Эльконин считал что в кризисе 3 лет возникает новообразование
Кризис 3-х лет. Новообразование
Кризис 3-х лет
Цель: Помочь родителям и воспитателям пережить «кризис трёхлетнего возраста» у детей младшего дошкольного возраста. Ознакомить с физиологическим обоснованием «кризиса трёх лет» у детей, показать пути его преодоления.
Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 — 4 года.
Причины кризиса.
В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. До 3 лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т. е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. Благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать своё «Я», становится достаточно независимым от окружения.
К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Этот возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. Он стремится обязательно настоять на своем. При этом дети кричат, бунтуют, бросаются на землю и т. д. ставя взрослых в затруднительное положение. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство, тем чаще провоцируя упрямство ребенка.
Ребенок не просто не слушается взрослых, а стремится сделать все наоборот только потому, что ему кто-то сказал. Ведь он считает себя взрослым, поэтому делает только то, что хочет сам, и наотрез отказывается от всего предложенного другими членами семьи. «Нет! Не буду!» – его первая реакция на все.
Ребенок продолжает требовать чего-то только потому, что он уже это попросил. И даже если в процессе конфликта он понимает ненужность предмета или бессмысленность действия, ребенок не хочет отступать от первоначального решения. «Я так хочу!» – настаивает он на своем.
Эта черта проявляется в нежелании подчиняться всем правилам и нормам, которые исходят от родителей, начиная от утреннего туалета и заканчивая сном. Ребенок не хочет мыть руки, чистить зубы, держаться за руку, надевать варежки, есть кашу, здороваться и т. д. Почему? «Потому что!» – и это ответ на все вопросы.
Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. К счастью, этот симптом встречается не так часто, как предыдущие, и может длиться всего несколько дней.
Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении,если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».
Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Так, малыш может начать называть маму или бабушку бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, бросает, отказывается с ними играть.
Родителям следует быть терпеливыми, стараться не замечать внезапных изменений, своим примером показывать правильное и сдержанное поведение и постараться найти новые интересные занятия для малыша.
Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование.Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.
Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Если родители начинают грубо подавлять вспышки своеволия своего чада, они рискуют вырастить пассивного, неуверенного в себе человека. Проявлению своеволия, как правило, сопутствует фраза «я сам!».
У игры есть три важные функции:
Первая – игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.
Вторая функция – он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.
Третья функция – именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать, иначе игры не будет.
В книге «Психология игры» – приведен пример реальной игры в прятки. Папа Эльконин организовал эту игру в прятки с двумя своими маленькими дочерьми – Наташей и Галей. Одной шесть лет и она прекрасно понимает, что такое играть по правилам, а другой – три годика.
И Эльконин честно ходит по этой комнате и восклицает: «А где же мои девочки?» И слышат, что в шкафу разыгрывается драма. Трехлетняя девочка все время норовит выскочить из шкафа, а шестилетняя – зажимает трехлетней рот. Но все равно трехлетняя выскакивает из шкафа. А шестилетняя обижается на нее.
В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.
Что чувствует малыш
Как вы понимаете, причиной происходящего является тот факт, что ребенок осознал, что он является не частью мамы и папы, а самостоятельной личностью. Он воспринимает этот мир с высоты своего возраста, делает определенные выводы, устанавливает какие-то свои правила поведения и игры. Именно сейчас начинается этап, когда малыш активно продолжает формироваться, точнее продолжает собираться картинка его характера.
Увидеть первые его особенности вы можете, прислушавшись, что говорит кроха во время игры,какую роль он в этом занимает: лидера – постоянно выдумывает новые роли, рассказывает кому и что нужно делать или, наоборот, прислушивается к другим и повторяет их модель поведения. Итак, он чувствует себя самостоятельным, независимым, иногда бесстрашным. Главная задача родителей при этом – не сломать ребенка, а поддержать в процессе его взросления.
Как преодолеть этот период — советы родителям
«Кризис трех лет» необходимо пережить.При этом очень важно выполнять несколько простых рекомендаций:
1. Поощряйте все стремления ребенка познать себя и свои возможности. Рисуйте с ним, играйте, разговаривайте, спрашивайте его мнение;
2. Если ребенок хочет самостоятельности — дайте ему возможность делать что-то своими руками, почувствовать свою значимость. Если не получилось, не ругайте — хвалите за попытку и дайте понять, что в следующий раз получится;
3. Не делайте сами то, что не вышло у ребенка. Это со временем может войти в привычку;
4. Запрещать и разрешать желательно с умом. Если не нарушаются ваши принципы, то выполните требование ребенка. В случае, когда на какое-либо действие накладывается запрет, важно объяснить, почему так, а не иначе;
5. Очень важно выделять и хвалить те черты характера в малыше, которые вам нравятся. Противоположные лучше не поддерживать вовсе. Истерикам потакать нельзя — единственная возможность предотвратить или прекратить истерику — переключить внимание на что-то другое;
6. Показывайте во всем пример ребенку сами.
Изменения после кризиса
Если вы правильно подойдете к этому этапу, то спустя небольшой промежуток времени ваш «маленький монстрик» превратится обратно в приятного и замечательного ребенка, с которым можно найти общий язык и договориться. Кроме того, кроха станет более самостоятельным, у него может быть свой список дел по дому. Не факт, что эту работу он будет выполнять хорошо, однако именно она подарит вашему малышу чувство важности и значимости в семье.
Пусть вас не расстраивает тот факт, что малыш что-то делает не идеально, начало положено и со временем он сможет выполнять ее лучше. Поручайте ему что-то, что соответствует его возрасту, например, убрать крошки со стола или выключать свет, когда вся семья уходит из дому и т. д.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии «кризис трёх лет», а также, что делать, как себя вести, как реагировать.
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет- граница между ранним и дошкольным детством- один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр.
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет или возраст строптивости» Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей» (вторая младшая группа) Кризис 3-х лет. Родители порой в силу своей занятости не обращают должного внимания на поведение своих детей. Приводя ребенка в детский.
Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.
Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет. Здравствуйте, я Мельник Миша, Я пришёл Вам рассказать, Как мы с мамой моей Катей Будем кризис преодолевать! Мама книжки.
Встреча клуба заинтересованных родителей на тему «Кризис трёх лет» Встреча клуба заинтересованных родителей на тему «Кризис трёх лет»(для родителей детей первых младших групп) Цель: актуализация проблемы.
Новообразования кризиса 3-х лет – прогресс в развитии ребенка
Первым значительным стимулом становления личности ребенка являются новообразования кризиса 3 лет. Возрастные кризисы – закономерный этап в личностном развитии, и в дошкольном детстве они неминуемы. Психические новообразования — те качественно новые ресурсы, которые складываются в результате проживания кризиса. Чтобы развитие ребенка продвигалось, новые ресурсы крайне необходимы.
Что способствует психическим новообразованиям в 3 года
В раннем детстве, до трехлетнего возраста, формируется предметное отношение к окружающей действительности. Ребенок познает все больше предметов, знакомится с их признаками и назначением. Этому способствует активно развивающееся восприятие. Задействуются рецепторы всех органов чувств, донося в мозговые центры все больше информации. Благодаря такому активному познавательному развитию формируется внушительный багаж того, что должен уметь ребенок в 3 года.
Но приходит пора, когда малыш хочет не только накапливать новую информацию и осваивать действия вслед за наставлением взрослого. У него пробуждается непреодолимое желание проявить активность по собственным мотивам и побуждениям.
Жажда самостоятельных действий создает кризисную ситуацию. Ребенок хочет многого, а доступно для него мало, в силу недостаточной физической умелости, непонимания происходящего и небезопасности многих действий. По этим причинам разражается первый ощутимый возрастной кризис – переходная стадия из раннего в дошкольный возраст.
Взрослые замечают наступивший кризис по капризности и непослушанию ребенка и часто воспринимают его как исключительно сложный период, доставляющий проблемы в общении с малышом. На самом деле, кризис обладает большим потенциалом для складывания новых возможностей ребенка и формирования его самосознания.
Кризис 3 лет перестраивает восприятие окружающей реальности. Происходят качественные изменения, проявляющееся в поведении и личностных характеристиках ребенка. Те приобретения, которые складываются у маленького деятеля в ходе его взаимодействия с окружающим миром и помогают продвигаться в развитии, называют психическими новообразованиями.
Основные новообразования кризиса 3 лет
Трехлетние дети по-прежнему осваивают предметную область и формы общения преимущественно совместно с взрослыми. Но главное отличие от предыдущего возрастного этапа заключается в том, что в ребенке пробуждается субъектность. Малыш открывает себя самого, свою самость.
В детском сознании теперь отпечатывается не «построили домик из кубиков», а «Я строю домик», не «малыш кушает кашку, а «Я кушаю». Ребенок понимает свою прямую причастность к действиям и результату. Благодаря этому открытию и новому видению себя складываются основные новообразования кризиса трех лет:
Эти новообразования переводят ребенка на новую ступень в развитии. Рождается Личность как система отношений к предметному миру, к другим людям и к себе.
Формирование системы Я
Открыв для себя собственное существование, у дошкольника возникает потребность реализовать свое Я в деятельности и утвердиться в отношениях с кругом значимых людей.
Основное новообразование, которое повлечет другие изменения в развитии ребенка, – новое чувство Я. К трем годам уже заложена основа общей самооценки, которая проявляется в эмоционально-положительном самоощущении. То есть, малыш уже ощущает себя хорошим. Быть хорошим – это понятное для него и желанное состояние. Ребенок непроизвольно хочет его сохранить. Но с этим теперь наступают сложности.
Предметный мир в переходном 3-летнем возрасте становится не столько областью познания, сколько условием для реализации своих возможностей и самоутверждения.
От взрослых то и дело звучат запреты, «так нельзя», «это опасно». Дети методом проб и ошибок исследуют границы допустимого для них и начинают смотреть на себя глазами взрослых. Поддержка и положительная оценка действий взрослыми дают ребенку материал для формирования образа себя.
Осознание личных действий
Новая структура сознания приводит к перестройке отношения ребенка к деятельности. Поскольку появляется много «хочу», дошкольник стремится расширить границы самостоятельности.
Часто ли трехлетний кроха спрашивает «Можно»? Нет, он предпринимает действия! Открыть все, что открывается, залезть на ступеньки-горки, куда дотянется, разукрасить карандашом или мелком стену и подобные достижения приводят ребенка к открытию новых ранее недоступных ему возможностей.
В сознании ребенка закрепляется открытие, что своим личным участием он устанавливает новые связи с окружающим миром. Это приводит к новому восприятию себя как Я действующий.
Личностные новообразования в период кризиса 3 лет
Кризис трехлетнего возраста создает условия для возникновения личностного новообразования, которое проявляется себя в форме гордости за достижения.
Новое видение себя открывается ребенку через результаты деятельности, а еще в большей степени через те слова, которыми оценивают детские достижения взрослые. Приложив усилия и получив хотя бы минимальный результат, малыш торопится продемонстрировать его маме, папе, бабушке и другим значимым близким. Взрослые воспринимаются ребенком как эксперты в любом деле, и ему очень важно получить от них признание его достижений.
Восхищение, похвала вызывают у ребенка особое и новое для него чувство – гордость за то, что он смог сделать, справился с задачей сам. Это особенное и радующее чувство «Я сам» называют гордостью за свои достижения.
Можно выделить составляющие комплексного проявления гордости за достижения в деятельности ребенка:
Дети могут целенаправленно проявлять активность, чтобы получить отклик взрослого. Причем, ждут только похвалы. Это потом, после 5-ти лет дети могут смущаться, если их похвалили не заслуженно. Впрочем, на переходном этапе из раннего в младшее дошкольное детство любая деятельность ребенка – уже достижение, а поддержки и похвалы малыш заслуживает.
Становление такой системы Я, где отношение к себе начинает оформляться у ребенка на основе того, с каким результатом реализуются его самостоятельные действия, является важнейшим новообразованием, обеспечивающим личностное развитие ребенка.
Кризис трех лет
Каждый возрастной кризис детства, включая кризис подросткового и юношеского возраста, — это жизненный этап, необходимый для становления личности, это период эмансипации, освобождения от опеки взрослых.
Верно отметил психолог В.К. Вилюнас: «Не сталкиваясь с кризисными явлениями подросткового возраста, взрослые, по-видимому, значительно дольше оставались бы на удобной для себя авторитарной позиции и видели бы в ребенке только послушного преемника» [1].
То же можно сказать о возрастном кризисе трех лет.
Позитивный выход из кризиса 3 лет возможен только тогда, когда взрослые уважают выбор ребенка и его право на собственные желания.
Семизвездие симптомов кризиса трех лет:
Негативные симптомы, как правило, сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями со слезами: подчиняется взрослому — и плачет; не подчиняется — и плачет.
Возрастной кризис трех лет — это этап «предформирования» готовности к осознанному выбору. Выбор — это осознанное принятие решения и ответственность за это решение:
Выбор в кризисе трех лет — решение противоречия между «хочу» и «могу», первый опыт самостоятельного выбора, когда впервые рождается новообразование — восприятие альтернативы, которое напрямую влияет на выбор в последующие возрастные периоды.
В кризисе трех лет выбор — это эмоциональное принятие решения, когда ребенок приобретает первый опыт выбора между «хочу» и «могу», между «хочу» и «хочу». Выбор между «хочу» и «хочу» более простой, но даже он может вызывать у детей сильные эмоциональные переживания, например, ребенок может расплакаться из-за того, что не знает, чего он хочет больше: поиграть или порисовать.
Чем определяется выбор ребенка в кризисе трех лет? Для формирования его потребности в самостоятельном выборе родителям необходимо:
С целью выявления представлений у родителей (76 человек из Москвы, Волгограда и Новосибирска) о возрастном кризисе трех лет мамам была предложена анкета (табл. 1).
Знания родителей (мам) о возрастном кризисе, %
На каждый вопрос надо было дать один из трех вариантов ответа, соответствующих высокому, среднему и низкому (стихийно-эмпирическому) уровню знаний. Ответы оценивались в баллах: 2 балла — высокий уровень, 1 балл — средний уровень, о баллов — низкий уровень.
Анализ результатов показал, что приблизительно у 10% родителей — высокий уровень знаний, у 50% — средний, у 40% — низкий.
Во-первых, зная закономерности кризисного развития, родители способствуют успешному выбору ребенка в кризисе трех лет, если уважают его право на выбор. Адекватное поведение родителей в этот период приводит к развитию способности ребенка к выбору, когда он понимает, что может выбирать сам.
Лишение ребенка права выбора приводит к инфантилизации, когда он ждет, что скажут родители, что они за него решат. Негативный опыт может закрепиться и привести к формированию таких личностных черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы. При выраженной гиперопеке формируется симбиотическая связь родителя, чаще матери, с ребенком, которая выражается в позиции «Мы» в ущерб позиции «Я» ребенка: «Мы сегодня нарисовали красивый тюльпан»; «Мы сегодня хорошо поели» и т.п. Эта позиция может присутствовать и в школьные годы.
Когда родители создают ситуации выбора, ребенок учится совершать реальный выбор, где учитывается его точка зрения. Оценка взрослых является для него важнейшим средством ориентации в социальном окружении, во взаимоотношениях со взрослым. Конечно, во многом выбор ребенка предопределен родителями: их оценочные суждения напрямую влияют на его выбор, так как дети подражают родителям. В то же время в кризисе трех лет дети перестают нуждаться в постоянной опеке со стороны взрослых и стремятся сделать выбор сами. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: родители хотят, чтобы ребенок был самостоятельным и уверенным, и сами же препятствуют этому, ограничивая его в выборе. Например,ребенок делает бумажный самолет, он у него не получается, мама берет из рук ребенка и переделывает самолет, он красиво летит, ребенок разрывает самолет и разражается слезами. Что требовалось от взрослого? Оказать помощь с разрешения ребенка, спросить: «Тебе помочь?». Развивая самостоятельность как качество личности, родитель должен создавать ситуации успеха.
Актуальность в настоящее время приобретает нравственная сторона самостоятельности детей и взрослых. Истинную социальную ценность самостоятельность обретает тогда, когда она сопряжена с активностью и такими нравственными проявлениями, как гуманизм и взаимопомощь. Нравственная направленность личности ребенка в кризисе обусловлена теми ценностными ориентациями и отношениями, которые утвердились в окружающей его среде. Эгоистические устремления значимых взрослых, их авторитарность, нетерпимость и двойная мораль могут привести к усилению негативизма, обесцениванию требований взрослых или к подчинению, потере независимости, подавлению самостоятельности. Именно в кризисный период ребенок утверждает свое Я, свою волю, желание осуществить выбор. Родитель, понимая и принимая состояние, может помочь воспитанию самостоятельности как свойства деятельности и как развивающейся черты личности дошкольника.
Выстраивая взаимоотношения с ребенком, родители активно влияют на формирование его готовности к выбору. Если взрослый проявляет уважение к мнению ребенка и обсуждает с ним альтернативы: «Какую кашу ты хочешь больше: овсяную или манную?», «Какую книжку будем читать?», «Куда пойдем гулять?», то у ребенка формируется привычка выбирать самостоятельно. Он может отказаться от чтения книги и предложить: «Давай сами сочиним сказку про наш двор, про нашу горку»; «Не хочу эти загадки отгадывать, давай сами придумаем» и т.п. Это первые проявления его выбора.
Если родители создают ситуацию мнимого выбора, где мнение ребенка ничего не значит, они демонстрируют манипулятивную технику, которую ребенок способен осознавать уже в 6-7 лет. Иллюзия выбора опасна на любом этапе детства отсутствием опыта реального выбора, что негативно сказывается на личностном развитии ребенка. К сожалению, встречаются рекомендации по созданию иллюзии выбора в общении с ребенком в кризисный период трех лет.
Анализ взаимодействия родителей с детьми в кризисный период трех лет показывает, что, не понимая состояния ребенка, они испытывают затруднения в установлении диалога с ним, не могут разрешить конфликтные ситуации, возникающие в это время. Использование авторитарных стереотипов воздействия в любом возрастном кризисе, а в кризисе трех лет особенно, может способствовать тому, что кризис как нормальное и необходимое явление развития превратится в кризис, требующий срочного корректирующего вмешательства. В отдельных случаях родители могут интуитивно находить адекватные способы взаимодействия с детьми.
Родителям необходимо знать и учитывать особенности неблагоприятного состояния, чтобы принять грамотное решение, способствующее выходу ребенка из неблагоприятного состояния (рис.1).
Рис. 1. Выход ребенка из неблагоприятного состояния
В типичных конфликтных ситуациях наиболее ярко проявляется эмоционально-оценочное отношение родителей к состоянию ребенка (табл. 2).
Уровни эмоционально-оценочного отношения родителей к ребенку в кризисе трех лет
Уровни | Показатели |
Высокий | эмоциональное приятие ребенка; эмпатия; эмоциональная поддержка |
Средний | недостаточный уровень эмоционального приятия; эмпатия; ситуативная эмоциональная поддержка |
Низкий | эмоциональное отвержение; негативное оценивание; отсутствие эмоциональной поддержки |
На групповых занятиях мамам (18 человек) было предложено проиграть приведенные ниже ситуации с обменом ролями.
1. Сын в магазине смотрит на бананы, мать спрашивает: «Хочешь?». Ребенок не задумываясь отвечает: «Нет!». На улице он разражается слезами: «Хочу бананы!».
2. Девочка категорически не хочет надевать в детский сад платье, которое ей предлагает мать. Ложится на пол и топает ногами.
3. Ребенок в ответ на требование отца кричит: «Ты плохой! Я тебя не люблю!».
Предварительно каждый родитель получил памятку, благодаря которой он познакомился со способами регулирования неблагоприятного состояния.
1. Игнорирование — мнимое незамечание, когда родитель намеренно «как будто» не видит проявлений неблагоприятного состояния и негативной симптоматики. Особенно эффективно игнорирование в ситуациях истерики, упрямства, деспотизма, когда ребенка важно лишить зрителя, можно оставить его одного, уйти в другую комнату.
4. Концентрация на положительном в ребенке и объекте его неблагоприятного состояния. Например, ребенок запнулся о стол и расплакался. Мама может отреагировать следующим образом: «Давай подую тебе на коленку». На практике очень часто встречаются примеры, когда мама жалеет ребенка и говорит: «Давай накажем стол. Стол плохой, обидел тебя». Таким образом формируется причина вовне ребенка, что, закрепляясь, может привести к стратегии обвинения в юношеском возрасте, опасной снижением рефлексивности и отсутствием объективного анализа собственных действий.
5. Подавление (только в случае агрессии ребенка, опасной для его жизни).
В то же время необходимо отметить: когда мамы информированы о кризисе трех лет и владеют умением выхода на диалог, они проявляют эмпатию к детям, используя
переключение и концентрацию на положительном. Некоторые родители читали психологическую литературу, посвященную воспитанию детей, например книги Ю. Б. Гиппенрейтер, Эды /1 е Шан, Р. Кэмпбелла, X. Дж. Джайнотта и др. Часть мам (8 человек) использовала игнорирование, аргументируя его эффективность в ситуациях истерики, выраженного неблагоприятного состояния. Меньше всего мамы прибегали к санкционированию (2 человека).
В-третьих, для успешного выбора в кризисе трех лет родителям необходимо оказывать ребенку развивающую помощь:
Чтобы ребенок научился самостоятельно выбирать, он должен приобрести положительный опыт сопоставления выбора и принятия решения. Важно позволить малышу сделать все самому, даже если это ему пока не по силам. Для этого ему нужно больше времени для решения поставленной задачи, а родителю следует предложить помощь. Если ребенок от нее отказывается, значит, он сам пытается справиться с задачей. Опережая ребенка, взрослый оказывает медвежью услугу, лишая его желания и возможности сделать самому. Чем больше у ребенка будет опыта самостоятельных поступков и принятия решений в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем большего успеха он добьется в юношеском возрасте, совершая осознанный выбор стратегии жизни.
Итак, кризис трех лет — это этап «предформирования» готовности к осознанному выбору, это первый опыт самостоятельного выбора, когда впервые рождается новообразование — восприятие альтернативы, которое напрямую влияет на выборы в последующие возрастные периоды.
Если этот опыт позитивный, у малыша развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, уверенность в себе.
Для формирования потребности ребенка в самостоятельном выборе родителям необходимо знать сущностные признаки возрастного кризиса; принимать негативную симптоматику как данность возрастного кризиса; оказывать развивающую помощь, когда дети учатся сопоставлять свои желания и осуществлять собственный выбор.
Арапова П. Выбор ребенка в кризисный период трех лет
// Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 107-113.