единая информационная платформа национальной системы управления данными что это
О национальной системе управления данными
5 августа Минэкономразвития опубликовало на портале общественных обсуждений проект федерального закона «О национальной системе управления данными и о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации» (далее — НСУД). С полным текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.
Законопроект направлен на формирование системы, позволяющей обеспечить единообразный подход к работе с государственными данными, повысить их качество, а также эффективность их использования. Согласно пояснительной записке к законопроекту, он разработан во исполнение пункта 01.01.009.008.001 плана мероприятий федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» паспорта федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», пунктов 4, 5 плана мероприятий («дорожной карты») создания национальной системы управления данными на 2019–2021 годы.
Законопроект формирует специальную терминологию, закрепляя определение таких понятий, как «государственные данные», «обработка государственных данных», «государственный информационный ресурс». В результате нужно будет внести изменения в федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», чтобы привести к общему знаменателю определения «государственный информационный ресурс» и «информационный ресурс», а также обеспечить возможность создания ГИС не только на основе статистической, документированной информации, но и на основе иной информации, определить общий порядок регулирования вопросов, связанных с обеспечением качества данных, говорится в пояснительной записке.
Итак, законопроектом даётся определение «государственных данных». Государственные, муниципальные данные (далее – государственные данные) — это информация, обрабатываемая:
Положения законопроекта не будут распространяться на данные, не подпадающие под определение государственных данных, в том числе на данные, составляющие государственную тайну, а также коммерческую и иную предусмотренную законодательством РФ информацию ограниченного доступа.
Ключевые требования к обработке государственных данных будут устанавливаться правительством РФ.
В соответствии с законопроектом органам власти, Центральному банку РФ и ряду организаций (в том числе государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий и т.п.) предстоит перейти на системную организацию работы в области формирования (сбор, запись, систематизация, исследование, анализ, накопление), изменения, хранения, использования (предоставление (обмен), распространение), удаления, преобразования государственных данных.
Система представляет собой совокупность методологических, правовых, организационно-управленческих и информационно-технологических элементов, обеспечивающих координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях деятельности по обработке государственных данных.
Реализация законопроекта также должна обеспечить систематизацию и управление объемным потоком создаваемого государством цифрового контента, сопоставление и проверку государственных данных, их мониторинг и контроль посредством инфраструктуры управления данными, предусматривающую в составе наряду с проектируемой федеральной государственной информационной системой «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» реестр информационных взаимодействий, федеральную государственную информационную систему «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных», а также иные информационные системы.
Положения законопроекта, предусматривающие обязательность поддержки инфраструктурой управления данными взаимодействия с отдельными элементами инфраструктуры электронного правительства, в том числе обеспечивающими межведомственное электронного взаимодействия, единообразное представление нормативной справочной информации, ведение в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также с иными информационными системами органов и организаций, позволят сформировать единую информационно-технологическую среду управления и контроля качества данных.
Таким образом, система позволит органам исключить причины неэффективности государственного управления путём снижения количества ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности получения государственных данных. Организации, присоединившиеся к системе, получат возможность повышения управляемости бизнеса благодаря использованию оперативных, актуальных и достоверных государственных данных, а также за счёт снижения неоправданной и избыточной административной (отчётной) нагрузки на представителей бизнеса и некоммерческого сектора. Граждане, в свою очередь, получат возможность недискриминационного доступа к данным. Они будут не только знать, какая информация о них известна государству, но и принимать решение относительно её раскрытия для бизнеса.
23 августа на заседании подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по цифровому развитию были одобрены функциональные и технические требования к Федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными».
10 сентября 2019 года Минкомсвязь объявила конкурс на создание первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными (НСУД). Стоимость работ оценивается в 479,7 млн руб.
Что будет дальше? Увидим.
Что ещё полезного можно почитать в блоге Cloud4Y
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить очередную статью! Пишем не чаще двух раз в неделю и только по делу.
Опубликовано положение о Единой информационной платформе управления данными
Постановление правительства от 14 мая 2021 года № 733, утверждающее положение о федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (ЕИП НСУД), опубликовано во вторник на сайте правительства.
Как говорится на government.ru, ЕИП НСУД заработает в России до конца 2021 года.
Как сказано на сайте правительства, речь идёт о создании платформы, которая объединит информацию из множества государственных систем, реестров и баз. Она в том числе систематизирует данные Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра недвижимости, Государственного реестра транспортных средств, Пенсионного фонда.
Сведения, содержащиеся в этих ресурсах, сейчас рассредоточены по разным базам данных, которые обновляются недостаточно быстро, а права доступа к информации регулируются отдельными соглашениями и не объединены общими правилами. Поэтому, к примеру, чтобы собрать бумаги для продажи квартиры, дачи или автомобиля, нужно потратить немало времени и сил. Запуск новой платформы ускорит обмен информацией между государственными структурами, а значит – и сам процесс оказания гражданам тех или иных услуг.
Система позволит не только интегрировать все данные на единой платформе, но и определить источники юридически значимых сведений, постоянно контролировать их достоверность, актуальность и непротиворечивость.
Оператором новой платформы назначено Минцифры.
В концепции даётся такое определение национальной системы управления данными – это система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера и обеспечивающая достижение целей и выполнение задач, обозначенных в Концепции.
Основной целью Системы является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления госфункций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.
Как писал D-Russia.ru, о подписании постановления правительство сообщало в воскресенье, однако документ появился только во вторник. На pravo.gov.ru постановление пока не опубликовано.
При этом постановление, разработанное Минцифры, должно являться подзаконным актом к закону о национальной системе управления данными (НСУД), который пока не принят.
В разработке находятся два проекта закона от 2019 года: от Минэкономразвития (О национальной системе управления данными и о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») и от Минфина (О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части совершенствования правового регулирования в сфере систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации).
Постановление определяет Минцифры оператором ФГИС ЕИП НСУД и федеральным органом исполнительной власти, «осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в части совершенствования процессов управления государственными данными по согласованию с Минэкономразвития, а также в части систематизации и гармонизации информации по согласованию с Минфином».
Минэкономразвития назначается ФОИВ, «осуществляющим функции по определению требований к порядку формирования и расчета показателей, собираемых и предоставляемых с использованием подсистемы информационно-аналитического обеспечения ЕИП НСУД, в рамках своих полномочий».
Положение вводит ряд терминов и определений, в том числе «витрина данных», «государственные данные», «инцидент качества государственных данных», «модель государственных данных», «реестр информационных ресурсов» («информационный ресурс, содержащий информацию об информационных ресурсах и информационных системах органов и организаций государственного сектора, созданных в целях реализации их полномочий, а также в иных установленных федеральными законами целях») и пр.
В положении описаны задачи и состав (схематично) информсистемы; перечисляются функции оператора и участников ЕИП НСУД (участники – это обладатели государственных данных; пользователи государственных данных); установлен (в общих словах) порядок использования единой информационной платформы.
Также постановление вносит изменения в ряд нормативно-правовых актов, в том числе – в концепцию создания и функционирования НСУД. Так, из концепции исключается положение о том, что АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» является Центром компетенции управления данными. В плане мероприятий по созданию НСУД, утверждённом указанным распоряжением, сроки исполнения пункта «Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» перенесены с 30 сентября 2019 года на 31 декабря 2021 года.
Напомним, создание НСУД предусмотрено федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Концепция создания и функционирования НСУД утверждена распоряжением правительства от 03.06.2019 №1189-р.
Концепция определяет цели, задачи, принципы и порядок создания НСУД, описывает основные составляющие её элементы и участников. Утверждён также план мероприятий («дорожная карта») создания НСУД, который предусматривает в первую очередь разработку нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными. Согласно плану, проект федерального закона о НСУД должны были внести в Госдуму до 30 сентября 2019 года.
Также «в целях минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД» постановлением от 03.06.2019 №710 принято решение о проведении с 1 июля 2019 года эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Срок окончания эксперимента на сегодняшний день определен 31 декабря 2021 года. Эксперимент проводится с идеей сделать эффективнее обмен сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами (в том числе при оказании гражданам банковских услуг) посредством использования создаваемых компонентов НСУД, а также создаваемой в рамках единой системы идентификации и аутентификации инфраструктуры цифрового профиля [гражданина].
Согласно порталу госзакупок, на НСУД Минцифры выделило уже более 650 миллионов рублей.
Единая информационная платформа национальной системы управления данными что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. N 733 “Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (документ не вступил в силу)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Определить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в части совершенствования процессов управления государственными данными по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, а также в части систематизации и гармонизации информации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
3. Определить Министерство экономического развития Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению требований к порядку формирования и расчета показателей, собираемых и предоставляемых с использованием подсистемы информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в рамках своих полномочий.
4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить:
порядок управления качеством государственных данных с использованием единой информационной платформы;
порядок подключения к единой информационной платформе;
порядок управления моделью государственных данных с использованием единой информационной платформы, включая формирование и ведение указанной модели, и реестра информационных ресурсов по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;
порядок создания и ведения витрин данных.
5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить в Правительство Российской Федерации графики создания витрин данных, подключения к единой информационной платформе с учетом ее технической готовности, а также представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, согласованные с федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в части государственных данных, обладателями которых они являются.
6. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации в соответствии с Положением, порядками, указанными в пункте 4 настоящего постановления, и графиками, указанными в пункте 5 настоящего постановления, обеспечить подключение к единой информационной платформе, создание витрин данных, представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, иным органам и организациям осуществлять подключение к единой информационной платформе и ее использование, а также создание витрин данных и представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы в соответствии с Положением и порядками, указанными в пункте 4 настоящего постановления.
8. Установить, что мероприятия, предусмотренные Положением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 мая 2021 г. N 733
Положение
о федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными»
I. Общие положения
2. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и определения:
Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
II. Состав и задачи единой информационной платформы
3. Единая информационная платформа входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и создается в целях повышения эффективности обмена и использования государственных данных для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
4. Единая информационная платформа предназначена для решения следующих задач:
систематизация государственных данных;
формирование и ведение моделей государственных данных;
формирование и ведение реестра информационных ресурсов;
автоматизация процессов управления государственными данными;
обеспечение контроля качества (полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности) государственных данных;
обеспечение сбора, визуализации и анализа государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора.
5. В состав единой информационной платформы входят следующие подсистемы:
подсистема контроля качества государственных данных;
подсистема ведения метаданных и управления справочниками и реестрами;
подсистема (обеспечения) информационной безопасности;
подсистема управления эксплуатацией;
подсистема «Информационный портал»;
подсистема информационно-аналитического обеспечения.
III. Участники и оператор единой информационной платформы
6. Участниками единой информационной платформы являются органы и организации государственного сектора, выступающие в следующих ролях:
обладатели государственных данных;
пользователи государственных данных.
7. Обладатели государственных данных осуществляют:
формирование и ведение модели государственных данных;
представление сведений об информационных ресурсах и информационных системах, операторами которых они являются, необходимых для формирования и ведения модели государственных данных;
формирование и обеспечение возможности исполнения регламентированных запросов в части информационных ресурсов и систем, операторами которых они являются;
создание и обеспечение функционирования витрин данных с применением типового тиражируемого программного обеспечения витрин данных, являющегося частью единой системы межведомственного электронного взаимодействия, или (при наличии технической готовности) без его применения;
настройку ограничений доступа к государственным данным, хранящимся на витрине данных или в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
представление государственных данных, описанных в модели государственных данных;
обеспечение качества представляемых государственных данных, в том числе путем оперативного реагирования на инциденты качества государственных данных.
8. Пользователи государственных данных осуществляют:
просмотр моделей государственных данных и сведений, содержащихся в реестре информационных ресурсов;
формирование заявок на создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
формирование заявок на создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы;
обработку и анализ государственных данных, размещенных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в том числе загруженных из витрин данных.
9. Оператор единой информационной платформы обеспечивает:
бесперебойное функционирование единой информационной платформы;
предоставление доступа к единой информационной платформе;
методическую поддержку процессов формирования и ведения моделей государственных данных, формирования регламентированных запросов, создания и обеспечения функционирования витрин данных;
анализ моделей государственных данных и подготовку предложений по их оптимизации и развитию;
контроль и согласование моделей государственных данных;
сбор, загрузку, обработку, хранение и визуализацию государственных данных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, о коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
регулярный мониторинг соответствия установленным правилам контроля качества государственных данных, размещенных на витринах данных и в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, формирование инцидентов качества государственных данных;
контроль за соблюдением порядка управления качеством государственных данных с использованием единой информационной платформы.
IV. Порядок использования единой информационной платформы
10. Предоставление доступа к единой информационной платформе осуществляется оператором единой информационной платформы в соответствии с порядком подключения к единой информационной платформе, утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
11. Представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы осуществляется обладателями государственных данных в соответствии с порядком представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы и обмена государственными данными с использованием витрин данных, утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
12. В целях организации работы по управлению государственными данными участники единой информационной платформы принимают организационные меры, предусматривающие определение уполномоченных лиц, ответственных за обеспечение управления государственными данными с использованием единой информационной платформы, а также за реализацию иных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.
13. В единой информационной платформе не допускается обработка сведений, составляющих государственную тайну.
14. Информация, содержащаяся в единой информационной платформе, подлежит защите в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 мая 2021 г. N 733
Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. В Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2013, N 45, ст. 5827; 2014, N 12, ст. 1303; N 48, ст. 6862, 6876; 2016, N 34, ст. 5243; 2017, N 30, ст. 4672; N 41, ст. 5981; 2020, N 37, ст. 5722):
б) подпункт «ф» пункта 6 изложить в следующей редакции:
подпункт «е» дополнить словами «, в том числе с единой информационной платформой»;
дополнить подпунктом «з» следующего содержания:
«з) формирование единой матрицы доступа к сведениям и данным участников взаимодействия с использованием информации из реестра видов сведений, единого электронного сервиса, а также информации, содержащейся в единой информационной платформе, в том числе в реестре регламентированных запросов.»;
г) пункт 9 дополнить подпунктом «и» следующего содержания:
«и) утверждение технических требований к типовому программному обеспечению витрин данных, включая порядок его использования, а также технических требований к программному обеспечению участников взаимодействия, реализующему функциональность типового программного обеспечения витрин данных.».
2. Подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; 2013, N 27, ст. 3612; N 45, ст. 5827; N 52, ст. 7218; 2014, N 48, ст. 6876), дополнить абзацем следующего содержания:
«федеральная государственная информационная система «Единая информационная платформа национальной системы управления данными»;».
3. Пункт 8 Положения о Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. N 1065 «О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 38, ст. 5846; 2020, N 34, ст. 5484; N 35, ст. 5569), дополнить подпунктом «и» следующего содержания:
«и) принятия решений, связанных с управлением государственными данными и их передачей в подсистему информационно-аналитического обеспечения федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными».».
4. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 1189-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 3041):
в пункте 3 в графе «Ответственные исполнители» слова «Минкомсвязь России» заменить словами «Минцифры России»;
пункт 4 признать утратившим силу;
в графе «Ответственные исполнители» слова «Минкомсвязь России, Минфин России, Минэкономразвития России» заменить словами «Минэкономразвития России, Минцифры России, Минфин России»;
в графе «Сроки исполнения» слова «до 30 сентября 2019 г.» заменить словами «до 31 декабря 2021 г.»;
Обзор документа
В России было решено создать Единую информационную платформу национальной системы управления данными. Она объединит информацию из госинформсистем, реестров и баз. Будет обеспечен контроль качества сведений, сбора, визуализации и анализа данных.
Платформа состоит из подсистем интеграции, контроля качества государственных данных, ведения метаданных и управления справочниками и реестрами, обеспечения информационной безопасности, управления эксплуатацией, информационно-аналитического обеспечения, а также из информационного портала. Сведения, относящиеся к гостайне, обрабатываться на платформе не будут.
Скорректированы Положение о СМЭВ, порядок использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для оказания госуслуг и исполнения госфункций.