Энкаустика что это за техника
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Пик развития энкаустики и её упадок
Расцвет этого древнего направления в искусстве припал на I-IV столетия нашей эры. В это время с его помощью было создано невероятное множество натюрмортов, портретов и икон. Во времена средневековой эпохи техника энкаустики была забыта. Секреты этого искусства были утеряны. На смену пришла масляная живопись. Масляные краски были более удобными в работе. Восковая живопись на долгие столетия ушла в небытие.
Технология энкаустики сегодня – это уже находки и приёмы современных мастеров. Все они стараются восстановить эту старинную технику. Воск в составе красок даёт им одно неоспоримое преимущество перед всеми остальными – они не теряют свой цвет со временем. Единственное, чего боятся такие картины – это механические повреждения.
Энкаустика сегодня
Современный рынок предлагает огромное разнообразие готовых восковых мелков. Кроме того, можно изготовить на основе воска краски самим. Для этого подойдёт и пчелиный воск, и обычный парафин. Отбеливают натуральный материал обычно с помощью перекиси водорода или просто держат некоторое время на солнечном свету. Для этого воск очень мелко трут, раскладывают на листах бумаги и выставляют где-нибудь на солнце до тех пор, пока он не приобретёт нужного оттенка.
Картины с помощью воска можно создавать в различных техниках. Художники часто ещё и комбинируют их.
Техника рисунка воском предполагает создание контурного слоя восковыми красками. После рисунок закрашивают акварелью, а контур оставляют нетронутым. Некоторые делают рельеф воском, а поверх него пишут гуашью или маслом. После барельеф покрывают слоем лака. Для рельефной живописи окрашенным воском используют самодельные краски. Их наносят расплавленными или выжигают паяльником. В качестве растворителя используют скипидар. При использовании техники процарапывания, на дощечку или лист бумаги наносят цветной воск, а потом процарапывают рисунок.
Классическая современная энкаустика (прижигание) предполагает использование только расплавленных красок. Для этого берут либо самодельные восковые краски, либо готовые мелки. Краски для фона наносят на разогретый до средней температуры утюг, потом их переносят на бумагу. После кончиком утюга или паяльником с насадкой аккуратно прорисовываются все мелкие детали.
Энкаустика в России
Российская художница Юлия Мамонтова (Забродина) (Julija Mamontova) родилась в Республике Коми в 1980 году. Сейчас она живёт и работает в Москве. Происходит художница из старинного русского купеческого рода Мамонтовых. Её прадед Василий Мамонтов в XVIII-XIX веках успешно продолжал семейное торговое дело, доставляя товары из Англии до Архангельска и Урала по реке Мезень. Юлия взяла себе в качестве творческого псевдонима родовую фамилию, вдохновившись семейной историей.
Мамонтовой удаётся весьма успешно сочетать в своём творчестве классику и современные технологии. Она прекрасно пользуется как приёмами классической русской школы живописи, так и западными техниками. Всё это вместе с концептуальной подачей делает её творчество столь неповторимым. Художница успешно трудится в двух направлениях: она пишет картины маслом и работает в технике энкаустики.
Юлия находится в постоянном творческом поиске. Её вдохновляет любовь к истории. Художница изучает творческие традиции и искусство разных стран. Этот непрерывный поиск новых образов позволяет ей не только познавать жизнь во всех её возможных проявлениях, но и делиться с окружающими этим бесценным опытом, передавая его в своих работах.
Юлия обладает той чрезвычайно важной для художника способностью подмечать мельчайшие детали. Она умеет переносить все тончайшие атмосферные нюансы на полотно. Её реалистичные картины подкупают зрителя той искренней любовью к жизни, которой они наполнены. Работы Мамонтовой вдохновляют людей. Они побуждают их к знакомству с истоками, историей. Юлия считает своей миссией возрождение культуры и искусства разных эпох. Она старается максимально популяризировать забытые знания и умения.
Творчество Юлии Мамонтовой
Работы Юлии выставлялись во многих музеях не только России, но и за рубежом. Её картины находятся в частных коллекциях по всему миру. Главной целью художницы является изменение мира к лучшему. В своих картинах Мамонтова старается показать то, насколько важны вековые традиции и история и для современных людей. Без этого мир невозможно преобразить.
В своей работе Юлия пользуется и классическими методами и материалами, и нетрадиционными. Центральной темой творчества Мамонтовой выступает возрождение утраченного. На это её вдохновила история её семьи. Предки Юлии всегда боролись за развитие и сохранение русской культуры. Изучая семейные архивы и историю тех давних времён художница и стала задумываться о самом феномене возрождения.
Прогресс невозможен без знания истоков. История – это явление цикличное. Она подобна спирали. Периоды подъёма неизменно сменяются периодами глубокого упадка. Такая наука не может не влиять на искусство. Это хорошо можно проследить, например, по архитектуре.
Тема цикличности истории нашла своё отражение во всех творческих техниках, которые использует Юлия Мамонтова. Когда она работает над своими картинами, то старается по максимуму возродить все забытые знания. Художница занимается популяризацией древнейших технологий живописи. Энкаустика — одна из таких техник.
Всё это помогает возрождать культуру и искусство разных эпох не только в России. Только синтез современных и древних техник способен изменить существующий порядок вещей. В конечном итоге, всё это работает на изменение мира в лучшую сторону.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Энкаустика — сложная и очень яркая техника живописи воском
Энкаустика (от древнегреческого enkaustikos — «выжигание») — это техника живописи, в которой связывающим веществом для красок служит воск. При написании картины художник расплавляет восковую краску и наносит ее на основу кистью или специальной палочкой. Произведения искусства, выполненные в этой технике, отличаются яркостью и сочностью цветовых оттенков.
Энкаустика — весьма сложная в исполнении техника, требующая от художника особого таланта и осторожности при работе с горячими красками. Но энкаустические произведения искусства, в отличие от картин, написанных маслом или темперой, меньше подвержены разрушению под воздействием перепадов температуры и влажности.
Особенности энкаустики
Энкаустика во все времена не пользовалась особой популярностью среди художников. Живописцу, чтобы написать картину в этой технике, приходится сталкиваться со многими трудностями:
История энкаустики
История энкаустики, по мнению большинства специалистов в сфере искусства, насчитывает более 3000 лет. Иероглифические надписи и свитки указывают, что в Древнем Египте эту технику использовали для художественного оформления саркофагов мумий и стен гробниц фараонов. К сожалению, образцы творчества египетских мастеров до наших дней не сохранились.
Существуют также документальные свидетельства о том, что энкаустика была широко распространена в Древней Греции. Археологи даже нашли несколько описаний рецептов изготовления энкаустических красок, которыми пользовались художники Протоген, Гераклит, Нициас, Апеллес и другие.
Самые ранние из дошедших до нас образцов энкаустических произведений искусства датируются I веком нашей эры. В 1887 году археологи обнаружили на территории современного Египта огромное количество погребальных портретов эпохи Римской империи. Всего было найдено около 900 картин, которые получили общее название «Фаюмские портреты».
Реалистичные изображения мужчин и женщин выполнены на деревянных досках. Но в технике энкаустики написаны только самые ранние произведения искусства (I — середина II вв.). В более поздних работах художники использовали сначала восковую, а затем яичную темперу.
Мастерство создания восковых картин унаследовали от римлян византийские живописцы. До середины XII века они применяли эту технику для написания икон, но все же отказались от нее в пользу более удобной темперной живописи. В результате чего секреты древнего искусства были полностью утрачены почти на 800 лет.
Только в 30-х гг. ХХ века художнику Фрицу Фейсу (Fritz Faiss) вместе с доктором Хансом Шмидом (Hans Schmid) удалось заново открыть технику энкаустической живописи «Пунический воск». Результаты своей работы они опубликовали в научной прессе, что вызвало большой интерес в среде искусствоведов.
Бурный рост числа сторонников абстракционизма во второй половине ХХ века способствовал активному поиску новых художественных материалов и методов самовыражения. Это привело к росту популярности альтернативных техник живописи, в том числе энкаустики. В результате чего, уже более 70 лет сотни художников по всему миру активно работают с восковыми красками и добиваются признания публики.
Известные мастера энкаустики
Имена самых известных мастеров энкаустики современности мало знакомы большинству обычных людей. Но критики и миллионы ценителей искусства по всему миру признают наличие несомненного таланта у следующих живописцев:
На портале Very Important Lot любой посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить картины в технике энкаустики напрямую у современных художников.
В современном мире периодически появляются новые виды искусства, в которых любой желающий может раскрыть свой творческий потенциал. Но бывает и такое, что ставшие популярными в наши дни направления в творчестве имеют многовековую историю и переживают свое второе рождение. Ярким примером можно считать энкаустику, речь о которой и пойдет в этой статье.
Энкаустика — история происхождения техники рисования картин и икон
Энкаустика — техника живописи и иконописи, в которой связующим веществом красок является воск. Художник рисует восковыми красками или цветными карандашами в расплавленном виде. Само название происходит от греческого enkaustikos — «выжигание».
Энкаустическая живопись современности — в творениях немецких и русских художников
Энкаустика до сих пор остается популярной среди художников. Основная причина — техническое совершенство изображений, уникальная возможность выдавать художественный образ, вымысел, фантазию за действительность. Однако со времени изобретения техника претерпела некоторые изменения. Речь идет непосредственно об использовании материала для нанесения рисунка.
В древние времена, согласно проведенным химическим анализам дошедших до нас произведений искусства, преимущественно портретов, использовались краски, связующее вещество которых состояло из смолы и воска, иногда – с добавлением масла. В наше время наиболее распространена краска, изобретенная русским живописцем и художником-реставратором Евгением Кудрявцевым. Она является жирной и тягучей, поскольку сделана исключительно на воске. Краска наносится на полотно электрическим пером, с которого медленно стекает.
Самостоятельное освоение энкаустики для взрослых и детей
Необходимые материалы и инструменты
Стоит отметить, что специализированный утюжок для энкаустики — удовольствие не из дешевых. Поэтому начинающим осваивать технологию рисования воском не рекомендуется тратить деньги на его приобретение. На первых порах его вполне можно заменить обычным бытовым утюгом либо феном. Главное условие — наличие регулятора температурного режима. Профессиональный утюг для энкаустики имеет смысл приобретать лишь при твердой уверенности, что рисование — не мимолетное увлечение, а занятие на длительное время, которое даже может в будущем стать источником дохода. Подробнее о способах заработка на своем творчестве можно прочитать в статье «Как заработать на рукоделии».
Важно! Поскольку энкаустика предполагает работу с утюгом, то при освоении техники рисования детьми желательно присутствие рядом взрослых.
Разновидности техник
Существует несколько вариантов написания энкаустических картин и икон. Каждый начинающий художник вправе сам решать — выбрать один из приемов либо использовать одновременно несколько.
Важно! Чтобы понять принцип каждой техники, отточить мастерство, начинающему художнику рекомендуется основательно потренироваться — не приступать сразу к написанию картины, а проработать отдельные ее элементы.
Пошаговый мастер-класс и видео-урок для начинающих
Конечно, вариантов написания картины или иконы энкаустикой достаточно много. Однако начинающему желательно попробовать свои силы, используя самый простой из них по технике рисования и материалам. Предлагаем пошаговый мастер-класс.
Продажа работ
Достигнув определенных успехов в освоении энкаустики, можно писать картины не только для души, но в качестве источника дохода. Оригинальные и интересные картины, выполненные с помощью расплавленного воска, пользуются особой популярностью среди ценителей прекрасного.
Энкаустическая живопись: все, что нужно знать
Убедитесь, что в рабочей зоне имеется надлежащая вентиляция. Важно, чтобы на рабочем месте был источник свежего воздуха, потому что при плавке воск с пигментами может выделять различные вещества. Запах не является неприятным, однако вентиляция необходима.
Учтите, что у вас будет палитра, возможно, тепловая пушка и/или другие инструменты, которые потребуют электричества (вы работаете с теплом).
Рабочее пространство не должно содержать растворителей и легковоспламеняющихся материалов.
ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Подогреваемая палитра
Это необходимый инструмент энкаустического художника. Она обеспечивает горячую поверхность, на которой можно нагреть и смешать энкаустическую краску. Специальные палитры отличаются анодированной алюминиевой поверхностью, которая предотвращает реактивность, чтобы не обесцветить пигменты. Алюминиевая поверхность также позволяет точно видеть цвета краски. Независимо от выбранной палитры важно, чтобы она была оснащена регуляторами температуры.
Поверхностный термометр может помочь вам в контролировать температуру вашей палитры (безопасная рабочая температура для энкаустической краски колеблется около 80-85°С).
Инструмент для сплавления слоев
Кисти
Используйте только кисти из натуральной щетины; синтетические кисти могут гореть и плавиться на подогреваемой палитре.
Щетина предназначена для работы с «тяжелыми» красками: маслом, акрилом, темперой, гуашью. Это единственный вид кистей, пригодный для работы с воском.
Основа
Чашки палитры
Жестяные банки отлично подходят для хранения расплавленных восков (нужны небольшие банки из алюминиевого или стального сплава).
Энкаустические краски
Здесь нет общих рекомендаций для стартовой палитры цветов, так как разные художники имеют индивидуальные предпочтения, но рекомендуется выбрать хороший баланс непрозрачных и прозрачных цветов. Попробуйте начать с красного, желтого и синего.
Как сделать энкаустические краски своими руками, мы рассказали в отдельной статье.
Достоинства энкаустической живописи
Это, пожалуй, самая красивая из всех красок, и она столь же универсальна, как и любая живописная среда 21-го века. Ее можно отполировать до блеска, сделать картину резной, прочертить царапины, сделать многослойный коллаж, использовать литье, моделирование, лепку, добавлять в картину текстуры, использовать в сочетании с маслом.
Никакого пожелтения. Энкаустическая краска не пожелтеет. Однако воск фотореактивен, и если хранить картину в темном хранилище, она станет немного темнее. Но при повторном воздействии света это потемнение будет отбеливаться.
Никаких растворителей. Энкаустическая краска не требует применения растворителей. Опасности для здоровья практически исключены.
Художники всех мастей сегодня открывают для себя объединяющий потенциал этой техники, ее уникальные свойства и многогранность.
Как работать с энкаустическими красками?
При комнатной температуре энкаустическая краска представляет собой твердое вещество. При нагревании становится работоспособной жидкостью. В этом жидком состоянии ее можно наносить на поверхность кистями, также можно наносить краску на поверхность, заливая, окуная или используя нагреваемые инструменты.
Нужно расплавить краску до безопасной температуры около 80-85°С. Вы можете расплавить краску непосредственно на палитре или в чашках.
Держите кисти в тепле, чтобы они оставались мягкими и готовыми к использованию (чтобы воск на них не затвердевал).
Если вы нанесете теплую краску на теплую панель, краска будет стекать на доску легче. Если вы нанесете теплую краску на холодную панель, краска быстро остынет и создаст текстуру.
Вам нужно подогреть каждый нанесенный на картину слой, чтобы сплавить слои между собой. Когда краска начнет блестеть, станет жидкой, процесс сплавления завершен. Чем холоднее была нанесена краска, тем тщательнее ее нужно расплавлять при сплавке, и наоборот.
Медленное тщательное сплавление приведет к гладкой эмалевой поверхности.
Если вы видите пузырьки воздуха на поверхности краски, поработайте горячим воздухом из теплового пистолета, направленным под углом, это поможет от них избавиться.
Используйте тепловые пушки: они дают широкий спектр эффектов, которых нельзя достичь с помощью кисти.
3. Дополнительные операции
В конце вы можете отполировать поверхность, получая эффект лакировки.