епископ что это такое
Епископ
Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. αρχι — главный, старший + ἱερεύς — священник).
Содержание
История и значение термина
Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской.
С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — (архиепископа, митрополита, патриарха) термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς ). В грекоязычных Церквях общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).
Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем [1] по чину Мелхиседекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)
Епископ в Новозаветное время
В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος :
В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν.»
Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви
Канонические основания и роль епископа в Церкви
По учению как Православной, так и Католической Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.
Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило), кроме особых случаев.
Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно патриарху — предстоятелю поместной церкви.
К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Трулльского собора («Пято-шестого»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Русской церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими монашеский постриг.
Епископ в православии
Епископство в России
В III в. существовала Скифская епархия Вселенской церкви с центром в Добрудже, которой подчинялись скифы-христиане, жившие в том числе и на землях современной России. Именно с этой общины верующих, созданной апостолом Андреем, по церковному преданию начинается распространение православной веры в России.
В 961 состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов.
Первым Киевским митрополитом, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси.
В истории Русской Церкви имеется множество случаев политических разногласий и даже противостояний между епископами и светскими властителями — князьями. Наиболее упорная борьба имела место между Новгородскими архиепископами и Московскими Великими князьями в XIV—XV века.
В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского митрополита Климента. Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I.
За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.
Избрание Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.
Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для ставленника — кандидата —, а в исключительных случаях — 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.
Епископ в Римско-Католической Церкви
В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).
Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора.
Епископ в протестантизме
Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение — это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.
Для чего нужен епископ в Церкви
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
С древности известно основное отличие этого звания от других степеней священства. По слову свт. Епифания Кипрского:
Значение слова
Оно имеет еще дохристианское происхождение, означая хранителя, блюстителя. Причем в античности так практически никогда не именовали религиозных деятелей, например, жрецов. Это были «надзиратели» над рабами, «блюстители» казны или строительных работ.
Возможно, впервые в духовном смысле понятие употребляет Апостол Петр. Обращаясь к христианам, он говорит: «Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2: 25). «Блюститель» звучит на греческом как «ἐπίσκοπος», так св. Петр именует Христа.
Кто был первым «блюстителем» Иерусалимским
Святой апостол Иаков
Первым архиереем Иерусалима стал Апостол Иаков, называемый также братом Господним, так как был сыном прав. Иосифа, мнимого супруга Богородицы Марии. Такое именование принято потому, что из всех сыновей Иосифа именно он согласился выделить долю имущества для Иисуса, а также сопровождал отца и Марию с Младенцем, когда им пришлось бежать в Египет.
Благодать прав. Иаков, как другие Апостолы, получил непосредственно от Духа Святого, сошедшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом.
В Иерусалиме он, несмотря на враждебность иудеев к ученикам «Иисуса из Назарета» имел репутацию праведного по Закону Моисея человека: не пил вина, был постник, строгий ревнитель Закона, молитвенник. Апостола сбросили с крыши храма иудейские законоучители, требовавшие от него отречься от Спасителя при народе, но вместо этого услышавшие пламенную проповедь. Последние слова мученика были молитвой о прощении его убийц.
Полезные материалы
Во времена Апостолов
Впоследствии, разойдясь с проповедью по Римской империи ученики Христовы подавали дары Духа тем достойным, кого ставили во главе вновь образованных молодых христианских общин.
Судя по «Деяниям Апостолов», суть происходящего понимали далеко не все. Так, в полуязыческой Самарии уверовавший волхв Симон, видя, какие чудеса творятся руками учеников Христа, попытался купить у них благодать, принеся деньги. Общеизвестен резкий ответ св. Петра: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:20) и покаяние Симона, действовавшего, очевидно, «в простоте». Но имя его стало нарицательным.
В годы гонений
Постепенно, с распространением христианства, возникло общепринятое установление, что епископ – получивший Апостольскую благодать предстоятель местной церковной общины. Первоначально они были невелики, чаще всего были вынуждены проводить тайные богослужения, скрываться от римских властей, преследовавших христиан. Не раз приходилось уходить на нелегальное положение также предстоятелям, о чем свидетельствуют многие жития святых первых веков.
Византийская практика
К тем же временам восходит, очевидно, принятая у христиан Византии практика «один город – один епископ», даже если город не очень велик. Такие владыки, как правило, хорошо знали своих прихожан, а сами вели образ жизни довольно скромный: например, известно, что предстоятель общины небольшого города Тримифунта, свт. Спиридон (IV в.), всю жизнь держал овец и коз, даже сам их пас. При этом его житие наполнено случаями духовной или материальной помощи тому или иному христианину города, ведь святитель был знаком с каждым лично.
Первые святители на Руси
Несколько другой оказалась ситуация на Руси, принявшей христианство с 988 г., но по объективным причинам не перенявшей византийский подход к архиерейскому статусу: территории Руси были обширны, а потому епархии – огромны. Здесь знать каждого прихожанина было уже попросту невозможно. Поэтому исторически сложилось, что епископ становится более администратором, чем духовным отцом своей паствы.
Имена архиереев первых лет по Крещении до сих пор точно не установлены:
Какое место занимает в иерархии священнослужителей
С IV в. окончательно сложилась иерархия из трех степеней, первые две из которых – диакон и иерей. Епископ – третья, высшая степень иерархии священнослужителей.
В чем отличие от архиепископа
С IV в., когда по прекращении гонений чисто верующих растет, постепенно происходит централизация управления Церковью:
Впоследствии в иерархии еще не раз происходили изменения. Например, у Константинопольской патриархии к X-XI в. установилась иерархия, на высшей степени которой – патриарх, затем – митрополиты и епископы.
Ныне иерархия высших званий в епископате в порядке возрастания выглядит следующим образом:
Как становятся архиереями
Первоначально архиерея избирала вся община. Однако, уже с IV в. эта практика постепенно начинает ограничиваться, пока не отменяется совсем. Впоследствии серьезное влияние на выбор стала оказывать светская власть. Так, например, было в России после отмены патриаршества (с 1721 г.).
Поместный Собор 1917-18 гг. решил возродить участие в выборах мирян, церковнослужителей, однако впоследствии применить эту норму не удалось ни разу по причине начавшихся гонений.
Современный Устав Русской Церкви предполагает, что «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси».
Какими качествами должен обладать кандидат
Основные требования к претенденту на «доброе дело» (1 Тим.3:1) архиерейства мало изменились со времен Апостола Павла, который их сформулировал, обращаясь к своему ученику Тимофею:
Апостол указывает также, что кандидат не должен быть из недавно принявших Крещение, так как такой архиерей неопытен, а также иметь «доброе свидетельство от внешних», то есть хорошую репутацию.
Установления св. Павла соблюдались неукоснительно, хотя нет правил без исключения. Вот одно из них, описываемое житием свт. Амвросия Медиоланского. Еще не принявший Крещения, то есть оглашенный, он, будучи чиновником, прибыл в Медиолан (сейчас Милан), раздираемый смутами среди церковного народа, который никак не мог определиться с предстоятелем общины.
Неожиданно во время разбора этого дела кто-то из толпы, как потом оказалось – ребенок, как бы движимый Духом, воскликнул: «Амвросий – епископ!» Жители города приняли это как знак свыше, и, несмотря на крайнее смущение кандидата, буквально заставили его принять кафедру. Таким образом, Медиоланский архиерей оказался не просто из «недавно обращенных», но крестился прямо перед рукоположением.
Единственное, чем нынешняя практика отличается от Апостольского века – запрет на рукоположение женатых. Она сформировалась к V в., а император Юстиниан прямо запретил белому духовенству занимать кафедры. Однако требования к нравственному состоянию кандидата на епархию не изменились до наших дней.
Какие обязательства налагает это служение
Архиерей, возглавляющий епархию, прежде всего, руководитель ее духовной и богослужебной жизни. Рукоположение клириков, освящение храмов, развитие духовного образования – все это его обязанности. Он же представляет православных во взаимоотношениях со светской властью.
Как проходит поставление
Хиротония предполагает несколько этапов:
Вот как описывает рукоположение русский литургист начала XX в., Гермоген Шиманский:
«После малого входа с Евангелием во время пения «Святый Боже», а именно пред пением заключительного «Святый Боже» и восхождением архиереев на горнее место, протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого пред царские врата, и отсюда он приемлется архиереем в алтарь пред престол. Здесь, сняв с себя митру и трижды поклонившись престолу и приложившись к нему, он встает пред престолом на оба колена, полагая руки крестообразно на престол и главу, этим свидетельствуя свою покорность воле Божией.
Тогда на его главу возлагается разогнутое Евангелие письменами вниз, поддерживаемое со всех сторон архиереями, — это как бы рука Самого Господа, возвышающая посвящаемого и вместе с тем подчиняющая его закону Евангелия»
После этого читается «совершительная молитва», при этом на главу посвящаемого возлагают правые руки совершающие хиротонию архиереи. Затем следуют тайные молитвы, принявший епископство получает одежды сана.
Облачение
Архиерей в облачении, 18 век. Художник Федор Солнцев
Составные части облачения:
Обращение при личной встрече и в официальном письме
Обычно к епископу, архиепископу, митрополиту обращаются:
При обращении к Патриарху лично во время беседы обычно говорят «Святейший Владыка». В письмах принято писать «Ваше Святейшество».
Сколько сейчас в РПЦ насчитывается служителей в этом сане
К настоящему времени это 433 архиерея, включая находящихся на покое. Однако количество епархий значительно меньше, следовательно, далеко не все владыки имеют кафедры.
Может ли Владыка быть без епархии?
Около 100 современных архиереев – так называемые викарные, не имеющие кафедры, помогающие епархией другому Владыке. Обычно это происходит в больших епархиях. Так, в Москве создано 11.
Как называется собрание епископата
Устав именует такое собрание Архиерейским Собором. В отличие от Поместного, здесь не принимают участие духовенство, миряне. Ныне он собирается по крайней мере один раз каждые 4 года, решая важнейшие вопросы церковной жизни. Он же представляет собой высшую инстанцию церковного суда.
Причисленные к лику святых
Неся нелегкое, но благодатное служение, многие владыки достигают святости. Только Византийский церковный календарь знает десятки таких угодников Божиих. Среди них святители:
Не меньше святых архиереев у Русской Церкви. Среди этих угодников Божиих – свтт. Петр и Алексий Московские, Стефан Пермский, Николай Японский. С XX в. список канонизированных владык пополнился сотнями новомучеников, исповедников.
Святые отцы о высоком служении
Особая благодатность архиерейства – основная тема высказываний святых отцов об этой духовной миссии.
Сщмч. Игнатий Богоносец еще во II в. писал:
«Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви».
А свт. Григорий Богослов, сам бывший архиереем, не понаслышке знал об особых искушениях, встречающихся на этом пути:
«..Управлять служителями — подлинная сеть пагубы. Жестоких владык они всегда ненавидят, а богобоязненных бесстыдно попирают; к злым неснисходительны, добрым неблагопокорны, но на тех и на других дышат неразумным гневом. А сверх того надобно заботиться об имуществе, всегда иметь на плечах кесарево бремя, переносить сильные угрозы сборщика податей; потому что подать, возрастая с имением, унижает для людей цену самой свободы, а на устах лежат узы. Надобно проводить время среди волнений многолюдного собрания, близ высоких седалищ, с которых решаются людские распри, надобно выслушивать громкие возражения противника, или по закону терпеть скорби в запутанных сетях.
Вот бремя, вот труд! А злые берут преимущество пред добрыми; блюстители законов могут быть куплены той или другой стороной. И если злой имеет у себя больше достатка, то он и лучший. Кто же с такими людьми, без помощи Божией, избежит множества лжей и хитросплетений? Ибо необходимо или опрометью бежать и оставить все злым, или очернять свое сердце, подобно как приближающийся к злому дыханию истребительного огня носит на себе печальные знаки или пламени, или дыма».
Возможно, эти слова стоит почаще приводить на память тем, кто ныне осуждает владык за те или иные проступки, ошибки, погрешности. Свободны ли от них сами судящие? Стоит ли судить того, с кого и так будет строжайший спрос? Ведь по слову свт. Иоанна Златоуста, «получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых, и в бесчисленном множестве других дел». Но даже недостоинство архиерея не отменяет главного: его Апостольской благодати, той же, что в первые века.