Экран 120 гц что это
Выбор между телевизором с частотой 120 Гц и 60 Гц в основном зависит от того, какой тип контента вы смотрите. Телевизоры с частотой 120 Гц лучше подходят для видеоигр и просмотра контента со скоростью 24 кадра в секунду. Однако большинство новых телевизоров поддерживают частоту 120 Гц, поэтому вам следует сосредоточиться и на других важных характеристиках телевизора, таких как тип панели, скорость отклика, задержка ввода и т.д.
Хотите знать, стоит ли покупать телевизор с частотой 120 Гц и стоит ли обновляться с 60 Гц?
Что ж, учитывая, что большинство современных телевизоров имеют частоту 120 Гц, у вас не будет особого выбора, если вы захотите новый телевизор.
В отличие от других спецификаций, связанных с новыми телевизорами, таких как разрешение 4K Ultra HD, HDR и технология OLED, переход на новый телевизор только потому, что он поддерживает 120 Гц, не стоит того для большинства людей, за исключением геймеров, у которых есть совместимые консоли или игровые ПК.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что именно предлагает телевизор с частотой 120 Гц по сравнению со стандартным телевизором с частотой 60 Гц, после чего вы сможете решить для себя, стоит ли этого обновления.
Телевизор с частотой 120 Гц и 60 Гц: источник и тип контента
Прежде всего, вы должны знать разницу между истинными 120 Гц и «фальшивыми» 120 Гц.
Некоторые производители телевизоров могут рекламировать функцию телевизора как «Скорость движения 120 Гц». Это не настоящая частота обновления 120 Гц, так как телевизор может отображать только до 60 кадров в секунду и имитировать остальное, чтобы движение выглядело более плавным.
Это называется сглаживанием движения или интерполяцией частоты кадров, о которой вы можете узнать больше здесь.
Итак, убедитесь, что интересующий вас телевизор поддерживает частоту обновления 120 Гц!
Большинство новых телевизоров 4K поддерживают 120 Гц, но обычно только при более низком разрешении 1080p и/или 1440p, хотя также доступны высококачественные телевизоры 4K 120 Гц, такие как новые OLED-телевизоры LG с HDMI 2.1.
Чтобы использовать частоту обновления 120 Гц, ваше устройство также должно ее поддерживать.
Все новые игровые видеокарты для ПК поддерживают 120 Гц и более, но что касается консолей, Xbox One X и S поддерживают 120 Гц при 1080p и 1440p, а PS5 и Xbox Series X/S также поддерживают 120 Гц при 4K.
Итак, если вы смотрите контент со скоростью до 60 кадров в секунду на телевизоре с частотой 120 Гц, изображение не будет отличаться от изображения на телевизоре с частотой 60 Гц. А поскольку это касается большинства контента, многие считают 120 Гц ненужным для телевизоров.
Исключением будет просмотр исходного контента со скоростью 24 кадра в секунду из мультимедийного источника, такого как Blu-ray.
Поскольку источник передает на дисплей 24 кадра в секунду, телевизор с частотой 60 Гц должен чередовать добавление 3 и 2 кадров между этими 24 кадрами в секунду для получения изображения.
Этот метод называется «понижением 3:2» и может вызвать небольшое дрожание в определенных сценах, хотя многие этого не замечают.
С другой стороны, телевизор с частотой 120 Гц добавляет 5 кадров между этими 24 кадрами в секунду (раскрытие 5:5), что обеспечивает более плавный просмотр, поскольку количество добавляемых кадров всегда одинаково.
Некоторые телевизоры с частотой 60 Гц могут устранить это дрожание 24p, изменив частоту обновления на 48 Гц или 72 Гц при обнаружении контента 24FPS, поэтому вам не нужно полагаться только на 120 Гц.
Вывод
В общем, если у вас есть или вы планируете приобрести игровой ПК или консоль, поддерживающую 120 Гц, вам обязательно стоит купить телевизор с частотой 120 Гц, поскольку он обеспечивает более отзывчивый и захватывающий игровой процесс.
Имейте в виду, что чтобы получить максимальную отдачу от 120 Гц, вы также должны поддерживать около 120 кадров в секунду (кадров в секунду). 60 FPS будет выглядеть одинаково на 60 Гц и 120 Гц, но для того, чтобы извлечь выгоду из высокой частоты обновления, вам понадобится как минимум
Большинство игр для Xbox One ограничены 30 или 60 кадрами в секунду, поэтому разница между 60 и 120 Гц не будет очень заметной, когда дело доходит до четкости движения. Однако вы получаете меньшую задержку ввода, что отлично подходит для соревновательных игр.
Если вы просто хотите смотреть фильмы и телешоу, 120 Гц действительно не нужны. Если вы чувствительны к дрожанию 24p, убедитесь, что в телевизоре есть функция, которая может это исправить.
Что такое частота обновления экрана монитора и как она влияет на восприятие
Содержание
Содержание
Частота обновления экрана — один из самых неоднозначных параметров монитора. Одни утверждают, что чем она выше, тем лучше, а малая частота снижает качество изображения и вредит зрению. Другие уверены, что высокая частота — это для тех, кому деньги девать некуда, и что глаз все равно не различает частоту выше 25 Гц. Истина, как всегда, где-то посредине.
Что такое частота обновления экрана?
Вне зависимости от того, что мы видим на экране — статичную картинку или динамичный видеоролик — монитор постоянно выводит на экран серию изображений. Просто в первом случае все кадры будут более-менее одинаковы, а во втором расположение деталей на экране будет меняться от кадра к кадру, создавая иллюзию движения. Частота же смены кадров и есть «частота обновления экрана».
Совсем как в кино, поэтому многие вспоминают про стандартные для кинофильмов 24 кадра в секунду, т.е. 24 Гц. Если в кинотеатре никто не жалуется на «низкую частоту обновления», так зачем на мониторе нужно больше?
Существует устойчивый миф, что 24 Гц — это максимальная частота, воспринимаемая человеческим глазом. И что именно поэтому выбран такой стандарт для кино, а более высокая частота кадров просто не имеет смысла.
Развеять этот миф очень просто — достаточно запустить на компьютере какую-нибудь игру, позволяющую задавать скорость вывода кадров на экран (FPS). Игру лучше выбрать попроще, чтобы видеосистема уверенно обеспечивала высокий FPS. Попробуйте выставить в ней сначала FPS 24 и понаблюдать, а потом выше — например, 50. В динамичных сценах разница будет очевидна.
В кино это не так заметно из-за того, что каждый кадр фильма снимается с некоторой выдержкой, поэтому движущиеся объекты будут смазаны. Это смягчает переход от кадра к кадру и дополнительно «убеждает» наш мозг в том, что объект движется.
Кстати, многие игры также научились «смазывать» объекты, обеспечивая более плавное движение при невысоком FPS. Этот эффект называется motion blur. А частота кадров в кино была выбрана скорее из экономических показателей: меньше частота кадров — короче пленка и проще механика киноаппарата и проектора. Нужна была частота, которая обеспечивает более-менее плавное движение на экране, но при этом не требует больших затрат. Почему именно 24? Потому что при такой частоте минутный расход пленки составлял ровно 30 ярдов, что упрощало расчет количества пленки и, соответственно, бюджета съемок.
60 Гц — мало или достаточно?
Еще один миф, связанный с частотой обновления экрана, — это вред для глаз. Дескать, мониторы с низкой частотой обновления мерцают, что ведет к усталости глаз и, в перспективе, даже к заболеваниям. Следует признать, что это не совсем миф — мерцающее изображение действительно вредно для зрения. И мониторы действительно могут мерцать. Вот только это никак не связано с частотой обновления экрана.
Раньше, когда все мониторы делались на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), причиной мерцания экрана действительно была частота обновления. В ЭЛТ люминофор на экране светится только в момент «пробегания» по нему электронного луча. Поэтому чем меньше была «частота монитора», тем заметнее мерцал экран. 60 Гц для такого монитора было совершенно недостаточно.
Однако изображение на экране ЖК-монитора не гаснет в промежутке между обновлениями кадров. Да, на некоторых мониторах заметно мерцание, но не из-за обновления экрана, а из-за режима работы ламп подсветки. Фактически, на статичном изображении нет никакой разницы между мониторами с частотой обновления в 60 Гц и 200 Гц. Если вы используете монитор для работы, в высокой частоте нет необходимости. 60 Гц вполне достаточно.
Не требуется высокая частота и в том случае, если вы любите смотреть видео на экране монитора. Несмотря на то, что кинопленка уже стала историей, стандарт в 24 кадра в секунду остается основным для видеоконтента. Качественное видео иногда снимают с частотой в 60 кадров/сек, а вот большая частота кадров встречается редко. Причины примерно те же, что и сто лет назад: чем больше частота кадров, тем больше объем файла и выше требования к камере и к производительности процессора плеера. Поэтому нет никакого смысла в мониторе с частотой обновления больше 60 Гц, если он нужен вам для просмотров фильмов. По крайней мере, пока.
Кому же нужна высокая частота?
В абзаце, где шла речь о 24 кадрах, не зря упоминалась компьютерная игра. Именно в динамичных играх наиболее заметно влияние частоты обновления. Но если вы любите после работы «погонять в танчики», не спешите бежать в магазин за 240-герцовым монитором. Сначала определитесь, действительно ли вам нужна высокая частота обновления.
А вот киберспортсменам высокая частота обновления действительно важна. Игрок с монитором на 100 Гц получает реальное преимущество перед теми, кто «сидит» на 60 герцах. Именно по этой причине появляются мониторы с частотой 240, 280 и даже 360 Гц.
Впрочем, не все способны воспользоваться эффектом от увеличения частоты обновления. Исследования показали, что мозгу достаточно 13 мс на то, чтобы распознать изображение, но вот на то, чтобы правильно отреагировать на полученный кадр, может потребоваться в десятки раз больше времени. Не стоит рассчитывать, что, сменив монитор, вы сразу и многократно улучшите свои игровые показатели.
Частота обновления и вертикальная синхронизация
Еще один аргумент в пользу высокой частоты обновления — с ее помощью можно устранить влияние рассинхронизации частоты обновления и FPS игры. Поскольку эти числа часто не совпадают, может случиться так, что перерисовка кадра игры попадет на момент обновления экрана. В итоге на одну половину экрана будет выведен предыдущий кадр, а на другую половину — последующий.
Если кадры сильно отличаются (например, когда игрок быстро движется или крутится на месте), на экране будут заметны неприятные рывки изображения. Переход на большую частоту не избавит от этого явления, но оно станет куда менее заметным за счет того, что «резаный» кадр будет демонстрироваться намного меньше.
Некоторые мониторы предлагают решить эту проблему без увеличения частоты обновления — при помощи технологий (G-Sync, V-Sync и Freesync), подгоняющих перерисовку кадра к обновлению экрана.
Но и в этом решении есть минусы. Во-первых, технология должна поддерживаться как монитором, так и игрой. Во-вторых, при работе V-sync могут теряться некоторые кадры, что не нравится киберспортсменам.
Частота обновления и время отклика
Время отклика — это период, который требуется пикселям экрана для изменения цвета после получения соответствующей команды. Очевидно, что этот параметр связан с частотой обновления экрана: за время между сменами кадров экран должен не только успеть перерисоваться, но и некоторое время экспонироваться. К примеру, на частоте 100 Гц время демонстрации каждого кадра составляет 10 мс (1000 мс /100 Гц). Если время отклика монитора больше, то нет никакой пользы от высокой частоты обновления, даже наоборот — будет некоторый вред. Когда время отклика сравнимо со временем экспозиции кадра, в динамичных сценах пиксели не успевают «набрать» цвет и правильных цветов на экране вы просто не увидите. Зато заметите «след» старого изображения, отображающегося одновременно с новым.
Поэтому, выбирая монитор с высокой частотой обновления, смотрите, чтобы время отклика у него было минимальным и хотя бы не превышало интервал, необходимый на перерисовку кадра (1000 / частота в Гц).
Выводы
Высокая частота обновления монитора — это не то, что требуется каждому. Если вы не проводите часы за 3D-шутерами или симуляторами, вряд вы вообще ощутите эффект от увеличения частоты обновления. А вот киберспортсменам высокая частота обновления монитора даст реальное преимущество. Да и просто любители динамичных игр почти наверняка (если позволит производительность системы) заметят улучшение игрового процесса, которое последует за увеличением частоты.
На что влияет частота обновления экрана телевизора
Содержание
Содержание
Если бы вы собрались покупать телевизор лет 15 назад, любой консультант быстро убедил вас, что нужно обязательно брать «стогерцовый» и никак не меньше. С исчезновением кинескопных телевизоров этот параметр как-то подзабылся, но в последнее время он снова на слуху. Попробуем разобраться, что это за параметр и сколько герц должно быть в телевизоре.
Что это за параметр?
Экран телевизора (как и большинства других электронных устройств) не способен физически смещать изображение на экране. Чтобы создать иллюзию движения, на экране отображаются сменяющие друг друга статичные кадры. Как часто эти кадры меняются — определяет частота обновления экрана.
Однако нельзя путать частоту обновления экрана и частоту смены кадров видео, которое на этом экране демонстрируется. Первый параметр — характеристика телевизора и зависит от его устройства, второй параметр — характеристика видеоконтента и зависит от того, на каком оборудовании оно было снято, как смонтировано и в каком формате записано.
Какие бывают частоты обновления и смены кадров
Когда речь заходит о частоте смены кадров, многие вспоминают о 24 кадрах в секунду и о «магическом» 25-м кадре. На самом деле, 25-ый кадр — это миф, а стандарт недавнего прошлого в 24 кадра был выбран скорее из экономических соображений. Почему «прошлого»? Потому что преобладающий сегодня цифровой видеоконтент имеет другие стандарты —25, 30, 48, 50 и 60 кадров в секунду. Самыми распространенными пока остаются 25 и 30 кадров/сек. Довольно активно развивается формат 60 кадров в секунду, но объем такого видео пока невелик.
Опять же, многие фильмы в формате 60 кадров в секунду получены компьютерной интерполяцией промежуточных кадров из обычного формата. Они изначально снимались на 30 кадрах в секунду и «недостающие» кадры получить уже просто невозможно. Понятно, что смысла в таком улучшении немного. А уж про видео в формате 120 кадров в секунду и говорить не приходится. Пока в этом формате снимают только немногие энтузиасты.
Еще можно вспомнить про стандарты передачи видеоданных HDMI и DVI и про их ограничения. Максимальная частота смены кадров, которую могут «пропустить» оба эти стандарта — 120 Гц, т.е., телевизоры пока в принципе не могут воспроизводить видео с более высокой частотой смены кадров.
Когда нужна высокая частота обновления
Раз большинство видео снято со скоростью 30 кадров в секунду, то 50/60 Гц более чем достаточно? Почему же часто звучит, что 60 Гц — прошлый век и качественного изображения на нем не добиться, и что сегодня даже 120 Гц мало? Следует отделить мифы от реальности.
Во-первых, как это ни странно звучит, но 15-20 лет назад разница между 50 и 100 герцами была куда более заметной: 100-герцовый телевизор действительно давал более качественную картинку, чем обычный 50-герцовый. Из-за прорисовки экрана одиночным электронным лучом (усугубленной чересстрочной разверткой), 50-герцовые кинескопы заметно мерцали, утомляя зрение и даже приводя к заболеваниям глаз при длительном воздействии. Вот только современные ЖК-экраны этой особенности лишены, и никакая частота обновления экрана больше не провоцирует мерцание.
Во-вторых, смысл в частоте более высокой, чем частота смены кадров, все же есть. Современные телевизоры не просто «бездумно» выводят кадры на экран, они способны производить некоторую их обработку, например, «дорисовывая» промежуточные кадры. Качественного улучшения при этом ждать не приходится, но обработанное таким образом видео может выглядеть плавнее и даже четче исходного. Хотя тут многое зависит от производительности электроники телевизора и используемых алгоритмов.
Недорогие телевизоры получают промежуточные кадры копированием предыдущих, модели подороже используют простенькую интерполяцию, а продвинутые модели уже могут использовать алгоритмы подавления шума и снижения размытия.
Такая технология называется MEMC («Motion Estimation and Motion Compensation» — «Оценка и компенсация движения»). Но следует понимать, что промежуточный кадр, полученный даже самым продвинутым телевизором, всегда будет уступать по качеству кадру реальному. Пока еще на качество видео в первую очередь влияет качество оборудования съемки, которое снимает с частотой 30, реже 60 кадров в секунду. И часто встречающееся утверждение, что «телевизор с частотой 60 Гц всегда будет показывать размытую картинку, не то, что 120 Гц», мягко говоря, не соответствует действительности.
В-третьих, высокая частота обновления пригодится при использовании телевизора в качестве игрового монитора. Киберспортсменам это может дать реальное преимущество, что описано в этой статье.
Частоты выше 120 Гц
Еще совсем недавно полки ломились от телевизоров с частотой обновления 240, 400, 600 и даже больше — вплоть до тысяч герц. В последнее время они как-то пропали, но в интернете еще встречаются рекомендации выбирать телевизор с частотой не менее 200 Гц. Что это было?
Частоты выше 120 Гц — на 95% маркетинговая уловка и только на 5% за этим скрывается что-то эффективное. Как правило, производители под такими числами имели в виду не реальную частоту обновления, а некий «индекс», полученный умножением реальной частоты на какой-нибудь коэффициент. Таким коэффициентом, например, может быть количество дублирующихся кадров или частота мерцания подсветки.
При использовании технологии BFI («Black Frame Insertion» — «вставка черного кадра») между двумя идентичными кадрами вставляется полностью черный — предполагается, что это может снизить эффект размытия на динамичных сценах. Использование такой технологии тут же «увеличивало» частоту обновления в 2-3 раза.
Также применялся бюджетный вариант BFI под названием BLS (BackLight Scanning — «сканирующая подсветка»), при использовании которой вместо вставки черного кадра на несколько миллисекунд выключалась полоса светодиодов подсветки экрана. Особого эффекта все эти технологии не давали, поэтому со временем «килогерцовые» телевизоры с полок пропали (некоторые технологии по-прежнему применяются, но уже без особой помпы). Тем не менее, статьи с безграмотными рекомендациями в Сети остались.
Однако телевизоры с «честной» частотой 200 Гц все же существуют. Но и они не воспроизводят реальное видео с частотой кадров выше 120 Гц, получая промежуточные кадры при помощи технологий на базе MEMC. Обработка кадров на такой скорости (особенно 4К и 8К) требует большой производительности видеопроцессора, поэтому стоят такие телевизоры намного дороже обычных.
Есть ли в этом смысл — вопрос спорный. Продвинутые алгоритмы современных телевизоров могут распознать, например, летящий мяч и сделать его идеально круглым на промежуточных кадрах, заметно увеличить плавность его полета и четкость картинки. Но всё предусмотреть невозможно, алгоритм может ошибаться, добавляя на кадры различные артефакты и фактически ухудшая картинку.
Выводы
Не стоит придавать этому параметру особого значения, лучше сконцентрируйтесь на действительно важных характеристиках — диагонали, разрешении, контрастности и т. д. Они куда сильнее влияют на качество изображения, чем частота обновления экрана. Смотреть на частоту в ущерб других параметров стоит разве что в том случае, если вы твердо нацелились на то, чтобы использовать телевизор в качестве игрового монитора.
В поисках идеала: зачем смартфонам дисплеи на 90 и 120 Гц?
В последнее время происходит революция в сфере производства мобильных экранов. Любой приличный гаджет сейчас оснащается матрицей с увеличенной герцовкой. Свежая технология добралась даже до бюджетных устройств. Но зачем обычному пользователю частота 90 или 120 Гц? Что она даёт на практике? Рассказываем с помощью смартфонов OPPO.
Короткий ликбез
Экран телефона — это окно в цифровой мир, и во многом от него зависят ощущения, которые мы получаем при потреблении контента. На качество изображения влияют разные параметры, включая тип матрицы, разрешение и уровень яркости. Однако есть характеристика, которая напрямую не касается картинки, но значительно улучшает пользовательский комфорт. Речь про герцовку дисплея.
Частота обновления экрана показывает, насколько быстро меняется изображение за одну секунду. Чем выше этот показатель, тем большее число кадров отображает дисплей. В мобильной индустрии стандартом долгое время оставались матрицы на 60 Гц. Картинка на таких гаджетах перерисовывалась 60 раз в секунду. Этого было достаточно, чтобы всё происходящее на гаджете смотрелось прилично.
Производители мониторов для игровых компьютеров уже давно заманивают пользователей высокой частотой обновления экранов. На смартфонах эта функция появилась относительно недавно, но уже завоевала популярность. Чем больше герц, тем плавнее изображение в динамике.
В 2020 году матрицы на 90 Гц стали практически золотым стандартом на рынке смартфонов. Устройства с подобной фишкой в полтора раза быстрее обновляют изображение на экране, если сравнивать с классическими 60-герцовыми панелями. Многие флагманы оснащают дисплеями на 120 Гц — они перерисовывают вдвое больше картинок за секунду.
Технические сложности
Поставить в смартфон дисплей с повышенной герцовкой — задача не самая простая. Необходим мощный процессор, который способен обрабатывать ускоренную перерисовку дисплея. Это стало возможным благодаря увеличению производительности чипсетов — пригодились те самые ядра и гигагерцы, которыми щеголяют актуальные модели. Причём процессор не обязательно должен быть сверхмощным. OPPO A53 — пример доступного аппарата со среднебюджетной начинкой, получившего дисплей с частотой 90 Гц. А вот для 120 Гц требуется железо помощнее — такую частоту можно встретить в топовом OPPO Find X2 с флагманским Snapdragon 865.
Помимо производительного процессора необходима соответствующая матрица, поддерживающая режим увеличенной частоты обновления. А ещё высокая герцовка сильнее расходует аккумулятор. Чтобы плавная картинка не так сильно сказывалась на автономности гаджетов, в них ставят мощные батареи. Пару лет назад АКБ на 3000 мАч была стандартом для мобильников, а в 2020-м эта цифра увеличилась до 4000-5000 мАч. За безупречную плавность приходится платить.
Многие современные аппараты позволяют переключаться между стандартной герцовкой и повышенной (90 или 120 Гц). Так пользователь может выбирать между долгой работой без подзарядки и очень плавной картинкой.
Что даёт на практике высокая частота обновления
Смартфоны, в которых используются экраны на 90 или 120 Гц, более плавно отображают любой движущийся контент. При пролистывании списков, сворачивании утилит, тапах по меню и работе с приложениями создаётся ощущение, что аппарат функционирует крайне шустро.
За счёт быстрой отрисовки изображения пропадают микролаги. Если после непродолжительного использования OPPO Reno4 Pro с дисплеем на 90 Гц взять старый мобильник, легко увидеть разницу — устройство с 60-герцовой матрицей визуально подтормаживает даже при банальном перелистывании рабочих столов.
К тому же 90 и 120 Гц снижают нагрузку на глаза пользователя в некоторых режимах. Нередко владельцы телефонов жалуются на повышенную утомляемость при включении тёмной темы. За контрастными объектами на чёрном фоне сложнее уследить, появляется что-то вроде эффекта стробоскопа, от которого может заболеть голова или глаза. Повышенная герцовка помогает зрению сфокусироваться на происходящем благодаря плавной картинке.
Немаловажна повышенная герцовка и в гейминге. Когда в настройках дисплея выбраны 90 или 120 Гц, изображение в игре выглядит приятнее — недаром опытные киберспортсмены покупают мониторы с повышенной частотой обновления. В случае со смартфонами главное, чтобы конкретный релиз поддерживал соответствующую герцовку.
Кроме того, с повышением скорости отрисовки кадра уменьшается время отклика экрана. Например, чтобы информация на дисплее полностью обновилась при 60 Гц необходимо 16,6 мс. Для 90 Гц это значение составляет 11,1 мс, а при 120 Гц картинка изменится за 8,3 мс. Разница существенная, ведь в соревновательных хитах на счету каждая миллисекунда.
Итоги
Повышение частоты обновления экрана — это не маркетинговая безделица, придуманная рекламщиками. Такая герцовка действительно положительно влияет на опыт использования мобильных устройств. Смартфоны, поддерживающие 90 или 120 Гц, работают заметно плавнее и шустрее, чем гаджеты с обычными дисплеями. Быстрый отклик помогает в играх, а более размеренная анимация снижает нагрузку на глаза в некоторых сценариях. При этом аппараты с повышенной герцовкой становятся всё доступнее. К примеру, OPPO A53 с экраном на 90 Гц и мощным аккумулятором объёмом 5000 мАч стоит 12 990 рублей.