джем в музыке что это
Джем-сейшен
Содержание
Проведение
Обычно происходят после концерта, при встрече на гастролях нескольких музыкальных коллективов, когда после концертов музыканты собираются вместе поиграть и поимпровизировать в свободном стиле. Таким путём они знакомятся друг с другом как профессионалы, демонстрируя своё мастерство.
Слово джем может быть более свободно использовано для обозначения любой вдохновлённой или импровизированной части музыкального исполнения, особенно в рок или джаз-музыке. Джем-сейшены обычно проводятся для удовольствия самих исполнителей, а не для публичного выступления.
Джем-сейшены часто используются для создания нового материала, нахождения подходящей аранжировки, или просто для встречи и совместной практики. Джем-сейшены могут быть основаны на уже существующих песнях и формах, согласованной последовательности аккордов или партитуре, предложенными участниками, или могут быть полностью импровизационными. Джем-сейшены могут варьироваться от очень свободных собраний любителей до искушённых импровизированных сессий звукозаписи, предназначенных для публичного выпуска.
Происхождение слова
Происхождение слова джем (jam) в данном контексте относится к 1920-м годам. Согласно [www.etymonline.com/index.php?search=jam Online Dictionary of Etymology] термин появился около 1929 года, означая «короткий, свободно импровизированный пассаж, исполненный всей группой». Источник такого значения неизвестен, но как и многие современные термины пришёл в английский язык из джаза.
Джазовая сцена Нью-Йорка во время Второй мировой войны была знаменита своими джем-сейшенами. Один из самых известных регулярных джемов проходил в Minton’s Playhouse в Нью-Йорке в 1940-х и начале 1950-х годов. Джемы Минтона были хорошим местом встречи и помогали становлению таких солистов, как Бен Уэбстер (Ben Webster) и Лестер Янг (Lester Young) и молодых джаз-музыкантов, которые вскоре стали лидерами бибоп направления, включая Монка Телониуса (пианист клуба Минтон), Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Джемы, проходившие в клубе Minton’s Playhouse стали легендарными благодаря соревновательному духу, при котором солисты старались играть на уровне с группой, работавшей в клубе и победить в импровизационных «баталиях». Из этих соревнований и родился стиль бибоп, которому присущи быстрый темп и виртуозность импровизации. Одно из названий этого стиля связано с ‘Minton’s Playhouse — «минтонс-стиль».
С возрастанием мастерства рок-музыкантов шестидесятых и семидесятых джемы стали обычным элементом рок-музыки. Такие группы, как «Cream», «The Jimi Hendrix Experience», «The Grateful Dead» и «The Allman Brothers Band», стали исполнять живые композиции, часто длиной более 15 минут.
Рождение музыки: почему джем-музыканты никогда не репетируют?
Джаз & я
«Свободных мест нет», — кричит табличка на двери книжного зала «Петровский». Но особо недоверчивые всё-таки пробираются в зал, расталкивая локтями всех, кто стоит на их пути. Среди них и я.
— Раньше надо было приходить, — кряхтит кто-то за моей спиной.
— Так мы и пришли. Еще семи нет, — шипит кто-то мне в левое ухо.
Сегодня, 22 февраля, рабочий день, но, кажется, об этом знаю только я. Мест нет. Те, кто на джеме не первый раз — уже давно заняли стулья. Остальные, в том числе и я, завистливо косятся на них. Закон джунглей таков: каждый за себя.
Загадкой остаётся тот факт, что в зале до того тихо, что слышно как гудит микрофон. Как будто люди, переступив порог зала, попали под действие какого-то заклинания. Приглушенный алый свет ложится на лица, превратив нас в краснокожих. Всеобщее молчание, одинокие инструменты на сцене, ожидающие своих хозяев — все это готовит нас к чему-то великому, к какому-то обряду посвящения.
И тут появились Они.
Джаз & Они
Я раньше никогда не слушала джаз. Но мгновенно в него влюбилась. Мне не хотелось разговаривать, думать. Я просто слушала, наслаждалась. Отключилась от всего происходящего вокруг.
С чем едят джем?
Что такое джем, и с чем его едят? На помощь приходит Михаил КРЮКОВ, барабанщик Воронежской филармонии:
— Музыка — это язык, точно такой же как наш. Когда люди говорят заученные вещи как в театре, например, — это музыкальный концерт, а когда люди просто разговаривают — это джем.
Джем — это живой разговор на музыкальном языке.
Вот почему музыканты не репетируют перед концертом — смысл джема заключается в общении совершенно незнакомых людей. Но они понимают друг друга с полувзгляда, «разговор» идёт через импровизацию – основу джаза. В перерывах между композициями, а иногда во время них, появляются другие музыканты. В этом и есть ценность джема: музыка рождается на глазах у зрителей.
Ещё немного о еде
-Джем — это как сборная солянка, — делится впечатлениями после концерта Анна, которая ехала на него из Москвы. — Только есть солянка афро-американская, а есть среднерусской полосы. Они различаются в подаче музыки, в уникальности исполнения и не повторяют друг друга. К тому же есть установленный стереотип джазовой ритмики афро-американских исполнителей, а у нас что-то свое, родное.
Когда б вы знали, из какого сора.
Джем-сейшены в Воронеже не всегда были так популярны. Несколько лет назад их к нам привез талантливый музыкант из Казахстана. В последствии заведующий отделением Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей Андрей ДУДЧЕНКО. Он и стал организатором джемов у нас.
— В Москве джем-сейшены проходят постоянно в каждом кафе. А у вас не было. Меня угнетала мысль, что здесь нет возможности самореализоваться, самовыразиться. Я загорелся идеей и нашел место. Теперь мы проводим их каждую последнюю среду месяца, — рассказывает Андрей.
— Найти музыкантов не сложно, — вступает в беседу преподаватель вокала воронежского музыкального колледжа Татьяна СПАСИБУХОВА, — мы все друг друга знаем, работаем вместе в колледже, в филармонии. Гораздо сложнее всех собрать и заслужить любовь зрителя.
— У джазменов это получается, — говорит арт-директор «Петровского» Кристина ГУЛЬЕВА. — И хотя мы собираемся каждый месяц, всякий раз такой же аншлаг как сегодня. Возможно, потому то вход почти свободный, мы придерживаемся политики «плати, сколько хочешь». Есть гости, которые пришли впервые и отдают деньги перед началом концерта, а после кладут еще. Есть маленький процент тех, кто не платит ничего. Порой наши музыканты в такие вечера тоже кладут деньги в нашу общую «шляпу». Но в основном все поддерживают артистов не только аплодисментами, но и финансово.
К тому же джем — это всегда эксперимент, и музыканты без подготовки играют зачастую очень интересные и неожиданные вещи. А другим любопытно, что же из этого выйдет.
Что в итоге?
Видимо, в этом и заключается великая сила искусства – у музыки нет национальности и границ, и совершенно незнакомые люди свободно общаются на её языке. И уже с каким-то трепетом смотрю я на людей, которые заняли сидячие места, и тех, которые толкали меня в очереди. И жить хочется, и верить… Наверное, музыка, именно такая, настоящая — и есть наш маленький спасительный островок среди холодного океана жизни.
Юлия ДИДЕНКО
Фото автора и Карины Лукиной
Видео автора
5 причин регулярно джемить со своей группой
Если вы привыкли к регулярным репетициям со своей группой, то наверняка вам известно, как неструктурированные джем-сессии могут отнимать драгоценное время, которое могло быть потрачено на работу над песнями. Именно поэтому многие коллективы стараются свести к минимуму количество таких музыкальных «блужданий», или же вообще к ним не прикасаться. Однако же, если подходить к джемам правильно, то они могут быть невероятно полезны для музыки, даже если они и не приносят ощутимого результата немедленно.
Если вы все еще сомневаетесь в том, что джем нужно практиковать регулярно, то вот несколько соображений, которые заставят вас пересмотреть свою позицию.
Джем создает «химию»
Одно из самых главных удовольствий в наблюдении за игрой, например, джаз-коллектива — это то ощущение химии, которой есть между музыкантами и передается зрителям. Эта химия появляется только в том случае, если определенный круг музыкантов джемит на протяжении долгого времени. Группе, играющей неимпровизированную музыку, порой довольно тяжело достигнуть того же уровня химии, поэтому джемы крайне важны именно для тех коллективов, которые не играют джаз.
Джемы помогают лучше слышать других участников группы, находить способы поддержки своих товарищей, и даже предугадывать их движения.
Все эти навыки крайне полезны не только при импровизации, но и при работе над уже написанным материалом.
Джемы приводят к новым идеям для песен
Многие группы используют коллективные импровизации как ключевой инструмент для нахождения новых идей, к которым они бы никогда не пришли, играй участники группы каждый по отдельности. Когда в репетиционной комнате происходит джем, никто не беспокоится об ошибках или неправильных аккордах. Эта свобода зачастую позволяет прийти к каким-то совершенно неожиданным идеям.
Если вы приносите наброски песен на репетиции, а потом вместе с группой джемите «на тему» этих набросков, это должно приводить к интересным результатам. Другие люди (участники вашей группы) слышат звуки совершенно иначе, нежели слышите их вы, так что вы никогда не знаете, куда вас уведут ваши товарищи в работе над песней.
Джем помогает сфокусироваться
Иногда может показаться, будто групповые джемы лишены какой-либо концентрации, однако если вы структурируете свои джемы, то увидите, насколько полезно это может быть для фокусировки. Например, после работы над тяжелым отрывком песни, можно организовывать короткий сеанс джема для того, чтобы все пришли в себя, расслабились и «перезагрузились» для дальнейший работы. Позже можно вновь вернуться к сложной части, и над ней будет уже гораздо легче работать после того, как вы выпустите пар, импровизируя. Как если вы заучиваете стихи, которые вам даются тяжело, затем ложитесь спать и наутро просыпаетесь и понимаете, что вы в состоянии прочесть все идеально — так же и здесь, джем — это отличный отдых для мозга и время для структуризации материала у вас в голове.
Джем помогает бороться со страхом сцены
Если вы джемите, то воспринимаете игру как некое приключение, и именно это помогает вам более расслабленно рисковать и не бояться делать ошибки. Это вовсе не значит, что вы автоматически начнете делать больше ошибок на сцене, но если вы рискуете на постоянной основе, то день за днем чувствуете себя более комфортно, играя на своем инструменте. А это приводит к уверенности в себе во время выступлений.
В конце концов, джемить весело
Не такая уж это и новость, но зачастую джем — это именно веселье, а не просто приятные чувства. Например, исследования в спорте показали, что те спортсмены, которые уделяют больше времени свободным тренировкам гораздо реже уходят «со сцены» или страдают от переутомления, чем те, которые посвящают все свое время работе над развитием навыков.
То же самое можно сказать и о музыкантах — у тех, кто уделяет больше времени музыкальному веселью во время репетиций, гораздо больше шансов остаться в деле на долгое время. Что касается групповых репетиций, то получение удовольствия, развлечение — это не такая уж и легкая вещь, как может показаться сначала. Особенно, если вы перфекционист.
Разумеется, репетиции не предназначены для того, чтобы перманентно развлекаться — нужно делать большое количество важной работы, так что нельзя джемить постоянно. Однако вы можете удивиться, насколько мягче будет идти эта важная работа и насколько более удовлетворительными будут результаты, если сначала вы устроите небольшую импровизационную сессию. Вовсе необязательно посвящать импровизациям половину репетиции — даже пяти минут свободного джема в начале каждой репетиции может быть достаточно для того, чтобы каждый почувствовал себя комфортно и был готов к продуктивной работе.
КАК НАУЧИТЬСЯ ДЖЕМИТЬ С КЕМ УГОДНО?
Возможно, вы привязаны к своему коллективу и никогда не играли больше ни с кем, кроме определенного круга людей. Или же занимаетесь сольными проектами. Однако для поддержания музыкального тонуса очень полезны джемы с другими музыкантами.
Один из самых сильных барьеров, удерживающих нас от того, чтобы просто взять и поиграть с другими людьми – это наши представления о том, что существует правильный и неправильный способы исполнения музыки. Подобное представление формируется благодаря многим разным факторам, но оно само по себе «неправильно». Почему это происходит:
— Вы учились в музыкальной школе/ВУЗе, и переоценили значение музыкальной теории, которая якобы диктует правила, которым необходимо следовать;
— Вы участвуете в коллективе, в котором люди постоянно критикуют вас;
— Вы в принципе окружены людьми, которые привыкли вас критиковать.
Эти факторы накладывают на вас тяжелое бремя постоянной самокритики, которое заставляет вас бояться сыграть что-то не так, как нужно. Проблема подобного образа мышления с ног на голову переворачивает фундаментальную природу и цель музыки, которая заключается в том, чтобы передавать то, что вы думаете и чувствуете.
Первое, что необходимо сделать – это найти способ заглушить свою или чужую критику у себя в голове и постараться начать доверять собственным ушам. Запомните, в любой музыкальной ситуации финальное решение остается именно за ними, и никогда – за чужим мнением. Это ваше собственное выражение мыслей и чувств, а не чей-то музыкальный вкус.
ВАЖНОСТЬ РИСКОВ
Чтобы найти то, что вам нравится слышать, нужно научиться брать на себя музыкальные риски и не бояться делать ошибок. Музыкальный джем не опасен ни для чьей жизни, не сулит никому болезней, от него не страдает ничья репутация или финансовое положение, поэтому слово «риск» здесь – это просто фигура речи. Многие крутые идеи рождаются именно из ошибок – на репетициях, во время сессий записи, концертов и других ситуаций, когда вам нужно исполнять музыку. И поскольку ошибки могут быть настолько ценными, лучше всего нарочно вводить себя в зоны риска:
— Сыграть тот аккорд, который «не предполагается» в конкретной песне;
— Играть случайный набор нот на вашем инструменте;
— Хотя бы иногда слушать альбомы с экспериментальной музыкой и пытаться понять ее структуру.
Чем больше вы будете практиковаться в этих «рисках», тем больше вероятность появления хороших идей. Не забывайте записывать свои джемы, чтобы вы всегда могли вспомнить идею и воспользоваться ей позже.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?
Конечно, прочтения этой статьи недостаточно для того, чтобы сразу схватить телефон и позвонить знакомому музыканту с предложением. Потренируйтесь немного в одиночестве. Запишите под метроном самую простую басовую партию (мы имеем в виду, ОЧЕНЬ простую) и играйте под нее. Это будет своеобразным джемом с самим собой. Также можно включить известную песню – но не из любимых. Возможно даже ту, которая вам не нравится, или в которой, как вам кажется, чего-то не хватает.
Разумеется, не нужно приходить на первую джем-сессию с полным отсутствием идей. Принесите с собой какие-то мелодии и риффы, ритмы – пусть у вас будет несколько заготовок. И убедитесь, что те или тот, с кем вы собираетесь встретиться, тоже принесут что-то с собой. Так вы сможете настроиться друг на друга и получить максимальное количество удовольствия и пользы.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Мир музыки: джем сейшн.
Мир музыки: джем сейшн
Дословно в переводе с английского jam session обозначает приятное времяпровождение. То есть это музыкальная сессия, действо, во время которого музыканты играют без каких-либо специальных для этого приготовлений или определенного соглашения.
Обычно джем сейшны происходят при встрече нескольких музыкальных коллективов на гастролях или на каком-то фестивале. После концерта музыканты собираются вместе, чтобы поимпровизировать, не загоняя себя в рамки определенного стиля. Так происходит знакомство между музыкантами на уровне дружеском – ведь происходит общение, а также на уровне профессиональном – ведь музыканты демонстрируют свое мастерство.
Слово джем более свободно может использоваться для обозначения любой импровизированной или вдохновленной части музыкального исполнения, в особенности в рок-музыке или джазе. Джем сейшн “не только вкусен, но и полезен” – мало того, что это приносит удовольствие каждому отдельно взятому музыканту, который участвует в сессии, но способствует также рождению на свет новых зарисовок, а то и целых композиций. Они могут идти на основе уже существующих песен и форм, а также согласованной ранее последовательности аккордов и партитуре, а могут быть полностью импровизацией.
Такие сессии варьируются от совсем свободных собраний музыкантов-любителей до целых искушенных импровизацией сессий звукозаписи для дальнейшей публикации. Но для публики джем сейшны проводятся редко, ведь основной смысл их не в этом.
В первый раз со словом джем в данном контексте встреча произошла примерно в 1929 году. Слово означало короткий, импровизированный пассаж, который исполнила вся группа. Пришел термин из джаза. В годы второй мировой войны джазовая сцена Нью-Йорка была знаменита своими джем сейшнами, имели место быть и регулярные собрания, как например в Плэйхаусе Минтона в 40-х и начале 50-х.
Джемы Минтона были приятным местом встречи музыкантов, а также помогали в становлении таких солистов, как Лестер Янг, Бен Уэбстер и других молодых джаз-музыкантов, ставших в дальнейшем лидерами бибоп направления, в таком числе был Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Монк Телониус. Джем сейшны этого клуба стали легендарными из-за соревновательного духа, при котором солисты изо всех сил старались сыграть на уровне группы, которая работала в клубе, и победить ее в импровизированных баталиях. Кстати, благодаря этим соревнованиям и зародился стиль бибоп с присущим ему быстрым темпом и виртуозностью импровизации.
Что касается рока, то джем сейшны стали обычным элементом этой ниши в 60-70-х годах. Такие группы, как The Grateful Dead, The Allman Brothers Band, The Jimi Hendrix Experience и Cream, стали частенько исполнять целые живые пьесы, зачастую продолжительностью более 15 минут.
«Сладкий» неологизм джем-сешн (jam session), давно уже позаимствованный на нужды куда более коммерчески-оправданных видов музыки, первоначально принадлежал исключительно джазу и джазменам, способным импровизировать и готовым на этой почве «сразиться» с другими импровизаторами, выясняя, кто сильнее (быстрее, выше, виртуозней, грамотней, интересней, эффектней, выносливее и т.д. — поставьте любые другие слова, способные подчёркнуть приоритет одного музыканта над другим).
В реальности, джем-сешн (сокращённо просто джем) является до сих пор акцией, в которой начинающие джазмены или студенты могут встретиться «в честном бою» с опытными импровизаторами. Молодым это даёт и опыт, и престиж, мастерам — развлечение, всем вместе — занятное времяпрепровождение…
В прошедшие же времена, когда гастролирующих джазовых музыкантов на родине джаза было неизмеримо больше, чем сейчас, они могли собраться на площадке места своих гастролей — после основной работы, концерта, чтобы развлечься, расслабиться и «посоревноваться», играя вместе без всякой совместной подготовки.
Обычно для джема выбираются темы из числа так называемых «стандартов», то есть популярных пьес с возможно необременительной, логичной гармонией. Наиболее универсальной и лёгкой формой для всех участников является, как водится, блюз в удобной тональности, в котором каждый солист может играть, так сказать, всё что угодно и чувствовать себя раскрепощённо и комфортабельно. Выбор темы блюза имеет формальное, второстепенное значение. Аккомпанирующие музыканты (контрабас, фортепиано…) обычно легко находят некий усреднённый вариант гармонии блюза, который может устроить всех.
Выбор пьесы в джеме обычно соответствует следующему критерию: музыканты не должны быть озабочены проблемой «борьбы» с замысловатой гармонической схемой. У них должна быть возможность показать свой лучший результат, играя свободно и раскованно, и гармония пьесы не должна им в этом никак препятствовать. Музыка должна быть достаточно популярной и знакомой всем и каждому.
Виртуозность, которую, по природе джем-сешнс, часто демонстрируют участники состязания, — это, в первую очередь, средство показать искусное владение инструментом, ваши технические возможности, вашу привлекательность и желание «переиграть» компаньона, особенно если он играет на том же инструменте, что и вы и выступает, таким образом, вашим прямым «конкурентом» в этом шоу. Не лишне бывает подумать и о том, чтобы своими виртуозными пассажами вызвать дополнительную порцию горячих аплодисментов публики…
Джем-сешн — это культура, идущая из времён бибопа, хардбопа или, говоря обобщённо — мэйнстрима, и в основном оставшаяся там… Действительно интересный джем-сешн, заслуживающий быть зафиксированным в записи, сегодня — большая редкость, ибо в новых поколениях музыкантов (в том числе и российских) во многом утрачены навыки адекватной коллективной и сольной игры в упомянутых стилях. Она, эта культура, никак не затрагивает более поздних явлений в джазе, когда и прямой ритм, и традиционная гармония, и простая форма были оттеснены на задний план новыми тенденциями, поисками новой выразительности, свежими тембрами, ритмами, разноголосицей смешения разных музыкальных стилей.
Сегодня концерты серьёзного современного джаза вряд ли могут, по природе вещей, включать в себя джем-сешн, ибо нет общих правил игры, нет общей стилевой «платформы», способной объединить разных возможных участников с целью получения художественно-убедительного результата.
Художник Philip Gaida о себе: