дядя федя что за дядя
Начинается история незатейливо – некий мальчик, спускается по лестнице и жует бутерброд с колбасой. Прямо на лестнице мальчик знакомится с котом, «живущим на чердаке», «который ремонтируют». Запомним эти ключевые слова, они очень важны для понимания сути происходящего, мы вернемся к ним позже.
Разговор мальчика с котом сам по себе не является чем-то необычным для мультфильмов, хотя как правило звери разговаривают в них друг с другом, а не с людьми. Но исключений полно – например русские народные сказки, в которых орудуют говорящие лягушки, зайцы и медведи. Но этот мультфильм совсем не сказка, в чем мы скоро убедимся.
Из диалога с котом выясняется забавная вещь – мальчика зовут «дядя Федор», что заставляет зрителя задуматься над вопросом – почему маленького с виду мальчика зовут так по-взрослому –«дядя»? И если он дядя, то где его племянник? Что такого яркого произошло в прошлом, что за Федором крепко закрепилась приставка «дядя»? Раньше я тоже задумывался над этим вопросом, но не был готов узнать ответ. А ведь он тут – перед глазами. Но не будем забегать вперед.
Дядя Федор живет с мамой и с папой, никаких упоминаний о других родственниках, в особенности о племяннике. Похоже, эта тема болезненна для этой семьи и ее просто обходят молчанием.
Дядя Федор приводит нового друга –кота с «ремонтирующегося чердака» домой. Родители не одобряют поведения сына, и дядя Федор немедленно пускается в бега. Таких мальчиков-беспризорников в Советском Союзе умело разыскивали правоохранительные органы и немедленно ставили на учет, иногда психиатрический. Странно, но родители дяди Федора не торопятся обращаться в милицию, что ставит перед нами новую загадку, почему они этого не делают?
Тем временем дядя Федор с новым другом котом Матроскиным прибывают в деревню «Простоквашино». Почему мальчик выбрал именно этот населенный пункт? Случайность ли это или осознанный шаг? Мы скоро получим ответ на этот вопрос, но сначала разберемся, что представляет из себя эта деревня.
«Простоквашино» является странным и я бы сказал пугающим местом. В деревне никто не живет – не слышно рева коров, кукарекания петухов и прочих присущих советским деревням звуков. Все ее жители внезапно покинули деревню, перебравшись «за реку». Взглянем на этот кадр – вот куда перебрались жители Простоквашино. Оставив теплые дома с печками «в пол-кухни», огороды, хозяйство, они собрались и в спешке покинули деревню, предпочтя частным домам сомнительное удовольствие проживания в типовых многоэтажках на островке на самой середине реки.
Видно, что кроме многоэтажек на острове нет ни магазинов, ни дорог, ни намека на развитую инфраструктуру. Нет даже моста или паромной переправы, соединяющей их новое жилье с материком. Но жители «Простоквашино» похоже пошли на этот шаг не задумываясь. Что могло согнать их с привычной земли?
Ответ очевиден – страх. Только страх мог вынудить людей, бросив все, перебраться в панельное жилье, уповая на то, что река сможет спасти их от того, от чего они бегут. Пребывая в шоке и ужасе от того, что вынудило их бросить дома, люди оставили их годными для проживания. Дома в отличном состоянии и их можно попробовать сдать в аренду дачникам из Москвы, но эта мысль почему-то не приходит простоквашинцам в голову.
Более того, один дом снабжен приветливой надписью «живите кто хотите». Люди, сделавшие эту надпись, отлично знают, от чего они спасаются. И что хуже всего, они знают, что это «Нечто», столь напугавшее их, может вернуться. Эта надпись – робкая и наивная попытка не разозлить то, что обязательно вернется назад, задобрить его, постараться сделать так, чтобы оно не пожелало перебраться через реку, которая едва ли представляется бывшим жителям «Простоквашино» надежной защитой. Сдать жилье в аренду ничего не знающим о зловещих тайнах «Простоквашино» – значит поставить их жизни под угрозу. На это простоквашинцы не могут пойти. Может быть рынок сдачи жилья в аренду не развит в этом регионе? Ответ на этот вопрос мы получим позже.
Такие деревни и городки широко описаны в литературе, особенно в произведениях Стивена Кинга и Лавкрафта. Почему «Простоквашино» никогда не ставили в один ряд с жуткими американскими городками, в которых вершилось зло? Я полагаю, что речь идет о советской цензуре, из-за которой пришлось рассказывать эту историю так, как она рассказана.
В деревне Дядя Федор обретает нового друга – пса Шарика, вот теперь их «Трое из Простоквашино». Шарик тоже разговаривает на русском языке и дядя Федор отлично его понимает. По-прежнему зритель не получает ответа – так сказка это или нет? Нормально ли животным разговаривать с людьми?
Печкин здоровается с дядей Федором. Вся «троица» здоровается с ним – но артикуляция губ в этом моменте показывает, что говорят все трое разные вещи, а уж никак не «спасибо». Что именно они говорят, любой интересующийся может легко узнать сам, пересмотрев этот момент несколько раз.
Но Печкин похоже не видит никого, кроме дяди Федора, не правда ли странно? Это еще один маленький штришок, приближающий нас к пониманию происходящего.
Первый вопрос от вновь прибывших в адрес Печкина очень характерен:
— Вы не из милиции случайно?
Вновь прибывшая компания взволнована исключительно этим, очевидно интерес со стороны правоохранительных органов им совсем ни к чему, хотя казалось бы – чего опасаться коту или псу. Это очень многозначительный факт, дополняющий нежелание родителей дяди Федора обращаться в милицию с заявлением о пропаже ребенка.
Успокоившийся фактом принадлежности Печкина к «Почте», дядя Федор сообщает о своем желании выписывать журнал «Мурзилка», очевидно пренебрегая перспективой получить свежий номер через несколько лет или не получить его никогда, что еще более вероятно. Дядя Федор делает то, что сделал бы любой маленький мальчик его возраста, но искренен ли он? Не пытается ли он запутать Печкина?
Несмотря на то, что кроме Печкина в деревне никто не живет, дядя Федор дожидается ночи. Вот его истинная цель и зритель конечно же не остается разочарован.
Как оказался Печкин ночью в лесу? Он гоняется за маленьким галчонком. Судя по разговору, галчонок серьезно болен, и Печкин предполагает его «сдать в поликлинику, для опытов». Эта фраза ничего кроме улыбки вызвать не может. Никакой поликлиники рядом нет и быть не может, хорошо, если заброшенный морг для тех, чьи тела нашли, а не оказались закопанными в сундуках.
Дядя Федор при слове «поликлиника» не удивляется и заявляет, что «вылечит галчонка и научит разговаривать». Никаких сомнений в болезни галчонка у дяди Федора нет. И в этот самый момент мы получаем неожиданный ответ на вопрос – сказка ли то, что разворачивается перед нашими глазами или нет? Конечно же, нет. Будучи в сказке, галчонок бы уже умел разговаривать, как Тотошка и ворона Кагги-Карр в Волшебной стране. Но галчонок не умеет.
Неважно, что сам Печкин делал в лесу ночью. Важно, что он после беседы с дядей Федором крутит пальцем у виска. Печкин понимает, что мальчик психически нездоров.
И мы понимаем, что подобно галчонку не умеют разговаривать и кот Матроскин и пес Шарик. Их голоса просто звучат в голове у дяди Фед
Краткое содержание повести «Дядя Федор, пес и кот» (Э. Н. Успенский)
Читателям любого возраста будет интересно читать краткое содержание повести «Дядя Федор, пес и кот» – первой книги Э. Успенского из цикла о Простоквашино. Трое забавных друзей почти полвека остаются одними из самых популярных детских героев.
Главные герои
Дядя Федор – маленький, но очень рассудительный мальчик.
Матроскин – мудрый кот, которого дядя Федор приютил у себя.
Шарик – бездомный пес, мечтающий об охоте, но жалеющий убивать зверюшек.
Печкин – вредный почтальон в Простоквашино.
Краткое содержание
Глава первая
Жил один мальчик, которого родители называли дядя Федор. Один раз он встретился с говорящим котом, который пожаловался, что ему негде жить. Мальчик взял кота домой.
Родители дяди Федора потребовали избавиться от кота. Тогда мальчик вместе с новым другом сбежал из дома, оставив родителям письмо. Он объяснил, что отправляется в деревню.
Глава вторая
Дядя Федор назвал кота Матроскин. Приехав в деревню, они встретили пса по кличке Шарик и подружились с ним. Друзья нашли прекрасный дом, который бросили хозяева. В нем имелась хорошая будка (для Шарика), теплая печь (для Матроскина) и даже телевизор (для мальчика).
Глава третья
На следующий день друзья навели в доме полный порядок, а потом пошли на речку мыть Шарика. На обратном пути им повстречался пожилой мужчина в шапке – почтальон Печкин.
Печкин очень удивился, впервые увидев маленького мальчика без родителей («самого по себе») и говорящих животных.
Глава четвертая
Матроскин захотел купить корову, но денег ни у кого не имелось. Дядя Федор сказал, что нужно найти клад.
Все трое пошли в лес и разыскали древнюю пещеру. Мальчик начал копать и наткнулся на старинный сундук, битком набитый золотыми монетами.
Глава пятая
Родители очень переживали из-за «побега» дяди Федора. Они подали в газету объявление, в котором указали приметы пропавшего ребенка и пообещали награду за его нахождение.
Вскоре кот привел корову Мурку, которую взял «напрокат». Она съела все занавески и цветы, а затем стала бодаться. Друзья решили посадить ее на цепь.
Глава шестая
Однажды жители деревни принесли друзьям галчонка. Он постоянно хватал разные вещи клювом и утаскивал их на шкаф, поэтому ему дали кличку Хватайка. Кот и пес обучили галчонка одной фразе: «Кто там?».
Один раз друзья ушли за грибами. Пока в доме никого не было, пришел Печкин. На его стук в дверь Хватайка спросил: «Кто там?». Гость ответил: «Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка»». Дверь никто не открыл, и опять прозвучал вопрос: «Кто там?». Таким образом Хватайка и Печкин разговаривали весь день. Почтальон даже почувствовал себя плохо и сам стал спрашивать «Кто там?».
Вернувшиеся из лесу друзья с трудом привели Печкина в чувство.
Глава седьмая
Когда был найден клад, дядя Федор отправил на завод письмо и сто рублей, попросив прислать ему трактор. Однажды его, наконец-то, привезли. На тракторе было написано «Тр-тр Митя», что означало «Трактор. Модель инженера Тяпкина».
Это был опытный образец, работающий на продуктах. Трактор чуял еду и сам останавливался у домов, из которых шел вкусный запах. Друзья догадались высунуть из кабины вперед удочку с привязанной сосиской.
Глава восьмая
Однажды друзья увидели, что Мурка, возвращаясь с поля, поет песню. Матроскин предположил, что корова объелась хмеля. Он подоил ее, попробовал молоко и сам стал петь песни. Пришлось вызвать «Скорую помощь».
Неожиданно пришел Печкин, который нашел в газете объявление о пропавшем мальчике с особой приметой – рост метр двадцать. Он хотел измерить дядю Федора.
Матроскин уже пришел в себя и решил напоить почтальона «хмельным» молоком. Печкин тоже запел песню и стал биться головой об стену. Приехавшая «Скорая помощь» забрала его с собой.
Коту было жалко выливать «веселое» молоко и он залил его в Митю. Трактор взбесился, долго носился по деревне и чуть не утонул в реке.
Глава девятая
Дядя Федор решил написать родителям письмо, чтобы они не беспокоились. Он написал начало, затем письмо продолжил Матроскин, а закончил Шарик. В результате получилась что-то странное. Мальчик писал, что ловит для развлечения мышей и что у него «повысилась лохматость».
Глава десятая
Пес долго гонялся за зайцем и чуть не утонул в реке. Из воды его вытащил бобр. Шарик решил стать «рыболовной собакой».
Глава одиннадцатая
Вечером Шарик вернулся домой и принес с собой бобренка. Он «спас» его, достав из реки. Матроскин объяснил псу, что бобренок живет в воде. Было уже поздно, поэтому дядя Федор напоил зверька молоком и положил спать в шкафу.
Глава двенадцатая
Письмо дядя Федора, наконец-то, дошло до его родителей. Они стали его читать и падать в обмороки в местах, где писали Шарик и Матроскин. У сына росла новая шерсть и был «хвост крючком». Мама с папой решили, что сходят с ума.
На конверте стоял обратный адрес – деревня Простоквашино. Родители нашли на карте двадцать две деревни с таким названием. Они написали в каждую письмо с просьбой сообщить что-нибудь о мальчике по имени дядя Федор.
Глава тринадцатая
Пес продолжал тосковать. Друзья решили превратить его в комнатную собаку – пуделя. На тракторе они приехали в парикмахерскую. Сначала Шарика отказались стричь, но когда он заговорил и стал отвечать на сложные вопросы, парикмахер бесплатно завил ему шерсть и сделал кисточку на конце хвоста.
Вернувшись домой, друзья увидели сидящего на дереве Печкина. Его туда загнала Мурка. Почтальона успокоили и напоили чаем, а он незаметно срезал пуговицу с куртки дяди Федора.
Глава четырнадцатая
Однажды в Простоквашино приехал бывший хозяин Матроскина – профессор Семин. Кот не хотел к нему возвращаться и решил пока пожить в подполе.
Дядя Федор и Шарик поехали на Мите за дровами. Они набрали много хвороста и уже собирались возвращаться. Вдруг мимо пробежал заяц. Шарик не удержался и побежал за ним, а дядя Федор один повез хворост домой.
Глава пятнадцатая
Матроскин считал, что хворост не поможет при сорокаградусных морозах. Он написал письмо в особый институт, попросив прислать «маленькое солнце».
Вскоре прибежал Шарик, который принес зайца. Друзья не знали, что делать с этой добычей. Заяц никуда не хотел уходить, так что Матроскину пришлось выстрелить у него над ухом из ружья. Зверек убежал, а дядя Федор пообещал купить псу фотоаппарат для занятия фотоохотой.
Глава шестнадцатая
Дядя Федор один выполнял всю работу по дому. Шарик целыми днями гонялся за зверями с фотоаппаратом, а Матроскин сидел в подполе. Однажды прибавилась еще одна забота – у коровы родился теленок. Посоветовавшись, друзья назвали его Гаврюшей. Кот окончательно решил купить Мурку «насовсем».
Глава семнадцатая
Дяде Федору надоело работать одному. Он пошел к профессору и рассказал про Матроскина. Семин очень удивился, узнав, что его кот научился говорить. Он пообещал, что не будет его забирать, и пригласил всех троих к себе в гости.
Шарик идти к профессору отказался, а дядя Федор и Матроскин приняли приглашение. Кот рассказал Семину очень многое о кошачьем языке. С этого времени он перестал прятаться в подполе.
Глава восемнадцатая
Родители дяди Федора получили двадцать один ответ из разных деревень Простоквашино. О дяде Федоре в них не сообщалось. Наконец, пришло письмо Печкина. Почтальон писал, что именно такой мальчик недавно поселился в деревне. Для проверки он прислал отрезанную пуговицу. Мама ее сразу же узнала. Родители стали собираться в дорогу.
Глава девятнадцатая
Однажды Печкин принес посылку для Матроскина из института, но не стал ее отдавать, потому что у кота не было документов. Он сказал, что «по правилам» будет теперь каждый день приносить ее и уносить обратно.
Друзья нашли точно такой же деревянный ящик, положили в него грибов и орехов и ответ ученым. Когда Печкин на следующий день опять принес посылку, они незаметно подменили ее. Напившись чаю, почтальон рассердился на Шарика, который хотел его укусить. Печкин сказал, что отошлет посылку по обратному адресу.
Глава двадцатая
В посылке лежало маленькое электрическое солнце, работающее от розетки. Оно давало столько тепла, что можно было совсем не топить печку. Вредный Печкин заметил, что из трубы дома дяди Федора никогда не идет дым. Он пришел разузнать, в чем дело. Почтальона специально посадили под солнце, включенное на полную мощность. Печкин почувствовал себя плохо и убежал в больницу.
Глава двадцать первая
Тем временем наступила зима. Один раз дядя Федор выскочил на улицу в одних трусах и заболел. Матроскин собрался бежать за врачом, но вдруг раздался стук. Это приехали папа и мама мальчика.
Папа и Шарик поехали на Мите за лекарствами. Мама и Матроскин стали ухаживать за больным и крепко подружились.
Глава двадцать вторая
На следующий день дядя Федор чувствовал себя гораздо лучше. Мама с папой сказали, что заберут его с собой. Матроскин и Шарик переезжать в город не согласились. Родители пообещали навещать их на выходных. Печкину купили на сто рублей лотерейных билетов.
Все, кроме Матроскина, сели в трактор и отправились в город. Там родители накупили подарков для друзей своего сына. Попрощавшись, Шарик на Мите уехал обратно в Простоквашино.
Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.
Про дядю Федю. Участкового нашего милиционера …
про мешок с деньгами найденный на свалке:
Авторские истории
21.1K постов 21.4K подписчик
Правила сообщества
Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего
1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.
ТС, это не кулинария)
Советские дети
У советских детей не было конструктора Лего. У них был такой конструктор, что после начальных классов можно было без экзаменов поступать в технический вуз и проектировать мосты и межгалактические капсулы))
В начальной школе урок труда был для меня самым трудным предметом. А собери-ка по инструкции камаз.
А тебе 7 лет и ты еще тайно смотришь по вечерам «Спокойно ночи, малыши») Но всем говоришь, что, конечно же, нет, что ты, маленькая, что ли, пфф.
А в старших классах мы шили, вязали, вышивали гладью, крестиком, готовили супы и пироги.
А парни мастерили табуретки и что-то еще, не совсем доступное для моего понимания. Какое там, я даже с пяльцами не разобралась, куда мне))
Да после окончания советской восьмилетки можно было в любой ВУЗ поступать, считай, техникум, по крайней мере, швейный и поварской, ты уже два раза в школе прошла))
А плюс еще внешкольные мероприятия. Пионерия, помощь пенсионерам, помощь колхозам при уборке урожая, соревнования, кто больше сдаст макулатуры.
Советский ребенок выходил из школы взрослым человеком, готовым к суровой советской жизни, но радостный, всезнающий и всеумеющий))
После окончания советской школы ни один ребенок не получил психотравму. Потому что после ремня в детском саду советским детям сам черт был не так страшен, как его малюют)
Хотя бы попробуй что-нибудь собрать из советского детского конструктора))
Выжившие вопреки
Бутылочник
Увидела пост про советский мотороллер «Муравей» (сейчас уже не найду, но буду благодарна за ссылку, если кто-то скинет). Сейчас уже таких и не встретишь, а в моем детстве это был один из самых желанных видов повозки.
Существовал ещё другой «Муравей», который периодически приезжал к нам на улицу.
А дудел в этот рожок Бутылочник. Именно так, с заглавной буквы, ибо воспринимался он почти как волшебник.
И вот они, честно заработанные, свои, которые вскоре будут проиграны в автомате «Морской бой» (15 копеек за игру) в холле кинотеатра!
Иногда в эту нашу детскую очередь затесывался какой-нибудь алкаш. Встречая наши презрительные взгляды, он, как правило, занимал самый конец очереди, даже если кто-то из детей прибегал после него.
Больше всего «зарабатывали» те, чьи родители покупали «Жигулевское» в пол-литровых бутылках.
Когда третий раз побежала в сторону дома с пустой сумкой, Бутылочник сжалился и подъехал на своём «Муравье» аккурат к калитке. Он быстро понял, что сама носить я буду до вечера, попросил мешок из-под сахара и начал носить сам.
Просто сам цимес в том, что заработанное же!)
Детские анекдоты
А эту серию про маленького мальчика помните? Типа, «Маленький мальчик нашел динамит, вон его череп на ветке висит»?
Маленькие мальчики в анекдотах погибали, а мы смеялись до слез.
Мы смеялись друг над другом, над взрослыми, над войной и немцами, над Чапаевым и Штирлицем, у нас не было запретных тем.
Помнится, как-то идем мы с моей подругой Тонькой на качели качаться, начинаем раскачиваться, а она мне:
— Хочешь, анекдот расскажу?
А мы к этому времени уже достаточно высоко раскачались.
Мы в то время были с другими народами братья и сестры, но такие, которые редко видятся. Кавказцы жили на Кавказе, узбеки в Узбекистане, таджики в Таджикистане, а украинцы и белорусы были своими в доску.
Да, вот такие жестокие советские дети)
Тонька яростно тормозит ногами. Я тоже.
— Какой еще Миш Кавказский? Это кто? Кавказец, что ли?
И как я начала смеяться. Нет, хохотать. Нет, ржать. До слез. Хватаясь рукой за живот, чтобы не лопнул. Минут пять ржала. Потом отдышалась.
— Ничего. Зато про войну. Такой анекдот испортила!
Справедливость
Впрочем, он вполне мог иметь отношение к древнему благородному роду, ибо был статен, плечист, высок, красив и располагающ, а также удивительно спокоен и тих для своих природных данных. Когда он был маленьким, он был красив какой-то взрослой красотой, зато, когда стал старше, наоборот, казался моложе всех. Но на самом деле он просто не особенно изменился. Очень удобное, прямо скажем, качество внешности.
Обычно такие мальчишки завоёвывают лидерство в классе, шутят с девчатами, балагурят на уроках, преуспевают в спорте или каком-нибудь школьном КВН, становятся старостами или вожатыми. Тучка же флегматично манкировал всеми этими ипостасями. В учёбе он тоже особенно не выделялся и, казалось, не потому, что ему не давалось или он ленится. Казалось, он что-то такое знает, чего не знаем мы…
Со своей неизменной усмешкой он сидел на третьей парте у окна и рисовал роботов в тетради, иногда отрешённо посматривая на доску и как бы думая «да, да, старайтесь, зубрите, тяните руки. Всё равно вы все вырастете и станете менеджерами по продажам. А я как рисовал роботов, так и буду их рисовать, только за такие деньги, какие вам и не снились».
Среди всех нас Тучка носил не форму или что придётся, а настоящий детский костюм – пиджак и брюки, что делало его каким-то нездешним старомодным семинаристом. Он не был гопником и драчуном, хотя мог навялять любому в классе, и к троечникам его причисляли исключительно по признаку отметок в дневнике.
Учителя привыкли к Тучке, сильно с него не спрашивали, он не создавал им проблем своим поведением, что было не так уж и мало в нашей полумаргинальной школе, а они не создавали проблем ему. Они практически задаром рисовали ему тройки, а Тучка рисовал своих роботов, безотказно помогал оформлять плакаты и стенгазеты, поливал цветы в классе, стирал с доски после уроков, не забывая нарисовать там «на завтра» какого-нибудь мутанта. За пределами школы он был таким же тихим, но при случае увлекательно и с задором показывал нам своих тетрадных киборгов, рассказывая об их суперсилах.
Новая учительница английского невзлюбила Тучку сразу. Ещё бы, он как обычно пытался рисовать своих дроидов, но на этих уроках надо было хорошенько поработать, уже хотя бы для того чтобы просто не получить двойку. Галина Васильевна недавно появилась в нашей школе, но уже успела навязать свои правила игры.
Все учителя ходили по классам, но на урок английского приходилось отправляться в отдельный кабинет в тихом крыле, уходящем в сад. Там были новенькие парты с наушниками, огромная зелёная неисцарапанная доска, роскошные бархатные шторы, портреты классиков английской литературы в позолоченных рамках и макет Биг Бэна на подоконнике. Долгое время этот кабинет был заперт на два замка и ждал своего героя, но учителей не было. Кажется, поэтому его и не разгромили, не растащили, не развандаллили. Парты были не разрисованы и наушники работали отлично.
Будете у меня говорить рефлекторно! Как инстинкт! – гордо заявляла Галина Васильевна.
Тучке приходилось работать наравне с остальными. Его привилегии главного художественного дарования класса нивелировались при входе в уютный филиал старой доброй Англии в полуразрушенной советской школе на севере Таджикистана.
Тут выяснилось, что Тучка не притворялся, а ему действительно по каким-то причинам было трудно запоминать что бы то ни было. Ещё у него были проблемы с концентрацией внимания и последовательностью изложения мыслей. Он терялся, запинался, мучительно вспоминал, смущался и терялся ещё больше. Выступления у доски, заучивание стишков и фраз были для него настоящей пыткой. Может быть он даже был аутистом, но кто будет с этим разбираться в 95-м году в Ходженте, на окраине мира.
Между тем Галявася (как мы её прозвали) действительно знала своё дело. Даже у таких, казалось бы, безнадёжных учеников (а к английскому мы подступились из-за нехватки учителей только к пятому классу, стартуя прямо с алфавита) начало что-то получаться. Загадки, песенки, скороговорки, диалоги по ролям. Это и правда работало.
Мы продвигались вперёд, бойко рассказывали короткие зарисовки о семье, время от времени повторяли что-то в её излюбленной игровой манере. И только Тучка, которого даже она к тому моменту оставила в покое, по-прежнему терзался на задней парте, героически списывая домашние задания у кого придётся.
Урок обычно заканчивался игрой и этот был не исключением.
— Я называю любую букву, а вы тут же говорите мне – какая следует за ней. Это быстро! Но не кричим, а поднимаем руки! Для тех, кто ещё не ответил это шанс получить свою пятёрку! Начинаем: F!
Это было легко. К тому же в этот день у нас было два урока английского подряд, и я уже получил свою пятёрку. Именно поэтому я не стремился участвовать в игре и увидел, как изменилось лицо Галины Васильевны на букве Q.
Я обернулся. С задней парты впервые за всё это время тянул руку Тучка. Он так робко, неуверенно её поднял, но его всё равно было видно, большого, внушительного. Галявася жестом остановила гвалт. Класс замер, а вместе с ним и весь мир.
Тучка громко встал, выпрямился, откашлялся и торжественно выпалил: АРЭСТИЮ!
Какие-то доли секунды было не ясно, что произошло.
После грянул хохот. У меня свело живот.
Позади всхлипывала Катя Бауэр. Рядом со мной колотил ладонью по столу Саид, отличник и любимчик всех учителей. У раскрасневшейся, улыбающейся и силящейся сдержаться Галины Васильевны в уголках глаз стояли слёзы. Тучка робко улыбаясь и явно не понимая, что случилось, посмеивался вместе со всеми, совершенно растерянный.
Прозвенел спасительный звонок. Мы засуетились. Это был последний урок пятницы.
— Давай дневник! – сказала расставлявшая оценки Галявася оторопевшему Тучке.
Мы вышли из школы в ароматную душную весну и уселись на горячие камни.
— Ты хоть понимаешь, что ты четыре буквы в одну слепил! – Катя Бауэр подтрунивает над Тучкой.
Тот, механически запомнив мнемоническую распевку алфавита, почему-то решил, что между Кью и Ви есть загадочная буква Арэстию, вместившая в себя RSTU. Мы снова смеёмся.
— А сколько она там тебе поставила?
Тучка молча протянул нам открытый дневник. Там напротив последнего урока красовалась размашисто выведенная пятёрка.
— Это она тебе поставила, за то, что ты хоть что-то запомнил!
— Нет, за то, что ты всех рассмешил!
Тучка улыбается, пожимает плечами.
— Это…Несправедливо это! – вдруг произносит Саид. – Вот я всё учил и мне пятёрка. А он – ничего. И ему тоже пятёрка.
— Но это же такая…смешная пятёрка, Саид!
— Но я же знаю, а он не знает. Он же у нас домашку списывает.
— А ты у меня матешу списывал однажды, и чего?
— Но он же неправильно ответил. Если ему пять, то почему нам не шесть, или хотя бы не пять с плюсом…
— Так у тебя пятёрок много, а у него всего одна. Это не меняет ничего. Это как шутка такая. Всем же смешно было.
Тучка стоит и внимательно слушает наш разговор. Он всегда настолько спокойный и тихий, что заслужил репутацию мебели, при которой можно говорить всё что угодно без стеснения, в том числе и про него самого.
— А может…а может она ему поставила, чтобы он духом поднялся. В себя поверил.
— Так не может быть. Я сам слышал, как она говорит, что он тупой.
— Она сказала «скромный», Саид…
— Нет, я слышал, она сказала «тупой». Слушай, только тупой так может, как он сегодня.
— Что ты сказал. – Тучка внезапно подошёл вплотную к Саиду.
— Тупой. Отойди от меня. Ты.
Саид попытался толкнуть Тучку в грудь, но тот внезапной размашистой богатырской оплеухой обрушил Саида портфелем на спину, как огромного жука.
— Она. Она сказала, что ты тупой. Не я. – Саид заныл, размазывая по лицу кровь и слёзы, и пошёл прочь в парк, то и дело оглядываясь.
Он был очень старательный отличник и отец его был начальником ЖЭКа. Крикливый толстый мужик, вечно выяснявший что-то с кем-то во дворах. Они жили в нашем доме. На следующий день Саид не пришёл в школу. Но Тучку он отцу не выдал.
— Она правда сказала, что я тупой?
— Правда, Тучка. Я слышал тоже.
Он предложил мне встретиться за школой после уроков и был очень серьёзен.
— Кажется, ты должен таким же сильным как и я быть… Ударь меня по лицу.
— Я Саида нечестно стукнул. Это же не он сказал. Ударь. Надо. Чтобы справедливо.
— Ну… Кулаком, как я его.
Даю ему неловкого тычка.
— Это не так было. Вот прям резко давай. Да просто сделай и всё.
— Не получится у меня. Всё. Я ухожу.
У Тучки задрожал подбородок. Он вот-вот расплачется. Я стою и знаю, что не смогу.
— Ну, пожалуйста. Чтоб справедливо.
Он жалобно смотрит смотрит мне в глаза. Кивает «давай».
Зажмуриваюсь и швыряю руку почти наобум.
Чувствую кулаком мягкие губы.
Галина Васильевна наладила ситуацию с английским в нашей старенькой школе. Её ученики становились чемпионами городских олимпиад, как и на прошлом месте её работы, как и на позапрошлом. В городе не было ни одной международной организации, в которой бы не работал какой-либо её выпускник. Она получала международные награды и была заслуженным учителем чего-то там Английского и Королевского.
Мы уже давно выпустились, а она всё учила и учила новых детей, сухонькая, чопорная, со своими неизменными мячиками, играми и песнями. «Ландын из зэ кэпитал оф Грейт Бритн энд э вэри олд таун» раздавалось в старом кабинете с бархатными шторами и макетом Биг Бэна. Она умерла прямо на уроке, как актриса на сцене, изрядно напугав учеников, а на её похороны приехал сам Британский консул.
Саид работает каким-то влиятельным чиновником в городском хукумате Худжанда, города, в котором мы ходили в школу. До обновления городского сайта на первой странице даже было видео, где можно было заметить его перед трибуной внимательно слушающим речь мэра. Этот отличник всё так же сидит на первой парте. А вот английский ему пригодился разве что для общения с одним своим одноклассником.
Ваня Тучков работает иллюстратором в городе Сиеттл. Английский стал его вторым родным настолько, что он и предложения не может произнести без английского слова, забыв какое-либо русское. «Я узнал это после смолл-ток с моими коллигз», «мы имели с братом бранч», «я с ними не совсем эгри». Он рисует городские дома, логотипы, пейзажи и людей, но иногда и роботов тоже. И он всё такой же огромный и неуместный возле пластиковой доски с маркерами.
Я не только расквасил Тучке губу, но и рассёк руку о его зубы. Всякий раз, глядя на его фото, я ищу шрам на верхней губе. Присматриваюсь. Увеличиваю. Шрама нет. На самом деле, его не было уже через месяц после того случая, но я всё равно его ищу, ведь у меня над средним пальцем правой руки шрам есть до сих пор.
Кажется, всё это справедливо.
Про теплый ламповый свет Москвича. Огоньки из детства
Всем привет! Совсем не ожидал такого отклика на предыдущий пост про капсулу времени.
Для меня, как и для многих здесь, это не просто автомобиль, а возвращение в прекрасное время, когда, выражаясь языком моей работы, записывался BIOS «базовая система ввода-вывода». То есть основы собственной личности, понятия прекрасного и ужасного, доброго и плохого. Все то, что будет с тобой на всю жизнь. В том числе и батина машина.
И поэтому, особенно смешно и нелепо выглядят сообщения, о том, что это плохая старая небезопасная машина, которой место в музее. Эти товарищи ждали своего часа, что бы открыть правду людям! О да, спасибо, теперь благодаря вам я знаю, что современный новый автомобиль безопаснее пятидесятилетнего старого.
При этом, скорее всего, что эти комментарии были написаны уткнувшись в смартфон во время неспешного перехода через дорогу в наушниках) Беспощадные эксперты, блин))). Ладно, оставлю этих немногочисленных прямо мыслящих людей в покое и перейду к прекрасному.
Из детства особенно ярко запоминаются разные огоньки, особенно в темноте. Думаю каждый помнит свою первую в жизни гирлянду на елке, звезду на ее вершине. Теплый свет от свечки, жаркий от костра или домашней печи.
Я тоже все это помню, и даже нашел и купил гирлянду «Снежинка» на прошлый новый год!)
Но особенно ярко в моей душе запомнились огоньки от нашего Москвича.
Это были особенные огоньки, теплые, загадочные, спокойные и бесконечно интересные.
Каждый как отдельная вселенная со своими мирами, планетами и самой яркой звездой в центре.
Каждый из этих миров можно было рассматривать долго и несмотря на это, находить что-то новое и ранее не открытое.
Очень любил смотреть назад, когда дым из выхлопной трубы подсвечивался ярким красным светом от габаритных огней. Особое зрелище, не отпускавшее внимание ребенка и развлекавшее его во время длительных поездок к бабушке и дедушке.
Так же запомнился момент, когда Москвич проезжал освещенный участок дороги и в салон попадали мелькающие световые полосы от больших и высоких фонарей сверху. Я просто ложился на заднее сиденье и предугадывал момент появления следующей световой волны.
А вот разноцветные индикаторы света, поворотов, давления масла были для меня загадкой. Это как их так сделали, что светится вся поверхность одинаково. Вот такие вопросы мучали меня в детстве)
Но особенным сокровищем был всегда включатель аварийки.
Он светился вообще всей своей поверхностью! Свет заполнял его прозрачное пространство, а потом вырывался наружу, освещая весь салон и даже немного улицу. Настолько он был ярким.
А как он это делал! От момента разжигания до полной яркости проходила целая жизнь. Ты наблюдал за каждым мгновением светопоявления. Это было настолько плавно и неспешно как и жизнь в те времена. А потом процесс поворачивался вспять для соблюдения ритмического обряда. И опять возрождение света как будто это сама птица Феникс.
Ну и конечно лампы подсветки, которые были просто номинально.
Хорошего света там где нужно они не давали, но всего были рядом и морально поддерживали.
Вот такие огоньки души)
Купил Москвич 2140 из детства! И понеслась!) Капсула времени
Всем привет!
Последний пост выкладывал 4 года назад и как-то забыл о Пикабу. Но сегодня получил письмо с просьбой сменить пароль или страницу удалят. Ладно, меняем пароль и пилим пост о Москвиче)
Предисловие.
В один год с моим рождением отец купил новенький Москвич 2140 цвета Гобби.
Вот такой.
Машина 1985 года, сейчас такие называют «пазними», потому что выпускался Москвич 2140 с 1976 по 1988 год. Буквально с 1978 года машина начала терять элементы декора. Сначала хромированную полоску на порогах, потом стояночные фонарики на «погонах», дальше всякие блестящие шильдики и хромированные элементы.
В итоге к 1985 году красивый автомобиль лишился очень многого, но для пацана, который горел машинами и не давал бате покоя просьбами порулить, это все было неважно! Для меня это было что-то великое и вожделенное! Как же я мечтал обладать такой машиной!
Но самостоятельно проехать за рулем того Москвича мне так и не удалось. Она несколько лет простояла с какой-то поломкой, а потом отец продал её дядьке из-за хорошего мотора. У него тоже был Москвич, только зеленый. Дядька мотор переставил, машину разобрал на запчасти, а кузов вывез в лес гнить. Это было примерно в 97-98 году. Но из моей души Москвич не ушел.
К сожалению фото той машины нигде не нашел.
И вот годы шли. Я уже стал большим дядькой с семьей, квартирой, своим маленьким делом и увлечениям по коллекционированию игрушек из детства.
В голове сразу возникли мысли о том, как я ее восстанавливаю, довожу до ума, нахожу недостающий декор. Я даже созванивался с хозяином, но так и не решился поехать за ней сразу. Спустя какое-то время она пропала, потом через пол года появилась и снова пропала. Я немного расстроился, но интерес не потерял. Потом в течении двух лет я мониторил доски объявлений и даже ездил смотреть несколько машин.
И вот, наступил сентябрь 2021 и появляется это объявление о продаже в Витебске.
Текст
«Машина в отличном состояние. Экспортный вариант. Все с завода. Зимой не эксплуатировалась. Краска родная.» Пробег 55 000 км. И тут, как говориться, все звезды совпали. Мы празднуем день рождения тестя в Борисове, это на 70 км ближе к Витебску чем Минск, а от моего дома на 100 км. Завтра у дедушки и бабушки выходной и они смогут остаться со старшей дочкой. Младшая еще грудная, поэтому едет с нами. Я понимаю, что надо уже что-то покупать, иначе это так и останется несбыточной мечтой. И на следующий день мы втроем выдвинулись в путь на смотрины.
Спустя два часа нас встречает этот красавец 1978 года.
Ранний! Точнее поздний из ранних. Все прелести, шильдики, хром на месте! Салон как новый! Мотор шуршит без лишних звуков, все светиться и моргает, машина досмотрена и ухожена.
Увидев хозяев, жена сказала: «Юра, у них надо покупать!». И это правда. Москвич продавали Женщина лет под 60 и ее 19 летний сын, на которого автомобиль и был оформлен. Семья крайне интеллигентная и культурная. Москвич покупал отец Инны Михайловны в далеком 1978 году и с тех пор он был в одной семье. Внук ездил на нём последние пять месяцев и похудел на восемь килограмм из-за отсутствующего гидроусилителя!))) На мой вопрос «почему продаешь? он ответил: «езжу в университет, там у других новые тачки, похихикивают. коплю на авто поновее». Нда, подумал я, ты даже не догадываешься чем обладаешь.
Быстро осмотрев машину я понимаю, что почти все в описании оказалось правдой! Единственное, что она, естественно, не экспортная. Но в этом многие заблуждаются из-за шильдиков и надписей на английском. В те времена так было на всех Москвичах. У экспортных маркировочная табличка под капотом была на английском.
После короткого тест-драйва мы отправились в ТЦ развлекать ребенка, обедать и думать. Так же я узнал, что завтра утром должен приехать человек из Минска и забрать его.
Через час решение о покупке было принято! Я вернулся обратно, хотел дать задаток, но мне сказали «хватит вашего честного слава!» Мы ударили по рукам и решили встретиться через неделю.
Итак, в следующую субботу, празднуя уже день рождения жены, мы рассказали о завтрашних планах ее друзьям. И с нами захотели поехать Сергей и Оля, брат и сестра.
На утро воскресенья мы полетели в Витебск. Машина была уже снята с учета и нам оставалось только оформить документ о покупке и отдать деньги.
Ребята были в восторге от Москвича! Хотя такую машину они раньше никогда не видели и им по 22, 25 лет.
Через несколько часов мы уже рассекали пространство на капсуле времени.
Проехать нам предстояло 250 км на родной резине МИ-16. И на мое удивление до 80км/ч она достойно себя вела, но быстрее уже начинало трясти. Так и ехали.
И, вопреки ожиданиям, она доехала без проблем и приключений! Инструмент, трос, масла так и остались лежать в багажнике.
Как мы покупали, перегоняли и катались на Москвиче я снял видео и выложил на канал, который пустовал с 2013 года. Он ждал своего часа)
Ну а потом закрутилось, завертелось. Я с него не слазил! Ездил на работу, по делам, за ребенком в садик. Люди очень часто радовались, увидев Москвича на дороге, парковке или заправке. Но самое главное я влился в ретро-автомобильную тусовку Минска.
Мужик с последнего фото даже на 1000$ давал больше, говорит » только продай») Но нет, я ее долго искал и теперь никому не отдам.
Через несколько дней я уже учувствовал в закрытии ретро сезона, организованное клубом «Автоамерика». Очень дружественный клуб, всегда зовет на движ остальные клубы.
Через неделю закрывал сезон уже с автоклубом «Москвич-ретро».
А буквально несколько дней назад занял первое место в зачете «СССР» по джимхане (скоростному маневрированию). Затейники и вдохновители мероприятия тоже из «Автоамерики».
Видео об этом уже смонтировано и в ближайшее время будет выложено.
А потом опубликовали общий зачет и я там оказался на втором месте. Вы представляете, Москвич с 75 сильным мотором, но зато со жгучим сердцем почти всех обогнал!) Быстрее на почти 5 секунд был только Oldsmobil V8 4.0 литра 1998 года. Поздравляю победителя!
Короче, как вы поняли, жизнь заиграла новыми красками. Я завел YouTube канал, заполнил ленту Instagram новыми красивыми фото, познакомился с интересными увлеченными людьми. Впереди зима, нужно искать гараж для Москвича. Но так не хочется его запирать в неволе.
Поэтому сегодня я тоже катаюсь на нем по ежедневным делам!)
Записки о детстве #29. Лотереи
Раньше в газетах печатали таблицы розыгрышей так называемых денежно-вещевых лотерей. Бывало, дедушка даст тебе лотерейный билет, и ты сидишь ищешь номер в этой огромной портянке. Ищешь-ищешь, но то одна цифра не совпадет, то другая. Но сегодня речь не об этом.
Я уже рассказывал, что после 5-го класса (1989 год) я начал выпускать рукописную газету. Вот номер газеты, в котором я разместил розыгрышную таблицу своей первой денежно-вещевой лотереи.
А вот розыгрышная таблица третьей лотереи. В ней тоже десять билетов, из которых половина выигрышные. Среди призов были: конверт, печатник (скорее всего, это штемпельная подушка), лотерейная таблица (отдельная выигрышная таблица) и, конечно же, деньги. У заголовка газеты можно увидеть награды издания (о них я писал в отдельном посте)
Мои денежно-вещевые лотереи пользовались успехом у друзей, и за лето 1989 года я провёл, по меньшей мере, 8 подобных лотерей. В газете «Колокольчик» (№47, 15 августа 1989 года) есть заметка о том, что уже проведено 7 лотерей. В той же газете (№46, 14 августа 1989 года) анонсировалась ещё одна, уже 8-я лотерея, розыгрыш которой планировался в юбилейном 50-м номере. К сожалению, сам номер не сохранился до наших дней.
В 1992 году (это я был в 9-м классе) в какой-то серии диснеевского мультсериала сюжет был завязан на том, что персонажи собирали какие-то фишки из пакетиков чипсов. Конечно, сейчас этим никого не увидишь, но тогда мы запали на эту идею. Так я придумал чипсовую лотерею, но чипсы я, конечно, не делал. Лотерейный билет продавался в виде бумажной упаковки, в которой содержались по 2 кусочка той или иной картины. Собрав из кусочков одну из двух картин, можно было получить приз. Из моей газеты «Джим» доподлинно известно о проведении двух таких чипсовых лотерей.
Но это ещё не всё. Летом 1992 года я сделал мгновенную лотерею. На билетах стираешь защитный слой и сразу узнаёшь свой выигрыш. Лотерея была посвящена возрождению рукописного журнала «Квадрат». Читатели хотели продолжения моего комикса про индейцев и ниндзя и они получили его!
На это всё. Спасибо тем, кто сумел осилить мой нудный пост до конца.
Овраг
Сижу,чай пью,за окном дождик накрапывает и что-то вспомнилось.
Я спутниковую карту смотрел. ))
Записки о детстве #23. Приключенческий роман
Я тоже имел несчастье носить очки, и тоже удостоился этой дразнилки (вдобавок к обычному Очкарику). Была ещё дразнилка «Прозрачные Стёкла врут», но это уже из фильма «В поисках капитана Гранта».
Ну ладно, это была негативная часть, хорошая будет дальше. Этот самый Витя Глушаков
увлекался тем, что в свободное время писал приключенческую повесть про индейцев (знаете, в такой общей тетради в клетку).
Я в 7-м классе затеял приключенческий роман, правда, не с индейцами, а с гномами, сокровищами, пиратами, морскими и сухопутными баталиями. Короче, в роман вошло почти всё, что только могло войти.
Страница того самого рукописного романа
Тетрадь периодически ходила по рукам читающих одноклассников, но самым верным моим читателем стал одноклассник Руслан. И он постоянно требовал продолжения приключений.
Однажды, меня посадили на последнюю парту. Я не знаю, как это получилось. Я всегда носил очки, и меня дальше третьей парты от доски никогда не сажали, потому что я, даже будучи в очках, видел плохо.
Поскольку написанное на доске я не видел, то ожидаемо забил на учёбу и начал строчить свой опус прямо на уроках. Написав страницу-другую, я обычно отдавал тетрадь Руслану, который сидел как раз передо мной. Руслан тоже прямо на уроке прочитывал свеженаписанное и возвращал рукопись обратно.
Суть хитрого плана была такая. Если учитель подходил к задним рядам, я, разумеется, прятал тетрадь с романом под парту. Это как бы очевидный пункт. Если же учитель вдруг начал бы интересоваться, а что это там superedward спрятал под парту, то я должен был незаметно (незаметно, Карл!) отдать тетрадь под партой Руслану, который, повторюсь, сидел передо мной. Сам я потом должен был показать пустые руки: мол, у меня ничего не было. К счастью, проверять наш хитрый план в реальных боевых условиях не пришлось.