Экслибрис что это фото

Экслибрис — книжный знак и предмет поиска коллекционеров со всего мира

Экслибрис (от латинского ex libris — «из книг») — это уникальный знак, указывающий на принадлежность книги определенному лицу. Экслибрис, обычно, состоит из двух основных элементов: имени хозяина книги и изображения, в лаконичной художественной форме иллюстрирующего личность владельца.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Экслибрис наклеивают или отпечатывают со специальной матрицы на левый форзац (внутреннюю сторону книжного переплета). Наличие знака о принадлежности книги известному владельцу в большинстве случаев значительно повышает ее художественную ценность и стоимость при продаже.

Виды экслибрисов

Экслибрисы в наши дни представляют собой предмет детального изучения и коллекционирования. Специалисты оценивают общее количество книжных знаков в размере более одного миллиона уникальных экземпляров.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Экслибрисы классифицируют по следующим основным критериям:

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Гербовые экслибрисы представляют собой точную копию фамильного герба владельца. Этот тип книжных знаков является самым древним. Вензельные образцы изготовлены в виде замысловатых орнаментов, в которых можно различить инициалы владельца книги.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Сюжетные экслибрисы — наиболее обширная группа книжных знаков. Многие ценители этих предметов искусства подбирают свои коллекции по тематике изображений. Наиболее часто встречаются следующие художественные мотивы:

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Большинство старинных экслибрисов являются монохромными. Разноцветные книжные знаки получили широкое распространение только в конце ХХ века, после изобретения множества удобных и доступных технологий цветной печати.

История экслибриса

История экслибриса насчитывает более пяти веков, но традиция украшения пергаментов особыми знаками, указывающими их принадлежность конкретному владельцу, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках по заказу богатых владельцев.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

С изобретением книгопечатания в середине XV века в Германии и появлением инкунабул ситуация кардинально изменилась. Количество книг начало стремительно увеличиваться и возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

В среде наиболее обеспеченных людей того времени получила распространение практика украшения книг роскошными оправами. На них золотом делали оттиски гербов, вензелей, монограмм, эмблем или девизов. Такие книжные знаки в наши дни принято называть суперэкслибрисами.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Одновременно, обрел популярность другой, более дешевый способ обозначения книг путем приклеивания с внутренней стороны обложки небольшого куска бумаги с печатной надписью «Ex libris» и фамилией владельца. Так появились первые экслибрисы, которые со временем превратились в сложные орнаментальные изображения всевозможных форм и стилей.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

До конца XVI века экслибрисы пользовались спросом в основном на территории Священной Римской Империи. Многие известные граверы той эпохи занимались их изготовлением. Среди них были и всемирно известные немецкие художники:

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

С началом XVII века мода на экслибрисы постепенно распространилась на другие страны Европы: Францию, Италию, Англию, Испанию. В каждом регионе постепенно сложилась собственная оригинальная школа печатных книжных знаков с отличительными особенностями. В России экслибрисы обрели популярность в начале XIX века в среде интеллектуального дворянства.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Второй половиной XIX века датируются первые попытки коллекционирования и детального изучения старинных экслибрисов. Стимулом к этому послужило издание «Руководства по изучению буклетов (экслибрисов)» авторства лорда де Табли (John Byrne Leicester Warren).

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Уже к началу ХХ века общества коллекционеров экслибрисов были созданы в Англии, Германии, Франции и США. В 1903 году Британский музей опубликовал первый каталог, в который вошло более 35 000 уникальных книжных знаков.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

В настоящее время во всем мире имеется более 50 национальных обществ коллекционеров экслибрисов, которые объединены в соответствующую Всемирную федерацию (FISAE). Почитатели этого увлекательного искусства собирают работы известных художников, обмениваются знаниями и участвуют в специализированных конгрессах.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

На портале Very Important Lot любой желающий имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата и редкие экслибрисы. Здесь же можно недорого купить картины талантливых современных художников.

Источник

Экслибрис что это фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Что такое экслибрис

Обычно на экслибрисах обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

Родиной экслибрисов считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Немецкий экслибрис достиг расцвета в XVI веке, среди его создателей – А. Дюрер, Х. Хольбейн младший, Л. Кранах старший. В XVI-XVII веках экслибрисы носили геральдический характер, но иногда на них помещались портреты владельцев библиотеки, изображения их домов, замков или монастырей. В XVII веке экслибрис нашел признание в других европейских странах, затем в странах Америки. Тяжеловесный торжественный стиль и сложный рисунок экслибрисов XVII века сменился в XVIII веке легкими изящными композициями.

Первый печатный экслибрис в России появился на свет в начале 18 века, благодаря знаменитому Ивану Федорову, российскому первопечатнику. Сначала книги украшали только гербовыми экслибрисами, но позднее появились и красивые сюжетные рисунки – как правило, с коротким девизом, характеризующим владельца библиотеки.

Примерно с этого времени, с легкой руки Петра I, положившего начало широкому распространению светских изданий, экслибрисы становятся неотъемлемыми принадлежностями частных библиотек. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

В библиотеках государственных деятелей Я.В. Брюса, Д.М. Голицина и лейб-медика Р. Арескина на книги наклеивались одни из первых в России экслибрисы.

До XIX века большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, и на экслибрисе изображался большей частью родовой герб владельца. В XIX веке владельцами библиотек все больше становятся ученые, писатели, художники, просвещенная буржуазия, что способствовало массовому распространению экслибриса. Часто это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.

Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.

Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.

1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. И несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень.

Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям. На фоне этого вполне естественным является желание человека иметь собственный личный знак, который что-то расскажет о нем потомкам и убережет книги от расхищения.

Изменения претерпели и технологии изготовления. Если сто лет назад это была преимущественно ксилография, то теперь наибольшее распространение в современном книжном мире получили экслибрисы, выполненные виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет отгравировать клише экслибриса настолько высокого качества, что становятся видны мельчайшие детали рисунка. Такая техника изготовления открывает богатейшие возможности для владельца книжного знака, так как позволяет реализовать самый сложный художественный замысел.

Сейчас в мире существуют два музея экслибриса, один из них находится в Москве. В июне 2003 г. в Москве создана Российская ассоциация экслибриса (РАЭ) Международного союза книголюбов (МСК).

Источник

Удивительный мир искусства. Экслибрис.

Удивительный мир искусства. Экслибрис.

Современное изучение и сбор экслибрисов начались около 1860 года. Часто им уделяется большой интерес, даже больший, чем книге, в которой они содержатся. Они имеют историческую ценность как образцы искусства конкретного временного периода, но так же могут иметь «персональную историю», если они принадлежали известным людям.

Идея массового владения книгами (и отсюда потребность в экслибрисах, обозначающих владение) появилась вскоре после первых печатных книг в пятнадцатом веке. Сначала они появились в Германии, где их изготавливали в больших количествах, перед тем как идея распространилась во всем мире. Эти образцы почти всегда представляют глубокий интерес для коллекционеров и историков искусства. Древнейший зафиксированный экслибрис относится примерно к 1450 году.

(Это рисунок ангела из Германии, известный как «Изображение Гильдебранда Бранденбургского из Бибераха для Монастыря в Буксгайме» относится примерно к 1480 году)

Во Франции древнейшим обнаруженным экслибрисом является экслибрис Жана Берто Ла Тур-Бланша от 1529 года, в то время как древнейший образец экслибриса из Англии принадлежал г-ну Николасу Бекону, политику времен правления королевы Елизаветы Первой, отцу Френсиса Бекона. Он служил в качестве экслибриса для книг, подаренных им Университету Кембриджа до его смерти в 1579 году.

Экслибрисы также появились в других частях мира. Ниже приведен образец, принадлежащий Ша Джахан из династии Мугал в Индии в 1645 году:

Рисунок, приведенный внизу слева, был также явно навеян культурой и распространенной иконографией Индийского субконтинента, в то время как экслибрис внизу справа отображает рисунок великого палача. Этот рисунок служил предупреждением об уважении к книжной собственности или радикальных последствиях:

Геральдические рисунки обычно использовались для декорации, как показано на данном экслибрисе из Англии:

Самуэль Холлиер создал собственный экслибрис в 1896 году (слева внизу), он напоминает гравюры Хогарта и несет в себе стиль восемнадцатого века. Справа находится рисунок для Джейн Паттерсон от 1890 года:

Художница Эми Сакер создала множество экслибрисов для своих клиентов в конце девятнадцатого и начале двадцатого века:

Образец справа внизу относится к 1950 году и изображает монаха у дерева, на ветках которого помимо листьев растут книги. Рисунок справа является чудесным изображением скелета, играющего на виолончели, 1909 год:

Эти отличные образцы экслибрисов относятся к первой половине двадцатого века:

На экслибрисе Джорджа Вашингтона изображен его фамильный герб. Этот экслибрис был выгравирован в Лондоне в 1792 году (рисунок снизу слева). Пол Ревере, герой американской революции, был также известным гравером и создателем изделий из серебра и использовал свою уникальную художественную работу в своей коллекции книг (рисунок снизу справа):

Чарльз Диккенс, безусловно, известный как писатель книг, использовал свои собственные экслибрисы в томах личной коллекции (рисунок слева). Экслибрис Джека Лондона идеально подходит для размещения в его новеллах, таких как «Зов Предков» и «Белый Клык» (справа):

Г-н Артур Конан Дойл, создатель Шерлока Холмса, тоже имел великолепный рисунок, подходящий для его книжной коллекции:

Рисунок, принадлежащий Зигмунду Фрейду, изображает обнаженную фигуру (снизу слева). Джек Демпси, чемпион мира по боксу в тяжелой весовой категории в 1920 годах, вступает в бой справа:

Бенито Муссолини, печально известный диктатор Италии, не нуждается в представлении. Вот два из его экслибрисов, которые он продал в середине 30-х годов:

Грета Гарбо повсюду заявляла, что она всего лишь хотела побыть одна… возможно, с множеством книг для компании, отображающих ее собственный отчетливый стиль (рисунок слева). Дуглас Фэрбенкс Джи Эр родился в Нью-Йорке, но его экслибрисы обладали очень аристократичным британским стилем (рисунок справа):

На экслибрисе Гарпо Маркса изображена его собственная карикатура (верхний левый рисунок). Чарльз Чаплин использовал экслибрис в своей библиотеке (рисунок посередине). Другие знаменитости Голливуда, которые имели свои собственные экслибрисы: Сесиль Би де Милле и Бинга Кросби:

Некоторые старинные работы полны удивительным количеством деталей даже по сравнению с рисунками и гравюрами того периода:

Посмотрев на эти образцы, хочется обзавестись и своим экслибрисом, не так ли? 🙂

Источник

Экслибрис что это фото

Экслибрис

История возникновения в России и за рубежом

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом.

Еще пару столетий назад экслибрис был непременной принадлежностью библиотеки знатного рода. Ему придавали такое же значение, как фамильному гербу. Фактически, он и был библиотечным гербом владельца, передаваясь из поколения в поколение.

Экслибрис придумали в XVI веке в Германии. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн-младший.

Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.

Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.

Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.

1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. И несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень.

Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям.

Среди художественных экслибрисов различают:

-гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков;

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Герб дворян Коломаровых

-вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Экслибрис Великого князя Михаила Николаевича Романова(1832-1909)

-сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

Экслибрис Владимира Александровича Кенигсона (1864/66-1940)

-шрифтовые. Это все те же типографские ярлыки с текстом в акцидентных рамках, реже – без них; штемпеля, набранные из литер или отлитые в типографии, строчки набора в линейных или простых акцидентных рамках, обычно овальных, реже – гравированный штамп или трафарет, изредка – конгрев. Это – соединение наборного текста с какой-нибудь акцидентной завитушкой, линейкой, вставленной подчас в тяжелую, замысловатую наборную прямоугольную рамку, наконец, корона с фамилией или просто инициалами владельца-дворянина. Таковы наиболее частые формы русского книжного знака XIX – начала XX века. На шрифтовых ярлыках и штемпелях обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

-универсальные. Это книжные знаки, которые нарисованы с пробелом, для вписания в них фамилии лица, наклеивающего их на книги своей библиотеки. За границей подобные экслибрисы выпускаются отдельными издательствами для продажи или отпечатываются заранее на переплете книги. В начале XX века книгоиздательство М.О. Вольф выпустило четыре вида универсальных книжных знаков-ярлыков, наклеивая их на продаваемые учебники. В послереволюционные годы несколько раз предпринимались попытки внедрения таких экслибрисов. Многие из них были стандартными, как, например, экслибрис с изображением шпиля Ленинградского Адмиралтейства. Эти знаки не отражают индивидуальность владельца библиотеки и не нашли в России широкого применения.

Экслибрис что это фото. Смотреть фото Экслибрис что это фото. Смотреть картинку Экслибрис что это фото. Картинка про Экслибрис что это фото. Фото Экслибрис что это фото

На нашей выставке показаны некоторые виды и категории экслибрисов, что даёт представление о книжном знаке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *