Эдипов комплекс что это значит

эдипов комплекс

Полезное

Смотреть что такое «эдипов комплекс» в других словарях:

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — – в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в… … Философская энциклопедия

ЭДИПОВ комплекс — комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда – чувство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ЭДИПОВ (комплекс) — комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда чувство… … Философский словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — ЭДИПОВ комплекс, в психоанализе совокупность бессознательных (вытесненных) отношений ребенка к своим родителям. У мальчиков сексуальное влечение к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа. У девочек эдипову… … Современная энциклопедия

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — см. Комплекс (в психологии) … Большой Энциклопедический словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — (греч. Oedipus имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. complexus связь, сочетание) имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного… … Новейший философский словарь

Эдипов комплекс — Из работы «Об одном типе выбора объекта у людей» австрийского врача психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 1939). Первоисточник древнегреческое предание о царе города Фив Эдипе, по неведению убившем своего отца и… … Словарь крылатых слов и выражений

Эдипов комплекс — У этого термина существуют и другие значения, см. Эдипов комплекс (значения). Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю… … Википедия

Источник

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс что это значит. Смотреть фото Эдипов комплекс что это значит. Смотреть картинку Эдипов комплекс что это значит. Картинка про Эдипов комплекс что это значит. Фото Эдипов комплекс что это значит

«Когда я вырасту, я женюсь на своей маме!». Такие признания приходится слышать не так уж и редко. Аналогично, девочка хочет выйти замуж за своего папу. Родители привыкли умиляться: ведь это просто детские фантазии, а может, и шутки. Но на самом деле эти признания – одно из проявлений эдипова комплекса. Имеющий его ребёнок излишне привязывается к родителю противоположного пола (сын к матери, дочь к отцу), а второго родителя может рассматривать как своего соперника. Фрейдистская теория объясняет это тем, что у ребёнка развивается сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Часто понятие «эдипов комплекс» применяют только к мальчикам, а аналогичное поведение девочки называют комплексом Электры. Однако ряд авторов считает такой подход устаревшим, и «эдипов комплекс» применяется к обоим полам.

История

Описанное выше поведение детей – это всего лишь начальная стадия эдипова комплекса, когда влечение к родителям считается в целом нормальным состоянием психики. Проблемы начинаются позже, по мере взросления ребёнка. Если он не преодолеет эдипов комплекс, то в дальнейшей жизни столкнётся со многими трудностями.

Учение Фрейда

Фрейдисты считают, что мальчику справиться с этим комплексом легче, поскольку у него есть стимул – подсознательная боязнь кастрации. Тем не менее, в некоторых случаях избавление от психологического недостатка может стать непростым испытанием. С «общепсихологической» точки зрения (то есть если абстрагироваться от фрейдизма) эдипов комплекс у подростков и тем более у взрослых людей – это проявление отставания индивида в психологическом развитии.

Чем опасен комплекс?

К чему может привести эдипов комплекс? Прежде всего – к несамостоятельности подростка, которая может сохраняться и во взрослом состоянии. Вспомните «маменькиных сынков». Мать, ко всему прочему, сама может способствовать поддержанию эдипова комплекса в психике сына, излишне опекая его и лишая возможности проявлять собственную инициативу. Но этого мало. Привязываясь к «своей единственной женщине», матери, сын приобретает типично женские черты характера (точно так же, как дочь с комплексом Электры, привязанная к отцу, становится «мужественной», точнее – мужеподобной).

Далее – парень с эдиповым комплексом может испытывать трудности в общении с девушками. Здесь есть две стороны проблемы. Первая состоит в том, что робкие, «женоподобные» молодые люди, излишне привязанные к матери, у большинства девушек вызывают отторжение. Ведь мужчина должен быть сильным и смелым, это устоявшийся стереотип. Кстати, комплекс Электры у девушек аналогичного эффекта не даёт: многих мужчин притягивают жёсткие, храбрые, решительные дамы с «мужским» характером, хотя и не всегда они готовы вступить с ними в любовные отношения и создать семью. Парень-Эдип во многих случаях обречён на полное одиночество и непонимание. Вторая сторона – неспособность молодого человека адекватно оценить девушек, с которыми он сталкивается. Сознательно или подсознательно он сравнивает их с матерью и приходит к выводу, что встреченная девушка не идеальна, так как не похожа на неё. В конечном итоге он может полностью разочароваться в женщинах.

Лечение

Лечение эдипова комплекса весьма желательно проводить в раннем возрасте, поскольку в позднем сделать это значительно труднее.

Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин?

Как мы уже говорили, «эффект» от эдипова комплекса у женщины и у мужчины совершенно различный. Проявляется это в первую очередь в силу того, что отцовская любовь и материнская – это две разные вещи. Любовь отца требовательна, она исходит больше от рассудка. Отец любит своих детей за конкретные заслуги – не больше и не меньше. А любовь матери исходит из чувств, она весьма невзыскательна: мать любит своего ребёнка только за то, что он у неё есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

А может, всё дело не в сексуальности?

Английский учёный польского происхождения Бронислав Малиновский, работавший в первой половине ХХ века, предпринял попытку опровергнуть теорию своего учителя – Зигмунда Фрейда, которой до того ревностно придерживался. Он изучал жизнь аборигенных племён Новой Гвинеи, у некоторых из которых интимная жизнь родителей не укрывалась от глаз детей. В теории Фрейда есть понятие «первичной сцены»: ребёнок в очень раннем возрасте становится свидетелем интимных отношений родителей в той или иной форме, даже в виде невинного поцелуя, и это приводит к серьёзному психологическому потрясению, одно из следствий которого – эдипов комплекс (переживание ненависти к отцу как к сексуальному сопернику).

У аборигенов Новой Гвинеи «первичная сцена» была обыденностью, поэтому не приводила к подобным душевным потрясениям у детей, а гармоничные отношения матери и отца исключали возможность соперничества между отцом и сыном. Больше того, воспитанием детей занимался не отец – его роль традиционно сводилась лишь к зачатию, а родной брат матери, который по определению не может быть сексуальным партнёром матери, а значит – и соперником для сына.

Однако эдипов комплекс проявлялся и в этом обществе, только объектом ненависти сына становился дядя. Из этого Малиновский заключил, что эдипов комплекс имеет не сексуальную природу, а скорее социальную: неприязнь ребёнка осуществлялась по отношению к тому, кто имеет социальное превосходство – наделён правом приказывать, запрещать, наказывать, выносить строгую оценку; привязанность же сына к матери была не меньшей, чем в обществе европейском.

Независимо от того, чья теория верна – Фрейда или Малиновского, ясно, что эдипов комплекс – явление весьма сложное, которое совсем не исчерпывается проблемой подавленной детской сексуальности. Поэтому и преодоление комплекса не должно сводиться только к одной его стороне.

Источник

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

Эдипов комплекс что это значит. Смотреть фото Эдипов комплекс что это значит. Смотреть картинку Эдипов комплекс что это значит. Картинка про Эдипов комплекс что это значит. Фото Эдипов комплекс что это значит
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ!

Эдипов комплекс что это значит. Смотреть фото Эдипов комплекс что это значит. Смотреть картинку Эдипов комплекс что это значит. Картинка про Эдипов комплекс что это значит. Фото Эдипов комплекс что это значит231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Описание Эдипова комплекса

Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.

Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.

Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.

Основные признаки Эдипова комплекса

Появления Эдипова комплекса могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, способа воспитания и степени либеральности в семье. Также по-разному могут себя вести мальчики и девочки, которые находятся в этом периоде.

Общие аспекты и признаки

Для обоих полов характеры некоторые изменения в поведении, что могут указывать на развитие Эдипова комплекса:

Раздражительность. Ребенок может вести себя нервно, так как находится в условиях постоянного психологического давления. Ему сложно справиться с внезапно возникшими чувствами, ощущениями, в том числе и ревностью.

Капризы. Малыш может отказываться выполнять что-либо, если рядом не будет отец/мать. Добиться внимания от родителя, к которому сформировалась такая привязанность, ребенок пытается любым способом.

Трудности с прощаниями. Например, если мама или папа уходят на работу. Ребенку очень сложно смириться с тем, что нужно отпустить дорогого человека на целый день. Возникает чувство собственности, и малыш постоянно будет раздражаться, когда объект его привязанности отлучается. Для Эдипова комплекса характерно то, что это будет только один из родителей и такой симптом развивается в возрасте ребенка от 3 до 5 лет.

Отказ от общения со сверстниками. Частым симптомом также может быть нежелание ребенка играть и контактировать со своими одногодками. Малыш отдает предпочтение одному из родителей, вместо того, чтобы повеселиться с друзьями.

Особенности Эдипова комплекса у мальчиков

Для мальчика мать с самого рождения — самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.
Ревность к отцу проявляется раздражительностью, постоянным плачем, как только он пытается отнять от малыша внимание матери, отвлекает её или просто разговаривает. На тот момент ребенок воспринимает себя с матерью единственным целым и не допускает даже возможности поделиться.
Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества. Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.

Особенности Эдипова комплекса у девочек

Вариант Эдипова комплекса также может присутствовать в развитии девочек. В возрасте от 3 до 5 лет они начинают ассоциировать себя с женским полом. Они осознают свою схожесть с матерями, и первая привязанность с ними постепенно перерастает в нечто большее. Девочки копируют поведение матери, наследуют её предпочтения и манеры. Кроме того, они начинают анализировать её выбор спутника жизни и их отца.
В этом периоде формируется идеология настоящего семейного счастья, которое олицетворяет в себе для девочек их папа. Он тот образец или даже прототип, который подсознание сохранит на всю жизнь. В будущем девочка будет искать свою половинку, так похожую на отца. Также может ревновать его к матери.
Внимание со стороны мужского пола, даже если это папа, всегда будет важно для ребенка в таком возрасте. В случае если поведение отца будет далеким от идеала и девочка со временем станет относиться к нему как минимум негативно, это скажется на её будущем. Она будет испытывать трудности в выборе партнера и не сможет довериться из-за того, что не был правильно сформулирован идеальный прототип того, кто должен быть рядом.

Советы родителям

В фаллическом периоде психического развития ребенка по Фрейду следует внимательно отнестись ко всем проявляющимся симптомам. Периодично возникающие признаки Эдипова комплекса могут вызвать негативную фиксацию на переживаниях и стать одной из причин развития в будущем различных психических расстройств.
Именно поэтому родителям нужно знать, как избавиться от Эдипова комплекса их детям:

Доверие. Прежде всего необходимо убедиться, что ребенок действительно сможет поговорить хотя бы с одним из родителей в том случае, если ему это будет необходимо. Большинство детей чувствует себя одинокими, они не способны выражать переживания своим отцам и матерям. Если же контакт налажен, то избавиться от таких симптомов будет куда проще.

Внимание. Чаще всего ревность и привязанность к одному из родителей может возникать из-за недостатка внимания. Дети сами додумывают историю. Например, мальчик думает, что мама его не любит, так как папу. Следует не обделять вниманием малыша и постараться больше времени проводить вместе (втроем, если нет других детей). Необходимо настроить здоровые отношения между всеми членами семьи, выработать такие схемы поведения, которые бы удовлетворяли каждого.

Общение. Если все вопросы, что беспокоят малыша, остаются не отвеченными, он сможет придумать себе другое объяснение, которое не всегда является правильным. Например, если девочка не понимает, почему папа иногда хочет поговорить с мамой, не посвящая её в подробности, она может решить, что её не любят. На подсознательном уровне ребенок станет ревновать свою мать к отцу, который является её образцом идеального мужчины. Правильно объяснив различие между любовью к детям и к супругу, можно помочь малышу осознать свое место в сложной цепочке человеческих взаимоотношений.

Социализация. Нельзя, чтобы малыш рос в закрытом семейном кругу, где он сможет лицезреть только один тип любви. Следует записать его в садик, разнообразные кружки, где у него будет возможность пообщаться со своими сверстниками, завести друзей. Таким образом, можно достичь значительного уменьшения проявлений Эдипова комплекса.

Эдипов комплекс по Фрейду — это всего лишь временное состояние психики ребенка, который пытается найти свой идеал в ближайшем окружении, первые попытки малыша наследовать родителей. Именно поэтому не стоит сразу же паниковать, если он испытывает временную сексуальную привязанность к одному из родителей. Чаще всего это проходит с возрастом бесследно. В других случаях, когда в таком периоде была нанесена психотравма, ребенок может фиксировать свои переживания, тем самым ухудшая симптоматику и вызывая в будущем различные отклонения.

Источник

Эдипов комплекс что это значит

Если верить классическому психоанализу по Фрейду, эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс электры (у девочек) проявляется в период между тремя и пятью годами. Именно в этом возрасте отношение детей к родителю противоположного пола приобретает романтический оттенок, дочери и сыновья стремятся произвести впечатление на объект своей пылкой любви: девочки упражняются в кокетстве с отцом, демонстрируя ему новые прически и платья, а мальчики стремятся поразить своих мам силой и ловкостью. По этой причине родитель своего пола на бессознательном уровне воспринимается как соперник/соперница. Маленькие девочки, проникнувшись особой, романтически окрашенной любовью к отцу, начинают испытывать к матери амбивалентные чувства и соответственно себя ведут. С одной стороны, они испытывают к ней восхищение, стремятся во всем ее копировать, идентифицируют себя с ней, с другой – вступают с ней в конкурентную борьбу за право «обладания» отцом.

Внутренний конфликт и выход из него

Что касается мальчиков, то они по тому же принципу пытаются «тянуть одеяло на себя»: сыновья уже не согласны с прежней ролью в отношениях «мать-младенец», они стремится встать на один уровень с отцом, занять партнерское положение. Именно это желание порождает внутренний конфликт, ведь ребенок занимает более низкую ступень в системе семейной иерархии. Разрешение внутреннего конфликта заключается в том, что сын осознает временное превосходство отца, что будет мощным стимулом для развития его собственной мужественности (аналогичное происходит с девочками). Если же ребенок не придет к такому неосознанному решению, то в зрелом возрасте у него могут возникнуть проблемы в ситуациях, которые требуют активации мужского или женского начала. Бывает так, что не «отыгранный» сценарий противостояния мальчика с отцом переносится во взрослую жизнь: при столкновении с мужчиной-конкурентом, который также проявит интерес к его пассии, он может проецировать на него образ собственного отца. То есть в этой ситуации сам он будет играть роль незрелого, капризного и обидчивого мальчика из раннего детства.

А если эдипов комплекс не проявился?

Родители могут не замечать тех признаков, которые обычно проявляются у детей на стадии эдипова комплекса. Так, например, некоторые мальчики словно пропускают закономерный этап враждебности к отцу и ведут себя, как обычно, не проявляя «телячьих нежностей» по отношению к матери. Со стороны может казаться, что дочь, как прежде, «ровно» относится и к отцу, и к матери. Однако отсутствие видимых признаков эдипова комплекса или комплекса электры у детей не означает, что они отсутствуют вовсе. Даже чуткие родители не всегда могут понять, что на самом деле чувствует ребенок. А комплексы, о которых идет речь, могут проявляться более или менее интенсивно в зависимости от личностных особенностей ребенка.

Норма, а не патология

Не стоит забывать, что эдипов комплекс – нормальная стадия развития личности. Ведь задача развития для девочки или мальчика – стать мужчиной/женщиной. И, как это ни странно, над решением этой задачи на бессознательном уровне дети работают уже к годам трем. Чтобы обрести автономию, отделившись от матери, ребенку нужно осознать свою принадлежность к конкретному полу, с которым он начнет себя идентифицировать. В этом смысле фаза эдипова комплекса – это первый шаг на пути к формированию полноценной сексуальности. Это такой фундамент, на котором будут в дальнейшем строиться отношения вашего ребенка с противоположным полом.

Поэтому если ребенок чересчур нежен с вами, не выражайте бурного негодования и не делайте попыток его высмеять. Спокойным тоном объясните: «Я не могу выйти замуж за тебя, потому что ты мой сын. Я замужем за твоим отцом». Дайте ему понять, что стадия незрелости временная, что однажды этот маленький мальчик станет таким же сильным и мужественным, как папа, а маленькая девочка обретет ту же женственность, что и мама, а главное – впереди их ждет большая любовь и счастливая семейная жизнь. Лучше объяснить это на примере сказочных персонажей: принцев и принцесс, ведь для ребенка это проекции образов родителей, объектов любви, причем в большей степени идеальной, платонической, вера в которую необходима для зарождения уже «взрослых» отношений с противоположным полом.

Источник

Эдипов комплекс по Фрейду

Эдипов комплекс ‒ очень сложное и многогранное явление, и более чем за 100 лет существования психоанализа сформировалось много его интерпретаций. Каждая школа психоанализа рассматривает Эдипов комплекс со своей стороны. Рассмотрим, для начала, классический взгляд на Эдипов комплекс, разработанный самим Зигмундом Фрейдом, которого до сих пор придерживается большинство психоаналитиков.

Зарождение Эдипова комплекса

Чрезвычайная привязанность к родителям ‒ специфическая черта человека, выделяющая его среди всех животных, является результатом «длительной детской беспомощности и зависимости человека» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд). Мать для младенца ‒ первый объект любви и источник удовлетворения всех его желаний. Первоначально даже не сама мать ‒ а только грудь, т.к. ребенок, обладающий только зарождающейся психикой, еще не способен объять более того, что может обнять.

«…уже совсем в ранние годы развивается в отношении матери объектный катексис, который исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером анаклитического объектного выбора…»
(“Я и Оно”. Фрейд)

Младенец привязан к матери, без нее он не может существовать, и, соответственно, «считает» ее своей собственностью. Если мать способна уделять достаточно внимания младенцу, то формируется идиллия в диадных отношениях мать-ребенок (см. Теория сосания первичного объекта).

Вейкко Тэхкэ назвал такие отношения между матерью и грудным ребенком идеальной диадой. Нарушение идиллии происходит в результате развития психики ребенка. По мере того, как формируется его психика, ребенок «узнает однажды, что мать лишает его любви и заботливости, направляя их на нового пришельца» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд), ‒ отношения становятся триадными. Это вызывает закономерный гнев в адрес нарушителя идиллии и рождение Эдипова комплекса. То есть изначально Эдипов комплекс для детей обоих полов представляет собой любовь к матери и чувство недовольства в адрес нарушителя спокойствия – отца (брата, сестры или других нарушителей). Мать подтверждает чувство превосходства младенца, уделяя ему больше внимания, чем своему мужу, отцу ребенка, что совершенно необходимо на этапе младенчества. И ребенок чувствует себя эдипальным победителем. Но, в более старшем возрасте, ребенок продолжает настаивать на своем исключительном значении для матери, когда отец ребенка тоже претендует на внимание матери ребенка, его жены, что и порождает эдипальный конфликт. Чаще всего этот конфликт разгорается в постели родителей, вот как Фрейд описывает чувства своего маленького пациента Ганса:

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.»
(“Анализ фобии пятилетнего мальчика”)

Фрейд подчеркивает сексуальную составляющую этого процесса: «Для Ганса, как и для всех детей, лежать в постели с отцом или матерью есть источник эротических возбуждений» (там же). Сексуальность проходит красной нитью через все учение Фрейда о психоанализе.

Полиморфная инфантильная сексуальность

Фрейд относит к сексуальным любые физиологические удовлетворения ребенка: сосание груди, дефекацию и мочеиспускание ‒ все это Фрейд называет полиморфной сексуальностью догенитальной фазы развития. Возраст с двух до пяти лет Фрейд называет расцветом инфантильной сексуальности, что соответствует периоду развития Эдипова комплекса. При этом Фрейд подчеркивает, что мать сама испытывает к ребенку сексуальные чувства:

Эдипов комплекс что это значит. Смотреть фото Эдипов комплекс что это значит. Смотреть картинку Эдипов комплекс что это значит. Картинка про Эдипов комплекс что это значит. Фото Эдипов комплекс что это значит

«Общение ребенка со своими няньками составляет для него беспрерывный источник сексуального возбуждения и удовлетворения через эрогенные зоны, тем более, что эта нянька ‒ обыкновенно это бывает мать ‒ сама питает к ребенку чувства, исходящие из области ее сексуальной жизни, она ласкает, целует и укачивает его и относится к нему совершенно явно, как к полноценному сексуальному объекту
(“Три очерка по теории сексуальности”)

Фрейд расширил сексуальность до нежности и, вообще любви, или, если выражаться точнее, объявил сексуальное влечение основным жизнеобразующим влечением человека, квинтэссенцией всех его помыслов и интенций, назвав его либидо. Этим Фрейд навлек на психоанализ гнев его противников, обвиняющих его в пансексуализме и сексуализации детского развития. Современные психоаналитики предпочитают прятать концепцию Фрейда о центральной роли сексуальности в развитии ребенка за введенным Фрейдом психологизмом «психосексуальность«. При этом Фрейд особо подчеркнул не только роль сексуальности в развитии ребенка, но и то, что «конечное состояние инфантильной сексуальности (приблизительно в пятилетнем возрасте), приближается к окончательному формированию сексуальности у взрослого» (“Инфантильная генитальная организация”). Но из этого не следует делать вывод, что Фрейд считал пятилетнего ребенка половозрелым. Для ребенка сексуальность, все равно, остается инфантильной.

Инфантильная генитальная организация

«Если и не достигается настоящего объединения частичных влечений под приматом гениталий, то все же на кульминационном пункте всего хода развития инфантильной сексуальности интерес к гениталиям и пользование ими приобретает господствующее значение, мало уступающее их значению в период половой зрелости
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

Другим источником интереса для ребенка является тайна деторождения. Естественно, что каждый ребенок рано или поздно задумывается о своем появлении на свет, особенно, если в семье рождаются еще дети. Несмотря на байки про аиста и капусту, из наблюдения за семейными парами, ребенку не трудно сделать вывод, что для рождения ребенка необходимы мужчина и женщина. Ребенок видит, что рождение детей является результатом любви, и у него закономерно появляется желание иметь ребенка с любимым родителем. Здесь уже включается процесс полоролевой идентификации из подражания родителям и другим семейным парам:

«Желание иметь с матерью ребенка всегда присутствует у мальчика, желание иметь ребенка от отца неизменно наличествует у девочки, и это при полной неспособности внести для себя ясность по поводу того, каким путем можно прийти к исполнению этого желания. То, что гениталии должны иметь к этому какое-то отношение, для ребенка, как будто, несомненно, хотя его размышления на этот счет могут заставить его искать суть предполагаемой между родителями интимности и в иного рода отношениях, – например, в том, что они спят вместе, в совместном мочеиспускании и тому подобном…»
(“Ребенка бьют”. Фрейд)

Способ рождения у маленького ребенка тоже порождает много теорий, например, что ребенка вынимают из груди или живота посредством операции, или что он рождается через прямую кишку (теория клоаки, верная для определенных видов животных).

Таким образом, хотя сексуальность ребенка и приближается к сексуальности взрослого, мальчик еще не знает, как использовать свой пенис, а девочка еще не знает о существовании вагины по причине особенностей ее анатомического расположения.

Примат фаллоса и кастрационный комплекс

Воспитателями, так или иначе, подчеркивается запрет на все, что связано с гениталиями, что только подогревает интерес к исследованию в этой области со стороны ребенка. По мнению Фрейда, история мальчика в этом месте расходится с историей девочки.

«В течение этого исследования мальчик приходит к открытию, что пенис не составляет общего достояния всех сходных с ним существ. Толчком к этому служит то, что мальчик случайно заметил, как выглядят гениталии маленькой сестры или подруги. Наблюдательные мальчики уже до того, на основании своих наблюдений при мочеиспускании девочек, видя другое положение и слыша другой шум, начинают подозревать, что здесь имеется что-то другое, и стараются тогда повторить эти наблюдения с целью выяснения положения вещей. Известно, как они реагируют на это отсутствие пениса. Они не приемлют этот недостаток, считают, что все-таки видят орган, маскируют противоречие между наблюдением и своей предвзятостью соображением, что орган еще мал и вырастет, и постепенно приходят к заключению, важному в аффективном отношении, что он по крайней мере имелся и затем его отняли. Отсутствие пениса понимается как результат кастрации, и ребенок стоит перед задачей выяснить отношение кастрации к самому себе.»
(“Инфантильная генитальная организация”)

Мальчик не обнаруживает у девочки такого же полового члена, как у себя, из чего делает вывод, что девочке его отрезали. Раз отрезали девочке – могут отрезать и ему. Так Фрейд объясняет рождение кастрационного страха у мальчика. Все последующее развитие мальчика, вплоть до гибели Эдипова комплекса, по мнению Фрейда, будет сопровождаться страхом кастрации. А что же девочка, каково ее отношение к отличиям в строении гениталий в сравнении с мальчиком, по мнению Фрейда?

«Комплекс кастрации у девочки тоже возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие. Она чувствует себя глубоко обделенной, часто дает понять, что ей тоже хотелось бы «иметь такое же», в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера. »
(“Введение в психоанализ”)

То есть, по мнению Фрейда, девочка считает себя уже кастрированной, и все, что остается девочке ‒ это завидовать мальчику. Зависть к пенису ‒ центральное понятие в концепции Фрейда о кастрационном комплексе у девочки. Это связано, по мнению Фрейда, с тем, что существование вагины для девочки остается тайной в силу ее особенностей анатомического расположения. Это очень важное допущение, на котором строится все дальнейшее построение концепции Эдипова комплекса для девочки в классическом психоанализе (чему будет посвящена специальная статья в этом цикле). Клитор, как считает Фрейд, девочка находит слишком малым, что только разжигает зависть к большому пенису мальчика. Мошонка для мальчика, по мнению Фрейда, тоже не имеет значения, т.к. он не обращает на нее внимания в связи с тем, что только пенис доставляет особое наслаждение при прикосновениях.

По мнению Фрейда для обоих полов значимым оказывается только один орган ‒ пенис (фаллос). То есть, девочка для Фрейда оказалась всего лишь «кастрированным мальчиком«.

«Основной характер этой инфантильной генитальной организации составляет одновременно ее отличие от окончательной генитальной организации взрослых. Он заключается в том, что для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские. Существует не примат гениталий, а примат фаллоса»
(“Инфантильная генитальная организация”)

Инфантильная генитальная организация содержит в своей основе примат фаллоса, как для мальчика, так и для девочки. Таким образом Фрейд вводит понятие кастрационного комплекса: для мальчика он заключается в страхе потерять пенис, а все что остается «кастрированной» девочке ‒ это зависть к пенису, которым обладает мальчик. Эта стадия психосексуального развития (с трех до пяти лет), названная Фрейдом фаллической, совпадает с кульминацией Эдипова комплекса.

Все описанное выше относится к, так называемому, прямому или позитивному Эдипову комплексу.

Широкому кругу читателей известна только классическая парадигма психоанализа, это связано, прежде всего, с достаточно простым стилем изложения Зигмунда Фрейда (в большинстве своих работ), который, собственно говоря, и ставил своей задачей популяризировать психоанализ. Такие яркие представители современных направлений психоанализа как Хайнц Кохут и Вейкко Тэхкэ вызывают сложности при прочтении даже у подготовленного специалиста, отчего они не очень популярны даже у профессиональных психоаналитиков. Однако, мой читатель может ознакомиться с основными направлениями психоанализа, благодаря книге Петера Куттера “Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов”, которую Вы можете скачать, пройдя по указанной ссылке. Очень жаль, что эта замечательная книга до сих пор не получила достаточного внимания у широкого круга читателей.

Также хочется заметить, что мое изложение концепции Эдипова комплекса в парадигме классического психоанализа приводится в этом цикле статей в том виде, как ее видел Зигмунд Фрейд, разбросав свои мысли по множеству своих работ. Хочется подчеркнуть, что, не смотря на то, как я пишу выше, что широкому читателю известна классическая парадигма психоанализа, многое из нее вычеркнуто популяризаторами психоанализа, что, как им казалось, может шокировать читателя, прежде всего, взгляд Фрейда на психологию женщины.

Например, детеныши копытных уже через несколько минут после рождения могут встать на ноги и следовать за матерью для получения молока. Хищные млекопитающие, которые считаются более высокоразвитыми, чем травоядные, например, котята и щенята, первые 10 дней глухи и слепы и целиком зависят от заботы матери. У человеческого ребенка период полной беспомощности составляет первые 6 месяцев. Поэтому, ведущий российский психоаналитик Михаил Ромашкевич в своих лекциях многократно подчеркивал, что человек выделяется среди всех млекопитающих тем, что рождается на свет в норме «недоношенным«. Поэтому для человеческого детеныша имеют такую важность родители и, прежде всего, мать. Это обусловливает особую привязанность к родителям и формирование Эдипова комплекса. Впрочем, как я напишу в одной из статей цикла Эдипова комплекса, для животных, по крайне мере, для собак, не чужды эдипальные переживания.

Сегодня нередко вскармливание младенцев происходит с помощью соски. Соска, конечно, физически оказывается хорошим транспортером молока в ротовую полость младенца. Но даже согретая теплой водой бутылочка с соской не может заменить тепло груди матери и ее тела. Грудь и тело матери ‒ объекты самого раннего взаимодействия младенца, в результате которого формируется здоровое ядро его психики. Тем матерям, которые используют искусственное вскармливание, нужно дополнительно предоставлять младенцу длительный контакт со своим телом. Зрение у младенца еще только формируется, и только через прикосновения он познает мир, определяет, теплый ли он и живой или стеклянный и резиновый. Первые впечатления будут той призмой, сквозь которую он будет смотреть на окружающий мир всю свою жизнь.

Эту идею Фрейда о груди как исходной точке объектного катексиса использовала его последовательница Мелани Кляйн, поставив привязанность ребенка к груди во главу своего учения об объектных отношениях. Как говорила Кляйн, психика ребенка формируется вокруг соска его матери. По мнению же Фрейда, психика ребенка формируется вокруг пениса, о чем Вы узнаете далее.

«Младенец считает» ‒ не следует это словосочетание воспринимать так, будто младенец способен мыслить как взрослый. Для младенца мать и он ‒ одно целое. Для отношения младенца к матери более подходит термин симбиоз, введенный Маргарет Маллер.

В “Анализе фобии пятилетнего мальчика” описывается сон Маленького Ганса, которым Фрейд иллюстрирует сексуальное желание пятилетнего мальчика в адрес матери:

«Ночью с 27-го на 28-е Ганс неожиданно для нас в темноте встает со своей кровати и влезает в нашу кровать. Его комната отделена от нашей спальни кабинетом. Мы спрашиваем его, зачем он пришел, не боялся ли он чего-нибудь. Он говорит: “Нет, я это скажу завтра”, засыпает в нашей кровати, и затем уже его относят в его кровать.
На следующее утро я начинаю его усовещивать, чтобы узнать, зачем он ночью пришел к нам. […]
Он: “Ночью в комнате был один большой и другой измятый жираф, и большой поднял крик, потому что я отнял у него измятого. Потом он перестал кричать, а потом я сел на измятого жирафа”.»

Папа долго расспрашивает мальчика, что же могут означать большой и измятый жирафы, объясняя ему, что это нужно для того, чтобы написать «одному профессору» (имеется в виду, Фрейду). Но мальчик не может объяснить отцу значение этих символов: «А ты ему скажи, что я сам этого не знаю, и тогда он не будет спрашивать, а когда он спросит, что такое измятый жираф, пусть он нам напишет, и мы ему ответим или сейчас напишем, что я сам этого не знаю».

Отец мальчика, последователь Фрейда, посещающий его семинары, приходит к следующему выводу:

«Большой жираф ‒ это я (большой пенис ‒ длинная шея), измятый жираф ‒ моя жена (ее половые органы)… Все вместе есть репродукция сцены, повторяющейся в последнее время почти каждое утро. Ганс приходит утром к нам, и моя жена не может удержаться, чтобы не взять его на несколько минут к себе в кровать. Тут я обыкновенно начинаю ее убеждать не делать этого (“большой жираф кричал, потому что я отнял у него измятого”), а она с раздражением мне отвечает, что это бессмысленно, что одна минута не может иметь последствий и т. д. После этого Ганс остается у нее на короткое время (“тогда большой жираф перестал кричать, и тогда я сел на измятого жирафа”).»

«Мы недавно разбирались подробно в вопросе о том, что сексуальное развитие ребенка прогрессирует до фазы, в которой гениталии принимают на себя уже руководящую роль. Но эти гениталии являются исключительно мужскими, точнее говоря, это ‒ пенис; женские гениталии остаются неоткрытыми
(“Гибель эдипова комплекса”. Фрейд)

«Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Тестикулярная тревога

«Впрочем, замечательно, в какой малой степени привлекает к себе внимание ребенка другая часть мужских гениталий, мошонка с ее содержимым. Опираясь на анализы, нельзя было бы никогда узнать, что гениталии состоят еще из чего-либо иного, чем пенис.»
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

Мой опыт психоанализа ряда пациентов показал, что в их подростковом возрасте преобладали шутки, за которыми скрывался страх отсечения именно яичек (тестикулярная тревога). Роль мошонки в психическом развитии мальчика традиционно игнорировалась психоаналитиками. Только в 1965 году Анита Белл в статье “Значение мошонки и тестикул для мальчиков пубертатного возраста” озвучила проблему, что психоанализ опрометчиво оставлял без внимания этот важный орган. Известные распространенные выражения «как серпом по яйцам» или «держать (кого-либо) за яйца» также иллюстрируют именно тестикулярную тревогу, а лестный эпитет «у него стальные яйца» ‒ явно демонстрирует значимость мошонки для мужчины, ровно как такая характеристика мужественной женщины, как «баба с яйцами». Не нужно забывать, что мошонка является источником способности мужчины к оплодотворению, а значит символом фертильности, а пенис, по сути, является только придатком к мошонке. Конечно, это совершенно неизвестно маленькому мальчику, который переоценивает значение именно того органа, который доставляет ему приятные ощущения при прикосновении.

«На ступени инфантильной генитальной организации хотя и существует мужское, но женского еще нет; противоположность здесь означает: мужские гениталии или кастрированный. Только с окончанием развития во время половой зрелости сексуальная полярность совпадает с мужским и женским..»
(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *