Эмоциональная лабильность что это такое у детей
Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью
Эмоциональная лабильность – это неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по нескольку раз в день) под влиянием самых незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребёнок становится импульсивным, плохо контролирует своё поведение. У него легко возникают состояние умиления, синтеминтальности, слезливости. Такие дети сложно проходят процесс адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии. Они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как следствие не способны в дальнейшем сформировать твёрдые взгляды и убеждения, выразить симпатию и антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности, что, в конечном итоге значительно понижает возможности социализации.
Первоначальную работу с детьми с эмоциональной лабильностью начинаю с использования фитбол мячей (авторы методики А. А. Потапчук и Т. С. Овчинникова).
На первом этапе детям предлагается, образовать круг, символизирующий море. Затем с помощью улыбок и смеха наполнить его хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг- «море» и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений и добрых пожеланий.
После «купания» провожу беседу, в ходе которой выясняем с детьми,когда им было комфортнее: в роли моря или в роли купальщика, какие ощущения они испытывали, когда к ним ласково прикасались «морские волны», улучшилось ли настроение и т. д.
Фитбол мячи можно применять в любой части образовательной деятельности. Например, в вводной это даёт возможность активизировать познавательную деятельность, почувствовать настроение ребёнка, его отношение к сверстникам, снять эмоциональное напряжение.
В основной можно проиграть проблемную ситуацию, провести танцевальную минутку, рассказать или придумать сказку (кстати во время рассказывания сказки активизируется внимание, стабилизируется настроение, т. к. ребёнок бессознательно включается в работу).
В заключительной части фитбол мячи хорошо использовать в качестве релаксации.
Кроме того, во время занятий с мячами происходит совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, речевого аппаратов, что необходимо для коррекции детей с эмоциональной лабильностью.
Совместное решение проблемы, поставленной в основной части образовательной деятельности, способствует не только социализации и развитию коммуникативных навыков, но и позволяет детям с эмоциональной лабильностью развивать положительную «Я-концепцию». Для этого наряду с другими технологиями и методами применяю методику «Трансакционный анализ» (автор Эрик Берн, один из аспектов которой – приобретение социального опыта через взаимодействия.
Игра «Друг из шарика»
Как вы думаете, хорошо иметь друга? Почему? Без друзей скучно, грустно, не с кем играть. Здорово, что нас много, и все мы друзья. А хотите, чтобы друзей стало ещё больше? Вот щарики. Они не простые, а волшебные, каждый из них может превратиться в друга. Попробуем? Для этого надо надуть шарик и нарисовать ему глаза, нос, рот. Причем, это можно сделать так, что друг будет,каким вы захотите: веселым, грустным, сердитым и т. д. дайте другу имя, можно придумать его историю.
Под музыкальное сопровождение дети рисуют друга.
Нас стало в два раза больше. Давайте представим своих новых друзей. Все становятся в круг. Рассказывают, как зовут друга, мимикой и жестами показывают его характер, остальные определяют характер.
Как вы думаете, новые друзья умеют танцевать? Давайте потанцуем вместе так, чтобы друзьям стало весело. Под музыкальный фрагмент «Если с другом…». Дети произвольно танцуют.
Такая игра позволяет детям с лабильностью эмоций повышать уровень социального доверия, развивать умения разграничивать свои чувства, на уровне подсознания фиксировать положительные эмоции, приобретать социальный опыт.
Причём детям гораздо проще взаимодействовать таким образом, т. к. друг-шарик является с одной стороны защитой, а с другой помощником. И дети в любом случае бессознательно объединяются в команду (просто кто-то работает сам, а у кого-то как они считают работают шарики).
В заключительной части занятия провожу релаксацию. Для детей с эмоциональной лабильностью эффективнее проводить её в динамике.
Инструкция для детей.
Лягте на середину листа так, чтобы мелки были под руками. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите в руки по мелку. Пока вы отдыхаете, пусть потанцуют ваши руки мелками по листу. Танец рук выразит ваше настроение.
Звучит музыкальный фрагмент. Выполняется упражнение.
Откройте глаза. Встаньте. Посмотрите на рисунок, который станцевали ваши руки. Верно ли отразил он ваше настроение? Если нет, в чем несовпадение? Хочется ли что-либо изменить в рисунке (добавить, убрать? Почему? Что чувствуете, глядя на рисунок? Улучшил ли он ваше настроение? И т. д. Возьмите его домой и дорисуйте вместе с родителями то, чего, на ваш взгляд, не хватает.
Данный приём релаксация-рефлексия. Она позволяет детям с лабильностью эмоций почувствовать и осмыслить, насколько это возможно, свое эмоциональное состояние, оценить его и выразить на уровне подсознания (т. е. если раньше я спрашивала у детей какое настроение, впечатление после совместной деятельности, то теперь на это ответят рисунки – степень закрашенности листа, нажатия на карандаш, острые или плавные линии и т. д.). А яркая цветовая гамма мелков, которые специально подбираю (хотя дети и рисуют с закрытыми глазами) способствует положительной динамике настроения дошкольников в то время, когда работаем с рисунком. Кроме того имею возможность анализировать состояние эмоциональной сферы каждого ребенка, что необходимо для дальнейшей коррекционной работы.
Конспект ООД «Развитие графических навыков у детей» Тема «Первые признаки зимы»Винни-Пух заботится о своих пернатых друзьяхЗадачи: Учить рисованию простого сюжета, правильно располагая предметы.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.
Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях. С первых месяцев жизни ребёнок стремится познать окружающий мир. Лёжа в колыбели,.
Развитие песенного творчества и снятие эмоциональной напряженности у детей с помощью пособия «Тантомареска» Все дети очень любят сказки и превращения в сказочных героев. В нашем детском саду есть пособие-игра тантомареска, помогающая осуществить.
Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Развитие эмоциональной сферы соматически ослабленных детей Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы»,.
Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.
Эмоционально-лабильный тип характера у детей
Что значит этот термин? Под понятие эмоциональной лабильности подходят люди настроения. Причем, это настроение, как правило, не стабильно. Любое внешнее воздействие – доброжелательная улыбка или, напротив, косой взгляд может послужить причиной перемен. От настроения у таких людей зависит многое – работоспособность, общее самочувствие, даже психология окружающего мира.
Эмоции у таких людей основа существования. Они искренни, переживают или радуются от несущественного повода. Очень привязчивы. В обществе, по сути, являются эмоциональными регуляторами. Их чуткость, внимательность, способность к пониманию импонируют.
Но есть и недостатки. Любая атмосфера недоброжелательности или критики повергает их в уныние. Очень болезненно сказывается на таких людях потеря близкого человека. Эмоциональное отторжение может побудить в них чувство вины и в таком состоянии они часто служат объектами для манипуляций.
Особенности детского эмоционально-лабильного типа характера следующие.
Такие дети, как правило, послушные, заботятся о близких, привязываются эмоционально. Если чувствуют холодность окружающих, уходят в себя. Стремятся не расстраивать родителей плохим поведением или низкой успеваемостью.
Очень ревностно относятся к рождению второго ребенка. Долго переживают развод родителей или внутрисемейные конфликты. Вплоть до возникновения невротических реакций. Любят домашних животных. Дети почти всегда дружелюбны, не агрессивны, слушаются старших. Однако, могут сильно переживать из-за ссоры с учителями или сверстниками. Чтобы не расстраивать родителей, могут скрыть свои проблемы. Вплоть до ухудшения самочувствия. Если атмосфера, например, в школе, становится для них негативной, могут притвориться заболевшими, только чтобы туда не идти. Увлечения таких детей поверхностны и разнообразны. Ведомы в этом смысле родителями.
Не просто проходят адаптацию в детском саду из-за сильной привязанности к родителям. Стараются держать маму или папу в поле зрения. При должном отношении могут из благодарности помогать родителям, брать на себя серьезную ответственность.
В части воспитания такой ребенок нуждается в постоянной заботе, важно проявлять к нему свое тепло. И быть очень аккуратными с критикой. Не прибегать к манипуляциям, основанным на чувстве вины. Важно минимизировать конфликтные ситуации. Можно завести домашнее животное, например, собаку, которая будет ребенку настоящим другом.
Эмоциональная лабильность
Повышенная эмоциональная лабильность – это психопатологический симптом, характеризующийся легкостью развития аффективной реакции в ответ на слабые и умеренные раздражители. Пациентам свойственна плаксивость, пугливость, вспышки раздражения и гнева, смущение, открытая демонстрация радости. Настроение переменчивое, эмоции выраженные, на пике переживаний снижается самоконтроль и способность объективно оценивать ситуацию. Основной диагностикой занимается психиатр, используется метод беседы, наблюдения и психологическое тестирование. Лечение включает индивидуальную и групповую психотерапию, семейное консультирование, медикаментозную коррекцию.
Эмоциональная лабильность
Понятие «лабильность» переводится как «нестабильность, подвижность». Термин широко употребляется в физиологии для обозначения скорости реакции клеток и тканей на воздействие раздражителя. В психологии и психиатрии повышенная эмоциональная лабильность понимается как патологическое свойство психики давать неадекватно выраженный аффект на внешнее событие. Она может быть центральным проявлением болезни (при расстройстве личности) или одним из симптомов церебрастенического синдрома, сосудистых болезней мозга, эндокринных патологий. Эпидемиологические показатели составляют от 2 до 5%. Лабильность эмоций наиболее характерна для детей и пожилых людей.
Причины эмоциональной лабильности
Расстройство выраженности эмоций возникает на фоне нарушений работы центральной нервной системы. Провоцирующими факторами становятся социально-психологические негативные воздействия и соматические заболевания, косвенно либо напрямую влияющие на функции ЦНС. К наиболее распространенным причинам неустойчивости эмоциональной сферы относятся:
Патогенез
Эмоции отражают непосредственное отношение человека к объектам и ситуациям. Их выраженность и направленность является важным компонентом процесса познания окружающего мира и собственного состояния. Повышенная эмоциональная лабильность – нарушение интенсивности аффективных переживаний. Она возникает при дисбалансе процессов возбуждения и торможения в нервной системе с преобладающим сдвигом в сторону гиперактивации. Ускоряется нейронная передача сигнала, целенаправленность снижается. Выраженность эмоционального отклика становится неадекватной силе раздражителя. При этом содержание, направленность переживаний соответствуют ситуации. Например, недолгое расставание с близким человеком вызывает приступ рыданий и плача, не поддающийся контролю.
Симптомы эмоциональной лабильности
Основные проявления – чрезмерная эмоциональность, частые перепады настроения. Наиболее заметна повышенная слезливость. Плач провоцируется печальными и приятными событиями – просмотром мелодрамы, наблюдением за детской игрой, душевным разговором. Реакции такого типа характерны для сосудистых патологий, органических заболеваний мозга, астенического синдрома. Вспышки гнева и ярости неконтролируемы, но быстро угасают. Возникают в повседневных бытовых ситуациях, сопровождающихся фрустрацией, неудовлетворенностью. Нередко становятся причиной импульсивных агрессивных и аутоагрессивных действий – в приступе гнева пациенты кричат на детей, стучат кулаками по столу, наносят себе ушибы, провоцируют скандалы.
Другой распространенный симптом – чувствительность к возражениям, критике, грубости, нетерпимость к мнению других. Возникает неконтролируемое стремление доказывать собственную правоту, устанавливать справедливость, спорить. На высоте аффекта гневливость может внезапно смениться смехом или плачем. Больным свойственна повышенная утомляемость, слабость, сниженная работоспособность. Сон после переживаний поверхностный, неспокойный, с частыми пробуждениями. Трудности концентрации внимания, быстрая смена настроения влияют на способность увлекаться каким-либо делом, достигать целей. Пациенты часто находятся в поиске своего призвания, пробуют разные виды деятельности. Им недостает упорства и целенаправленности.
Осложнения
При отсутствии лечения эмоционально лабильные больные испытывают постоянное психическое напряжение и усталость, провоцируют конфликты с окружающими. Зачастую такое состояние приводит к депрессии, суицидальным мыслям, изоляции от общества. Нервное истощение проявляется хронической усталостью, развитием или обострением соматических заболеваний. Снижение мотивации, целенаправленности препятствует самостоятельному обращению пациентов за медико-психологической помощью. При развитии осложнений они нуждаются в организующей и стимулирующей помощи родственников.
Диагностика
При обследовании больных с эмоциональной лабильностью основное внимание уделяется причинам этого симптома, определению базового заболевания. Наличие аффективной нестабильности выявляет психиатр, для проведения дифференциальной диагностики назначаются консультации специалистов соматического профиля: терапевта, невролога, эндокринолога, кардиолога. Специфическими методами исследования являются:
Лечение эмоциональной лабильности
Для восстановления стабильности эмоционально-волевой сферы необходимо определить основное заболевание и провести его комплексное лечение. Таким образом, этиотропная терапия может осуществляться психиатром, неврологом, эндокринологом, терапевтом, кардиологом и врачами других специальностей, включать в себя консервативные и хирургические процедуры. К методам специфического лечения относятся:
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от течения основного заболевания, но грамотный подход к лечению всегда позволяет значительно улучшить качество жизни пациентов, компенсировать симптомы эмоционального нарушения навыками релаксации и саморегуляции. Наиболее эффективный способ профилактики заключается в рациональной организации режима работы и отдыха. Периоды интенсивной умственной работы должны сменяться физическими нагрузками (лучше на свежем воздухе). При признаках утомления необходимо сделать перерыв, переключиться на другой вид деятельности. Обязателен полноценный сон с темное время суток и правильное питание.
Эмоциональная лабильность что это такое у детей
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург
Кафедра биофизических методов в медицине факультета повышения квалификации медицинских работников медицинского института Российского университета дружбы народов; Детская городская клиническая больница №9 им. Г.Н. Сперанского
Клинические проявления органических эмоционально-лабильных (астенических) расстройств у детей дошкольного возраста
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(10): 52-55
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург
Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург
Кафедра биофизических методов в медицине факультета повышения квалификации медицинских работников медицинского института Российского университета дружбы народов; Детская городская клиническая больница №9 им. Г.Н. Сперанского
Одним из наиболее частых поводов обращения к врачу родителей детей дошкольного возраста является их выраженная эмоциональная лабильность. Дети с данной патологией характеризуются постоянной плаксивостью, капризностью, аффективной возбудимостью. В разное время для определения состояния таких детей использовались такие термины, как «невропатия», «ранняя детская нервность», «невропатическая конституция», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений», «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» и т.д.
В соответствии с МКБ-10 (рубрика F.06.6) подобные состояния определяются как органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство (ОЭЛР).
Термин «невропатия» был введен в 1915 г. E. Kraepelin для обозначения неспецифических наследственно обусловленных расстройств, характерных преимущественно для младенческого возраста.
Термином «невропатия» в отечественной психоневрологии обозначается синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции. Повышенная нервная чувствительность у таких детей проявляется в виде склонности к проявлению аффекта, эмоциональных расстройств и беспокойства. Возникновение данной патологии объясняется экзогенными воздействиями во внутриутробном периоде [8]. По мнению ряда авторов [4, 7], в основе невропатии лежит функциональная недостаточность вегетативной регуляции, которая определяется и при неврозах [10].
Т.П. Симсон [13] предположила, что невропатия раннего детского возраста представляет собой форму функционального психического нарушения. Ею была выделена экзогенная невропатия. Среди экзогенных причин она упоминала острые детские инфекции, туберкулез, сифилис, недостаточность органов слуха, физическую травму. Позднее Г.Е. Сухарева [14], а также С.С. Мнухин [12] показали, что в происхождении невропатических состояний играют роль не столько конституционально-генетические, сколько экзогенно-органические факторы, действующие в перинатальном и раннем постнатальном периодах. Ю.А. Якунин и Э.И. Ямпольская [16] показали роль вегетативно-висцеральных дисфункций в генезе данной патологии.
В.В. Ковалев [9] в своем учебнике выделял 3 основных вида невропатии: истинную, или конституциональную, органическую и смешанного типа. Г.Е. Сухарева [14] дополнительно выделяла астенический и возбудимый варианты невропатии. При этом многие авторы подчеркивали, что ни одна из форм невропатий не сопровождается интеллектуальным снижением.
В зарубежной психиатрии с 80-х годов прошлого века при описании рассматриваемой патологии используется термин «оппозиционно-вызывающее расстройство» — ОВР (англ. oppositional defiant disorder — ODD; по МКБ-10 рубрика F.91.3). Речь идет о детях, поведение которых отличается вспышками гнева, препирательства, вызывающего поведения.
Оценки распространения ОВР в популяции варьируют от 2 до 16% [18]. В дошкольном возрасте ОВР чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, но в подростковом возрасте это соотношение меняется на обратное.
Дети с этим расстройством имеют тенденцию часто и активно игнорировать правила или просьбы взрослых и намеренно досаждать другим людям. Обычно они сердиты, обидчивы, и им легко досаждают другие люди, которых они обвиняют в своих собственных ошибках и трудностях. У них обычно отмечаются низкий уровень фрустрационной толерантности и легкая потеря самообладания. В типичных случаях вызывающее поведение таких детей имеет характер провокации, так что они становятся зачинщиками ссор и обычно проявляют чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление. Дети с ОВР проявляют не соответствующие возрасту упрямство и раздражительность. Этот тип расстройств поведения более характерен для детей младше 9—10 лет и определяется наличием заметно вызывающего, непослушного поведения и отсутствием более тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других. В более старшем возрасте возможен переход из ОВР в расстройство поведения, характеризующееся агрессией, драками, воровством [17, 19, 21].
В клинической практике для лечения ОЭЛР чаще всего применяются препараты гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): пантогам, фенибут, пикамилон, а также седативные средства, чаще растительного происхождения.
Цель данного исследования — изучение клинико-психопатологических проявлений ОЭЛР и оценка эффективности лечения детей с данной патологией с помощью препарата адаптол.
Материал и методы
Обследовали 60 детей в возрасте 5—7 лет (средний — 6,1±1,7 года). Родители этих детей предъявляли жалобы на их эмоциональную лабильность и капризность.
Постановка диагноза осуществлялась на основе критериев МКБ-10, в соответствии с которыми состояние пациента можно было расценить как ОЭЛР (рубрика F.06.6).
Исследование неврологического статуса проводилось по общепринятой схеме.
Психологическое обследование включало в себя определение индекса уровня тревожности с помощью теста Р. Тэммпл и соавт. Оценка степени выраженности поведенческих нарушений проводилась с использованием шкалы SNAP-IV. Данная шкала предназначена в большей степени для оценки степени выраженности клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но пункты 32—40 отражают проявления ОВР. На основе ответов родителей вычислялись также индексы импульсивности и ОВР. Кроме этого использовалась методика оценки тонкой моторики (тест Лесны на диспраксию — дисгнозию) [11]. Состояние вегетативной нервной системы оценивалось по вопроснику А.М. Вейна. Для объективизации степени выраженности астенических расстройств родители оценивали степень утомляемости ребенка с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ, 10-балльный вариант). Нейропсихологическое исследование включало также тест Озерецкого на реципрокную координацию рук и пробу «Пересчет пальцев». Степень нарушения внимания определялась при помощи теста непрерывной деятельности TOVA (Test of Variables of Attention), позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы), скорость переработки информации (время ответа) и устойчивость ответов (дисперсия времени ответа).
Регистрация ЭЭГ производилась с использованием 19 электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10—20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 мин). С целью контроля над движениями глаз выполнялась запись электроокулограммы (ЭОГ). Абсолютная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась между группами испытуемых в θ- (4—7 Гц), α1— (7—12 Гц), β1-(14—20 Гц), β2— (20—30 Гц) диапазонах.
В ходе открытого контролируемого исследования пациенты были распределены в 2 группы. Для лечения пациентов основной группы (30 пациентов) применялся препарат адаптол. Пациенты получали адаптол в течение 30 дней в суточной дозе 500 мг, разделенной на 2 приема (по 250 мг). В группе сравнения, состоящей из 30 детей с аналогичными клинико-нейрофизиологическими показателями, лечение проводилось пантогамом [15], в возрастной дозе 0,75 г в сутки в течение 1 мес. Контрольную группу составили 60 практически здоровых детей такого же возраста.
Результаты
У всех 60 детей из лечебных групп отмечались повышенная утомляемость и истощаемость. Средний показатель утомляемости детей, оцененный родителями, оказался значительно выше, чем в контрольной группе (табл. 1).
Таблица1 |
Результаты проведенных исследований показали повышенный уровень тревожности у детей из лечебных групп по сравнению с контролем (см. табл. 1). Показатели шкалы SNAP-IV (особенно импульсивность и показатели, отражающие проявления ОВР) также оказались достоверно выше в лечебных группах. Большинство родителей отмечали, что у их детей очень часто падает настроение. В 47 (78,3%) случаях дети часто бывали раздражительными.
В 36 (60,0%) случаях поведение детей характеризовалось частыми спорами со взрослыми, игнорированием их замечаний, отказами от выполнения требований.
В 46 (76,7%) случаях у детей с ОЭЛР отмечались нарушения сна. Чаще всего это были трудности при засыпании.
При исследовании неврологического статуса детей в исследуемых группах не удалось обнаружить выраженной очаговой симптоматики, но у детей с ОЭЛР в 32 (53,3%) случаях выявлялись следующие симптомы: умеренное диффузное снижение мышечного тонуса, оживление глубоких рефлексов, расширение рефлексогенных зон, анизорефлексия, легкие нарушения координаторной сферы, в основном в виде дисдиадохокинеза, и элементы мозжечковой атаксии. В контрольной группе рассеянная микроочаговая симптоматика была выявлена лишь у 6 (10,0%) детей. Исследование, проведенное с помощью теста Лесны, показало наличие умеренной диспраксии у 37 (61,7%) пациентов из наблюдаемой группы. Средний балл составил 21,5±4,2 (при норме 26 баллов и более), что указывало на проявления диспраксии.
Проявления вегетативной дисфункции (мраморность, бледность кожных покровов, диффузный или локальный гипергидроз, метеочувствительность и др.) отмечались в исследуемой группе у 46 (76,7%) детей, в контрольной группе — в 13 (21,6%) случаях. Результаты сравнения данных исследования функций вегетативной нервной системы показали достоверные различия: средний балл у детей с ОЭЛР был достоверно выше, чем у детей из контрольной группы (см. табл. 1).
При выполнении теста Озерецкого затруднения в виде синкинезий были выявлены у 38 (63,3%) пациентов с ОЭЛР и у 9 (15,0%) детей из контрольной группы. Средний балл выполнения данной пробы у детей с ОЭЛР был 4,6±0,8, в контрольной группе — 6,3±1,4 (р Таблица2
После лечения адаптолом наблюдалось улучшение клинической симптоматики у 19 (63,3%) детей основной лечебной группы. После лечения родители отмечали, что дети стали меньше утомляться. Средний показатель утомляемости детей из основной группы, оцененный родителями после лечения, составил 3,5 балла, что свидетельствует о достоверном улучшении.
Существенные положительные сдвиги произошли и в поведении пациентов: снизились проявления импульсивности, агрессивности, наладились взаимоотношения со сверстниками в ситуациях, в которых раньше часто возникали конфликты. Изменения поведения отражены в табл. 1. Необходимо отметить, что после курса адаптола наблюдалось резкое снижение раздражительности. Кроме того, после лечения улучшился процесс засыпания. Произошло также достоверное улучшение вегетативного статуса с уменьшением среднего балла по вопроснику А.М. Вейна [3].
При повторном психологическом обследовании было отмечено выраженное снижение индекса тревожности у детей (см. табл. 1). По остальным нейропсихологическим тестам достоверных изменений выявлено не было.
- Эмоциональная лабильность у детей дошкольного возраста это что
- Эмоциональная незрелость что это