Экзистенциальная опасность это что

Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные

Варламова Дарья

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что такое воскресный невроз, как важно чувствовать свою индивидуальность и почему нет судьбы кроме той, что мы творим сами.

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

Источник

8 симптомов экзистенциального кризиса, и как ты можешь с ним справиться

Экзистенциальная опасность это что. Смотреть фото Экзистенциальная опасность это что. Смотреть картинку Экзистенциальная опасность это что. Картинка про Экзистенциальная опасность это что. Фото Экзистенциальная опасность это что

Сколько раз тебе приходилось слышать это от своих родителей, бабушек или дедушек? Жизнь до появления YouTube, Facebook, Instagram действительно была намного менее напряженной.

Люди общались большую часть времени вживую, было меньше давления, не нужно было носить много масок и пробовать себя в разных направлениях в надежде найти свое призвание в жизни.

Сегодня, однако, жизнь куда более продвинутая — у тебя есть больше возможностей сделать ее более удобной. Но у нас так много информации, что порой трудно оставаться сосредоточенным и уверенным в своем выборе. В дополнение к этим глобальным изменениям каждый из нас переживает свои собственные. У всех нас есть свои собственные сражения, мы переживаем взлеты и падения, пытаемся найти смысл жизни.

В конце концов, каждый из нас достигает определенной точки в своей жизни, когда ему приходится сталкиваться с каким-либо печальным событием вне его контроля, например: потеря любимого человека, тяжелая болезнь, развод или любые другие трудности. Переживания расшатывают наше психическое состояние и заставляют чувствовать себя разбитыми. Психологи называют такие состояния экзистенциальной тревогой и депрессией или просто экзистенциальным кризисом.

Как следует из названия, экзистенциальный кризис как-то связан с нашим существованием. В частности, это период переосмысления смысла, цели или ценностей нашей жизни.

Симптомы экзистенциального кризиса:

1. Сильный или навязчивый интерес к большому значению жизни и смерти

Если ты постоянно задаешься этими вопросами, вполне вероятно, что ты переживаешь экзистенциальный кризис. Часами сидеть, уставившись в одну точку и думая о том, зачем ты родился, — это явно не один из признаков нормального состояния человека.

2. Беспокойство и грусть по поводу общества, в котором ты живешь

Если фраза «Наше общество давно прогнило» стала звучать в твоей голове всё чаще и чаще, и ты потерял веру в людей, то неудивительно, что окружающие тебя люди и общение с ними вызывают у тебя только грусть и легкое беспокойство. Ты можешь задумываться не только о своем смысле жизни, но и о смысле существования всего человечества, а также о его влиянии на мир.

Экзистенциальная опасность это что. Смотреть фото Экзистенциальная опасность это что. Смотреть картинку Экзистенциальная опасность это что. Картинка про Экзистенциальная опасность это что. Фото Экзистенциальная опасность это что

3. Вера в то, что изменения во всем невозможны и бесполезны

«Ну и что изменится, если я сделаю это?»

Когда ты теряешь веру в то, что действительно можешь контролировать свою жизнь, ты опускаешь руки. А зачем что-либо предпринимать, если в твоей голове прочно засела идея беспомощности. Ты можешь думать, что твои действия ни к чему не приведут, но на самом деле всё зависит только от тебя.

4. Чувство оторванности от других людей

Каждый из нас бывал в подобных ситуациях: ты чувствуешь, что не вписываешься в общую массу, и это заставляет тебя ощущать себя одиноким. Люди вокруг кажутся отчужденными, равнодушными, закрытыми, но если ты трезво взглянешь на ситуацию, то поймешь, что дело не в других, а в тебе самом.

5. Разрыв связей с другими людьми

Ты можешь так сильно увлечься поиском смысла жизни и обвинениями в сторону общества, что связи с другими людьми перестанут считаться для тебя чем-то важным. Или твои близкие, проявляя заинтересованность в твоем эмоциональном состоянии, будут вызывать у тебя раздражение и злость.

6. Низкий уровень мотивации и энергии, невозможность делать то, что ты обычно делаешь

Типичное состояние человека, переживающего экзистенциальный кризис, — отсутствие сил на решение повседневных дел. Мотивации, к слову, тоже нет. Тебе кажется, что у тебя всё равно ничего не выйдет / ты не сможешь изменить то, что хочешь / задачи, поставленные перед тобой, бессмысленны.

7. Сомнения по поводу цели и смысла жизни

«Тот ли путь в жизни я выбрал?» или «Ту ли цель жизни мне преследовать?»

Ты можешь сравнивать свой смысл жизни с чужими, преуменьшать его значение, искать новые цели в жизни и т. д.

8. Суицидальные мысли и чувства

Ну тут всё понятно и без объяснений. Иногда, зайдя в тупик и испытывая мучительные эмоции вроде чувства собственной никчемности или одиночества, человек может начать задумываться о суициде. Важно незамедлительно отреагировать на подобные размышления и постараться принять необходимые меры, а при надобности — записать человека на прием к психотерапевту.

Так что экзистенциальный кризис — это довольно серьезно, и не следует воспринимать его легкомысленно. Ты не можешь просто «просидеть» и подождать, пока это пройдет.

Экзистенциальная опасность это что. Смотреть фото Экзистенциальная опасность это что. Смотреть картинку Экзистенциальная опасность это что. Картинка про Экзистенциальная опасность это что. Фото Экзистенциальная опасность это что

Как справляться с экзистенциальным кризисом?

На самом деле есть много вещей, которые ты можешь сделать, чтобы помочь себе. Внеси какой-то смысл обратно в свою жизнь, чтобы перестать чувствовать себя ненужным.

Заведи журнал благодарности, в котором записывай напоминания о том, как сильно тебе повезло. Не жди от себя ответов на все вопросы. Мы часто давим на себя, пытаясь размышлять о цели нашего существования, но найти ответ быстро не получается.

Не отталкивай от себя близких — это те люди, которые стараются помочь тебе и будут рядом, когда тебе будет плохо. В общем-то, на этом и всё. Правил немного, но если соблюдать их неукоснительно — они в скором времени окажут необходимый эффект.

Источник

Экзистенциальная безопасность как парадигма сохранения человеческого существования

Горлинский Виктор Викторович

кандидат философских наук

доцент, Институт специальной связи и защиты информации, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»

04213, Украина, г. Киев, ул. Верхнеключевая, 4, ИСЗЗИ, каб. 318

associate professor of the Special Department at National Technical University of Ukraine «Kyiv Polytechnic Institute»

04213, Ukraine, g. Kiev, ul. Verkhneklyuchevaya, 4, ISZZI, kab. 318

Просмотров статьи: 12756 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Предметом исследования является концепт экзистенциальной безопасности как основа формирования новой парадигмы мышления. Объектом исследования являются особенности и принципы разработки когнитивной парадигмы экзистенциальной безопасности. Особое внимание в работе уделяется анализу предметной и субъектной сторон экзистенциальной безопасности, как объективному явлению и как феномену коллективного сознания. Анализ культурологических и социально-философских работ показывает, что антропогенным источником экзистенциальных угроз является человеческое мышление, лишенное духовно-моральных и гуманистических ценностей как жизненных приоритетов. Показано, что переформатирование парадигмы человеческого мышления обусловливает необходимость разработки когнитивной парадигмы, интегрирующей смысловые структуры безопасности и конституирующей социальные практики предупреждения угроз человеческому существованию на основе жизненных ценностей. В работе используются культурологический и аксиологический подходы, контентанализ массива работ философии постмодерна, репрезентирующих проблему выживания человечества в условиях глобализации угроз. Новизна исследования заключается в принципиальных особенностях новой познавательной парадигмы. Это обращение к онтологическим основам безопасности – существованию человечества как предельной ценности бытия; направленность в будущее; комплексный, междисциплинарный охват проблемы безопасности с выходом на ценностные основы как ключевые регулятивы человеческого мышления, поведения и деятельности. Сделан вывод, что когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности представляет собой совокупность идей, фундаментальных знаний, ценностных установок, методологических подходов, образцов разрешения познавательных задач, в соответствии с которыми, выстраивается интегральное знание об угрозах человеческому существованию и путях их преодоления.

Ключевые слова: когнитивная парадигма, экзистенциальная безопасность, ценности, смыслы, человеческое существование, угрорзы, общество, устойчивое развитие, феномен безопасности, выживания человечества

Abstract: The subject of this study is the concept of existential security as a a basis of formation of a new paradigm of thinking. The object of the study is the features and principles of developing the cognitive paradigm of existential security. Particular attention is paid to the analysis of the subject and subjective sides of existential safety as an objective phenomenon and the phenomenon of collective consciousness. Analysis of culturological and socio-philosophical works shows that the anthropogenic source of existential threats is human thinking deprived of spiritual, moral and humanistic values as life priorities. It is concluded that reformation of the paradigm of human thinking creates the need to develop a cognitive paradigm that would integrate semantic security structures and constitutive social practices preventing threats to human existence on the basis of life values. In his research the author has used culturological and axiological approaches and content analysis of postmodern philosophy array of works that represent the problem of mankind’s survival in globalized threats. The novelty of the research lies in the fundamental features of the new cognitive paradigm. This is the appeal to ontological security basics and the existence of mankind as the marginal value of being; orientation to the future; integrated, multidisciplinary coverage of security issues with access to valuable bases as the key regulative human thinking, behaviour and activity. At the end of the article the author concludes that the cognitive paradigm of existential security is a set of ideas, fundamental knowledge, values, methodological approaches and samples of cognitive solutions that create the integral knowledge of the threats to human existence and ways to overcome them. The study of existential security as a paradigm of knowledge offers the prospect of development of methods of humanitarian and socio-cultural procedures practical solution to the problem of mankind’s survival.

existential security, values, meanings, human existence, threat, society, sustainable development, cognitive paradigm, phenomena of security, mankind’s survival

Такая постановка вопроса предполагает разработку концепта экзистенциальной безопасности как основы формирования познавательной парадигмы, расширяет рамки исследовательских возможностей, открывает новые пути решения проблемы. Гармоничный синтез онтологического и культурологического подходов, рациональных и феноменологических методов в исследовании безопасности открывает перспективы решения проблемы за счет инициации ее глубинных пластов – смыслового, эмотивного и ценностного содержания. По своей сути концептуализация экзистенциальной безопасности выступает основанием переформатирования парадигмы человеческого мышления на новых ценностных основах. Таким образом, целью статьи является обоснование и репрезентация экзистенциальной безопасности в качестве концептуальной основы разработки когнитивной парадигмы.

В основу изменения мышления, как социокультурного условия человеческого существования, может быть положена новая парадигма познания, синтезирующая в единую систему все знания человечества о безопасности. В широком понимании, когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности рассматриваются нами как способ получения знаний, совокупность теоретических, методологических и аксиологических установок, воспринимаемых в качестве образцов, стандартов разрешения познавательных задач, в соответствии с которыми выстраивается знание об угрозах человеческому существованию и путях их преодоления в историко-культурном контексте. На наш взгляд, когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности должна отражать модификации смысловой структуры безопасности, конституирующие социокультурний опыт предупреждения и преодоления угроз человеческому существованию и функционирующие в культуре.

Становление экзистенциальной безопасности,как феномена сознания, происходило через осмысление перспектив человеческого существования и поиск возможных ответов на экзистенциальные вызовы бытия. Ментальные и культурные предпосылки ее становления можно обнаружить уже в мифологической и религиозной формах сознания. Парадигмальную же основу анализа экзистенциальной безопасности, как феномена мифологического и религиозного сознания и соответствующих культурных пластов, образуют наработки представителей культурологического, феноменологического, экзистенционального и других течений философии постмодерна.

В основание анализа мифологического модуса осмысления безопасности в работе положена культурологическая концепция мифа как механизма воспроизводства культурных традиций. В соответствии с взглядами Т. Манна, миф или культурный архетип выступает как первичный образец, исходная форма бытия, вневременная схема, древняя формула в которую вкладывается жизнь. В культурологической традиции миф рассматривается как своеобразный символический язык. Символическая теория мифа, разработанная Э. Кассирером и развитая С. Лангер, позволяет интерпретировать мифологические представления в качестве системы символов, объективирующих чувства, эмоции, переживания человека относительно угроз его существованию. В соответствии с этой теорией мифы образуют смысловое, ценностное и символическое поле экзистенциальной безопасности. Таким образом, мифологическое сознание в терминах символического языка как бы моделирует, классифицирует и интерпретирует мир, общество и человека в контексте безопасности существования. В свою очередь, мифологические представления о безопасности существования человечества можно интерпретировать как символический код, ключом к которому выступают смыслы, скрывающиеся за символикой мифологических сюжетов. В целом же, в мифологическом сознании безопасность представляется как такое состояние жизненного мира, которое основывается на единых универсальных принципах существования и постигается благодаря уяснению непреходящих смыслов бытия. А угрозы воспринимаются таким сознанием как последствия человеческих деяний, нарушающих универсальные принципы Вселенной.

Таким образом, в вопросе об общем спасении скрывается феноменологический аспект решения проблемы экзистенциальной безопасности посредством изменения индивидуального и коллективного сознания. А источник достижения такого состояния общества находится в сознании каждого человека, представляя собой духовные ценности, определяющие отношение к миру. Философия религии дает возможность охватить, как минимум три уровня смыслового содержания феномена безопасности. Сакральный смысл безопасности существования человечества заключается в способности верующего человека находиться в благодати как сфере влияния Бога. Эзотерический смысл заключен в священнодействиях, позволяющих удерживать, сохранять благодать с помощью религиозных обрядов и ритуалов. Экзотерический смысл безопасности заключен в религиозной культуре, обычаях, предписаниях и нормах, позволяющих сохранять и поддерживать ощущение причастности к Высшему в повседневной жизни. Как видим, безопасность существования человечества в религиозном мировоззрении приобретает трансцендентальную значимость и обусловливается высшими, духовными ценностями и внеисторическими смыслами, постижение и реализация которых возможны на основе веры.

Следует отметить, что мифологические и религиозные формы осмысления перспектив человеческого существования частично, фрагментарно трансформировались в повседневную форму коллективного сознания в качестве модуса безопасности. Его канву представляют сюжеты народных сказок, баллад, песен, басен, пословиц и поговорок, отражающих жизненные смыслы человеческого бытия и образующих метафизическую опору сознания в постоянной борьбе за устойчивость и безопасность жизненного мира в повседневной жизни.

Таким образом, синтез рациональных, феноменологических и иррациональных знаний об угрозах существованию человечества, послужил основой формирования отношения к безопасности как к интегративному и универсальному явлению человеческого бытия. При таком подходе, понятие экзистенциальной безопасности стало употребляться, прежде всего, для обозначения состояния общественного сознания, характеризующегося обеспокоенностью судьбой человечества, существованию которого угрожают глобальные опасности экологического, техногенного и антропогенного характера, сопровождающееся поисками путей к их предотвращению.

Второй подход базируется на традициях, заложенных в феноменологии, экзистенциальной философии и культурологии, где акцентируется внимание на внутреннем, жизненном мире человека. А проблема сохранения существования нашла свое первичное выражение в осмыслении соотношения жизни и смерти как двух противоположных сторон единого целого – феномена существования или экзистенции. Знаковыми феноменами, рассматривающимися в качестве признаков экзистенциальной безопасности, выступают, во-первых, интенция к предупреждению возможности утраты сознанием своей устойчивости в пограничных ситуациях и, во-вторых, забота – как бытие присутствия и «проект в будущее», по М. Хайдеггеру. В качестве условия полноценного существования личности, выдвигается необходимость преодоления ужаса, возникающего в пограничных ситуациях и являющегося предпосылкой экзистенциальной ситуации – трансцендирования. В целом же, представители второго подхода при рассмотрении экзистенциальных угроз акцентируют внимание на факторах негативного влияния на сознание, мировоззрение и психику человека, следствием которого могут стать необратимые антропологические изменения деструктивного характера. Становится очевидным, что понятие безопасности в экзистенциальной философии трансформируется в проблему поддержания устойчивости сознания, как важнейшего условия сохранения устойчивости существования внутреннего, «жизненного мира» человека, в кризисных для сознания ситуациях.

Проблема устойчивости существования человеческой цивилизации с привлечением факторов сознания, ментальности и культуры нашла развитие в различных философских течениях постмодерна. Объединяющей их, является, с одной стороны, направленность в будущее, с другой, – обращение к онтологическому основанию безопасности – существованию человечества как единой цивилизации. Так, Арнольд Тойнби в «Исследовании истории» к угрозам цивилизационного развития относит военные поражения, природные катастрофы, экономическое, политическое, национальное соперничество сверхдержав, отчуждение от власти и культуры масс населения, изнутри разрушающие цивилизацию. Спасти цивилизацию, по убеждению мыслителя, может духовное обновление, согласие, моральное единство народа, гармонизация отношений с природой, рациональность мышления творческой и правящей элиты, ее способность к новому пониманию сути «вызовов времени» и способность дать соответствующий «ответ». Прогресс цивилизации, по мнению Тойнби, заключается в духовном совершенствовании и духовном единстве на основе синкретической религии будущего – источника норм, ценностей морали и духовности, составляющих ядро человеческой культуры и внутренний стержень истории.

Возрастающая рискогенность современных научно-технологических знаний в сфере ядерной физики, генной инженерии, нанонаук, синтеза информационных и высоких гуманитарных технологий актуализирует проблему выживания человечества. Французский мыслитель Жан Фурастье, в качестве негативных последствий технологического развития выделяет разрушение «тысячелетних гарантий» стабильности и психологического равновесия, проявляющихся в разрыве личностных связей, контактов с живой природой, разрушении размеренного ритма жизни и других исходных жизненных потребностей человека. Основное условие сохранения устойчивости социума Фурастье усматривает в восстановлении целостности человеческого существования, возможного благодаря развитию культуры.

В условиях обострения конфронтации культур и цивилизаций целевым вектором социальной философии становится возможность конституирования принципиально ненасильственных способов человеческого существования. Или, как писал Т. Адорно, пространства, свободного от господства. Повышается актуальность выявления предельных аксиологических оснований человеческого бытия, обуславливающих возможность достижения консенсуса как предпосылки предотвращения гуманитарных катастроф. Обоснованию этических норм взаимопонимания, достигаемого на принципах рациональности, справедливости и гуманизма, посвящены труды представителей коммуникативной философии К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса, Д. Белера, В. Кульмана, П. Ульриха и др.

Значимость рационально аргументированного дискурса заключается в том, что он позволяет опровергать догматические и идеологические ценностно-нормативные системы и на основе конвенции утверждать универсально значимые этические нормы, в основании которых, в качестве метанормы, лежит «регулятив выживания». Вплетаясь в коммуникативную сеть, «идеальная коммуникативная общность» становится реальной силой, воздействующей на принятие решений и вынуждающая политические институты считаться с собой.

Анализ концепций дает основание утверждать, что одним из источников формирования угроз экзистенциального характера, ведущих человечество к самоуничтожению, является утрата ценностной системы, опирающейся на высшие духовные и моральные абсолюты. Нивелируя высшие ценностно-смысловые основы, человечество непосредственно приблизилось к Рубикону, перейдя который оно способно уничтожить самое себя. Одним из следствий разрушения ценностных основ культуры является утрата устойчивости сознания. Нивелирование духовных ценностей, отражающих жизненные смыслы, провоцирует маргинализацию сознания. Этот процесс характеризуется разрывом духовных и социокультурных связей с основами собственной культуры как источником духовности. К признакам маргинального сознания относят чувства беззащитности, растерянности, оторванности от своих культурных корней, формирование номадного типа личности. Экзистенциональный риск утраты своей идентичности мыслители относят к признакам глобального информационного общества. По выражению М. Фуко, – человек исчезает, как лицо нарисованное на прибережном песке. Этот социокультурный феномен означается термином «кризис идентификации», приписываемым Дж. Уарду и понимаемым как разрушение возможности целостного восприятия субъектом себя в качестве аутентичной личности. Вследствие утраты идентичности возникает феномен «массовизации сознания», усиливаемый влиянием глобальных информационных сетей, которые внедряют в сознание стандарты массовой культуры, вытесняя духовно-моральные ценности. В результате, человеческое бытие постепенно утрачивает свои сущностные антропологичческие качества – духовность, доброту, совестливость, способность к сопереживанию, осмысленность жизни.

Таким образом, осмысление массива философских работ позволяет сделать вывод о том, что социокультурными и ментальными предпосылками экзистенциальных угроз является мышление, лишенное высших духовно-моральных и гуманистических ценностей, а так же, деструктивные процессы в сознании и социокультурной сфере, продуцируемые неконтролируемой научно-технологической активностью. Становится очевидным, что решение проблемы экзистенциальной безопасности предполагает изменение парадигмы мышления, в контексте приоритетов, обеспечивающих сохранение человеческого существования в будущем. В таком ключе экзистенциальная безопасность может рассматриваться как форма и способ интеграции знаний об угрозах существованию Цивилизации и организации человеческой активности в соответствии с высшими, вневременными приоритетами и жизненными смыслами существования человечества. Это, своего рода, метафизическая опора человеческой субъективности на трансцендентные смысловые и ценностные структуры человеческого существования.

Обобщая результаты анализа в целом, следует выделить принципиальные особенности концепта экзистенциальной безопасности как системообразующей основы познавательной парадигмы. Во-первых, это обращение к онтологическим основам безопасности – существованию человечества как предельной, рубежной ценности бытия. Во-вторых, это направленность в будущее. В-третьих, – комплексный, междисциплинарный охват проблемы с выходом на ценностные основы в качестве ключевых регулятивов человеческого мышления, поведения и деятельности. В целом, когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности представляет собой совокупность идей, фундаментальных знаний, ценностных установок, методологических подходов, образцов разрешения познавательных задач, в соответствии с которыми выстраивается интегральное знание об источниках угроз человеческому существованию и возможных путях их нейтрализации.

Дальнейшее изучение экзистенциальной безопасности, как парадигмы познания и мышления, открывает перспективу разработки гуманитарных методов и социокультурных процедур практического решения проблемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *