Экспертность что это такое
Что такое экспертность и как ее определить
Опубликовано Валентина Ростовская в 09.04.2017 09.04.2017
Для многих людей вопрос:» Что такое экспертность» является чем-то загадочным и не совсем понятным. Хотя, на самом деле, могу с уверенностью утверждать, что каждый человек обладает экспертностью в какой-то определенной теме.
Экспертность — в переводе с латинского «expertus» — опытный, сведущий.
Из Википедии — это «исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы,требующие специальных познаний.»
У вас есть дело, которому готовы посвящать все свое время и с удовольствием занимаетесь тем, что приносит вам радость. Вы постоянно развиваетесь в этой теме, так как вам это интересно.
Читаете книги, ищете новую информацию по этому вопросу, пробуете свои методы и способы. Экспериментируете — делаете все, чтобы улучшить свои знания в этой области. И тем самым становитесь экспертом в своей теме.
Что такое экспертность в жизни.
У меня есть подруга, которая работает воспитателем детского сада.
Дети — это ее страстная любовь, причем, взаимная. Она готова все свое время посвящать работе с детьми.
Но не просто работе, а конкретно — развитию их творческих способностей через поделки, сделанные из любого материала. Так вот, она никогда не проходит мимо красивого осеннего листка, каштана или жёлудя. Их возьмет и использует как материал для необычных и изумительных поделок.
На что бы ее взгляд не обратился — везде она видит массу возможностей для своего творчества.
Ее терпению, усердию, выдержке можно только позавидовать, когда она работает с детками.
Но это только со стороны. А на самом деле — она получает огромную энергию удовольствия и радости от этого. Это настоящий эксперт в своем деле. Она знает ответы на все вопросы. Как давать новую жизнь привычным для нас предметам через детские фантазии.
Каждый человек на земле уникален и обладает только ему присущими способностями и талантами.
И каждый человек имеет свою экспертность. Так вот, ее необходимо вынуть наружу, а не прятать глубоко внутри, прикрываясь ложным мнением, что «я ничего не знаю и ничего не умею».
Каждый из нас — это бриллиант, только одни делятся его красотой и энергией с другими людьми, а иные прячут глубоко в себе, не давая, таким образом ему показать всю свою красоту.
Поверьте, то, что интересно вам обязательно будет интересно еще многим и многим людям, но они об этом не знают, так как вы им этого не говорите.
Повышайте свою экспертность и делитесь своими знаниями, своей радостью, своим умением, своим мастерством — и к вам прибудет еще больше знаний и радости.
Щедро делитесь тем, что доставляет вам удовольствие — и люди будут благодарны вам.
А вместе с благодарностью в ваш дом придет достаток и благополучие.
Удачи вам и процветания!
Как эксперту в любой нише «распаковать» свою экспертность и определить формат работы?
Эта статья будет полезна как новичкам в образовательном и консалтинговом бизнесе, так и всем тем, кто хочет предоставлять услуги на основе собственной экспертности.
Раньше, когда образовательный бизнес только пришел в Россию, эксперт сегодня мог быть гуру дисциплины, завтра мог учить людей похудению, а через неделю — запускать тренинги по бизнесу.
Сейчас такой подход не работает. Клиент четко должен понимать, в какой сфере вы являетесь экспертом.
Возникает вопрос — кто такой эксперт? Тот, кто 5 лет занимается одним делом? Кто умеет на этом зарабатывать?
Я определяю так: эксперт — это человек, который что-то знает, в чем-то разбирается. У него есть опыт в каком-то деле, есть ощутимые результаты и понимание того, как эти результаты были достигнуты. И, что самое главное, он может передать это понимание людям и помочь им достичь таких же результатов.
Экспертность не может быть в голове. Если за ваши знания или услуги никто не хочет платить, вряд ли на основе этой экспертности можно построить вменяемый прибыльный бизнес. В этом случае вы рискуете стать «Неуловимым Джо», который неуловим, потому что он никому не нужен.
Резюмируем: экспертность подразумевает под собой помощь определенным людям, которые готовы платить за это деньги.
Если у вас есть ценные знания, но вы не можете ими поделиться — это тоже не экспертность. Это лишь значит, что эти знания лежат мертвым грузом и бесполезны для других людей.
К тому же, если вы будете всего лишь хранителем знаний, вы не сможете конкурировать с Гуглом и Яндексом, где полно информации, к тому же, бесплатной.
Далее я дам список вопросов, который поможет сделать распаковку вашей экспертности.
Вспомните, в какой теме к вам постоянно обращаются за советом? О чем регулярно просят помощи?
Напишите, что это за сферы. А чтобы вам было легче, пройдитесь по этому списку, указав свои компетенции, опыт и знания в них:
Укажите, сколько лет вы потратили на развитие каждой сферы и какие вопросы в этой теме уже помогали решить другим людям.
Если у вас есть компетенции в других сферах, то выпишите, в чем еще вы можете назвать себя экспертом.
Следующий шаг распаковки экспертности — определить свою роль в бизнесе.
Дело в том, что вы можете преподносить одну и ту же идею 6-ю разными способами. В момент распаковки идеи у вас есть три варианта взаимодействия (модальности) с аудиторией:
И, в зависимости от комбинации модальностей, ваша экспертность может быть выражена по-разному.
1. Автор — больше говорит и показывает как он получил результат, и почти ничего не спрашивает у аудитории;
2. Ментор — говорит и показывает результат, и что-то спрашивает. Модальность характерна для группового коучинга;
3. Коуч — показывает, как получить результат и спрашивает (просит) клиента повторить результат, меньше говорит. Характерно для коучинга «один на один»;
4. Тренер — говорит, показывает и спрашивает о результате. Как групповая, так ииндивидуальная работа;
5. Спикер — говорит о результате и показывает, но не спрашивает. Формат лекций и мастер-классов.
Так, когда вы поняли, в чем именно состоит ваша экспертность и определились с более близким вам форматом работы, необходимо пройти следующие этапы — написать оффер и «большое обещание» услуги, разработать программу, упаковать ее и настроить трафик.
«Немного про экспертность: зачем она нужна и как её развить?!»
Давайте поговорим про экспертность. Вначале, мне хотелось бы узнать, насколько вы себя считаете экспертом, прямо вообще суперэкспертом?
Расскажите, пожалуйста, напишите по 10 бальной шкале, поставьте 0-вообще неэксперт; 10-такой эксперт уже, более пяти лет опыта, практики и, соответственно, вы за эту практику, вы уже можете точно сказать, кто вы есть. Хорошо?
И, соответственно, вот эта экспертность, это ваша трансляция во внешний мир через призму ваших умений, вашего опыта, ваших знаний и т.д. и т.д.
Только есть еще внутренняя экспертность, есть внешняя экспертность, то есть опять же эти категории разнятся, различаются между собой. Буквально через пару секунд, я объясню, что это такое.
Смотрите, есть экспертность, если вы обладаете этим, вот вы можете написать. Если вы эксперт, опять же, как вы себя оцениваете, как вас ваши коллеги по цеху оценивают, насколько вы эксперт? Напишите, пожалуйста.
Насколько вы экспертом являетесь в своей области, может вы продаете машины, может вы занимаетесь недвижкой, может вы что-то еще делаете, может вы на фрилансе занимаетесь копирайтингом, насколько вы эксперт?
Некоторые мои коллеги говорят, что если у вас есть опыт три года и больше, то вы уже являетесь экспертом, все таки немножко побольше, давайте не будем обманывать себя. Моя градация следующая, если у вас есть опыт от 5 лет и выше, то вы эксперт, в одной теме конечно.
Как если поиграть в пасьянс, т.е. если вы сначала двигались в одной, потом в другой нише, т.е. ваши ниши меняются, то получается — внутренняя экспертность не может прокачаться, не хватает оборотов, не хватает усилий, чтобы она прокачалась!
Поэтому давайте будем честны перед самими собой, здесь вас никто осуждать не будет, ни в коем случае, т. е. насколько вы сами себя экспертом считаете, это 3 балла, 10, 5 баллов?
Раньше, многие приходили на мои консультации, просто послушать: «а че там такое, а че там происходит»? В случае того если.. это не легкие деньги, безусловно, это «не срубить бабла, как азино три топора», это то, что действительно прокачивается своим внутренним стержнем.
Мы говорим об этом. Мы не говорим про легкие деньги, ни в коем случае мы не говорим что это пара секунд, ни в коем случае нет!
Достанется она тому, кто сделает максимальное количество репостов (найти пост о данной книге в группе VK ), тому и карты в руки! Бесплатно J
Внутренняя экспертность – это прежде всего, вы сами, но по факту, это ваш стержень, это ваши идеи, ваши размышлении, это ваши самообразовательные вещи, которые вы проходили.
Внутренняя экспертность всегда сопровождается некими болями. Болями условно, потому что через них мы создаем себя. Есть определенный фокус трансформации, через который мы проходим.
Внешняя экспертность, это то, что о вас знают другие!
Кстати, бывает такое, что внешняя и внутренняя экспертность не совпадают, это тоже разрывает человека изнутри, человек не может определить свою категорию, куда ему идти, что делать, к чему он вообще, к кому он принадлежит, какой касте.
Сейчас на листе бумаги пропишите, в чем вы сильны сами, в чем вы разбираетесь, опять же, я говорю, что необязательно может быть только связано как-то с психологией, только потому, что я психолог решил здесь повещать, только для психологов.
Может быть связано с продажей услуг, продажей товаров, в чем вы сильны, что вы умеете делать и, например, ваша внешняя экспертность, т.е. с чем к вам могут обращаться люди по достижении каких-то моментов. Хорошо. Здесь, я думаю, все понятно.
Друзья, здесь важно еще понимать, что для создания и выхода на категорию 0-100.000 ₽, необходимо создавать и популяризировать свою нишу, себя, свой брэнд, без этого никак.
Если в вас нет брэнда, это необходимо делать. Тема это более глубокая, я по верхам пробегусь, делается за счет пиар-акций, за счет рекламы, за счет вашей внешней экспертности.
По факту вам необходимо для этого пиариться, вам необходимо знать каналы и понимать по каким каналам вы проходите, т.е., непосредственно, по каким каналам вы можете пройти СМИ, радио, газеты, журналы, статьи, заметки, вести определенный блог или же это делает ваш сайт, делает лэндинг.
За счет чего вы как раз во внешний мир стучите и, соответственно, грамотно ли вы стучите, правильно долбите, рано или поздно кто-то там откроет с той стороны.
Это важно без этого никак. Многие мои клиенты думают, приходя ко мне в коучинговую программу, многие говорят, а, как я, долблюсь сюда и здесь, и здесь, а клиенты не приходят, продаж нет, уровень дохода не растет и т.д.
Я бы здесь сказал золотое правило Андрея Парабеллума, у которого прошёл не один тренинг и коучинг — это одна ниша > один канал > один трафик!
Это, непосредственно, все по одному, не надо распыляться вам на то, на другое, на пятое, на десятое, иначе вы не станете супергероем, не поймаете всех врагов в своей жизни, вы просто надорветесь и все.
И у вас результат от такого распыления будет крайне низок. Поэтому, друзья, делайте ставку на один канал, если это соц.сеть, то какая соц.сеть?
Вы должны четко понимать, что вы позиционируете и с помощью чего позиционируете, с помощью каких каналов вы хотите привлечь потенциальных клиентов. Я немного сейчас чуть-чуть сместился, конечно, понятное дело, но тем не менее. Если в ютубе, значит в ютубе.
Допустим, известный сейчас трансформатор, Дима Портнягин, отличный с позиции брэнда, маркетинга, отличное позиционирование себя, как предпринимателя, такая закрученная ниша в плане неких образовательных просветительских идей, которые он несёт в массы через один канал ютуб.
Другие есть, конечно, но ютуб является главным.
Тоже самое, с вами, если вы привлекаете и хотите стать более, улучшить свои показатели в бизнесе.
Немного про экспертность: зачем она нужна, и как её развить?
Сейчас на листе бумаги пропишите, в чём вы сильны сами, в чём вы разбираетесь, опять же, я говорю, что необязательно может быть только связано как-то с психологией, только потому, что я, психолог, решил здесь повещать только для психологов.
Может быть, связано с продажей услуг, продажей товаров, в чём вы сильны, что вы умеете делать и, например, ваша внешняя экспертность, т.е. с чем к вам могут обращаться люди по достижении каких-то моментов. Хорошо. Здесь, я думаю, всё понятно.
Давайте поговорим про экспертность. В начале мне хотелось бы узнать, насколько вы себя считаете экспертом, прямо вообще суперэкспертом?
Расскажите, пожалуйста, напишите по 10-бальной шкале, поставьте 0 — вообще неэксперт; 10 — такой эксперт уже, более пяти лет опыта, практики, и, соответственно, вы за эту практику вы уже можете точно сказать, кто вы есть. Хорошо?
И, соответственно, вот эта экспертность — это ваша трансляция во внешний мир через призму ваших умений, вашего опыта, ваших знаний и т.д., и т.д.
Только есть ещё внутренняя экспертность, есть внешняя экспертность, то есть, опять же, эти категории разнятся, различаются между собой. Буквально через пару секунд я объясню, что это такое.
Смотрите, есть экспертность, если вы обладаете этим, вот вы можете написать. Если вы эксперт, опять же, как вы себя оцениваете, как вас ваши коллеги по цеху оценивают, насколько вы эксперт? Напишите, пожалуйста.
Насколько вы экспертом являетесь в своей области, может, вы продаёте машины, может, вы занимаетесь недвижкой, может, вы что-то ещё делаете, может, вы на фрилансе занимаетесь копирайтингом, насколько вы эксперт?
Некоторые мои коллеги говорят, что если у вас есть опыт три года и больше, то вы уже являетесь экспертом, всё-таки немножко побольше, давайте не будем обманывать себя. Моя градация следующая, если у вас есть опыт от 5 лет и выше, то вы эксперт, в одной теме, конечно.
Как если поиграть в пасьянс, т.е. если вы сначала двигались в одной, потом в другой нише, т.е. ваши ниши меняются, то получается — внутренняя экспертность не может прокачаться, не хватает оборотов, не хватает усилий, чтобы она прокачалась!
Поэтому давайте будем честны перед самими собой, здесь вас никто осуждать не будет, ни в коем случае, т.е. насколько вы сами себя экспертом считаете, это 3 балла, 10, 5 баллов?
Внутренняя экспертность — это, прежде всего, вы сами, но, по факту, это ваш стержень, это ваши идеи, ваши размышлении, это ваши самообразовательные вещи, которые вы проходили.
Внутренняя экспертность всегда сопровождается некими болями. Болями условно, потому что через них мы создаём себя. Есть определённый фокус трансформации, через который мы проходим.
Внешняя экспертность — это то, что о вас знают другие!
Кстати, бывает такое, что внешняя и внутренняя экспертность не совпадают, это тоже разрывает человека изнутри, человек не может определить свою категорию, куда ему идти, что делать, к чему он вообще, к кому он принадлежит, какой касте.
Друзья, здесь важно ещё понимать, что для создания и выхода на категорию 0-100000 необходимо создавать и популяризировать свою нишу, себя, свой брэнд, без этого никак.
Если в вас нет брэнда, это необходимо делать. Тема эта более глубокая, я по верхам пробегусь, делается за счёт пиар-акций, за счёт рекламы, за счёт вашей внешней экспертности.
По факту, вам необходимо для этого пиариться, вам необходимо знать каналы и понимать, по каким каналам вы проходите, т.е. непосредственно по каким каналам вы можете пройти СМИ, радио, газеты, журналы, статьи, заметки, вести определённый блог, или же это делает ваш сайт, делает лэндинг.
За счёт чего вы как раз во внешний мир стучите, и, соответственно, грамотно ли вы стучите, правильно долбите, рано или поздно кто-то там откроет с той стороны.
Это важно, без этого никак. Многие мои клиенты думают, приходя ко мне в коучинговую программу, многие говорят, а, как я долблюсь сюда и здесь, и здесь, а клиенты не приходят, продаж нет, уровень дохода не растёт и т.д.
Я бы здесь сказал золотое правило Андрея Парабеллума, у которого прошёл не один тренинг и коучинг — это одна ниша > один канал > один трафик!
Это, непосредственно, всё по-одному, не надо распыляться вам на то, на другое, на пятое, на десятое, иначе вы не станете супергероем, не поймаете всех врагов в своей жизни, вы просто надорвётесь и всё.
И у вас результат от такого распыления будет крайне низок. Поэтому, друзья, делайте ставку на один канал, если это соц.сеть, то какая соц.сеть?
Вы должны чётко понимать, что вы позиционируете и с помощью чего позиционируете, с помощью каких каналов вы хотите привлечь потенциальных клиентов. Я немного сейчас чуть-чуть сместился, конечно, понятное дело, но тем не менее. Если в ютубе, значит, в ютубе.
Допустим, известный сейчас трансформатор, Дима Портнягин, отличный с позиции брэнда, маркетинга, отличное позиционирование себя, как предпринимателя, такая закрученная ниша в плане неких образовательных просветительских идей, которые он несёт в массы через один канал ютуб.
Другие есть, конечно, но ютуб является главным.
То же самое с вами, если вы привлекаете и хотите стать более, улучшить свои показатели в бизнесе.
Пять шагов для выявления вашей экспертности
В инфобизнесе, как и в любой сфере деятельности, чтобы чего-то достигать, нужно поднимать свою планку профессионализма, стремясь к статусу эксперта.
Но многие люди сильно сомневаются в том, что у них есть экспертность в какой-то области. Это звучит так пугающе и подразумевает определённую ответственность. Кто-то не может назвать себя этим громким словом из лишней скромности, кто-то — из-за неуверенности в себе, своих знаниях и возможностях. Это при том, что фактически, каждый из вас в определённой сфере знает намного больше, чем все остальные. А значит, на этих знаниях и опыте вы могли бы зарабатывать хорошие деньги, делясь своими наработками с другими.
Как сказал известный всем Андрей Парабеллум: «…Если вы являетесь хоть не намного белее экспертным, чем все остальные люди, то вы их уже чему-то можете научить».
Итак, как же понять, в какой сфере вы являетесь экспертом или можете им стать?
Пять шагов для выявления ваших сильных сторон:
Для начала напишите те социальные роли, в которых вы были на протяжении вашей жизни. Что это может быть — например, «я-мама», «я-жена», «я-косметолог», «я-отличный повар», » я-специалист по продажам», «я-знаток английского языка» и т.д. Опишите как можно больше ролей, в которых вы уже были!
Вспомните, за какими советами к вам обращаются, или обращались раньше друзья или коллеги. Здесь могут быть разные варианты: профессиональные вопросы, житейские вопросы, вопросы вашего хобби.
Далее напишите, какие проблемы в жизни Вы успешно решали. Возможно, вы смогли быстро похудеть, смогли легко заработать деньги, преодолели детские страхи и т.д.
Если вы посмотрите на сайты инфобизнесменов, то увидите, что люди много пишут о себе, рассказывают свои истории, о том, какими они были раньше — не уверенными в себе, бедными, толстыми или одинокими. Увидите, что произошло преображение, человек, стал таким как сейчас и готов делиться опытом, готов помогать другим людям. И такие истории правдивы и поучительны. Поэтому важно обозначить то, что вы уже делали и в чём Вы были или сейчас успешны. Когда мы рассказываем людям истории — нас слушают, и это не продажи, а передача опыта и многие люди готовы за это платить. Людям интересно не то, какой классный у вас продукт, а то, что вы сделали с его помощью. Главное чтобы у вас была личная классная и правдивая история.
Известный автор книг Роберт Кийосаки рассказывает о том, что он был самым плохим «продажником» в течение двух лет в компании «Ксерокс». После этого он научился продажам и стал это делать в удовольствие…
Составьте следующий список: «Что мне нравится делать!» Укажите те виды деятельности, которые вам действительно нравятся, например: рассказывать истории, организовывать мероприятия, фотографировать, шить, вязать, танцевать, путешествовать и т.д. Нет смысла зарабатывать тем, что вам не нравится!
Преимущество инфобизнеса в том, что вы сами можете выбрать, чем вам заниматься и делать это с удовольствием!
Если вы уже написали все списки, внимательно посмотрите, где пересекаются ваши желания, возможности и опыт.
Выделите те темы, которые уже продаются или их покупают. Как это узнать? Очень просто! Наберите в поисковой системе вашу тему, например: «Как научиться продавать», «как приготовить ужин за полчаса», «как дёшево путешествовать», «как познакомиться с мужчиной» и так далее по своим темам. И если по вашей теме будет много информации в виде сайтов, книг, статей, тренингов, значит, это уже покупается и пользуется спросом!
Если вы возьмёте тему, информации по которой в интернете очень мало или совсем нет — значит, эта тема не сработает!
Специфика продаж в интернете заключается в том, что здесь люди ищут информацию сами! Люди ищут рекомендации в сетях, заходят на сайты и читают информацию о вас, таким образом, они покупают. Это не является активными продажами.
Итак, найдите популярную и интересную для вас тему в интернете, выберите те варианты из вашего списка, которые совпадают с ней. Выпишите эти варианты.
Может результат окажется для вас неожиданным, а может и ожидаемым.
Определите для себя одну или несколько тем. Если вы хотите использовать несколько тем для заработка, лучше разделить их. Под каждую отдельную тему лучше создать отдельную страничку или сайт.