джаз модерн с чего начать

Методические рекомендации для педагогов по проведению урока по джаз-модерн танцу

Методические рекомендации для педагогов по проведению урока по джаз-модерн танцу.

Карымова Елена Николаевна

Как и всякое искусство, танец доставляет ни чем не сравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и своё тело и выразить свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетическим совершенной форме. Свобода и легкость движений, красота и пластичность радуют танцоров, и зрителей. И само обучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, человек познает красоту танцевального творчества. Танцевальное искусство делает жизнь ярче и праздничнее. И джазовые танцы не являются в этом смысле исключением. Именно джаз – это праздничность, импровизация и разнообразие музыкальных стилей. Неповторимость джазовых танцев в их колоритности, заразительности, возможно импровизировать. Только научившись танцевать, можно испытать удовольствие от движения в паре, наслаждаться музыкой.

Джаз-модерн танец – динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца-мо-дерн и классического балета. Развиваясь в течение последних 30 лет, эта техника танца сформировала свою лексику, форму урока и методику преподавания. Особенность лексики, т. е. движенческого словаря джаз-модерн танца, состоит в том, что в единое целое органически соединяются движения, характерные для так называемых танцевальных систем-антагонистов, какими, на первый взгляд, являются джазовый танец и классический балет. Однако именно эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для джаз-модерн танца. На этапе, когда получено начальное образование по классическому танцу, при этом уже сформировано мировоззрение на форму движения, при обучении джаз-модерн учащиеся испытывают, как правило, психологический дискомфорт, что проявляется в общей зажатости и невозможности освобождения от приобретенных стереотипов. Однако нельзя забывать, что современный танец в основе своей создан на классической школе, поэтому изучение классического танца как источника высокой исполнительской культуры является задачей первостепенной важности. В связи с этим очень важно на начальном этапе ввести параллельное изучение классического и современного танца.

Подготовленное джазовой техникой тело танцора сильное, гибкое, пластичное, выносливое. Иногда станцевать это просто, но иногда трудно и тяжело, и от этого ещё интереснее. Стандартное поведение, стандартная реакция,стандартные поступки это то к чему нас приучали в течение всей жизни родители: школа, ВУЗ, правительство.

Основные принципы модерн-джаз танца относятся прежде всего к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца и из танца модерн, а также из классического балета.

Основное отличие джаз танца, танца модерн и классического балета прежде всего лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, то в джазовом танце все диаметрально противоположно — позвоночник мягкий и расслабленный. В танце модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но эта ось не всегда направлена строго вертикально, а очень часто изгибается и вращается в различных отделах. При напряжении невозможно движение отдельных центров, например грудной клетки, в то время как при достаточном расслаблении такие движения возможны. Основная задача педагога на первом этапе обучения добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. Но в то же время тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны. Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксацией. Распределение напряжения и расслабление — основы техники джазового танца.

Задача любого урока привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В модерн – джаз танцесуществуют различные способы разогрева: у станка, на середине, в партере. По функциональным задачам можно выделить группы упражнений.

Первая группа – это упражнения стретч – характера, то есть растяжение.

Вторая группа – упражнения связаны с наклонам и поворотами торса; они помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отделы.

Третья группа – упражнения связаны с разогревом ног.

Четвертая группа – упражнения связаны с расслаблением позвоночника.

При сочетании всех упражнений достигается необходимый разогрев всех мышц.

В модерн – джаз танце тело состоит как бы из отдельных частей –центров: это голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис (тазобедренная часть, руки и ноги. Поскольку руки и ноги состоят из отдельных сочленений (в руке – кисть, предплечье, в ноге – стопа и голеностоп, то эти части центров могут также изолироваться и выполнять движения, независимо то других центров. Эти центры могут пространственно и ритмически независимо двигаться. Каждая часть тела или каждый центр имеет свое собственное поле напряжения и свой собственный центр движения. В своем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом. При движении двух центров одновременно мы говорим о бицентрии, трех – трицентрии, при движении всех центров – полицентрии.

Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров – следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Это, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны.

При построении урока преподавателю следует учитывать степень психофизического развития детей, а также опираться на общий уровень хореографической подготовки класса, группы в целом. Задача каждого урока должна быть по силам учащимся, иначе у детей быстро снижается интерес к занятиям. Также следует учитывать и рационально дозировать физическую нагрузку, избегая перенапряжения детей. Важно помнить, что положительные ожидания от каждого учащегося дают огромный развивающий эффект. Учитывая возрастные особенности учащихся, в построении урока следует избегать монотонности, чередовать различные по характеру движения, периодически включать развивающие игры, творческие задания и импровизацию.

Основная задача преподавателя :научить детей качественно, «чисто» и грамотно выполнять основные позиции, движения и положения джазового танца; развить у учащихся элементарные навыки координации, ощущения себя и своих мышц в пространстве. направить решение локальных учебных задач на развитие силы и выносливости, музыкальности и артистичности.

Учебный предмет «Джазовый танец» вызывает активный интерес у детей и родителей, направлен на воспитание интереса и любви к танцу и искусству в целом, на овладение основами исполнения джазового танца, на эффективное индивидуально-личностное развитие ребенка и раскрытие его творческих способностей, а также на укрепление здоровья учащихся, на формирование у них чувства прекрасного и других эстетических категорий, на развитие эмоциональной восприимчивости и двигательной выразительности. Учебный предмет «Джазовый танец» ориентирован на развитие физических данных учащихся, на приобретение начальных базовых знаний, умений и технических навыков в области джазовой хореографии. Освоение содержания предмета «Джазовый танец» способствует формированию художественно-эстетической культуры учащихся, обеспечивает развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.

джаз модерн с чего начать. Смотреть фото джаз модерн с чего начать. Смотреть картинку джаз модерн с чего начать. Картинка про джаз модерн с чего начать. Фото джаз модерн с чего начать«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта «Театр и музыка» сегодня предлагаю вам один из возможных.

джаз модерн с чего начать. Смотреть фото джаз модерн с чего начать. Смотреть картинку джаз модерн с чего начать. Картинка про джаз модерн с чего начать. Фото джаз модерн с чего начатьКонсультация для педагогов «Рекомендации к подготовке и проведению детского Рождественского праздника» Эта публикация может пригодиться воспитателям и музыкальным руководителям в подготовке и проведении Рождественского праздника для детей.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

джаз модерн с чего начать. Смотреть фото джаз модерн с чего начать. Смотреть картинку джаз модерн с чего начать. Картинка про джаз модерн с чего начать. Фото джаз модерн с чего начатьМетодические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Сегодня предлагаю вам материал по аппликации.

джаз модерн с чего начать. Смотреть фото джаз модерн с чего начать. Смотреть картинку джаз модерн с чего начать. Картинка про джаз модерн с чего начать. Фото джаз модерн с чего начатьМетодические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

джаз модерн с чего начать. Смотреть фото джаз модерн с чего начать. Смотреть картинку джаз модерн с чего начать. Картинка про джаз модерн с чего начать. Фото джаз модерн с чего начатьМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

джаз модерн с чего начать. Смотреть фото джаз модерн с чего начать. Смотреть картинку джаз модерн с чего начать. Картинка про джаз модерн с чего начать. Фото джаз модерн с чего начатьРекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.

Источник

Джаз модерн с чего начать

Отличительными особенностями джазового танца являются РИТМ ДИНАМИКА АКЦЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

джаз модерн с чего начать. Смотреть фото джаз модерн с чего начать. Смотреть картинку джаз модерн с чего начать. Картинка про джаз модерн с чего начать. Фото джаз модерн с чего начать

джаз модерн с чего начать. Смотреть фото джаз модерн с чего начать. Смотреть картинку джаз модерн с чего начать. Картинка про джаз модерн с чего начать. Фото джаз модерн с чего начать

Появление других центров вращения, оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.). Каждый центр имеет свое пространство движения (то есть максимально достижимые точки) и свою ось движения.

Каждая часть тела, или каждый центр, имеет свое собственное поле напряжения или свое собственный центр движения, в своем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом (координироваться).
Полицентрия – это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того, чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. Это, на первый взгляд, простая задача, достаточно сложна для начинающего танцора, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движения, например головы, естественно вызывает напряжения в плечевом поясе или грудной клетке. Однако изоляция – это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз – танцу.

В джазовой хореографии ценится умение использовать различные уровни при передвижении танцовщика в пространстве (падения, перекаты и т.п.) Джаз, как и классика-прежде всего танец, где важнейшим элементом является форма. Но в отличие от классики и модерна, джаз невозможен без яркого выражения эмоций исполнителя на сцене, и эти эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, а от телесных ощущений танцовщика при исполнении заданной балетмейстером формы. Помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение не показывать свое плохое настроение. Основное отличие джаз танца, танца модерн и классического танца лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, то в джазовом танце всё диаметрально противоположно-позвоночник в основном свободный и расслабленный. В танце модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но эта ось, как правило, не направляется вертикально, а изгибается и вращается в различных отделах.

Основные понятия джаза

Источник

Программа по модерн-джаз танцу

Я кровь, я плоть, я человек,
Я создан Богом по его подобью.
Дикарский бог, людской поэт,
Отмеченный любовью…
Я танец – две руки и две ноги,
Я откровеньями разнеженное блюдо.
Мозоли, сцена, размещенные шаги
Расскажут о любви
Пластическим этюдом.

Пояснительная записка

Модерн-джаз танец – это своеобразный пласт в искусстве танцевания, не похожий не на классический балет, не на бальные танцы. Как и все эти направления, он обладает своей неповторимой спецификой, изяществом энергетикой.

Применение джазового танца в настоящее время достаточно многообразно: театральная практика, варьете и эстрада, кино и шоу-бизнес. Модерн-джаз танец органически соединяет движения характерные для танцевальных систем – антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Именно эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для модерн-джаз танца.

Курс джазового танца для хореографических отделений детских школ искусств рассчитан на семь лет (первый-седьмой класс) с семилетним сроком обучения.

Данная программа разработана мной на основе методики обучения «Модерн-джаз танца» по В.Никитину и «Афро-джаз» по Е. Шевцову, является модифицированной.

Настоящая программа составлена традиционно: содержит перечень разучиваемых движений и танцевальных комбинаций.

Формой промежуточной аттестации является-академические концерты, контрольные уроки, открытые уроки, концертные выступления.

Экзамены по джазовому танцу проводятся в конце седьмого года обучения, учащиеся показываю ЗУНы полученные в процессе обучения согласно требованиям программы.

Цели программы:

Задачи программы:

Формы работы: Основными формами работы являются: групповые и индивидуальные занятия. Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом возрастных особенностей детей каждого класса.

Формы контроля: зачетные уроки (теория и практика), академические концерты, концерты для родителей, театрализованные представления.

Наряду с практическими знаниями с первого курса даются и теоретические знания.

Методические приемы:

При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждения, стимулирования, создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Основой для совершенствования движений и воспитанию у детей необходимых двигательных навыков является воздействие музыки. Подбор музыкального материала для ведения танцевальных занятий играет большую роль.

Словесное объяснение используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы.
Основной показатель работы-выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся каждого класса:

Первый год обучения (семь лет)

Задачи:

Упражнения в партере.

Упражнения на середине зала.

Ожидаемый результат.

Ожидаемый результат на данном этапе освоения программы- правильное выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся:

Второй год обучения (восемь лет)

Задачи:

Упражнения в партере.

Упражнения на середине зала.

Кросс.

Импровизация как раздел урока в джаз-танце.

Задачи: Животные – их образы в природе, изображение средствами хореографии.

Ожидаемый результат.

Технически грамотное выполнение следующих движений: body roll, flat back вперед выход на большой мостик из положения стоя. Стойка на лопатках «березка», кувырки вперед, назад, перекаты.

Третий год обучения (девять лет)

Задачи:

Упражнения у станка.

Упражнение на середине зала.

Кросс.

Составление танцевальных этюдов учащимися на основе проученных движений.

Ожидаемый результат.

Четвертый год обучения (десять лет)

Задачи:

Упражнения у станка.

Упражнение на середине зала.

Все упражнения разложены на четко ритмическом рисунке, использованы синкопы, смещенный ритм, свойственный джазовому танцу. Проучивание танцевальных этюдов на основе изученных движений.

Ожидаемый результат.

Грамотное исполнение пируэтов, трехшаговых поворотов. Умение соединять движения одного центра с шагами. Работа у станка.

Пятый год обучения (одиннадцать лет)

Задачи:

Упражнения у станка.

Упражнение на середине зала.

Вращения.

Кросс.

Этюды с использованием всех проученных движений в сочетании классических и джазовых позиций ног и корпуса.

Ожидаемый результат.

Правильное исполнение следующих движений: штопорные вращения, пируэты, шене, вращения из релаксационного раскрытия до 2 позиции в контракцию по 6 позиции; Deep body bend, side stretch. Grand batman jete, сиссон ферме, сиссон уверт.

Шестой год обучения (двенадцать лет)

Задачи:

Изоляция:

Полиритмия и полицентрия. Движения трех четырех и более центров одновременно в различных ритмических рисунках и оппозиционном направлении.

Упражнения для позвоночника.

Вращения.

Кросс.

Комбинации с использованием ранее изученного материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса.

Ожидаемый результат.

По завершению учебного процесса в шестом классе дети должны владеть всем проученным материалом. Уметь работать одновременно двумя, тремя и более центами, выполнять вращения, шаги и прыжки по диагонали. Владеть stretch – скручиванием и раскручиванием корпуса.

Седьмой год обучения (тринадцать лет). Американская школа джаз-танца по Е. Шевцову.

Задачи:

Упражнение на середине зала.

Ожидаемый результат.

По окончанию учебного процесса учащиеся должны грамотно исполнять все проученные движения и упражнения, уметь составлять танцевальные комбинации на основе изученного материала.

Источник

Методическая разработка на тему «Методы и принципы преподавания джаз-модерн танца для исполнителей и начинающих педагогов»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ОЛИМП»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методы и принципы преподавания джаз- модерн танца для исполнителей и начинающих педагогов

педагог дополнительного образования первой категории

Мартынова Татьяна Викторовна

v Основная часть…………………………..14

v Список литературы……………………..37

Джаз-модерн танец – это многообразная танцевальная техника. Она имеет большое количество школ и направлений. Система джаз-модерн танца постоянно обновляется и расширяется. Поэтому просмотрев достаточно литературы, можно заметить, что нет определённой методической программы преподавания, как, например, в классическом танце, но есть опорные моменты, закономерности и основные правила, изучив которые, педагог может проявить свою индивидуальность и развить свой стиль.

Цель: Показать основные методы и принципы преподавания джаз-модерн танца на основе изучения истории и различных техник этого направления.

Задача: Сформировать методику обучения по джаз-модерн танцу для начинающих педагогов и исполнителей.

История возникновения Джаз-модерн танца.

Джазовый танец зародился как американский городской социальный танец, неразрывно связанный с джазовой музыкой и эволюционирующий вместе с ней, вбирая элементы самых разных этнических и европейских танцев. Современный джаз-танец предлагает неограниченные возможности, требуя от исполнителей творчества и индивидуальности. Кто-то хочет развлекаться, кто-то стремится передавать таинственные, непостижимые жизненные перипетии, третьих увлекает чистое движение, композиция, ритм. Джаз, объединивший в себе особенности совершенно разных направлений, предоставляет широкие возможности для создания своего неповторимого стиля, в котором будут подчёркнуты те или иные стороны этого многогранного танца Многообразие форм современного танца настолько велико, что трудно предугадать, в каком направлении пойдёт его развитие. Слияние современных тенденций европейского танцевального искусства с неевропейскими танцевальными формами создаёт впечатление некоего культурного колониализма, и в этом есть доля истины. Но одновременно происходит и обратный процесс, когда африканские, азиатские танцевальные традиции привносятся в европейское искусство танца, и такое культурное многообразие приводит к обогащению танцевальной палитры и создаёт неповторимое соединение множества стилей и направлений.

В начале XX века возник новый язык движений, новый лексический модуль, который был назван « танец-модерн ». Развиваясь и совершенствуясь, эти техники танца не могли не повлиять друг на друга, и начиная с 70-х годов нашего века возникло множество танцевальных техник, которые органически соединяют в себе элементы джазового танца, танца-модерн и многое заимствуют из классического балета. Так возник термин «Модерн-джаз танец».

Корни возникновения джазового танца уходят в фольклорный танец, конкретно в танцы Африки. Джазовый танец, прежде чем превратиться в сценическую форму, проделал долгий путь. История возникновения джазового танца начинается с XVIII века, когда искусство черного населения США получило равные права с искусством белых американцев. Именно слияние « черного » и « белого » танцев дало толчок к появлению сценической формы танца, который впоследствии получил название джазовый танец. Произошло это в начале XX века.

В течение трехсот лет, с XVI до XIX века, черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восстанавливали свои праздники и обычаи. Но, приспосабливаясь, вместо барабанов черное население Америки использовало хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. Если в Африке обычаи, праздники, танцевальные и песенные ритмы были свои у каждого племени, в Америке они смешались в единое целое.

В конце XVIII века в крупных городах либерального Севера США возникли музыкальные шоу для белой публики, в которых белые исполнители, надев маски негров и их костюмы, имитировали африканские песни и танцы. Конечно, они не были идентичны оригиналу, однако экзотичность и гротесковость подобных зрелищ была хорошей приманкой для публики. Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра, как мюзикл.

В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что « черное » искусство было чисто развлекательным. Многие хореографы пытались создать языком джазового танца более серьезные по теме произведения, однако эти попытки не всегда были успешными.

В1931 году Хемсли Уинфилд основал «Негритянский театр искусств», прима-балериной которого была Эдна Гэй. Она пыталась танцевать спиричуэлс и создала новый стиль танца, объединивший африканскую пластику и достижения танца-модерн.

В 1933 году Дорис Хэмфри создала хореографию негритянской оперы « Бегите, маленькие дети ». Это была первая попытка создать серьезное произведение на основе негритянского искусства.

Подлинный успех принесла постановка в 1935 году оперы Джорджа Гершвина « Порги и Бесс ». Хотя роль хореографии в этом спектакле была невелика, он оказал громадное влияние не только на музыкантов, но и на хореографов, которые в своем творчестве стали обращаться к « черной » теме.

Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30- 40-е годы XX века происходит процесс художественной эволюции мюзикла. Его тематика становится разнообразной, возрастает хореографическое богатство его выразительных средств. Постановщиками спектаклей становятся известные и талантливые балетмейстеры: Дж. Баланчин, Xанья Хольм, Агнес де Милль, Джером Роббинс.

К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Будучи « открытой » системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других направлений танца. Современный джаз-танец заимствовал терминологию и отдельные движения из различных танцевальных направлений. У балета он взял французскую терминологию и некоторые движения, позиции рук и ног. Модерн дал джаз-танцу величайшую свободу в раскрепощении торса и включение его в активную работу.У степа была заимствована подчёркнутая ритмизация движений. Бальные танцы тоже оказали влияние на становление и развитие джаз-танца.

Так как большое значение в джаз-танце имеет изобретательность и импровизация, многие танцоры привносят в свой танец совершенно другие стили. В результате слияния различных техник современной хореографии, появилась новая техника, новая разновидность джазового танца и новый термин – модерн-джаз танец. Однако прежде, чем рассматривать основные черты этой системы танца, несколько слов об истории танца-модерн.

Появление школы и поиски Тэда Шауна в области методики и теории воспитания исполнителей служили признаком того, что танец-модерн постепенно превращается из экспериментального направления в определенную танцевальную систему, со своими принципами и законами технического исполнения. Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма был Рудольф фон Лабан. Он обратился в своих работах к философским учениям древней Индии. В своем теоретическом труде «Кинетография» (1928)

Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей систему танца, была М.Грэхем, закончившая школу «Денишаун». Успех ее группе приносят уже первые постановки в Нью-Йорке в 1926 году («Еретик» и «Первобытные мистерии».) Вторым по значимости в ряду хореографов и педагогов была Дорис Хамфри. Также, как Грэхем, она закончила «Денишаун», но ее сценическая карьера была недолгой. Уделяя большое внимание пластической отточенности и техничности танца, Дорис Хамфри в то же время выступала против красоты и утонченного стилизаторства Сен-Дени. На ее творчество оказал влияние фольклор американских индейцев и негров, а также искусство Востока.

Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. М.Каннингем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности.

К началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца-модерн: техника М.Грэхем, Д.Хамфри и X.Лимона, техника М.Каннингема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более и более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца.

Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца-модерн и джазового танца, был Джек Коул. Его система, так называемый хинди-джаз, объединила технику изоляции «черного» танца, движения индийского фольклорного танца и достижения «Денишаун». С начала 40-х годов со своей труппой «Ист Индиан Дансерс» он выступал в ночных ресторанах Нью-Йорка. Кроме того, Коул завоевал известность как хореограф мюзиклов на Бродвее и в голливудских фильмах. Его ученик Мэт Мэттокс начинал с изучения классического балета и стэпа, поэтому в его системе преподавания наряду с техникой изоляции, использованием различных уровней и шагами джазового танца используются движения классического экзерсиса.

Одним из известных педагогов, синтезировавших в своей методике технику классического танца и джаза, был Луиджи (Юджин Луис), учившийся у Брониславы Нижинской и Адольфа Больма.

Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое явление в танцевальной практике и педагогике – модерн-джаз танец. Эта школа завоевала приверженцев во многих странах мира. Она как никакая другая позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора, что немаловажно в повседневной практической работе, когда исполнителю приходится сталкиваться с балетмейстерами различного стиля, различных направлений и систем.

Технические принципы джаз-модерн танца.

Основные принципы модерн-джаз танца относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца и из танца-модерн, а также из классического балета.

Принципы движения, заимствованные из джаз танца.

При анализе африканского фольклорного танца Кэтрин Данхэм выделила следующие технические особенности этого стиля:

1. Использование в танце позы коллапса.

2. Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.

3. Изолированные движения различных частей тела.

4. Использование ритмически сложных и синкопированных движений.

5. Полиритмия танца.

6. Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.

7. Индивидуальные импровизации в общем танце.

8. Функционализм танца.

Основная задача педагога на первом этапе обучения добиться достаточной свободы в держании позвоночника, обучение навыкам распределять напряжение.

Полицентрия – основополагающий принцип танцевальной техники – изоляция, каждая часть тела, центр двигаются независимо от другой части тела. Изоляция это прием, с которого начинается обучение джаз танца.

Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) достаточно часто используется. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные уровни – стоя, сидя, сидя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лёжа. Существуют акробатические уровни – « шпагаты », « мост », стойка на руках, стойки на лопатках, « колесо ».

Движения и упражнения заимствованные из классического балета.

Использование элементов классического экзерсиса в уроке модерн-джаз танца весьма разнообразно и зависит, прежде всего, от знаний педагога и задач урока. Использовать эти движения в « чистом » виде, в классической форме нецелесообразно, поскольку это пересекается с задачами урока классического танца, однако, если ученики не занимаются классическим тренажом, то возможно использование этих элементов в уроке модерн-джаз танца более насыщенно. Основное отличие касается использования параллельных положений и позиций. Это же относится к положениям pass é и cou-de-pied. Они также имеют выворотное и параллельное положение.

Основная терминология Джаз – танца.

· Twist – изгиб, скручивание.

Особенности построения урока современного танца.

Для начала преподаватель современного танца, должен определиться, чей стиль ему близок. В уроке джаз-модерн танца нет определённой последовательности упражнений, как существует в классическом танце. Многие педагоги, изучив базовые техники, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько техник. В американской и западноевропейской системе хореографического образования не существует единой методики. Каждый педагог является самостоятельной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приёмов и методов.

1. Разогрев – основная задача привести в рабочее состояние мышцы. Возможны варианты разогрева – у станка, на середине, в партере. Но основная задача – последовательный разогрев, где бы, ни находился исполнитель: стопы, ахиллесово сухожилие, коленный сустав и подколенные связки, тазобедренный сустав и мышцы паха, мышцы спины и торса. В разогреве в основном используются движения с разогревом ног, в чистом и вариационном виде, а также движения заимствованные из других техник. Нет чётких правил исполнения разогрева, но он должен быть насыщен пятью – десятью упражнениями на различные группы мышц, всё зависит от уровня подготовки учащихся.

3. Партер. Современный танец использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движение исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот раздел несёт очень важные функции:

— В партере может происходить разогрев.

— В партере могут быть упражнения на изоляцию.

— В партере могут исполняться упражнения – stretch характера

— В партере очень эффективны упражнения для развития подвижности позвоночника

— Переход из одной позиции в другую, создание цепочек на смену уровня, дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве

— Отработка устойчивости и развитие высоты подъёма ноги.

— Отработка вращения в позах.

— Отработка пространственного расположения.

5. В такой последовательности рассматриваются и комбинации:
— Комбинация с использованием наклонов, спиралей торса, contraction и release с одновременным подъёмом “рабочей » ноги на 90 ° и выше.
— Комбинации с использованием tour lent и других видов партерных туров, fouette en tournant и pirouettes.
— Комбинация с использованием различных ракурсов, изменением уровня, перемещением по пространству класса.

7. Комбинация. Последним разделом урока модерн-джаз танца является танцевальная комбинация. Обычно комбинация изучается на протяжении 3 – 4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог должен создавать развёрнутые танцевальные комбинации. Основное отличие комбинации от постановочного номера в том, что в ней нет никакой идеи, кроме технического совершенствования. Комбинация может исполняться под любую « квадратную » музыку и не требует специально подобранного музыкального материала. К сожалению, в настоящее время очень многие балетмейстеры, особенно в любительских коллективах, выносят на сцену хореографические номера, которые напоминают комбинацию – набор движений, без мысли и развития.

Составные части урока, их соразмерность в разные периоды обучения, последовательность упражнений на середине зала.

При подготовке урока необходимо разделить материал на разделы и определить для каждого из них время. Нет необходимости каждый раз обязательно использовать все разделы урока, возможна более детальная проработка двух, трёх разделов. Примерное распределение времени при полуторачасовом занятии:

Изоляция – 10 минут

Adagio и grand battement – 20 минут

В конце каждого урока необходимо иметь несколько минут для восстановления дыхания и нескольких упражнений на расслабление. Курс занятий модерн-джаз танцем рационально разделить на три этапа: подготовительный, базовый и продвинутый. Уровень курса зависит от возможностей учащихся.

Подготовительный уровень: изучаются основные положения, уровни модерн-джаз танца, основные движения, шаги, прыжки. В разделе « Комбинация » изучаются комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т. д.

Базовый уровень: вводятся новые технические понятия в каждом разделе урока, в разделе « Комбинация » изучаются комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.

Профессиональный уровень: этот третий, продвинутый уровень, предназначен для профессиональных исполнителей, владеющих не только основами модерн-джаз танца, но и техникой классического и народно-сценического танца. Упражнения выполняются по тем же разделам, но с полицентрией, полиритмией, с координацией всех центров. Более сложными становятся прыжки и вращения. Время для разогрева максимально сокращается.

Музыкальное сопровождение урока современного танца.

Подбор музыкального материала целиком зависит от задач урока и его построения. Обычно для разогрева используется ритмичная музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спиралей торса. Для « изоляции » подходит быстрая, ритмичная музыка с чётким акцентом на первую долю. Главное в музыкальном материале – простая мелодия и постоянный ритм, не усложнённый модуляциями или ритмическими фигурами. Возможно использование только ударных инструментов.

В разделе « adagio » в основном используются музыкальные размеры 4/4 или ¾, возможны более сложные размеры, но тогда комбинации должны быть « не квадратными ».

В разделе « cross » выбор музыки зависит от задач и предложенных комбинаций. Шаги афротанца желательно исполнять под ударные инструменты, причём ритм музыкального сопровождения зависит от типа шага.

При изучении комбинации на начальном этапе музыкальное сопровождение должно быть с простым мелодическим рисунком и устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей: поп – музыка, джазовая музыка, симфоджаз, рок – музыка, музыкальный материал из мюзиклов и музыкальных фильмов.

При изучении нового материала желательно не использовать музыкальное сопровождение, либо использовать только ударные инструменты т.к. это отвлекает учащихся от осознания правильности работы различных групп мышц и целей упражнения.

К началу 70-х годов возникло новое явление в танцевальной практике и педагогике – модерн-джаз танец. Эта техника органически соединила ранее казалось несоединимые вещи – энергию, ритм, координацию, силу и ловкость джазового танца, идею и философию, свободный позвоночник, работу с дыханием и весом тела из танца модерн, и движения из классического балета, которые позволяют выработать устойчивость, шаг, выворотность, прыжок и вращение. Именно джаз модерн стал той уникальной техникой, которая позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора, что немаловажно в повседневной практической работе, когда исполнителю приходится сталкиваться с балетмейстерами различного стиля, различных направлений и систем.

Современный джаз-модерн танец требует от педагогов и исполнителей высокого классического мастерства и путем реализации индивидуальных творческих возможностей, неограниченных рамками традиционного танцевального искусства, выразить себя как яркую артистическую личность. Многообразие форм современного танца настолько велико, что трудно предугадать, в каком направлении пойдёт его развитие.

Если исследовать всё многообразие форм, школ, стилей и направлений современного танцевального искусства, то можно выявить примерную методику преподавания, которая останется неизменной, не смотря на то, что с каждым годом джаз-модерн танец приобретает новые формы и краски.

Образовательная программа по дисциплине « Джаз- модерн танец » для детей 12-13 лет (Рассчитана на 1 год обучения ).

2. Азбука музыкального движения

3. Джаз-модерн танец

4. Культурно-образовательная деятельность

5. Постановочная деятельность

6. Репетиционная деятельность

7. Концертная деятельность

8. Творческая мастерская

— индивидуальная работа с солистами;

2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год

Способы определения результативности работы (диагностика)

— участия в районных и городских мероприятиях и праздниках;

— участие в районных, городских, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах;

Учебно- тематический план. 1 год. 144 часа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *