джавахк что это означает
Джавахк
Содержание
[править] Общие сведения
Находится в верховьях реки Кура, на территории современных Ниноцминдского и Ахалкалакского муниципалитетов края Самцхе-Джавахети.
На юге регион граничит с Арменией (таможенный пункт Бавра), на юго-западе с Турцией (таможенный пункт Вале), на западе и северо-западе с Аджарией, имеющей выход к Чёрному морю и крупный порт Батуми.
По территории Самцхе-Джавахети пролегают важные углеводородные и железнодорожные магистрали, — в частности участки нефтепроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Батуми-Супса, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, там же пройдет железнодорожная магистраль Ахалкалаки-Карс.
Власти страны не уделяют Джавакху внимания, так как в нём живёт в основном негрузинское население, многие школы и здания районов разрушились, был закрыт Ахалкалакский филиал Тбилисского государственного университета и т. д. Не способность Тбилиси обеспечить общественные блага армян отчасти компенсировала находившаяся там 62-я военная база РФ, которая обеспечивала источник дохода для многих семей, но и она закрылась. Регион является самым бедным в стране — в 2007 году годовой оборот на душу населения в Самцхе-Джавахети составил 22 % от средненационального. В Джавахети почти нет предприятий, исключением стало открытие местным бизнесменом Арамом Саносяном фабрики швейных изделий в Ниноцминде. Им же в родном селе Сатхе был построен водопровод, также он участвует в проекте газификации Ахалкалаки и других проектах региона.
Численность и этнический состав населения районов Джавахетии по переписи 2002 года:
муниципалитет | Армян (тыс.чел.) | Грузин (тыс.чел.) | Всего (тыс.чел.) |
---|---|---|---|
Ахалкалакский муниципалитет | 57,5 | 3,2 | 60,7 |
Ниноцминдский муниципалитет | 32,9 | 0,5 | 33,4 |
Всего | 90,4 | 3,7 | 94,1 |
[править] История
Джавакх известен с времён Урарту. Входил в состав Ванского царства. Позже Джавахк был одним из девяти областей провинции Гугарк на севере Великой Армении.
Грузия завладела этим регионом начиная с времени правления сыновей Гуарама I.
При Османской империи область активно заселяли мусульмане.
В 1830 году после заключения Адрианопольского мирного договора между Россией и Турцией из Эрзрумского, Басенского, Бабердского, Дерджанского и других уездов 7 300 армянских семей (около 58 тысяч человек) переселились в Джавахетию и в соседние районы, в Турцию ушли турки, курды и часть азербайджанцев. В 1829—1831 годах армяне и греки из Турции переселились также и на Цалку, откуда в XVIII веке в связи с постоянными набегами дагестанцев ушло практически всё грузинское население.
В 1840 году Джавахетия была включена в состав Грузино-Имеретинской губернии, а в 1846 году — в состав Тифлисской губернии.
В 1918 году разразился армяно-грузинский конфликт из-за требований Армении передать ей Ахалкалакский и Борчалинский уезды Тифлисской губернии. Военные действия прекратились в результате вмешательства британских сил. На конференции прошедшей в 1919 году в Тифлиси стороны договорились разделить спорные территории по решению Верховного совета Антанты по данному территориальному конфликту. Так северная часть уезда временно передавалась Грузии, южная — Армении, средняя объявлялась нейтральной зоной под управлением британского губернатора.
После установления советской власти вопрос о принадлежности Самцхе-Джавахетии был снова поднят. Вопрос сначала был обсуждён на пленуме Кавбюро РКП(б) 7 июля 1921 года, но право принятия окончательного решения было передано ЦК КП Грузии, которая приняла решение в свою пользу, присоединив к себе армянский Джавакх.
В составе Грузинской ССР уезд административно был разделён на Ахалкалакский и Богдановский (Ниноцминдовский) районы.
В современной Грузии Джавахетия административно разделена на Ахалкалакский и Ниноцминдовский муниципалитеты.
После развала Советского Союза, Джавахетия была одним из самых бедных регионов Грузии, в котором уровень жизни был наиболее низким во всей стране. Нехватка рабочих мест заставила многих уехать за границу, преимущественно в РФ. Немало уехало в Армению. На долю Джавахети приходилось меньше всего инвестиций, а дороги и инфраструктура региона были разрушены.
[править] Борьба армян Джавакха за автономию
Через неделю после начала карабахского движения в Армении (5 февраля 1988 года) в Ахалкалаки был сформирован комитет «Джавахк» (арм. форма грузинского топонима «Джавахети»). В апреле — мае 1988 года деятельность комитета переросла в массовое «Народное движение Джавахк» (НДД), которое в 1989 году зарегистрировали местные власти.
Том Триер, глава Европейского центра по делам меньшинств, подверг сомнению обещания грузинских властей заявив, что «Существует опасение того, что правительство не заинтересовано в них. И именно это делает регион потенциальной зоной конфликта».
Чтобы упредить требования автономии от армян, Джавахети была объединена с большим этническим грузинским населением Самцхе и Боржоми, новая область получила название Самцхе-Джавахети. После этого решения армянское движение «Джавахк», в 1997 году собрало подписи, требуя отмены провинции Самцхе-Джавахети и создание отдельной провинции Джавахети.
Республика Армения предоставила финансирование для школ Джавахети и объявила о планах финансирования ремонта дорог в области, а также упрощения процедуры пересечения границы. Программа входящей в правящую в Армении коалицию партии Дашнакцутюн включает в качестве одной из целей присоединение Джавахетии к Армении, вместе с Карабахом, Нахичеванью и Западной Арменией. В ответ на выступление главы партии «Национальное возрождение» Альберта Базеяна, который заявил в Ереване, что: «Власти Армении должны включиться в ахалкалакские процессы. Нам не нужен еще один недоброжелательный сосед. Кроме озвученных социальных вопросов армянского населения, существует ряд политических проблем, вопросы сохранения национальной самобытности. Думаю, стоит обсудить вопрос о придании этому региону статуса культурной автономии», депутат парламента Грузии, сопредседатель «Союза армян Грузии» Ван Байбурт заявил «Независимой Газете»: «Подобные заявления подпитывают сепаратистские настроения в Джавахетии и отрицательно сказываются на грузино-армянских отношениях».
На XXIX съезде партии «Дашнакцутюн» (февраль 2004 года) говорилось: «Мы дорожим дружбой с Грузией и можем проявить заинтересованность в территориальной целостности Грузии, если власти страны осознают, что, не удовлетворяя требование армян Джавахка об автономии, они могут поставить под угрозу интересы всей Грузии». В программе самой «Дашнакцутюн» сказано, что Ахалкалаки должен войти в Армению.
В сентябре 2005 года в Джавахетии состоялся форум местных политических и общественных организаций, по итогам которого была принята резолюция с предложением к официальному Тбилиси рассмотреть вопрос «о федеративном устройстве страны» и о предоставлении Джавахетскому региону «статуса автономного края в составе Грузии». Но, как заявил депутат парламента Грузии, заместитель председателя «Союза армян Грузии» Ван Байбурт, участники форума «нагнетают страсти». Депутат отметил, что после ряда проведенных властями Грузии реформ, социально-экономическое положение в Джавахетии не хуже, чем, скажем, в Мцхетском районе. Байбурт напомнил, что по специальному распоряжению президента Грузии, именно в Джавахетии решено закупать провиант для грузинской армии, что положительно скажется на развитии сельхозпроизводства в данном регионе. На развитие транспортной инфраструктуры Джавахетии планируется направить около 100 млн долларов — почти треть полученного от США гранта.
В декабре 2005 года Ваагн Чахалян, председатель Демократического Альянса «Единый Джавахк», отметил:
В 2006 году Международная кризисная группа, в своём докладе, в подробностях отмечала, что армянское меньшинство во многих отношениях подвергается дискриминации и по-прежнему исключено из грузинской политики.
В 2008 году в Москве после политических арестов в Джавахети армянских активистов, была создана организация «Джавахкская диаспора России» которая периодически распространяет в СМИ свои заявления, просьбы, призывы и обращения по поводу тех или иных событий происходящих в Самцхе-Джавахетии.
26 января 2009 года председатель Союза общественных организаций Армении по репатриации и освоению «Еркир» Севак Арцруни заявил:
В целом облик Джавахкской проблемы изменился после 2005 года. То есть если до 2005 года джавахкские армяне в естественном порыве, неорганизованно шли с сепаратистскими требованиями или требованиями независимости, то с 2005 года и, особенно, 2006 года подходы изменились, и грузинские армяне уже стали требовать от властей Грузии считаться с их этническими правами.
25 февраля 2009 года перед посольством Грузии в Армении состоялся митинг, организованый союзом «Джавахк», Союзом общественных организаций по репатриации и освоению «Еркир» и аналитическим центром «Митк». Митинг проведен под скандирование призывов и с плакатами «Свободу Джавахку», «Свободу активистам Джавахка» и т. д. Митингующие требовали прекратить аресты в Джавахке, установить в регионе Самцхе-Джавахка-Цалки законность, освободить арестованных в Джавахке армянских деятелей, Ваагна Чахаляна, Григора Минасяна и Сергея Акопджаняна.
22 апреля 2009 года в здании Кавказской Международной Академии в Тбилиси прошла научно-практическая конференция по теме «Армянский сепаратизм и терроризм». Армян обвиняли в сепаратизме в Самцхе-Джавахети.
В 2013 году Чахалян вышел на свободу и потребовал придать армянскому языку статус государственного. Позже он участвовал во Второй карабахской войне.
Джавахк (значения)
Термин «Джавахк» может иметь следующие значения:
Топоним
Организации
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Джавахк (значения)» в других словарях:
Джавахк (гавар) — У этого термина существуют и другие значения, см. Джавахк (значения). Джавахк (арм. Ջավախք) один из девяти гаваров (районов) ашхара Гугарк Великой Армении[1].[цитата не приведена 262 … Википедия
Джавахетия — У этого термина существуют и другие значения, см. Джавахк (значения). Джавахетия на карте Грузии. Джавахетия (груз … Википедия
Самцхе-Джавахети — У этого термина существуют и другие значения, см. Джавахк (значения). Край Грузии Самцхе Джавахети სამცხე ჯავახეთი Страна Грузия Включает 5 городов, 6 посёлков городского типа и 6 районов … Википедия
Гугарк — Страна Великая Армения … Википедия
Сюник — У этого термина существуют и другие значения, см. Сюник (значения) … Википедия
Арцах — арм. Արցախ Флаг … Википедия
Тарон — У этого термина существуют и другие значения, см. Тарон (значения). История Армении … Википедия
Ернджак — У этого термина существуют и другие значения, см. Ернджак (значения). Ернджак (арм. Երնջակ) гавар Великой Армении, в составе ашхара Сюник. На сегодняшний день находится на территории Джульфинского района Азербайджана[1]. По гавару Ернджак… … Википедия
Карин (Великая Армения) — У этого термина существуют и другие значения, см. Карин (значения). История Армении … Википедия
Сотк (гавар) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сотк (значения). Сотк (арм. Սոդք, Սոթք, Սոտք) гавар (область) в провинции Сюник Великой Армении[1][2][3][4]. Средневековый историко географический регион Армении. Содержание … Википедия
Джавахк что это означает
Происхождение и этимология топонима Джавахк
Известное историографии древнейшее упоминание о провинции Джавахк области Гугарк Великой Армении как топонима Забаха, обнаружено в Хорхорской летописи Аргишти I (786-764) VIII д.н.э. Согласно О. Карагезяну: «В этом топониме звуковые переходы происходили следующим образом – Забаха (основа топонима), по нашему мнению, с указателем множественного числа «а», которое характерно для индоевропейских языков Джавах (с переходом «з» в «дж») > Джавахк (с указателем множественного числа в армянском языке «к» вместо предыдущего «а»)».
Джавахк в дохристианский период
Первое упоминание о Джавахке с такой формой наименования, мы встречаем в труде историка V века Мовсеса Хоренаци «История Армении», которое касается административно-политических преобразований царя Великой Армении Вагаршака. «А Гушар, из сыновей Шара, унаследовал гору Мтин, которая называется Кангарком, и половину Джаваха, Кохба, Цоба, Дзора, до крепости Унаракерт». Независимо от различных трактовок в «Истории» М. Хоренаци списка Армянских царей, касающихся дохристианского периода, все исследователи согласны, что вышеупомянутые события относятся к II веку д.н.э.
Примерно в 185г. д.н.э. край был присоединен к царству Великой Армении Арташесем I.
Джавахк в IV-IX веках
Джавахк в IX-XIV веках
В IX веке южная часть Джавахка – Гогшен присоединяется к Армянскому царству Багратуни, однако центр провинции – Ахалкалак продолжает оставаться в составе Грузии. В 1065г. край завоевывали и полностью разрушили турки-сельджуки.
В XII-XIII веках наместником Джавахка был Саргис Тмогвеци (Саргис I Ваграмян – примерно 1160-1210гг.): «Во времена могущественного полководца Закариа в Джавахке правил Всесильный Саргис Тмогвеци и Шалва Тореци».После смерти царицы Грузии Русудан (1222-1245) Джавахк переходит во владения Тореци Гамрекели.1236 году Джавахк завоевывают монголы. В 1266 при содействии последних, армянин православного вероисповедания Саргис Джагеци создает на территории Джавахка и соседнего Ахалцха свое княжество, которое стало известным под именем Самцхе-Саатабаго.
Джавахк в XIII-XVIII веках
Джавахк в XIX- XX веках
Армяне Самцхе-Джавахетия. Джавахк (груз. სამცხე—ჯავახეთი – Самцхе-Джавахети) – исторический армянский регион в южной части Грузии.
Самцхе-Джавахетия, помимо множества примеров мирного сосуществования различных этнических и религиозно-конфессиональных составляющих современного грузинского общества, уникален ещё и разнообразием армян, населяющих данный край. Наряду с традиционными приверженцами Армянской Апостольской Церкви, тут живут и представители армянской католической общины, среди которых выделяются армяне-католики, до сих пор в быту употребляющие турецкий язык. Тот самый язык, который служил им разговорным до их переселения в 30-ых годах 19-го столетия из Османской империи в Грузию. При этом они сохранили не только турецкий язык, который передают и нынешним поколениям, но и названия тех турецких деревень, из которых и переехали в Грузию. Вместе с ведущим передачи Олегом Панфиловым, зритель попадет на традиционный грузинский православный праздник «Гиоргоба», который торжественно отмечают в селе Хандо — с привнесением в него чисто армянских особенностей. Завершит передачу беседа с представителем общины православных армян Грузии…
Джавахк: исторический обзор, актуальные проблемы
Джавахк (груз. სამცხე — ჯავახეთი – С амцхе-Джавахети) – исторический армянский регион в южной части Грузии, который остался забытым в нашем нынешнем стремлении помочь нашей родине развиваться и процветать.
Ахалкалакская крепость (Фото: Dickran Khodanian)
Самое раннее упоминание Джавахка можно найти в урартских источниках, в записях армянского короля Аргишти I в 785 г. до н.э., под его прежним названием Забаха. В период античности Джавахк оставался под контролем царств Арташесидов и Аршакидов и был в то время частью провинции Гугарк Великой Армении до 428 года. Гугарк был 13-ой из 15 провинций Великой Армении. После падения царства Аршакидов грузинское государство аннексировало территории Гугарка, включая Джавахк. Несмотря на иностранное владычество, Армянская церковь сохранила своё влияние в Грузии.
На протяжении следующей пары сотен лет Джавахк пал под вторжением арабов, но был в итоге освобождён армянскими Багратидами. В Средние века Джавахк столкнулся с вторжениями сельджуков, монголов, османов, и персов.
Между 1828 и 1829 годами, во время войны между Османской и Российской империями, завоевание областей Джавахка Ахалкалак и Ахалцха имело большое значение в военной повестке дня обеих сторон. По итогам войны Россия завладела обеими областями. Российская оккупация оказалась выгодной для тех, кто ранее покинул эти области, так как у них появилась возможность вернуться в свои деревни и восстановить их.
Фото: Джавахк, как часть провинции Гугарк Великой Армении
(Источник: Карта Армении в сочинении «География» Страбона, 180г., Реконструкция Р. Хьюсена, Пресса Чикагского Университета)
Армяне извлекли выгоду из российской оккупации, и в 1829 году 58000 армян из областей Ардаган, Эрзурум, и Баcен покинули свои дома под предводительством архиепископа Карапета Багратуни и поселились в областях Ахалцха и Ахалкалак. Прибытие армян Западной Армении значительно увеличило число армян в Джавахке.
Хотя исторически армяне всегда жили здесь, армянское население радикально увеличилось в 1830-ые годы. Армяне Западной Армении навязали местным свой диалект, культуру, и традиции, что в итоге привело к возникновению смешанной культуры. Вдобавок к уже существующим армянским деревням, армяне Эрзурума вместе с местными жителями основали более 50 новых деревень в Джавахке. Этот приток армян, которые особенно сосредоточились в Ахалкалаке и Ахалцхе, ознаменовал поворотный момент в Закавказском регионе.
Карта Джавахка (Фото: Javakhk Compatriotic Union)
После Берлинской конференции 1884-1885 гг. армянские общины Джавахка испытывали сострадание к своим соотечественникам из Западной Армении и в итоге начали движение по оказанию помощи деревням в Западной Армении. В 1890-ых были основаны различные группировки освободительного движения, и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» и Социал-демократическая партия «Гнчак» расширили свою деятельность до Джавахка. Дашнакцутюн уделяла первостепенное внимание национальным вопросам и набрала множество последователей в Джавахке, в то время как Гнчак придавала особое значение вопросам земли крестьян. Отношения между Западной Арменией и армянами Джавахка становятся всё крепче и крепче, и многие юноши начали формировать вооружённые группировки для принятия участия в освобождении Западной Армении.
Армянская церковь Святого Креста (Сурб Хач), Ахалкалак (Фото: Dickran Khodanian)
При Советском союзе грузинские власти полностью игнорировали регион. Советские лидеры организовали этнические чистки месхетинских турок в 1940-ых годах и заселили всю землю грузинами. Армян вынуждали эмигрировать и большая группа людей из Джавахка была также сослана в Сибирь в поздних 1940-ых. С 1950 по 1970 г. экономические и политические условия для джавахкских армян становились всё тяжелее, и население начало сокращаться.
Знак на въезде в город Ниноцминда (Фото: Carnie Armenian)
Районы Ахалкалака, густо населённые армянами, и другие области Джавахка стали считаться «21-километровой зоной», что означало, что приватизация земли и её продажа теперь под запретом. Районы с наибольшим армянским населением, а именно Ахалкалак, Ниноцминда, Аспиндза, и Ахалцха были объединены в одну административную единицу, с центром в Ахалкалаке, с целью прервать однородность этнического состава Джавахка. Ниноцминда и Ахалкалак больше не представляли из себя отдельные районы, наряду с тем избирательное право, которое предполагало выдвижение кандидатуры депутата на основе партийной принадлежности, ставило армян в невыгодное положение.
В 2000 году была убрана российская военная база в Ахалкалаке. Это вызвало глубокую озабоченность среди джавахкских армян, так как они расценивали наличие российской военной базы как гарантию их безопасности. База также обеспечивала множество местных армян рабочими местами.
Неподалеку от армянской деревни Аблар (Фото: Dickran Khodanian)
Сегодня армяне Джавахка живут в суровых условиях. Свирепствующая безработица, национальная дискриминация, недоверие к грузинским властям и недостаточное снабжение электроэнергией, – всё это относится к главным проблема армянского сообщества. Эти факторы способствовали тому, что тысячи людей стали покидать свои родные деревни ради поиска лучшей жизни в России или других странах.
Большинство армянских школ в Джавахке частично разрушены. Для учителей уже стало привычным годами не получать зарплату, а ветераны Арцахской войны испытывают финансовые затруднения.
В настоящее время в Джавахке более 100 деревень, в которых главным образом живут армяне. Ахалцха, Ниноцминда, Аспиндза, и Цалка являются районами преобладания армянского населения. В таких городах, как Ахалкалак, армяне составляют около 90% населения, в то время как в местах вроде города Ахалцха их число ближе к 50%. Вдобавок к эмиграции, эти проценты продолжают падать также из-за увеличения числа месхетинских турок, которые стали заселяться в некоторых частях Джавахка.
Ахалцха была городом с армянским большинством, но в силу безработицы армяне стали продавать свои дома и уезжать, в то время как месхетинские турки начали приезжать.
Несмотря на все эти невзгоды, армяне Джавахка сохраняют дух армянского народа. В настоящее время в Джавахке есть три армянских молодёжных центра – в Ахалцхе (основан в 2006 г), Ахалкалаке (основан в 2007 г), и в Ниноцминде, который был открыт в последние пару лет. Эти культурные молодёжные центры предоставляют место, где молодые армяне собираются и учат свою историю, культуру, и язык.
Статуя Месропа Маштоца в центре города Ахалкалак (Фото: Dickran Khodanian)
В настоящее время то, что имеется в виду под историческим Джавахком, со своими двумя районами, является наиболее однородной территорией за пределами Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики. Тем не менее на данный момент было осуществлено лишь несколько инициатив. Одной из этих программ является Javakhk Fund Program (Программа Фонда Джавахка), которая была основана Обществом милосердия Армении (ОМА) в 2001 году. Программа Фонда Джавахка была учреждена как ответ удручающим условиям жизни в Джавахке. Фонд Джавахка помогает создавать программы, которые фокусируются на молодёжь, здравоохранении, образовании, и армянской культуре. Фонд также помогает круглогодично содержать и ремонтировать молодёжные центры в Джавахке.
Армяне Джавахка пережили историю, схожую с историей Арцаха и современной Республики Армения. Такие люди, как великий гусан Дживани, писатель Дереник Демирчян, поэт Ваан Терьян, и министр обороны Первой Республики Армения Рубен Тер-Минасян, все они выдающиеся личности родом из Джавахка. Эти личности превзошли многих и преуспели в создании наследия для грядущих поколений.
(Слева направо) Дживани, Дереник Демирчян, Ваан Терьян и Рубен Тер-Минасян
Джавахк также является частью нашей Родины, и к нему нужно относится соответствующим образом. Да, там есть много вызовов, учитывая нынешние условия, но надлежащее просвещение истории Джавахка и понимание его актуальных проблем могут стать первыми шагами в нахождении решений.
© Источник: Дикран Ходанян специально для Armenian Weekly