Экзаметрический канон что это
Канон вторый, экзаметрический, глас 4.
Канон вторый, экзаметрический, глас 4.
Творение Патриарха Сергия (Страгородского)
Песнь 1
Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
Слово рабу Твоему / подаждь, Госпоже Пресвятая, / Слово бо сниде на Тя, / якоже свыше роса, / грешную душу мою / очисти, Царице Благая, / яко да, радуяся, / славлю Твоя чудеса.
Князю Андрею в нощи / представши, Небесная Мати, / в сердце смятенном его / бурю сомнений Ты всех / кротце смирила еси, / подвигши того воспевати / милость и силу Твою, / дивну всегда в чудесех.
Руце простерла еси, / молитвенно Сыну представши: / славы и милости луч, / Сыне, да сходит с небес / людем и месту сему. / Того умоли о создавших / храм и обитель сию, / Рождшая бездну чудес.
Боголюбивая всех / Царице, обители славо, / грешных, молящихся нас / днесь, приими словеса, / дерзость врагов низложи, / неверных разруши державу, / верным же присно подаждь / пети Твоя чудеса.
Песнь 3
Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.
Чтуще икону Твою, / вси в скорби к Тебе прибегаем, / точиши бо, Госпоже, / Ты утешение всем, / в радости паки Тебе, / Пречистая, песнь воспеваем. / Темже подаждь, да и аз / милость Твою исповем.
Светло красуется днесь / обитель сия всечестная, / образ имущая Твой, / яко источник цельбам, / Ты же, Заступнице всех, / Споручнице грешных святая, / Спаса Христа преклони / к нашим смиренным мольбам.
В бури пристанище всем, / Боголюбивая Мати, / сущим в пути и в бедах, / в мори далече покров, спутница верная всем: / Тебе бо дадеся спасати / души убогих Твоих, / Тя возносящих рабов.
Вечныя муки и тьмы, / губительных вражиих сетей, / Чистая Дево, спаси, / Тя призываем в мольбе, / славу же Бога духов / безсмертных сподоби нас зрети / в светлых чертозех Его: / вся бо возможна Тебе.
Седален, глас 2
Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мiрови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари и от бед избави нас, едина вскоре Предстательствующая.
Песнь 4
Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.
Облаком легким носим, / Твой Сын, Пресвятая, прииде, / Матере волю творя. / Князь же блаженный Андрей / паде со слезами во прах, / прослави о всех, яже виде, / слава, Христе, вопия, / Божией силе Твоей.
Светом Твоим просвещен, / на Горнюю славу взирая, / глас Пребожественный Твой / слыша блаженный Андрей, / Духом Святым взыграв, / воспе о Тебе, Пресвятая: / слава, Христе Всецарю, / Божией силе Твоей.
Милость Его и покров / молящимся нам ниспослати / Сына и Бога моли, / Чистая, верных людей / щите, забрало Церквей, / вселенней реко благодати, / яко да песнь принесем / велией силе Твоей.
Облаче светлый Христов, / неверия мглы нас избави, / верным ослабу подаждь / в жизни привременней сей, / Церковь Святую Твою / незыблему в мире управи, / яко да вси воспоем: / слава державе Твоей.
Песнь 5
Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.
Сына Безлетнаго Ты / носила еси несказанно, / грешным спасение всем / светло вещающая; / ныне о нас, Госпоже, / молися Тому непрестанно, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.
Присно Твоя благодать, / Царице, нисходит на место, / еже избрала еси, / всем источающая / дары целебныя, тем / поем Тебе, Богоневесто, / верою славящим Тя / мир подавающая.
Обремененнии вси / страстьми и недуги, грядите, / воду спасительную, / всех исцеляющую, / зде от иконы сея / в веселии днесь почерпите, / славяще Матерь Христа, / мир подавающую.
От глада, огня и меча, / нашествия иноплеменных, / губительных язв / присно спасающая, / Мати Всепетая, днесь / услыши мольбу нас, смиренных, / бурю страстей утиши, / мир подавающая.
Песнь 6
Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.
Боголюбивая днесь / к веселию вся созывает, / храм преукрасивши сей / образом чудным Своим, / благочестивых собор / Небесными дары венчает. / Тем, Богомудрии вси, / Матерь Христову почтим.
Радостно, вернии вси, / грядите, восплещим руками, / зряще Превысшую всех / ангельских горних чинов / Деву, Царицу Небес, / во храме днесь сущую с нами, / всем источающую / токи целебных даров.
Призри, Святая, с Небес, / к рабом Твоим в помощь потщися, / всякую язву, болезнь, / всякий недуг исцели. / Старцу согбенному жезл, / Заступница сирым явися, / Мати Отершаго вся / горькия слезы земли.
Песнь 7
Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.
В день оный страшный конца, / егда пробуждении встанем / гласом последней трубы, / буди нам Ты похвала, / руце воздевши Твои, / Благому за грешных предстани, / да одесную Того, / Господа, хвалим дела.
Песнь 9
Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Всяк земнородный в сей день, / Святым просвещаемый Духом, / весело радуяся / Горних умов естеству, / тайно поющему зде, / да внемлет очищенным слухом, / вся да поклонится тварь / девственному Рождеству.
Иноков лики и дев, / Пречистыя праздник почтите, / мужи, и жены, и вси, /радостно днесь к торжеству / с нами сошедшеся зде, / псаломски играюще, рцыте: / Дево, да будет во век / честь Твоему Рождеству.
Верных пресветлый собор, / Пречистая, днесь назирает / свыше Свою благодать, / душ и телес врачевство, / грешным прощение, всем / ослабу долгов обещает: / Матерь бо слышит Свою / присно Тоя Рождество.
Канон вторый, экзаметрический, глас 4.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Православная Жизнь
В начале материала стоит сразу оговориться, что речь пойдет о канонах молитвенных, а не о канонах – церковных правилах.
Чтобы понять, что такое каноны, нужно разобраться в этимологии (происхождении) слова «канон». Это слово возникло в эллинистическом мире древности, и его употребление очень обширно. Оно обозначает «правило, эталон». Само слово пришло из строительной сферы, где «каноном» называли некое мерило – древние отвес или линейку.
Т. е. канон – это нечто незыблемое, композиционно четкое и всегда одинаковое. Канон – это аксиома, не требующая доказательств. Нечто само собой разумеющееся.
Употребление слова «канон» очень обширно. Церковные каноны, как нормативные правила поведения, основанные на догматах. Канон Книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Он всегда один, к нему не может быть ничего добавлено, и ничего от этого канона не может быть отнято. Каноны (законы) искусства, определенные своды и правила, по которым искусство существует. Слово «канон» также применялось в медицине.
Употребляется это слово широко в православных литургике и гимнографии. Каноны – это длинные молитвословия, которые имеют очень четкую, композиционно завершенную структуру. Эти молитвословия составляют важную часть как общественного храмового богослужения, так и частной (келейной, домашней) молитвы.
История создания канонов
Уже первые христиане в своих богослужениях старались соединять известные с древности ветхозаветные богослужебные тексты (преимущественно псалмы и библейские песни) с молитвословиями новозаветного содержания. Об этом (о канонах) в своей книге «Литургика» пишет архимандрит Киприан (Керн): «Это сложная цепь разных ветхозаветных гимнов, переплетенных с христианскими песнопениями». Жанр сложился к VIII–IX столетиям. Каноны как литургический жанр вытеснили более ранние кондаки. Почему это произошло, точно неизвестно, но византийские песнотворцы начали вводить в богослужения именно каноны вместо более известных в VI веке кондаков (обширных произведений, чем-то отдаленно напоминающих акафисты, от которых на сегодняшний день осталось только краткое молитвословие, именуемое «кондак»). И сегодня на утренях в православном богослужении употребляются именно каноны, занимая более половины ее временного объема.
Как уже было сказано выше, канон – это молитвенное произведение, состоящее из молитвословий ветхозаветного и новозаветного содержания, которые объединены вокруг фигуры Господа нашего Иисуса Христа, показанного в каноне Спасителем Человечества. Именно Искупительный Подвиг Богочеловека по спасению людей является центром сюжета любого канона, несмотря на то, кому он посвящен: Господу Богу, Пресвятой Богородице, празднику или святому.
Можно выделить четыре составляющие канона:
1. Ирмос.
2. Тропарь.
3. Припев.
4. Молитва.
Также по третьей и шестой песне употребляются краткие песнопения: кондаки, икосы, седальны, которые также имеют своей целью прославление Бога (Пресвятой Богородицы, святого) и настрой души человека на покаяние. Канон имеет всегда девять больших частей, они именуются песнями – девять песней.
Само слово «ирмос» переводится с греческого языка как «связь, сплетение, ряд». И действительно: это произведение, которое поется, словно бы связует-соединяет собой песни. Всего ирмосов, как и песней, девять. С них песни начинаются. И если тропари потом преимущественно читаются, то ирмосы поются хором. Кроме ирмоса девятой песни, говорящего нам о Пресвятой Богородице и воплощении, вочеловечении посредством Ее Господа и Бога нашего Иисуса Христа в мир. Предыдущие восемь ирмосов представляют собой выложенные в хронологическую линейку ветхозаветные события или пророчества (от древнейших к новейшим) о Спасителе мира Христе. В той или иной степени они прообразуют собой вочеловечение Сына Божия для избавления всех людей от рабства диаволу, смерти, греху. И потому ирмосы всегда очень торжественны. Они имеют пасхальную или рождественскую окраску.
Первый ирмос – это событие ветхозаветной Пасхи – избавление евреев посредством святого пророка Моисея от египетского плена. Это благодарственная песнь Моисея Богу или вариации на ее тему за то, что Всевышний провел народ Израильский через Чермное море (Исх. 14:21–15:21). Это событие, конечно, прообразует собой Воскресение Христово: избавление всего человечества от рабства сатане и открытие ему Христом дороги в рай.
Вторая песнь фактически отсутствует. После первой сразу поется третья песня. Вторая песнь есть только в Великий пост (например, в Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского). И в другие великопостные службы. Ее изначальное авторство также принадлежит святому пророку Моисею. Она имеет покаянный скорбный характер обличения пророком еврейского народа в нечестии. Из-за своего покаянного скорбного характера песня появляется во время богослужения только в период Святой Четыредесятницы.
Ирмос третьей песни – это вариация на тему благодарственной песни святой праведной Анны, матери пророка Самуила. У нее долго не было детей. Она просила у Бога, чтобы Он послал ей ребенка, и женщина посвятит его Богу. У Анны родился великий пророк Самуил. И вот в благодарность за этот дар святая воспела свою песнь Господу (1 Цар. 2:1–10). Конечно, здесь есть и символ Рождества Христова. Милосердный Создатель пошлет Сына Своего Единородного в мир для спасения страждущих от греха людей.
Ирмосы четвертой и пятой песен являются пророческими. Они представляют собой песни святых пророков, которые воспели также грядущее пришествие в мир Христа и спасение Им людей. Ирмос четвертой песни – это молитва пророка Аввакума (Авв. 3:1–19), пятой – песнь пророка Исаии (Ис. 26:9–19).
Ирмос шестой песни повествует нам о благодарственной молитве святого пророка Ионы, когда Господь избавил его из чрева кита. Здесь, конечно, есть и символ пророческий Самого Господа нашего Иисуса Христа, когда Он сказал: «… И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39, 40). И здесь Спаситель говорит о Своем будущем крестном страдании, Воскресении и сошествии в ад. Поэтому в этом ирмосе есть нечто торжественное и пасхальное. Этот пасхальный смысл глубоко и полно отражается именно в ирмосе шестой песни Пасхального канона:
«Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́ и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя, содержа́щыя свя́занныя, Христе́, и тридне́вен я́ко от ки́та Ио́на, воскре́сл еси́ от гро́ба».
И, наконец, ирмос девятой песни, который всегда Богородичен и всегда говорит о том, что посредством Девы Марии Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын вочеловечился для спасения человечества.
Все эти девять ирмосов являются этапами Священной истории и раскрывают молящимся с верою великое чудо спасения Богом падших людей.
Тропари, припевы, молитва
Основное наполнение канонов – это, конечно, тропари. Они имеют преимущественно новозаветное содержание. И уже повествуют нам о празднуемом событии или о житии святого, которому посвящено богослужение в этот день.
Часто можно видеть на всенощных бдениях, как люди после полиелея, после помазывания уходят домой. Это неправильно. Ведь основная память дня, основная информация об этом, глубокое раскрытие смысла празднуемого события происходит как раз после – в канонах. Они представляют собой некий развернутый «девятисерийный фильм», который раскрывает перед нами дивные тайны домостроительства Божия, открывает нашим душам удивительные чудеса спасения Господом падшего человечества. Потому, конечно, нужно словно бы обратиться вслух при чтении канонов на утрене и внимать этот Божественный глагол, просвещающий и оживотворяющий наши сердечные глубины, будто целебный родник небесной благодати Святого Духа.
Припевы же и молитва всегда посвящены Господу, Пресвятой Богородице или святому, которому читается канон. К примеру, на Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Если канон Пресвятой Богородице, то припев «Пресвятая Богородице, спаси нас». Если святому, к примеру великомученику Георгию Победоносцу, то «Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас».
Предпоследний тропарь всегда посвящен Пресвятой Троице. Поэтому припев к нему: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а последний всегда Пресвятой Богородице. Припев к нему «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Опять же в последнем тропаре говорится о Божией Матери потому, что посредством Ее Мессия воплотился-вочеловечился в мир. Еще этот тропарь в богослужебной литературе часто надписывается как «Богородичен». Святые отцы постановили добавлять «Богородичен» в конец каждой песни каждого канона в эпоху Третьего и Четвертого Вселенских Соборов, когда происходила борьба с ересью несторианства. Еретики утверждали, что Дева Мария родила не Бога, а Христа-человека, поэтому Ее нужно называть «Христородицей». Чтобы искоренить данную ересь, святые отцы и постановили исполнять в конце каждой песни любого канона «Богородичен», прославляющее Пречистую именно как Пресвятую Богородицу – Божью Матерь, Родившую Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Каноны представляют собой очень важную часть богослужения, как церковного, так и домашнего. Поэтому не стоит ими пренебрегать. Не воспринимайте их как антракт в театре между полиелеем и великим славословием. Не томитесь ими во время подготовки ко причастию Тела и Крови Христовых. Но лучше остановитесь, уделите им время, вчитайтесь в них, и сквозь эти чистые и огненные словеса вам откроются законы Царствия Небесного и жизни души человеческой во благодати Святого Духа. Вам откроется сокровище!
О Всенощном бдении. Часть 5. О каноне на утрени
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова).
В наши дни поют редко. Уходит такая традиция. Напевают многие, но не поют. Всерьез так, чтобы от души.
Причин тут может быть много. Может, из жизни уходит искренность, непосредственность. Может, уходит чувство общности людей, столь естественно выражавшееся в общем пении. Да и вообще люди привыкли по-другому выражать свои чувства.
Но все-таки пение – это особое состояние человека. Оно естественным образом возникает, когда душу переполняют чувства. Радости, печали, любви к Родине.
И совсем особое пение рождает чувство благодарности. Благодарности Богу за то, что мы не одиноки. И это особенно заметно в храме, где столько пения и прочих вещей, пусть и не современных, но находящих тропинку к сердцу каждого из нас.
Елеопомазание
Воскресных евангельских чтений – одиннадцать, и в течение всего года они заботливо, одно за другим предлагаются нам на воскресных (с точки зрения современного человека — субботних) всенощных, повествуя о воскресении Спасителя и Его явлениях женам-мироносицам и ученикам. Евангельские чтения повторяются по кругу. Каждые 12 недель цикл начинается снова.
Но мы, к сожалению, еще далеки от совершенства. Поэтому, согласно Церковному уставу, сразу после радостного песнопения «Воскресение Христово видевше» читается (а в Троице-Сергиевой лавре, например, иногда и поётся) покаянный 50-й псалом, начинающийся словами «Помилуй мя, Боже». На практике далеко не во всех храмах этот псалом читается, так уж за последние века повелось. Но это соединение радости от обретения Бога и печали о нашей греховности вообще характерно для христианства.
После покаянного псалма хор поет особые стихи с призывом к Богу помиловать нас по молитвам апостолов и Богородицы, вновь повторяется начальный стих 50-го псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!»
Затем все верующие идут на середину храма, целуют Евангелие или икону на аналое, а священник рисует с помощью кисточки на лбу каждого человека знак креста освящённым маслом – елеем.
Кстати, вопреки мнению многих «компетентных прихожанок», это не миропомазание, хотя масло – елей, как правило, приятно пахнет. Миро — особенным образом сваренное из елея и ароматов вещество — используется один раз в жизни при таинстве Миропомазания, соединяемом в наше время с таинством Крещения. Ну, конечно, еще и царей миром мажут, но это для нас с вами неактуально.
Мы свидетельствуем, что Ветхий и Новый Завет – это неразрывная история спасения человечества, а воскресение Христово – исполнение древних пророчеств. «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече (т. е. как предсказал), даде нам живот вечный (т.е. жизнь вечную), и велию милость». «Великая милость», которую Христос оказывает кающимся, это спасение человека, дарованное всем верным.
В некоторые дни и праздники эти стихи заменяются другими песнопениями. Например, на воскресных всенощных перед великим постом и в пост поются особые тропари «Покаяния отверзи ми двери…», настраивающие нас на достойную встречу поста.
Но мы не просто вспоминаем о когда-то бывших событиях, но и чтим благодарной памятью тех, кто, будучи вдохновлен вестью о Воскресении, изменил свою жизнь до неузнаваемости, стал свидетелем веры, святым.
Канон
Как мы уже говорили, люди несовершенны. Кто-то торопится уехать домой, кто-то по другим причинам спешит поскорее подойти к елеопомазанию, но во многих храмах, увы, создается некоторая скученность. И часто за суетой и толкучкой (слава Богу, если в вашем храме этого нет!) совершенно выпадает из внимания то, что поется и читается. До прихожан, занятых подходом к иконе и помазанием, доносятся отрывки читаемых фраз и красивые мелодии хора.
А зря. Потому что во время елеопомазания совершается одна из важнейших частей утрени – канон.
Канон – в переводе с греческого – означает «правило, образец». Это слово имеет много значений, но общее между ними – соразмерность, иерархичность, общепринятость.
Канон как жанр появился в VII веке. Это музыкально-поэтическая композиция, состоящая из 9 разделов. По-гречески они называются «оды», по-славянски – «песни». Каждая такая песнь представляет собой поэтический пересказ тех или иных отрывков из Ветхого и Нового завета, т.н. библейских песен, спетых в разные периоды истории ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в жизни их и целого Израиля. И содержание их оказалось настолько важным, что через века дошло до наших дней. Это свидетельство высочайшего религиозного одушевления, они составляют цвет библейской поэзии. В стиле древнего текста к строкам оригинала со временем стали добавлять «тропари» – короткие тексты, прославляющие праздники или святых.
Каждая песнь канона состоит из 14 тропарей, перемежающимися стихами из Библии. На практике в воскресные дни читают по четыре тропаря с припевами «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Христос воскресе из мертвых», «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», «Помилуй мя Боже, помилуй мя» и т.п.
Канон делится на три части – 1,3; 4,5,6 и 7,8,9 песни, прерываемые двумя ектениями.
Каждый канон прославляет какой-либо праздник или святых дня. В канонах воскресных прославляется Воскресение Христово, победа над грехом и смертью. В праздничных канонах подробно освещается смысл праздника и житие святого, как образец уже совершающегося преображения мира.
Тропари канона читаются, а начальные стихи каждой отдельной его песни поются хором. Эти начальные стихи называются «ирмосами» (от греч. связывать) Ирмос является ритмическим образцом для всех последующих тропарей данной песни и посвящен воспоминанию тех или иных событий из Ветхого Завета, имеющее символический для Нового Завета смысл.
Например, текст ирмоса 1-й песни «Поим Господеви, славно бо прославися» вспоминает чудесный переход евреев через Красное море. Господь прославляется в нем как Всемогущий Избавитель от зла и рабства.
Ирмос 2-й песни построен на материале обличительной песни Моисея в синайской пустыне (Втор. 32, 1-43), пробуждающий у бежавших из Египта евреев чувства раскаяния, поэтому поётся только в будни Великого Поста.
Ирмос 3-й песни основан на благодарственной песни Анны, матери пророка Самуила, за дарование ей сына (1 Цар. 2, 1-11). «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем. несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш». Кстати, понятно, что речь здесь идет не о настоящем роге. Их у людей не было и в Ветхом Завете. Рог – это иносказание, символ силы, могущества верных Богу людей.
В ирмосе 4-й песни даётся христианское истолкование явления пророку Аввакуму Господа Бога в блеске солнечного света из-за лесистой горы. В этом явлении Церковь усматривает славу грядущего Спасителя (Авв. 3, 1-19).
В 5-м ирмосе канона, мотив которого взят из книги пророка Исаии, Христос прославляется, как миротворец и в нем также содержится пророчество о воскресении из мертвых (Ис. 26). Вместе с утренним славословием Господа мы соединяем просьбу о ниспослании нам мира.
6-й ирмос – из истории пророка Ионы, который был брошен в море и проглочен китом. Это событие напоминает нам о погруженности в греховную бездну. В этом ирмосе выражена также мысль, что нет такой беды и ужаса, среди которых не был бы услышан голос молящегося от всего сердца (Ион. 2). Мы благодарим Господа за то, что Он не пренебрег нами, погрязшими во грехах, но пришел и спас.
Ирмосы 7-й и 8-й песней канона основаны на песни трех еврейских отроков, брошенных в огненную вавилонскую печь. Это событие является и описанием христианского мученичества.
8-я песнь канона – общая песнь трех отроков: Анании, Азарии, Мисаила. По сути это продолжение предыдущей песни, для удобства выделенная в отдельную песнь. В ирмосах 8-й песни встречаются фразы: «Благословите вся дела Господня, Господа», «пойте и превозносите во вся веки», «да благословит тварь вся Господа», «благословим Христа во веки», «непрестанно во вся веки».
Между 8-й и 9-й песнями канона в честь Божией Матери поётся песнь, начинающаяся словами «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем», с припевом «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».
Перед этим прославлением Божией Матери диакон кадит алтарь и правую часть иконостаса. Затем, остановившись перед иконой Богоматери в иконостасе, он чертит кадилом знак Креста в воздухе и возглашает: «Богородицу и Матерь Света, в песнях возвеличим» а затем совершает каждение всего храма.
9-я песнь прославляет Бога молитвой Захарии, отца Иоанна Предтечи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 46-55; 68-80).
После канона, в последний раз на Всенощной слышится малая ектенья. На воскресном Всенощном бдении после малой ектеньи и возгласа священника диакон возглашает «Свят Господь Бог наш». Эти же слова повторяются хором трижды.
Как видим, в богослужении много слоев, появившихся в разные эпохи. Много смыслов, словесной сокровищницы богословского и поэтического богатства Церкви.
И так жаль, когда все это проходит мимо нас. Нам, изголодавшимся по духовной пище, Церковь предлагает драгоценные сокровища для ума и спасения души. Но мы редко даже замечаем это, воспринимая богослужение как некий красивый шум, как время, которое по традиции надо отстоять в храме.
Счастлив тот, кто понимает смысл происходящего в храме. Он входит в Священную Историю не только умом, но и физически, осмысленно продолжает радость и покаяние древних праведников.
Счастлив тот, кто воспевает из глубины своего благодарного сердца песнь Богу. Потому что это не просто повторение древних слов. Это свидетельство того, что нашу душу переполняют живые чувства к Богу, что для нас богослужение и обряд – не просто благочестивая традиция, а песнь нашей души. И хотя много в нашей жизни песней, но эта — единственно важная на Земле песнь.