Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов что это за профессия
Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов — среднее профессиональное образование (11.02.03)
Укрупненная группа: Электроника, радиотехника и системы связи
Квалификация выпускника: Техник
Описание
Студенты подготовлены к профессиональной деятельности и теоретически, и практически. В числе фундаментальных дисциплин из теоретической базы: теория, устройство и борьба судна за живучесть, морское право, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты, электротехника и электроника. Радиомонтажную практику студенты специальности проходят на ремонтных и эксплуатационных предприятиях флота, а производственная практика организуется на судах, где получают массу прикладных навыков, которые потребуются им в дальнейшей деятельности. Военно-морская подготовка обеспечивает студентам возможность работать на предприятиях оборонительного комплекса.
Кем работать
Техники радионавигации и связи судов востребованы в компаниях, деятельность которых связана с выпуском морских судов, с обслуживанием состояния судна, его ремонтом. Также рабочие места предоставляются судостроительными верфями и частными коммерческими предприятиями. Техник следит за эксплуатацией систем, выявляет ошибки в работе оборудования, устраняет найденные повреждения. Также именно в его компетенциях ведение вахтенного журнала радиостанции и оформление технической документации радиооборудования. Заработная плата техника связи находится на среднем уровне, а востребованность квалифицированных кадров весьма велика.
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 210416 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 210416 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2010 г. N 143)
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по специальности
3. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Образовательная база приема
Наименование квалификации базовой подготовки
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования
на базе основного общего образования
* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт судового оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
оборудование радиосвязи и средства электрорадионавигации судов;
процессы технической эксплуатации, обслуживания и ремонта судового оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
техническая документация радиооборудования;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов.
4.3.2. Поиск и устранение неисправностей в работе оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов.
4.3.3. Монтаж и демонтаж оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов, включая их инсталляцию и введение в действие.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов.
ПК 1.1. Осуществлять техническую эксплуатацию систем судовой радиосвязи и электрорадионавигации.
ПК 1.2. Нести радиовахту с использованием процедуры связи в подсистемах Глобальной морской системы связи при бедствии.
ПК 1.3. Вести вахтенный журнал радиостанции и оформлять техническую документацию радиооборудования.
ПК 1.4. Пользоваться программным обеспечением микропроцессоров радиооборудования и методами устранения сбоев программного обеспечения.
ПК 1.5. Проводить профилактическое и регламентируемое техническое обслуживание оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов.
5.2.2. Поиск и устранение неисправностей в работе оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов.
ПК 2.1. Диагностировать оборудование радиосвязи и средства электрорадионавигации судов при помощи контрольно-измерительных приборов.
ПК 2.2. Определять тип неисправностей в работе оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов и методику их устранения.
ПК 2.3. Проводить ремонт судового радиооборудования в море на уровне замены блоков/модулей.
5.2.3. Монтаж и демонтаж оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов, включая их инсталляцию и введение в действие.
ПК 3.1. Осуществлять монтаж оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов, включая подведение питающих силовых и сигнальных линий передач и антенн.
ПК 3.2. Осуществлять демонтаж оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов.
ПК 3.3. Выполнять операции по коммутации и сопряжению отдельных элементов оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов.
ПК 3.4. Выполнять операции по инсталляции и введению в действие оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура».
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
В результате изучения обязательной части цикла
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
ОГСЭ.01. Основы философии
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
ОГСЭ.03. Иностранный язык
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
ОГСЭ.04. Физическая культура
Математический и общий естественнонаучный цикл
В результате изучения обязательной части цикла
решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
применять математические методы в профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа;
обыкновенные дифференциальные уравнения в частных производных;
последовательности и ряды;
основы теории вероятностей и математической статистики;
основные численные методы решения прикладных задач;
численное интегрирование и дифференцирование
применять информационные технологии в профессиональной деятельности;
работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности;
принципы автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
программное обеспечение вычислительной техники, операционные системы и оболочки;
прикладное программное обеспечение;
организацию размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
антивирусные средства защиты информации;
локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации;
прикладные программные средства;
понятие, состав и виды автоматизированных систем
взаимодействовать с природой, не нарушая экологию водной поверхности и атмосферы при эксплуатации судов;
оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
оценивать качество окружающей среды;
определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды;
утилизировать неисправные элементы радиоэлектронной техники;
принципы и методы рационального природопользования;
правовые и социальные вопросы экологической безопасности;
перечень и классификацию возможных источников судовых загрязнений;
особенности нефтяного загрязнения;
технические средства и способы предотвращения загрязнения водной поверхности и атмосферы при эксплуатации судов;
влияние продуктов сгорания на окружающую среду и основные пути снижения содержания вредных веществ в отработанных газах двигателей;
меры по обеспечению экологической безопасности эксплуатации судов и охране человеческой жизни на море
ЕН.03. Экологические основы природопользования
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
пользоваться Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), ГОСТами, технической документацией и справочной литературой;
оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ;
основные правила построения чертежей и схем;
способы графического представления пространственных образов;
основные положения разработки и оформления конструкторской, технологической и другой нормативной документации
ОП.01. Инженерная графика
рассчитывать параметры и элементы электрических и электронных устройств;
собирать электрические схемы и проверять их работу;
физические процессы в электрических цепях;
методы расчета электрических цепей
определять и анализировать основные параметры электронных схем и по ним определять работоспособность устройств электронной техники;
производить подбор элементов электронной аппаратуры по заданным параметрам;
сущность физических процессов, протекающих в электронных приборах и устройствах;
принципы включения электронных приборов и построения электронных схем
ОП.03. Электронная техника
использовать различные средства вычислительной техники и программного обеспечения в профессиональной деятельности;
использовать различные виды обработки информации и способы представления ее в ЭВМ;
классификацию и типовые узлы вычислительной техники;
архитектуру микропроцессорных систем;
основные методы цифровой обработки сигналов
ОП.04. Вычислительная техника
выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в радиоэлектронных устройствах;
подбирать по справочным материалам радиокомпоненты для электронных устройств;
особенности физических явлений в электрорадиоматериалах;
параметры и характеристики типовых радиокомпонентов
ОП.05. Электрорадиоматериалы и радиокомпоненты
измерять параметры и характеристики электрорадиотехнических цепей и компонентов;
исследовать формы сигналов, измерять параметры сигналов;
пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой;
составлять измерительные схемы, подбирать по справочным материалам измерительные средства и измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины;
виды средств измерений, методы измерений;
метрологические показатели средств измерений, погрешности измерений;
приборы формирования измерительных сигналов;
основные методы измерения электрических и радиотехнических величин
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
применять документацию систем качества;
основные понятия метрологии, стандартизации и сертификации;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов
ОП.07. Стандартизация и сертификация
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
использовать экобиозащитную технику;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
основы экологического права;
правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок
находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации;
рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
организовывать работу производственного коллектива;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики;
основы макро- и микроэкономики;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях
ОП.09. Экономика организации
использовать характеристики радиотехнических цепей для анализа их воздействия на сигналы;
использовать резонансные свойства параллельного и последовательного колебательных контуров;
настраивать системы связанных контуров;
рассчитывать электрические фильтры;
физические основы радиосвязи;
структурную схему канала связи на транспорте;
характеристики и классификацию радиотехнических цепей;
основные типы радиосигналов, их особенности и применение в транспортном радиоэлектронном оборудовании
Радиотехнические цепи и сигналы
использовать судовое оборудование, спасательные средства и аварийное оборудование при эксплуатации судна;
работать в дыхательном аппарате и ориентироваться в задымленном помещении;
накладывать аварийный пластырь и осуществлять заделку пробоины;
правильно выбирать и использовать различные средства пожаротушения, в зависимости от класса пожара и особенностей места возгорания;
теоретические основы устройства судна;
мореходные качества судна и способы их поддержания в аварийных ситуациях;
правила Российского морского регистра судоходства и международные требования к техническому состоянию судов;
методы борьбы за живучесть судна;
типы спасательных шлюпок и плотов, способы спуска их на воду и посадки в них людей;
виды индивидуальных спасательных средств и способы их применения;
принцип действия дыхательных аппаратов и метод расчета времени, достаточного для работы в них;
виды судовых тревог, способы их подачи и порядок действий по каждой из них;
основные нормативные документы по безопасности эксплуатации судна
ОП.11. Теория, устройство и борьба за живучесть судна
пользоваться дозиметрической аппаратурой и оценивать радиационную обстановку;
готовить судно к воинским перевозкам и перевозкам эвакуируемого населения;
организовывать оборону судна и борьбу с пиратством и терроризмом;
осуществлять одиночное плавание и в составе конвоя;
роль гражданского флота в современной войне;
организацию и методику проведения военно-морской подготовки экипажей гражданских судов, общесудовую организацию в военное время;
организацию борьбы с диверсионными силами;
специальное оборудование и вооружение, устанавливаемое на судах в военное время и правила его использования;
способы погрузки и выгрузки войск, боеприпасов, техники и эвакуируемого населения;
организацию связи и опознавания при плавании одиночного судна и в составе конвоя
ОП.12. Военно-морская подготовка экипажей гражданских судов
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
следить за соблюдением законов, установленных норм, правил, стандартов, действующих на водном транспорте;
использовать необходимые нормативно-правовые документы, основные положения морского права, Кодекса торгового мореплавания;
источники и основы морского права;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе эксплуатации судна;
правовой статус судна;
права и обязанности работников в сфере водного транспорта;
правовое положение субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности;
правовое регулирование при чрезвычайных обстоятельствах, загрязнении морской среды, спасании и оказании помощи на море
ОП.13. Морское право
использовать современные технологии менеджмента;
организовывать работу подчиненных;
мотивировать исполнителей на повышение качества труда;
обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей;
функции, виды и психологию менеджмента;
основы организации работы коллектива исполнителей;
принципы делового общения в коллективе;
информационные технологии в сфере управления производством;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
ОП.14. Управление персоналом
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
ОП.15. Безопасность жизнедеятельности
Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обслуживания и технической эксплуатации оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
поддерживать работоспособность оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов на этапе технической эксплуатации;
проводить комплекс планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов к использованию по назначению;
определять срок службы, наработки объектов эксплуатации, причины и продолжительность простоев судового оборудования радиосвязи и электрорадионавигации;
пользоваться программным обеспечением микропроцессоров радиооборудования;
устранять различными методами сбои программного обеспечения;
производить все виды технического обслуживания оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
анализировать работу элементов и систем и находить эффективные способы предупреждения их отказов;
пользоваться контрольно-измерительной аппаратурой, инструментом, средствами механизации;
оформлять техническую документацию радиооборудования;
обеспечивать соблюдение правил охраны труда и окружающей среды;
физические процессы, происходящие в радиоприемниках и телевизионных устройствах;
основные качественные характеристики судовых радиоприемников;
принципиальные схемы и технические характеристики радиоприемников;
структурные схемы телевизионных устройств;
физические процессы в радиопередатчиках;
классификацию, структурные и электрические схемы радиопередатчиков;
устройство и принцип действия радиопередатчиков;
состав радиооборудования морских судов;
порядок технических осмотров, проверок и профилактических работ;
судовые радиопередающие устройства, судовые радиоприемные устройства, судовые радиотелефонные станции, радиостанции спасательных средств;
принципы построения морской системы спутниковой связи, судовые станции спутниковой связи;
приборы подачи и приема сигналов тревоги;
средства командной трансляции;
правила технической эксплуатации судового радиооборудования;
основы морской радиолокации, ее задачи и возможности;
принцип действия и основные навигационно-технические характеристики судовых радиолокационных станций;
устройство и правила эксплуатации судовых приемоиндикаторов радионавигационных систем;
правила технической эксплуатации судовых радиолокационных станций, техники безопасности и санитарные правила при работе со станциями;
устройство и правила технической эксплуатации судовых радионавигационных систем;
основные технические характеристики гирокомпасных установок, их устройство и правила эксплуатации;
основные технические данные гироазимуткомпаса, режим его работы, устройство и правила технической эксплуатации;
классификацию лагов, их эксплуатационные достоинства и недостатки, принцип действия;
способы излучения и приема ультразвука, устройство эхолотов и особенности эксплуатации;
авторулевые устройства и правила их эксплуатации;
основные нормативные документы по радиосвязи;
основные положения организации быстродействующей, буквопечатающей и факсимильной связи в морской подвижной службе;
международный код «Q» и таблицы радиосокращений, служебную терминологию, применяющуюся в международном радиотелефонном обмене;
организацию радиосвязи при поиске и спасании;
порядок предоставления медицинских консультаций по радио;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности
МДК.01.01. Основы технической эксплуатации и обслуживания оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов
Поиск и устранение неисправностей в работе оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
установления причин сбоев в работе оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
поиска и устранения неисправностей в работе оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
анализировать сбои в работе элементов и систем оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
находить эффективные способы устранения сбоев в работе элементов и систем оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
использовать инструменты и контрольно-измерительные приборы для выполнения технического ремонта судового радиооборудования в море на уровне замены блоков/модулей;
планировать ремонтные работы систем оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
выполнять все виды работ по ремонту судовых средств радиосвязи и электрорадионавигации, учитывая их техническое состояние и проводимые ранее ремонтные работы;
контролировать качество выполнения ремонтных работ, производимых судоремонтными и судостроительными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, а также подрядными организациями;
оценивать пришедшее в негодность судовое оборудование радиосвязи и электрорадионавигации;
вести контроль за расходованием сменно-запасных частей и деталей для аппаратуры радиосвязи и электрорадионавигации;
составлять заявки на снабжение судов запасными частями, деталями и измерительными приборами;
проводить ежегодную проверку и ремонт кабельных и межблочных соединений, антенно-фидерных устройств и источников питания оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов;
определять объем требуемого ремонта, степень изношенности аппаратуры и соответствие технико-эксплуатационных параметров техническим требованиям для каждого вида аппаратуры;
испытывать аппаратуру в работе и проверять сопротивление изоляции после проведения ремонтных работ;
восстанавливать эксплуатационно-технические параметры оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
методику поиска и устранения основных неисправностей оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
методы и средства диагностики неисправностей судового оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов;
методы устранения неисправностей в радиоэлектронном оборудовании;
основные требования к правилам ведения ремонтной документации;
все возможные меры для восстановления работоспособности аппаратуры в условиях плавания при выходе из строя средств радиосвязи и электрорадионавигации
МДК.02.01. Технология ремонтного обслуживания оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов
Монтаж и демонтаж оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов, включая их инсталляцию и введение в действие
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения операций по коммутации и сопряжению отдельных элементов оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов;
проведения операций по инсталляции и введению в действие оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
осуществлять монтаж и демонтаж оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов, включая подведение питающих силовых и сигнальных линий передач и антенн;
составлять рекламации на некомплектное и дефектное оборудование;
контролировать качество выполнения установочно-монтажных работ, производимых судоремонтными и судостроительными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, а также подрядными организациями;
выполнять все виды работ по настройке и регулировке оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
проводить испытания нового установленного оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов;
обеспечивать первичную установку и монтаж аппаратуры радиосвязи и электрорадионавигации на судах и замену устаревшего оборудования;
осуществлять демонтаж, консервацию, хранение и расконсервацию аппаратуры на судах, находящихся в отстое в межнавигационный период;
проводить работы, связанные с изменением состава и расположения аппаратуры радиосвязи и электрорадионавигации;
владеть приемами слесарных работ;
вводить в эксплуатацию оборудование радиосвязи и средств электрорадионавигации судов после длительного перерыва;
выполнять полный комплекс регулировочных работ;
требования Правил по конвенционному оборудованию морских судов средствами радиосвязи; материалы Международной конвенции по охране человеческой жизни на море;
правила монтажа и установки судового радиооборудования;
методику и порядок проведения швартовных и ходовых испытаний аппаратуры после её установки
МДК.03.01. Технология монтажа и инсталляции оборудования радиосвязи и средств электрорадионавигации судов
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
Всего часов обучения по циклам ОПОП
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная (итоговая) аттестация
Подготовка выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная (итоговая) аттестация
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
экологических основ природопользования;
метрологии, стандартизации и сертификации;
теории, устройства и борьбы за живучесть судна;
военно-морской подготовки экипажей гражданских судов;
экономики организации и управления персоналом;
электрорадиоматериалов и радиокомпонентов;
радиотехнических цепей и сигналов;
судового оборудования радиосвязи;
судовых радионавигационных приборов и систем;
судовых электронавигационных приборов;
ведения радиосвязи на судах;
технологии ремонта судового радиоэлектронного оборудования;
технических средств обучения.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
по борьбе за живучесть судна;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)