Эмк что это в медицине
Зачем нужна пациенту электронная медицинская карта. Кто и как может получить к ней доступ
Министерство здравоохранения еще в 2013 году утвердило новые стандарты оказания медицинской помощи. Одним из этапов его внедрения является создание электронной медицинской карты.
💻 Что такое электронная медицинская карта и зачем она нужна
Электронная медицинская карта (ЭМК) – это специальный носитель, который содержит сведения о состоянии здоровья человека, об оказанных ему медицинских услугах, произведенных оперативных вмешательствах и т. д.
Главной целью создания электронной медицинской карты является замена бумажного носителя, а также исключение подделки сведений, которые содержатся в бумажных документах, так как нередки случаи того, что пациенты скрывают некоторые заболевания, например, для получения каких-то привилегий, в том числе при трудоустройстве на работу, путем утери бумажного носителя карты.
Кроме того, создание электронной медицинской карты должно сделать более доступным изучение всей документации о конкретном пациенте вне зависимости от того, где именно эта медицинская информация потребовалась.
⚖ Нормативная база функционирования ЭМК
К нормативной базе, регулирующей создание и функционирование электронных медицинских карт, следует отнести:
📋 Оформление карты
Оформление электронной медицинской карты происходит в том лечебном учреждении, к которому прикреплен пациент. Отдельно писать никаких заявлений не потребуется – как только медицинская организация была подключена к системе электронного документооборота, медицинские карты начинают оформляться в электронном виде путем создания в единой базе данных персонифицированных электронных записей.
В том случае, если система стала доступна медицинскому учреждению, но карта не начала оформляться, можно уведомить о своем желании оформить документ в электронном виде либо своего лечащего врача (как правило, это участковый терапевт), либо администраторов лечебного учреждения – раньше они назывались сотрудниками регистратуры. Скорее всего, потребуется написать заявление об оформлении данного документа.
На сегодняшний день механизм добровольного оформления медицинской карты еще не отлажен, а сама система электронных медкарт была запущена только в Москве в тестовом режиме.
❓ Как можно узнать, есть ли ЭМК?
Получить информацию о том, имеется ли у пациента электронная медицинская карта, на сегодняшний день можно в том лечебном учреждении, куда пациент прикреплен.
При обращении с таким вопросом следует учесть, что электронная медицинская карта сегодня – это документ, который должен быть доступен не только в одном медицинском учреждении, где постоянно оказывается различная помощь пациенту, но и в любом другом на территории Российской Федерации. В этом ключевое отличие электронной медицинской карты от бумажной версии.
Те виды документов, которые оформлялись ранее, действовали, как правило, только в одном учреждении: так, терапевт посредством существовавшей ранее системы мог записать пациента на прием к врачу-специалисту только в этом же медучерждении, а такому специалисту становились доступны медицинские документы, которые пациент оформил в этой же больнице или поликлинике. Результаты из других больниц и поликлиник необходимо было предоставлять в печатном виде. Если задумка с созданием электронной медицинской карты реализуется в полном объеме, то можно будет отказаться от использования бумажных носителей с результатами оказания различных медицинских услуг, так как все они будут доступны врачам вне зависимости от региона получения.
💡 Кому доступна карта и на кого ориентирована?
Электронная медицинская карта на сегодняшний день доступна для оформления всем пациентам, которые обращаются за оказанием медицинской помощи в лечебные организации на территории Российской Федерации.
Главным образом электронная медицинская карта ориентирована на пациента, чтобы упростить получение им медицинских услуг в любом регионе пребывания на территории Российской Федерации. При этом в том случае, если имеет место обращение в частные медицинские центры, которые подключены к системе электронного документооборота Минздрава России, врачи таких центров так же смогут создавать записи в картах своих пациентов, которые в дальнейшем будут доступны врачам государственных и муниципальных клиник.
🔔 В каких регионах действует?
Создание электронных медицинских карт началось еще с 2016 года, когда началась реализация идеи создания медицинской информационной системы. С того момента электронные карты были созданы во всех регионах. Но, как уже говорилось выше, сегодня они в большинстве регионов работают только внутри конкретного медицинского учреждения.
На федеральном уровне взаимодействия между больницами и поликлиниками доступны пока только карты жителей Москвы (но только при условии участия медицинских учреждений в системе документооборота Минздрава РФ).
Однако, если речь идет о получении доступа к информации о состоянии здоровья человека врачей скорой помощи, они такую информацию получают при поступлении к ним вызова – на основании заполнения электронной формы сопроводительного листа с использованием СНИЛС и медицинского полиса.
👇 Основные разделы
Перечень основных разделов, которые должны содержаться в электронной медицинской карте, был утвержден 11 ноября 2013 года Министром здравоохранения В. Скворцовой. К таким разделам относятся:
⭐ Общие требования к структуре записей
В электронной медицинской карте все данные о пациенте и имеющемся у него диагнозе вносятся в персональную медицинскую запись (ПМЗ). Это специальная запись, которая отражает фактическую ситуацию в состоянии пациента на момент обращения, а также в части оказанных ему медицинских услуг. При заполнении персональной медицинской записи, по сути, происходит заполнение определенных разделов карты, перечисленных выше (в соответствии с тем, по какой причине произошло обращение человека к врачу).
Согласно «Основным разделам электронной медицинской карты», структура персональной медицинской записи включает в себя:
В том случае, если имеются какие-либо электронные файлы со сведениями о состоянии здоровья пациента (например, результаты УЗИ в электронной форме), они так же могут быть прикреплены к тексту записи, но наличие прикрепленного файла не является обязательным условием создания записи.
Электронная медицинская карта: что такое, чем полезна клинике, как внедрить в работу ЛПУ
Что такое электронная медицинская карта
Электронная медицинская карта (ЭМК) — это цифровой аналог бумажной амбулаторной карты. Она содержит всю информацию по пациенту: персональные данные, записи визитов, результаты анализов и историю болезни.
Один из разделов ЭМК МИС ArchiMed+
Как ЭМК облегчает работу клиники
Электронная медицинская лучше бумажной:
Документ невозможно потерять, повредить или уничтожить. Он хранится в памяти компьютера или в облачном хранилище. Можно сделать резервные копии на случай форсмажора.
ЭМК быстрее заполнить, чем бумажную карту: здесь есть готовые шаблоны стандартных фраз, диагнозов, кодов болезней и другой информации. Врачу достаточно начать вводить первые слова фразы, после чего система подставит нужный текст.
Сокращается количество ошибок, снижается влияние человеческого фактора. Врач может неверно закодировать болезнь, напутать в персональных данных или ошибиться при расчете стоимость лечения. С ЭМК такое невозможно.
Карту проще найти. Медрегистратору или администратору не нужно никуда идти и рыться в шкафах, чтобы найти документ. ЭМК ищется в пару кликов по первым буквам фамилии пациента.
Электронная медицинская карта проще в использовании. Все данные как на ладони, достаточно кликнуть на нужный раздел. Чтобы найти, например, результаты анализов в бумажной карте, ее нужно перелистать несколько раз.
Доступ к информации, которая содержится в ЭМК, имеют одновременно несколько специалистов. В то время как бумажную амбулаторную карту надо носить из кабинета в кабинет (и можно потерять по дороге).
Основные сведения о пациенте в ЭМК ArchiMed+
Кому пригодится
ЭМК должна использоваться в любом лечебно-профилактическом учреждении вне зависимости от количества пациентов, размаха деятельности и числа специалистов.
Частным врачам и небольшим стоматологическим кабинетам.
Полноценным многопрофильным клиниками с несколькими направлениями оказания медицинских услуг.
Крупным сетевым ЛПУ.
Лабораториям, диагностическим центрам.
Как внедрить электронную медицинскую карту
Электронные медицинские карты входят в состав медицинских информационных систем (МИС) в виде встроенного инструмента. Как самостоятельное решение встречаются редко. Поэтому для того, чтобы использовать ЭМК в работе клиники, нужно выбрать и внедрить медицинскую информационную систему.
МИС — это не только электронная медицинская карта: программа полностью автоматизирует работу клиники и рабочие места специалистов.
В разрезе использования ЭМК задача владельца одна: выбрать МИС с функционалом электронной амбулаторной карты, например, ArchiMed+. Но это не единственный критерий выбора медицинской информационной системы, есть еще:
Соотношение функционала и цены. Программа должна обеспечивать широкие возможности за разумную стоимость.
Набор необходимых инструментов. В обязательном порядке должны быть модули для врача, медрегистратора, руководителя. Желательно наичие интеграций с лабораториями, сервисами онлайн-записи на прием, федеральными сервисами (ЕГИСЗ, Национальная система маркировки и так далее).
Облако или коробка. Большинство хороших программ коробочные, то есть устанавливаются на компьютер клиники. Это обусловлено законодательством в сфере защиты персональных данных и техническими особенностями. Поэтому советуем внедрять коробочные МИС, например ArchiMed+.
Интерфейс. Простой, удобный, интуитивно понятный. Не забывайте, что пользоваться программой будут в том числе немолодые врачи и фельдшера, которые привыкли работать по старинке. Работать с МИС им должно быть удобнее, чем без нее.
Время внедрения. Чем быстрее, тем лучше. Специалисты ArchiMed+ внедряют программу очень быстро — от двух недель.
Подробно о том, как выбрать МИС, можно почитать в этой статье, а рейтинг лучших медицинских программ вы найдете здесь.
Как работает ЭМК в МИС ArchiMed+
Давайте посмотрим примеры использования ЭМК и как это работает в медицинской информационной системе ArchiMed+.
Персональные данные: ФИО, паспортные данные пациента и другие персональные данные.
Результаты анализов, рентгеновские снимки, фотографии.
Результаты обследований и приемов врачами (историю болезни).
Договора, квитанции об оплате услуг, задолженности.
При необходимости можно добавить в ЭМК дополнительные разделы исходя из специфики работы клиники.
Карту можно оформить по стандартам клиники
Итак, пациент приходит в клинику и обращается к медрегистратору или администратору, предъявляя документ, удостоверяющий личность. Сотрудник в течение нескольких секунд находит карту пациента в базе данных. Он вносит новые сведения: дату приема, причину обращения и так далее. После этого пациент идет к врачу. Все занимает не больше пары минут.
Все данные моментально оказываются в истории болезни и врач уже знает, на что жалуется пациент. Ему не нужно поднимать кучу бумаг, смотреть анализы и заключения других специалистов, все это есть в одном месте. В результате врач не теряет время, а занимается прямыми обязанностями — лечит пациента.
После окончания приема врач и медрегистратор заполняют документы: справки, больничные выписки, выставляют счета и так далее. Это тоже не нужно делать вручную: вся информация подтягивается из электронной медицинской карты автоматически. Сотруднику нужно только распечатать пакет документов и отдать пациенту.
Как результат — врач лечит пациентов, администратор обслуживает посетителей, не отвлекаясь на бумажную волокиту, а клиника получает больше прибыли.
Хотите так? Оставьте заявку на нашем сайте, позвоните по телефону 8 800 301 03 73 или ознакомьтесь с презентацией. Наши специалисты расскажут об электронной медицинской карте и других функциях МИС ArchiMed+, а также проконсультируют по вопросам внедрения.
Электронная медицинская карта: как оформить и получить доступ к ЭМК? Через Госуслуги? Кому доступна?
Министерство здравоохранения еще в 2013 году утвердило новые стандарты оказания медицинской помощи. Одним из этапов его внедрения является создание электронной медицинской карты.
Что такое электронная медицинская карта и зачем она нужна
Электронная медицинская карта (ЭМК) – это специальный носитель, который содержит сведения о состоянии здоровья человека, об оказанных ему медицинских услугах, произведенных оперативных вмешательствах и т. д.
Главной целью создания электронной медицинской карты является замена бумажного носителя, а также исключение подделки сведений, которые содержатся в бумажных документах, так как нередки случаи того, что пациенты скрывают некоторые заболевания, например, для получения каких-то привилегий, в том числе при трудоустройстве на работу, путем утери бумажного носителя карты.
Кроме того, создание электронной медицинской карты должно сделать более доступным изучение всей документации о конкретном пациенте вне зависимости от того, где именно эта медицинская информация потребовалась.
Оформление карты
Оформление электронной медицинской карты происходит в том лечебном учреждении, к которому прикреплен пациент. Отдельно писать никаких заявлений не потребуется – как только медицинская организация была подключена к системе электронного документооборота, медицинские карты начинают оформляться в электронном виде путем создания в единой базе данных персонифицированных электронных записей.
В том случае, если система стала доступна медицинскому учреждению, но карта не начала оформляться, можно уведомить о своем желании оформить документ в электронном виде либо своего лечащего врача (как правило, это участковый терапевт), либо администраторов лечебного учреждения – раньше они назывались сотрудниками регистратуры. Скорее всего, потребуется написать заявление об оформлении данного документа.
На сегодняшний день механизм добровольного оформления медицинской карты еще не отлажен, а сама система электронных медкарт была запущена только в Москве в тестовом режиме.
Как можно узнать, есть ли ЭМК?
Получить информацию о том, имеется ли у пациента электронная медицинская карта, на сегодняшний день можно в том лечебном учреждении, куда пациент прикреплен.
При обращении с таким вопросом следует учесть, что электронная медицинская карта сегодня – это документ, который должен быть доступен не только в одном медицинском учреждении, где постоянно оказывается различная помощь пациенту, но и в любом другом на территории Российской Федерации. В этом ключевое отличие электронной медицинской карты от бумажной версии.
Те виды документов, которые оформлялись ранее, действовали, как правило, только в одном учреждении: так, терапевт посредством существовавшей ранее системы мог записать пациента на прием к врачу-специалисту только в этом же медучерждении, а такому специалисту становились доступны медицинские документы, которые пациент оформил в этой же больнице или поликлинике. Результаты из других больниц и поликлиник необходимо было предоставлять в печатном виде. Если задумка с созданием электронной медицинской карты реализуется в полном объеме, то можно будет отказаться от использования бумажных носителей с результатами оказания различных медицинских услуг, так как все они будут доступны врачам вне зависимости от региона получения.
Кому доступна карта и на кого ориентирована?
Электронная медицинская карта на сегодняшний день доступна для оформления всем пациентам, которые обращаются за оказанием медицинской помощи в лечебные организации на территории Российской Федерации.
Главным образом электронная медицинская карта ориентирована на пациента, чтобы упростить получение им медицинских услуг в любом регионе пребывания на территории Российской Федерации. При этом в том случае, если имеет место обращение в частные медицинские центры, которые подключены к системе электронного документооборота Минздрава России, врачи таких центров так же смогут создавать записи в картах своих пациентов, которые в дальнейшем будут доступны врачам государственных и муниципальных клиник.
В каких регионах действует?
Создание электронных медицинских карт началось еще с 2016 года, когда началась реализация идеи создания медицинской информационной системы. С того момента электронные карты были созданы во всех регионах. Но, как уже говорилось выше, сегодня они в большинстве регионов работают только внутри конкретного медицинского учреждения.
На федеральном уровне взаимодействия между больницами и поликлиниками доступны пока только карты жителей Москвы (но только при условии участия медицинских учреждений в системе документооборота Минздрава РФ).
Однако, если речь идет о получении доступа к информации о состоянии здоровья человека врачей скорой помощи, они такую информацию получают при поступлении к ним вызова – на основании заполнения электронной формы сопроводительного листа с использованием СНИЛС и медицинского полиса.
Перечень данных, доступных пациенту
Из всего перечисленного перечня данных, содержащихся в электронной медицинской карте, на сегодняшний день пациенту доступен достаточно ограниченный перечень, включающий в себя:
Все перечисленные данные предоставляются только по специальному запросу пациента одним из способов, которые определены для получения таких данных.
Где и как можно получить доступ к ЭМК?
К электронной медицинской карте доступ можно получить посредством использования сайта Госуслуг, а для жителей Москвы – через сайт Госуслсуг Москвы. На данном сайте имеется подробная инструкция для тех, кто может воспользоваться электронной медицинской картой, и перечень необходимых документов для получения такого доступа.
Предоставление доступа к электронной карте является бесплатным, а срок предоставления такого доступа – пять рабочих дней.
Отказ может быть осуществлен только в том случае, если предоставлен не весь пакет документов, или если на получение доступа претендует не тот человек, который может получить такой доступ.
На Госуслугах получение доступа происходит по следующему алгоритму:
Кто может получить доступ к карте?
Получение доступа к электронной медицинской карте возможно только самим пациентом, медицинским работником того учреждения, где человек проходит лечение, а также человеком в отношении его ребенка, не достигшего возраста 15 лет.
Врачи частных клиник, как уже было сказано выше, доступ к электронной медицинской карте получить могут только в том случае, если клиника подключена к системе полного электронного документооборота Министерства здравоохранения.
Работодатель на сегодняшний день не имеет доступа к медицинским картам своих работников. Такая возможность обсуждается, но пока такое обсуждение оформлено в виде предоставления более широкого доступа к электронным больничным и документам, подтверждающим обоснованность их оформления. Возможно, в будущем, когда такое решение будет принято, работодатель получит доступ к результатам медицинских осмотров, но только для того, чтобы контролировать состояние здоровья своих работников, особенно если такие работники трудятся в опасных или тяжелых условиях.
Положительные и отрицательные стороны использования электронной медицинской карты
К плюсам можно отнести:
Среди ключевых минусов электронной медкарты можно отметить:
Практика
Что такое Электронная Медицинская Карта (ЭМК)?
ЭМК – это самая простая цифровая (компьютеризированная) версия информации о пациенте на бумажном носителе. Она может выполнять различные задачи, которые помогают оказывать медицинскую помощь в соответствии со стандартами клинической практики. По мнению экспертов, в электронной медицинской карте бывает значительно меньше ошибок, чем в бумажной. ЭМК – это медицинская карта, которая редактируется в режиме реального времени и ориентирована на пациента. Информация из нее доступна мгновенно, когда бы и где бы то ни было. Возможности ЭМК:
Одна из основных характеристик ЭМК – это возможность ее создания, управления ей и консультирования всеми уполномоченными медицинскми работниками и персоналом одновременно в разных медицинских учреждениях.
Единая ЭМК позволяет соединить информацию, полученную от нынешних и прежних врачей, из отделений неотложной помощи, школ и клиник, находящихся непосредственно на месте работы, аптек, лабораторий и учреждений диагностической визуализации.
ИНФОРМАЦИЯ В ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАРТАХ
В электронной медицинской карте содержится следующая информация о здоровье пациента:
Системы ЭМК разработаны для обмена информацией с другими медицинскими работниками и организациями, включая лаборатории, учреждения диагностической визуализации, аптеки, пункты оказания неотложной помощи, школы и клиники, находящиеся непосредственно на месте работы. Таким образом, они совмещают информацию, полученную от всех врачей, задействованных в оказании помощи пациенту.
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАРТ
ЭМК помогают медицинским работникам принимать правильные решения на основании всего объема доступной информации. Внедрение системы ЭМК позволяет медицинским работникам:
Полная реализация системы ЭМК обеспечивает создание единой медицинской карты, которая содержит всю информацию о здоровье пациента: это актуальные, полные и точные данные. Медицинские работники оказываются в наиболее выигрышном положении в отношении работы с пациентами, что позволяет им принимать правильные решения.
ЭМК также может содержать указания на потенциально опасные взаимодействия лекарственных препаратов, подтверждение приема препаратов и их дозировок, а также снизить потребность в проведении потенциально рискованных анализов и процедур.
ФАКТЫ И ЦИФРЫ: ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭМК
Согласно недавнему исследованию Национального центра медицинской статистики, более двух третей (71%) пользователей ЭМК повторно приобретают лицензию на систему ЭМК, и около половины врачей, которые на данный момент не используют системы ЭМК, планируют приобретение или использование ранее приобретенной системы в течение года.
Степень удовлетворенности электронными медицинскими картами среди врачей, работающих в собственных кабинетах, в процентах:
ЭМК В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: КАЧЕСТВО И УДОБСТВО
Электронная медицинская карта способствует повышению качества услуг здравоохранения и делает предоставление медицинской помощи более удобным как для медицинских работников, так и для пациентов.
А) Повышение качества и удобства для медицинских работников
Б) Повышение качества услуг здравоохранения и удобство для пациентов
ЭМК В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭКОНОМИЯ СРЕДСТВ
Многие медицинские работники считают, что электронная медицинская карта помогает им усовершенствовать управление оказанием медицинской помощи за счет повышения эффективности работы и экономии средств.
В результате национального опроса, проведенного среди врачей, которые готовы к использованию ЭМК, были получены следующие важные данные:
Прежде всего, экономия связана с автоматизацией нескольких времязатратных бумажных процедур и трудоемких процессов:
ЭМК ПОВЫШАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Система ЭМК помогает повысить эффективность медицинской помощи, потому что она:
СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БУМАЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ ЗА СЧЕТ ВВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАРТ
При использовании ЭМК на бумажный документооборот требуется намного меньше времени. Устраняются такие административные задачи, как заполнение форм и обработка запросов на выставление счетов, и таким образом снижаются общие затраты. Кроме того, ЭМК предоставляет информацию в дополнительных указаниях. ЭМК можно настроить на простое и даже автоматическое предоставление информации, которую необходимо подать в государственные организации здравоохранения или для контроля качества.
Электронное выписывание рецептов (Электронные рецепты)
Бумажные рецепты можно потерять или неправильно прочитать. Электронные рецепты позволяют врачам обращаться напрямую в аптеку. Система выписывания электронных рецептов способна спасать жизни (уменьшая количество ошибок, связанных с лекарственными препаратами и отслеживая их взаимодействие), снижать расходы и повышать качество медицинской помощи. Она удобнее, дешевле для врачей и аптек и безопаснее для пациентов. Одним словом, электронные рецепты являются важным и очевидным компонентом прогресса в обмене данными о здоровье пациента.
ЭМК УМЕНЬШАЕТ ЧИСЛО СЛУЧАЕВ ДУБЛИРОВАНИЯ АНАЛИЗОВ
Так как ЭМК объединяет все данные о здоровье пациента в одном месте, врачам вряд ли придется тратить время на запрос и рассмотрение результатов дублирующихся/ненужных анализов и медицинских процедур. Меньше использованных ресурсов ‑ меньше расходов.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ
ЭМК и возможность обмена информацией о здоровье по электронным каналам поможет медицинским работникам оказывать более качественную и безопасную медицинскую помощь пациентам:
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Электронные медицинские карты (ЭМК) ‑ первый шаг на пути к трансформации медицинской помощи. Преимущества электронных медицинских карт состоят в следующем:
Если ваши пациенты недостаточно доверяют Электронным медицинским картам (ЭМК) и Электронным системам обмена информацией (ЭСОИ) и им кажется, что конфиденциальность и точность электронных данных об их здоровье находится под угрозой, то, возможно, они не захотят делиться с вами информацией. Их нежелание делиться информацией о своем здоровье может иметь последствия, опасные для жизни. Цифровые данные из истории болезни гарантируют оптимизацию плана лечения, затрат и, как следствие, улучшение здоровья, только в том случае, если медицинские работники и пациенты поверят, что информация о здоровье сохраняется в условиях полной конфиденциальности и безопасности.