Эквалайзер для чего он нужен

Что такое эквалайзер и как им пользоваться

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Содержание

Содержание

Эквалайзеры сегодня повсюду — в смартфонах, медиаплеерах, телевизорах, бытовой аудиотехнике, автомагнитолах и т.д. Однако мало какой производитель техники или софта поясняет, как ими пользоваться. А ведь это очень важный момент, от которого зависит, насладитесь вы звуком или нет.

В современной бытовой аудиотехнике и цифровых проигрывателях эквалайзеры позволяют:

Чаще всего с помощью эквалайзера прибавляют или убирают бас, делают вокал менее резким или более четким, убирают неприятные призвуки в верхнем диапазоне: например, цоканье тарелок, либо, наоборот, добавляют записи воздуха аккуратным прибавлением высоких частот.

История эквалайзеров

Первый эквалайзер появился, как это ни странно, не в музыкальной, а в киноиндустрии. В 30-х годах прошлого века, на заре звуковых фильмов, был создан прибор с двумя ползунками и выбором частот — Langevin 251A. Он позволял поправить звучание аудиосистемы кинотеатра, чтобы голоса актеров и музыка не резали слух, а также звучали более естественно. Так был создан первый параметрический эквалайзер.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Почти одновременно с ним компания Cinema Engineering разработала первый шестиполосный графический эквалайзер (7080). Именно такой тип эквалайзеров чаще всего встречается в бытовой аудиотехнике и аудиософте.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Во время Второй мировой войны было не до эквалайзеров, зато в 60-х, с появлением транзисторов и развитием микроэлектроники, случился настоящий бум, породивший бесчисленное количество приборов и подтолкнувший развитие звукоинженерии.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Настоящей находкой для меломанов эквалайзер стал в 70-е и 80-е годы, с появлением катушечных магнитофонов и аудиокассет. Многие любители музыки переписывали понравившиеся альбомы у знакомых или с радио, качество звучания при этом страдало. Вот тут-то и приходила на помощь эквализация: при грамотном подходе можно было настроить баланс звука не хуже, чем в оригинале! Не удивительно, что именно тогда в каждый музыкальный центр и кассетный проигрыватель производители старались вмонтировать эквалайзер.

Виды эквалайзеров

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Графический эквалайзер повсеместно встречается в любительской технике и бытовых аудиоприборах. Принцип его работы прост: он делит частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно поднять или опустить на определенное значение — как правило, до 12 Дб. Чаще всего крайняя левая и крайняя правая полосы — это фильтры низких и высоких частот, то есть они убавляют все, что перед или после них соответственно.

Такой эквалайзер очень нагляден, любой человек сможет им пользоваться. Но у него есть и недостатки. Между полосами, на которые эквалайзер делит диапазон, есть пересечения — кроссфейды. Если опустить несколько полос, то между ними образуются пики. В итоге получается довольно неприятный эффект: некоторые узкие частоты начинают выпирать, и с этим ничего нельзя поделать. Чем больше в приборе полос — тем меньше этот эффект выражен. В бытовых эквалайзерах их обычно 7–18 штук, в профессиональных — 25–31.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Параметрические эквалайзеры более точные и деликатные. Они чаще всего используются в профессиональной аудиотехнике и позволяют:

Параметрические эквалайзеры позволяют работать с нужной частотой, не затронув ничего лишнего. Причем, если аналоговые приборы имеют всего 3–5 регулируемых полос, то в современных цифровых плагинах количество полос зачастую вообще не ограничено.

Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре

Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их. В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.

Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.

В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.

Советы по настройке эквалайзера

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки. После чего они обработали его таким образом, чтобы получить оптимальное звучание на бытовой акустике. Поэтому нередко лучшей настройкой эквалайзера будет кнопка “Выключить”.

Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.

Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много. Это справедливо даже для дорогих студийных приборов — все звукоинженеры советуют сначала вырезать неприятные частоты и только потом аккуратно добавлять то, чего не хватает. Например, если не хватает баса, приглушите высокие и немного средних частот, а потом просто прибавьте громкость.

В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:

Основные частоты инструментов и вокала

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

16–60 Гц — область саб-баса, который больше ощущается телом, чем улавливается слухом. Здесь находится «пинок» бочки и нижние обертоны баса в роке и электронной музыке. Чрезмерное усиление сделает звук мутным, а чрезмерное ослабление приведет к потере «кача». При этом большинство аудиосистем не в состоянии воспроизвести этот диапазон частот без сабвуфера.

60–250 Гц — область основных гармоник баса и барабанов. Их усиление придаст треку больше энергетики, однако может задавить инструменты из области средних частот. Излишнее ослабление приведет сделает звук куцым.

250–500 Гц — область нижних гармоник рабочего барабана, мужского вокала и гитар. Именно их можно задавить чрезмерным усилением баса. Однако слишком большое усиление этих частот сделает звук «коробочным», будто акустическую систему поместили в большой ящик.

500–800 Гц — в этом диапазоне могут лежать низкие гармоники женского вокала, часть тела мужского вокала и некоторых инструментов. Но, в целом, чаще всего именно эту область можно немного убавить, чтобы сделать звук более четким и собранным: бас станет плотнее, верха — ярче.

800 Гц — 3 кГц — это область гармоник вокала, гитары, фортепиано, синтезаторов и многих других инструментов. Поднятие ползунка в этом диапазоне прибавит им тела и насыщенности.

3–6 кГц — здесь лежит презенс гитар, вокала, синтезаторов, рабочего барабана, томов, а также тело скрипок и высоких духовых. Прибавлением этих частот можно добавить присутствия этих инструментов в миксе — они как бы становятся ближе к слушателю за счет увеличения их яркости. Убавление, наоброт, затенит их.

6–10 кГц — здесь находится тело тарелок и скрипок, верхние обертоны гитар и синтезаторов, а также шипящие согласные вокала: звуки «с», «ц», «ш» и «щ». Прибавление таких частот сделает звучание более прозрачным и воздушным, но можно легко перестараться и сделать верха слишком резкими, вплоть до неприятного свиста и скрежета. Чрезмерное убавление сделает звук глухим и ватным.

10–16 кГц — в этом диапазоне лежат верхние обертона тарелок и некоторых высоких инструментов, например, флейт пикколо. Подъем этих частот позволит добавить треку еще больше воздуха, но, в то же время, может появиться шум, свист и шипение — опускание ползунков даст возможность от них избавится.

16 кГц и выше — это верхняя граница слуха большинства людей. Бытовые эквалайзеры редко имеют полосы дальше этого значения, и не каждая акустическая система сможет их воспроизвести.

Источник

Эквалайзер — темная «лошадка»?

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Контакты

Телефон: 8 (800) 444 24 28

Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК

По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru

При трудностях с заказом: help@bose.ru

Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2

Недавно купили младшей дочери плюшевую игрушку. Она обожает лошадей и счастливо пополнила свою коллекцию. Назвала звучным именем Эквалайзер. И тут я понял, как много работаю.

Попробовал объяснить ребенку, что означает эквалайзер, и заметил удивленное лицо жены. Оказывается, о назначении этого прибора не знают и взрослые! А вот и тема для очередной статьи. Давайте вместе разберемся, что же делает эквалайзер и где этот зверь «живет».

Для тех, кто решил, что знание для него лишнее — забегу вперед. Они повсюду! Эти устройства есть даже на гаджете, с которого вы читаете эту статью.

Что такое эквалайзер и как он «родился»

Эквалайзер — это тембр блок или программа, которая позволяет регулировать звук: добавлять или убирать басы, делать тише или громче определенную звуковую зону, например, какой-либо инструмент в композиции. Сегодня он присутствует практически в любой бытовой технике (связанной со звуком, конечно).

Жаль, производители обходят вниманием эту деталь и не объясняют, как им пользоваться. А ведь он та самая волшебная палочка, которая отредактирует плохой звук, уменьшит помехи и сделает более или менее сносным изначально «подвальное» качество записи.

Откуда же взялась такая замечательная штука?

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Вопреки ожиданиям, первыми начали пользоваться эквалайзером не музыканты, а звукорежиссеры в кинематографе. Правда, не уверен, была ли тогда такая профессия — звукорежиссер, ведь кино только появилось — дело было в 30-х годах прошлого века.

Эквалайзер применяли, чтобы сделать запись голоса актеров более естественной, убрать треск и помехи. Первый подобный прибор Langevin 251A был всего с двумя ползунками и выбором частот. Почти сразу же компания Cinema Engineering представила шестиполосное устройство, по принципу которого и работают современные эквалайзеры.

Во время Второй мировой войны интерес к коррекции звука поутих — было не до музыки. Зато в 60-х вместе с повальным увлечением роком бурно развивалась и деятельность инженеров, появлялись все более совершенные эквалайзеры. Их уже использовали не только в профессиональной технике вроде оборудования для кинотеатров и студий звукозаписи — эквалайзерами начали оснащать обычные магнитофоны, затем пришел черед плееров и наушников.

Принцип работы эквалайзера и область его применения

Основное назначение эквалайзера сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала.

При работе важно помнить, что усиление какого-либо отдельного сигнала приводит к усилению всей композиции, вместе с помехами и посторонними звуками. Поэтому чтобы выделить один фрагмент, надо уменьшить звучание остальной части записи.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Знаю, при новом инструменте первым делом хочется поиграться и подвигать все ползунки, залезть во все настройки. Но без надобности эквалайзер лучше не трогать, тем более что в современной акустике он часто редактирует звук самостоятельно.

В каких случаях он полезен:

Кроме «частников» эквалайзер вовсю используют и в качестве сценического оборудования. На концертах возникает эффект «обратной связи», когда усиливающие звук колонки вступают в конфликт с микрофоном. Из-за этого появляется гудение — без многополосного эквалайзера звукорежиссер оказывается как без рук.

В результате работы аппарата звуковой резонанс выравнивается, и концерт проходит более или менее хорошо. Но на всякий случай я никогда не беру билеты в первые ряды.

Виды эквалайзеров

Несмотря на широкое применение, видов эквалайзеров всего два: это графический и параметрический.

Графический эквалайзер

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Встречается в аппаратуре для частного использования, но его можно встретить и среди сценического оборудования. Он делит музыкальную композицию на полосы, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня, одинакового для всех полос.

Если представить регулируемую частоту на графике, то полосы верхнего и нижнего регистра являются «полочными», а все, что находится между ними, представляет собой «колоколообразную» кривую.

Принцип работы с подобным эквалайзером понятен даже новичку: весь частотный диапазон делится на полосы, каждую из которых можно поднимать или опускать, но не более чем на 12 Дб. Однако здесь не без изъяна — между полосами образуются специфические пересечения кроссфейды.

Если опустить несколько полос, между ними появятся пики — довольно неприятный эффект, ведь узкие полосы начинают выпирать из общего стройного ряда. Чем больше полос у эквалайзера, тем менее заметен очередной кроссфейд.

Для наглядности скажу, что в эквалайзерах для домашнего пользования обычно бывает от 7 до 18 полос, в профессиональных устройствах уже до 31 полосы.

Из достоинств графических эквалайзеров приведу следующие:

К недостаткам стоит отнести:

Параметрический эквалайзер

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Чаще всего это именно профессиональная техника, поскольку данный вид позволяет совершить более точную настройку звука.

В отличие от графического, параметрический эквалайзер не имеет так много полос, как правило, их всего 3–5 штук. Но большого разнообразия и не нужно! Дело в том, что настройка производится не целиком всех дорожек, а только одной, но зато сразу по нескольким параметрам:

Рабочая частота, она же Frequency, это участок, от которого ведется отсчет работы эквалайзера. В параметрическом аппарате рабочую частоту можно выбрать точно, тем самым погасив резонанс не касаясь других частей спектра.

Чаще всего виртуальные эквалайзеры (программы) позволяют выбрать тип фильтра, с помощью которого можно управлять частотным спектром.

Полостной фильтр — самый популярный, выполняет основную функцию параметрического эквалайзера — регулирует частоты в выбранном диапазоне на определенное количество Дб с заданным графиком кривой.

Незаменим, когда надо свести несколько звуков со схожим спектром, чтобы каждый звук хорошо читался.

Обрезной фильтр — обрезает низкие и высокие звуки, которые выходят за значения заданной кривой. Чаще всего встречаются двухразрядные (12 дБ/окт.), или четырехразрядные (24 дБ/окт.) фильтры, реже одно- (6 дБ/окт.) или трехразрядные фильтры (18 дБ/окт.). Разряд — это количество Дб, на которое изменяется громкость при изменении частоты на октаву.

Шельфовый фильтр — похож на обрезной, поскольку также действует в пределах заданной кривой. Однако «шельф» переводится как «полка», что и объясняет принципиальное различие между фильтрами.

Шельфовый фильтр равномерно изменяет частотный диапазон выше или ниже заданной частоты, следовательно, уменьшая амплитуду, фильтр уменьшает и громкость одинаково как через одну октаву, так и через пять.

И также этот фильтр работает как в «+», так и в «—», а значит, не только отсекает лишнее, но и способен придать звуку дополнительную окраску. Обрезной фильтр только убирает, ничего не добавляя в композицию.

Иногда встречаются эквалайзеры смешанного типа, графического и параметрического, но это редкое явление.

Советы по настройке эквалайзера

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Итак, принцип работы эквалайзера и что он регулирует поняли, а как воспользоваться этим знанием?

В целом разобраться и приступить к работе достаточно просто. С чего начать?

В общем, взболтать, но не смешивать. Иногда лучшее применение эквалайзера — это его отключение. Избытком энтузиазма можно только испортить нормальный трек.

А вот еще пара советов, как работать с эквалайзером:

Как видите, работа с эквалайзером требует хорошего слуха и профессиональных навыков. Но это вам пригодится только, если окажетесь за пультом звукорежиссера, а во всех наушниках Bose эквалайзер уже встроен и редактирует музыку автоматически.

Марк Авершин, приглашенный эксперт

Источник

Основы эквализации: когда нужно усилить частоты, а когда ослабить

Изучаем корректирующую, формирующую и фильтрующую эквализацию и разбираемся в типах эквалайзеров и их параметрах.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Один из популярных советов, касающихся эквализации, гласит, что при сведении музыки лучше ослаблять частоты, чем усиливать. Совет отличный, но на практике работающий далеко не всегда: усиление частот с тем же успехом улучшает звучание, что и их ослабление.

Спорить о том, что лучше (усиление или ослабление) нет смысла, все это дело вкуса: одни звукорежиссеры чаще подрезают частоты, другие — усиливают. Кто бы что не говорил, но оба варианта приносят пользу при сведении музыки, когда нужно усилить сигнал в определенной области, а когда ослабить.

Что такое эквалайзер и зачем он нужен

Эквализация — один из простейших инструментов в арсенале звукорежиссера и продюсера. Ввиду своей простоты, в том или ином виде эквалайзеры встречаются практически в любой аудиотехнике.

Основная функция эквалайзера заключается в управлении частотами в аудиосигнале путем их усиления или ослабления (подрезки). Эквалайзеры, усиливающие частоты, называют аддиктивными (Addictive EQ), ослабляющие — субтрактивными (Subtractive EQ). Несмотря на разделение, 95% современных плагинов являются комбинированными устройствами, которые умеют как усиливать, так и ослаблять частоты.

При всей простоте использования — выделяем частоту и поворачиваем регулятор в одну из сторон для усиления или ослабления — работа с эквалайзером требует опыта в определении проблемных частот и диапазонов, и понимании того, как именно эту частоту нужно изменить.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Для работы с частотами каждый эквалайзер предлагает три основных регулятора:

По своему типу эквалайзеры можно разделить на два типа:

Слушатель не должен слышать полный частотный диапазон каждого инструмента в миксе — в этом попросту нет нужды, так как условно содержание любого сигнала в контексте трека можно разделить на полезную и бесполезную информацию. Бесполезная информация засоряет микс, заставляет инструменты конкурировать между собой за частотный спектр и попросту портит звучание. Когда звукорежиссер сводит песню, его задача заключается в том, чтобы подружить между собой всех участников микса. Для этого он должен оставить в сигнале каждого инструмента только полезную часть и отсечь все лишнее.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен Эквалайзер FabFilter Pro-Q 2. Управление осуществляется с помощью регуляторов FREQ, GAIN и Q в нижней части интерфейса

Главный принцип при работе с эквалайзером звучит так:

Работа с эквалайзером идёт строго в контексте микса.

Зная это, вам станет понятнее, как именно эквалайзер влияет на звучание инструментов и общую картину микса. Это не значит, что вам нельзя заглушить все дорожки в проекте, чтобы эквализовать ту же гитару — это нормальная практика. Тем не менее любые внесенные эквалайзером правки нужно обязательно проверять в контексте того, как именно они изменяют звучание всей песни.

Корректирующая эквализация: ослабление частот эквалайзером

Корректирующая эквализация исправляет такие проблемы сигнала как бубнеж, неприятный резонирование, а также столкновение частот. Для корректировки звукорежиссеры подрезают определенные диапазоны, что скрывает или полностью устраняет проблемы в сигнале. Подрезку частот лучше использовать до усиления других звуков — так вы минимизируете появление новых проблем при бусте частот.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен

Чтобы понять, что нужно вырезать из сигнала, послушайте партию инструмента и оцените ее звучание. Определите на слух, чего в звуке слишком много — так вам будет проще решить, какие частоты обрабатывать (для большей точности при обработке стоит руководствоваться таблицей частот музыкальных инструментов). Некоторые эквалайзеры, например встроенный в iZotope Neutron, оснащаются анализатором, который автоматически расставляет точки на спектре, советуя частоты для обработки — такая функция станет хорошим подспорьем начинающим звукорежиссерами, которые только учатся пользоваться эквалайзером.

При работе с эквалайзером полагайтесь только на свои уши, так как услышать проблемы в миксе проще, чем сходу найти частотные диапазоны, из-за которых эти проблемы образуются.

Если вы слышите мутную середину или шипящий вокал, найти частотный диапазон для подрезки можно следующим образом: сделайте мощное усиление гейна, максимально сузьте ширину кривой эквализации ручкой Q и начните перемещать точку по спектру. Подобный гипертрофированный буст облегчит нахождение проблемных частот: корректировать сигнал нужно там, где ранее выявленный недостаток микса/сигнала проявляется особо сильно. Насколько ослаблять сигнал — решать вам, так как все здесь зависит от того, какое звучание вы хотите получить.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен Изолирование частоты в iZotope Neutron

Прием с усилением лучше работает на статичных элементах микса, чем на динамичных. Одной точки обработки вполне достаточно, чтобы устранить низкочастотный гул бочки, которая звучит практически неизменно. При работе с тем же вокалом, который может сильно изменяться в разных частях песни, одной точкой обработки дело не обойдется — потребуется более комплексный подход. Будьте готовы, что при перемещении усиленной точки по спектру в сигнале окажется несколько диапазонов частот, которые нужно скорректировать.

Чем активнее и разнообразнее сам сигнал, тем больше частотных правок он потребует, чтобы уложиться в микс.

При работе с интенсивным сигналом лучше настроить автоматизацию в EQ-плагине или пользоваться динамическим эквалайзером. Последний поможет скорректировать работу эквалайзера таким образом, чтобы он подстраивался под изменения сигнала. Некоторые эквалайзеры (например, тот, что входит в iZotope Nectar) оснащаются функцией Follow EQ, которая учитывает изменения сигнала и подстраивается под них.

ВНИМАНИЕ!

При корректирующей эквализации происходит точечная подрезка частот узкой или особо узкой кривой Q. При этом нужно помнить, что слишком узкое усиление сигнала делает звук неестественным и неприятным.

Формирующая эквализация: усиление частот эквалайзером

После того, как звучание сигнала исправлено, нужно посмотреть, чего не хватает звуку инструментов и общей частотной картине микса. Решить нехватку тех или иных частот поможет формирующая эквализация, направленная на усиление частот в сигнале. При бусте частот нужно полагаться на широкие, но аккуратные и плавные кривые, которые усилят и улучшат целый диапазон частот.

Сложность с бустом во многом состоит в том, что нет единого рецепта или универсального совета, насколько усилять частоты. Избыточное усиление бочки сделает её звук гулким и грохочущим, в то время как недостаточное превратит кик в подобие прохудившегося ботинка, трусливо хлюпающего по лужам на задворках микса. Усиление частот в районе нижней середины (150-350 Гц) сделает сигнал теплее и насыщеннее, но только если буста будет ровно столько, сколько нужно — избыток усиления образует неприятную мутность и замыленность сигнала.

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен Тонально сбалансированный микс

Если вы сомневаетесь в правильности принятых решений и не уверены, что внесённые изменения улучшают звучание, пользуйтесь анализаторами наподобие модуля Tonal Balance Control, входящего в плагины iZotope. Поместив модуль тонального баланса на мастер-канале, вы увидите частотную карту микса, которую можно в режиме реального времени сравнить с референс-треком. Так вы увидите, чего не хватает миксу в сравнении с качественной коммерческой записью, а также поймёте, какие правки нужно внести.

iZotope Neutron/Nectar покажет, какие инструменты и сигналы требуют правки, если перемещать мышку в интерфейсе с зажатой клавишей Alt/Opt. К тому же в плагины компании встроен интеллектуальный помощник Track Assistant, который анализирует сигнал и предлагает пресеты, улучшающие звучание микса. Алгоритм далеко не идеальный и доверять его выбору не стоит. Тем не менее в качестве отправной точки в начале сведения его подсказки и советы довольно полезны.

High Pass и Low Pass фильтры

Помимо точечных правок, эквалайзер также можно использовать для фильтрации сигнала. Фильтрация — один из простейших, но вместе с тем самых деструктивных методов использования эквалайзера. С помощью фильтрации звукорежиссер может отрезать все частоты до или после определённого диапазона. Дополнительно в современных эквалайзерах предусмотрены так называемые обрезные Notch-фильтры, позволяющие полностью вырезать из сигнала определённую частоту (к примеру, если у рабочего барабана неприятно резонирует частота 442 Гц, вы можете вырезать её целиком).

Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть фото Эквалайзер для чего он нужен. Смотреть картинку Эквалайзер для чего он нужен. Картинка про Эквалайзер для чего он нужен. Фото Эквалайзер для чего он нужен Наглядное отображение работы High Pass и Low Pass фильтров

При работе с High Pass и Low Pass фильтрами начинающие музыканты и звукорежиссеры часто путаются в их предназначении из-за неправильного понимания названий фильтров. Чтобы не испортить микс, нужно помнить о том, как и какой фильтр отрезает частоты в сигнале:

При работе с фильтром звукорежиссер может настроить кривую эквализации, настроив резкость отрезки частот. Грубость отсечения зависит от выбранного параметра Slope (от англ. скат, склон) — чем он ниже, тем более плавно отсекаются частоты.

Заключение

Эквалайзер — простой инструмент, но именно с его помощью формируется желаемое звучание микса. Несмотря на то, что одни звукорежиссеры советуют использовать эквалайзер как корректирующий инструмент, а другие — как формирующий, помните, что в реальности все намного сложнее. Не удивляйтесь, если для достижения качественного саунда вам придётся комбинировать подрезку с бустом в рамках одной дорожки. Главное здесь — понимать, для чего вы используете эквалайзер и какой результат хотите получить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *