Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Эмпиризм, сенсуализм, рационализм

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума,- утверждают сторонники…

(-)солипсизма (-)рационализма (+)сенсуализма (-)интуитивизма

Главным средством познания мира является разум, считают.

(-)сенсуалисты (+)рационалисты (-)интуитивисты (-)спиритуалисты

Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи…

(+)Нового времени (-)Античности (-)Новейшего времени (-)средневековья

Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление…

(-)есть главный источник знания

(-)способно выходить за пределы опыта

(-)не связано с эмпирическим познанием

(+)не может выходить за пределы опыта

Сторонники рационализма являются

(-)Ф.Бэкон (-)Т.Гоббс (+)Р.Декарт (-)Дж.Локк (+)Б.Спиноза

Дуализм, монизм, плюрализм

Дуализм является философским учением.

(-)исследующим сущность сознания и самосознания

(+)исходящим из признания равноправными,несводимыми друг к другу двух начал

(-)рассматривающим многообразие явлений мира,исходя из одного начала единой основы(субстанции)

(-)утверждающим,что сознание первично,а материя вторична

(-)идеализм (-)пантеизм (-)материализм (+)дуализм

Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил …

(+)Сократ (-)Аристотель (-)Платон (-)Гераклит

Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется…

Философская позиция дуализма выражается в признании.

(+)мышления и материи независимыми субстанциями

(-)тождества мышления и бытия

Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия

(-)провиденциализм (-)скептицизм (-)дуализм (+)плюрализм

Теизм Деизм Пантеизм Атеизм (Бог и мир)

Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является.

(+)субстратом (-)модусом (-)интенцией (-)субстанцией

История философии

Основные этапы исторического развития европейской философии.

(-)древний Рим,Византия,каролинское возраждение,реформация

Подразделение истории цивилизованного человечества на Античность, Средние века и Новое время зародилось в эпоху

(+)Возрождения, (-) Средневековья, (-) Постиндустриализма, (-)Античности.

Источник

Эмпиризм в философии: понятие и основные идеи

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Эмпиризмом в философии называют один из методов познания окружающего мира. Его основой является собственный личный опыт конкретного индивидуума, полученный им через органы чувств, а любой вывод, основанный на личном опыте, признается эмпириками либо верным, либо близким к верному. Основоположником данного течения является английский философ Френсис Бэкон. Из этой статьи вы более подробно узнаете о том, что такое эмпиризм, в чем заключаются его основные идеи, как связаны эмпиризм и рационализм.

Что такое эмпиризм?

Эмпиризм — это одно из направлений теории познания, согласно которой чувственный опыт является единственным источником познания. Термин «эмпиризм» происходит от греческого слова «empeiria», в переводе означающего «опыт», а понятие «эмпиризм» возникло в Новое Время.

Сторонники этого философского направления признавали приобретенный человеком при помощи органов чувств личный опыт важнейшим и основным источником истинных и достоверных знаний. Мышлению эмпирики отводили сугубо второстепенную роль, сводя его функции лишь к комбинированию и обработке полученных благодаря чувственному познанию сведений. В историческом плане эмпиризм тесно связан с концепцией «чистого листа», сторонники которой считали разум людей изначально «пустым», но наполняемым в течение жизни с помощью получаемого опыта.

Эмпиризм основывается на полученных путем эксперимента доказательствах — эмпирики считают любую не подтвержденную на практике теорию или гипотезу не заслуживающей доверия. По этой причине описываемое философское течение получило популярность в среде естествоиспытателей, не только полагавших, что любое неподкрепленное опытом знание не может считаться истинным, но и относящих даже экспериментально подтвержденные сведения к вероятным, а потому требующим постоянного пересмотра для борьбы с возможными фальсификациями. Экспериментальный, основанный на наблюдениях подход к познанию определяет научный метод эмпиризма.

Формы эмпиризма

Философы выделяют две формы эмпиризма, отличия в которых основываются на различных толкованиях термина «опыт». К ним относят:

Основные идеи эмпиризма

Эмпиризм — это довольно обширная концепция, над созданием которой работали десятки ученых из разных стран. Однако наиболее весомый вклад в развитие и популяризацию этого направления внесли английские философы Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Помимо них, в отдельном блоке следует рассказать и о воззрениях еще одного английского ученого, Джорджа Беркли, также оказавшего большое влияние на оформление и становление эмпиризма. Теперь ознакомимся со взглядами и концепциями каждого из перечисленных выше философов более детально.

Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона

Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) считал стремление к счастью и его достижение первостепенными целями в жизни любого человека. Для их достижения, по мнению Бэкона, люди должны сначала отрыть законы природы, а затем подчинить ее себе. К тому же, именно он разработал теорию элиминативной индукции и стал автором целого ряда научных трудов, включая книги «Опыты политические и моральные» и «Новая Атлантида».

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

К основным объектам познавательной деятельности Бэкон относил природу, а главной задачей познания объявлял исследование природных законов, финалом которого стало бы полное подчинение природы воле людей. Первопричину научного упадка он находил в отсутствии надежных и проверенных научных методов, а опыт определял в качестве основы познания. К тому же, философ выделял целый перечень причин, мешающих людям постигать истинные знания, разделяя их на четыре вида, называемые им призраками (или идолами):

Концепция Т. Гоббса

Подходы и взгляды Ф. Бэкона, касающиеся методологии эмпиризма, воспринял его соотечественник Томас Гоббс (1588–1679 гг.), написавший известный многим трактат «Левиафан». Гоббс определял философию как дисциплину, призванную оказывать практическую пользу людям, оставаясь при этом независимой от религиозных организаций. Чувства человека Гоббс считал единственным источником познания, но при этом отрицал свободную волю. Основой его концепции стало учение о знаках, которое во многом тождественно теории Бэкона о призраках знания.

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Знаками философ называл все то, чем обозначается восприятие человеком предметов из окружающего его мира, выделяя значение и материал знака. Знаки подразделялись им на несколько разновидностей, к коим относились естественные и произвольные метки, сигналы, выступающие в качестве меток знаки, знаки знаков и т.д. Основным условием познания, согласно его концепции, является недопущение смешения вещей с их знаками. Реально существующими Гоббс признавал исключительно единичные предметы, но не их имена. Телесные предметы он называл первичными, а к началу познавательной деятельности относил ощущения, получаемые людьми при ознакомлении с единичными вещами.

Концепция Дж. Локка

Еще один английский ученый, Джон Локк (1632–1704) не признавал авторитета веры перед очевидным жизненным опытом, одновременно с этим признавая существование Бога, наделившего людней разумом и способностью познавать окружающий мир. Он считал опыт и ощущения основой любого знания, сравнивая новорожденных с чистой поверхностью доски, на которой лишь со временем, благодаря накопленному опыту появятся узоры, символизирующие познания. Свои взгляды философ базировал на простом, но логичном заключении — если бы знания давались человеку от рождения, то и дети и взрослые были бы примерно одинаковы в своем развитии.

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Немалая роль в концепции Локка отводится рефлексии — внутреннему опыту, получаемому людьми посредством наблюдения за собственной жизнедеятельностью во всех ее проявлениях. Также ученый наделял разум определенной спонтанной силой, не зависимой от опыта, но способной рождать идеи. Существование любой врожденной идеи он отрицал, но признавал за людьми наличие у них врожденных задатков к тем или иным занятиям.

Знания Локк подразделял на:

В целом научные изыскания Дж. Локка существенно повлияли как на последующее развитие философии, так и на формирование психологии и педагогики.

Эмпирические воззрения Джорджа Беркли

Джордж Беркли (1685–1753) по праву считается крупнейшим философом-эмпириком в Англии первой половины 18 века. Он признавал существование первичных и вторичных качеств вещей, основанных на особенностях человеческого восприятия. Всякое качество вещи в представлении человека философ считал вторичным, поскольку данное качество основывается только на восприятии самим человеком этого предмета. К примеру, размер любой вещи не объективен, так как определяется он органами чувств и восприятием, а они способны сделать предмет меньше или больше его реального размера.

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Рассуждения Беркли о природе материи аналогичны. Он отрицал факт существования каких-либо абстрактно-общих идей, полагая, что человеческий разум, вполне готовый к созданию конкретных образов, все же не приспособлен к формированию общих идей. Данную неспособность ученый объяснял все теми же особенностями человеческого восприятия, которые могут фиксировать не абстрактные, а конкретные, уже существующие в воображении вещи. По этой причине он не соглашался признавать и факт существования материи как таковой, ведь подобная идея рассматривала бы и материю в качестве некой неясной абстракции.

На основании сделанных им выводов Беркли стал развивать свои дальнейшие воззрения, касающиеся уже отрицания объективного существования вещей. Считая качества предметов продуктами восприятия, а субстанцию относя к носителям качеств и свойств предметов, Беркли высказал предположение о том, что все предметы окружающего мира являются вещами, чьи свойства обуславливаются исключительно органами чувств людей. И постоянно существуют эти вещи лишь потому, что их постоянно и поочередно воспринимают различные люди. Таким образом, по Беркли вещи и идеи, даже объективно не существуя, все равно продолжают существовать в сознании человека.

Взаимосвязь эмпиризма и рационализма

Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.

Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.

Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.

Источник

Эмпиризм

Из Википедии — свободной энциклопедии

Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы, то превращаясь в скептицизм. Это объясняется различием толкований, какие нередко тот же мыслитель может придавать понятию «опыт». Как теоретическое направление, рассматривающее процессы мышления и познания, в противовес рационализму считает единственным источником и критерием познания естественный опыт (профессиональное чутьё, наитие), а в формах мышления видит сугубо субъективный способ систематизации представлений, в целом недооценивая теоретическую роль в процессе познания. Сторонники идеалистического течения рассматривали эмпиризм как внутреннее переживание субъекта, одну из форм чувственного восприятия, интуитивного созерцания поставленной цели (проблемы). Выйти за грань эмпиричного, значит выйти за рамки накопленного опыта, устоявшихся, общепринятых теорий, или же за рамки материального восприятия реальности.

Под опытом в узком смысле этого слова разумеют познание единичного (Аристотель: ἡ μὲν ἐμπειρία τῶν καθ’ ἔκαστόν ἐστί γνῶσις — singularium cognitio ). Но единичное можно понимать как:

Эмпири́чное и теоретическое — два основных, связанных между собой вида знания (способа познания), качественно отличающиеся, по сути, смыслом и формой отображения объективной реальности. Эмпиричное отображает действительность со стороны её внешних связей и отношений. Фиксирует внешние проявления процессов и событий, заключая в себе всё доступное созерцанию (всё, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Теоретическое — выходит из эмпиричного переходит в «индивидуальную стадию», систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении.

Источник

Эмпиризм. Проблема познания в философии Ф. Бекона

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Эмпиризм – направление философии, которая ведущую роль в познании отводит опыту и чувственному восприятию, а не разуму. Суть основной идеи состоит в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Главная задача опыта и знания является помощь человеку добиться практических результатов его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господство человека над природой. Тем самым косвенно были заложены основы будущей философии американского прагматизма. В связи с этим Ф. Бэконом было сказано: «Знание – сила». Надо отметить, что наиболее ярко идея эмпиризма проявлялись в философии 17 века представлялись именами: Фрэнсиса Бэкона, который являлся символом и ключевой фигурой раннего Нового времени, именно он основатель эмпирического, т.е. опытного направления философии, а также Дж.Локк и Т.Гоббс. Благодаря вкладу Бэкона в развитие философии гносеология поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии и стала одним из двух главных разделов в любой философской системе.

Символом философии Нового времени и ее ключевой фигурой стал Фрэнсис Бэкон (1561-1626), английский мысли­тель и государственный деятель. Основным предметом философского осмысления он сделал научное знание, в котором видит важнейшее средство решения социальных проблем, и прежде всего развития за­рождавшейся промышленности. «Знание — сила» — подчеркивал Бэкон, и в этом тезисе выражался сам дух философии и естествознания той исторической эпохи.

Свои подходы и взгляды Бэкон изло­жил в многочисленных трудах: «Новый Органон», «Новая Атланти­да», «О принципах и началах». По его убеждению, философия при­звана быть опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее объек­том — окружающий мир, включая и самого человека

Ф.Бэкон полагал, что важнейшей целью общества и науки должно быть «познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него воз­можным». Главным в знании является его достоверность и соответ­ствие практическим потребностям общества. Плоды практики и призваны стать критерием (мерилом) истинности знаний. «Польза» науки состоит прежде всего в ее способности прояснять глубокие связи и силы в природе, давать рекомендации по их овладению. Человек призван выступать как «слуга и истолкователь» природы и ее свойств, соединяя в одном лице два устремления — к познанию при­роды и власти над ней. По убеждению Бэкона, знание и могущество человека совпадают: знание — это сила.

Исследуя историю научного познания, английский философ вы­двинул задачу «великого восстановления наук». По его мнению, в XVII веке стало необходимым привести «границы умственного ми­ра» человека в соответствие с крупными изменениями в социально-экономическом строе и культуре европейских народов. Бэкон занял­ся классификацией наук, существовавших в то время. Он выделил ряд областей знания, соответствующих, по его представлению, важней­шим способностям человеческой души (память, воображение и рас­судок). Это, во-первых, история как описание фактов и событий. Во-вторых, поэзия как познание с помощью воображения и фантазии. И в-третьих, сама философия, которая, как полагал Бэкон, должна соответствовать критериям научного познания.

В понимании Бэкона, философия является обобщающим познанием. ее предмет составляют Бог, природа и человек. «Божественная» филосо­фия призвана предлагать интеллектуальное толкование понятия Бога и давать опровержение атеизму. «Естественная» философия ориентирована на выявление и исследование природных связей и причин, процессов и сил, их рациональное объяснение. Она должна с помощью знаний спо­собствовать созданию новых предметов и вещей, необходимых человеку в его жизни. Особую роль в объяснении природы способны играть физи­ка (изучение непосредственных причин в природе) и механика, призван­ные к тому же применять полученное знание на практике (в технике, в промышленности и иных сферах деятельности).

В структуре философии должно присутствовать также знание о человеке как виде (антропология) и как члене общества («гражданская философия», или политика). Антро­пология изучает тело и душу человека, их взаимодействие с внешним ми­ром. Что касается логики, то ее назначение — изучать формы мышления них роль в получении истинного знания.

Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление

Кроме классификации наук, Ф.Бэкон поставил и другой, не менее важный вопрос — о методе научного познания. В связи с этим англий­ский мыслитель выдвинул учение о так называемых «идолах» (приз­раки, предрассудки, ложные образы), препятствующих получению дос­товерного знания. Идолы олицетворяют собой противоречивость процесса познания, его сложность и запутанность. Они либо присущи разуму по природе его, либо связаны с внешними предпосылками. Эти призраки постоянно сопровождают ход познания, порождают ложные идеи и представления, мешают проникать «в глубь и даль природы». В своем учении английский ученый выделил следующие разновидности идолов («призраков»).

Во-первых, это «призраки рода». Они обусловлены самой приро­дой человека, спецификой его органов чувств и разума, ограничен­ностью их возможностей. Чувства либо искажают предмет, либо во­все бессильны дать реальные сведения о нем. Они порождают заин­тересованное (небеспристрастное) отношение к предметам. Разум тоже бывает с изъянами и, как кривое зеркало, нередко воспроизво­дит действительность в искаженном виде. Так, ему свойственно до­пускать преувеличение отдельных сторон вещей или же приумень­шать эти стороны. В силу названных обстоятельств данные органов чувств и суждения ума требуют обязательной экспериментальной проверки.

Во-вторых, имеют место «призраки пещеры», которые также зна­чительно ослабляют и искажают «свет природы». Бэкон понимал под ними индивидуальные особенности человеческой психологии и физиологии, связанные с характером, своеобразием духовного мира и другими сторонами личности. Особенно активное воздействие на ход познания оказывает эмоциональная сфера. Чувства и эмоции, воли и страсти буквально «окропляют» разум, а иногда даже «пятнают» и «портят» его.

В-третьих, Ф.Бэкон выделил «идолы площади» («рынка»). Они возникают в ходе общения людей и обусловлены прежде всего влия­нием неправильных слов и ложных понятий на ход познания. Эти идолы «насилуют» разум, ведут к смятению и бесконечным спорам. Облаченные в словесную форму понятия могут не только запуты­вать познающего человека, но и вовсе уводить его в сторону от пра­вильного пути. Вот почему необходимо прояснять истинное значе­ние слов и понятий, скрывающиеся за ними вещи и связи окружаю­щего мира.

В-четвертых, существуют и «идолы театра».Они представляют собой слепую и фанатичную веру в авторитеты, что нередко имеет место и в самой философии. Некритическое отношение к суждениям и теориям тоже способно оказывать тормозящее воздействие и протекание научного познания, а иногда и вовсе сковывать его. К данному роду призраков Бэкон относил также «театральные» (неподлинные) теории и учения.

Все идолы имеют индивидуальное или же социальное происхож­дение, они могущественны и упорны. Однако получение истинного знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве английского философа.

Метод («путь») – это совокупность процедур и приемов, применяемых для получения достоверного знания. Ф.Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный ме­тод, который предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий к более сложным развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). « От частного к общему» — так, по убеждению философа, должен проис­ходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания. Бэкон» подчёркивал, что «. хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги», а «чем более г ловок и быстро бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания». Бэконовский метод — это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума.

В своем содержании индукция Ф.Бэкона представляет собой движение к истине посредством непрерывного обобщения и восхождения от единичного к общему, открытию законов.Она (индукция) требует осмысления самых разных фактов: и подтверждающих предположение, и отрицающих его.

В ходе эксперимента происходит накопление первично­го эмпирического материала, прежде всего выявление свойств предметов (цвет, вес, плотность, температура и пр.). Анализ позволяет произвести мысленное рассечение и анатомирование предметов, выявить в них про­тивоположные свойства и характеристики. В результате должен быть по­лучен вывод, фиксирующий наличие общих свойств во всем многообра­зии исследуемых предметов. Этот вывод может стать основой для вы­движения гипотез, т.е. предположений о причинах и тенденциях развития предмета.

Индукция как метод опытного познания ведет в итоге и к фор­мулировке аксиом, т.е. положений, уже не нуждающихся в дальнейших доказательствах. Бэкон подчеркивал, что искусство открытия истины по­стоянно совершенствуется по мере открытия этих истин.

Ф.Бэкон считается родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времен. Он подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире явЭмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть фото Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Смотреть картинку Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Картинка про Эмпиризм считает что теоретическое мышление. Фото Эмпиризм считает что теоретическое мышлениеляется живой чувственный опыт, практика человека. «Нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувствах»—так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. Однако данные органов чувств, при всем их значении, все же нуждаются в обязательной экспериментальной

Проверке и обосновании. Вот почему индукция и есть метод познания, со­ответствующий экспериментальному естествознанию. В своей книге «Новый Органон» Ф.Бэкон весьма детально раскрыл порядок применения это­го метода в естествознании на примере такого физического явления, как тепло. Обоснование метода индукции стало значительным шагом вперед по пути преодоления традиций бесплодной средневековой схоластики и становления научного мышления. Основное значение творчества англий­ского ученого состояло в формировании им методологии экспериментального научного познания. В последующем оно стало весьма быстро развиваться в связи с возникновением в Европе промышленной цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *