Экспертная деятельность в сфере образования что это

44.04.01 Экспертная деятельность в сфере образования

Направление программы

В рамках направления 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: «Экспертная деятельность в сфере образования» ведется подготовка специалистов в области образования и науки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3++ и профессионального стандарта 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Востребованность программы

Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: «Экспертная деятельность в сфере образования» дает возможность приобретения выпускником вуза компетенций, обеспечивающих его востребованность как специалиста в центрах детского развития, в школах, колледжах, техникумах, вузах, научных организациях, в управленческих структурах (муниципалитет, регион) образования.

Почему следует выбрать обучение именно в Елабужском институте КФУ?

Обучение в Елабужском институте КФУ отличается высоким уровнем фундаментальной теоретической подготовки (на основе лучших российских традиций и зарубежного опыта) и специализированной прикладной практической подготовкой будущих специалистов в сфере экспертной деятельности. Материально-техническое оснащение образовательного процесса позволяет освоить умения решать задачи будущей профессиональной деятельности: аудитории, оснащенные мультимедийной техникой и компьютерами; цифровые образовательные ресурсы, разработанные преподавателями; активное использование массовых открытых онлайн курсов; современное лабораторное оборудование и др.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронным библиотекам и к электронной информационно-образовательной среде организации.

Дисциплины образовательной программы ведут высококвалифицированные преподаватели.

В Елабужском институте КФУ создана эффективно функционирующая развивающая образовательная среда для формирования профессиональных компетенций и личностного развития будущих специалистов через реализацию образовательных, научных и социальных проектов, в которых обучающиеся принимают самое активное участие.

Что Вы будете изучать?

Основные учебные модули, изучаемые в рамках образовательной программы 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: «Экспертная деятельность в сфере образования»: Базовый общеинститутский модуль; Проектирование и реализация образовательного процесса в образовательной организации; Содержание предметной области и технологии обучения предмету; Предметный модуль; Модуль по выбору.

Области профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности: регламентация образовательной деятельности, экспертиза качества образования в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; контроль и надзор в сфере образования; основные объекты профессиональной деятельности: образовательные системы, образовательные программы, организация образовательной деятельности.

Выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях всех уровней образования (средние общеобразовательные школы, колледжи и техникумы, образовательные организации высшего образования, научно-исследовательские организации, управления образования).

Форма обученияСрок обученияКоличество мест в 2021 г. и стоимость обучения
заочная2 года 6 месяцев
для граждан Российской Федерации:
бюджет10 мест
договор0 мест32 160 р./год*
для иностранных граждан:
договор1 место54 300 р./год**

Дополнительная информация

Источник

Эспертная деятельность в образовании

Экспертная деятельность в образовании.

Ведущей задачей современных образовательных учреждений является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса. Анализ педагогической литературы показал, что экспертиза как метод изучения и оценки активно применяется в сфере образования. Несмотря на широкое применение экспертизы, в большинстве случаев ее сущность представляется с позиции требований к предмету изучения. Существенным отличием экспертизы от других методов является то, что основным ее инструментом выступает мнение эксперта.

Экспертиза — это особый способ изучения инновационных процессов в образовании, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить. Экспертиза осуществляется компетентными и независимыми специалистами и именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придается решающее значение.

Цель экспертизы – объективная оценка состояния программного обеспечения данной деятельности и определение ресурсов, необходимых для его формирования и развития.

Аспект экспертизы важен не столько сам по себе, сколько влияние оценивания на профессиональное развитие педагогов.

К основным целям экспертной деятельности в образовании относится:

— оценка соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям либо существующим требованиям или традициям;

— оценка деятельности по проработке инновационного проекта;

— понимание авторского замысла, исходной проектной идеи.

В состав экспертной деятельности включены такие структурные компоненты как сбор и анализ данных, формулирование проблем исследования, формирование гипотезы и определение цели исследования, а также планирование и обозначение критериев оценивания. Чаще всего экспертизу в сфере образовании проводят с целью «оценить результаты опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении», «рассмотреть результаты апробации нового учебно-методического комплекса»; «проанализировать предлагаемый образовательный проект».

В зависимости от поставленной цели экспертиза может иметь различные функции:

Проведение нормоконтролирующей экспертной деятельности, как самостоятельного вида профессиональной деятельности проявляется при проведении лицензионно-аккредитационной экспертизы содержания и качества подготовки учащихся учебного заведения, осуществляющую образовательную деятельность с целью установления соответствия государственного образовательного стандарта.[13]

Для включения в экспертизу различных позиций разрабатываются критерии экспертизы, которые имеют ряд вопросов, подчеркивающих различные аспекты проектирования, например,

— каким образом его реализация окажет воздействие на образовательную ситуацию в системе образования;

— что даст проект для конкретной категории детей;

— что даст проект для педагогов учебного учреждения.

— обоснованность и соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей, учет психолого-педагогических закономерностей, направленность на решение образовательных и педагогических задач.

— соответствие санитарно-гигиеническим нормам в образовании, трудоемкость образовательного процесса в соответствии с особенностями и возможностями детей и педагогов.

Обоснованность проекта, значимость для развития, обоснованность методов, содержания и методического обеспечения, оценок, полнота представления документов, готовность авторов и участников проекта к реализации.

— соответствие нормативным документам, характеру положений и законов; разработанность системы реализации, стимулирования, управления.

Финансово экономический и материально технический:

— цена проекта, достаточно времени и средств для реализации, соответствие материально-технической базы.

Функция экспертизы дать многоаспектный анализ, выполнить прогноз, определить приоритеты, принять решения с учетом мнений специалистов и интересов людей, принимавших участие в процессе, выбрать более эффективные и полезные решения на основе разработанных критериев и обоснованных суждений. [ 14]

Для проведения экспертизы эксперты должны достичь согласия по вопросам:

определение критериев анализа и оценивания;

степени их важности;

формы представления анализа и суждений, характера и процедуры принятия решений.

Актуальность использования процедур оценивания в образовании заключается в том, что для развития образовательных систем необходим эффективный инструмент оценки образовательных процессов, который способен не только выявить существующие проблемы в состоянии образования, но и обозначить их реальные причины и наметить тенденции развития с целью корректировки, обозначения приоритетных направлений и прогнозирования внесения изменений. В настоящее время в образовании широко представлены различные подходы и виды процедуры экспертизы педагогической деятельности, которые оцениваются по разным, часто не совпадающим, а порой и противоречащим друг другу параметрам. Поэтому весьма актуальна разработка критериальной базы, позволяющей оценивать (выявлять, анализировать, сравнивать) инновационные процессы. Как известно, при аттестации школы используются многие критерии.

«Ценность процедуры оценивания педагогической деятельности, заключается в следующем:

оценивание должно быть валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям курса);

оценивание должно быть надежным (использовать единообразные стандарты или критерии);

оценивание должно быть справедливым (разные педагоги должны иметь равные возможности);

оценивание должно быть развивающим ( фиксировать что могут, и как им улучшить свои результаты);

оценивание должно быть своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь);

оценивание должно быть эффективным (выполнимым, не забирать все время)». [1 0 ]

Процедура оценивания является широким понятием, включающим оценки, даваемые педагогу или его деятельности любыми лицами, занимающимися развитием и повышением квалификации. Во многих странах существует два вида процедуры оценивания профессиональной деятельности педагогических кадров: формирующая оценка и итоговая.

«Формирующая оценка» понимается как поступательный процесс, происходящий в течение всего учебного года и предназначенный для улучшения профессиональной деятельности педагога. Она позволяет не только осуществить контроль за текущей деятельностью педагога, но и вводить коррективы в его деятельность, стимулировать формирование новых умений, приобретение новых навыков, дающие эффективность профессиональному росту педагога. В этих целях используются различные методы, в том числе структурированное и неструктурированное наблюдение. Формирующая оценка не охватывает весь круг деятельности педагога, а связана, прежде всего, с учебным процессом. Периодичность ее, как правило, не регламентируется, хотя в некоторых странах требуется, чтобы педагоги, проходящие испытательный срок, оценивались, по крайней мере, несколько раз в течение учебного года. На руководителе образовательного учреждения лежит ответственность за организацию регулярного посещения занятий педагогов им самим, его заместителями.

Экспертиза в образовании предусматривает исследование специалистами (экспертами) степени соответствия педагогических систем (объектов, явлений, процессов) определенным нормам, стандартам. Поэтому названная процедура включает применение комплекса научно-обоснованных, нормативно-правовых действий и операций, необходимых для получения объективного суждения о качестве изучаемого объекта [3].

Достижение необходимого уровня профессионализма требует реализации деятельностного подхода к обучению педагогов и обеспечения практической направленности его содержания, и проведение процедуры оценивания. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя. Педагогу необходимо усвоить конструктивные навыки своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, что способствует повышению его ответственности за свои результаты. Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии.

В числе признаков профессионального становления учителя выделяются:

– интегрирование теоретических знаний и способов их практической реализации в педагогической деятельности;

– использование новых информационных технологий;

– овладение основами научно-исследовательской деятельности;

– внедрение инновационных проектов [ 12 ].

Главной целью экспертизы оценивания является включение учителя в процесс профессионального становления, что предполагает:

а) рефлексивный анализ и осмысление процесса и результата своей педагогической деятельности, способов ее осуществления; проектирование педагогически целесообразных форм и методов работы, необходимых для повышения качества собственного труда и прежде всего тех изменений в себе, в своем профессионализме, благодаря которым обеспечивается выход учителя за пределы нормативной педагогической деятельности, обретение ею свойств креативности и индивидуальности;

б) внедрение инновационной деятельности для освоения и принятия содержания и технологий современного образования;

в) проведение педагогической экспертизы в системе субъект-субъектных отношений;

г) вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории.

По словам М.С. Гвоздевой, оценка кадров — одна из важнейших функций руководства любым учебным заведением. Особенно возрастает роль оценки кадров в школах, ориентированных на развитие и стремящихся осуществлять инновационную деятельность. В рамках антропологического подхода и вытекающей из него личностно-ориентированной парадигмы образования современный педагог должен освоить психосберегающие и информационные технологии, ориентироваться на развитие компетенций ученика, реализовать его индивидуальный образовательный маршрут [12].

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе уровневой подготовки предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач, стоящих перед педагогом.

Миссия экспертов по оцениванию: «Повышение качества обучения через независимое оценивание в соответствии с международными стандартами».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2010. – 510с., 247

Руководство для тренера. Третий (базовый) уровень. Третье издание – Астана, 2012

Руководство для тренера. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание – Астана, 2012

Руководство по оцениванию – Астана, 2012

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. // adilet.zan.kz

Пралиев С.Ж. Образование в Казахстане в годы Независимости (1991-2011 гг.): монография. – Алматы: Изд-во « Улагат», КазНПУим.Абая, 2011. – 296с. С.19

Обзор процедур оценивания, Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013, с.31-36

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Экспертная деятельность в образовании) (44.04.01) (заочно) – в 2022 году приёма нет.

Код и наименование направления подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Экспертная деятельность в образовании

Магистр

2 года 6 месяцев

Заочная

120 з.е.

Перейти

Комплексный экзамен

Все направления подготовки магистратуры МПГУ в 2021 году

Требования к абитуриенту

— высшее образование
— успешное прохождение вступительного испытания: комплексный экзамен (письменно) http://mpgu.su/postuplenie/magistratura/
— Преимуществами в развитии карьеры обладают лица, имеющие опыт педагогической и управленческой деятельности в сфере образования.

Виды профессиональной деятельности/типы задач профессиональной деятельности

Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть фото Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть картинку Экспертная деятельность в сфере образования что это. Картинка про Экспертная деятельность в сфере образования что это. Фото Экспертная деятельность в сфере образования что это

Области и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности: регламентация образовательной деятельности, экспертиза качества образования в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; контроль и надзор в сфере образования; основные объекты профессиональной деятельности: образовательные системы, образовательные программы, организация образовательной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности являются: обучение; воспитание; управление в социальной сфере; образовательный процесс; педагогические технологии; образовательные системы; управление качеством образовательного процесса, образовательной деятельности, экспертиза в образовании, аккредитация в образовании.
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности включая государственное (муниципальное) управление при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника

Практика

Основные типы практики:
Учебная. Ознакомительная практика.
Производственная. Педагогическая методическая практика.
Учебная. Научно-исследовательская работа.
Производственная. Технологическая практика.
Производственная. Преддипломная практика.

Практика организуется на базе самых эффективных образовательных организаций московской агломерации, в том числе, имеющих статус инновационных образовательных и стажерских площадок МПГУ. База Практик ежегодно обновляется и дополняется.
Среди Баз Практик следующие образовательные организации: (ГБОУ «Школа № 2086», ГБОУ Романовская школа, ГБОУ «Школа № 354 имени Д.М. Карбышева», ГБОУ «Школа № 1272», ГБОУ «Школа № 2006», ГБОУ «Школа № 1231 им. В.Д. Поленова» и другие); негосударственные общеобразовательные школы (НОУ «Международная школа завтрашнего дня», имеющая международную аккредитацию, ОЧУ «Газпром-школа», НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» и др.), Лицей МПГУ, ГБОУ ЦРДОиПВ МО, а также государственные педагогические колледжи, входящие в состав организаций, аккредитованных МПГУ

Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть фото Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть картинку Экспертная деятельность в сфере образования что это. Картинка про Экспертная деятельность в сфере образования что это. Фото Экспертная деятельность в сфере образования что это

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

Для проведения мастер-классов, практических занятий, семинаров, научных конференций и др осуществляется сетевое взаимодействие с ведущими образовательными организациями московской агломерации: ГБОУ города Москвы «Школа и№ 1231 им. В.Д. Поленова, Лицей МПГУ, ГБОУ ЦРДОиПВ Московской области, Федеральный центр подготовки спортивного резерва и др.

Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть фото Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть картинку Экспертная деятельность в сфере образования что это. Картинка про Экспертная деятельность в сфере образования что это. Фото Экспертная деятельность в сфере образования что это

Государственная итоговая аттестация

Итоговая государственная аттестация выпускников является обязательной и осуществляется после освоения ОП в полном объеме.
Итоговая государственная аттестация выпускников ОП магистратуры включает выполнение и защиту выпускной квалификационной работы

Возможность продолжения обучения

По окончании магистратуры студент может продолжить обучение и научно-исследовательскую деятельность в аспирантуре на кафедрах МПГУ, в том числе и на кафедре управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой.

Источник

Экспертная деятельность в сфере образования что это

Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть фото Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть картинку Экспертная деятельность в сфере образования что это. Картинка про Экспертная деятельность в сфере образования что это. Фото Экспертная деятельность в сфере образования что это

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть фото Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть картинку Экспертная деятельность в сфере образования что это. Картинка про Экспертная деятельность в сфере образования что это. Фото Экспертная деятельность в сфере образования что это

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть фото Экспертная деятельность в сфере образования что это. Смотреть картинку Экспертная деятельность в сфере образования что это. Картинка про Экспертная деятельность в сфере образования что это. Фото Экспертная деятельность в сфере образования что этоОбзор документа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»

В соответствии с частью 15 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566), пунктом 29 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6118), и пунктом 5.2.60 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386, № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; 2014, № 6, ст. 582), приказываю:

квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы (приложение № 1);

порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций (приложение № 2);

порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы (приложение № 3).

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 16 ноября 2011 г. № 2701 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 г., регистрационный № 22841);

от 5 декабря 2011 г. № 2788 «Об утверждении порядка аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2012 г., регистрационный № 23587);

от 19 сентября 2012 г. № 736 «О внесении изменений в порядок аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 2788» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2012 г., регистрационный № 25585).

МинистрД.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 июля 2014 г.

Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)

1. К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования:

1.1. Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет.

федеральные государственные образовательные стандарты (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);

порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными;

способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1.2.2. Обладать навыками:

поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;

работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;

применения правил деловой этики;

делового письма (переписки).

работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;

проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;

устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;

анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;

грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;

составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.

1.2.4. Обладать опытом:

разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);

применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

2. К экспертным организациям предъявляются следующие требования:

Перечень экспертов включает в себя следующие ежемесячно обновляемые сведения о привлекаемых экспертах:

б) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации, год окончания обучения;

в) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может привлекаться для проведения аккредитационной экспертизы;

г) стаж (опыт) работы в сфере образования.

2.2. Наличие локальных нормативных актов, устанавливающих требования к привлекаемым экспертам, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям. Требования к привлекаемым экспертам не могут быть ниже квалификационных требований к экспертам, установленным пунктом 1 настоящих квалификационных требований.

2.3. Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.

** В случае если эксперт подал заявление для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам.

Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)

2. Аккредитация осуществляется аккредитационными органами.

3. Аккредитация проводится в целях установления полномочий физического лица в качестве эксперта и установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации в соответствии с квалификационными требованиями (требованиями), установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.

4. Полномочия физического лица в качестве эксперта и полномочия юридического лица в качестве экспертной организации устанавливаются сроком на 3 года.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются претендентом одним из следующих способов:

7. В заявлении об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта указываются следующие сведения о претенденте:

б) реквизиты документа, удостоверяющего личность;

в) контактная информация (место жительства (место пребывания), телефон);

г) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации;

д) место работы (полное наименование и местонахождение работодателя), занимаемая должность;

е) стаж (опыт) работы в сфере образования;

ж) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которой претендент подает заявление на проведение аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

з) идентификационный номер налогоплательщика и (или) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

и) форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (при привлечении к аккредитационной экспертизе образовательных программ, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (при наличии);

к) согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. К заявлению об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта прилагаются следующие документы:

а) копия документа, удостоверяющего личность;

б) копии документов, подтверждающих соответствие полученного образования и стажа работы (документов об образовании и о квалификации, трудовой книжки, трудовых договоров, договоров о выполнении претендентом работ (услуг) по заявленным видам деятельности за последние 3 года);

в) рекомендация от руководителя организации по последнему месту основной работы претендента в сфере образования;

г) опись представленных документов.

9. Претендент может также приложить к заявлению иные документы, в том числе рекомендации от объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

10. Аккредитационный орган не вправе требовать от претендента представления документов, не предусмотренных настоящим порядком.

Заявление и прилагаемые документы представляются организацией одним из следующих способов:

12. В заявлении об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации указываются следующие сведения об организации:

б) место нахождения, а также контактный телефон, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

г) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке организации на учет в налоговом органе;

д) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которой организация подает заявление на проведение аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

е) лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности (при наличии).

13. К заявлению об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов;

б) копии локальных нормативных актов, устанавливающих требования к экспертам, привлекаемым экспертной организацией для проведения аккредитационной экспертизы, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям;

в) копии локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы;

г) копия перечня привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, заверенная подписью руководителя организации;

д) опись прилагаемых документов.

14. Организация может также приложить к заявлению иные документы по своему усмотрению.

15. Аккредитационный орган не вправе требовать от организации представления документов, не предусмотренных настоящим порядком.

16. В случае правильного заполнения претендентом (организацией) заявления, наличия полного комплекта прилагаемых к нему документов аккредитационный орган допускает претендента (организацию) к оценке соответствия квалификационным требованиям (требованиям) для установления полномочий физического лица в качестве эксперта, установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации.

17. Оценка соответствия претендента квалификационным требованиям проводится комиссией в два этапа.

На первом этапе комиссия рассматривает документы, представленные претендентом, и принимает решение о допуске претендента ко второму этапу проведения квалификационного экзамена либо об отказе в допуске ко второму этапу.

На втором этапе комиссией проводится квалификационный экзамен в устной и письменной форме.

18. Оценка соответствия организации установленным требованиям проводится комиссией на основании документов, представленных организацией.

Аккредитационный орган вправе организовать и провести при необходимости выездную проверку организации.

19. На основании документов, представленных претендентом (организацией), и результатов квалификационного экзамена претендента, результатов выездной проверки организации (в случае ее проведения) комиссия принимает одно из следующих решений:

а) об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования) либо об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы;

б) об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования) либо об отказе в установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы.

20. Основаниями для отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) являются:

а) несоответствие претендента установленным квалификационным требованиям (несоответствие организации установленным требованиям);

б) выявление недостоверной информации в заявлении претендента (организации) и (или) прилагаемых к нему документах, в том числе в перечне привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы;

21. Повторное рассмотрение вопроса об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) проводится по заявлению претендента (организации) не ранее чем через один год после отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации).

22. Эксперт (экспертная организация), который в период действия своих полномочий перестал соответствовать установленным требованиям, обязан уведомить об этом аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней.

23. Эксперт (экспертная организация) обязан уведомлять с указанием причины и приложением копий соответствующих документов аккредитационный орган об изменениях сведений, представленных экспертом (экспертной организацией) в аккредитационный орган при прохождении процедуры установления полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации), не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.

24. Комиссия принимает решение о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации) в следующих случаях:

а) неисполнение без уважительной причины экспертом (экспертной организацией) обязанностей, установленных заключенным с ним гражданско-правовым договором о проведении аккредитационной экспертизы;

б) нарушение экспертом (экспертной организацией) прав и законных интересов организации, осуществляющей образовательную деятельность, допущенное при проведении аккредитационной экспертизы, установленное в ходе проверки поступившей в аккредитационный орган информации;

в) невыполнение экспертом (экспертной организацией) требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру проведения государственной аккредитации;

г) указание экспертом (экспертной организацией) недостоверных сведений в документах, представленных в аккредитационный орган;

д) представление экспертом (экспертной организацией) заявления о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации);

е) представление экспертной организацией уведомления, указанного в пункте 23 настоящего порядка.

25. В соответствии с решением комиссии аккредитационный орган не позднее 30 рабочих дней со дня приема заявления издает распорядительный акт об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации).

Распорядительный акт аккредитационного органа о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации) издается в течение трех рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.

27. Реестр состоит из двух разделов:

28. Открытая часть реестра содержит следующие сведения:

б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта;

в) срок действия аккредитации эксперта;

г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперту установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;

д) сведения о прекращении полномочий эксперта.

28.2. Об экспертных организациях:

б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об аккредитации экспертной организации;

в) срок действия аккредитации экспертной организации;

г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых экспертной организации установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;

д) сведения о прекращении полномочий экспертной организации.

29. Закрытая часть реестра содержит следующие сведения:

а) наименование субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания эксперт;

б) номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);

в) наличие формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

г) текущее место работы, занимаемая должность;

д) сведения о проведенных экспертом аккредитационных экспертизах (при наличии), заполняемые по форме, устанавливаемой аккредитационным органом.

29.2. Об экспертных организациях:

а) наименование субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована экспертная организация, адрес местонахождения;

б) номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);

в) сведения о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности (при наличии);

г) сведения о проведенных экспертной организацией аккредитационных экспертизах (при наличии).

30. Основанием для включения сведений в реестр является распорядительный акт аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации).

Сведения, указанные в пунктах 28 и 29 настоящего порядка, вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня издания распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации).

31. Включение сведений в реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и персональных данных.

32. Сведения и документы об экспертах и экспертных организациях, представленные в аккредитационный орган в письменном или электронном виде, хранятся аккредитационным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле и о защите государственной тайны.

33. Аккредитационный орган обеспечивает полноту, достоверность и актуальность вносимых в реестр сведений.

34. Руководитель аккредитационного органа назначает лиц, ответственных за внесение и хранение сведений в реестр.

35. При хранении и обработке информации, содержащейся в реестре, осуществляется принятие необходимых мер по защите указанной информации от повреждения или утраты, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации.

36. Доступ к информации, содержащейся в реестре, в целях ее изменения осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению защиты информации, ограничений по использованию информации и при условии применения программно-технических средств, позволяющих идентифицировать лицо, осуществляющее доступ к информации.

Порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)

1. Настоящий порядок определяет правила отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы.

3. Отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы осуществляется из реестра в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора с учетом следующих параметров:

а) уровень образования (для общего образования), укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт (экспертная организация) аккредитован для проведения аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в образовательных организациях высшего образования, указанных в части 10 статьи 11 Федерального закона*;

б) места жительства или места пребывания эксперта (места нахождения экспертной организации);

в) при привлечении эксперта (экспертной организации) для проведения аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну:

наличие у эксперта допуска к работе со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну,

наличие у экспертной организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности.

Уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящего порядка, на участие в проведении соответствующей аккредитационной экспертизы.

5. Своим письменным согласием эксперт (экспертная организация) также подтверждает отсутствие у него какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах, и (или) о собственной заинтересованности в результатах аккредитационной экспертизы.

6. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, проводится на основании распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.

Обзор документа

Новый Закон об образовании закрепляет в т. ч. общие правила госаккредитации образовательной деятельности.

Она проводится по результатам аккредитационной экспертизы. В рамках нее определяется соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным стандартам.

Установлены требования к экспертам, к организациям, привлекаемым для экспертизы.

Эксперт, в частности, должен окончить вуз и иметь стаж работы в сфере образования не менее 5 лет. Ему необходимо знать используемые в деятельности законодательные и иные акты. Уметь грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету экспертизы, составлять отчеты и заключения.

Экспертные организации должны в т. ч. иметь перечень экспертов, локальные акты, устанавливающие требования к ним, к проведению мероприятия.

Урегулирован порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций. Соответствующие полномочия устанавливаются на 3 года.

Аккредитация проводится федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по надзору в сфере образования, и региональными, которым переданы полномочия в данной области. Образуется специальная комиссия.

Претенденты представляют заявления на аккредитацию. Приведены исчерпывающие перечни прилагаемых документов.

Аккредитация проводится в 2 этапа. На первом рассматриваются представленные материалы. На втором организуется квалификационный экзамен.

По результатам выносится решение об установлении полномочий физлица (юрлица) в качестве эксперта (экспертной организации) либо об отказе в этом.

Предусмотрено ведение реестра экспертов и экспертных организаций. Его можно найти на официальном сайте аккредитационного органа.

Закреплена процедура отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для экспертизы.

Это происходит в автоматизированном режиме по следующим параметрам. Уровень образования (для общего), укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального), в отношении которых проведена аккредитация. Место жительства или пребывания эксперта (место нахождения организации). В отдельных случаях требуются наличие допуска к работе со служебной информацией, к гостайне, лицензия на работы с использованием последней, сведений соответствующей степени секретности.

Ранее утвержденные приказы Минобрнауки России по вопросам аккредитации признаны утратившими силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *