Эолова арфа что это
Как нежно поёт ветер. Эолова арфа, Пятигорск.
Эоловой арфой вздыхает печаль,
И звезд восковых зажигаются свечи,
И дальний закат, как персидская шаль,
Которой окутаны нежные плечи.
Георгий Иванов.
Эолова арфа — пожалуй, одно из самых романтичных мест Пятигорска и по совместительству прекрасная смотровая площадка. Расположена она на одном из отрогов Машука, и с неё открывается панорамный вид на Пятигорск и красоты Кавказского хребта.
Создателем проекта Эоловой арфы был Джузеппе Бернардацци, который вместе со своим братом Джованни стал первым архитектором таких городов на Кавказе, как Пятигорск и Кисловодск. Именно братьям Бернардацци, приглашённым из Швейцарии, Пятигорск обязан тем, что он стал благоустроенным популярным курортом и центром культурной жизни в первой половине XIX века.
В 1820-е годы согласно принятой программе развития и благоустройства Пятигорска, на Михайловском отроге горы Машук появилась зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями. Самое высокое и ветреное место парка было выбрано для реализации проекта беседки в стиле античного храма, посвященной древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Прообразом для Джузеппе Бернардацци стал «Храм Эола», построенный английским архитектором Уильямом Чемберсом в парке Кью недалеко от Лондона.
Площадка, на которой находится Эолова арфа, еще до появления здесь беседки полюбилась сначала военным (до 1810 года здесь был наблюдательный пост), а потом и жителям и гостям нового курортного города. Причина этого — широта обзора и красота открывающейся панорамы.
Строительство беседки закончилось в октябре 1831-го. Изначально под куполом беседки планировалось поставить статую Эола, но благодаря инициативе главного курортного доктора Ф. П. Конради было решено установить музыкальное устройство, ставшее в те годы очень популярным в Европе и уже появившееся в России, — эолову арфу. По убеждению Конради, прекрасные звуки, издаваемые арфой, должны были благотворно влиять на душевное состояние гостей курорта.
Эолова арфа не требует участия музыканта, звуки извлекаются из нее с помощью ветра. Сильный ветер заставляет играть более низкие, толстые струны, слабый — высокие, а замолкает арфа только в полный штиль.
Две эоловы арфы были заключены в круглый деревянный корпус, соединенный с флюгером или так называемым «крылом», установленным на куполе беседки и служившим для поворота конструкции таким образом, чтобы ветер мог играть на струнах инструмента.
Панорама сквозь колоннаду беседки:
Ежегодно перед наступлением холодов инструмент демонтировался, а летом снова устанавливался. Периодически он расстраивался и издавал далеко не самые волшебные звуки, требуя исправления и настройки.
Несмотря на все профилактические работы, за 30 лет использования инструмент окончательно вышел из строя. Только в 1890-х гг в теплое время года на куполе беседки стали устанавливать эолову арфу упрощенной конструкции.
Во годы гражданской войны сюда вернулся наблюдательный пункт. Капитальный ремонт беседки провели лишь в 1950 году.
В 1972 году появилась электронная «эоловой арфой»: уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, которое проработало здесь 20 лет. Сейчас, увы, нет и его; в беседке с 2008 года работает обычная аудиосистема, воспроизводящая характерную музыку в любую погоду, независимо от ветра. Те отдыхающие, что слышали звучание прежней, электронной, эоловой арфы, вспоминают о ней с сожалением.
Мне же достался только современный вариант звучания. Но я всё равно была очарована.
Короткое 20-секундное видео из беседки, смотрите со звуком, беседка начинает петь примерно на 7-й секунде. Виды на Пятигорск и Эльбрус в комплекте.
По вечерам беседку красиво подсвечивают (фото © Евгений Деденёв ):
Как добраться до Эоловой арфы:
Можно подняться к беседке из парка; так как она находится на возвышенности, то найти ее несложно — ее видно практически со всех ближайших улиц города. (Фото © oxa46213)
Примерно в 300 метрах от беседки находится остановка общественного транспорта «Народные ванны», от ж/д вокзала сюда идут автобус №1 и маршрутка №1.
Также я нашла в сети 2-минутное видео, на котором беседка и окружающие виды сняты с дрона с высоты птичьего полёта. Им я и хочу закончить рассказ.
Грот «Эолова арфа»
«Эолова арфа» — поэтическое название грота, расположенного в нижней части склона горы Алчак, рядом с восточной границей Судака. Сегодня это популярная достопримечательность. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, чтобы полюбоваться пейзажами и сделать фотографии. Сквозь скалу открывается живописный вид на море и Судакскую крепость.
Происхождение
В Крыму много удивительных мест, созданных могущественными силами природы. «Эолова арфа» — одно из них. Когда-то мыс Алчак был гигантским коралловым рифом. Ученые утверждают, что он сформировался из останков древних морских животных и кораллов. Географическое расположение создало такие условия, в которых известняк (горная порода органического происхождения) подвергался постоянному воздействию ветра. За века он постепенно выветрился. Сам по себе известняк достаточно хрупок, поэтому сначала могла образоваться трещина, которая позже привела к появлению сквозного отверстия. Так получился наземный грот. Кстати, отверстие продолжает постепенно расширяться, процесс выветривания не остановить.
Название скалы «Эолова арфа»
Красивое название у скалы появилось примерно в XVIII веке. Оно было выбрано не случайно. Эол — мифический бог, повелитель ветров. Этот герой встречается в произведении Гомера «Одиссея». Античный автор рассказывает о нем как о царе воздушной стихии. Эол дает в дар путешественнику мешок с ветрами, оставляя на свободе только один зефир, чтобы тот надувал паруса и помогал путникам плыть в нужном направлении. В свою очередь «Эолова арфа» — это древний музыкальный инструмент, получивший название в честь бога Эола. Арфа устанавливалась на открытых местах и играла под воздействием ветра. Ветер задевал струны, в результате чего получалась удивительно красивая мелодия, каждый раз новая. Подобно музыкальному инструменту, при сильном морском ветре грот тоже начинает издавать мелодичные звуки, напоминающие звучание арфы. В летнее время это не так заметно, но иногда все же слышно. Отсюда и название.
Алчакская тропа, ведущая к скале
К Эоловой арфе ведет так называемая Алчакская тропа. Прогулка по ней сама по себе очень увлекательна. Сегодня это один из самых экологически чистых маршрутов Крыма. Алчак или Алчак-Кая — живописный мыс. В переводе с крымско-татарского его название означает «низкая скала». Гора действительно не очень высокая — в пиковой точке она достигает 160 метров над уровнем моря. Однако с ее вершины открываются необыкновенные пейзажи. А внизу поблескивает кристально-чистая морская вода.
Пешеходная тропа хорошо различима. Ее протяженность составляет примерно 800 метров. Чтобы пройтись по ней небыстрым шагом, делая перерывы для купания, понадобится около двух часов. По пути расположены точные указатели, поэтому заблудиться практически невозможно. Да и по дороге всегда будут встречаться другие туристы, у которых можно спросить направление.
В 1959 году на мысе Алчак был обнаружен клад с золотыми монетами почти тысячелетней давности. Находка вызвала большой ажиотаж. Агрессивные поиски грозили повредить природный памятник. В результате в 1988 году Алчак-Кая был объявлен заповедником. На мысе были запрещены любые археологические и строительные работы.
Особо внимательные путешественники, смотря на окрестности грота «Эолова Арфа», замечают элементы каменной кладки. Время и причины ее появления ученые назвать не могут. Есть версия, что некогда на этом месте генуэзцы организовали наблюдательный пункт. Однако для подтверждения этих догадок необходимы раскопки. Настоящие археологи никогда не работали в этих местах. Возможно, в ближайшее время их все-таки допустят к исследованиям, и мы узнаем новые подробности о мысе и скале «Эолова арфа».
Побывавшие у грота туристы отмечают, что эта достопримечательность очень нравится не только взрослым, но и детям. Детей поражает звучание ветра, который то завывает, то поет, то смеется, а иногда словно рыдает. Многим кажется, что эта музыка звучит словно из подземного царства. Дети играют, слушают собственное эхо. Не менее привлекательно это место и для влюбленных пар. Здесь можно встретить закат, понежиться на теплом солнце, ощутить потоки приятного морского ветра.
Эолова арфа в Пятигорске
Беседка «Эолова арфа» в Пятигорске — памятник архитектуры федерального значения, являющийся популярной достопримечательностью и одним из символов города возрастом почти в 200 лет. С высоты Эоловой арфы открывается панорамный вид на город Пятигорск и окрестные поселки — Горячеводский и Свободы, а также природные красоты Кавказского хребта.
Эту круглую белую беседку, купол которой опирается на восемь изящных колонн, можно увидеть, совсем немного удалившись к востоку от центральной части города и поднявшись на один из отрогов горы Машук. Неподалеку от Эоловой арфы расположены несколько санаториев, действующих здесь уже много лет, минеральные питьевые источники и ванны, а также такие известные места Пятигорска, как грот имени Лермонтова и Академическая галерея.
Возле этой музыкальной беседки всегда достаточно много людей, отдыхающие любят бывать здесь как в дневное время, так и в вечернее, когда Эолова арфа красиво подсвечивается. В настоящее время площадка рядом с беседкой оборудована и благоустроена: дорожки вымощены камнями и установлены скамейки, где можно отдохнуть под прекрасные звуки арфы. В летние месяцы здесь часто продают сувенирную продукцию, включая открытки с изображениями беседки.
История Эоловой арфы
Создателем проекта Эоловой арфы является Джузеппе Бернардацци, который вместе со своим братом Джованни был первым архитектором таких городов на Кавказе, как Пятигорск и Кисловодск. Именно благодаря работе братьев Пятигорск стал благоустроенным популярным курортом и центром культурной жизни в первой половине XIX века. В это же время здесь жил и работал М. Ю. Лермонтов, изложивший многие свои наблюдения, связанные с городом, в повести «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени».
Площадка, на которой находится Эолова арфа, еще до появления здесь беседки полюбилась людям: сначала военным (до 1810 года здесь находился наблюдательный пост), а потом и жителям и гостям нового курортного городка. Причина этого — широта обзора и красота открывающейся панорамы. К 1829 году согласно программе развития и благоустройства Пятигорска, на Михайловском отроге горы Машук появилась зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями. Самое высокое и ветреное место парка было выбрано для реализации проекта беседки в стиле античного храма, посвященной древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Прообразом для Джузеппе Бернардацци стал «Храм Эола», построенный английским архитектором Уильямом Чемберсом в парке Кью недалеко от Лондона.
Строительство беседки началось в 1830-м году и закончилось в октябре 1831-го. Изначально под куполом беседки планировалось поставить статую Эола, но благодаря инициативе Ф. П. Конради — главного курортного доктора, было решено установить музыкальное устройство, очень популярное в те времена в Европе и уже появившиеся в главных городах России — Москве и Санкт-Петербурге, — эолову арфу. Две эоловы арфы были заключены в круглый деревянный корпус, соединенный с флюгером или так называемым «крылом», установленным на куполе беседки и служившим для поворота конструкции таким образом, чтобы ветер мог играть на струнах инструмента. По убеждению Конради, прекрасные звуки, издаваемые арфой, должны были благотворно влиять на душевное состояние гостей курорта.
Несмотря на то, что музыкальный инструмент демонтировался перед наступлением холодов, неоднократно исправлялся и настраивался, в 1861 году он окончательно вышел из строя и на несколько лет беседка осталась без звукового сопровождения. В 1890-х годах в теплое время года на куполе беседки стали устанавливать эолову арфу упрощенной конструкции.
Во время гражданской войны площадка вновь стала использоваться как наблюдательный пункт. Капитальный ремонт беседки был проведен лишь в 1950 году.
В 1972 году павильон был снабжен электронной «эоловой арфой», это уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, проработало здесь 20 лет. В настоящее время в беседке работает современная акустическая аппаратура, установленная в 2008 году, воспроизводящая характерную музыку в любую погоду, независимо от ветра. Однако те посетители, кто слышали звучание прежнего инструмента, вспоминают его с ностальгией.
Интересные факты
С самого начала своей истории Пятигорская Эолова арфа, основная часть которой выполнена из машукского камня, а купол — из отштукатуренного дубового каркаса и листового железа, стала весьма популярна как среди гостей курорта, так и среди творческих личностей. Помимо Лермонтова, описавшего ее в своем произведении, поэты посвящали этой музыкальной беседке стихи, а художники и фотографы старались запечатлеть ее в своих работах в разные времена года.
Под воздействием времени внешний облик беседки претерпел некоторые изменения и значительно упростился, однако это место по-прежнему притягивает большое количество посетителей. Удачное расположение беседки позволяет в полной мере полюбоваться красотой здешних пейзажей, а вдалеке увидеть высочайшую вершину России — Эльбрус.
Эолова арфа входит в перечень лермонтовских мест, о чем свидетельствует мемориальная табличка на ней.
Беседка «Эолова арфа» в Пятигорске — панорама на Google Maps
Как добраться до Эоловой арфы в Пятигорске
Так как беседка находится на возвышенности, то найти ее несложно — ее видно практически со всех ближайших улиц города. В парке рядом с Эоловой арфой есть большое количество тропинок и вымощенных камнем дорожек со ступеньками, по которым можно дойти до нее.
Недалеко от беседки, примерно в 300 метрах, находится остановка общественного транспорта «Народные ванны», до которой можно добраться на автобусе и маршрутном такси № 1, идущем от железнодорожного вокзала Пятигорска.
Если вы планируете доехать до Эоловой арфы на личном автомобиле, то сделать это можно по улицам Лермонтова, Красноармейская и бульвару Гагарина. Транспорт можно оставить на одной из парковок — рядом с Академической галереей или на улице Лермонтова — и далее прогуляться по одной из дорожек парка.
Также добраться до Эоловой арфы можно, воспользовавшись услугами такси, например, приложениями таких компаний, как Яндекс Такси или Maxim.
Видео о беседке «Эолова арфа» в Пятигорске
Эолова арфа.. Музыка ветра..
Эолова арфа.
Что же это такое? Эолова арфа – один из самых необычных струнных инструментов в мире. По сути, это вовсе и не музыкальный инструмент, так как на нём играет не музыкант, а ветер. Потому и название такое, от имени древнегреческого бога ветра Эола.
Музыкальным инструментом в строгом смысле слова эолова арфа не является, так как не требует участия музыканта-исполнителя. Состоит из резонатора — узкого деревянного ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны. Количество струн (обычно от 4 до 12, иногда 24 или 48) произвольно. Струны одинаковой длины, но различной толщины и степени натяжения обычно настраиваются в унисон (например, «соль» малой октавы); при колебании они издают не только основной тон, но и обертоны, так что общий диапазон эоловой арфы оказывается довольно значительным. Чем сильнее ветер, тем более высокие обертоны слышны. При слабом дуновении ветра звучание эоловой арфы лёгкое и нежное, при порывах — резкое и громкое.
Инструменты устанавливались таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный доступ ветра. Эоловы арфы обычно размещали на крышах и фронтонах зданий (например, в оконных проёмах), в парковых беседках (ротондах), гротах и т. п., причём так, чтобы ветер дул сбоку, параллельно деке. Некоторые эоловы арфы снабжались специальным устройством для придания воздушному потоку нужного (наиболее выгодного для возбуждения струны) направления.
Работа арфы была впервые объяснена лордом Релеем в 1915 году. Струны арфы движутся за счёт «вихревой дорожки Кармана», цепочки вихрей, срывающихся при обтекании жидкостью или газом цилиндрического объекта.
Считается, что эолова арфа была известна в античные времена; впервые её описал Афанасий Кирхер в трактате Phonurgia nova (1673). «Она состояла из прямоугольного ящичка, изготовленого из очень тонких досок, около 5 дюймов глубины и шириной 6 дюймов. Арфа должна была быть достаточно длинной, чтобы соответствовать всей ширине окна, и размещалась на подоконнике. В верхней части каждого конца коробки приклеивали полоску дерева около половины дюйма в высоту, эти полоски служат в качестве мостика для струн, которые тянутся продольно по всей верхней части коробки, и сделаны из кетгута или провода. Эти струны должны быть настроены в унисон с помощью колков, предназначенных контролировать их натяжение, как в скрипке. Когда инструмент лежит на окне, при достаточном притоке воздуха, струны начинают звучать издавая постоянно меняющиеся тона и обертона в зависимости от силы ветра».
В литературе
Арфа была популярна в Англии примерно в середине XVIII века среди поэтов «лэйкистов», о ней в своих стихах писал Кольридж. Одна из известнейших в России (если не самая известная) была установлена в середине XIX века в Пятигорске, на горе. Позже была разрушена, осталась только беседка в форме ротонды, которую и сейчас называют «Эолова арфа» и куда водят экскурсии.
Для поэтов эпохи романтизма эолова арфа символизировала гармоничное сосуществование природы (ветер) и человека (создатель музыкального инструмента). В знаменитом стихотворении 1795 года английский поэт Кольридж, уподобляет ветер в арфе жизненной энергии мироздания:
А что если все существа живой природы — лишь эоловы арфы различных очертаний, вибрации которых превращаются в мысли, словно бы сквозь них, текучий и безбрежный, проносится разумный ветер, что одновременно — и душа каждого, и бог всех.
Эолова арфа — поющий грот под Судаком
Природа нередко строит оригинальные сооружения – немногим инженерам приходят в голову подобные фантазии. Так появилась в толще массива Алчак над Судаком и Эолова арфа – поющий грот.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Эолова арфа на карте
Грот этот располагается в восточной части Судака, на окраине горы Алчак. Недалеко отсюда Судакская набережная, один из пляжей, устье реки Суук-Су.
Работа Гефеста и Эола
В греческих мифах Эол – бог ветров, его деятельность имеет прямое отношение к появлению грота.
Мыс Алчак ограничивает с юго-востока Судакскую бухту. По сведениям геологов, он представляет останец древнейшего кораллового рифа и в значительной мере сложен из мягких осадочных пород типа известняка. Они легко поддаются разрушению и в них часто появляются трещины и полости.
3D-панорама грота Эолова арфа
На этом этапе к возникновению грота приложил руку Гефест (у римлян – Вулкан) – бог, в числе прочего «отвечающий» за треволнения земной коры. Вероятно, Алчак попал ему как-то под горячую руку и в массиве мыса образовалась трещина. А после заработал Эол – его ветры увеличили разлом, превратив его в течение веков в довольно большую полость сквозную в скальном массиве.
Грот продолжает увеличиваться и сейчас – Эол и его подчиненные работают, их влияние на форму гор (именуемое наукой ветровой эрозией) человек отменить не в силах.
Заповедник и кладоискатели
Даже невооруженным глазом неспециалиста в гроте можно заметить остатки искусственно сложенной стены. Но ее происхождение до сих пор остается загадкой, а археологическое обследование пещеры до сих пор не проводилось.
При СССР до нее просто не дошли руки – Крым настолько богат археологическими ценностями, что специалисты просто не успевали работать с теми из них, что не находились под угрозой разрушения или уничтожения и не являлись «представительскими» туристическими объектами. А позже сложилась ситуация, охарактеризовать которую получится лишь с помощью поговорки о выплеснутом с водой ребенке.
Недавно (несколько лет назад) у Алчак-Кая обнаружили крупный клад золотых монет. Факт получил огласку – и на мыс толпой ринулись «черные археологи», рассматривающие поиск древностей исключительно в качестве способа наживы. Территория же его является заповедной и сгоряча, в желании оградить заповедник от грабителей, на ней запретили археологические исследования полностью, хотя нормальных археологов обязательно допускают даже на строго охраняемые объекты.
Ныне руководство Судака пытается исправить положение – ведь нельзя из-за действий правонарушителей («черная археология» преследуется по закону) мешать прогрессу науки. Судакские достопримечательности нуждаются в комплексном изучении – тогда они будут и интереснее, и полезнее для понимания общей логики развития крымской истории. Есть основания надеяться, что вскоре настоящие ученые получат доступ к Алчаку и разберутся с его загадками, в том числе и со странной каменной кладкой в Эоловой арфе.
Пока же основная версия гласит, что в гроте устроили наблюдательный пост генуэзцы во времена расцвета своей колонии в Судаке. А стена потребовалась им для дополнительного укрепления и защиты от сквозняка. Но это – только предположение.
Прогулка к гроту по скалам
Осматривать грот иногда приводят организованные экскурсии по заповедной территории, но чаще все желающие забираются на Алчак сами по тропе, начинающейся там, где заканчивается набережная.
Тропинка эта хорошо заметна. Чтобы пройти по ней, не нужно ни навыков, ни оборудования, ни особой тренированности. Достаточно взять нескользкую спортивную обувь и не иметь серьезных проблем с сердцем и боязнью высоты. Преодолеть придется всего несколько сот метров. Тропка маркирована, да и туристов по ней ходит немало. Отзывы утверждают, что это не поход, а приятная прогулка.
Пройти мимо нельзя – скала, навылет пронзенная отверстием пещеры, слишком заметна. Поможет сориентироваться и звук – вроде гудения или звона. Его сила и тональность всегда меняются, ибо порождает их ветер, проходящий сквозь пещерную полость. Отсюда и название грота – греки именовали эоловыми арфами алогичные образования в собственных горах, да и специально умели сооружать инструменты, «работающие» от ветра.
В поперечном срезе грот почти круглый. Находиться в нем безопасно. Заблудиться невозможно в принципе – вся его протяженность составляет несколько метров. Сталактитов, сталагмитов и других пещерных красот нет – в Эоловой арфе совершенно сухо.
Посещают же ее ради «музыки ветров» и фото. Грот Эолова арфа в Судаке позволяет получить неповторимые панорамы всего города, бухты и Крепостной горы с Генуэзской крепостью. Вид отсюда не уступает панораме с Колеса обозрения в Парке аттракционов, а скорей и превосходит ее. Кроме того, визит сюда можно отлично совместить с купанием на одном из диких пляжей Алчака – лишенных признаков цивилизации, но зато уединенных и чистых.
Чего тут нельзя делать – пытаться отковырять кусочек древней кладки на память или оставлять автографы на стенах. Может, охрана заповедника и не поймает (в пещере она бывает, но не слишком часто), но надо же и совесть иметь.
Как добраться (доехать) от Судака
Ближе всего от грота, в 740 м, расположилась остановка городского транспорта «Аквапарк», где проходят маршрутки №1 и №2.
На машине же самостоятельно подъехать к искомому объекту рекомендуем так:
Туристу на заметку
Зимой и летом играет над Судаком Эолова арфа. Сыновья бога ветров забавляются с папиным инструментом, делая Крым истинно волшебным местом. Хотя он и без них таков… В заключение предлагаем посмотреть видео в тему нашей статьи, приятного просмотра!