Эмоционально мнестические нарушения что это
Что такое эмоциональные расстройства?
Аффективные расстройства– это группа психических нарушений, которые проявляются чрезмерным выражением естественных эмоций человека или нарушением их динамики (неустойчивостью либо тугоподвижностью). Об аффективных расстройствах говорят в случаях, когда эмоциональные проявления в целом изменяют поведение пациента и приводят к его серьезной дезадаптации.
Почему развиваются нарушения эмоций
На сегодняшний день существует несколько теорий возникновения аффективных расстройств. Каждая из них имеет право на свое существование, однако единой достоверной теории нет.
Генетическими причинами эмоциональных нарушений может являться аномальный ген в 11 хромосоме. Ученые предполагают наличие рецессивной, доминантной, а также полигенной форм аффективных расстройств.
Нейроэндокринные причины заключаются в нарушениях работы гипоталамо-гипофизарной системы, лимбической системы и эпифиза. При этом происходят сбои ритма выброса либеринов, стимулирующих синтез и поступление в кровь гормонов гипофиза, и мелатонина, регулирующего суточные ритмы. В результате наблюдается изменение целостной ритмики организма, включая ритм сна/бодрствования, еды, сексуальной активности.
Классификация аффективных расстройств
1) Единичный депрессивный эпизод
2) Единичный маниакальный эпизод
3) Биполярное аффективное расстройство
4) Рекуррентное депрессивное расстройство
5) Хронические расстройства настроения
6) Тревожные расстройства
— Паническое расстройство
— Генерализованное тревожное расстройство
— Агорафобия
— Социальные фобии
— Специфические (изолированные) фобии
7) Соматоформные расстройства
8) Стрессовые расстройства
9) Возрастные расстройства эмоционального спектра
Единичный депрессивный эпизод (F32)
У пациентов снижается настроение, энергичность, замедляется мышление. Им трудно запоминать и сосредотачивать на чем-то свое внимание, что приводит к ухудшению успеваемости в учебе и работе. Особенно это заметно у школьников в пубертатном периоде и у людей среднего возраста, занимающихся интеллектуальным трудом. Физическая активность также изменяется в сторону заторможенности (вплоть до ступора). Иногда такое поведение воспринимается как леность. Дети и подростки в состоянии депрессии могут быть агрессивными и конфликтными.
Снижаются уверенность в собственных силах и самооценка. Эти ощущения заставляют пациента отдалиться от близких людей и усиливают чувство его неполноценности. Появляются идеи виновности и самоуничижения, окружающий мир воспринимается в холодных и мрачных тонах, время тянется чрезмерно долго и тягостно. Пациент прекращает обращать на себя внимание. Его беспокоят различные сенестопатические и ипохондрические переживания. В результате возникают идеи и действия, связанные с аутоагрессией: самоповреждением и суицидом.
Суицид – опасное последствие депрессии
Согласно данным психиатров около 80% пациентов, страдающих депрессией, задумывались о совершении самоубийства. Около четверти из них во время депрессивного эпизода совершают, как минимум, одну попытку суицида, а у 15% она заканчивается самоубийством. Попытка самоубийства в психиатрии приравнивается к инфаркту миокарда в кардиологии: больному обязательно необходима срочная госпитализация в специализированное учреждение. Если человеку, решившему покончить жизнь самоубийством, не удалось довести до конца задуманное, это не значит, что опасность для его жизни миновала.
На протяжении всего периода, когда пациент находится в депрессивном состоянии, риск возникновения попытки суицида слишком велик. Именно поэтому в течение всего времени лечения депрессии вплоть до полного исчезновения депрессивного эпизода больному следует находиться в таком месте, где возможности повторного совершения самоубийства сведены к минимуму. Это можно обеспечить исключительно в условиях стационара. Также необходим обязательный присмотр за пациентом сразу после его выписки из специализированного учреждения, особенно в случае, когда у больного остались мысли о суициде.
Единичный маниакальный эпизод (F30)
Единичный маниакальный эпизод обычно проявляется повышением настроения, ускорением мышления, а также психомоторным возбуждением. Пациенты улыбаются, ни на что не жалуются, считают себя абсолютно здоровыми. Они оптимистично настроены, с пренебрежением относятся к трудностям и отрицают все возможные проблемы. Их речь быстрая, скачущая, при выраженной мании напоминает «словесную окрошку». Пациенты переоценивают собственные способности, считают себя привлекательными, постоянно восхваляются якобы имеющимися у них талантами.
Много внимания они придают своему внешнему виду, очень часто украшают себя медалями и различными значками. Женщины пользуются чрезмерно яркой косметикой, с помощью одежды стараются подчеркнуть собственную сексуальность. Они растрачивают деньги, приобретая бесполезные товары. Такие пациенты активны, суетливы. Для восстановления сил им требуется крайне мало времени. Несмотря на то, что пациенты доставляют множество неудобств окружающим, для здоровья и жизни других людей они не представляют никакой угрозы.
Классификация маниакальных эпизодов
В зависимости от степени выраженности, маниакальный эпизод проявляется в форме гипомании, мании без психотических симптомов, а также мании с психотическими симптомами. Гипомания (F30.0) – это мания легкой степени, характеризующаяся продолжительными выраженными изменениями настроения и поведения. Она не сопровождается бредовыми идеями и галлюцинациями.
При мании без психотических симптомов (F30.1) изменяется социальное поведение пациента, которое проявляется в неадекватных поступках. Психотические симптомы отсутствуют. Мания с психотическими симптомами (F30.2) – это выраженная мания, характеризующаяся маниакальным возбуждением и яркой скачкой идей. В клинике появляются вторичные бредовые идеи величия, высокого происхождения, ценности, гиперэротичности, возможны галлюцинаторные оклики или «голоса».
Биполярное аффективное расстройство (F31)
Ранее биполярное аффективное расстройство квалифицировалось как маниакально-депрессивный психоз. Для данной патологии характерны повторные (более двух) эпизоды, во время которых существенно нарушаются настроение и моторная активность (от депрессивной заторможенности до маниакальной гиперактивности). Экзогенные факторы обычно не оказывают существенного влияния на ритмичность.
Приступы имеют некоторую сезонность, чаще всего обострения наблюдаются весной и осенью, хотя встречаются также и индивидуальные ритмы. Маниакальные состояния продолжаются от одного до четырех месяцев, продолжительность депрессий составляет от одного месяца до полугода. Продолжительность интермиссий составляет в большинстве случаев от полугода до 2-3 лет. По мере прогрессирования патологии возможно социальное снижение.
Рекуррентная депрессия (F33)
Рекуррентная депрессия характеризуется повторными депрессивными эпизодами различной степени тяжести (легкой, умеренной или тяжелой). Межприступный период продолжается более двух месяцев. В течение этого времени отсутствуют какие-либо значимые аффективные симптомы. Эпизод длится, как правило, от 3 месяцев до 1 года. Чаще наблюдается у женщин. Приступы депрессии обычно удлиняются к позднему возрасту. Достаточно отчетливо просматривается сезонный или индивидуальный ритм. Клинические проявления рекуррентной депрессиианалогичны эндогенным депрессиям. Существенное влияние на степень тяжести заболевания оказывают дополнительные стрессы.
Хронические расстройства настроения (F34)
Данные психические нарушения имеют, как правило, хронический и неустойчивый характер. Каждый из эпизодов недостаточно глубок для того, чтобы отнести его к гипомании или легкой депрессии. Хронические расстройства настроения наблюдаются годами. Иногда длятся в течение всей жизни пациента. Очень часто их могут усугублять различные жизненные события, а также стрессы. Различают циклотимию, дистимию и другие хронические аффективные расстройства.
Циклотимия (F34.0)
О циклотимии говорят в случае, когда имеет место сезонное колебание настроения в течение не менее двух лет. При этом наблюдается чередование периодов субдепрессии и гипомании, промежуточные периоды нормального настроения могут присутствовать или отсутствовать. Аффективные эпизоды при циклотимии протекают относительно легко. Умеренные и тяжелые формы аффективных эпизодов всегда отсутствуют. Возможны эпизоды «избыточного веселья», чаще всего они имеют место после злоупотребления алкогольными напитками.
Дистимия (F34.1)
Дистимия возникает у людей, относящихся к конституционально-депрессивному типу личности. Пациенты, страдающие данной патологией, пессимистичны, плаксивы, задумчивы, малообщительны. Депрессивное настроение сохраняется в течение не менее 2 лет. Оно может быть постоянным или периодическим. Длительность нормального настроения при этом редко превышает несколько недель. При дистимии уровень депрессии, как правило, ниже, чем при рекуррентном расстройстве легкой степени тяжести.
Другие хронические расстройства настроения (F34.8)
В эту категорию включены хронические аффективные расстройства, которые характеризуются недостаточной выраженностью или продолжительностью для соответствия критериям дистимии или циклотимии. Также их невозможно отнести к депрессивному эпизоду легкой или среднетяжелой степени тяжести. Кроме этого, сюда относятся некоторые разновидности депрессии, которые тесно связаны со стрессом.
Тревожные расстройства
В группу тревожных расстройств принято относить следующие патологии: паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, социальную фобию, агорафобию, изолированные фобии, а также расстройства, вызванные психическим стрессом.
Паническое расстройство (F41.0)
Паническое расстройство(панические атаки) возникает, как правило, в 20-25-летнем возрасте и характеризуется возникновением панических приступов ужаса, не связанных с какими-либо внешними раздражителями (их оценивают, “как гром среди ясного неба”). Длительность приступов составляет от 5 минут до получаса. Ужас во время панических приступов бывает настолько сильным, что больные не понимают где они и кто они. Пациенты боятся сойти с ума, боятся задохнуться и умереть, поэтому часто стараются спастись бегством.
Некоторые делают попытки предотвратить наступление приступов с помощью различных психотропных средств и алкогольных напитков. Обычно приступы паники возникают в ситуациях, когда у человека ограничена свобода передвижения или когда, по его мнению, неоткуда ждать помощи. При постоянном стрессе частота приступов увеличивается. Примерно у трети пациентов приступы возникают во время сна. Это связано с увеличением в крови уровня углекислого газа.
Генерализованное тревожное расстройство (F41.1)
Главная черта генерализованного тревожного расстройства – это чрезмерная длительно сохраняющаяся тревога, постоянно поддерживающаяся беспокойством и тревожными ожиданиями. Обеспокоенность появляется по различным поводам, которые не связаны друг с другом. Как правило, пациенты, страдающие данным расстройством, осознают чрезмерность своей обеспокоенности и невозможность самостоятельно справиться с данным расстройством. При этом считают, что именно так и должно быть.
Социальные фобии (F40.1)
Социальные фобии представляют собой немотивированный страх исполнения общественных действий (к примеру, выступлений на публике), действий, которые сопровождаются вниманием со стороны посторонних лиц или просто общения с незнакомыми лицами, а также лицами противоположного пола. Основным переживанием у пациентов, страдающих социофобией, является страх оказаться в центре внимания, в неловком или унизительном положении.
Агорафобия (F40.0)
Под термином «агорафобия» подразумевают не только страх открытых пространств, но и любых ситуаций, в которых больной ощущает себя одиноким, из которых нельзя быстро выбраться и вернуться в безопасное место. Обычно она развивается у пациентов, страдающих паническим расстройством или тех, у кого в прошлом имели место единичные панические приступы. Страдающие агорафобией стараются всегда оставаться дома, избегают толпы, любых поездок и не осмеливаются покидать дом без сопровождения кого-то из близких людей.
Специфические (изолированные) фобии (F40.2)
Приступы тревоги при специфической фобии развиваются вследствие контакта с некоторыми специфическими для каждого пациента ситуациями или объектами. Самыми частыми раздражителями выступают насекомые и животные (пауки, мыши и др.), такие явления природы, как ураган, гроза и т.п., вид крови, а также различные обстоятельства (поездка в лифте, полет в самолете и др.)
Соматоформные расстройства (F45)
Для данной группы расстройств характерно наличие повторно возникающих физических признаков различных заболеваний с постоянными требованиями проводить детальные медицинские обследования. При этом дополнительные исследования имеют отрицательные результаты, и врачи выдают заключение об отсутствии физической основы для возникновения имеющихся жалоб. Пациенты ведут себя истерически, стараются привлечь внимание, негодуют из-за невозможности убедить медицинских работников в физической природе своей болезни и в необходимости продолжать дальнейшие осмотры и обследования.
Стрессовые расстройства (F43)
В данную группу включены расстройства, которые возникли в результате очевидного влияния провоцирующих факторов. К таким факторам относится острый тяжелый стресс или продолжительное травмирование. Продолжительные неприятные обстоятельства или стрессовые события выступают первичной либо преобладающей причиной, без влияния которой расстройство не могло бы возникнуть.
Возрастные расстройства эмоционального спектра
Аффективные расстройства могут возникнуть на различных этапах жизненного пути человека. У женщин в этом отношении принято считать критическим возрастом период пубертата, послеродовый период, климактерический период. У мужчин риск развития эмоциональных расстройств повышается в юношеский период, в возрасте 20-30 лет и после 40-50 лет.
Лечение аффективных расстройств
Терапия всех расстройств эмоциональной сферы включает лечение собственно депрессий и маний, а также профилактические мероприятия. Лечение аффективных расстройств осуществляется в три относительно самостоятельных этапа. Этап первый – купирование острой аффективной симптоматики. Заключается в устранении острых признаков нарушения эмоциональной сферы, длится до установления клинической или терапевтической ремиссии. Второй этап – стабилизирующая терапия. Его цель – долечивание резидуальнойсимптоматики, борьба с эмоциональной неустойчивостью, ранними рецидивными и предрецидивными расстройствами. Третий этап – это профилактическая терапия. Задача данного этапа – предотвратить развитие рецидивов патологии. Осуществляется в амбулаторных условиях.
Терапия депрессий включает в себя применение широкого спектра препаратов в зависимости от глубины расстройств. С этой целью используются флуоксетин, миансерин, золофт, леривон, а также трициклические антидепрессанты и ЭСТ. Кроме этого, применяются фотонная терапия и лечение депривацией сна. Лечение маний осуществляется увеличивающимися дозами лития под строгим контролем уровня их содержания в крови, нейролептиками или карбамазепинами, иногда бета-блокаторами. В качестве поддерживающей терапии применяют карбонат лития, вальпроат натрия или карбамазепин.
Лечение тревожно-фобических расстройств
Терапия тревожно-фобических расстройств состоит из медикаментозного лечения и психотерапии. Медикаментозное лечение заключается в применении транквилизаторов (феназепама, мебикара), антидепрессантов (имипрамина), ноотропов, ингибиторов МАО. Психотерапия включает психоанализ, а также методы поведенческой терапии: десензитизацию, гипноз, аутотренинг, гештальт-терапию, нейролингвистическое программирование и др.
Советы родственникам человека, страдающего аффективными расстройствами
Нарушение памяти и мышления
Что такое нарушение памяти и мышления. Характеристики и методики обследования при психологических расстройствах данного спектра. Организация помощи пациентам.
В Брейн Клиник проводится профессиональное обследование нервной системы ведущими специалистами Российских и Европейских исследовательских институтов головного мозга с участием кандидатов биологических и медицинских наук.
Нарушение памяти и мышления поддаётся лечению в большинстве случаев, но требует особенного, индивидуального подхода к проблеме при постоянном контроле врача-психотерапевта и невролога.
Подобные нарушения часто квалифицируют как проявление агнозии. Агнозия — затрудненность узнавания предметов, звуков, восприятия.
Роль измененного личностного компонента в восприятии при патопсихологическом обследовании можно выявить разными путями:
а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;
б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.
Нарушение памяти
На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:
Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).
Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.
Нарушение мнестической деятельности
Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.
В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.
Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.
Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.
Нарушение опосредованной памяти
Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.
Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.
Нарушение мышления
Нарушение мышления является одним из наиболее часто встречающихся симптомов при различных психических и неврологических заболеваниях. Патопсихологическим обследованием выявляются чрезвычайно многообразные клинические варианты расстройства мышления. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни.
Выделяют следующие три вида патологии мышления:
1) нарушение операционной стороны мышления,
2) нарушение динамики мышления,
3) нарушение личностного компонента мышления.
Нарушение оперативного мышления
Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний.
Патопсихологическое обследование мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.
Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Нарушение процесса мышления, обозначенное как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом снижения уровня обобщения.
Нарушение личностного компонента мышления
В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.
Нарушение динамики мыслительной деятельности
Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. Об этом писал еще И. М. Сеченов, указывая, что мысль имеет определенное начало, течение и конец.
Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым.
Инертность мышления. Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.
Нарушение процесса саморегуляции
Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий.
Результаты применения методик патопсихологического обследования, направленных на выявление тех или иных характеристик целеобразования психических больных, показывают, что в условиях развертывания процессуальной регуляции мышления наблюдаются специфические особенности его функционирования. Эти особенности являются динамическими.
Во-первых, их проявление зависит от общей иерархии целей при решении задач.
Во-вторых, они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.
Значение обследований для заключения врача
Разрешая практические задачи в области психоневрологии, данные патопсихологических обследований могут оказаться полезными и при разрешении теоретических вопросов психиатрии. Данные патопсихологических обследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру. Агнозия, часто трудно распознаваемое психическое состояние.