Экспедиционная в больнице что это
Состав помещений экспедиции
Экспедиция проектируется на заготовочных предприятиях, состав ее помещений зависит от характера производства заготовочного предприятия, его мощности, ассортимента продукции, отправляемой в доготовочные предприятия и места укладки. Продукция может затариваться и укладываться в цехах или в экспедиции.
В состав помещений экспедиции входят:
· охлаждаемые камеры для хранения мясных, рыбных и овощных полуфабрикатов;
· охлаждаемая камера готовой кулинарной продукции;
· охлаждаемая камера для хранения кремовых кондитерских изделий;
· кладовая кондитерских и мучных изделий (некремовых);
· охлаждаемая камера скомплектованных заказов;
· помещение комплектации заказов;
· помещение приема и разборки экспедиционной тары;
· помещение мойки и сушки тары;
· помещение мойки контейнеров и стеллажей;
· помещение хранения тары;
· помещение хранения стеллажей и контейнеров;
· помещение экспедиции и диспетчерская
Площадь отдельных охлаждаемых камер рассчитывается по формуле:
Площадь охлаждаемых камер и кладовых в экспедиции принимается из расчета сто процентного сменного выпуска полуфабрикатов и готовой продукции.
Для расчета площади охлаждаемых камер и кладовых для хранения полуфабрикатов и другой продукции используется и другой метод. В этом случае площадь помещений определяют по формуле:
где S – общая площадь камеры, м 2 ; Sоб – площадь, занимаемая оборудованием (контейнерами или стеллажами) в экспедиции, м 2 ; η – коэффициент использования площади (таблица 3.45).
Таблица 3.45 – Значение коэффициента использования площади в зависимости от площади камер
Площадь охлаждаемой камеры, м 2 | Значение коэффициента использования площади |
8,0 | 0,45 |
12,0 | 0,55 |
Более 12,0 | 0,62 |
Расчет площади по оборудованию осуществляется в следующей последовательности:
1. Определяется необходимое количество функциональных емкостей:
где nФ.Е. – количество функциональных емкостей данного вида для хранения определенного вида полуфабрикатов или готовой продукции, шт.; Q – количество определенного вида продукции для хранения, кг, шт.; е – вместимость функциональной емкости, кг, которая определяется:
2. Число передвижных емкостей и контейнеров рассчитывается по формуле:
где Ес.п. и Ек.п. – вместимость передвижных стеллажей и контейнеров, шт., (справочные данные).
Расчет количества функциональных емкостей приведен в таблице 3.46.
Таблица 3.46 – Расчет количества функциональных емкостей
Наименование полуфабриката | Масса или количество изделий, кг, шт. | Вид функциональной емкости | Вместимость, кг, шт. | Количество функциональных емкостей |
Картофель сырой очищенный | 164,0 кг | Е1*200К1 | ||
Люля-кебаб | 150 шт. | Е1*65К1 | ||
и т.д. |
Площадь по оборудованию рассчитывается по формуле:
где Sп.с. и Sп.к. – площадь, занимаемая передвижными стеллажами или контейнерами данного вида СП-125, СП-230 или КП-160, КП-300.
Общая площадь рассчитывается с учетом коэффициента использования площади, который приведен выше.
Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 4146 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Глава 4. Аптеки лечебно-профилактических учреждений
В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ): больниц, диспансеров, поликлиник, родильных домов и др.
Основная функция аптеки ЛПУ заключается в изготовлении и отпуске по требованиям (рецептам) лекарств, заказанных определенными подразделениями ЛПУ, отпуске им готовых лекарственных препаратов, перевязочных материалов, предметов ухода за больными, медицинских инструментов и других медицинских средств. Таким образом, объем работы аптек ЛПУ шире, чем аптек, обслуживающих население, так как они снабжают данное учреждение не только обычным аптечным ассортиментом, но и реактивами, хирургическими и другими инструментами, медицинской аппаратурой и т. д.
Аптеки ЛПУ подразделяются на категории в зависимости от числа коек в стационаре (табл. 4.2).
Технология изготовления лекарств в аптеках ЛПУ ничем не отличается от аптек, обслуживающих население, поэтому штатные единицы в них те же, за некоторым исключением. Так, в аптеках ЛПУ имеется должность провизора-клинициста, фармацевтического инспектора, заведующего газобаллонным хозяйством и инженера (техника) по ремонту техники.
По объему выполняемой работы в аптеках ЛПУ 40—50 % составляют требования на стерильные лекарственные формы (в аптеках, обслуживающих население — 5 %). В связи с этим набор помещений и их размеры несколько отличаются от таковых в хозрасчетных аптеках, обслуживающих население (табл. 9.3).
Аптеки ЛПУ, как и аптеки, обслуживающие население, имеют производственные, вспомогательные (для хранения), административные и хозяйственно-бытовые помещения; Их размещают на первом этаже с соблюдением соответствующих санитарно-гигиенических требований. Эти помещения должны быть удобны для приема и хранения большого количества медицинского имущества, размещения средств механизации, аппаратуры и аптечной мебели.
Категория | По объему работы (число коек в ЛПУ) | |
аптеки при общих, специализиро- ванных и клинических больницах | аптеки психоневрологических больниц | |
I | Более 800 | Более 1500 |
II | 500-800 | 1000-1500 |
III | 200-500 | 600-1000 |
IV | 150-200 | 300-600 |
V | 100-150 | 100-300 |
Помещения | Площадь в зависимости от числа коек в стационаре | |||||
Производственные | ||||||
1. Ожидальня | ||||||
2. Рецептурная | — | — | ||||
3. Экспедиционная | — | — | ||||
4. Рецептурная-экспедиционная | — | — | — | — | ||
5. Ассистентская | ||||||
6. Помещения для приготов- ления лекарств в асептических | ||||||
а) асептическая со шлюзом | 12+2 | 12+2 | 18+2 | 18+4 | 24+4 | 24+4 |
б) терилизационная для воздушной стерилизации | — | — | — | |||
в) стерилизационная для паровой стерилизации | ||||||
г) моечная | — | |||||
д) комната для контроля, оформления и хранения лекарственных форм и растворов для инъекций | — | — | — | |||
7. Расфасовочная | — | — | ||||
8. Кабинет провизора-аналитика | — | |||||
9. Дефектарская (со шлюзом) | — | — | — | 12+4 | 15+4 | 16+4 |
10. Дистилляционная | ||||||
11. Дезинфекционная со шлюзом (с отдельным наружным входом) | — | — | 12+2 | 12+2 | 12+2 | 12+2 |
12. Моечная | ||||||
13. Комната для хранения чистой посуды | ||||||
14. Распаковочная | ||||||
Кладовые | ||||||
15. Готовых лекарственных форм | ||||||
16. Сухих медикаментов | — | — | — | |||
17. Жидких медикаментов | ||||||
18. Перевязочных материалов | — | — | — | |||
19. Хирургических инструментов | ||||||
20. Предметов ухода за больными, санитарии и гигиены | — | |||||
21. Горючих и легковоспламеняющихся жидкостей | ||||||
22. Дезинфекционных средств и кислот | ||||||
23. Лекарственных трав | — | — | ||||
24. Холодильная камера | 8 10 | |||||
25. Стекла, тары, вспомогательных материалов | 10 15 | 20 24 | ||||
Служебные и бытовые | ||||||
26. Кабинет заведующего | 8 10 | 10 10 | ||||
27. Помещение для занятий с персоналом | — 24 | 30 35 | ||||
28. Гардеробная для персонала | 8 10 | 15 20 | ||||
29. Кладовая для предметов уборки | 2 4 | 4 4 | ||||
30. Туалет для персонала | 1,2 х 0,5 м | |||||
31. Комната для персонала | 8 8 | 8 8 | ||||
32. Комната личной гигиены | 5 5 | 5 5 |
Важным санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованием является надежная изоляция помещений аптеки ЛПУ от лечебно-диагностических отделений, предназначенных для пребывания больных, но в то же время аптека должна иметь удобное, безопасное с точки зрения загрязнения и инфицирования сообщение с отделениями больницы. Наиболее целесообразно размещать аптеку в главном корпусе больницы или в отдельном здании. В этом случае аптека должна иметь подвальное помещение и хорошие подъездные пути. Аптеки крупных клинических больниц и многопрофильных ЛПУ имеют специальное помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 45—50 м 2 для мелкосерийного производства таблеток и ампулированных препаратов. На аптеку ЛПУ возложена обязанность снабжения больниц кислородом и другими газами. В этом случае при аптеке предусматривается строительство центральной кислородной станции. В аптеках ЛПУ нет торгового зала; вместо него имеется ожидальня, предназначенная для медицинского персонала, который приходит в аптеку из того или иного подразделения (больницы, поликлиники и т. д.) для того, чтобы доставить требования, заявки, рецепты и получить приготовленные лекарства или товары медицинского назначения. В отличие от аптек, обслуживающих население, в аптеке ЛПУ имеется рецептурно-экспедиционная, в которой выполняется большой объем работы по приему и выполнению требований и рецептов. Кроме того, аптеки ЛПУ отличаются наличием крупного (общей площадью от 80 до 120 м 2 ) хорошо оборудованного асептического блока для приготовления большого количества стерильных лекарств. Отдельная комната провизора-аналитика в аптеках ЛПУ не предусмотрена. В ассистентской имеется стол провизора-аналитика с необходимой аппаратурой для физико-химических анализов. Эти аптеки оборудуются двумя моечными (комнаты для обработки посуды). Одна из них предназначена для приема, сортировки и обработки посуды, заготавливаемой для глазных капель и других стерильных инъекционных растворов, другая — для сбора, обработки и сортировки обычной аптечной посуды и аптечного инвентаря. В аптеке имеется большое число кладовых специального назначения.
Глава 5. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и благоустройству аптек
Больничная аптека
Приоритетной задачей фармацевтической службы является повышение качества лекарственного обеспечения. От того, как отрегулирована деятельность лекарственного обращения, зависит его качество. К обращению ЛС относят: их изготовление, хранение, отпуск, применение и уничтожение (ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).
Медицинская организация (больница) является субъектом обращения лекарственных средств.
Больничные (межбольничные, муниципальные) аптеки не занимаются реализацией лекарственных средств населению. В их задачи входит:
Регламент деятельности больничных аптек включает в себя:
Согласно законодательной базе, радиус обслуживания ЛПУ такой аптеки не должен превышать 5 км. Эти аптеки выполняют несколько функций: производственная, снабженческая и финансово-хозяйственная.
Межбольничная аптека организуется для лекарственного обеспечения одного ЛПУ с общим числом коек не менее 500
Размещение и оборудование аптек
В зависимости от специфики, в составе площади больничной аптеки предусмотрены следующие помещения:
Штат больничных аптек
Положение о межбольничной, больничной (х/р) аптеки утверждено приказом МЗ СССР № 758 от 23.06.1983 г. «О положении и штатах хозрасчетных межбольничных (больничных) аптек» регламентирует типовые штаты и штатные нормативы.
Типовые штаты — наименование должностей, их количество в зависимости от показателей (количество и профиль стационарных коек), характеризующие объем работы — установлены для административно-управленческого персонала (Приказ МЗ РФ № 165 от 22.05.2001 г. «Штатные нормативы служащих и рабочих учреждений здравоохранения»).
Штатные нормативы остального персонала (число и профиль обслуживаемых коек, объем отпуска медтоваров подразделениям, не имеющим стационарных коек, число обслуживаемых сотрудников, группа аптеки, площадь, подлежащая уборке).
В штатное расписание могут вводиться 0,25; 0,5; 0,75 или целые должности.
Обязанности фармацевтов и провизоров в больничной аптеке зависят от должности, которую они занимают.
Порядок назначения и выписки ЛС
ЛПУ вправе приобретать ЛС и ИМН только для текущих надобностей. Порядок выписывания и отпуска регламентируется:
Все ЛПУ выписывают ЛС по требованиям-накладным. Такой документ выписывается каждым отделением (кабинетом) отдельно. На препараты общего списка и перевязочные средства товарные накладные выписываются в 3-х экземплярах. На их основании аптекой выписывается счет в 4-х экземплярах.
Первый и четвертый экземпляры счета вместе с экземпляром товарной накладной передается представителю ЛПУ для оплаты. Второй экземпляр счета и экземпляр товарной накладной прилагаются к отчету материально-ответственного лица. По третьему экземпляру счета и экземпляру товарной накладной осуществляется отпуск медицинских товаров.
Дописывание лекарственных средств в уже созданную товарную накладную запрещено, следует выписывать новую. В конце каждой указывается сумма всех отпущенных медикаментов прописью в розничных ценах.
В требовании обязательно указание отделения или кабинета ЛПУ.
Срок хранения требований на учетные препараты — 5 лет (в аптеках).
Аптечный склад. Задачи и функции. Отделы склада.
» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>
Аптечный склад. Задачи и функции. Отделы склада.
Аптечный склад – это сложное техническое сооружение, здание, оборудование и другие устройства, предназначенное для приёмки, размещения, хранения, переработки, накопления, отпуска и доставки продукции потребителям.
Задачи выбора:
• Выбор формы собственности
• Выбор местоположения
• Выбор поставщика/поставщиков
• Выбор перевозчиков
Аптечный склад. Виды складов:
Аптечный склад. Основные задачи складирования:
1. Определение полезной площади склада
2. Определение оптимального количества подъёмно-транспортного оборудования
3. Разработка стратегии и тактики оптимального использования полезной площади склада
4. Оптимальное использование ёмкости склада
5. Сокращения времени хранения продукции на складе (увеличение коэффициента оборачиваемости склада)
Аптечный склад. Функции склада:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский – в соответствии со спросом и в целях выполнения заказов внутренних и внешних потребителей.
2. Складирование и хранение продукции в целях выравнивания временного, количественного и ассортиментного разрывов между производителем и потребителем продукции. Это дает возможность осуществить непрерывное производство и снабжение на базе созданных запасов продукции, а также в связи с сезонным потреблением нескольких видов продукции.
3. Контроль и подержание требуемого уровня запасов продукции.
Аптечный склад. Штат
Аптечный склад. Отделы склада:
1. Адмистративный отдел;
2. Приёмный отдел;
3. Льготный отдел;
4. Отдел снабжения-реализации;
5. Отдел маркетинга;
6. Отдел экспедиции;
7. Отдел АСУ;
8. Отдел транспортно-хозяйственный;
9. Бухгалтерия;
Склад размещается в отдельно стоящем нежилом здании, он изолирован от других помещений, имеет отдельный вход, подъездную площадку, рампу для разгрузки товара.
Складские помещения имеют системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, канализации, приточно-вытяжную вентиляцию. При проведении погрузочно-разгрузочных работ обеспечена защита поступающих грузов от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.
Участок приемки фармацевтической продукции представляет собой отдельно выделенную зону участка хранения. Основными ее функциями являются прием грузов по количеству, комплектности и качеству; проверка сопроводительной документации; распределение грузов по местам хранения в соответствии с используемыми на складе способами и условиями хранения отдельных групп товаров.
Лекарственные средства в поврежденной упаковке, не имеющие сертификата соответствия, не отвечающие заказу, не имеющие необходимой сопроводительной документации, а также те, относительно которых есть предположение об их контаминированности, соответствующим образом маркируются и помещаются в специально выделенную карантинную зону отдельно от других лекарственных средств до их идентификации или возврату поставщику в установленном порядке.
Лекарственные средства, требующие особых условий хранения, идентифицируются немедленно в установленном порядке.
Участок хранения позволяет реализовать функции аптечного склада, связанные с обеспечением сохранности товаров (соблюдение условий хранения, контроль за сроками годности, целостностью вторичной упаковки ). Грузовая емкость участка хранения зависит не только от размеров, но и от выбранного способа хранения – стеллажного.
Участок экспедиции представляет собой отдельное помещение, предназначенное для учета отправляемых грузов, их временного складирования, составления сопроводительной документации.
Схема складского технологического процесса
Аптечный склад. Нормативная база
«Санитарно-эпидемиологические требования к аптечным учреждениям и организациям оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения»
Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ
“Об обращении лекарственных средств”
Статья 54. Правила оптовой торговли лекарственными средствами
Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 28 декабря 2010 г. N 1222н “Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения”
1. Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (далее – Правила) определяют порядок оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (далее – организации).
2. Правила являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении ими оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (далее – лекарственные средства).
3. В целях Правил используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”.
4. Организации могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
организациям оптовой торговли лекарственными средствами;
производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств;
аптечным организациям;
научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;
индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;
медицинским организациям.
5. Оптовой торговле подлежат лекарственные средства, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке.
6. Запрещается оптовая торговля фальсифицированными лекарственными средствами, недоброкачественными лекарственными средствами, контрафактными лекарственными средствами.
7. Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием “оптовая торговля лекарственными средствами”), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Организация обязана разместить в удобном для ознакомления месте копию лицензии на фармацевтическую деятельность.
8. На лекарственные средства оформляется сопроводительный документ, содержащий информацию:
о дате оформления сопроводительного документа;
о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии;
о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя;
о количестве упаковок;
о поставщике (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование поставщика, его местонахождение);
о покупателе (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование покупателя, его местонахождение);
о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).
Документ заверяется подписью должностного лица, составившего сопроводительный документ, печатью организации или информационным штрих-кодом и печатью организации.
9. Прием лекарственных средств осуществляется приемным отделом организации.
Лица, ответственные за проведение погрузочно-разгрузочных работ лекарственных средств:
обеспечивают каждую партию лекарственных средств сопроводительными документами;
контролируют наличие необходимой информации в сопроводительных документах.
Зона приемки лекарственных средств должна быть отделена от зоны их хранения.
10. При проведении погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена защита поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.
11. Лекарственные средства в поврежденной упаковке или не соответствующие заявленным в сопроводительном документе наименованиям и количеству, не имеющие сопроводительного документа, а также подлежащие изъятию из гражданского оборота, должны быть промаркированы и помещены в специально выделенную (карантинную) зону отдельно от других лекарственных средств до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке.
12. Возвращенные получателем лекарственные средства могут быть переданы в зону для основного хранения лекарственных средств организации при соблюдении следующих условий:
оптовая торговля лекарственными средствами не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Правил;
лекарственные средства находятся в своих первоначальных невскрытых и неповрежденных упаковках;
лекарственное средство соответствует требованиям к его качеству, что подтверждено соответствующими документами.
13. Лекарственные средства, возвращенные в организацию, должны быть изолированы
а также порядок прописан в проекте СанПина.
При наличии лицензии на ФД с указанием «оптовая торговля ЛС»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н “Об утверждении Правил хранения лекарственных средств”