джины и шайтаны чем отличаются
Виды джиннов и шайтанов
Прежде всего необходимо знать, что перечислять имена джиннов или шайтанов (дьяволов), говорить об их промыслах, видах и формах существования, даже просто произносить их имена – очень нежелательное действие. Одно только произнесение их имён может повредить человеку. Поэтому мы даём ограниченные сведения о них, чтобы люди имели общее представление о том, насколько велик вред, наносимый джиннами и шайтанами, чтобы знали, как предостеречь себя и своих близких от их вреда. Лучше будет не говорить о них, их проделках и кознях и никогда не произносить их имён, названий и т. д.
Виды джиннов:
Аль-Амиру – джинны, которые на невидимом уровне пребывают с людьми в их домах. В основном они не вредят людям, за редким исключением. Но те из них, которые пребывают в санузлах (ванная, туалет), – это будут шайтаны (дьяволы). Поэтому нам велено произносить «а’узубилляh» (славословие-оберег от колдовства и одоления бесами, джиннами) перед вхождением в туалет. Произнесение «а’узубилляhи мина шайтани рраджим» защищает человека от их вреда.
Аль-Карину – джинн, сопровождающий человека пожизненно, с его рождения и до смерти (другими словами – рождённый с человеком и приставленный к нему пожизненно). Он внушает плохие мысли, заставляет совершать дурные поступки, вызывает постоянные сомнения (васвасы разного рода), приводящие человека ко многим грехам и плохому исходу дел. Его промысел – наущение дурному и отвращение человека от хорошего, дозволенного.
Аль-Мариду – джинны с огромными телами, можно сказать, джинны-гиганты.
Умёму-Сибъян. Данный вид джиннов становится преградой для зачатия у женщин (он способен вызвать бесплодие). Кроме того, он умерщвляет детей, не достигших семилетнего возраста, вносит раздор в семью, вызывает фитну между мужем и женой. Этот тип также облизывает немытые грязные рты детей, вызывает у них рвоту, ослабляет их, наводит на них различные болезни.
Аль-Гавлу (Гилан) – в переводе с арабского означает «проявляющаяся в ночи». Он сопровождает человека, вышедшего в сафар (любая поездка) в одиночку. Он также появляется возле людей одиноких (у которых нет семьи, детей). Его промысел – нагнетание страха человеку в пути (в любой дороге, поездке), устрашение его, причинение разного рода вреда, препятствий в дороге, будь это сбивание с пути (наущая неправильную дорогу) или что-либо другое. В результате действий джиннов этого типа человек попадает в непредвиденные неприятные ситуации, хитросплетения и сихр. Однажды у Пророка ﷺ спросили: «Что представляет собой джинн аль-Гилан?» Пророк ﷺ ответил, что это джинн, работающий над сихром (то есть занимающийся сихром, уловками).
Ас-Сулат, Ад-Далгаб, Аш-Шик – джиннов очень много, не будем всех их перечислять и остановимся на этом.
Виды шайтанов (дьяволов):
Небольшая информация о видах шайтанов:
Ханзаб – досаждающий человеку во время намаза, вызывающий всякого рода васвасы – внося и вселяя сомнения, путаницу и неуверенность в сердце человека насчёт того, что касается намаза.
Гаффаф – наносит человеку вред, пугает его, может появиться в образе страшных животных.
Залнабур – пребывающий на рынках, в торговых точках, работает над обманом и одурачиванием покупателей. Его промысел – хитрить и лукавить во время торговли, заставлять продавца обсчитывать покупателя, восхвалять товар, скрывая имеющиеся недостатки.
Валлгаа – настигает человека во время совершения омовения, внушая сомнения в ритуалах.
Сабар – усиливает гнев, злобу тех, кого постигла какая-либо беда; заставляет человека царапать лицо, кричать, срывать одежду и т. д., насылает на человека тяжесть его положения, нагнетает обстановку.
Агвар – приводит человека к зина (прелюбодеянию). Это шайтан, работающий над блудом и половым распутством людей.
Даасим – разводит фитну и раздоры в семье.
Матриш – работает над распространением ложных слухов.
Даггар – вызывает ночные кошмары и пугает людей во время сна.
Тамрих – отвлекает людей от их обязанностей.
Миклас – притягивает человека к азартным играм, преподносит их в красочном, азартном виде.
Валагам, Ажда, Авар и многие другие, их много, мы намеренно не говорим обо всех, так как это очень нежелательно. Для того чтобы иметь общее представление о вреде, наносимом джиннами и шайтанами человеку, вышесказанного вполне достаточно.
Из книги «Сады здоровья» Мухаммадхабиба Будунова
Перевод Халимат Магомедовой
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Кто такой шайтан? В чём отличие между джиннами и шайтанами?
Всевышний Аллах относительно джиннов ниспослал в Коране целую суру, которая имеет соответствующее название. Нет никаких сомнений, что их существование является истиной, в которой должен быть убежден каждый мусульманин.
Некоторые заблудшие полагают, что джинны — это некая злая сила, а поэтому они не имеют своей сущности. Подобное мнение является явным заблуждением, поскольку Аллах сказал в Коране:
وَالْجَانَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ
«А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (15:27)
Из аята понимается, что джинны являются творениями Аллаха, которые имеют свою сущность и живут своей жизнью. Это подтверждается и историей об Иблисе, который был одним из джиннов.
Уместно также упомянуть об отличии шайтанов и джиннов. Некоторые люди путают эти понятия, что не является правильным.
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا
«Так Мы определили для каждого пророка врагов — шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6:112)
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
«…от зла искусителя отступающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей» (114:4-6)
Из этих аятов мы понимаем, что шайтанами могут быть как люди, так и джинны, а объединяет их неверие и ослушание Аллаха.
Слово шайтан также применяется в арабском языке и к непокорным животным, которые ослушаются своего хозяина. Поэтому неправильно называть всех джиннов шайтанами, по причине того, что среди джиннов есть и покорные Аллаху мусульмане. Так, Аллах говорит в Коране, приводя слова джиннов о самих себе:
وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ
«Среди нас есть праведные и те, которые ниже этого» (72:11)
قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِّنَ الْجِنِّ فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآنًا عَجَبًا
هْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَن نُّشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَدًا
«Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: “Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу”»» (72:1-2)
Поэтому не всякий джинн является шайтаном, как и не всякий шайтан является джинном. На это нужно обращать внимание!
Отличие шайтана от джинна
Aug 18, 2015 · 8 min read
[1/6] Вопрос: «Какая разница между шайтаном и джинном?».
Ответ: «Шайтаны из числа джиннов — это непокорные и худшие из них (распространяющие нечестие и зло). Так же как шайтаны из числа людей — это непокорные и худшие из них (желающие нечестия и зла).
Поэтому среди джиннов и людей есть шайтаны — непокорные и худшие среди них, из числа неверующих нечестивцев. К тому же среди джиннов, так же как и среди людей, есть мусульмане — лучшие и добрые джинны и люди.
Всевышний Аллах сказа л : «Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов — шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы Твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» («аль-Ан’ам»: 112).
Согласно мнению некоторых ученых, Шайтан — это праотец джиннов, который ослушался своего Господа, из-за гордости отказавшись поклониться Адаму.
Аллах изгнал его (из Рая) и отдалил от Своей милости.
По мнению других ученых, Шайтан — из среды одной из групп ангелов, которых называют «джиннами». Он возгордился поклониться (Адаму), и Аллах изгнал его и отдалил от Своей милости. После чего он стал предводителем для каждого зловредного и скверного, а также для каждого неверующего и беззаконника.
Продолжение, ин шаа Аллах, следует
Отличие шайтана от джинна
«Если я намереваюсь в сердце совершить доброе дело, знает ли об этом шайтан и пытается ли он помешать этому?».
Ответ: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что шайтан побуждает человека к злу и призывает его к нему. К тому же шайтан знает и осведомлен, согласно предоставленной Аллахом способности, — о хороших и плохих делал, которые раб хочет и намеревается совершить.
Ангел же побуждает человека к добру и призывает его к нему. Аллах предоставил им эту способность. То есть, наделил ею двух спутников: из числа джиннов и из числа ангелов. И даже с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, находился шайтан, спутник из числа джиннов, как говорилось в вышеприведенном хадисе.
С каждым человеком находится спутник из ангелов и спутник из джиннов. Верующий же одолевает шайтана при помощи проявления покорности Аллаху и стойкости в Его религии. Он принижает шайтана до такой степени, что тот стает слабым, и уже не может воспрепятствовать верующему совершить добро или вовлечь его во зло, кроме как по воле Аллаха. А грешник посредством ослушания и греховных поступков помогает своему шайтану, так что у того появляется возможность содействовать ему в порочных делах, побуждать к ним и удерживать его от добра.
Причем ему необходимо стараться всеми силами помочь своему ангелу на пути покорности Аллаху и Его Посланнику, в соблюдении велений Пречистого и Всевышнего Аллаха» («Маджмуа аль-фатава Ибн База», 9/370).
Отличие шайтана от джинна
«Правда ли, что с каждым человеком находится джин и ангел?»
С каждым человеком находится шайтан и ангел, как сообщил Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «С каждым из вас находится спутник из джиннов и спутник из ангелов». Кто-то спросил: «И даже с тобой, Посланник Аллаха?». Он ответил: «И даже со мной. Только Аллах помог мне одолеть его, он принял Ислам и побуждает меня лишь к благим (поступкам)» («Маджмуа аль-фатава Ибн База», 9/369)».
Отличие шайтана от джинна
«Есть ли джинны мусульмане, которые выполняют указания людей мусульман, подобно тому, как они исполняли работу, порученную Сулейманом, мир ему? И если джинны могут содействовать человеку, то почему джинны мусульмане не помогают мусульманам из числа людей в войне против неверных, в передаче их тайн и в стремлении к победе Ислама? И если в действительности такое происходит, то есть ли какие-то реальные примеры этому?».
Ответ: «Джинны мусульмане побуждают своих братьев джиннов к покорности Аллаху и Его посланнику, подобно людям. А в некоторых ситуациях их побуждают люди, возможно даже сами не зная этого. Например, во время обучения (шариата) или напоминания, люди могут побуждать джиннов к проявлению покорности Аллаху и Его Посланнику. Джин может посещать религиозные уроки людей в мечетях и других местах, и получать из них пользу.
Причем люди также могут слышать от них полезные слова. К примеру, джинны могут будить их на молитву, обращать их внимание на пагубные и полезные для них вещи. Все это происходит, хоть даже они не принимают облик перед людьми.
Иногда джинн предстает перед человеком в каком-либо облике, чтобы указать ему на добро либо зло. Такое случается, но только редко. Чаще всего они не появляются перед человеком, хоть он и слышит иногда их голос. К примеру, они будят его на молитву или сообщают некоторые новости.
Следовательно, верующие джинны помогают верующим (людям), даже если они этого не знают. К тому же эти джинны желают им лишь добра. Так же и верующие люди желают своим верующим братьям джиннам только добра и просят Аллаха, чтобы Он даровал им блага.
Верующие джинны могут посещать религиозные уроки. Им нравится слушать Коран и лекции (на шариатские темы), как уже затрагивалось раньше. Время от времени, в некоторых местностях, они посещают религиозные уроки людей, извлекая при этом из них пользу. Все это реальность и хорошо известная действительность. Об этом говорили многие ученые, которым звонили джинны и спрашивали о шариатских вопросах. Они сообщали им, что посещают их религиозные уроки. Все это хорошо известно. И да поможет Аллах» («Маджмуа аль-фатава Ибн База», 9/372).
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву[1], а после того как (в конце её) он произнёс слова таслима, его спросили: “О посланник Аллаха, разве с молитвой что-нибудь произошло?”[2] Он сказал: “А в чём дело?” (Люди) сказали: “Ты молился так-то и так-то[3]”. Тогда он преклонил колени, обратился к кибле, совершил два земных поклона и (снова) произнёс после них слова таслима, a когда повернулся к нам, сказал: “Поистине, если бы с молитвой что-нибудь произошло, я обязательно сообщил бы вам об этом, но я ведь такой же человек, как и вы, и забываю подобно вам. Если я забуду (снова), напомните мне, если же кто-нибудь из вас станет испытывать сомнения относительно своей молитвы[4], пусть стремится к правильному[5] и завершит свою молитву, (исходя из этого,) потом произнесёт слова таслима, а потом совершит два (дополнительных) земных поклона[6]”». См. также хадисы №№404, 1226, 6671 и 7249. Этот хадис передали аль-Бухари 401, Муслим 572, Абу Дауд. 1020, ан-Насаи 3/28 и Ибн Маджах 1211.
[1] Ибрахим, передававший этот хадис со слов ‘Алькъамы, который слышал его от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не знаю, увеличил он эту молитву или уменьшил*».
[2] Люди хотели узнать, не было ли во время молитвы ниспослано новое откровение относительно изменения количества рак’атов.
[3] То есть вместо положенного количества ракатов ты совершил их столько-то.
[4] Иначе говоря, если кто-нибудь забудет, сколько ракатов он совершил, или будет испытывать неуверенность относительно других элементов молитвы.
[5] Tак, например, если человек не уверен, сколько ракатов он совершил − три или четыре, пусть исходит из того, что было совершено три раката.
[6] В качестве искупления за невнимательность /сахв/.
Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Мои желания) совпали с (волей) моего Господа в трёх (случаях. Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?” − после чего был ниспослан айат(, в котором говорилось): “Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы”.[1] (Что касается) айата о покрывале, то (однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, не повелишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!” − после чего был ниспослан айат о покрывале[2]. (Третий случай связан с тем, что однажды всех) жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, охватила ревность к нему, и я сказал им: “Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас жён лучше вас”, а потом этот айат был ниспослан (свыше)[3]». См. также хадисы №№4483, 4790 и 4916. Этот хадис передал аль-Бухари 402.
Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, очищая им свои души, повинуйтесь вашим правителям и вы войдёте в рай вашего Господа”». Этот хадис передали ат-Тирмизи 616, Ибн Хиббан 4563, аль-Хаким 1/52 со слов Абу Умамы.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 109, «Мишкат аль-масабих» 571, «Сильсиля ас-сахиха» 867.
Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь во время прощального паломничества,[7] сказал: “Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, очищая им свои души, повинуйтесь вашим правителям и вы войдёте в рай вашего Господа”». Этот хадис передали Ахмад 5/251, Абу Дауд 1955, Ибн Хиббан 4563, аль-Хаким 1/52, ат-Тирмизи 616, который сказал: “Хороший достоверный хадис”.
Сура 2 Корова аят 125: Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц. 33 Сура Сонмы аят 59 О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный.66 Сура Запрещение Ат-Тахрим аят 5 Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами.
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком[2] в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным». Этот хадис передали Ахмад 3/323, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 483 и Муслим 2578.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 102.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Остерегайтесь совершения двух поступков, навлекающих проклятие!» (Люди) спросили: «Что это за поступки о посланник Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Это когда кто-либо испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)». Этот хадис передали Ахмад 2/372, Муслим 269, Ибн Хиббан 1415, Ибн Хузайма 66, аль-Хаким 1/273, аль-Байхакъи 1/97, Абу Я’ля 6483.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 110, «аль-Ирваъ» 1/100, «Сильсиля ас-Сахиха» 5/459, «Мишкат аль-масабих» 339, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 145.
Могут ли джинны навредить людям?
Джинны – это создания, которых Всевышний создал из огня. То есть они такие же создания, как и люди, только сотворенные из огня. Если они неверные, то они шайтаны, если же правоверные – то джинны-мусульмане. Джины, как и люди, живут на земле, преимущественно в горах, в воде и норах.
Джинны способны менять свой облик, превращаться во что угодно, проходить сквозь стены и становиться невидимыми. Среди верующих джинов тоже есть как хорошие, так и плохие.
Джинны, как и люди, оставляют потомство и умирают. Что же касается шайтанов, то есть иблиса и его потомства, то они рождаются, но не умирают до Конца света. Потом они погибнут все сразу.
С момента наступления времени вечернего намаза, то есть от захода солнца, они начинают бродить по улицам, поэтому с наступлением времени вечерней молитвы желательно, чтобы дети находились дома, дабы джинны им не навредили. Об их существовании говорится и в самом Коране. В Коране имеется целая сура, которая называется «Джинны».
Причастность джиннов к одержимости некоторых людей общеизвестна, ибо имелись многочисленные случаи такого рода. Об этом свидетельствуют аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Всевышний Аллах в Коране говорит:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ
«Те, которые пожирают лихву (риба), восстанут в Судный день, как восстает тот, кто одержим шайтаном от его прикосновения». (сура Аль-Бакара, 275)
От Аль-Ата ибн Абу Рабаха (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Однажды Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) спросил меня: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?» Я ответил: «Да, конечно!». Он сказал: «Вот эта чернокожая женщина в своё время пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы падучей (одержимость джиннами), и из-за этого я обнажаюсь, обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. В ответ ей он сказал: “Если хочешь, терпи, и тогда тебя ожидает рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя”. Она сказала: “Я буду терпеть”, а потом добавила: “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к Аллаху с такой мольбой за неё». (Бухари, Муслим)
Из вышеприведенного мы узнали, что джинны, в принципе, могут навредить человеку, его здоровью, психике и т.п. Но в основном неверующие джинны (шайтаны) заняты наущениями разного рода, которыми они отвлекают человека от поклонения Всевышнему Аллаху и выполнения предписаний религии.
В хадисе, переданном Имамом Бухари от жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Сафиййи (да будет доволен ею Аллах), сообщается:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الإِنْسَانِ مَجْرَى الدَّمِ، وَإِنِّي خَشِيتُ أَنْ يُلْقِيَ فِي أَنْفُسِكُمَا شَيْئًا
«Поистине, шайтан (проникает в человека и) в теле человека передвигается, подобно крови распространяясь в нём повсюду, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что-нибудь (дурное)». (Бухари)
Однако джинны ни в коем случае не могут навредить человеку, если Всевышний Аллах им этого не позволит, потому что ни люди, ни джинны (шайтаны) не вредят (не могут вредить никому), кроме как с позволения Всевышнего Аллаха. Поэтому нам подобает защищаться от них, прибегая к помощи Всевышнего Аллаха, ибо Он является создателем и людей, и джиннов, и всего сущего. Самым лучшим способом защиты от них будет частое произнесение по каждому соответствующему случаю известных слов:
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم
«А’узу би-Ллахи мина шшайтани рраджим» – «Я прибегаю к защите у Аллаха от проклятого шайтана». Произносить их следует в хузуре, мысленно обращаясь к Аллаху за защитой от всех этих напастей.
Известно, что тот, у кого достаточно сил и способностей, не нуждается в помощи других для победы над врагом, а кто лишен этого, тот вынужден обращаться за помощью. Поэтому человек, произнося «А’узу би-Ллахи…», обращается к Аллаху с просьбой о защите, зная, что сам не в силах защитить себя от шайтана, кроме как с помощью Аллаха, и признавая свою слабость и бессилие.
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
ДЖИННЫ
Unagdomed
Administrator
Множество культурных источников свидетельствуют о том, что арабы с давних пор, еще до появления Корана, верили в существование незримых существ, или джиннов. Слово «джинн» является производным от арабского «джанна», что означает «спрятать», «скрыть», «сделать неясным». «Джиннами» называются существа скрытые, недоступные для восприятия органами чувств человека. Противоположным по значению является арабское слово «инс», буквально – «род человеческий». Уже здесь, на языковом уровне, подчеркивается сущностное различие существ из огня (джиннов) и существ из плоти и крови (людей).
К джиннам в широком смысле слова относятся ангелы, шайтаны и собственно джинны:
АНГЕЛЫ – добродетельные создания из света. Они не совершают греха, не вводят человека в заблуждение и подчиняются повелениям Аллаха.
ШАЙТАНЫ (или дьяволы) – существа, вводящие человека в заблуждение и направляющие его к совершению зла. Они имеют ту же природу, что и джинны (в узком смысле этого слова).
ДЖИННЫ находятся между ангелами и шайтанами. Им свойственны как добродетели, так и пороки. Они созданы Аллахом из чистого огня.
Джиннам посвящена целая сура Корана – «Аль–Джинн». В других сурах мы также встречаем множество разъяснений, касающихся их природы. Так, в суре «Ар-Рахман» сказано:
«И создал джиннов из чистого огня».
В суре «Аль-Хиджр» мы видим сравнение джиннов с человеком:
«Воистину, Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме. А до того [Мы сотворили] джиннов из палящего огня».
Среди джиннов есть мужчины и женщины, они рождаются и умирают, но живут гораздо дольше людей. Джинны делятся на разные группы: большинство из них неверующие, но есть среди джиннов и праведные мусульмане. В суре «АльДжинн» об этом сказано так:
«Среди нас есть и праведные, и неправедные- и мы следовали разными путями. Мы знали, что мы не умалили силы Аллаха на земле и не спасемся от Него бегством. Когда же мы услышали [призыв] к истинному пути (т.е. Коран), то уверовали в него. А тому, кто верует в Господа своего, нечего бояться ни ущерба [себе], ни притеснения. Среди нас есть и мусульмане, и отступившиеся [от Ислама]. Те, кто покорны [Аллаху], встали на прямой путь. А отступившиеся же [от Ислама] – они топливо для Ада».
Джинны могут принимать различные виды и формы, они обладают огромной силой и способностью передвигаться с невероятной скоростью. Это позволяет им выполнять самую трудную физическую работу.
Некоторые сюжеты Корана повествуют о том, что Всевышний отдал джиннов в распоряжение пророку Сулейману (мир ему), известному как царь Соломон. Джинны могли беседовать с ним, так как имели способность принимать видимый облик. Царь использовал их для выполнения сложных и тяжелых работ. В частности, как сказано в суре «Ан-Намль», он повелел перевезти трон царицы Балкис из Йемена:
«Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия».
Интересно, что, согласно письменным источникам, джинны не владеют знанием о сокровенном. Однако эти существа выходят за пределы физического мира, благодаря чему они видят и знают многое из того, что недоступно человеку.
Джинны, как и люди, созданы для выполнения определенных задач, возложенных на них Аллахом.
«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне», – сказано в суре «Аз-Зарийят».
Эта функция джинна наиболее известна европейцу. Мы видим джинна как доброго помощника в сказках о старике Хоттабыче и Алладине. Но есть истории совсем другие. Вспомнить хотя бы картину «Человек в бутылке» из сериала «Сумеречная зона», а также фильмы серии «Исполнитель желаний». Злой джинн исполняет в них желания с точностью, да не так, как хотелось бы. Но здесь дело не просто в противостоянии добра и зла. Образ исполнителя желаний имеет в своей основе особую мудрость.
Сохранился древний рассказ о том, как несколько джиннов в человеческом обличье посещали разных людей и задавали один и тот же вопрос: «Что бы ты хотел получить больше всего»?
Первый человек пожелал верблюдов. Тогда джинны сказали ему: «Ты любишь несчастья, тревогу и длительные бедствия. Ты будешь изгнан далеко от того, что любишь».
Второй ответил, что более всего он хотел бы получить рабов. На это было сказано: «Будет ли польза от собственности с проклятиями?»
Третий видел свое счастье в овцах. И ему был ответ: «Еда для того, кто ест, а подаяние – просящему. Овца не сможет нести тебя на себе во время войны, не останется с тобой во время разорения, не выручит тебя из беды».
Придя к четвертому человеку, джинны спросили: «Что бы ты хотел получить больше всего?» В ответ они услышали: «Единственное, чего я желаю, – это смерть». Удивленные джинны сказали: «Ты пожелал того, чего еще ни один человек до тебя не желал». Он сказал: «Почему нет? Если я хороший человек, она сохранит для меня мои хорошие деяния, если плохой, она защитит меня от моего зла. Если я богат, она обеспечит мою бедность, если беден – сохранит мою бедность для меня». И когда джинны покидали его, то думали о нем как о лучшем среди людей.
Согласно мнению большинства мусульманских ученых-богословов, Пророк Мухаммад (мир ему), был направлен с пророческой миссией не только к людям, но и к джиннам.
«Скажи [о, Мухаммад!]: «Дано мне в откровении, что сборище джиннов подслушивало [чтение Корана] и они сказали: «Воистину, мы слышали дивный Коран, который наставляет на истинный путь. Мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме Господа нашего» (сура «АльДжинн»).
Абдаллах ибн Масуд, который присутствовал на чтении Корана пророком, описывал потом видимых ему существ-джиннов: «Некоторые из них принимали форму грифов, некоторые – змей, другие же проявлялись в форме высоких темнокожих людей в белых одеяниях».
В доисламский период люди поклонялись шайтанам и джиннам как божествам. Для этого использовались магические ритуалы и специальные заклинания.
«Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам, а ведь [именно] Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и превыше того, что Ему приписывают» (сура «Аль-Ан’ам»).
Есть также разногласия по вопросу о сущности джиннов. Одни считают их телесными существами, а другие это отрицают, но признают способность джиннов к воплощению.
Шайтан – это взбунтовавшийся, заблудший и сбившийся с истинного пути джинн. Предводителем шайтанов считается Иблис. Последний когда-то находился среди ангелов. Но однажды Иблис сравнил свою огненную природу с глиняной природой Адама (мир ему) и возгордился. А когда Аллах повелел ангелам поклониться Адаму (мир ему), Иблис отказался сделать это:
«И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался, возгордился и стал неверующим» (сура «Аль-Бакара»).
Иблис считал, что у огня есть преимущество перед глиной, хотя признавал, что и огонь, и глина созданы Аллахом. Задетый благородством Адама (мир ему), Иблис не принимал его в качестве наместника Аллаха на земле. Не истина двигала Иблисом, а его самолюбие. Он проявил высокомерие не только по отношению к Адаму (мир ему), но и к Самому Всевышнему.
Аллах изгнал Иблиса из Рая, отсрочив наказание до Судного дня. Тогда Иблис стал сбивать с истинного пути непокорных слуг Аллаха, вменив это себе в обязанность. В суре «Аль-Араф» дается подробное описание этого события:
«[Аллах] сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться в Раю. Изыди, ибо ты – из числа презренных». Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен [род Адама]». [Аллах] сказал: «Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку». [Иблис] сказал: «За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему истинному пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]». [Аллах] сказал: «Изыди из Рая униженным, обесславленным! А теми, кто последует за тобой, Я заполню до отказа геенну огненную».
Иблис стал во главе джиннов, непокорных Аллаху. Шайтаны – еще одно название для этих существ. На протяжении всей истории человечества шайтан показывал дурное и злое в приукрашенном виде и делал все для того, чтобы люди отошли от истинного пути. Именно он обманул пророка Адама (мир ему) и его супругу Хаву. Именно он стал причиной того, что первые люди совершили роковую ошибку и были изгнаны из Рая.
Считается, что именно шайтаны раздувают пламя вражды и ненависти между людьми, между мужем и женой, между индивидуумом и обществом. Их ценность в глазах Иблиса тем выше, чем больше они способны на всякого рода козни и злодеяния. В Судный день шайтан оставляет человека наедине с его злыми делами. Сам же заявляет, что не имеет к ним никакого отношения.
«И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал [данного] вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как зазывать вас [обольщениями на путь лжи]. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу прийти к вам на помощь, а вы не можете помочь мне. Я непричастен к тому, что вы прежде поклонялись мне [наряду с Аллахом]». Воистину, нечестивцам уготовано мучительное наказание» (сура «Ибрахим»).
КАКОЙ РУКОЙ ПРИНИМАТЬ ПИЩУ
В исламе пищу и питье принято брать правой рукой. В хадисах Ибн Умара встречается интересное обоснование этого обычая: «Если кто-то из вас ест, пусть он ест правой рукой, и если он пьет, пусть пьет своей правой, ибо, поистине, шайтан ест и пьет своей левой».
Благочестивая Айша, жена Пророка Мухаммада (мир ему), рассказывала следующее: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему) поздно вечером вышел из дома. Я почувствовала ревность. Чуть позднее Мухаммад (мир ему) вернулся и, заметив мою ревность, спросил у меня: – Что с тобой, Айша? Уж не приревновала ли ты меня? Я ответила:
– Разве я могу такого человека, как ты, не ревновать? Тогда Посланник Аллаха сказал мне:
– Тебя, наверное, посетил твой шайтан. Я спросила:
– О, Посланник Аллаха (мир ему), разве рядом со мной присутствует шайтан?
Пророк (мир ему) ответил:
– Да.
– И что же, рядом с любым смертным находится шайтан?
– Да, находится.
Я снова спросила:
– И даже рядом с тобой, Посланник Аллаха?
И услышала следующий ответ:
– Да, но мне Мой Господь помог, и он покорился мне».
У людей, искренне верующих и не нарушающих запретов Аллаха, нет причины опасаться влияния шайтанов.
«Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [его козни] и распознают его» (сура «Аль-Араф»).
Аллах многократно предупреждает о происках шайтана, призывает людей остерегаться его наущений и учит защищаться от него. Поэтому каждый, кто идет дорогой посланника Аллаха (мир ему), имеет преимущество перед шайтаном. Ибо когда человек предупрежден и следует всем предписаниям Аллаха, он может достичь, как и праведный халиф Омар, такой степени благочестия и набожности, когда сам шайтан будет бояться встречи с ним. Пророк (мир ему) сказал в связи с этим следующее:
«О, сын Хаттаба Омар! Тебе не дано встретиться с шайтаном. Ибо когда ты идешь своей дорогой, он, увидев тебя, непременно свернет с твоего пути и пойдет другой дорогой».
Как-то утром Абд ал-Кадир ал-Гилани продолжал спать, хотя уже наступило время утренних молитв. К нему подошел кот и стал расталкивать его, пока тот не проснулся. Заметив, что время уже позднее, Абд ал-Кадир быстро совершил молитву. Благодаря своей духовной проницательности он понял, что кот на самом деле – дьявол. Это озадачило великого святого, и он спросил: «Я вижу, что ты – дьявол, так почему же ты разбудил меня на молитву?»
Кот ответил: «Раз уж ты распознал меня, я отвечу. Я знал, что если бы ты пропустил обязательную молитву, то совершил бы сто дополнительных молитв в качестве возмещения. Поэтому я и разбудил тебя – чтобы ты пожал плоды только одной молитвы».
СУЩЕСТВО ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ИМЕН ВСЕВЫШНЕГО
Мусульманские ученые-богословы говорят о том, что в создании шайтана есть сокровенный смысл. Всевышний создал вещи вместе с их противоположностями, чтобы людям была более заметной разница между ними. Шайтан создан как противоположность чистому созданию – ангелу, наставляющему рабов Божьих на совершение праведных и богоугодных дел.
Для того, чтобы имена Всевышнего – Побеждающий, Сокрушающий, Справедливый, Уничтожающий, Возвышающий – стали очевидными, необходимо существо, через которое они проявляются. Если бы люди и джинны были по своей природе подобны ангелам, то тогда эти Имена не проявились бы.
Пророк Мухаммад (мир ему) высказался об этом следующим образом:
«Если бы вы не совершали грехов, то тогда Аллах непременно, устранив вас, создал бы людей, которые, согрешив, просили бы у Него прощения своих грехов».
Итак, если бы шайтан не был создан, то тогда такие совершенные качества Аллаха, как прощение грехов, снисходительность к своим рабам, их спасение, не были бы проявлены и не стали бы очевидными.