Эффект буратино что это
«Эффект Пиноккио»: как работает мозг лжеца
Чем чаще вы обманываете, тем быстрее работает ваш мозг: у патологических лжецов серого вещества на 14,2 % меньше, зато белого вещества (нервных волокон) на 22 % больше, чем у тех, кто не привык врать. О том, что еще нейронауке и психологии известно о лжи, пишет РИА «Новости».
Постоянная ложь может подавлять активность «центра страха» в мозге. Эксперимент Университетского колледжа Лондона, в котором испытуемых просили обманывать друг друга, показал: чем чаще человек врет, тем меньше активность миндалевидного тела. Когда человек обманывает в первый раз, миндалевидное тело активизируется, и мы ощущаем беспокойство. Но солгав еще и еще, привыкаем — и активность амигдалы падает.
Когда человек лжет, у него в крови резко повышается содержание кортизола и тестостерона. Мужской гормон тестостерон помогает избавиться от страха, что обман будет раскрыт, а гормон стресса кортизол способствует снятию эмоционального напряжения.
Ложь повышает температуру тела. Если человек говорит неправду о своих чувствах, кожа вокруг носа теплеет, а в мозге активизируется островок Рейля, участвующий в контроле температуры тела. Этот феномен ученые назвали «эффектом Пиноккио».
За ложь в мозге отвечают те же отделы, что и за речь, внимание и принятие решений. Когда человек обманывает, активизируются префронтальные, теменные и ассоциативные моторные области коры обоих полушарий. На МРТ видны все этапы лжи, даже предварительный — подготовка.
«Ложь требует от человека дополнительного напряжения, в результате усиливается взаимодействие между префронтальной корой, отвечающей за принятие решений и социальное поведение, и базальными ганглиями, связанными, предположительно, с сознанием», — говорится в статье.
Мозг лжеца сортирует истинные и ложные воспоминания. В эксперименте южнокорейских ученых участники запоминали список животных, а потом воспроизводили его, иногда добавляя в перечень свинью, которой там не было. Когда испытуемые говорили правду, у них активизировались височные доли, ответственные за память и хранение информации. Когда лгали, активизировались передние отделы теменной доли. Те же участки отвечают за способность понимать устройство целого через соотнесение частей, что позволяет читать и считать.
Осознанный обман с многоходовой комбинацией характерен лишь для человека и высших приматов, объясняет профессор биофака МГУ Зоя Зорина. Например, шимпанзе изобретательно отвлекают сородичей от кормушки, а обезьяны, обученные языкам-посредникам для коммуникации с учеными, обманывают их, чтобы добраться до угощения.
Синдром Буратино
Синдром Буратино, известный в психиатрии с апеллятивным «патологическая ложь» или также с именем «Mitomanía». Некоторые исследователи человеческого разума указывают, что эта патология характеризуется непоправимым принуждением, которому некоторые люди страдают от лжи.
Когда в зрелом возрасте мы наблюдаем людей, которые окружают свою жизнь ложью и обманом, чтобы оправдать свои действия или исправить свои недостатки в самооценке, тогда у нас возникает серьезная проблема.
Не все лжецы страдают от синдрома Буратино
Не все люди, которые лгут, имеют этот синдром. Некоторые лгут сознательно, чтобы получить выгоду, но патологический лжец не лжет с намерением. Их ложь спонтанна и незапланирована, и как только они вступают в эту динамику фарса и обмана, они не могут остановиться.
Кто страдает синдромом Буратино, много раз в течение многих лет поддерживает ложь, которую он говорит. Но важно подчеркнуть, что патологический лжец знает, что он лжет, но он не может с этим поделать. Это не то, что он может решить. Это бессознательный, патологический акт, который вырывается из ваших рук.
Однако эта ситуация настолько серьезна, что человек, страдающий синдромом Буратино, в конце концов начинает верить в собственную ложь. Наступает время, когда он не знает, как распознать, что такое реальность и что является результатом его лжи..
Человек, который страдает от синдрома Буратино, не делает этого намеренно, даже если он знает, что он лжет.
Основные признаки, которые характеризуют мифоманка
Как мы можем определить мифоманка? Может быть трудно провести различие между кем-то, кто время от времени лжет, и с полной волей, чтобы быть способным не делать этого, чем человеком, который страдает от этой патологии. Тем не менее, у нас есть некоторые признаки того, что если мы откроем глаза, мы можем быть очень полезными.
1. Истории, которые он рассказывает, не являются заблуждением
Когда человек лжет, он придумывает историю. Ничто из того, что имеет значение, не является правдой, но полностью искажено целью: вызвать удивление или представить себя другим как жертву.
однако, кто страдает от синдрома Буратино, когда он лжет, не все, что он говорит, сомнительно, но есть много частей правды.
2. Ложь продлевается во времени
Если вы когда-либо лгали, вы поймете, что это сделано в определенный момент. Это не то, что делается при любых обстоятельствах без причин для этого. Ложь имеет цель, как мы упоминали ранее, если нет цели, нет необходимости лгать.
С другой стороны, человек-мифоман лежит неуправляемо вне зависимости от контекста, окружающей среды или если человек, которому вы лжете, является членом семьи или человеком, которого вы не знаете. Это не различает. Ложь воспринимается как обычно.
3. Создайте свою собственную ложь
Человек, который страдает от синдрома Буратино, в отличие от обычного лжеца, считает, что все, что имеет значение, правда. То есть он не способен различить то, что является фантазиями его разума, чем то, что нет. Это очень важно, так как вызывает несколько конфликтов в ваших отношениях с другими.
Истории и ложь имеют тенденцию описывать лжеца в позитивном и благоприятном ключе, это не то же самое с теми, кто страдает от синдрома Буратино.
Мифомания не безобидна. У него есть побочные эффекты на разных уровнях. В социальной сфере мифоман обычно теряет доверие и помечается как «рассказчик». На уровне семьи это определяется как человек, которого не рекомендуют, и который мало уверен в себе. И на уровне контактов и друзей, они имеют тенденцию дистанцироваться или человек оказывается в стороне от группы.
Ложь, иногда это помогает? Ложь морально предосудительна. Однако существуют обстоятельства, при которых ложь избегает конфликтов или большего зла. Читать дальше «
«Эффект Пиноккио» и как не попасть под его влияние
Каждому из нас хотя бы раз в жизни доводилось говорить неправду и при этом ощущать, как по жилам течет холодная кровь. Выражение «врет и не краснеет» неоднократно изучалось специалистами, что повлекло за собой ряд интересных выводов.
Что представляет собой «эффект Пиноккио»
На самом деле выражение «эффект Пиноккио» пришло к нам со сказки писателя К.Коллоди «Приключения Пиноккио». Его суть заключается в том, что у героя нос становился больше при подаче неправдивой информации. В далеком 1881 году это расценивалось как слишком перенасыщенная фантазия автора. На сегодняшний день это воспринимается немного иначе. Новые технологии позволяют доказать тот факт, что у человека меняется форма носа, когда он лжет. Единственное, нос не увеличивается, а уменьшается, но увидеть это невооруженным взглядом, конечно же нельзя. Сказка «Пиноккио» интересна исследователям и многими другими медицинскими синдромами.
Как наука переплетается с Пиноккио
Сказка К.Коллоди стала известной и популярной на то время.
В 1977 году состоялась дискуссия, а которой разбирался ряд проблем пациентов, связанных с психиатрическими отклонениями и влияние этого на проблему деформации носа. Помимо этого, персонаж Пиноккио очень широко используется психотерапевтами в изучении проблем детской психики и аутизма в целом.
Как эффект Пиноккио работает в современном мире
В начале 2012 года в научном издании была опубликована статья, в которой описывалось применение томографии для выявления взаимосвязи температуры тела с враньем, как психологическим явлением. По итогу, ученые отметили, что при вранье у человека изменяется температура тела в области глазных мышц и на кончике самого носа. Обнаруженное явление получило название «эффект Пиноккио».
После ряда исследований, ученые отметили, что в человеческом организме не существует органа, отвечающего за неправду. В этом процессе принимает участие ряд физиологических реакций, которые напрямую связаны с напряжением и волнением, а также прочими особенностями организма. Именно определенные части мозга, задействованы в этих эмоциональных процессах влияют на терморегуляцию организма и определенных органов.
При исследовании были зафиксированы такие результаты:
— при умственной нагрузке и напряжении снижалась температура на кончике носа,
— при возникновении паники, повышалась температура тела,
— температура повышалась в уголках глаз при малейшем волнении.
Таким образом, это позволяет сделать выводы, что у врущего человека краснеет кончик носа и лицо приобретает желто-оранжевый оттенок. Если сводить все к реальным фактам, то эффект Пиноккио имеет обратный результат и нос вследствие неправды уменьшается.
Точность эксперимента и исследования лжи при помощи томографии составила 85%. По сегодняшний день проводятся многочисленные исследования в данном направлении, это значит, что нам предстоит узнать еще много нового и интересного.
Возможности использования «эффекта Пиноккио» на практике
Точность исследований с помощью томографа, открывает широкие возможности на допросах и прочих жизненных обстоятельствах. Вся система работы с лживой информацией связана с физиологическими изменениями температуры тела в области слезной точки и кончика носа. Исследования показывают, что возникает повышенная активность в правой миндалине и нижней части лобной извилины при предъявлении ложной информации. Активность этих точек увеличивается, если предъявления реально правдивы и не изменяется, если факты являются ложью.
Данный эффект помогает в раскрытии многих дел, выявлении правдивой и ложной информации в различных обстоятельствах и дают толчок к новым исследованиям, дабы лучше познать работу человеческого мозга.
Критика в сторону «эффекта Пиноккио»
Любая сенсация и высказанная новая информация имеет своих сторонников и оппонентов. Каждое исследование имеет подтверждающие факты и аргументы, которые полностью объясняют ситуацию, но этого достаточно не всем. Жесткая критика обнародована в исследовании одного ученого говорит о том, что признаки обмана сильно преувеличены и не имеют четких обоснований. В своей критике автор упирается на методы Монте-Карло, то есть случайных процессов, которые не связаны между собой. Следует заметить, что именно эти методы применяются в математике, экономике и теории управления.
Но, единичная критика не может затмить значимость многих экспериментов, продолжительностью не один год.
В повседневной жизни достаточно просто научится анализировать мимику и жесты людей, чтобы визуально определить правдоподобность излагаемой ими информации.
Синдром Пиноккио
Текст: Анна Калинушкина, психолог МСППН
Героев сказок и мифов в названия фобий нередко выбирают для того, чтобы проиллюстрировать тот или иной психологический феномен. Например, танатофобия (от имени бога смерти Танатоса) или гипнофобия (бога сна Гипноса из греческой мифологии). Имя героя сказки «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди как нельзя лучше подошло для обозначения любопытного феномена — гелотофобии.
Синдром Пиноккио, который описал доктор Майкл Титце в 1996 г., подразумевает иррациональный страх перед насмешками со стороны окружающих.
Страдающий этой фобией «деревенеет», то есть испытывает мышечное напряжение, скованность. У него наблюдаются признаки реакции замирания в ответ на «угрозу».
Такой человек принимает любое поведение окружающих, от улыбки до смеха, за издевку в свой адрес, что в тяжелых случаях приводит к изоляции от людей, потере социальных связей.
Майкл Титце выделяет гелотофобию в особую форму социофобии (боязни общества, людей, контактов, негативной оценки).
Почему Пиноккио?
Личности с этим синдромом в ответ на насмешки (реальные или мнимые) реагируют замиранием, мышечным напряжением. «Себя они считают смешными, нелепыми и испытывают по этому поводу тревогу. На улыбки, смех и доброжелательный юмор реагируют неестественно — страхом или враждебностью. При этом и возникает синдром Пиноккио: скованность, мышечное напряжение, учащение пульса, тремор, сухость в горле, заикание».
Феномен гелотофобии
Итак, перед нами столяр Джеппетто за работой. Не успел мастер довести до конца свое дело, как Деревянный Человечек начал шалить, доставляя массу неприятностей своему создателю.
«Бесстыдное и наглое поведение Пиноккио навеяло на Джеппетто такую грусть, какой он не испытывал за всю свою жизнь. ».
Герой сказки ведет себя как любой ребенок. Его новоиспеченный папаша сердится, глядя на это. Пиноккио появляется на свет с длинным носом, но отец всеми силами пытается укоротить характерную особенность сына. Не успев родиться, шалун встречается с осуждением родителя, неприятием своих черт (его нос именуется как нахальный). Пиноккио убегает из дома, при этом над ним смеются прохожие, пытается поймать полицейский.
Вывод: с первого момента жизни, встречаясь с социумом и с родителем, он становится осуждаемым и обвиняемым. Его ругают, наказывают, исправляют, обрезая нос и транслируя: «Ты плохой, неправильный!», «Отвратительно себя ведешь!». Герой испытывает мучительный стыд и вину и бежит от людей.
Заметим, нос у Пиноккио растет в ситуациях обмана: когда он обнаруживает, что горшок — нарисованный, ненастоящий, хотя он принимает его за таковой («его и без того длинный нос вытянулся по крайней мере еще на четыре пальца»).
Да и Фея уличает его во лжи. Мальчишка утверждает, что якобы потерял золотые монеты в лесу, упрятав их поглубже в карман. Попытка обмануть продиктована желанием разбогатеть. Фея говорит, что в ее лесу ничего не теряется, и его пропажа найдется. Пиноккио понимает: обман может быть обнаружен, но запутывается еще больше. Он лжет, что проглотил монетки. После каждой подобной версии нос его растет, после третьей — становится настолько огромным, что герой «уже не мог повернуть головы».
Человечек страшно расстроен и напуган непомерным ростом выделяющей его черты. Он пытается поднять голову и чуть не попадает острием носа Фее в глаз. Попытка обмана проваливается, вызывая мучительный стыд и желание убежать, но. «его нос стал таким длинным, что не мог пролезть в дверь».
Невербальные проявления
Этот эпизод чрезвычайно показателен для понимания синдрома. Герой меняется в лице, мучается, но не способен скрыть метаморфозы. Фея смеется, считая нужным «преподать ему серьезный урок».
Этот смех является для героя разоблачающим и. «обездвиживающим». Он не может пошевелиться, переживая мучительный стыд сначала из-за вранья, а потом из-за изменения внешнего вида, то есть из-за разоблачения. При этом «разоблачитель» — Фея, значимый для героя персонаж.
Поверить в обман
Еще один немаловажный факт: героя уже провели Кот и Лиса, но он еще не знает об этом. Поверил в ложь, а самому обмануть не удалось. Человечек стремится к большому успеху — разбогатеть и вернуться с кучей золотых монет. Он хочет, чтобы отец увидел, что сын не такой уж безобразник.
Эта история иллюстрирует еще одно переживание гелотофоба: страх быть обманутым и осмеянным. Насмешки окружающих он воспринимает как демонстрацию того, что его обманули близкие. При этом посторонние люди смеются над его доверчивостью.
Часто или постоянно испытывая стыд, гелотофоб считает себя нелепым, «не таким как все», хуже других. Он пытается «обмануть» окружающих, показать, что не хуже, а даже лучше остальных, но. панически боится, что его «маску сорвут», над ним будут злорадствовать. А это разрушительно для самооценки и без того низкой. Отсюда блокатор движений — чтобы телесные и мимические проявления «лжи» не были заметны.
Такой человек пытается спасти самооценку и социальный статус, показывая себя с лучшей стороны, «обманывая» окружающих (сам-то он знает, что плох, ему это с детства внушали!). Смех в данном контексте — великий разоблачитель. Поэтому гелотофобы в панике и бегут от обычных, даже самых безобидных шуток в свой адрес.
Две стратегии
Людям с гелотофобией живется непросто. Они выбирают две стратегии, чтобы справиться со страхом. Первая — избегать ситуаций, в которых есть риск насмешек, вплоть до полной изоляции. Вторая — высмеивать самому, дабы предупредить «издевки» других.
Современная психология предлагает более эффективные формы работы со страхом насмешек. Психолог, подобно археологу, помогает клиенту найти, «откопать» забытые, травмировавшие события, повлекшие синдром. Кроме того, важно перестать избегать ситуаций, провоцирующих страх, научиться «встречаться» с ним. Главное — своевременно обратиться к специалисту и с его помощью научиться управлять своими переживаниями.
Эффект Буратино
Герметичная информационная политика всем хороша с точки зрения властей – но электорат она периодически ставит в тупик. В искусственный мирок врывается реальность – и оказывается, что кругом одни картонные декорации.
Герметичная информационная политика, характерная для авторитарных стран с «управляемой демократией», всем хороша с точки зрения властей – но окормляемый электорат она периодически ставит в тупик. Просто потому, что задача в этом случае – держать людей в искусственно созданном, вымышленном мире госпропаганды. Люди привыкают, а потом вдруг в искусственный мирок (или морок?), найдя щелочку, врывается Реальность – и оказывается, что кругом одни картонные декорации. Несоответствие!
Как раз так происходит у нас на глазах в связи с убийством Немцова. Простецы, не проводящие по политическим фейсбукам и инфосайтам дни напролет, привыкшие вкалывать на работе и узнавать новости из телевизора, сейчас в тяжелом недоумении и даже легком ступоре. Буквально не понимают, что происходит.
Дело в том, что, как известно узкому кругу политозабоченных, на само имя «Немцов» в российских средствах действительно МАССОВОЙ информации был поставлен так называемый «блок». Был поставлен и стоял уже этак 10 последних лет. Кем поставлен? Кураторами из АП, вестимо.
Что означает «блок»? Это значит, что Немцова (как и многих других «статусных оппозиционеров», например, Касьянова, до некоторых пор Лимонова и др.) ни один редактор никакой информационной или «общественно-политической» программы на любом из общедоступных каналов не имел возможности пригласить ни на какое ток-шоу. Немцова нельзя было звать в качестве «говорящей головы» или «гостя в студии», у него нельзя было спрашивать мнение как у эксперта. Даже на неполитическую передачу (типа «Кто хочет стать миллионером» его нельзя было позвать в качестве участника.
Более того – Немцова нельзя было также упоминать, по имени-фамилии, в качестве участника каких-либо политических мероприятий. И наоборот: про политические мероприятия, в которых принимал участие Немцов, также очень не рекомендовалось упоминать на тех же федеральных каналах и в массовых СМИ.
Это все отслеживалось, и за соблюдение «блоков» редакторы отвечали головой. О том, что это все никакая не шутка, говорит печальная история с «Огоньком». Года два назад журнал «Огонек» допустил неслыханную вольность – вышел с большим портретом Ксении Собчак на обложке. Через неделю главный редактор Виктор Лошак был уволен. По слухам, журнал узрел в киоске Госдумы высокопоставленный чинуша из АП и пришел в страшное негодование – как можно?! Кто разрешил?
После своей гибели Немцов разом прорвал все «блоки» и поистине воцарился «в телевизоре», тем самым действительно – в сознании простых россиян – мгновенно увеличившись до «фигуры федерального масштаба».
И я наблюдаю по своим многочисленным знакомым не из сферы политологии – они тяжко восприняли такую метаморфозу. Их главный вопрос – с чего? И даже «Да кто он вообще такой?!».
Но могла ли пропагандистская машина сохранить «блок» даже после убийства? Едва ли. Ведь с ничтожной частью «политически продвинутой» аудитории тоже надо как-то сохранять контакт, пусть таких людей в стране всего лишь 5-10%. А главное – убийство скрывать, это не политика «блокировать». Тут включается механизм слухов, и разводить секретность – рисковать вообще потерять контроль над тем, что там станут друг другу пересказывать простецы.
По издевательской иронии судьбы – именно тогда, как самого Немцова не стало.
Прочитать оригинал поста Алексея Рощина с комментариями читателей его блога можно здесь.