммередж(то есть уменьшение счетов) на 0,15% в день для поощрения потребления, а не накапливания.
alexandr_palkin
МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО
БУДУЩЕЕ РОССИИ РОЖДАЕТСЯ В КАЖДОМ ИЗ НАС
ГЛАВНАЯ ТАЙНА КРЕМЛЯ
Главная тайна Кремля состоит в том, что существует Священная Корова, о которой нельзя говорить. Поэтому вы никогда и нигде не услышите ни слова, ни полслова о Священной Корове.
Можно сколько угодно обсуждать и даже ругать и президента, и премьер-министра, можно критиковать их действие или бездействие. Можно говорить о коррупции и дворцах высших чиновников, но Священную корову нельзя даже упоминать. Вы не услышите о ней ни на заседаниях Госдумы, ни на митингах оппозиции.
Вы хотите знать, почему правительство реализует курс «Население – это новая нефть»? Вас интересует, почему запустили «пенсионную реформу» и вводят закон «О самозанятых»? Почему вместо поддержания роста коренного населения России открывают двери для притока мигрантов? Нет ли альтернативного пути? Ответ очень прост – путь есть, но тогда нужно будет признать наличие Священной Коровы, а ее ведь даже упоминать нельзя.
Экономика России больна. Причина этой болезни злокачественная опухоль в виде Священной Коровы. Приезжают западные доктора, начинают указывать причину, предлагают срочное хирургическое лечение, но получают жесткий ответ: «Мы готовы терпеть любые санкции, но ни одного слова о Священной Корове». Восточные экономические лекари удивляются – есть проверенное веками решение и опухоль рассосется. Но в ответ им полное молчание.
Власть – это финансовая и судебная система. Капитализм – это финансовая система, построенная на генерации денег коммерческими банками. Банки выдают деньги под залог собственности, Центробанки контролируют и управляют данной системой. Закон простой – есть собственность, можно получить кредит, а если нет собственности, то нет и кредита.
Почему в России финансовая система не обеспечивает потребности экономики и соответственно не способствует росту рабочих мест? Почему от 30 до 40 млн. работоспособного населения нигде официально не работают и, по сути, составляют армию скрытых безработных? Почему в России поля зарастают бурьяном и подлеском?
А причина проста, она лежит в Священной Корове, так как от нее непосредственно зависит финансовая система.
Вы уже догадались, что это за Священная Корова? Сейчас в меня полетят камни, но я вам скажу! Священная Корова – это собственность на землю.
Когда Чубайс проводил приватизацию, то тогда были приватизированы предприятия без земли. Это также как в 1861 году, когда крестьян освободили, а землю им не дали. Результат вам известен.
Земля под предприятиями оформлялась в долгосрочную аренду на 25-49 лет с правом государства в любой момент изъять эту землю. Соответственно, получить кредит под такую землю весьма проблематично, если вообще возможно.
На сегодняшний день юридическим лицам принадлежит около 1% всех земель в России. «ОДИН ПРОЦЕНТ КАРЛ. 1%. »:
«По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2016 года в частной собственности находилось 133,4 млн. га земель, что составило 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 115,3 млн. га,
или 6,7%, в собственности юридических лиц находилось 18,1 млн. га, или 1,1% земельного фонда России. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 1579,1 млн. га, или 92,2% от площади земельного фонда страны».
Нельзя резать Священную Корову! Мы все это хорошо понимаем. Прежде всего, нельзя потому, как в криминальных войнах за куски земли ляжет больше народу, чем в бандитских разборках 90-х. Это могут быть не просто криминальные разборки – это может превратиться в настоящую гражданскую войну.
Школа Здравого Смысла, как клуб политических интеллектуалов, отрыто и прямо говорит, что такой выход есть! В государстве, где почти все земельные ресурсы принадлежат государству, не может успешно работать финансовая система, основанная на залоге земли.
В таком государстве сможет только работать Азиатский способ производства, основанный на двухконтурной финансовой системе.
Экономика советского типа в СССР и КНР воспроизводила двухконтурную схему финансирования азиатского способа производства. Государственная собственность, плановое хозяйство и твердые цены позволяли разделить безналичный расчет в проектах, осуществляемых а) политической волей (ядерный проект, освоение космоса, покорение целины) и финансируемый б) через зарплату наличный расчет в потреблении товаров населением.
Экономика Китая сохранила азиатский способ производства с двухконтурным финансированием крупных проектов, инициируемых политической волей, когда на первый план выходит стратегическое государственное планирование.
Обстоятельства непреодолимой силы в виде нарастающего режима санкций вынудят Россию к переходу на новый уровень финансово экономической системы, к переходу на систему построенной на двух контурах денежного обращения.
При этом контур финансирования инфраструктурных проектов должен будет отделен от контура обычных фиатных денег и должен быть построен на принципе децентрализованных реестров блокчейн. Использование распределенных реестров позволяет достоверно контролировать потоки перемещаемых средств, исключает возможность вывода средств за контур целевого обмена.
Это позволяет выделить отдельный бюджет на развитие инфраструктурных проектов с оборотом денежного обращения построенным на принципе блокчейна.
Цифровые деньги способны значительно повысить эффективность расходования средств бюджета в области госзаказа. За счет прозрачности и, как следствие, более точному контролю и аудиту госзакупок.
Следующим позитивным фактором внедрения цифровой валюты является создание высокотехнологичной и безопасной системы обмена межбанковской информацией, в том числе, и для международного обращения. Особенно важным этот факт становится на санкционном фоне, создающим постоянные риски отключения России от соответствующих западных решений в проведении платежей.
Таким образом с помощью национальной цифровой валюты может быть поставлен надежный заслон против санкций, так как степень долларизации мировой экономики настолько высока, что американцы действительно с помощью своих санкций способны блокировать большие сегменты российской внешней торговли.
Нынешняя российская банковская система оказалась весьма уязвимой перед западными санкциями и, соответственно, это создало новую реальность, которая вынудит Россию переходить на новую двухконтурную финансово-денежную систему, построенную на цифровых деньгах.
Хватит играть в Священную Корову! Пора честно и прямо начать обсуждать проблемы экономики страны, иначе Гражданская война поглотит наше государство!
Двухконтурная экономика по Девятову
По теме двухконтурных денежных систем мало информации. Ниже подборка тезисов Андрея Девятова по азиатскому способу производства из вот этого его выступления в Школе здравого смысла 17 февраля 2017 года:
Экономическое развитие необязательно гарантируется кредитной экономикой (западная модель). Эта модель основана на ньютоновском понимании времени как длительности или линейной последовательности событий (прогресс). В этой модели монетизируется будущий спрос, а основным инструментом развития является кредит.
Китайская модель экономического развития основана на цикличном понимании времени как порядка следования событий, а ключевым понятием является своевременность (чего нет в ньютоновской модели, где все отрезки времени равнозначны). Эта модель построена на законе перемен, который в экономической части основан не на кредите, а на разведении денежной системы на два контура.
Суть модели состоит в разделении денежного обращения на натуральные и безналичные деньги. Потребление отдельного человека обеспечивается натуральными деньгами (золото, серебро), на которые можно купить еду или там корову.
Долгосрочные инфраструктурные проекты (дамбы, каналы, дороги) финансируются из другого контура, который работает на долговых бумагах, выпускаемых государством. В Китае специально для этого были изобретены бумажные деньги.
Принципиальное отличие от европейского способа финансирования состоит в понимании времени как цикла. Поэтому инфраструктурные проекты финансируются не кредитно, т.е. под будущий спрос, а под возвращение времени в новом цикле. Потому что на следующем цикле жизни инвестиции не окупятся с прибылью (западная модель), а будут использованы следующим поколением людей для нового цикла жизни.
Распад двухконтурной денежной системы в СССР произошел в результате реформы Косыгина, когда отказались от планирования в штуках и перешли на денежные статистичекие эквиваленты.
При системе планирования в натуральном выражении главным показателем являются инновации. После косыгинской реформы внедрение инноваций оказывается невыгодным, потому что обеспечить прирост «денежных» статпоказателей можно более «эффективными» способами: разгоном издержек, ростом себестоимости и др.
Как обеспечить экономическую защиту страны, эквивалентную ядерному потенциалу
Об авторе: Владимир Васильевич Волков – доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова; Дмитрий Николаевич Земляков – доктор экономических наук, профессор РАНХиГС при президенте РФ.
Практика и статистика показывают, что отечественная экономика, будучи глубоко интегрированной в мировую финансово-экономическую систему, не просто не справляется с внешними кризисными угрозами, но несет от них потери, превышающие среднемировые по основным макроэкономическим показателям. Этому можно назвать много причин, но, наш взгляд, следует выделить главное. Мы имеем открытую «всем ветрам», навязанную нам как релевантную рыночным реформам еще в 1990-е годы одноконтурную, незащищенную, периферийную финансовую систему. В ней мы играем в игру под названием «международные валютно-финансовые отношения» по чужим правилам. Наши западные «партнеры» не только устанавливают эти правила, но и оставляют за собой право этих правил в отдельных случаях не придерживаться. Сами, заливая внутренние кризисы триллионными долларовыми эмиссиями, они устанавливают нам в более или менее рекомендательно-принудительной форме разного рода ограничения, «табу» и «таргеты», подрывающие не только эффективность, но даже суверенитет внутренних антикризисных мероприятий.
Очевидно, нужен механизм защиты. Широкой общественности даже понятен общий принцип, который должен быть положен в его основу, – принцип валютно-финансовой многоконтурности. Терминологически он уже введен в общественно-политический дискурс и широко обсуждается в медиапространстве. Однако трактовка понятия настолько разнится у разных спикеров, а порой настолько отдаляется от его подлинного научного содержания, что возникает реальная опасность выхолащивания смысла и, как это часто бывает, провала всего перспективного начинания.
Для выяснения истинной сути многоконтурности обратимся к недавней советской истории. Среднестатистический житель СССР был совершенно безразличен к биржевым сводкам с мировых финансовых рынков, к колебаниям цен барреля нефти и даже к котировочному соотношению пары доллар / швейцарский франк. Проблемы влияния внешнеэкономических катаклизмов на личное благосостояние советского человека просто не существовало. Он твердо знал, что западный мир находится в состоянии перманентного системного кризиса, что 1 руб. соответствует примерно 1 г золота и обеспечивается всем достоянием страны, а государственный банк не только «таргетирует» инфляцию, но является полномочным государственным оператором всей системы финансовых отношений внутри страны и за рубежом.
В чем же причина такого безразличия? Может быть, виноват железный занавес как фактор не только информационной, политической, но и экономической изоляции? А может быть, навязанная тоталитарной властью и военно-революционными лихолетьями привычка населения терпеть всякого рода лишения и молчать? А может быть, все вместе плюс еще что-то?
Простой здравый смысл подсказывает, что причина кроется в некоей особенной форме организации государственной финансовой системы, которая прежде всего выполняет свои основные функции – финансирование потребительских, инвестиционных, государственных и внешнеэкономических расходов, а во-вторых, обеспечивает приемлемый (целевой) уровень собственной устойчивости, максимальным образом ограждающий население от внешних и внутренних макроэкономических шоков.
Чтобы понять принципы функционирования такой системы, определим ключевое понятие «финансовый контур». Поскольку в плановой экономике все средства производства находятся в исключительной собственности государства, население в подавляющем своем большинстве живет на зарплату. Получив в кассе своего предприятия честно заработанный живой бумажный рубль, человек несет его в магазин в обмен на потребительские товары, затем этот же самый рубль через инкассацию попадает в государственный банк и опять возвращается в кассу предприятия. Круг замыкается. Этот кругооборот наличности на потребительском рынке представляет собой первый контур государственной финансовый системы. При этом, поскольку рынок средств производства для населения был закрыт, наш наличный рубль ни при каких обстоятельствах не мог перейти из потребительской в инвестиционную сферу, то есть превратиться в доступный населению безналичный рубль, также было невозможно и его обратное движение.
Для реализации и обслуживания задач инвестиционного сектора существовал второй – безналичный – контур государственной финансовой системы. Данный контур окончательно сформировался к середине 1930-х годов и был изначально ориентирован на решение амбициозных планов ускоренной индустриализации, опирающейся практически полностью на внутренние – в том числе финансовые – ресурсы.
Потребность в финансировании масштабных капитальных вложений для индустриализации актуализировала известную с глубокой древности фиатную (декретную) форму денег, отвязанную от сдерживающего экономический рост золотого якоря. А поскольку все социально-экономические отношения были включены в систему единого государственного планирования и регулирования, то общая сбалансированность экономики поддерживалась планово-директивными и политическими (властно-распорядительными) инструментами.
Кругооборот безналичных денежных средств в данном контуре напрямую привязан к движению реальных инвестиционных ресурсов, а деньги преимущественно выполняли функцию меры стоимости, то есть информационную, учетно-распределительную и оценочную функцию.
При этом удавалось эффективно нейтрализовать главную угрозу фиатной эмиссионной экспансии – инфляционное давление на экономику. Этому способствовала плановая балансировка прироста денежной массы и реального экономического роста (достигавшего порой немыслимых ныне 12–15% в годовом исчислении). Жесткое директивное ценообразование и плановое государственное регулирование операционных «шлюзов» обеспечивали взаимодействие потребительского (наличного) и инвестиционного (безналичного) контуров финансовой системы.
«Какая валюта у вас?» – говорят
Вспомним, что не в столь уж и далекие времена, когда шло «соревнование двух систем», взаимоотношения с внешним миром разделялись на взаимоотношения со странами социалистического лагеря, с капстранами и с занимавшими промежуточное положение – неприсоединившимися – странами третьего мира.
Организация финансовой системы стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) имела важную особенность, на которую сегодня следует обратить самое пристальное внимание, – она базировалась на пропорциональном соединении фиатных и материально-залоговых принципов. Денежной единицей выступал так называемый (безналичный) переводной рубль, эмитентом которого выступал СССР и который обращался в собственном замкнутом контуре. При взаимодействии с платежными средствами других контуров переводной рубль оценивался по паритетно-покупательной способности к монетарному золоту, и в финансовый оборот переводился по фиксированному (не рыночному) курсу обмена на золото: 1 руб. = 0,987412 г золота.
Экономическое взаимодействие с капстранами и странами третьего мира осуществлялось уже по правилам международной торговли и действующих валютно-финансовых механизмов, будь то золотой стандарт, долларовый стандарт или двусторонние торгово-валютные отношения. Эти механизмы составляют основу современного валютно-финансового контура, в который в настоящее время интегрированы практически все страны мира, включая Россию.
Но это еще не все. Контур обращения наличных денег, обслуживающих потребительский сектор, связанный с внешним миром, также присутствовал в советской экономике. И это была не просто мягкая форма изъятия валюты у населения через магазины «Торгсин» или «Березка». Существовала система обмена валюты, заработанной гражданами за границей, на специальные чеки (сертификаты) Внешпосылторга и Внешторгбанка, которые можно было отоварить в сети специальных магазинов на территории СССР.
Таким образом, в советской системе в общей сложности можно при желании насчитать как минимум пять одновременно функционирующих скоординированных финансовых контуров. Между этими контурами, попарно и в комплексе, существовал планово-управляемый механизм сцепления-размыкания, насыщения-стерилизации, запрета-разрешения, который в разные периоды с большей или меньшей эффективностью защищал экономику и население от упомянутых перманентных кризисов «мирового капитализма».
Обновленное платежное средство
Таким образом, приведенный пример позволяет выделить по крайней мере три таксономические трактовки принципа многоконтурности валютно-финансовой системы, а именно – внешний и внутренний контур, наличный и безналичный контур (вариант – инвестиционный и потребительский), фиатный и дуальный контур.
Советскую финансовую систему уже не вернешь, так как не вернешь ее необходимейшее институциональное условие – директивное планирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса. К тому же в последние годы своего существования она в силу разных причин потеряла свою эффективность и нуждалась в реформировании, например, по китайскому образцу. Но двухконтурную финансовую систему создать можно и нужно, более того, остро необходимо!
Сегодня главное разграничение, сцепляемо-расцепляемый «водораздел» финансовых контуров должен проходить не по линии наличность/безналичность, а по линиям внешний/внутренний оборот, а также фиатные деньги / дуальная обеспеченность платежных средств. Это означает, что двух- и многоконтурная система должна актуализироваться по дублирующему и/или по кумулятивному правилу – мы не ломаем, но совершенствуем существующий порядок.
Эмиссия денежных средств, равно как и другие процедуры и акции кредитно-денежной политики, должны быть напрямую увязаны с потребностями развития национальной экономики в рамках общей системы государственного целевого стратегического планирования, при этом регулирующие формы воздействия на экономику должны сочетаться с рыночными формами и методами. Приоритетному таргетированию подлежат показатели реального сектора (например, занятость и экономический рост), а также показатели устойчивости и безопасности, представленные не только в стоимостной, но и в натурально-вещественной форме.
Обновленное национальное платежное средство должно обладать свойством дуальности. То есть наряду с декретируемой государством вмененной способностью выступать номинальным платежным средством на всей территории страны, оно должно обладать реальной внутренней ценностью. Алгоритм и правила обращения и обмена (клиринга) национальных и наднациональных платежных средств должны базироваться на материально-залоговом принципе в котировочном сопоставлении с обращающимися фиатными деньгами.
Обеспечивающая (залоговая) часть финансовой системы должна опираться на совокупность собственных ресурсов или на ресурсы стран-союзников.
Необходимо строить новую систему на базе самых современных алгоритмических и информационных технологий (типа блокчейн), которые открывают уникальные технологические, информационные и управленческие возможности применительно к финансовой сфере.
Рассмотрим подробнее ключевой третий принцип. Итак, основная теоретическая и технологическая проблема построения двухконтурной финансовой системы состоит в обосновании и организации синтеза, соединения в единый механизм двух антиномически противоположных начал – денег, основанных на государственной власти, и денег, обладающих внутренней ценностью.
Современная мировая финансово-экономическая система позднего капитализма стоит на двух китах – фиатных деньгах и кредите.
Отход от золотого стандарта и широкое внедрение фиатных денег в Европе и США наблюдается после Первой мировой войны для решения проблемы финансирования восстановления экономики, а в СССР, как мы видели, – для решения задач индустриализации. Полная победа фиата, его закрепление и институализация в известных международных соглашениях происходит уже после Второй мировой войны.
Фиатные деньги сыграли и играют в современной экономике роль огромной важности, решая задачи организации целеобусловленного управления экономическим развитием, а также «парирования эксцессов» этого развития. Благодаря фиатным деньгам современная экономика, по сути, и создана, ими финансируются, например, крупные макроэкономические проекты, фундаментальная наука и научно-технический прогресс, современная социальная сфера, национальная оборона и т.д. Но они имеют и серьезные родовые недостатки, коренящиеся в самой их природе, которые, вырвавшись наружу, способны произвести необратимые разрушительные эффекты. Именно поэтому необходимо разработать и внедрить модель финансового контура, основанную на принципе собственной товарно-материальной обеспеченности.
Такая модель уже есть, и она была разработана отечественными учеными! Теоретическая модель двухконтурной валютно-финансовой системы стала результатом 10-летней кропотливой работы группы ученых Национального института развития Отделения общественных наук РАН под руководством М.И. Гельвановского и М.А. Минченкова. Суть ее состоит в следующем.
Существующая мировая валютно-финансовая система оперирует финансовыми инструментами, обеспечение которых – золотовалютные резервы (ЗВР) центральных банков разных стран, создаваемые по инструкциям и регламентам, утвержденным Банком международных расчетов. Однако такая система в значительной мере устарела и не способна решить многие проблемы, связанные, например, с вопиющей диспропорцией между предъявительским объемом золота, долларовой денежной массой, находящейся в мировом товаро-финансовом обороте, и оборотом деривативов по мировому финансовому рынку.
Решение вопроса лежит в плоскости создания товаро-валютных резервов, формируемых по принципу дуальности, то есть способных выполнять как денежные, так и залогово-обеспечивающие функции. Математически можно обосновать формирование некоей совокупности товаров (товарного кластера, или «жгута»), сгруппированных по признаку незначительности взаимных отклонений их средних релятивных цен относительно динамики цен некоего базового товара, например монетарного золота. На кластере с монетарным золотом в качестве якорного товара можно создать искусственный (виртуальный) финансовый инструмент, условно называемый «расчетное золото» (calculated gold).
Модельные расчеты показали, что если задать некую допустимую величину отклонений, то устойчивые соотношения динамики цен кластеризируемых товаров к цене золота выявляются у целого ряда товаров, которые в совокупности могут составлять основу «товарного жгута». На базе этих товаров возможно построение финансового инструмента нового типа, который будет обладать всеми функциями денег.
Расчеты показали, что к таким товарам могут относиться, например, серебро, кукуруза, хлопок, сахар, алюминий, медь и др. На базе динамики цен данного товарного жгута может быть рассчитан глобальный индекс устойчивости, названный учеными НИР РАН «МВЗ-индекс». Этот индекс через систему дуальных коэффициентов непосредственно связан с ценой монетарного золота и, следовательно, способен реализовывать его финансово-экономический функционал.
Необходимость расширения золотовалютных резервов за счет дуальных товаров и формирование на них товаро-валютных резервов – это реальный путь дедолларизации российской экономики и построения системы международных расчетов, уменьшающих роль доллара в системе международного обмена. Сбалансировать систему можно с помощью финансового резервного контура, в основу которого положен принцип генерации инвестиционных ресурсов на основе товаро-валютных резервов. Взаимосвязь между товаро-валютными резервами и золотовалютными резервами может быть осуществлена путем секьюритизации, использующей принцип клиринга неэмиссионных ценных бумаг в эмиссионные.
Таким образом, создание товаро-валютных резервов и формирование на их основе резервного финансового контура может реально противодействовать вызовам и угрозам мировой валютно-финансовой системы, порождающим катастрофические ущербы для экономики Российской Федерации, а также успешно решать задачи по обеспечению устойчивого развития финансовой системы.
К сожалению, исследования АНО «Национальный институт развития» в нулевые годы не вызвали большого интереса у органов финансового управления, так как страна получила достаточно денег от высоких цен на энергоносители и даже провозгласила себя суперэнергодержавой. Но после этого случился кризис 2008–2009 годов, а потом был 2014 год и санкции, другие способы воздействия на нашу экономику.
Первым крупным государственным чиновником, заинтересовавшимся теоретическими разработками НИР РАН, был председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Федерального собрания Сергей Рябухин. Он провел в комитете ряд презентаций с участием специалистов разного уровня из многих финансовых структур страны – Минфина, Центробанка, правительства РФ и др. Во всех обсуждениях не было высказано существенных замечаний по предлагаемой модели. Рябухин обратился в Совет безопасности РФ, где прошло несколько заседаний с участием Сергея Вахрукова – бывшего губернатора Ярославской области – и с высоким уровнем представительства финансовых групп Российской Федерации.
В целом, как мы видим, значимость данного направления уже осознана многими ответственными людьми, способными принимать соответствующие управленческие решения. Однако на очереди дальнейшие шаги по практическому внедрению двухконтурной финансовой системы – имитационный эксперимент, возможная локальная апробация и другие практические шаги, требующие значительных трудовых и материальных затрат. Хотелось бы надеяться, что промедление в реализации данного проекта не будет настолько критичным, что поставит нас перед лицом катастрофических угроз современного мирового кризисного противостояния.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.