джейсон борн чем закончился
Просмотр фильма Джейсон Борн (2016). онлайн доступен в конце статьи
Хотел бы начать с того, что я не смотрел ни один из предыдущих фильмов о похождениях Джейсона Борна, поэтому о новой картине я не буду судить в контексте знаменитой франшизы. Знаете, в каком-то смысле это даже удобно, ведь перед сеансом я не был обременён мыслями о том, будет ли «Джейсон Борн» лучше или же хуже своих предшественников. Конечно, в фильме были связующие моменты с предыдущими частями, смысл которых мне приходилось додумывать, как говорится «на бегу». Но в целом фильм не предполагает обязательного просмотра предыдущих частей и является самостоятельной историей.
С самых первых кадров мир Джейсона Борна предстал передо мной мрачным и приземлённым: кулачные бои, невзрачные пейзажи, революционные демонстрации и полная грусти и бессмысленности гримаса Мэтта Дэймона, которую он в итоге пронесёт через фильм до самого финала, лишь изредка сменяя её подобием удивления или гневом. Похоже, что выращивать картошку на Марсе для него было куда более милым делом, нежели спасение мира. Не поймите меня неправильно, Дэймон очень убедительно справляется со своей ролью. Личная трагедия Борна, на мой скромный взгляд, полностью перекрывает весьма мнимую угрозу человечеству. Заговор ЦРУ- это лишь предлог. Поиск самого себя как личности, поиск своего места в жизни- вот истинный смысл истории Джейсона Борна. Лучший тайный агент во всём мире беспомощно мечется в лабиринте своих воспоминаний. И эта грустная, полная бессмысленности гримаса Мэтта Дэймона как нельзя лучше передаёт все эмоциональные тяготы главного героя и ту большую цену, которую он заплатил, чтобы стать Джейсоном Борном.
Итак, что же можно сказать о сюжете? Пожалуй, его можно описать одним ёмким словом «спецоперация». Да-да, фильм напоминает одну сплошную очень длинную местами нудную спецоперацию, которую изредка прерывают козни главного героя и бесконечные флешбэки. Причём расклад сил в этой спецоперации меняется пpaктически ежеминутно. Порой действующих лиц в этой спецоперации становится так много, что трудно разобраться, кто за кем охотиться. Наверняка можно сказать лишь то, что Джейсон Борн всегда на шаг впереди всех остальных. Местами кажется, что его фиаско неминуемо, но у него всегда находится туз в рукаве, и Джейсон непросто выходит из передряги самым умопомрачительным способом, который только можно придумать, но ещё и извлекает из этого выгоду.
Как я уже сказал, угроза, нависшая над человечеством, выглядит весьма надуманной. Закулисные игры, слежка за всеми людьми на планете- на первый взгляд всё это притянуто за уши и лишь создаёт истории необходимый негативный фон. Но тут в пору сказать пару слов о второстепенных персонажах, которые этот самый фон делают. Очень интересные роли достались Алисии Викандер и Томи Ли Джонсу. Джонс сыграл роль директора ЦРУ, а Викандер- главу одного из отделов этой же организации и по совместительству его протеже. Они оба ведут двойную игру. Причём каждый свою. И зачастую игра эта разворачивается отнюдь не на два фронта, а много больше. Их интриги постоянно обрастают новыми деталями. И надо признать, что героиня Викандер выглядит куда более смекалистой нежели её старший коллега. Закулисные игры этой парочки добавляют истории занимательные многоходовые повороты, которые наравне с личной драмой Джейсона Борна являются главным двигателем сюжета. Ну и не будем списывать со счетов Венсана Касселя, мотивы которого куда более бaнaльны.
Итак, после просмотра по большей части остались хорошие впечатления. Фильм не идеален, но, лично мне, он дал отличный стимул для знакомства с вселенной Борна. То что мир Джейсона стал для меня близким или родным я сказать не могу, но желание окунуться в него с головой и изучить подробней появилось совершенно точно.
.
.
Слишком круто для этой части Вселенной? Рецензия на фильм «Джейсон Борн»
В далеком 1980 году американский писатель Роберт Ладлэм написал «ответ» Яну Флемингу — роман «Идентификация Борна». Главный герой имел много общего со своим британским конкурентом, но немало и отличался от него. Здесь все на сто градусов серьезней, и при этом ситуации, в которые попадают главные и другие герои, максимально приближены к реальности.
Первый фильм о беспамятном экс-агенте ЦРУ вышел еще в 1980-х, но, разумеется, сегодня кинофраншиза о Джейсоне Борне знакома прежде всего по снятой с 2002 по 2007 год трилогии с Мэттом Дэймоном в главной роли. Картины пришлись публике по вкусу — вся эта суета с правительственными агентами, воспоминаниями о СТРАШНЫХ ТАЙНАХ и редкими, но смачными потасовками.
И вроде бы трилогия благополучно завершилась, события дошли до своего логического конца, однако в 2012-м Борна «воскресили» в очередном фильме франшизы. Кроме названия и литературной основы, он имел мало общего с предыдущими лентами и предсказуемо был обруган и оплеван фанатами. И вот настал 2016-й — год, когда все должно было вернуться на круги своя. В режиссерское кресло снова сел Пол Гринграсс, снимавший вторую и третью серии саги, а в шкуру экс-агента вернулся Мэтт Дэймон. Добавим сюда солидный бюджет в 120 миллионов долларов и благословение самой Universal Pictures. И все же смешать правильно хорошие ингредиенты не получилось.
Затрагивать сюжет «Джейсона Борна» абсолютно бессмысленно. Зрителям в который раз показывают «солянку» из правительственных игр с настоящими и бывшими спецагентами. Кто-то ведет двойную игру, кто-то — тройную. Все бегут, крадутся, подозревают друг друга и хитро щурят глаз. Сухая, пресная схема дает сбой только когда персонажи начинают молотить друг друга ногами, кулаками и подручными предметами, а также во время финальной погони, по старинке сочной и красочной, но жутко неправдоподобной.
Один из главных недостатков фильма — возведенная в абсолют пафосная серьезность всего, что здесь происходит. Герои бросают в камеру уставшие взгляды с томной поволокой. С каменным выражением лиц они рассказывают друг другу СТРАШНЫЕ ТАЙНЫ (на самом деле, просто скучные). С выражением вселенского пафоса рассуждают о предательстве, работе и прочих важных вещах. С грустью и тоской в голосе делятся информацией о перемещении противника (группы «альфа» и «бета», ага). Молча метелят один одного и грозятся отомстить. Походя Джейсон Борн с помощью других вспоминает какие-то банальности, подающиеся как откровение.
Тотальная серьезность сыграла с картиной злую шутку. То, что можно простить бондиане, здесь проверку не проходит. Ленты об агенте 007 тоже построены на разного рода несуразностях, но благодаря их легкой, зачастую юморной подаче все условности воспринимаются скорее как неотъемлемые атрибуты сериала.
«Джейсон Борн» не такой. Здесь все по-взрослому. Герои — слишком крутые, события — слишком значимые, взгляды — слишком честные. Нет, вся эта напыщенность и раздуваемые от важности щеки давно не воспринимаются так, как на это надеются создатели блокбастера. Получился обратный эффект, когда за счет искусственно нагнетаемой серьезности мозг подмечает недостатки, сводящие старания кинематографистов на нет.
Ко всему прочему новый «Джейсон Борн» крайне слаб драматургически. Все те ниточки взаимоотношений, которые сценаристы пытаются протянуть между героями, постоянно обрываются. Вот взять, например, Венсана Касселя, который носится по всему земному шарику и питает к Борну чуть ли не инфернальную ненависть. Главный герой вроде бы тоже ненавидит противника не меньше, чем Гитлера. Вот только истоки напряженных отношений между двумя персонажами поданы так слабо, что старательно изображаемая на экране вражда вызывает у зрителя скорее недоумение, чем понимание или хоть какое-нибудь сопереживание.
Совсем грустно смотреть на директора ЦРУ в исполнении Томми Ли Джонса. То ли актер совсем постарел, то ли голос ему в русскоязычном дубляже подобрали неудачный, то ли и то, и другое вместе, но роль злодея здесь ему не к лицу. По фильму видно, что из Роберта Дьюи должен был получиться этакий хитрый, жестокий, умудренный опытом паук, просчитывающий действия друзей и врагов на 10 шагов вперед. Однако вместо этого нам показывают дряблого дедушку, которому впору внучкам памперсы менять, а не строить козни мирового масштаба.
Маскирующийся под сложные материи «Джейсон Борн» на поверку оказался чрезвычайно простым и слабеньким продолжением франшизы. Следить за развитием событий неинтересно, а попытки сохранить хорошую мину при плохой игре не вызывают ничего, кроме зевоты. «Борниана» должна была закончиться на «классической» трилогии, но «мертвеца» почем зря растянули еще на две слабые серии. И нынешнюю премьеру не спасает даже задорная погоня, снятая в лучших традициях «старой школы», но тонущая в затянутом хронометраже абсурдных, банальных, пафосных и вторичных эпизодов.
Рецензия на фильм «Джейсон Борн»
Усталая, лишенная вдохновения и почти что без удачных экшен-сцен пятая картина из цикла о Джейсоне Борне
В то время как Джейсон Борн (Мэтт Деймон) прячется на задворках Европы, бывшая сотрудница ЦРУ Никки Парсонс (Джулия Стайлз) взламывает серверы управления и скачивает файлы совершенно секретных проектов, среди которых обнаруживаются как создавший Борна «Тредстоун», так и новаторский «Айрон Хэнд», дающий ЦРУ контроль над социальными медиа. Глава ЦРУ Роберт Дьюи (Томми Ли Джонс) и начальница кибер-подразделения Хезер Ли (Алисия Викандер) немедленно организуют охоту на Парсонс. Они надеются, что женщина приведет их к Борну. Когда это в самом деле происходит, Борн узнает из досье «Тредстоуна», что его отец был тесно связан с проектом.
Кадр из фильма «Джейсон Борн»
Когда в начале 2000-х режиссеры Даг Лайман и Пол Гринграсс превратили героя книг Роберта Ладлэма в персонажа шпионских блокбастеров, они создали анти-Бонда. Джейсон Борн не пил, не заигрывал с женщинами, не шутил, не одевался как франт, не пользовался изощренными гаджетами, не служил правительству и сражался не с террористами, а с сорвавшимися с цепи функционерами ЦРУ. На фоне тогдашнего кризиса «бондианы» такой суперагент казался глотком свежего воздуха, и фильмы о Борне пользовались большой популярностью. Однако проницательным наблюдателям было очевидно, что герой с таким количеством «не» очень быстро себя исчерпает. Центральный персонаж многолетнего хитового цикла должен быть яркой, разносторонней личностью, а не молчаливой машиной смерти без страха и упрека.
Кадр из фильма «Джейсон Борн»
Видимо, понимала это и студия Universal, которая смирилась с тем, что Мэтт Деймон отказался сниматься в четвертой картине цикла, и выпустила «Эволюцию Борна» с новым ведущим актером и новым центральным персонажем. Но Джереми Реннер в роли Аарона Кросса не был принят на ура, и в пятой картине студия вернула Деймона в кадр, а Гринграсса – в режиссерское кресло.
Кадр из фильма «Джейсон Борн»
Если вы знаете, как выглядит кино, которое вымучивают ради больших гонораров, то вы сразу поймете, как создавался «Джейсон Борн». Усталость и отсутствие вдохновения встречают зрителей еще до входа в зрительный зал. Ну что это за название – «Джейсон Борн»? Впрочем, надо признать, что оно точно передает суть постановки за 120 миллионов долларов. Джейсон Борн действительно в кадре, и он в самом деле является основным персонажем. Вы хотите чего-то еще? Простите, название обещает только Борна. За всем остальным обращайтесь в другие фильмы.
Кадр из фильма «Джейсон Борн»
Конечно, мы утрируем. Но лишь немного. Вместо нового захватывающего сюжета «Джейсон Борн» предлагает слабое повторение прошлых историй о противостоянии Борна с высокопоставленными цэрэушниками. Детективная интрига в «Борне» отсутствует напрочь (если вы смотрите шпионское кино, вы мгновенно догадаетесь, куда картина клонит), очевидные сценарные ляпы не хочется перечислять лишь потому, что фильм явно не рассчитан на вдумчивых зрителей… Ну, а поскольку Борн – принципиально ограниченный персонаж, то в ленте нет ни шуток, ни романтических сцен, ни гламурных моментов. Весь «Джейсон Борн» – это смурная игра в кошки-мышки, в ходе которой Борн пробирается из Афин в Лас-Вегас, чтобы посчитаться с главой ЦРУ.
Кадр из фильма «Джейсон Борн»
Кадр из фильма «Джейсон Борн»
Экранная температура поднимается, лишь когда в кадре появляется безымянный Спец – безжалостный киллер ЦРУ в исполнении Венсана Касселя, у которого с Борном личные счеты. Спец – единственный, кто может продержаться против Борна дольше секунды, но у них лишь одна прямая стычка в самом конце фильма. Ее предваряет довольно эффектная погоня по улицам Лас-Вегаса, во время которой Спец рулит полицейским броневиком и сносит все на своем пути. Кроме этих нескольких минут (погоня плюс драка), в фильме смотреть нечего, и вы немного потеряете, если придете в зал к концу сеанса. В принципе, еще можно отметить погоню по улицам Афин в начале картины, но это лишь аперитив, а не основное блюдо.
Кадр из фильма «Джейсон Борн»
Также имейте в виду, что фирменные для Гринграсса съемки «болтающейся» ручной камерой и агрессивный монтаж не лучшим образом подают боевые сцены. Половину времени вы будете пытаться понять, что только что произошло. Хотя «Джейсон Борн» в этом отношении куда внятнее, чем недавний «Стартрек: Бесконечность», где монтаж и съемка просто похоронили несколько экшен-эпизодов.
Если бы «Джейсон Борн» был компактным полуторачасовым фильмом, ему можно было бы натянуть «тройку» за энергичный саундтрек, известные лица в кадре и формальное соответствие требованиям к шпионскому кино (динамичное действие, частая смена декораций, война агента-одиночки против могущественной организации). Но размашистая двухчасовая картина с минимальным экшен-КПД и без юмора, сексапила и интригующего сюжета на положительную оценку рассчитывать не может.
Джейсон борн чем закончился
К струнам души фильм не тянется абсолютно – человеческого и эмоционально заземляющего тут мало, поэтому сочувствовать персонажам сложно.
Томми Ли Джонс и Алисия Викандер никогда не выглядели настолько скучно и блекло.
Им нечего играть, у них нет эмоций, нет личных качеств, это просто очередные правительственные агенты из коробки с правительственными агентами – кто-то заигрался в Бога, кто-то мечтает о карьерном росте, но все они похожи друг на друга больше чем кто-либо из них – на живого человека. Это говорящая мебель.
Если первый фильм представлял собой более-менее свежий подход к шпионскому шаблону – у нас тут супермен с амнезией, который озабочен лишь получением ответов о том, кто он такой и почему умеет все эти вещи – то после того, как Борн вспомнил и оклемался, он стал просто скучной версией Бонда, который круто дерется, гоняется и шпионит, но он уже снова стал частью системы, потеряв очарование юнца, который валит кучу народа за пару секунд и офигивает от того, что это сделал.
Если же отставить в сторону тот факт, что Борн – это мозговая кость, из которой пытаются в пятый раз сварить суп, и в которой уже не осталось совсем ничего нового и интересного, и посмотреть на то, как новая картина исполняет свою затасканную программу, то фильм есть за что похвалить.
В первую очередь, мне очень импонирует приземленность и реалистичность происходящего. Продуманность сцен, умные и реально клевые штуки, которые придумывает Борн на ходу, действительно помогают поверить в то, что перед нами спец высочайшего уровня. Да, временами фильм все равно наступает в бредовое «нажмите кнопку и дайте резкость на кадре, на котором ее не было» (привет штамп «Zoom and enchance!», когда же ты сдохнешь) или изображает конференцию компании типа Apple/Facebook максимально неадекватным и неубедительным образом.
И все же, бреда тут явно меньше, чем в любом Бонде или «Миссия: невыполнима», а ощущения реализма и детальной проработки сцен – больше.
Вся сцена в Греции, бунт, погоня сделаны отлично. Они работают даже на эмоциональном уровне, за героев переживаешь, им сочувствуешь, погоня заставляет стискивать подлокотники кресла – все, как надо. Жаль, дальше фильм теряет накал, и финальная погоня смотрится настолько затянуто и неинтересно, что заставляет поглядывать на часы, думать о своем и вообще – вываливаться из фильма.
Драки с эпилептичной камерой как вызывали у меня угрюмый фейспалм, так и вызывают. Зачем раскачивать мышцы Дэймона и ставить неплохую драку, если снимать ее будет пьяный Вася на смартфон? Васю трясет, он не может навезти резкость, не особо понимает, куда направлять камеру и как не совать ее в лицо.
Обычно трясогузка камеры обозначает одно – снимаемое настолько паршиво, что его надо маскировать. Трясем камерой – нихрена непонятно, но и не видно, что борода – из ваты, а руками актеры машут в метре друг от друга. Здесь трясущаяся камера и рваный монтаж – вроде как фишка франшизы, типа динамика, типа экшен. Результат тот же – непонятно нихрена, мельтешение, хруст, бесполезные крупные планы, 15 монтажных склеек в секунду.
Это не сцена, а конструктор «собери в голове из этих мутных лоскутов представление о том, что произошло». Мыслительный эксперимент. Два Джеки Чана перед едой в течение недели нужно принимать после такого, чтобы смыть этот калейдоскоп и тошноту от него. Теперь я понимаю, от чего выворачивало китайцев на 3D-сеансах.
В итоге, фильм вышел крепким середняком. Ноль нового, свежего и смелого, упоротая убежденность в том, что фильм может состоять из трех компонентов, а многогранность и разнообразие – это для лохов. Эти классические для франшизы компоненты смотрятся очень затаскано, но выполнены на должном уровне, поэтому заскучать фильм почти не дает.
В общем, все «Борновское» этот Борн делает достойно, поэтому фанаты франшизы могут спокойно идти в кино и получить свою дозу людей у мониторов, копания в прошлом, хрустящего обезоруживания и погонь.
Пусть эта часть вряд ли станет любимой во франшизе, но она свое отработала. Достаточно ли для вас такой программы минимум – решайте сами.
«Джейсон Борн»: Мэтт Деймон снова бегает от ЦРУ
Станислав Зельвенский — о возвращении Борна, которому вовсе не обязательно было возвращаться.
Пока слегка поседевший, но поддерживающий форму Джейсон Борн (Мэтт Деймон) зарабатывает боями без правил на греко-албанской границе, его бывшая коллега Парсонс (Джулия Стайлз) приезжает в кружок исландских хакеров, быстро взламывает оттуда сервер ЦРУ и похищает самые суперсекретные данные о всех самых суперсекретных проектах, удачно сложенные в одну папку.
За взломом взволнованно наблюдают директор ЦРУ (Томми Ли Джонс) и амбициозная начальница службы кибербезопасности (Алисия Викандер), которые как-то сразу понимают, что сейчас вернется и Борн, и выписывают из Рима безымянного суперубийцу (Венсан Кассель), у которого с Джейсоном личные счеты: не досмотрев матч серии А по телику и пристрелив наверняка неспроста связанного человека в ванной, он спешит в Грецию.
Казалось, что одна из самых успешных экшен-франшиз нулевых была окончательно похоронена «Эволюцией Борна», где Борн остался только в названии, но не тут-то было: спустя почти десять лет вернулись и Мэтт Деймон, и англичанин Пол Гринграсс, поставивший вторую и третью части и ответственный за тот квазидокументальный стиль, с которым теперь «Борн» неизменно ассоциируется. При этом, что не менее важно, исчез Тони Гилрой — бессменный сценарист всех четырех фильмов и режиссер «Эволюции». Сценарий же вместе с Гринграссом написал его постоянный монтажер; деталь, учитывая, что монтаж у Гринграсса вообще самое главное, слишком красноречивая, чтобы ее не упомянуть.
К Гилрою могут быть свои вопросы, но он превосходный автор для шпионского и политического кино — все недоговаривают, десять интриг разворачиваются одновременно, и надо находиться в тонусе, просто чтобы понять, что к чему: зритель все время чувствует себя чуть глупее сценариста, но это приятное чувство, какой-то постоянный вызов. На подавляющем большинстве экшен-фильмов ситуация, прямо скажем, обратная — и вот теперь к ним присоединился и «Борн». Формально все примерно как раньше: ЦРУ за три секунды подключается к любой камере на свете, находит Борна в очередном городе (Афины, Берлин, Лондон, Лас-Вегас), посылает людей в костюмах и с наушниками, Борн их бьет и убегает. Но техническая абсурдность происходящего, очевидная даже профану — все эти бесконечные «в этой комнате есть телефон — через мгновение я подсоединюсь и сотру через него все файлы с компьютера», —никогда не выглядела настолько нелепо. В длинном ряду сотрудниц ЦРУ, с интересом следящих за Борном, никогда еще не было такого нескладного, вызывающе неправдоподобного персонажа, как героиня Викандер (которая в отместку довольно скверно вдруг играет). Среди врагов Борна никогда не было такого карикатурного киллера, как Кассель, который убивает вообще всех, кто приближается к нему на метр. Директора ЦРУ — Джонс, надо признать, очарователен — никогда не задумывали таких прямолинейных и, по-другому не сказать, идиотских злодеяний, как здесь ближе к концу.
При этом Гринграсс трогательно пытается быть актуальным: Сноуден только упоминается через слово, зато действуют мини-Ассанж и, самое смешное, фальшивый Цукерберг — его играет Риз Ахмед, звезда сериала «Однажды ночью» (к слову, появляется и сержант Бокс). Сразу же выясняется, что его соцсеть с 1,5 млрд пользователей изначально финансировалась ЦРУ. И теперь агентство хочет полный доступ к частной информации — вот уж хитроумная свежая интрига. Планы ЦРУ его сотрудник в какой-то момент описывает так: «Следить за всеми все время». Даже в бондиане, кажется, принято выражаться туманнее.
Физические кондиции «Борна» на месте — истеричная камера и вроде бы столь же истеричный, а на самом деле, разумеется, фантастически хладнокровный монтаж: две длинные погони, в Афинах на фоне протестов (еще одна, но совсем уж холостая, экскурсия в газетные заголовки) и в Лас-Вегасе, сделаны выдающимся образом. Но для такого рода развлечений есть, например, сериал «Форсаж». А в голове и в сердце у этого «Борна» и этого Борна уже абсолютно пусто. Визжат тормоза, люди напряженно вглядываются в мониторы, герой пытается выяснить какие-то очередные подробности про свое прошлое, которые не интересны ни ему, ни нам. Сидеть два часа, чтобы послушать песенку Моби, — чересчур щедрая трата времени.