дзогчен что это такое
Дзогчен
Содержание
Значение термина и правописание
Иногда в переводах на западные языки дзогчен понимают как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности. Полное совершенство (тиб. дзогчен) обозначает изначальное состояние индивида достигаемое или раскрываемое в созерцании. Методы позволяющие раскрыть это состояние условно называются учением дзогчен, то есть учением о великом совершенстве.
Санскритский термин ати-йога и тибетский термин дзогпа ченпо или сокращенно дзогчен являются именами нарицательными и поэтому по правилам русского языка пишутся с маленькой буквы. В случаях, когда слово «дзогчен» является частью имени человека или титула, а также названием монастыря или организации и т. п. оно пишется с большой буквы, как имя собственное.
История дзогчен
Вопрос исторического происхождения дзогчена не до конца ясен, имеются несколько гипотез.
Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий.
В Кулаяраджа-тантре (тиб. Кунджед Гьялпо) говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога или великое совершенство (тиб. дзогчен) считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению. Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в 8 веке [источник не указан 301 день] и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма (школа «старых переводов»), которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву.
Согласно истории, описанной Вималамитрой в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры», было двенадцать древних учителей Дзогчена. [1] Первый Учитель — Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па, второй Учитель — Кхеу О Ми Трук Па, третий Учитель — Джам Пал Джигпа Кьёб Пай, четвертый Учитель — Щонну Ролпа Нампар Цева, пятый Учитель — тот, которого также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой, шестой Учитель — Щонну Пао Тобдэн, седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо, восьмой Учитель — архат Сер О Дампа, девятый Учитель — Цэва Ролпей Лодро, десятый Учитель — Будда Кашьяпа, одиннадцатый Учитель — Будда Нгодзог Гьялпо, двенадцатый Учитель — Будда Шакьямуни. В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).
Согласно преданию, первый учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна (или Одияна). Существует множество сказочных историй об этом месте, в связи с чем принято считать, что Уддияна не существовала в реальности. Однако знаменитый ученый-историк и учитель дзогчен, профессор Намхай Норбу Ринпоче полагает, что Уддияна существовала в действительности. По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине первого тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Первым учеником Гараба Дордже стал Манджушримитра — индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны.
В середине и второй половине 20ого века, когда тексты по дзогчен не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что дзогчен появился вследствие влияния принципов Китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учения Ваджраяны. Сейчас, когда многие тексты дзогчен переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство методов дзогчен и его терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне.
В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев считают, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон еще до появления Индийского буддизма в Тибете. Некоторые учители дзогчен уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу — древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг.
Передача дзогчена
Буддийская традиция дзогчен опирается на следующую линию передач:
В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчен от Гараба Дордже.
В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже.
В религии Бон имеются свои три линии дзогчена: A-tri (Wylie: a khrid), Дзогчен и Shang Shung Nyen Gyu (Wylie: zhang zhung snyan rgyud). Они все отходят от основателя Бон Тонпа Шенраба.
Содержание учения
В учении дзогчен говорится об изначальном состоянии, изначальной неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта «природа» или природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей, также используются термины «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Она не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчен часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние дзогчен, то он или она более не переживают дукха.
Это изначально чистое состояние является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа.
Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.
Суть учения дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре:
В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам:
Учение дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путем реализации «тела света» в конце жизни.
Современный дзогчен
В настоящее время дзогчен преподается во многих странах мира. В России наиболее известны следующие практические школы:
Что такое Дзогчен?
Дзогчен, «Великое Совершенство», означает состояние полного совершенства Основы, Пути и Плода в измерении единой изначальной природы ума, «сущности Бодхичитты». Человек, практикующий Дзогчен, должен иметь истинное знание Сущности, Природы и Энергии этого изначального состояния, которое является состоянием Основы. В Хеваджра тантре написано:
«Все живые существа просветлены,
но их загрязнения временно создают препятствия.
Если загрязнения устранены, проявляет себя Пробуждение».
Это означает, что даже если состояние Основы изначально чисто, оно не лишено временных загрязнений. В тантре «Раскрывающая запредельное состояние Самантабхадры» мы читаем:
«Мир и живые существа, сансара и нирвана имеют единую Основу, но два Пути и два Плода в чуде знания и неведения».
Следовательно, состояние Основы всех явлений едино и фундаментально чисто, но от знания или неведения его во время прохождения Пути, зависят два Плода: освобождение в нирване или перерождение в сансаре.
Сущность Пути Дзогчена заключена в трех основных элементах: Воззрении, практике Медитации и Поведении.
Конечная цель Воззрения выражена в тантре «Звук, выходящий за пределы»:
«Смысл Воззрения — не занимать позиции».
«Единственное Воззрение — находиться за пределами понятий».
Это означает, что в Дзогчене никакая философская точка зрения, основанная на ограниченных понятиях «быть» или «не быть», «позитивный» или «негативный» и т.д., не признается. Джигмед Лингпа объяснил:
«Действительно понять смысл Дхармакайи, лишенной основания, значит прийти к выводу мадхьямики-прасангики: „так как я ничего не утверждаю, я не ошибаюсь“. Однако этого достигают не путем интеллектуального анализа, как делают теперь гордые защитники этой философии, но через понимание истинной природы бытия, изначального состояния самоосвобождения».
Под «Воззрением» Дзогчена подразумевается, таким образом, истинное знание, или внутреннее Воззрение. Это ясно объяснил также Карма Пакши:
«В Атийоге, далекой от сектантства, если имеют Воззрение, ничего не изменяют, так как ничто не изменяет изначального состояния; но даже если не обладают им, все феномены освобождаются в их собственном состоянии. При видении недвойственного измерения самоосвобождения взгляды, поддерживающие ограниченную позицию, которая является демоном, освобождаются в беспрерывном проявлении энергии».
Чтобы стабилизировать это Воззрение через рассуждения, необходимо опираться на термины и понятия, относящиеся к ограниченным способностям наших органов чувств и ума. В этом случае используется процедура системы мадхьямика-прасангика, принятая всеми буддийскими школами как высшее Воззрение. Сакья Пандита утверждал:
«Если бы существовало высшее (концептуальное) Воззрение в мадхьямике, оно было бы ограничено понятиями».
Что касается практики медитации, мы можем прочитать в «Зеркале сердца Ваджрасаттвы»:
«Единственное состояние медитации находится за пределами принятия и отвержения, проявления и исчезновения».
«Несотворенное состояние медитации, в котором присутствует естественный чистый свет, устраняет надуманные воззрения и медитации. Это — состояние самоосвобождения Дзогчен: не смешивайте его с усилием ума!»
Конечная цель медитации Дзогчена — состояние естественного света, лишенное суждений, за пределами отвержения возникающих мыслей и принятия их исчезновения. Карма Пакши ясно выразился по этому поводу:
«Созерцание Атийоги находится за пределами преднамеренной идеи, если медитируешь, ничего не изменяется, потому что находишься в состоянии самоосвобождения, если не медитируешь, ничего не изменяется, потому что всё освобождается в собственном состоянии. В присутствии состояния самоосвобождения, без разделения на „медитацию“ и „не медитацию“, способ медитации, при котором сосредотачиваются на идее созерцания, которая является демоном, освобождается в истинном измерении, являющимся блаженством за пределами действий.»
Однако человек, который начинает практиковать, обычно находится в состоянии двойственного мышления, поэтому не в состоянии войти в состояние медитации ненамеренно. Поскольку существует понятие «входить» в медитацию, также неизбежно существует обычное видение после медитации. Поэтому практика в Дзогчене начинается с нескольких упражнений ума, таких, как нахождение места, где возникают мысли, где они пребывают и куда уходят. С помощью метода созерцания «4 чогшага» вступают затем на основополагающий Путь Трэгчо и наконец на Путь Тхогэл, метода самоосвобождающегося света.
Что касается Поведения Дзогчен, то если практикующий находится в состоянии созерцания вне ограничений двойственности, или же если он реализовал состояние, в котором нет разделения между созерцанием и обычной жизнью, его образ жизни неотделим от его Поведения. Об это мы читаем в «Зеркале сердца Ваджрасаттвы»:
«Поведение, возникшее спонтанно и неисправленно, определяется как правильное Поведение».
«Единственное Поведение находится вне действий, отказа и принятия».
«Поведение самоосвобождения, в котором ничего не предопределено, устраняет негативные обстоятельства и понятия радости и скорби».
Это означает, что подобное поведение не улучшается добродетельными поступками и не ухудшается отрицательными, поскольку те и другие являются лишь понятиями ума, вне его они не существуют.
Следовательно, основное в Поведении Дзогчена — это состояние, в котором всё, что ни появляется, самоосвобождается. Оно полностью выходит за рамки принятия добродетельных поступков как позитивных и отказа от вредных поступков как негативных.
Это «Поведение самоосвобождения», в котором нет ничего запрограммированного, не должно, однако, быть понято ложно. Оно вовсе не означает, что практик Дзогчена может делать всё, что ему придет в голову, под тем предлогом, что не существует ни позитивных, ни негативных поступков. Нагарджуна сказал:
«Пока существует понятие „тело“, существует понятие „эго“. С принципом „эго“ проявляется карма, а карма вызывает повторные рождения».
Практикующий неизбежно будет входить в сферу сансары, произведенную двойственностью, до тех пор, пока для него будет существовать обычное кармическое видение после медитации. В этом кармическом измерении для человека будет только общее человеческое видение, для его ума, например, будет только кармическое видение, свойственное уму.
Поэтому практикующий вынужден следовать карме позитивных и негативных поступков. Следовательно, ему выгодно поступать так, чтобы накапливать первые и избегать вторых, даже если ему для этого придется пользоваться понятиями принятия и отказа. Находясь в кармическом видении, необходимо очень тщательно соблюдать закон причин и следствий поступков до мельчайших деталей. Сараха сказал:
«Кто живет в состоянии пустоты, лишенной сострадания, тот не открыл высшего пути; но также тот, кто медитирует только на сострадание, останется в сансаре и не достигнет освобождения».
Это означает, что при правильном понимании истинного состояния постигается сущность сострадания. Мы знаем, что все живые существа, не распознавая истинного состояния и развивая вследствие этого двойственность, накапливают неисчислимые кармические поступки и предрасположенности, которые только бесконечно затемняют их действительное состояние, вызывая бесконечные перерождения. В тот момент, когда мы осознаем причины и условия, породившие эту ситуацию, мы можем испытывать лишь чувство неограниченного сострадания, выходящего за рамки привязанности и гнева.
Поэтому, понимая истинное состояние, в котором не существует никакой двойственности между пустотой и светом, добродетельное накопление заслуг происходит непреднамеренно. Атиша это объяснил так:
«Все учения Пути могут быть сведены к шести совершенствам (парамитам).
Кто правильно понимает смысл пустоты, тот не испытывает ни желания, ни привязанности к материальным вещам и таким образом постоянно обладает совершенством Щедрости.
Ни имея привязанности, он не пятнает себя грязью недобродетельных поступков и таким образом постоянно обладает совершенством Нравственности.
Следовательно, он не испытывает гнева, который возникает из понятий „я“ и „мое“ и, таким образом, постоянно обладает совершенством Терпения.
Истинно испытывая удовольствие познания истинного состояния, он постояно обладает совершенством Усердия.
Не облекаясь верой в конкретную природу явлений, он постоянно обладает совершенством Медитации.
Ни при каких обстоятельствах не имея понятий „субъект“, „объект“ и „действие“, он постоянно обладает совершенством Высшего Распознавания».
Что касается метода осуществления этого поведения, важно понять один принцип. В Дзогчене Воззрение, Медитация, Поведение и Плод полностью определены выражениями «спонтанное присутствие» и «самоосвобождение». Одним словом, мы можем сказать, что эти выражения относятся к состоянию не обусловленной, полной свободы. Потому что если человек сосредоточивается на идеологической позиции, обусловленной кем-либо, или на убеждениях, основанных на внешних факторах, он не сможет избежать ограничений и, следовательно, западни двойственности. Потому в «Тантре спонтанного состояния чистого присутствия» написано:
«Веди себя, считаясь с другими».
«Поведение, лишенное страстей и привязанностей, — это Поведение Изначальной йоги Дзогчен».
Следовательно, практикующий Дзогчен должен вести себя с учетом того, с какими людьми ему приходится иметь дело, внутренне полностью осознавая позитивные и негативные, добродетельные или вредные действия в различных обстоятельствах. Поступая таким образом, он может осуществить во всей ежедневной послемедитационной деятельности неотделимость Воззрения от Поведения. Карма Пакши сказал:
«Поведение Атийоги — вне согласия и опровержения. Если его применяют, ничего не меняется, потому что оно непроизвольно.
Если его не применяют, ничего не меняется, потому что оно непроизвольно. Спонтанное поведение самоосвобождения освобождает от демона преднамеренного поведения.»
Правила поведения, установленные в соответствии с внешними факторами, могут действительно иметь достоинство сдерживания негативных поступков телом и речью и посеять семена добродетели у людей, не имеющих достаточных интеллектуальных способностей. Но правила, установленные в определенное время и в определением месте, будучи перенесенными в другой контекст, часто оказываются неуместными.
Например, с точки зрения места многочисленные действия, которые рассматриваются как религиозные в Индии или в Тибете, могут оказаться неприятными или даже расцениваться как отрицательные в других странах. Что касается времени, напротив, легко понять, что многочисленные виды действий, совершавшиеся людьми прежде, когда они жили в медленном и гармоничном ритме, несовместимы с поспешностью современного человека века технологий.
Кроме того, способ мышления у людей древности коренным образом отличается от современного. Отсюда опасность, что индивидуумы, по мере того как меняются времена, не желая больше быть обусловленными правилами поведения, основанными на внешних факторах, удалятся от основного принципа учения или совсем его потеряют. Конкретно эта ситуация может стать похожей на ту, о которой говорил Другпа Кунлэг, когда кто-то его спросил: «Кто теперь поступает согласно винае?» И он ответил: «Будда, „6 украшений“ и „2 верховных“ в первую очередь, затем чернила, которыми написаны буквы на бумаге».
В истории Дзогчена написано, что в будущем, когда темная эпоха или Калиюга укоренится более глубоко, учение Дзогчен просуществует до тех пор, пока средняя продолжительность жизни людей не сократится до 10 лет, и это потому, что Дзогчен — глубокий путь самоосвобождения без разделения между Воззрением и Поведением.
Чтобы кратко выразить смысл этой высшей формы поведения, необходимо хранить в уме то, что сказал Будда:
«Всякая свобода — блаженство,
всякая условность — страдание».
и для этого нужно тренировать сознание словами Шантидэвы:
«Всё блаженство мира происходит от желания блаженства другому; Всё страдание людей мира от желания своего личного блаженства».
и наконец, укрепить позитивное намерение благодеяний для других, как сказал Джигмед Лингпа:
«Если намерение хорошее, путь и достижения также хороши; если намерение плохое, путь и достижения также плохи; поскольку всё зависит от намерений, нужно всегда упражняться в хороших намерениях».
Если поступать согласно этому принципу, собственное поведение никогда не будет противоречить никакому другому принципу учения.
По поводу Плода Дзогчена Карма Пакши сказал:
«Плод Дзогчена — вне достижения и отказа. Если становятся на этот Путь, ничего не меняется, потому что Пробуждение — это изначальное состояние. Если не становятся, ничего не меняется, потому что остаются в своем собственном состоянии. Пробужденное состояние спонтанного присутствия и самоосвобождения в изначальном пространстве Самантабхадры, в котором не существует ни надежды, ни страха, побеждает демона надежды на внешний Плод, и энергия бесконечного блаженства проявляется в истинном измерении».
«Причина совершенна, Путь совершенен, Плод совершенен, Воззрение, Медитация, Поведение и Плод с самого начала совершенны и неразделимы».
Плод Дзогчена целиком совершенен с самого начала. Лонгченпа сказал:
«В небесном пространстве свет мандалы солнца и луны покрыт сущностью большого облака неведения и не проявляется; таким же образом в каждом живет природа Пробуждения. Но как облака, оставленные в пространстве, исчезают сами по себе без усилия или борьбы, так преодолевают и облако причины и следствия, и в небе естественно проявляется сущность Пробуждения».
Так, когда проявляется сущность Пробуждения, находящаяся за пределами временной нечистоты, то оказываешься в изначальном измерении, в котором все Три тела совершенны.
В частности, наиболее способные практикующие, используя метод чистого состояния со времени появления Трэгчо (одновременность рождения и освобождения всякого явления), а также реализацию самоосвобождающего света Тхогэл, достигают «неразрушимого тела Великого Переноса» и до конца мира помогают живым существам. Например, Гараб Дордже, высший учитель Дзогчен, Манджушримитра, Гомадеви, Шри Сингха, Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава, Вайрочана, Еше Цогьел и другие. Или же они достигают высшей нирваны и проявляют полное Пробуждение, оставляя многочисленные реликвии на благо живых существ, как реализованные существа прошлого, такие как Лонгченпа и Джигмэд Лингпа.
Другие практикующие, совершая осуществление четырех видений спонтанного присутствия света Тхогэл, достигают «Радужного тела» и не оставляют физических останков, за исключением ногтей и волос, которые являются загрязнениями материального тела. Тензин Зангпо, Чецун Сэнге Вангчук, Джецунма Цеванг Дролма и Пема Дундул, учитель моего учителя Чангчуб Дордже, могут служить подобным примером. Новый случай подобного достижения произошел в 1949 году в Восточном Тибете с Кунга Ньима, учеником йога Цангпа Друбчен из местности «sba». Три года спустя, в 1952 году, имел место другой случай, также в Восточном Тибете, в деревне Ma ni skas mgo в окрестностях Йид Лхунг в Дерге, где Пема Ригдрол, практикующий Дзогчен, выглядевший как старый кочевник, конкретно доказал подобное достижение в присутствии множества свидетелей, как тибетских, так и китайских. Несколько позже и мой дядя по отцу, йог Огьен Тензин, достиг Радужного тела.
Практикующие средних способностей достигают Пробуждения в Бардо, в проявлении Самбхогакайи.
Практикующие низших способностей добиваются с последним выдохом перерождения в чистых измерениях Нирманакайи, последовательно осознают глубокий смысл истинного состояния и достигают Пробуждения.
Подводя итог, нужно сказать, что «Дзогчен» означает суть трех аспектов — Основы, Пути и Плода; и под словом «дзогченпа» или «практикующий Дзогчен» подразумевают человека, который обладает реальным внутренним знанием. Кто желает углубить смысл Основы, Пути и Плода Дзогчена, должен изучать тантры и лунги трех разделов. В случае, когда это недоступно, можно читать «7 сокровищ», произведение Лонгченпы, которое содержит основополагающий смысл учений Дзогчена, или же мою книгу, которая называется «Суть изначального состояния».
Дзогчен – что это такое? Суть учения тибетского буддизма
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Если вы увлекаетесь буддизмом, то, возможно, уже задавались вопросом: «Дзогчен – что это такое?» Если да, то мы спешим вам сообщить – именно об этом сегодня будет наш разговор.
Статья ниже просто и доступно объяснит, что такое дзогчен, в чем состоит его суть, что включают в себя практики, как передаются знания, что говорит об этом современный мир. Будет интересно, а главное – познавательно.
Понятие дзогчен
Кто-то называет его религией, другие – школой буддизма, кто-то и вовсе клеймит словом «секта», которое в сознании западных людей имеет негативный оттенок. Однако ни одно из этих определений не подходит понятию дзогчен.
Чтобы понять истинный смысл этого слова, стоит обратиться к его этимологии. Оно имеет тибетские корни и состоит из двух частей:
Следовательно, дословно «дзогчен» можно перевести как «абсолютная завершенность». В общих чертах можно сказать, что дзогчен передает знание о завершенности человеческого создания, которое проявляется, как ни странно, в его изначальном состоянии.
Вообще дзогчен можно рассматривать с двух разных точек зрения:
Причем оно может быть как отдельным учением, так и частью существующих направлений, в особенности традиции ньингма, относящейся к ветви буддизма Тибета, а также древней тибетской религии бон.
Оно предполагает возвращение человека в естественное состояние и пребывание в нем.
У этого учения много тождественных названий:
Можно называть его как угодно, но суть остается неизменной – это изначальное состояние, методы, позволяющие достичь его и основанное на них учение.
Как же можно объяснить это состояние? Дело в том, что мы отождествляем себя с нашим телом, умом, мыслями, окружающим миром – именно это кажется нам реальностью. А это значит, что мы испытываем привязанности, ненависть, смотрим на мир сквозь призму суждений и оценок – то есть живем в неведении.
Подобная жизнь приводит нас к постоянным страданиям – дукха. Чтобы от них освободиться, нужно в первую очередь осознать собственную истинную природу.
Есть мысли, и, если задуматься, они идут ниоткуда и ведут вникуда. Сознание находится вне времени и пространства. Истина находится за пределами нашего сознания. Лишь выйдя за границы обыденного, можно понять естественную природу ума – дзогчен.
Нет однозначного мнения насчет того, где возникло учение: в китайской философии или в индийской. Так или иначе, оно быстро распространилось по Тибету. Идей дзогчен придерживается также нынешний Далай-лама XIV.
Наш современник Далай-лама XIV говорит о дзогчене следующее: «Уникальность подхода учения Дзогчен состоит в том, что здесь в процесс медитации не вовлекаются грубые уровни ума, такие, как дискурсивное и понятийное мышление. С самого начала вы позволяете самопроявиться переживанию ясного света – оно как будто осязаемое, прямое, непосредственное и обнаженное».
Основы учения
Учение дзогчен дополняет космологию буддизма, которая описывает мироустройство, пребывание в разных мирах, перевоплощение и осознание человеком собственной внутренней природы.
Здесь есть понятие «ригпа», которым описывается первоначальное состояние, истинная природа человеческого естества. При этом говорится, что она должна характеризоваться пустотой, ясностью, чистотой. У нее нет своей формы, но содержание воспринимает и отражает природу окружающих вещей.
Чтобы лучше объяснить основу учения, адепты дзогчен приводят хорошую аллегорию, сравнивая человека с зеркалом. Глядя в зеркальные поверхности, можно увидеть отражение окружающей обстановки, предметы, их внешний вид. Но при этом невозможно понять природу этого зеркала.
Его природа – показывать отражение окружающего мира, чисто, ясно, без каких-либо осуждающих или оценивающих факторов. Более того, эти отражения не оказывают влияние на само зеркало, оставляют его неизменным, естественным.
В этом и состоит цель индивида согласно дзогчен – стать подобным зеркалу. Достижение цели позволит избавиться от страхов, привязанностей, проблем, оценок, ненависти – а значит страданий. На пути дзогчен такого состояния способен достичь каждый при условии изучения основ и непременной практики.
Главный учитель дзогчен Гараб Дордже, которому, по преданию, передал знание сам Будда Шакьямуни, сформировал три основных принципа учения:
Другими словами, постигнув тайны, раскрытые мастером дзогчен, не стоит сомневаться в истинности полученных знаний, а, напротив, нужно стараться достичь изначального состояния и навсегда оставаться в нем.
Также выделяют три раздела, которые предстоит постичь ученикам:
Основная задача дзогчен – очищение ума, освобождение от оков разума. Важно понять, что он не имеет ничего общего с процессом познания, с интеллектом.
Для постижения дзогчен нужно лишь быть готовым воспринять настоящую природу собственного естества посредством опыта. Это поможет освободиться и обрести внутреннюю гармонию.
Практики и передача знаний
Знания учения дзогчен передаются путем преемственности, когда опытный учитель посвящает в тайны своих учеников. Он часто делает это при помощи притч, сказок, легенд, в чем заключается символизм процесса обучения. Специальные методы позволяют пройти через переживания, свойственные каждому обычному человеку, что в конечном итоге приведет к познанию собственной природы.
Упор в обучении делается не столько на медитации, сколько на знании. Если ученик несведущ во многих вопросах, то практика не принесет практически никаких результатов.
При этом важны не мыслительные процессы, которые задействуют интеллект, а изучение своего состояния. При изучении тантр ученик невольно запускает маховик самопознания.
Медитативные практики представляют собой процесс созерцания, направленного вовнутрь. Человек не отталкивает мысли и не отказывается от негативных эмоций, а позволяет им течь по естественному течению, в результате чего они сами растворяются. Подобная практика расслабления освобождает ум и ведет к познанию истинной природы человека.
Еще древние преемники дзогчен утверждали, что только самопознание может привести к познанию истины.
Первыми великими учителями были Гуру Падмасамбхава и уже известный нам Гараба Дордже. В наши дни учение в западном мире и в том числе в России продвигает Намкай Норбу Ринпоче.
Намкай Норбу Ринпоче
К слову, в нашей стране дзогчен-община многочисленна. В Москве, области и в республике Крым часто проводятся встречи мастера Намкая Норбу Ринпоче с учениками. В рамках этих встреч проходят семинары, беседы, массовые медитативные практики.
Заключение
Много времени прошло со времен Будды Шакьямуни, который зародил основы дзогчен – порядка двух с половиной тысяч лет. За это время многое поменялось, но только не человеческая внутренняя природа. Наверное, в этом и заключается секрет интереса миллионов людей по всему земному шару к учению дзогчен.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть внутренняя гармония никогда не покидает вас. Будем благодарны, если вы поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях)
И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе.