Экспертная деятельность в сфере образования что это
44.04.01 Экспертная деятельность в сфере образования
Направление программы
В рамках направления 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: «Экспертная деятельность в сфере образования» ведется подготовка специалистов в области образования и науки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3++ и профессионального стандарта 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Востребованность программы
Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: «Экспертная деятельность в сфере образования» дает возможность приобретения выпускником вуза компетенций, обеспечивающих его востребованность как специалиста в центрах детского развития, в школах, колледжах, техникумах, вузах, научных организациях, в управленческих структурах (муниципалитет, регион) образования.
Почему следует выбрать обучение именно в Елабужском институте КФУ?
Обучение в Елабужском институте КФУ отличается высоким уровнем фундаментальной теоретической подготовки (на основе лучших российских традиций и зарубежного опыта) и специализированной прикладной практической подготовкой будущих специалистов в сфере экспертной деятельности. Материально-техническое оснащение образовательного процесса позволяет освоить умения решать задачи будущей профессиональной деятельности: аудитории, оснащенные мультимедийной техникой и компьютерами; цифровые образовательные ресурсы, разработанные преподавателями; активное использование массовых открытых онлайн курсов; современное лабораторное оборудование и др.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронным библиотекам и к электронной информационно-образовательной среде организации.
Дисциплины образовательной программы ведут высококвалифицированные преподаватели.
В Елабужском институте КФУ создана эффективно функционирующая развивающая образовательная среда для формирования профессиональных компетенций и личностного развития будущих специалистов через реализацию образовательных, научных и социальных проектов, в которых обучающиеся принимают самое активное участие.
Что Вы будете изучать?
Основные учебные модули, изучаемые в рамках образовательной программы 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: «Экспертная деятельность в сфере образования»: Базовый общеинститутский модуль; Проектирование и реализация образовательного процесса в образовательной организации; Содержание предметной области и технологии обучения предмету; Предметный модуль; Модуль по выбору.
Области профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности: регламентация образовательной деятельности, экспертиза качества образования в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; контроль и надзор в сфере образования; основные объекты профессиональной деятельности: образовательные системы, образовательные программы, организация образовательной деятельности.
Выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях всех уровней образования (средние общеобразовательные школы, колледжи и техникумы, образовательные организации высшего образования, научно-исследовательские организации, управления образования).
Форма обучения | Срок обучения | Количество мест в 2021 г. и стоимость обучения | ||||||||||||||||
заочная | 2 года 6 месяцев |
|
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 июля 2014 г.
Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)
1. К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования:
1.1. Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет.
федеральные государственные образовательные стандарты (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);
порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными;
способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2.2. Обладать навыками:
поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;
работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;
применения правил деловой этики;
делового письма (переписки).
работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;
проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;
устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;
анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;
грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;
составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.
1.2.4. Обладать опытом:
разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);
применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).
2. К экспертным организациям предъявляются следующие требования:
Перечень экспертов включает в себя следующие ежемесячно обновляемые сведения о привлекаемых экспертах:
б) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации, год окончания обучения;
в) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может привлекаться для проведения аккредитационной экспертизы;
г) стаж (опыт) работы в сфере образования.
2.2. Наличие локальных нормативных актов, устанавливающих требования к привлекаемым экспертам, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям. Требования к привлекаемым экспертам не могут быть ниже квалификационных требований к экспертам, установленным пунктом 1 настоящих квалификационных требований.
2.3. Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.
** В случае если эксперт подал заявление для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам.
Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)
2. Аккредитация осуществляется аккредитационными органами.
3. Аккредитация проводится в целях установления полномочий физического лица в качестве эксперта и установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации в соответствии с квалификационными требованиями (требованиями), установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.
4. Полномочия физического лица в качестве эксперта и полномочия юридического лица в качестве экспертной организации устанавливаются сроком на 3 года.
Заявление и прилагаемые к нему документы представляются претендентом одним из следующих способов:
7. В заявлении об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта указываются следующие сведения о претенденте:
б) реквизиты документа, удостоверяющего личность;
в) контактная информация (место жительства (место пребывания), телефон);
г) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации;
д) место работы (полное наименование и местонахождение работодателя), занимаемая должность;
е) стаж (опыт) работы в сфере образования;
ж) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которой претендент подает заявление на проведение аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
з) идентификационный номер налогоплательщика и (или) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
и) форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (при привлечении к аккредитационной экспертизе образовательных программ, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (при наличии);
к) согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. К заявлению об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность;
б) копии документов, подтверждающих соответствие полученного образования и стажа работы (документов об образовании и о квалификации, трудовой книжки, трудовых договоров, договоров о выполнении претендентом работ (услуг) по заявленным видам деятельности за последние 3 года);
в) рекомендация от руководителя организации по последнему месту основной работы претендента в сфере образования;
г) опись представленных документов.
9. Претендент может также приложить к заявлению иные документы, в том числе рекомендации от объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
10. Аккредитационный орган не вправе требовать от претендента представления документов, не предусмотренных настоящим порядком.
Заявление и прилагаемые документы представляются организацией одним из следующих способов:
12. В заявлении об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации указываются следующие сведения об организации:
б) место нахождения, а также контактный телефон, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
г) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
д) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которой организация подает заявление на проведение аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
е) лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности (при наличии).
13. К заявлению об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации прилагаются следующие документы:
а) копии учредительных документов;
б) копии локальных нормативных актов, устанавливающих требования к экспертам, привлекаемым экспертной организацией для проведения аккредитационной экспертизы, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям;
в) копии локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы;
г) копия перечня привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, заверенная подписью руководителя организации;
д) опись прилагаемых документов.
14. Организация может также приложить к заявлению иные документы по своему усмотрению.
15. Аккредитационный орган не вправе требовать от организации представления документов, не предусмотренных настоящим порядком.
16. В случае правильного заполнения претендентом (организацией) заявления, наличия полного комплекта прилагаемых к нему документов аккредитационный орган допускает претендента (организацию) к оценке соответствия квалификационным требованиям (требованиям) для установления полномочий физического лица в качестве эксперта, установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации.
17. Оценка соответствия претендента квалификационным требованиям проводится комиссией в два этапа.
На первом этапе комиссия рассматривает документы, представленные претендентом, и принимает решение о допуске претендента ко второму этапу проведения квалификационного экзамена либо об отказе в допуске ко второму этапу.
На втором этапе комиссией проводится квалификационный экзамен в устной и письменной форме.
18. Оценка соответствия организации установленным требованиям проводится комиссией на основании документов, представленных организацией.
Аккредитационный орган вправе организовать и провести при необходимости выездную проверку организации.
19. На основании документов, представленных претендентом (организацией), и результатов квалификационного экзамена претендента, результатов выездной проверки организации (в случае ее проведения) комиссия принимает одно из следующих решений:
а) об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования) либо об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы;
б) об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования) либо об отказе в установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы.
20. Основаниями для отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) являются:
а) несоответствие претендента установленным квалификационным требованиям (несоответствие организации установленным требованиям);
б) выявление недостоверной информации в заявлении претендента (организации) и (или) прилагаемых к нему документах, в том числе в перечне привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы;
21. Повторное рассмотрение вопроса об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) проводится по заявлению претендента (организации) не ранее чем через один год после отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации).
22. Эксперт (экспертная организация), который в период действия своих полномочий перестал соответствовать установленным требованиям, обязан уведомить об этом аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней.
23. Эксперт (экспертная организация) обязан уведомлять с указанием причины и приложением копий соответствующих документов аккредитационный орган об изменениях сведений, представленных экспертом (экспертной организацией) в аккредитационный орган при прохождении процедуры установления полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации), не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.
24. Комиссия принимает решение о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации) в следующих случаях:
а) неисполнение без уважительной причины экспертом (экспертной организацией) обязанностей, установленных заключенным с ним гражданско-правовым договором о проведении аккредитационной экспертизы;
б) нарушение экспертом (экспертной организацией) прав и законных интересов организации, осуществляющей образовательную деятельность, допущенное при проведении аккредитационной экспертизы, установленное в ходе проверки поступившей в аккредитационный орган информации;
в) невыполнение экспертом (экспертной организацией) требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру проведения государственной аккредитации;
г) указание экспертом (экспертной организацией) недостоверных сведений в документах, представленных в аккредитационный орган;
д) представление экспертом (экспертной организацией) заявления о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации);
е) представление экспертной организацией уведомления, указанного в пункте 23 настоящего порядка.
25. В соответствии с решением комиссии аккредитационный орган не позднее 30 рабочих дней со дня приема заявления издает распорядительный акт об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации).
Распорядительный акт аккредитационного органа о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации) издается в течение трех рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.
27. Реестр состоит из двух разделов:
28. Открытая часть реестра содержит следующие сведения:
б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта;
в) срок действия аккредитации эксперта;
г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперту установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;
д) сведения о прекращении полномочий эксперта.
28.2. Об экспертных организациях:
б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об аккредитации экспертной организации;
в) срок действия аккредитации экспертной организации;
г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых экспертной организации установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;
д) сведения о прекращении полномочий экспертной организации.
29. Закрытая часть реестра содержит следующие сведения:
а) наименование субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания эксперт;
б) номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);
в) наличие формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
г) текущее место работы, занимаемая должность;
д) сведения о проведенных экспертом аккредитационных экспертизах (при наличии), заполняемые по форме, устанавливаемой аккредитационным органом.
29.2. Об экспертных организациях:
а) наименование субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована экспертная организация, адрес местонахождения;
б) номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);
в) сведения о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности (при наличии);
г) сведения о проведенных экспертной организацией аккредитационных экспертизах (при наличии).
30. Основанием для включения сведений в реестр является распорядительный акт аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации).
Сведения, указанные в пунктах 28 и 29 настоящего порядка, вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня издания распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации).
31. Включение сведений в реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и персональных данных.
32. Сведения и документы об экспертах и экспертных организациях, представленные в аккредитационный орган в письменном или электронном виде, хранятся аккредитационным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле и о защите государственной тайны.
33. Аккредитационный орган обеспечивает полноту, достоверность и актуальность вносимых в реестр сведений.
34. Руководитель аккредитационного органа назначает лиц, ответственных за внесение и хранение сведений в реестр.
35. При хранении и обработке информации, содержащейся в реестре, осуществляется принятие необходимых мер по защите указанной информации от повреждения или утраты, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации.
36. Доступ к информации, содержащейся в реестре, в целях ее изменения осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению защиты информации, ограничений по использованию информации и при условии применения программно-технических средств, позволяющих идентифицировать лицо, осуществляющее доступ к информации.
Порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)
1. Настоящий порядок определяет правила отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы.
3. Отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы осуществляется из реестра в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора с учетом следующих параметров:
а) уровень образования (для общего образования), укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт (экспертная организация) аккредитован для проведения аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в образовательных организациях высшего образования, указанных в части 10 статьи 11 Федерального закона*;
б) места жительства или места пребывания эксперта (места нахождения экспертной организации);
в) при привлечении эксперта (экспертной организации) для проведения аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну:
наличие у эксперта допуска к работе со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну,
наличие у экспертной организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности.
Уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящего порядка, на участие в проведении соответствующей аккредитационной экспертизы.
5. Своим письменным согласием эксперт (экспертная организация) также подтверждает отсутствие у него какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах, и (или) о собственной заинтересованности в результатах аккредитационной экспертизы.
6. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, проводится на основании распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.
Обзор документа
Новый Закон об образовании закрепляет в т. ч. общие правила госаккредитации образовательной деятельности.
Она проводится по результатам аккредитационной экспертизы. В рамках нее определяется соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным стандартам.
Установлены требования к экспертам, к организациям, привлекаемым для экспертизы.
Эксперт, в частности, должен окончить вуз и иметь стаж работы в сфере образования не менее 5 лет. Ему необходимо знать используемые в деятельности законодательные и иные акты. Уметь грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету экспертизы, составлять отчеты и заключения.
Экспертные организации должны в т. ч. иметь перечень экспертов, локальные акты, устанавливающие требования к ним, к проведению мероприятия.
Урегулирован порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций. Соответствующие полномочия устанавливаются на 3 года.
Аккредитация проводится федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по надзору в сфере образования, и региональными, которым переданы полномочия в данной области. Образуется специальная комиссия.
Претенденты представляют заявления на аккредитацию. Приведены исчерпывающие перечни прилагаемых документов.
Аккредитация проводится в 2 этапа. На первом рассматриваются представленные материалы. На втором организуется квалификационный экзамен.
По результатам выносится решение об установлении полномочий физлица (юрлица) в качестве эксперта (экспертной организации) либо об отказе в этом.
Предусмотрено ведение реестра экспертов и экспертных организаций. Его можно найти на официальном сайте аккредитационного органа.
Закреплена процедура отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для экспертизы.
Это происходит в автоматизированном режиме по следующим параметрам. Уровень образования (для общего), укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального), в отношении которых проведена аккредитация. Место жительства или пребывания эксперта (место нахождения организации). В отдельных случаях требуются наличие допуска к работе со служебной информацией, к гостайне, лицензия на работы с использованием последней, сведений соответствующей степени секретности.
Ранее утвержденные приказы Минобрнауки России по вопросам аккредитации признаны утратившими силу.
- Экспертная группа bellingcat что это
- Экспертная оценка проектной документации что это такое