джоргуба что это за праздник
Джеоргуба — осенний праздник в честь осетинского святого
Фото: Анна Кабисова
У входа в дзуар над аркой висят два старинных церковных колокола — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах
Каждый год в конце ноября в горное село Дзивгис в Северной Осетии съезжаются семьи со всей республики, чтобы помолиться вместе. Здесь, в сорока километрах от Владикавказа, располагается культовый комплекс, посвященный осетинскому святому Уастырджи. Святилище так и называется — «Дзывгисы Уастырджи дзуар» (в осетинском языке слово «дзуар» имеет несколько значений: крест, святилище, святой). Сюда приезжают в воскресенье во время праздника Джеоргуба — его отмечают в течение недели. Гостей встречает главный дзуарлаг (буквально «мужчина святилища»), то есть смотритель святого места, Казбек Елканов.
Праздник Джеоргуба в честь святого Уастырджи широко отмечается в Северной и Южной Осетии в последнюю неделю ноября. В 2019 году Джеоргуба был внесен в календарь праздников Северной Осетии и первый понедельник праздника стал официальным выходным.
— Праздник Джеоргуба у осетин считается одним из самых почитаемых и по традиции приурочен к осени, когда все сельскохозяйственные работы окончены. Люди режут быков и баранов, молятся, посещают святые места. Всю праздничную неделю каждая семья накрывает стол с тремя пирогами и мясом, приглашает друзей и соседей, — рассказывает он.
Святой Уастырджи считается покровителем мужчин и путников, защитником слабых и угнетенных. Многие жители Осетии ассоциируют образ Уастырджи с образом христианского святого Георгия — с осетинского языка Уастырджи переводится дословно так: «уас» — святой, «стыр» — великий, «джи» — Георгий.
Фото: Анна Кабисова
Казбек Елканов встречает всех прибывших молитвой и благословляет надочажной цепью — для осетин этот ушедщий в прошлое элемент домашней обстановки имеет сакральное значение. Считается, что цепи — связующее звено между Всевышним и человеком.
— Каждый осетин раз в год должен пройти обряд благословения надочажной цепью, которые даны нам Богом, — объясняет смотритель. — В этом месте сильная энергетика, и надочажная цепь избавляет человека от всего плохого, очищает его мысли.
Дзуар условно поделен на две части — женскую и мужскую. Мужчины подходят к столу, за которым стоит Казбек Елканов, и молятся вместе с ним. Стол в осетинской традиции — алтарь для молитвы. В этот день на нем по традиции только три пирога, три ребра жертвенного животного и осетинское пиво. После молитвы мужчины и мальчики подходят ко второму смотрителю, Казбеку Ваниеву, за благословением — в руках у него надочажная цепь. Женщин благословляет сам Казбек Елканов. Некоторые приходят с атласными лентами и повязывают их в дзуаре, обращаясь к святому с молитвами и просьбами.
Джеоргуыба в Южной Осетии
Памятник Уастырджи в Северной Осетии (Фото: Tatil, depositphotos.com)
Джеоргуыба (осет. Джеоргуыба) — осенний праздник в честь осетинского дзуара Уастырджи, одного из героев Нартского эпоса. Это самый большой праздник у осетин, приуроченный к окончанию сельскохозяйственных работ.
Начинаются празднования с понедельника, а в воскресенье перед началом праздника, по традиции каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное (быка, овцу). Этот предпраздничный день называют «галэргэвдэн».
Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился, и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.
В пантеоне осетинских божеств Уастырджи — единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи — небеса. Перед богом «Хуыцау» он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров.
Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин», но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастырджи, а благополучие мужей — это залог мира и процветания в семье.
В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.
Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».
Эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу — Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуыба не принято употреблять вообще.
Другие праздники в разделе «Праздники Южной Осетии»
Джеоргуба: как отмечают главный осетинский праздник
Начинается Джеоргуба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не просто так отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи.
Фото: Константин Фарниев
Фото: Константин Фарниев
— Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый — праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуба. В образе Уастырджи следует видеть осетинское божество. Люди, которые отождествляют его со святым Георгием, глубоко ошибаются. Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, этнограф Людвиг Чибиров. — Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, ростом высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них.
Нередко в эти праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими.
Празднование Джеоргуба начинается с жертвоприношения. Именно в воскресенье мужчины режут животное — быка или барана. В народе этот день так и называется — день закалывания быка. Такой обычай сохранился и в наши дни, но жертвенных животных теперь обычно забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра. Их принято подавать на стол в вареном виде.
Отмечают семьями: как проходит главный праздник осени в Северной Осетии
Жители Северной Осетии отмечают праздник Джеоргуба, посвященный окончанию сельскохозяйственного года и завершению уборочных работ. Осетины рассказали корреспонденту «Народных Новостей», почему в этом году праздник будет особенным.
Торжественные мероприятия проходят в честь местного святого Уастырджи, отождествляемого в христианстве со Святым Георгием. Джеоргуба — самый масштабный осетинский праздник, люди будут ходить друг к другу в гости, накрывать праздничные столы с тремя ритуальными пирогами, старейшины вознесут молитвы Всевышнему.
Сегодня Джеоргубу отметили в доме Цомаевых. Женщины испекли осетинские пироги — угощения, без которых немыслим осетинский праздничный стол. Старшие посетили святилище, где вознесли молитвы богу, попросили благополучия и здоровья для всех жителей России.
Житель Владикавказа Георгий Кочиты поделился с корреспондентом «Народных Новостей» впечатлениями от праздника.
«Сегодня великий праздник. Вся Осетия отмечает день святого Уастырджи. Именно сегодня приглашаются самые близкие гости, соседи, родственники, друзья. Уастырджи — не земной человек. Уастырджи — это небожитель. Раз в год он приходит к нам, навещает на эти великие праздничные дни. И после того, как люди весь год жили, отмечали свои радости и горести, в конце года должны встретиться и помолиться за Уастырджи.
Осетинский праздник «Джеоргуыба»
Наталья Балахонова
Осетинский праздник «Джеоргуыба»
IMG]/upload/blogs/detsad-437351-1516983058.jpg[/IMG] b][/b] Сценарий осетинского праздника «Праздник Джеоргуыба»
Под осетинскую мелодию в зал входят дети старшей группы и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель : Ребята, как называется наша малая родина, наша республика, в которой мы живём? (Республика Северная Осетия).
Ребёнок: Осетия! Ты мне всего дороже!
Моя душа во всём тебе верна!
С потоком зёрен чем-то песни схожи,
моя же песня горсточка зерна!
Ребёнок : Для нас на свете нет края чудесней,
Мы славим его как зарю,
родная Осетия слушает песни,
Песня «Лучше края не найти»
Музыкальный руководитель : Ребята, наша республика многонациональна. Люди каких национальностей живут в нашей республике? (ответ детей, многие годы в дружбе и согласии живут русские и осетины, кабардинцы и грузины, армяне и кумыки, аварцы и чеченцы. Все живут дружно, вместе работают и веселятся, празднуют праздники.
Праздник «Джеоргуыба» длится неделю. И всю неделю по очереди соседи и знакомые ходят друг к другу в гости.
На празднике поют осетинские песни, танцуют любимые танцы. И наши дети сегодня исполнят на осетинском языке осетинскую
песню «Баркады жарач» музыка В. Цолбоева
Музыкальный руководитель: Дети в осетинских семьях участвовали во всех семейных и календарных праздниках и даже в религиозных обрядах, там они показывали чему успели научиться, мы тоже выучили несколько танцевальных движений и наши девочки исполнят девичий осетинский танец.
Осетинский девичий танец
Ребёнок : Никогда мы не скучаем, любим петь и танцевать,
А ещё я предлагаю всем немного поиграть!
Осетинская игра «Чепена»
Осетинская игра «Журавли»
Музыкальный руководитель: Дети, надо любить свой народ, традиции, обычаи, свою Родину, как любил ее поэт Осетии К. Л. Хетагуров.
Давайте вспомним и почитаем стихи осетинских поэтов.
b][/b]«Грязнуля и утка». К. Л. Хетагуров.
Утка, утка, красные ножки,
Куда ты, качаясь, идешь по дорожке?
Утят веду купаться.
«Ласточка.» К. Л. Хетагуров.
Не помнишь скорбей, Ты ласточка жизни
С весной на крылах. Никто над тобою Не властен в горах.
Взгляни на эти горы На берега где сено
И на луга взгляни, Сгребают косари,
Где тучные отары встречая новой песней
Летят в густой тени. Сияние зари.
Музыкальный руководитель: Очень любят наши дети песню осетинского композитора Л. Н. Цаллаговой «Золотой лучик».
Песня «Золотой лучик»
Музыкальный руководитель:. А теперь послушайте осетинские пословицы.
1. Кто не любит Родину, тот не знает вкуса жизни.
2. Горю не подчиняйся.
3. Доброе слово-дверь в душу.
4. Умный больше слушает, чем говорит.
Девочка. Мы поздравляем вас с праздником «Джеоргуыба» и угощаем осетинскими пирогами.
Ребёнок: Кавказские горы покрыты снегами,
Что может быть краше, чем горы над нами?
В Осетии песни над нами звучат,
Послушайте песню дружных ребят!
Песня «Песенка дружных ребят»
Музыкальный руководитель: Наш праздник, посвящённый празднику «Джеоргуыба» подошёл к концу. Детей приглашают в группу угощаться осетинскими пирогами. под осетинскую музыку дети выходят из зала с пирогами.
«Веселый праздник — Новый год!» Новогодний праздник в подготовительной группе МБДОУ «Детство» структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Веселый праздник – Новый год! Новогодний праздник в подготовительной.
Фото отчет: Праздник «Колядки». Проводился праздник вместе с родителями и детьми. Фото отчет: Праздник \»Колядки\». Проводился праздник вместе с родителями и детьми. Цель и задачи: • Приобщение детей к русским.
Как на праздник Пасхи (праздник для детей подготовительной школе группы) ЦЕЛЬ: Возрождение русской традиции празднования Светлого Христова Воскресения. Приобщать дошкольников к народному творчеству. ЗАДАЧИ: Знакомить.
Летний праздник «Праздник детства» для детей старшего дошкольного возраста Праздник детства Тишка: Начинаем, начинаем! Всех на праздник приглашаем! Иришка: Всех девчонок и мальчишек И тихонь и шалунишек! Скучать.
Новогодний праздник с детьми 2–3 лет «Праздник чудесный зима принесла» Новогодний праздник с детьми 2-3 лет. «Праздник чудесный зимы принесла». Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания.
«Праздник птиц». Экологический праздник для учащихся начальной школы Ведущий 2:. Начиная с 1923 года,школьники нашей страны ежегодно в марте –апреле проводят День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека.
Сценарий утренника в подготовительной группе «Папин праздник — главный праздник» Сценарий утренника, посвященный Дню Защитника Отечества в старшей группе: «Папин праздник-главный праздник»! Воспитатель:Куликова.
Конспект занятия «Скульптура малых форм «Осетинский джигит и девушка» Цель: Продолжать приобщать детей к изобразительному искусству, к скульптуре. Формировать представления о том, кто такой скульптор и из.
Спортивно-развлекательный праздник в старшей группе «Праздник мыльных пузырей» Цель: Закрепить знания о мыльных пузырях и их составе, свойствах; доставить радость, хорошее настроение; вызвать желание детей двигаться.