Экраноплан лунь в дагестане что это такое
Экраноплан «Лунь»
Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.
Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.
Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.
Экраноплан проекта 903 «Лунь»: google-панорама
Где находится экраноплан «Лунь»
После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.
Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.
История
История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась в 70-х годах, когда группа инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых начала разработку проекта. К строительству первого корабля приступили в 1983-м и уже через три года спустили изобретение на воду и отправили в Каспийск для дальнейшей доработки и испытаний. Проверки длились до 1991 года, после чего «Лунь» передали в распоряжение Каспийской флотилии.
В начале 2000-х ракетный экраноплан передали на хранение в сухой док на завод. Вспомнили об изобретении, когда в России начали возводить парки «Патриот». Для того, чтобы переместить «Лунь» из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий. В транспортировке задействовали Каспийский флот. Несколько кораблей медленно буксировали экраноплан, другие силы контролировали безопасность операции.
Корабли-буксиры доставили будущий экспонат максимально близко до берега, затем из воды на пляж экраноплан вытягивали с помощью воздушных подушек и тросов, привязанных к тракторам. Это была очень сложная и долгая работа, за один день удавалось притянуть «Лунь» к суше всего на несколько сантиметров.
Парк «Патриот» еще не построен, но экраноплан уже стал популярной достопримечательностью. Посмотреть на него приезжают не только туристы, но и местные жители. От погружения в воду машину удерживают натянутые толстые тросы, поэтому близко людей стараются не подпускать, но уследить за всеми не всегда получается.
Характеристики
Технические характеристики экраноплана-ракетоносца «Лунь» впечатляют. Его высота достигает 19,2 метров, а длина — 73,8. Размах крыльев составляет 44 метра, а площадь каждого крыла — 550 кв. метров. Чтобы посадить такой самолет нужна площадка размером с футбольное поле.
Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке — 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками. При этом управлять огромной машиной могли всего 10 человек.
Каспийский монстр
Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.
У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».
Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте
Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.
От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.
Маршрут на Яндекс. Картах:
Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.
Расписание электричек:
От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.
Как пройти от станции до экраноплана:
Еще один способ добраться до ракетоносца — заказать такси в Дербенте. К вашим услугам компании Maxim и Яндекс Go.
Экраноплан «Лунь» внутри: видео
Что делает экраноплан «Лунь» на берегу Каспийского моря
Екатерина Свирид
Недалеко от Дербента на берегу Каспийского моря доживает свой век знаменитый экраноплан «Лунь». В будущем этот титан станет жемчужиной парка военной техники, который планируется открыть в 2023 году. Но туристы уже проторили дорожку к каспийскому монстру. Неудивительно, ведь там есть на что посмотреть.
Что такое экраноплан? Слово произошло от французских ecran (экран) и planer (парить). То есть это транспортное средство, которое парит – летает – над поверхностью воды, льда или ровных участков суши. В СССР был создан не один экраноплан.
Локация
Сначала нужно попасть в Дагестан и добраться до села Алябляр, что в 20 км от Дербента. Сделать это можно с туристической группой или самостоятельно на такси. Собственное авто – тоже вариант. Ориентиром может служить «Дербент Рубас Парк отель» ‒ он находится совсем рядом.
На месте трудно не заметить гигантский корабль в форме самолёта. Пока проход к нему открыт ‒ нет ни ограждения, ни охраны. Правда, имеется предупреждающая табличка о том, что проход запрещён и зона опасна, но ни одного туриста она не остановила.
Конструкция
Мощь экраноплана поражает: длина 73,8 м, высота 19,2 м, размах крыла – 44 м, площадь 550 кв.м. Размеры сопоставимы с пятиэтажным домом. Чтобы его припарковать, потребовалось бы футбольное поле.
В период своего расцвета «Лунь» развивал скорость в 500 км в час. Во время движения приподнимался над водной гладью на 2,5-3 метра и почти летел. Машина могла поражать корабли с водоизмещением до 20 тыс. тонн. При этом для управления требовался экипаж всего из 10 человек.
Экраноплан сохранился отлично, а ведь впервые был спущен на воду в 1983 году. И, хотя секретная электроника давно сдана на склад, многие приборы и двигатели на месте, в каютах – матрацы, на рабочих столах разложена документация. На данный момент «металлическое брюхо» заварено, но, вероятно, с открытием парка, доступ внутрь снова появится.
История
Ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 произвели на заводе «Волга» в Горьком. Его разрабатывали с начала 70-х годов. В 1983 году начали строить, а в 1986 году спустили на воду. Затем отправили на Каспийское море для опытных испытаний.
«Лунь» сосредоточил в себе не только достоинства боевых самолетов и кораблей, но и их недостатки. Одним из самых ярких, приведших к отказу от его эксплуатации, стала вероятная уязвимость под ответным ударным натиском. Участия в военных действиях экраноплан так и не принял, зато отслужил в качестве конструкторской лаборатории. Его постоянно улучшали и модифицировали. Но в 90-х, когда добились многообещающих результатов, законсервировали на складе.
Вторую жизнь гиганту решили дать в качестве музейного экспоната. Утрясли ряд бюрократических вопросов, преодолели серьёзные трудности с транспортировкой и летом 2020 года вытащили на берег Каспийского моря.
Теперь территория вокруг него величиной в 15 га превращается в исторический музей военной техники под открытым небом. Обещают, что к 2023 году там будет, чем полюбоваться: военные самолёты, корабли, казармы, плац и стрельбища. Более того, планируется обустройство коттеджного посёлка, мест для интерактивных игр, амфитеатра, смотровой площадки, а также строительство двух парковок на 180 и 36 мест и фуд-зоны. Но от желающих увидеть каспийского монстра уже сейчас нет отбоя.
Фантастический экраноплан-ракетоносец Лунь. Только в СССР смогли построить такой корабль
Привет. Я давно собирался поехать в Дагестан и посетить небольшой городок Дербент расположенный на берегу Каспийского моря. Моё желание было связанно с тем, что туда отбуксировали уникальную боевую машину, сознанную гениальными инженерами СССР — экраноплан Лунь. Но, если очень сильно чего-то хотеть, то желание материализуется.
Забегая вперёд скажу, что посещение этого объекта превзошло мои самые смелые ожидания. Столько эмоций от технического объекта я не получал очень давно. Вот представьте. Низкое и серое небо, блёклая полоска песчаного пляжа и у самой кромки воды возвышается огромных размеров серый «монстр».
Эпическое видео с квадрокоптера.
Вытащенный на берег одновременно похожий и на самолёт и на корабль! Такой объект не может не впечатлять.
Если не знать историю, что экраноплан можно с лёгкостью перепутать с самолётом. Особенно если смотреть на него сверху.
Есть все атрибуты летательного аппарата. Крылья, фюзеляж, хвостовое оперение и двигатели.
Поэтому, большинство людей путают экраноплан с самолётом. По определению советской классификации, экраноплан — судно (корабль) на динамической воздушной подушке. Только вот его скорость в 10 раз быстрее любого известного судна, или корабля.
Экраноплан — машина, которая совмещает в себе свойства летательного аппарата и судна. Можно сказать, что это недосамолёт и летающий гиперкорабль. Экраноплан передвигается на воздушном экране, который образуется под его крыльями.
Он летит на плотном слое воздуха под крыльями. Высота полёта небольшая до 8 метров над поверхностью. При этом скорость машины около 500 км/ч!
Прежде всего экраноплан сделали для того, чтобы уничтожать авианосцы потенциального противника. Есть у него свойство, которое позволяет подойти к цели незамеченным как раз на дистанцию пуска ракет.
Это гигантский расход топлива и требуемая мощность для того, чтобы махина весом в 250 тонн «вышла» на воздушный экран. Проблему с мощностью инженеры решили установкой 8-ми турбореактивных двухконтурных двигателей с тягой 13 000 кгс каждый! Это огромная мощность!
Мало того, каждый двигатель был оборудован поворотным соплом для нагнетания реактивной струи под крылья Луня. Тем самым увеличивая эффект экрана.
Ну и для защиты и ближнего боя было две пушечных установок 23-мм УКУ-9К-502-II.
Одна в кормовой части. А вторая под первым спаренным контейнерам в передней части экраноплана.
Экипаж экраноплана 10 человек. А для управления нужно всего два специально подготовленных человека. На фото ниже кабина пилотов. Слева Командир, справа второй пилот (помощник командира).
Места много. Я без труда разместился в кресле второго пилота.
А это место борт инженера. Что интересно, инженер мог управлять тягой восьми двигателей.
Всего хотели построить 8 экранопланов, но не успели. СССР развалился, а таких денег у СНГ уже не было. Проект так и забросили. Лунь долгое время хранился в закрытом доке в Каспийске, а после его отволоки к месту возле Дербента где будет построен парк Патриот.
Строительство парка идёт. Уже начали свозить экспонаты для реставрации и размещения.
Смеркалось. Я провёл возле Луня почти весь день и никак не мог от него уехать. Меня впечатлили размер, смелость и гениальность идеи постройки такой машины.
Перед буксировкой военные изъяли все секретные приборы из экраноплана.
Но они изъяли не всё.
Всем Мир, лайк и репост! Завтра улетаю в Анапу, не прощаюсь.
Комментарии 968
Как во внутрь попали, он что открытый стоит и не разграбили?
По знакомству — буквально
Ездил в этом году в Дагестан, Лунь тоже видел. Внушительно.
«… экраноплан сделали для того, чтобы уничтожать авианосцы потенциального противника»
Скромненько так) всего лишь авианосцы
На Яндекс-дзене у народа с фантазией получше будет, там ещё и подводные лодки вписали в предполагаемые цели)
Ну, Каспий же, там этих авианосцев с подлодками — пруд пруди)
Экраноплан можно разобрать и перевести на другие локации.
Странно, что ума про это подумать не хватило
Даже разбирать не нужно, по каналам из Каспия в Черное море, своим ходом.
Так он и оснащён ракетами, в этом и фишка. Даёт залп за 500 км от цели как я помню.
В наше то время понятно он бестолков. Но на момент 70-х…
А на момент 70-х в СССР такого и в проекте не было.
«Лунь» начали строить в 1983, спустили на воду в 1986 и только в 1989 завершили испытания.
Ракеты «Москит», которыми он вооружён, приняли на вооружение в 1984. О каких 70-х идёт речь?
Почитайте или посмотрите историю создания начиная с первых прототипов
Я знаю историю создания экранопланов КБ Алексеева и изучал даже серию СМ, которые были до КМ.
В указанный Вами период проходили испытания КМ, но они не были блестящими. Могу привести вот такую интересную цитату:
«По общему заключению конструкторов ЦКБ “Каспийский монстр” возил сам себя. При огромных размерах экраноплана — длина около 100 метров, КМ брал на борт 20-35 человек испытателей и, примерно, 5-7 тонн испытательной аппаратуры. Таким образом грузоподъемность 400-тонного воздушного судна не превышала 10-15 тонн. Стоит напомнить, что в 1965 году в воздух поднялся опытный самолет О.К. Антонова Ан-22 “Антей”, который превосходил КМ по полезной нагрузке в пять раз, по скорости — в 1,5 раза, по дальности — в три раза. Выпущенный в США за пять лет до КМ стратегический бомбардировщик В-52 при той же полезной нагрузке в 15 раз превосходил КМ по дальности и в 2 раза по скорости.»
Такое себе чудо-оружие.
Как сказало одно мудило, СССР кроме колош не чего не делало, которые продавала в Африку неграм.
Потомок «Каспийского монстра»
Фото: Евгений Костин
Ракетоносец, который может и плыть, и лететь, не видимый радарами и способный уничтожить корабль противника с расстояния в 250 километров, — это не фантастика, а творение конструкторов СССР. Когда-то на экраноплан «Лунь» возлагали большие надежды и планировали запустить в серийное производство. Но уже 26 лет внушительная махина стоит на приколе около дагестанского Каспийска.
«Каспийский монстр» выходит в море
В 20-е годы XX века ученые открыли экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы летательного аппарата во время движения над ровной поверхностью. Это может быть море, лед, земля без перепадов высот. Используя эффект «воздушной подушки» между поверхностью и аппаратом, в 1961 году советский кораблестроитель Ростислав Алексеев сконструировал машину, не имевшую аналогов в мире, — экраноплан, скоростное судно, способное и передвигаться по воде, и лететь над поверхностью земли.
Экспериментальная модель экраноплана СМ-1 послужила прототипом для больших машин — КМ и «Лунь». Разрабатывали и собирали их на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), а испытывали в Каспийском море. В черте города Каспийска на территории завода «Дагдизель» для этого создали специальную станцию для приемо-сдаточных испытаний. Место выбрали исходя из соображений секретности: Каспий — море закрытое, да и «Дагдизель» производил продукцию для «оборонки» и был режимным объектом. В 1966 году в Дагестан вниз по Волге отбуксировали экраноплан КМ.
Фото: Евгений Костин
— Я помню, как его привезли, — рассказывает заместитель директора завода «Дагдизель» по техническим вопросам Михаил Халимбеков. — Он был в полуразобранном виде: с крыльями он не проходил по каналам и шлюзам Волгоградской ГЭС.
Экраноплан был спрятан за картоном или фанерой с надписью «Плавстенд» и укрыт маскировочной сеткой.
Вокруг бухты возвели забор, и рабочие приступили к сборке аппарата корабля-макета — так расшифровывалась аббревиатура КМ, которую западная разведка неверно истолковала как «Каспийский монстр». Некоторые детали изготавливали тут же, на «Дагдизеле».
— Вот такими болтами крепили крыло к корпусу, — Халимбеков отмеряет руками расстояние в 20 сантиметров.
Экраноплан действительно поражал размерами: 92 метра в длину, 22 метра в высоту, а масса судна превышала 500 тонн. КМ был оснащен десятью двигателями и мог лететь над водой на высоте от 3 до 14 метров, с максимальной скоростью около 500 километров в час.
Экраноплан КМ (репродукция)
— Когда работали два двигателя, установленных на корме, в городе было невозможно разговаривать, какой стоял грохот. Уровень шума составлял 140 децибел — звук взлетающего реактивного самолета, — вспоминает Халимбеков.
Он так описывает чувства людей, увидевших, как испытывают экраноплан:
— Из пены и морских брызг вылетал огромный нос с восемью двигателями и поворачивал в сторону берега. Когда люди на махачкалинском загородном пляже видели, как экраноплан разворачивался, они готовы были зарыться от страха в песок.
Инженер-конструктор Алексеев испытывал свое детище больше 13 лет. Приезжал в Каспийск, постоянно что-то усовершенствовал, перед каждым взлетом — а пилотировал свое творение нередко он сам — исследовал каждый гвоздик. Но «Каспийского монстра» ждала незавидная судьба. В ноябре 1980 года, уже после смерти Алексеева, аппарат потерпел аварию из-за ошибки пилотов. Незадолго до рокового полета два двигателя с кормы перенесли на нос, центр тяжести судна сместился. С корабля были сняты 30 тонн балласта. Он стал легче и, соответственно, мог набрать высоту больше привычной, рассказывает Халимбеков.
Родоначальник судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислав Алексеев. Фото Алексея Жигайлова /Фотохроника ТАСС
— Они поднялись на высоту около 30 метров. Скорость была предельной. По инструкции пилотам надо было сбросить обороты двигателей, но они попытались отрегулировать высоту. На огромной скорости экраноплан под углом вошел в воду — это все равно что удариться о бетон, — объясняет Халимбеков.
От удара экраноплан разбился, но не утонул. По одной из версий, оба пилота получили переломы позвоночника, их вертолетами доставили в больницу, а позже судили и приговорили к условным срокам. Пассажиры же корабля, ученые, не пострадали, на катерах их эвакуировали на берег. Сам «Каспийский монстр» оказался на дне моря — перевозить потерпевший крушение корабль на сушу по каким-то причинам не стали.
Фото: Евгений Костин
Длина «Луня» — 73 метра, высота — 20 метров, а размах крыльев — 45 метров. Вес — около 400 тонн. «Лунь» мог подниматься «на экране» на высоту до 5 метров. На борту одновременно находились до 10 человек. В отличие от других моделей, «Лунь» был более мореходным — мог выдерживать шторм до 5−6 баллов.
Экраноплан проекта 903 собирались использовать для ракетных ударов по кораблям. «Лунь» благодаря высокой скорости движения — 500 км/ч — и незаметности для радаров (на низкой высоте его невозможно было засечь) мог легко подойти к авианосцам на расстояние точного запуска ракеты, объясняет Халимбеков.
В 1987 году в Каспийске начались конструкторские, а затем заводские испытания нового экраноплана.
— Догнать экраноплан могли бы только самолеты. А вооружена машина была до зубов, — вспоминает Халимбеков.
На аппарат установили шесть ракет ЗМ-80 «Москит», которые и сейчас находятся на вооружении Российской армии и способны поразить цель на расстоянии до 250 километров.
Интересный факт: испытывая «Лунь», военные выпустили боевые ракеты по пустому зданию торпедного цеха завода «Дагдизель», стоящему прямо в море. Из-за попадания снарядов и без того заброшенный цех стало подтапливать водой.
После завершения государственных испытаний в 1990 году «Лунь» поступил на службу в ВМФ, он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, где кроме ракетного экраноплана числились три транспортно-десантных — «Орленок».
Фото: Евгений Костин
«Лунь» планировалось запустить в серийное производство, в Нижнем Новгороде завершалась сборка второй машины, но распад Советского Союза внес свои коррективы в эти планы: достраивали аппарат уже как поисково-спасательный, а затем финансирование прекратилось вовсе — и проект 903 был заморожен полностью.
Оставшаяся единственной огромная машина, то ли самолет, то ли корабль, совершила свой последний полет в 1991 году, после чего аппарат законсервировали в заводском доке, а всю электронику с него сняли. А позже аппарат официально исключили из состава Каспийской флотилии, как и «Орлят».
«Творение, превзошедшее время»
Сейчас «Лунь» стоит на территории завода «Дагдизель».
— Все устарело: электроника, гидравлика, двигатели пришли в негодность, — говорит Халимбеков. — Но корпус корабля на сто процентов пригоден — в прошлом году его проверяла комиссия минобороны и вынесла такой вердикт.
Но планов вновь поставить экранопланы на вооружение в России пока нет. Возможно, виной тому относительная ненадежность аппарата и не очевидная экономическая целесообразность его строительства — при всех прочих достоинствах. Если использующие экранный эффект аппараты и начнут эксплуатировать, это будут, скорее, «гражданские» варианты — для транспортировки грузов или людей; о таких разработках периодически заявляется в прессе.
Фото: Евгений Костин
На заднем плане — стоящий в море восьмой цех завода «Дагдизель», где испытывали торпеды. Сейчас цех заброшен
— Известно, что американцы заказали российским конструкторам проект подобного аппарата. На таких суднах можно было бы возить пассажиров через Атлантику: самолет прямо из гавани, например, Нью-Йорка, мог прилететь в гавань Франции, Испании. Куда угодно — не нужно строить дополнительных аэропортов… — предполагает Халимбеков.
Судьба же единственного в мире экраноплана-ракетоносца, доживающего свой век на берегу Каспийска, пока неизвестна. Корабль-самолет может постигнуть участь ходового летающего макета десантно-транспортного «Орленка», после аварии долгие годы стоявшего на центральной площади Каспийска в качестве памятника, а потом утилизированного на металл. «Орлята» — единственный тип экраноплана, выпущенный в серию. Всего было собрано пять аппаратов, один из них сейчас выставлен на Химкинском водохранилище в Москве — в Музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России. «Лунь» тоже вполне мог бы стать музейным экспонатом, считает Халимбеков, но есть сложности: транспортировать его будет непросто или невозможно.
— Дело в том, что док, в котором стоит «Лунь», сгнил. И сейчас судно вроде бы хотят списать и порезать на металлолом. Это было бы глупостью. Алексеев был гений, и экраноплан — творение ХХ века, превзошедшее свое время.