дзен что это такое значит
Дзен. Дзен это что такое
Люди во все времена пытаются постигнуть неизведанное.
Дзен это что такое
Мы все с вами слышали и читали про состояние просветления.
Понятие просветление тесно связано со спокойствием ума и дзен состоянием.
Люди задаются вопросами.
Состояние дзен что это такое?
Прежде всего, дзэн — это не мистика.
Дзен это что такое
Состояние дзэн — рациональный метод познания человеком самого себя.
Познание дзэн — способ изменить свой образ жизни через познавание мира.
Учение дзэн — древний восточный метод в помощь человеку в совершенствовании.
Толково написал о состоянии дзен Сэкида Кацуки,
«Практика ДЗЭН, Железная флейта. 100 коанов ДЗЭН».
Сэкида Кацуки полагает.
Основой практики дзэн является дзадзэн.
Дзадзэн — специальное упражнение.
В котором познающий сидя контролирует свое физическое тело и ум.
Традиционно практика дзэн познавалась в глухих монастырях.
Учение дзэн подразумевает то обстоятельство.
Что обычный человек в повседневной жизни не просветлен.
Следовательно, Дзен полагает:
Каждый живущий отягощен скорлупой своего «Я».
Таким образом получается.
Человек живет в вымышленном мире.
В ловушке своего мышления и сознания.
Оно действительно так!
Присмотритесь к себе.
Прислушайтесь к своему сознанию.
Чего там только нет!
В вашей голове одновременно какафония мыслей и желаний.
Вот как упорядочить хаос!
Тут для мыслящих: Дзен.
В контексте к этой статье, рекомендую вам статью про Дао:
Практика ДЗЭН
Существуют два подхода в постижении дзэн.
В основном проповедуют целью изучения дзэн — достижение просветления.
Переживание человеком состояния КЭНСЕ — сатори.
Европейцы воспринимают и отождествляют дзэн с буддийской школой,
Буддизм прежде всего опирается на «внезапное просветление.»
Сэкида Кацуки не преуменьшает и не игнорирует КЭНСЕ.
Он ставит первоначальной целью дзадзэн — состояние САМАДХИ.
Самое главное в состоянии самадхи.
ТОТАЛЬНОЕ СПОКОЙСТВИЕ, где ум опустошен.
«Отпадает ум и тело».
Нет движения мыслей.
Самое интересное из книги:
«Железная флейта. 100 коанов ДЗЭН».
Обманчивость ума
Основной вид практики дзэн:
— дзэн во время сидения.
В практике дзадзэн мы достигаем состояния самадхи.
В этом состоянии деятельность сознания становится остановленной.
При этом человек перестает:
Как вы знаете, — уважаемые друзья!
В повседневной жизни — наше сознание всецело занято работой.
Прежде всего, человек рассматривает все его окружающее в свете возможного использования для своих интересов.
В борьбе против мира.
И в тщетной борьбе со своим одиночеством, и с самим собой.
Человек утратил ощущение полноты жизни, которое ему было свойственно ему в раннем детстве.
Жизненно важно для человека.
Понять, — наше «Я» не имеет устойчивой формы.
Существование — это процесс непрерывного изменения.
Сэкида Кацуки в своей книге подчеркивает,
что ум человека — как давно не чищенная канава,
куда одно поколение за другим сбрасывало разный мусор и хлам.
Да так закидали, что в канаве образовался слой разлагающейся…грязи.
Как нам известно, средством мысли человека является его язык.
Слова — суть орудия, при помощи которых мы обращаемся с реальностью.
Способность пользоваться словами была одной из главных причин прогресса человечества.
И затем благодаря общению словами, выйти из животного состояния.
Жизнь иллюзорная
люди начинают думать и предполагать,
что если какому-либо предмету дать название,
— значит заполучить некоторую власть над ним.
Ярлык навесить и командовать!
Главная опасность в этом заблуждении:
— мы начинаем жить в мире слов и мыслей.
Вот такая наша жизнь, иллюзорная.
Жизнь — из слов и мыслей заменяет нам непосредственную реальность.
Практически получается так,
на самом деле и не видим реальной жизни.
Об этом факте в изложении Айрис Мэрдок
» Наш ум постоянно активен;
он создает завесу озабоченности и
обыкновенно всецело занят собой;
и такая завеса частично скрывает от нас мир»
(«Верховная власть добра» Лондон. 1970)
Как нам жить реальной жизнью.
Чтобы увидеть мир таким, каков он есть.
Нам нужно оставить эту всепроникающую деятельность ума.
Остановить деятельность мыслей.
Ослабить то, что мы воображаем своей словесной властью над миром.
Дзен что это
Зрелый ученик дзэн путем долгой практики освобождается:
которую обычно плетет наш ум.
Ученик дзэн действительно способен видеть реальный мир.
Постигающий дзен переживает этот самый момент во всей полноте реального мира.
Восприятие мира у последователя дзэн чистое и незапятнанное.
Цель дзэн — устранение искаженного взгляда на мир.
Дзадзен — средство для претворения в жизнь и осуществление цели.
Это — виды разрядки внутреннего напряжения.
Смех, помимо этого, сближает людей в интимных отношениях.
Поэтому смех как бы растворяет наши «Я».
Деятельность «Ума» приостанавливается.
Во время смеха удаляется внешняя оболочка «Я».
Вот почему главная первоначальная цель дзадзэн —
— не только попытка достичь состояния просветления.
Цель — достижение абсолютного самадхи.
Самадхи — прежде всего состояние тотального спокойствия.
В состоянии самадхи ум опустошен.
Человек находится в состоянии наивысшей бдительности.
Учение ДЗЭН
» Однажды одного человека спросили,
что он имеет в себе,
что выглядит таким спокойным и удовлетворенным.
Тот, в свою очередь спросил у вопрошавшего,
что он имеет в себе,
что выглядит таким беспокойным и неуверенным».
кто ничего не имеет в себе,
никогда не сможет избавиться от сознания своего ничтожества.»
Вашему вниманию изречение.
Прежде всего для помощи себе в жизни.
«Где живут другие, я не живу.
Куда идут другие, я не иду»
Это изречение поможет вам.
Самое главное — спастись от нервного перенапряжения.
В коане также сказано,
«Это не значит отвергать общение с другими».
Не может быть никакого уклонения,
никакого невнимания по отношению к настоящему моменту.
Мы ответственны за свое будущее и человечества в целом.
Почти никто не обращает внимания на суровую реальность и простую истину.
Это не только накопление действий человека в прошлом..
Ибо мысли = как бы поведение.
И которые являются причиной всех наших действий.
» Возникновение дурной мысли — это как болезнь.
Лекарство — не давать развиваться мыслям дурным»
Честно признаться в появлении столь дурной мысли и
отбросьте ее.
Чтобы написать эту статью,
я потратил много сил и времени.
Если статья вам понравилась, пожалуйста оцените мой труд.
Нажмите на кнопки социальных сетей и расскажите своим друзьям.
Дзен-буддизм: основные идеи кратко
Д зен-буддизм — школа буддизма Махаяны, широко распространённая в Китае. Само слово «дзен» происходит от термина «дхьяна», который в йоге и буддизме означает в широком смысле совершенную медитацию, а в более узком — сосредоточение ума на совершенном объекте. Другое название школы дзен-буддизма — «Сердце Будды», или «Буддхахридайя».
Парампара школы дзен-буддизма берёт своё начало от самого Будды Шакьямуни. Он передал это учение одному из своих самых талантливых учеников — Махакашьяпе. В Китай же учение принёс буддийский монах Бодхидхарма в пятом веке нашей эры. Сердцем школы дзен-буддизма считается монастырь Шаолинь. После ухода Бодхидхармы учение дзен-буддизма раскололось на северную и южную школу. Южная также раскололась на пять школ, из которых сегодня сохранились только две: Цаодун и Линьцзи. В седьмом веке дзен-буддизм пришёл в Корею, а в девятом веке дзен-буддизм стал распространяться в Японии.
Дзен-буддизм: основные принципы
Дзен-буддизм отрицает многие буддийские концепции, считая их иллюзорными. К примеру, концепция нирваны не рассматривается всерьёз, потому что Будда не давал чёткого пояснения о том, что это такое, лишь иногда говоря своим ученикам, чем нирвана не является. Поэтому в силу своей практичности дзен-буддизм не уделяет внимания изучению концепций, которые не связаны с конкретными практическими аспектами.
Медитативные практики дзен-буддизма включают в себя медитации с концентрацией на каком-либо объекте или мысли. «Состояние одной мысли» — это основная практика в дзен-буддизме. Точнее, это не совсем практика — это состояние, которого практикующие дзен-буддизма стремятся достичь путём концентрации на объекте медитации. Концентрируясь на каком-либо особенном утверждении, человек эволюционирует по принципу «О чём ты думаешь — тем ты и становишься».
Школа дзен-буддизма включает в себя четыре базовых аспекта:
В дзен-буддизме последователи следуют таким принципам действия и восприятия реальности:
Это общие принципы, которых придерживаются последователи дзен-буддизма. Если подытожить, то в дзен-буддизме три краеугольных камня:
Ценность дзен-буддизма в том, что он максимально практичен. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые каждого могут сделать счастливым и привести к эволюции. Для практики дзен-буддизма вовсе не обязательно на полжизни закрываться в монастыре, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать каждый в условиях мегаполиса и обычной социальной жизни.
Дзен что означает это слово
Дзадзэн – медитация в позе “лотоса” требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, а с другой – умения не думать ни о какой конкретной проблеме. “Просто сидите” и, не обращая внимания ни на одну конкретную вещь, воспринимайте все вокруг как единое целое, вплоть до мельчайших деталей, зная об их присутствии так же, как вы знаете о своих ушах, не видя их.
Язык[править | править код]
Парампара школы дзен возникла благодаря самому Будде Шакьямуни. Он передал учение одному из своих самых одаренных учеников, Махакашьяпе. Буддийский монах Бодхидхарма принес это учение в Китай в 5 веке нашей эры. Монастырь Шаолинь считается сердцем школы дзен буддизма. После смерти Бодхидхармы учение дзен-буддизма разделилось на северную и южную школы. Южная школа также разделилась на пять школ, из которых только две, Цаодун и Линьцзи, сохранились до наших дней. В седьмом веке дзен-буддизм достиг Кореи, а в девятом веке начал распространяться в Японии. До сих пор ведутся споры о происхождении термина “дзен”. Это слово не встречается в традиционных буддийских текстах, поскольку оно японского происхождения и переводится как “созерцание”, “медитация”. У индусов, однако, был эквивалент, который на санскрите звучит как “дхьяна”. (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии. В нем нет странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые могут сделать любого человека счастливым и привести к эволюции. Чтобы практиковать дзен-буддизм, не обязательно запираться в монастыре на полжизни, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать любой человек в мегаполисе и обычной социальной жизни.В японском Риндзай самоанализ коанов выработал свою собственную форму со стандартизированной программой обучения коанов, которые необходимо изучить и “сдать” в последовательную школу. Этот процесс включает стандартизированные “тестовые вопросы” (сасё) и общие наборы “заключительных предложений” (дзакуго) или цитаты из стихов, которые ученики заучивают в качестве ответов. Овладение учеником дзэн личной беседой учителя (которая в японском языке называется докусан, дайсан или сандзэн). Хотя однозначного ответа на коан не существует, те, кто его дает, через свои ответы реализуют свое духовное понимание. Учитель может принять или не принять ответ и указать ученику правильное направление. Взаимодействие с учителем необходимо для дзэн, но делает практику дзэн уязвимой для непонимания и эксплуатации. Кан-исследования можно практиковать во время дзадзэн (сидячей медитации), кинхин (медитации при ходьбе) и во время всех повседневных занятий. Цель практики часто называют кэнсё (видение своей истинной природы), а условия, которые должны быть выполнены для достижения естественного, спокойного, приземленного существования, “окончательным освобождением”.”
“Сознание дзен, сознание новичка. Шунрю Судзуки
Хотя приписывание Шэньхуэем градуализма конкурирующей фракции было риторическим приемом, оно привело к концептуальному господству в чаньской традиции субитизма, при котором все обвинения в градуализме должны были избегаться. Эту “риторическую чистоту” было трудно совместить с реальной практикой медитации, и в текстах дзен оставалось мало места для описания реальной практики медитации, прямо отвергалась любая форма практики. Напротив, тексты ясно указывали и выражали эту пробужденную природу, уступая место парадоксальному характеру диалогов встреч и коанов.
В традиции дзен сложилась богатая текстовая традиция, основанная на интерпретации буддийских учений и записанных изречениях мастеров дзен. Среди важных текстов – “Сутра платформы” (VIII век), приписываемая Хуэйнэну; записи передачи чань, тэн-лу, такие как “Чинг-тэ ч’уань-тэн-лу”, составленная Тао-юнем и опубликованная в 1004 году; жанр ю-лу, состоящий из записанных изречений мастеров и диалогов из собраний; и сборники коанов, такие как “Врата без ворот” и “Запись синего утеса”.
Дзен-буддизм: основные принципы
“Основы дзен-буддизма”. Дайсэцу Тайтаро Судзуки
Многие ранние чаньские наставники демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, чтобы искоренить в своих учениках привязанность к буквам, образам и символам. Нельзя было даже говорить о преподавании дзэн, потому что его нельзя было преподавать через символы. Традиционно это особая передача пробужденного сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки – передача другим способом того, что невозможно выразить речью – “прямое учение”, своего рода невербальный способ общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы передаваться из поколения в поколение. Сам дзэн является своего рода “печатью ума (сердца)”, которую нельзя найти в священных писаниях, поскольку она “не основана на буквах и словах”.Во время сидячей медитации (坐禅, ч. цуньчан, яп. 627> дзадзэн, ко. джвасэн) практикующие обычно принимают позы, такие как позы лотоса, полулотоса, Бирмана или сейза, часто используя дхьянамудру. Часто для сидения используется квадратная или круглая подушка, положенная на мягкий коврик; в некоторых других случаях можно использовать стул.
Да, вы можете!
Школа Риндзай – это японская линия китайской школы Линчжи, которая была основана во времена династии Тан Линчжи Иксуаном. Школа Риндзай делает акцент на кэнсё, понимании своей истинной природы. Затем следует так называемая практика постсатори, или дальнейшая практика для достижения состояния Будды.
Хотя дхьяна в строгом смысле относится к четырем дхьянам в китайском буддизме, дхьяна может относиться к различным видам медитационных техник и подготовительных практик, которые необходимы для практики дхьяны. Пять основных видов медитации в сутрах Дхьяны: анапанасмрити (внимательность к дыханию); медитация патикуламанасикара (внимательность к нечистотам тела); медитация майтри (любящая доброта); созерцание двенадцати соединений пратисамутпада; и созерцание Будды. По словам современного мастера Чан Шенг Янга, эти практики называются “пятью методами утихомиривания или успокоения ума” и предназначены для заземления и очищения ума и способствуют развитию стадий дхьяны. Чань также разделяет практику четырех основ внимательности и Трех врат освобождения (пустота или шуньята, отсутствие признаков или анимита и отсутствие желаний или апрасих) с ранним буддизмом и классической Махаяной.
Дзенские повествования
Интервью с пользователями изменили мою жизнь и карьеру
Многие школы психотерапии – такие как гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлз – испытали влияние дзен, как и такие известные тренинги, как ЭСТ. Джон Энрайт, который много лет работал в гештальте с Перлзом, в своей книге “Гештальт, ведущий к просветлению” прямо пишет, что, по его мнению, главной целью гештальт-терапии является мини-сатиация – достижение особого озарения или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяется. Дзен не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания должны не подавляться, а глубоко реализовываться. На самом деле, повседневная деятельность, то, что вам нравится делать, может стать медитацией – но при одном условии: полностью присутствовать в том, что вы делаете. И ни при каких обстоятельствах не отвлекайтесь от него – будь то работа, распитие пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое хобби может стать способом реализации вашей истинной природы. Она превращает саму жизнь в произведение искусства в каждом ее проявлении.
Практика
В дзэн акцент на пути к сатори делается не только (и не столько) на писаниях и сутрах, сколько на непосредственном постижении реальности, основанном на интуитивном проникновении в собственную природу (медитация). Согласно дзэн, любой человек может достичь сатори в этом воплощении, покинув бесконечный цикл рождения и смерти (самсару). В дзэн есть выражение: “Сансара – это нирвана”, что выражает идею о том, что просветление достижимо в каждом воплощении.
Почему Дзен это самая эффективная психотерапия?
Oct 25, 2017 · 13 min read
Когда однажды одного учителя дзен спросили, что такое дзен, он ответил: «Ваши повседневные мысли».
Дзен — форма буддизма, но он не имеет своей философии. Главной отличительной чертой дзен является его метод, естественно выросший на основе его отношения к жизни и Истине, как проявлению жизни.
Дзен ухватывает глубочайшую суть жизни самым решительным и непосредственным образом. Если до конца понять дзен, ум придет в состояние абсолютного покоя, но человек не станет жить в абсолютной гармонии с природой. Поскольку гармония и жизнь несовместимы.
Обычно, в дзен считают, что в сознательной жизни мы избрали неверный путь излишнего умствования.
Мы производим на све т идеи, чувства и слова, принимая их за действительность. Они так глубоко укоренились в нашей природе, что мы не мыслим жизни без них.
Что такое Дзен
Давным-давно санскритское слово «дхьяна » (созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) китайцы транслитерировали как «чаньна », затем сократили до «чань », которое в японском стало произноситься как «дзен ».
Дзен не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей.
Последователи дзэн могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзэну. Поэтому дзен не имеет дела с какими-либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение.
В таком случае, если бы вы спросили, чему учит дзен, ответом могло бы быть, что он ничему не учит.
Какие бы учения ни содержались в дзен, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзен только направление движения.
Основными принципами школы дзен являются следующие положения: «Смотри в свою природу, и пробудишься » и «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки ».
Что такое религия дзен?
Дзен это не религия, так как в дзен нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов.
Дзен обычно свободен от догматических и религиозных затруднений.
Набожный человек может быть потрясен, услышав, что в дзен нет Бога, но это не значит, что дзен отрицает существование Бога.
Дзен не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно.
Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога и не утверждает его существования. Дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.
Познать Дзен
«Однажды вечером наставник прохлаждался на веранде. Я вновь принёс ему свои стихи, посвящённые просветлению, и он заявил: „Неразбериха и бессмыслица!“ Я, дразня его, также выкрикнул: „Неразбериха и бессмыслица!“ Он схватил меня, нанёс мне двадцать-тридцать ударов кулаком и вышвырнул с веранды. Я упал в грязь, почти потерял сознание, и все мои мысли улетучились. Я не мог шевельнуть ни ногой, ни рукой. А наставник стоял на веранде и громко хохотал».
Познать дзен это — посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на свой ум, чтоб он стал своим собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзен-буддизма.
Поэтому дзен — это нечто большее, чем медитация. Практика дзен имеет целью открыть око души — и узреть основу жизни.
Как познать дзен?
Размышления — это состояние, вызываемое искусственно, она не является естественным свойством ума. О чем размышляют птицы поднебесные? О чем размышляют морские твари? — Они летают, они плавают. Разве этого не достаточно?
Вот что говорит дзен: « После того, как все вещи сведены к единому, к чему тот единый может быть сведен?» дзен ставит целью освободить ум от всяких препятствий. Даже сама идея единства и целостности является препятствием или капканом, который угрожает естественной свободе духа.
В дзен достаточно чувствовать, что огонь горячий, а лед холодный, так как когда нам холодно, мы радуемся теплу. Все наши теории далеки от реальности.
Дзэн должен быть неуловимым в отношении своих внешних аспектов. Иначе мозг создаст конструкт, которым заменит дзен. Если вы думаете, что уловили дзен, то знайте, что это уже не дзен. Издали он кажется легкодоступным, но как только вы подойдете к нему, вы увидите, что он отдалился от вас еще больше.
Уникальность дзен в том виде, в каком он практикуется в Японии, заключается в систематической тренировке ума. Обычный мистицизм страдает излишней импульсивностью и оторванностью от нашей повседневной жизни.
Дзен простыми словами
Дзен проявляется в самой обычной и неинтересной жизни простого человека, погруженного в шум и сутолоку. Дзен предлагает систематическую тренировку ума и учит видеть нечто даже в этом кипучем котле. Он открывает человеку величайшую тайну жизни в ее ежедневном и ежечасном проявлении. Сердце человека начинает биться в такт с сердцем вечности.
Здесь и Сейчас в Дзен
Какой бы вопрос о дзэн ему ни задавали, Гутэй просто показывал средний палец. Однажды у него был прислужник, которого посетитель спросил: “Что главное в учении Мастера?” Мальчик показал ему палец. Увидев это, Гутэй отсёк ему палец ножом. Когда мальчик, крича от боли, бросился вон из комнаты, Гутэй окликнул его. Когда мальчик повернул голову, Гутэй показал ему палец. Мальчик попытался сделать то же самое, но отрезанным пальцем это сделать как-то не вышло. Тут-то он внезапно достиг просветления. Перед смертью Гутэй сказал собравшимся монахам: ”Я получил свой дзэн одного пальца от Тэнрю. Я пользовался им всю жизнь, но он так и не исчерпался.”
Здесь и сейчас — это самое важное ключевое слово: Самое главное — это настоящее. У большинства из нас есть склонность со страхом думать о прошлом или будущем, вместо того чтобы посвятить всё своё внимание текущим действиям, словам и мыслям. Ты должен полностью быть в каждом движении: сосредоточиться Здесь и Сейчас — это то, чему учит нас дзен. Настолько же центральным является также и выражение «просто только сидеть», «без интереса, без цели и стремления к выгоде».
Совершенно не обязательно ехать в Японию, чтобы найти аутентичное учение дзен. Истинный дзен — это здесь и сейчас, в нашем теле и нашем уме. При правильной позе и дыхании ум найдёт путь назад к своему нормальному состоянию.
Обычно мы видим иллюзию на одной стороне и пробуждение (сатори) на другой. Но что такое сатори? Сатори — это не какое-то особенное состояние, а возвращение человека к своему нормальному, изначальному состоянию, возвращение к нему каждой клеткой своего тела.
Сатори нельзя запихать в какую-нибудь категорию и нельзя понять умом. Язык не может описать его.
Бессмысленно имитировать других. Начальные условия и окружение ведут к различиям между нами.
Исходя из этой точки нужно — здесь и сейчас — создавать самого себя и достичь наивысшего воплощения жизни. Если у нас есть цель, то мы не двигаемся вперёд — если у нас её нет, то мы понимаем, что мы НИЧТО. И тогда можем успокоиться.
Дзадзэн практика
Сидячая медитация называется дзадзэн.
Даже если то место,
где мы практикуем углубление,
очень маленькое,
оно всё же содержит в себе всю вселенную.
Даже если наш ум ограничен,
он всё же содержит в себе
безграничность.
Секрет дзен состоит в том, что во время практики нельзя хотеть достичь чего-либо, чем бы это ни было.
Техника медитации Дзен
Всё, что ты делаешь на протяжении дня, может быть практикой. Если ты здесь и сейчас и получаешь удовольствие от нахождения в своём теле.
Дзадзэн дыхание
Дыхание играет очень важную роль. В первую очередь дыхание стремится создать медленный, естественный и наполненный силой ритм.
Если сконцентрироваться на пластичном, длинном и глубоком выдохе и направить внимание на позу, то вдох произойдёт совершенно естественным образом.
Воздух выходит тихо и медленно, в то время как давление, созданное за счёт выдоха, энергично опускается в живот.
Ты «нажимаешь на кишки» и таким образом создаёшь целительный массаж внутренних органов.
Мастера дзен сравнивают дыхание дзен с мычанием коровы или выдохом малыша, кричащего сразу после рождения.
Поза ума
Правильное дыхание может произойти только из правильной позы.
В то же время поза ума естественным образом происходит из глубокой концентрации на позе тела и дыхании.
Тот, у кого есть ДЫХАНИЕ, живёт долго, интенсивно и счастливо.
Практика правильного дыхания позволяет разрешить всё нервное напряжение. Мозговое кровообращение улучшается интереснейшим образом.
Кора головного мозга отдыхает, и осознанное течение мыслей затихает, в то время как кровь проникает в глубокие слои мозга.
Настолько хорошо снабжённые кровью, они пробуждаются от полусна, и их новая деятельность приносит хорошее самочувствие, радость и спокойствие, как в глубоком сне, и в то же самое время ты абсолютно бодрый.
Ты бессознательно думаешь всем телом, любая двойственность, все противоположности преодолены, без того, чтобы ты напрягался.
Так называемые примитивные народы сохранили свои глубокие слои мозга в очень активном состоянии.
Тем, что мы создали наш вид цивилизации, мы хотя и развили, утончили и усложнили наш интеллект, но забыли связанные со внутренним центром мозга силу, интуицию и мудрость.
Именно поэтому дзен имеет очень большую ценность для современных людей.
Во время практики нужно позволить всем картинкам и мыслям, которые выходят из подсознания, пройти мимо, как облакам на небе — не сопротивляясь им, не цепляясь за них.
Всё проходит мимо как тени перед зеркалом — вытекает из подсознания, возвращается и в итоге исчезает.
Таким образом доходят до глубокого подсознательного, которое не имеет мыслей, за пределами всего мышления, истинная чистота.
Дзен заключается именно в этом одном деле усилия и повтора — как сама жизнь.
Десять быков Дзен
Продвижение практикующего дзен по пути к просветлению, начиная с его первых шагов, и последующее возвращение в общество людей, представлены в знаменитых десяти изображениях поиска быка.
В этих десяти изображениях поиска быка, сопровождаемых стихотворением, прослеживается 10 этапов становления в практике дзен и иной духовной практике.
Однако, как обычно, опыт некоторых практикующих может отличаться.
1. Поиск быка.
На пути его встали высокие дикие травы,
Стремнины и горы, дороги не видно конца,
Силы и дух уже на исходе, а поиски все же бесплодны,
Лишь среди шелеста трав слышится пенье цикад.
На этом этапе подвижник полон досады, беспокойства. Он вдруг замечает, что у него теперь стало больше проблем, чем было до начала его духовного подвижничества.
2. Напал на след.
У стремнин, на краю леса много следов.
Даже дикие травы не могут их скрыть до конца,
Даже далеко в горах, в самых глухих местах,
Небесное покрывало не застит ему глаз.
Неустанно трудясь, подвижник постепенно успокаивает своё омраченное сердце (сознание). Он убежден, что, успокоив своё заблудшее сердце, он даст проявиться собственной природе быка.
3. Чувствую быка.
Жёлтые иволги радостно поют на ветках,
Греет солнце, дует ласковый ветер, и зеленеет ива,
Вот он бык, ему нигде не скрыться,
Лишь головы не видно, что делает картину неполной.
4. Ловлю быка.
Со всем рвением берись за поимку быка,
Он силён, могуч, сдержать его трудно,
Он то подымается к горной вершине,
То спускается в смрад городского загона.
5. Смиряю быка/Выпасание быка (меньше ошибок, меньше дисциплины, бык становится кротким и послушным).
Держи при себе постоянно кнут и верёвку,
Иначе бык снова скроется за облаками пыли.
Объезжай его до тех пор, пока не станут повадки чистыми и кроткими,
Даже без узды он должен повиноваться.
6. Еду на быке.
Возвращаешься верхом на быке с думами о доме,
Звуки свирели несутся навстречу вечерним облакам,
Если не цените музыку, зачем срываться на окрик?
7. Бык остался позади, человек остался.
Пастух вернулся в свой дом в лесу,
Быка не видно, а сам человек не думает вставать,
Солнце уже высоко а тот всё отдыхает,
Его кнут и верёвка висят в пустом доме.
8. И бык, и Я остались позади (ум свободен от всех ограничений).
Кнут с веревкой, бык с пастухом оказались одной пустотой.
Кто поверит, что синее небо вокруг лишь одна пустота?
У горящей печи тает снег не спеша,
Лишь добравшись сюда патриархов увидите вы.
9. Достиг источника.
А к истокам возврат, как похоже, уже ничего не сулит.
Всё спокойно по дороге назад, будто слеп ты и глух.
В самом храме ничто не волнует твой взгляд.
Неожиданно вдруг зажурчала вода и цветы зацвели.
10. Вернулся с дарами в мир (распространение просветления среди людей).
Ты на торжище ступишь, весь грязный, босой,
Грудь открыта, но смотришь с улыбкой на всех;
Нет нужды теперь в чуде святых и богов,
Даже куст, что засох, ты заставишь цвести.
Этот образ выражает невинность и естественность, простоту и спонтанность, проявление чудодейственных сил, которые не зависят от формы и облика, от мирских привычек. Этот образ представляет существо, свободное от мирского, но не презирающее мирское вступившее в мир, но оставшееся непривязанным ни к одному из его признаков. Оно полно великого раскрепощения, великого сострадания и великих чудодейственных сил. Дзен-буддизм не занимается магией, но вы можете полностью избавиться от пут неведения, освободившись тем самым от привязанности к себе, скверне и чистоте и иных двойственных признаков, чтобы достигнуть глубины спонтанности.
История Дзен
Мастер Риндзай пришёл с учениками в Киото и остановился в придорожном святилище, где стояли несколько деревянных статуй Будды. Время было осеннее, шёл дождь, все вымокли и продрогли. Риндзай взял одну из статуй, расколол её и развёл костёр. — Учитель! — начал срать кирпичами один из учеников, — ты же сжёг Будду! Риндзай не ответил и стал копаться в золе. — Что ты ищешь, учитель? — спросили ученики. — Кости! — ответил он. — Какие же кости у деревянной статуи? — удивились ученики. — Ах, так их нету? — удивился в ответ Риндзай — тогда давайте-ка сожжём ещё парочку статуй и как следует согреемся!
Книги про Дзен буддизм
“Практика Дзэн” Секида Кацуки
“Практика Дзэн” Секида Кацуки — единственное в своем роде пособие по практике дзадзэн, без которой невозможно достичь совершенства. Читать
“Железная флейта ( 100 коанов дзэн).”
“Железная флейта” (100 коанов Дзэн) — это сборник коанов (притч), работа над которыми является составной частью дзэн-буддийской медитативной техники школы Сото. Читать
“Мумонкан. Застава без ворот. Сорок восемь классических коанов дзэн.” Блайс Р.
Сорок восемь классических коанов дзэн с комментариями Р.Х. Блайса. Читать
“Луна в капле росы.( Избранные произведения мастера Дзэн Догэна) “.
Эйхэй Догэн (1200–1253) — японский мыслитель, патриарх дзэн, основатель японской школы Сото.
Главную часть этой книги составляют двадцать эссе из труда всей жизни Догэна — “Себогэндзо”, или “Сокровищница Глаза Истинной Дхармы”. В нее включены также четыре важных текста, первоначально написанные в виде самостоятельных трудов, а также избранные стихотворения Догэна. Читать
“Сознание дзэн, сознание начинающего.” Сюнрю Судзуки
Книга «Сознание дзэн, сознание начинающего», обращена к тем, кто серьезно интересуется японским буддизмом и практикой медитации дзадзен. В основу книги положены беседы известного наставника дзен Сюнрю Судзуки с группой его американских учеников. Читать
“Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзэн Банкэя”
Дзэнский мастер Банкэй Ётаку (1622–1693) жил в период расцвета японской культуры при Токугава. При жизни он запрещал своим ученикам записывать его изречения. Но каким-то образом до наших дней все же дошло его учение, дзэн Нерожденного. Нерожденное присуще нам всем, нужно только уметь пребывать в нем, жить в нем. Читать
“Основы дзэн-буддизма.” Дайсэцу Тайтаро Судзуки
В молодые годы автор жил в качестве мирского ученика в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. За выдающиеся заслуги и вклад в области религии, а также за популяризацию японской культуры за рубежом он был награжден императором Японии в 1949 году медалью и избран членом Японской академии. Читать
“Поиск. Беседы о десяти быках дзен.” Бхагаван Шри Раджниш
В этой книге Ошо представляет свое толкование знаменитых буддийских изображений десяти быков дзен, выполненных в XII веке китайским дзен-мастером Хакуаном и остающихся сегодня одними из самых загадочных рисунков восточной культуры. Читать
“Дзен в искусстве стрельбы из лука.” Ойген Херригель
Немецкий философ О. Херригель (1884–1955), который работал в Японии и для постижения дзэн осваивал искусство стрельбы из лука, рассказывает о своем собственном опыте. Он знакомит западного читателя со странной и кажущейся недоступной формой восточного мировоззрения. Записки из наследия О. Херригеля, включенные в это издание, дадут ответы на многие вопросы, которые возникнут у человека, сделавшего попытку проникнуть в дух великого учения. Читать
“Дзен и фехтование. ”Судзуки Дайсэцу Тэйтаро
Книга известного японского философа и психолога, популяризатора дзен дает представление о связи духовной практики, философских и религиозных понятий дзен с искусством фехтования мечом. Читать
“Энциклопедия дзэн.” Вон Кью-Кит
Автор прослеживает историческое развитие дзэн от его зарождения в Индии, расцвета в Китае и до распространения и небывалой популярности в Японии и Вьетнаме.
Но, кроме познавательной ценности, книга имеет неоценимое практическое значение, поскольку содержит советы и упражнения, способствующие укреплению духа и физического здоровья, что так необходимо в повседневной жизни. Читать
“Посыпание Будды пеплом.(Учение Дзен Мастера Сеонг Сана).” Митчел Стефан
Эта книга является собранием наставлений Сеонг Сана в Америке диалогов, рассказов, формальных Дзен-интервью, проповедей Дхармы и писем. Слова возникают по мере появления ситуаций, каждая ситуация является как игрой, так и делом жизни и смерти. Читать
“Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство.” Ринпоче Мингьюр
В своей книге известный тибетский мастер Мингьюр Ринпоче, объединяя древнюю мудрость буддизма с последними открытиями западной науки, показывает, как вы можете жить более здоровой и счастливой жизнью при помощи медитации.
Нам всем хочется знать, как испытывать больше радости и удовлетворения в повседневной жизни. Одни из нас в этом поиске обращаются к достижениям современной науки, медицине, исследованиям роли гормонов, сканированию мозга, тогда как другие выбирают религию и духовную практику. Но разве эти два подхода действительно являются взаимоисключающими?
Недавнее исследование воздействия медитации на человеческий мозг показало, что во время сеанса медитации у основного испытуемого нейронная активность в зоне мозга, связанной с ощущением счастья, увеличивалась на 700%! Этим испытуемым был всемирно известный буддийский лама и монах Йонге Мингьюр Ринпоче, лично выбранный Его Святейшеством Далай-ламой для участия в медицинских исследованиях эффектов медитации в Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии и функционирования мозга Университета Висконсина. Читать